Методическая разработка занятия по литературе "Жизнь и поэзия М. Цветаевой"
план-конспект занятия по литературе (10 класс) на тему
Занятие посвящено основным этапам биографии и творчества М.И. Цветаевой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Занятие посвящено основным этапам биографии и творчества М.Цветаевой | 41.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка занятия по литературе
«Жизнь и поэзия Марины Цветаевой»
Цели: познакомить студентов с этапами биографии и творчества М.И. Цветаевой
Задачи занятия:
1. Образовательные: познакомить с жизнью и творчеством М.И. Цветаевой, темами и мотивами лирики, показать исключительность чувств лирической героини;
2. Развивающие: пробудить у студентов интерес к личности автора и его произведениям, развивать умение анализировать произведения, извлекать информацию из текста, делать выводы, развивать навыки монологической речи и выразительного чтения, умения выступать перед аудиторией, навыки конспектирования лекции;
3. Воспитательные: пробудить чувство гордости за богатство и разнообразие творчества этого уникального поэта; способствовать воспитанию любви к литературе, нравственных ценностей.
Методические приемы: рассказ учителя, эвристическая беседа, коллективный анализ поэтического произведения, комментарии, предварительная домашняя подготовка, использование межпредметных связей.
Оборудование: портрет М. И. Цветаевой, мультимедийное оборудование, эпиграф, тексты стихотворений, выставка книг, литературоведческий словарь (тога – мужская одежда у граждан Древнего Рима, полотнище, перекидываемое через левое плечо; схима – в православии; монашеский обет вести особо суровый, аскетический образ жизни; брань – война, битва).
Эпиграф на доске: Моим стихам,
Как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
М. Цветаева, 1913
Ход занятия:
I. Введение. Вступительное слово учителя.
«Марина Ивановна Цветаева - выдающийся поэт-профессионал, вместе с Пастернаком и Маяковским реформировавшая русское стихосложение на много лет вперёд…» - отмечал наш современник Евгений Евтушенко.
Цветаева вступила в литературу на рубеже веков, в смутное и тревожное время. Как многим поэтам ее поколения, ей присуще ощущение трагизма мира. Жила она по принципу: быть только самой собой. Она опередила своё время. При жизни слава её была невелика, но всегда, даже после выхода первой книги, она была убеждена:
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я – поэт,
Сорвавшихся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет…
<…>
Разбросанным в пыли по магазинам,
Где их никто не брал и не берёт,
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черёд.
(1913)
Стихотворение «Если душа родилась крылатой…» отражает её понимание своей роли: если человек рожден истинным поэтом, что ему жизненные беды и невзгоды?! Он выполняет Божью миссию на этой земле. Истинный поэт стоит несоизмеримо выше бытовых проблем!
Если душа родилась крылатой,
Что ей хоромы – и что ей хаты!
Что Чингиз-хан ей и что – Орда!
Два на миру у меня врага,
Два близнеца неразрывно – слитых:
Голод голодных – и сытость сытых!
(1918)
М.И. Цветаева стала летописцем своей эпохи. Почти не затронув трагической истории ХХ века в своем творчестве, она раскрыла трагедию мироощущения человека, современника. Лирическая героиня ее поэзии дорожит каждым мигом, каждым переживанием и каждым впечатлением.
В образе лирического героя раскрывается личность поэта. Лирический герой близок к лирическому «Я». Он доносит до нас размышления и переживания поэта-художника, открывает духовный мир Цветаевой. Посмотрим это на примере стихотворения «Кто создан из камня, кто создан из глины…»
II. Анализ стихотворения.
(Студентам раздаются карточки с текстом)
- Имя дается человеку при рождении и нередко определяет всю жизнь. Что значит имя Марина? (Морская)
- Чтение стихотворения наизусть (индивидуальное задание). Все следят по тексту.
Кто создан из камня, кто создан из глины, -
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело – измена, мне имя – Марина,
Я - бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти –
Тем гроб и надгробные плиты…
- В купели морской крещена – и в полете
Своем – непременно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня – видишь кудри беспутные эти? –
Земной не соделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной – воскресаю!
