Методическая разработка урока по теме: "Японская поэзия" 7 класс
план-конспект занятия по мхк (7 класс) по теме

В течении урока учащиеся знакомятся с   японской поэзией хайку. Узнают историю возникновения, правилами написания хайку. Знакомятся  с творчестом японских поэтов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_mhk_7_klass.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по МХК 7 класс.   «Японская поэзия».

 Сегодня на уроке мы продолжаем, знакомится с культурой Японии. Тема нашего урока «Японская поэзия». Как вы думаете, какая цель нашего урока?

ОТВЕТ:

Учитель: Цель нашего урока познакомиться, найти отличительные черты  Японской поэзии.

 Прежде чем мы приступим к изучению новой темы, давайте вспомним

Что за цветок изображен на этой иллюстрации и что он обозначает?

Все ваши ответы я буду отмечать цветком.

Вопрос 1. С какими видами искусства мы познакомились и что нового узнали на прошлых уроках.

Ответ: Мы познакомились с архитектурой Японии

            Искусством составления букета.

Вопрос: Что  необычного мы узнали об  архитектуре  и искусстве составления букета.

Ответ:

ВОПРОС: С чем это связано?

Ответ: Это связано с тем, что на островах происходят очень частые наводнения  и цунами, которые наносят ущерб, человеку уничтожая предметы быта,  разрушая жилище. В связи с природными явлениями  человек выработал свое отношение к жизни, которое  сформулировано в словах «Все течет и меняется ».

Задание: Подберите прилагательные,  которые охарактеризуют культуру Японии.

Учитель: Культура Японии неповторима и уникальна, и неотъемлемой частью этой культуры является поэзия.

 Задание: Для того чтобы понять, в чем заключается секрет японской поэзии. Давайте просто поговорим об этом литературном жанре. Каждый из вас,  в своей тетради запишет  все, что он знает о поэзии. Все что придет  на ум даже самые необычные суждения, как можно больше.

(на эту работу даю 2 мин.)

Задание: Следующее задание. Обменяйтесь этой информацией со своим соседом по предложенной информации.

Учитель: А теперь давайте послушаем ваши суждения  и запишем ваши выводы на доске. 

Учитель: А знакомство с японкой поэзией мы начнем с творчества признанного классика  Мацуо Бесе:

О, сколько их на полях!

Но каждый цветет по – своему  , -

В этом высший подвиг цветка.

Учитель: Эти стихи называются хайку.

Учитель: О истории появления  хайку – расскажет …………… .

Во время ее рассказа мы попытаемся обобщить смысл прочитанного.

 

Ученик1: Есть на свете вещи, обладающие обманчивой простотой. Таковы хайку японские трехстишия.

 «Возвысь свое сердце и вернись к обыденному» - писал Мацуо Басе. В древней Японии хайку являлось простым народным стихотворением, как скажем, в России частушка. Но хайку только внешне проста и народна.

Хайку не просто стихи, а образ жизни. В них сочетается простое и сложное, что разобраться может каждый, у кого возникнет желание погрузиться в мир открытий, мир который вас окружает, но в который все же стоит внимательно вглядеться. И самое главное, ради чего, собственно создается хайку  - это озарение или просветлении.

Ученик 2: Время рождения хайку – 16 век, ведущим жанром стали хайку преимущественно лирические стихи о природе. Все сколько – нибудь достойные внимания события и впечатления сопровождались сложением хайку: любование цветущей вишней, и свидание возлюбленным, восхищение первым снегом и расставание на рассвете, воспоминание о друге и назначение на должность. При дворе устраивались турниры, на которых разделенные на команды дамы и кавалеры соревновались в стихосложении. По сочиненному стихотворению  судили об уме и талантах.

Ученик 3: Знание хайку и умение их сочинять стало неотъемлемой частью воспитания самурая. Так в «Начальных основах воина», наряду с правилами:

  1. В делах повседневных помнить и не пренебрегать сыновней добродетелью,
  2.  быть умеренным в еде,
  3. жертвовать жизнью, когда того требуется,

 «обладающий лишь грубой силой недостоин звания самурая».  Среди самураев был распространен обычай, слагать перед боем стихотворение в жанре пейзажной лирики. Сохранилась истории о том, как великий воин, отразив смертельный удар, тут же, не  изменившись в лице, сложил лирическое пятистишие.

                                                       Легче гусиного пуха

Жизнь улетает

Снежное утро,-

Написал, идя на смерть, один из сорока преданных воинов, отомстивших за жизнь и честь  своего господина.

Ученик: 

Существуют правила написания ХАЙКУ.

  1. Каждое хайку имеет три строки.
  2. В первой и третьей строке по 5 слогов, в средней – 7 слогов.
  3. Хайку строится вокруг слов, указывающих на время года.
  4. Части композиции связываются мимолетным переживанием.

Учитель: Давайте поближе познакомимся с творчеством японского классика Мацуо Басе. Выпишите в тетрадь наиболее понравившиеся стихотворение.

Учитель: А теперь давайте сравним наши суждения о том,  что такое поэзия  с суждениями о «Японской поэзии». Они одинаковые или разные? В чем разница.

Ответ:

Учитель: В завершении нашего урока вместе составим синквейн.

Что такое синквейн – стихи состоящие из 5 строк.

Пример:

Трехстишия – простые, лирические стихи.  Которые,  обладают обманчивой простотой,  помогают увидеть мир  открытий.

Озарение. Просветление.

Учитель: Что нового мы узнали на уроке?

  1. Что я теперь (после всех обсуждений) думаю о данной проблеме?
  2. Как полученная информация увязывается с тем, что я знал раньше?
  3. Что я могу делать иначе после того, как получил новую информацию?
  4. Что я могу делать иначе после того, как стал понимать эту проблему по-новому?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока №1 в 8-м классе по УМК "Н.И. Сонина". УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ

Использование современных образовательных технологий. Методическая разработка урока №1  в 8-м классе по УМК "Н.И. Сонина". УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ  ПО БИОЛОГИИ  Тема «Расы человека, их пр...

Методическая разработка урока №1 в 8-м классе по УМК "Н.И. Сонина". УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ

Использование современных образовательных технологий. Методическая разработка урока №1  в 8-м классе по УМК "Н.И. Сонина". УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ  ПО БИОЛОГИИ  Тема «Расы человека, их пр...

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)

Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...

Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».

Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений  обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...

Методическая разработка урока английского языка в 7 классе Тема урока «Известные люди России и англоязычных стран». Форма проведения: урок - дискуссия.

Данная методическая разработка может быть использована при проведении уроков английского языка в 7 классе....

Методическая разработка урока математики в 6-м классе по теме «Решение задач с помощью уравнений» Урок математики в 6-м классе по теме «Решение задач с помощью уравнений»

Тип урока: введение новых знаний. Цели:Личностные: способность к эмоциональному восприятию математических объектов, умение ясно и точно излагать свои мысли.Метапредметные: умение понимать и испол...