Да здравствует пена – веселая пена –
Высокая пена морская!
(1920)
- Кто герои этого стихотворения? (Это Марина и те, «кто создан из глины», т.е. обыкновенные смертные люди. Уже одно это противопоставление заставляет задуматься над особенностями Марины.)
- Выписать в два столбика слова, относящиеся к этим героям. (Таблица на карточках и на доске.)
Строфа | Обыкновенные люди | Марина |
1 | камень, глина | серебрюсь, сверкаю, пена, измена |
2 | глина, плоть, надгробие, гроб, плиты | крещена, в полете, разбита |
3 | сердце, сети, земная соль | своеволие, беспутные кудри |
4 | гранитные колена | воскресаю, пена |
- Какое слово главное в первой строфе? (Измена)
-Какие антонимичные слова есть во второй строфе? (Гроб – крещена)
-Почему героиня со своими беспутными кудрями не хочет стать «земной солью» («народная слава»)? (Она не хочет лишиться свободы, стать героем; не хочет засорять берег, как это делает соленая вода.)
-Что означает слово «воскресаю»? Какому слову оно близко? (Крещена, и противостоит «граниту».)
Итак, Марина – всякая, поэтому ей «дело – измена», потому она разбивается - воскресает. В этом ее душа.
Вывод: в стихотворении «Кто создан из камня, кто создан из глины…» М.И. Цветаева расшифровывает значение собственного имени. Имя «Марина» имеет значение «морская». Оно гармонично соответствует темпераменту цветаевской лирической героини, ее подвижности, энергичности и своеволию, которым она так гордится. Главной в стихотворении становится идея самовыражения, воплощения неутомимой жизненной энергии. М.И. Цветаева создает образ неукротимой стихии, которая бушует не только в реальности, но и в сердце лирической героини. Героиня уподобляется серебрящейся морской пене. Она в буквальном смысле сливается с ней, испытывая чувство гармоничного единения с миром морской стихии. Беспутному своеволию морской купели в стихотворении противопоставлены земная соль, надгробные плиты, гранитные колена — статичные, приземленные образы. Основным изобразительно-выразительным средством становится метафора, благодаря которой содержание произведения воспринимается в двух образных планах. Во-первых, перед глазами читателя возникает поэтичная картина морского побережья с ритмичным накатом пенящихся волн. Во-вторых, становится понятной мятежная душа лирической героини, переменчивая и своевольная. Морская стихия помогает ей возрождаться в пучине житейских испытаний. Стихотворение овеяно оптимистическим пафосом, духом бунтарства и свободомыслия, творческим стремлением к созиданию.
III. Вехи жизни.
1. Марина Ивановна родилась в Москве 26 сентября 1892 года.
Стихотворение «Красною кистью рябина зажглась» (1916) заставляет нас вспомнить об этом событии.
-Чтение стихотворения «Красною кистью...» (индивидуальное задание).
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов,
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
- Что автобиографичного в этом стихотворении? Символом чего стала рябина в судьбе Цветаевой?
(В период листопада, когда зреет рябина, родилась Марина. В это время звонили колокола. Наступал праздник Иоанна Богослова (один из 12-и апостолов, любимый ученик Христа.) Рябина навсегда вошла в её поэзию. Пылающая и горькая, на излёте осени, в преддверии зимы, она стала символом судьбы - переходной и горькой.)
2. Семья Цветаевых жила в уютном особняке одного из старинных московских переулков; лето проводила в живописных местах Подмосковья, в калужском городке Таруса. В доме царил культ книги, в жизни семьи было много музыки, стихов. Отец Марины был известным профессором, филологом, искусствоведом, мать, талантливая пианистка, открывшая перед детьми чудесный мир природы и давшая в руки лучшие в мире книги, произошла из польско-немецкой обрусевшей семьи.
Стихотворение «Книги в красном переплёте» рассказывают о любви Марины Цветаевой к книгам, которая зародилась в детстве.
- Чтение наизусть стихотворения «Книги в красном переплете» (индивидуальное задание).
- Что дорого героине в ее детских воспоминаниях?
3. Уже в шестилетнем возрасте Марина Цветаева начала писать стихи, притом не только по-русски, но и по-немецки, по-французски. А когда ей исполнилось 18 лет, выпустила на личные деньги сборник «Вечерний альбом» (1910). Если судить по содержанию, стихи были ограничены кругом домашних, семейных впечатлений. Здесь она утвердила своё творческое кредо – самобытность, непохожесть на других, исследование собственной души, много сказала о себе, о своих чувствах.
- Чтение наизусть стихотворения «Домики старой Москвы» (индивидуальное задание).
- Какое настроение у лирической героини, чем оно вызвано?
(Грустное, потому что исчезает старая Москва, часть культуры древнего города.)
Москва в ранних сборниках – воплощение гармонии, символ минувшего. Здесь и восхищение столицей, и любовью, и нежность к ней, ощущение Москвы как святыни Отечества. Мотив святости, праведности звучит в большинстве стихотворений цикла 1916 г. «Стихи о Москве». Он связан с образом странников-слепцов, бредущих «Калужскою дорогой», с образом лирической героини:
Надену крест серебряный на грудь,
Перекрещусь и тихо тронусь в путь
По старой по дороге по Калужской.
-Чье творчество напоминают эти мотивы?
(Напоминают творчество А. Н. Некрасова.)
4. На протяжении всей жизни огромное количество людей окружало Марину. Они были совершенно разными и по-разному раскрывали ее поэтический и человеческий талант. Слагаемые ею стихи группируются в циклы, один из которых посвящен А. Блоку. Это страстный монолог влюбленности, хотя видела Цветаева поэта издали лишь, не обменялась ни единым словом. Для нее Блок – символический образ Поэзии.
- Чтение стихотворения «Стихи к Блоку» (индивидуальное задание).
Зверю – берлога,
Страннику – дорога,
Мертвому – дроги,
Каждому свое.
Женщине – лукавить,
Царю – править,
Мне – славить
Имя твое.
(1916)
- Как вы поняли эти стихи? (Основное назначение у Цветаевой – славить Блока.)
5. А. Пушкин ввел девочку в незнакомый мир чувств, мир «тайный, скрываемый взрослыми». Поэма «Цыганы» положила начало восприятию такой стихии, как Любовь, а «Евгений Онегин» дал уроки «смелости, гордости, верности, судьбы, одиночества». У нее был «свой» Пушкин. Сказав «мой», Цветаева определила свое отношение к поэту:
Пушкин – тога, Пушкин - схима,
Пушкин – мера, Пушкин – грань...
Пушкин, Пушкин, Пушкин – имя
Благодарное – как брань.
6. Для Цветаевой поэтическое искусство было «ежедневным трудом», святым, единственным ремеслом: «Я не верю стихам, которые льются. Рвутся – да». Смелое, порывистое дробление фразы на отдельные смысловые куски ради почти телеграфной сжатости. Порывистый и прерывистый характер речи необычен уже потому, что он отражает душевное состояние поэта со стремительной непосредственностью переживаемой минуты. Широк диапазон её поэзии: от народных русских сказок – поэм до психологической лирики. Постоянная, неустанная работа, переделка, шлифовка написанного.
Так же относилась к поэтическому труду и Ахматова.
- Чтение отрывка из стихотворения «Ахматовой» (индивидуальное задание).
Мы коронованы тем, что одну с тобой
Мы землю топчем, что небо над нами – то же!
И тот, кто ранен смертельной твоей судьбой,
Уже бессмертным на смертное сходит ложе.
<…>
В певучем граде моём купола горят.
И Спаса светлого славит слепец бродячий.
И я дарю тебе свой колокольный град,
Ахматова! – сердце своё в придачу.
- В чем сходство двух поэтов? (Живут на одной земле, они современницы.)
- Как относится лирическая героиня к Ахматовой?
(Уважает, ценит, преклоняется перед талантом, дарит ей свой город – Москву.)
Для Цветаевой типично обращаться на «ты», своевольно все подчиняя своей мечте. А ведь личное общение у них произошло уже в 1941 г., когда поэтессы проговорили наедине много времени.
7. Поэзию Марины Цветаевой невозможно представить без темы любви: «Любить – знать, любить – мочь, любить – платить по счету». Любовь у Цветаевой всегда «поединок роковой», всегда спор, конфликт и чаще – разрыв. Невероятная откровенность, открытость – неповторимые черты лирики поэтессы. Героиня убеждена, что чувствам подвластны и время, и расстояния:
Нежней и бесповоротней
Никто не глядел нам вслед...
Целую вас – через сотни
Разъединяющих лет.
- Исполнение песни на стихи М. Цветаевой «Мне нравится, что Вы больны не мной...»
- Какие отношения между героями стихотворения?
- Могут ли они стать возлюбленными? (Нет, стихотворение посвящено будущему мужу сестры Анастасии М. Минцу).
8. Цветаева посвящала стихи близким людям: друзьям – поэтам, бабушке, мужу, Сергею Яковлевичу Эфрону, детям, дочери Але и сыну Георгию.
- Чтение отрывка из стихотворения «Аля» (индивидуальное задание).
Не знаю, где ты и где я.
Те же песни и те же заботы.
Такие с тобою друзья!
Такие с тобою сироты.
И так хорошо нам вдвоем –
Бездомным, бессонным и сирым...
Две птицы: чуть встали – поем,
Две странницы: кормимся миром.
- О ком стихотворение? (О матери и дочери) Какие отношения между героинями? (Они помогают друг другу и поддерживают.)
- Как складывается их судьба? (Нет дома, они странницы, сироты.)
- Чтение стихотворения «Бабушке» (индивидуальное задание).
Продолговатый и твердый овал,
Черного платья раструбы...
Юная бабушка! - Кто целовал
Ваши надменные губы?
Руки, которые в залах дворца
Вальсы Шопена играли...
По сторонам ледяного лица –
Локоны в виде спирали.
Темный, прямой и взыскательный взгляд,
Взгляд, к обороне готовый.
Юные женщины так не глядят.
Юная бабушка, кто вы?
Сколько возможностей вы унесли,
И невозможностей - сколько? –
В ненасытимую прорву земли,
Двадцатилетняя полька!
День был невинен, и ветер был свеж,
Темные звезды погасли.
- Бабушка! - Этот жестокий мятеж
В сердце моем - не от вас ли?..
- Как изображает автор лирическую героиню? (На портрете бабушка в расцвете молодости и красоты)
- Чем пытается объяснить свой трудный, неровный характер? ( Свой трудный характер пытается объяснить чертами, доставшимися от ей бабушки)
Сын Марины Цветаевой и Сергея Эфрона родился в эмиграции, где с остатками Добровольческой Белой армии оказался муж, а в 1922 году уехала за границу и Марина. Жизнь в эмиграции складывалась трудно. Эмигрантским журналам не нравились честные, неподкупные стихи Цветаевой. «Мой читатель остался в России, куда мои стихи... не доходят,» - сожалела она.
- Чтение отрывка из стихотворения «Стихи к сыну» (1932) (индивидуальное задание).
Ни к городу и ни к селу –
Езжай, мой сын, в свою страну, -
В край – всем краям наоборот!
Куда назад идти – вперед
Идти, - особенно – тебе,
Руси не видавшее
Дитя мое... Мое?
Её – Дитя!
- Какое пожелание высказывает поэтесса?
(Хочет, чтобы сын жил на русской земле, сожалеет, что он не видел России.)
9. Вынужденная эмиграция не принесла ей желаемого облегчения: тоска по Родине навсегда связала её с Россией, именно поэтому, прожив много лет за границей, она всё же решила вернуться. Это произошло в 1939 году. Семья наконец воссоединилась, но эта последняя в её жизни радость длилась недолго. Дочь Ариадна и муж Сергей Эфрон были арестованы, не было друзей рядом, жилья, под гнетом личных несчастий, в одиночестве, в состоянии душевной депрессии, в начале Великой Отечественной войны, 31 августа 1941 г. Марина Цветаева покончила с собой.
- Стихотворение: «Знаю, умру на заре! На которой из двух….»
Знаю, умру на заре! На которой из двух,
Вместе с которой из двух – не решить по заказу!
Ах, если б можно, чтоб дважды мой факел потух!
Чтоб на вечерней заре и на утренней сразу!
Пляшущим шагом прошла по земле! – Неба дочь!
С полным передником роз! – Ни ростка не наруша!
Знаю, умру на заре! – Ястребиную ночь
Бог не пошлет на мою лебединую душу!
Нежной рукой отведя нецелованный крест,
В щедрое небо рванусь за последним приветом.
Прорезь зари – в ответной улыбки прорез...
Я и в предсмертной икоте останусь поэтом.
IV. Вывод, итоги.
- Какие этапы биографии М. Цветаевой вам особенно запомнились?
- Что можно сказать о лирической героине Цветаевой?
(Женщина гордая, сильная, решительная, любящая, верная, своевольная. Она способна на дружбу и любовь.)
- Близки образы лирической героини и поэта?
(В образе лирической героини раскрывается личность автора. “Стихи мои – дневник”, - писала Цветаева. А дневнику доверяют сокровенные мысли, тайны, мечты, надежды.)
- Каким темам посвящены стихи Марины Цветаевой?
(Любви, дружбы, назначение поэта, Родины, странничества.)
V. Заключительное слово.
Наследие Марины Цветаевой значительно: книги лирических стихов, семнадцать поэм, восемь стихотворных драм, автобиографическая, мемуарная и историко-литературная проза, письма, дневниковые записи. Она никогда не подделывалась под вкусы читателей и издателей. Сила ее стихов – не в зрительных образах, а в потоке все время меняющихся, гибких ритмов. Любое ее произведение подчинено правде сердца. Ее стихи мелодичны, задушевны, поэтому к ним обращаются композиторы, появляются прекрасные песни. Настоящее в искусстве не умирает.
VI. Домашнее задание:
1. Выучить наизусть понравившееся стихотворение.
2. Подготовить анализ одного стихотворения.
Литература:
- Литература: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / Г.А. Обернихина, И.Л. Вольнова и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 656 с.
- Справочник по русской литературе для школьников / М.А. Аристова, Б.А. Макарова, Н.А. Миронова, Ж.Н. Критарова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2010. – 590.
- http://открытыйурок.рф/статьи/213632/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме: "Японская поэзия" 7 класс
В течении урока учащиеся знакомятся с японской поэзией хайку. Узнают историю возникновения, правилами написания хайку. Знакомятся с творчестом японских поэтов....
Методическая разработка итогового урока по теме "Поэзия Серебряного века", литература 11 кл.
Данная методическая разработка содержит презентацию, план-конспект урока и аудиозаписи песен Вертинского и "Песни Сольвейг" из оперы Э. Грига " Пер Гюнт"....
Методическая разработка внеклассного мероприятия. Игра – конкурс «Поэзия без границ» для учащихся 2 – 9 классов.
Быстро меняющиеся реалии нашей жизни, новые вызовы времени требуют от учителя изменения вектора образовательной, воспитательной работы и технологических решений...
Методическая разработка занятия по литературе для студентов 2 курса колледжа "Путешествие в страну Поэзии" (Педагогическая мастерская по теме "Лирика")
Данная методическая разработка "Путешествие в страну Поэзии"предназначена для занятий по литературе с применением метода педагогических мастерских....
Методическая разработка литературного вечера на тему: "Поэзия Серебряного века"
Методическая разработка срдержит рекомендации к проведению вечера, сценарий проведения и подборку стихотворений поэтов Серебряного века....
Методическая разработка для 10 класса «МИР ПОЭЗИИ ДАВИДА КУГУЛЬТИНОВА»
ЦЕЛИ: познакомить учащихся с многообразием творчества Д. Кугультинова, помочь уяснить его мировосприятие, развивать навыки...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по творчеству М. И. Цветаевой
Методическая разработка внеклассного мероприятия по творчеству М. И. Цветаевой\Ссылка на презентацию: https://cloud.mail.ru/public/LMDV/6iyXwbTDf...