Методическая разработка урока по теме: "Японская поэзия" 7 класс
план-конспект занятия по мхк (7 класс) по теме
В течении урока учащиеся знакомятся с японской поэзией хайку. Узнают историю возникновения, правилами написания хайку. Знакомятся с творчестом японских поэтов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_mhk_7_klass.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по МХК 7 класс. «Японская поэзия».
Сегодня на уроке мы продолжаем, знакомится с культурой Японии. Тема нашего урока «Японская поэзия». Как вы думаете, какая цель нашего урока?
ОТВЕТ:
Учитель: Цель нашего урока познакомиться, найти отличительные черты Японской поэзии.
Прежде чем мы приступим к изучению новой темы, давайте вспомним
Что за цветок изображен на этой иллюстрации и что он обозначает?
Все ваши ответы я буду отмечать цветком.
Вопрос 1. С какими видами искусства мы познакомились и что нового узнали на прошлых уроках.
Ответ: Мы познакомились с архитектурой Японии
Искусством составления букета.
Вопрос: Что необычного мы узнали об архитектуре и искусстве составления букета.
Ответ:
ВОПРОС: С чем это связано?
Ответ: Это связано с тем, что на островах происходят очень частые наводнения и цунами, которые наносят ущерб, человеку уничтожая предметы быта, разрушая жилище. В связи с природными явлениями человек выработал свое отношение к жизни, которое сформулировано в словах «Все течет и меняется ».
Задание: Подберите прилагательные, которые охарактеризуют культуру Японии.
Учитель: Культура Японии неповторима и уникальна, и неотъемлемой частью этой культуры является поэзия.
Задание: Для того чтобы понять, в чем заключается секрет японской поэзии. Давайте просто поговорим об этом литературном жанре. Каждый из вас, в своей тетради запишет все, что он знает о поэзии. Все что придет на ум даже самые необычные суждения, как можно больше.
(на эту работу даю 2 мин.)
Задание: Следующее задание. Обменяйтесь этой информацией со своим соседом по предложенной информации.
Учитель: А теперь давайте послушаем ваши суждения и запишем ваши выводы на доске.
Учитель: А знакомство с японкой поэзией мы начнем с творчества признанного классика Мацуо Бесе:
О, сколько их на полях!
Но каждый цветет по – своему , -
В этом высший подвиг цветка.
Учитель: Эти стихи называются хайку.
Учитель: О истории появления хайку – расскажет …………… .
Во время ее рассказа мы попытаемся обобщить смысл прочитанного.
Ученик1: Есть на свете вещи, обладающие обманчивой простотой. Таковы хайку японские трехстишия.
«Возвысь свое сердце и вернись к обыденному» - писал Мацуо Басе. В древней Японии хайку являлось простым народным стихотворением, как скажем, в России частушка. Но хайку только внешне проста и народна.
Хайку не просто стихи, а образ жизни. В них сочетается простое и сложное, что разобраться может каждый, у кого возникнет желание погрузиться в мир открытий, мир который вас окружает, но в который все же стоит внимательно вглядеться. И самое главное, ради чего, собственно создается хайку - это озарение или просветлении.
Ученик 2: Время рождения хайку – 16 век, ведущим жанром стали хайку преимущественно лирические стихи о природе. Все сколько – нибудь достойные внимания события и впечатления сопровождались сложением хайку: любование цветущей вишней, и свидание возлюбленным, восхищение первым снегом и расставание на рассвете, воспоминание о друге и назначение на должность. При дворе устраивались турниры, на которых разделенные на команды дамы и кавалеры соревновались в стихосложении. По сочиненному стихотворению судили об уме и талантах.
Ученик 3: Знание хайку и умение их сочинять стало неотъемлемой частью воспитания самурая. Так в «Начальных основах воина», наряду с правилами:
- В делах повседневных помнить и не пренебрегать сыновней добродетелью,
- быть умеренным в еде,
- жертвовать жизнью, когда того требуется,
«обладающий лишь грубой силой недостоин звания самурая». Среди самураев был распространен обычай, слагать перед боем стихотворение в жанре пейзажной лирики. Сохранилась истории о том, как великий воин, отразив смертельный удар, тут же, не изменившись в лице, сложил лирическое пятистишие.
Легче гусиного пуха
Жизнь улетает
Снежное утро,-
Написал, идя на смерть, один из сорока преданных воинов, отомстивших за жизнь и честь своего господина.
Ученик:
Существуют правила написания ХАЙКУ.
- Каждое хайку имеет три строки.
- В первой и третьей строке по 5 слогов, в средней – 7 слогов.
- Хайку строится вокруг слов, указывающих на время года.
- Части композиции связываются мимолетным переживанием.
Учитель: Давайте поближе познакомимся с творчеством японского классика Мацуо Басе. Выпишите в тетрадь наиболее понравившиеся стихотворение.
Учитель: А теперь давайте сравним наши суждения о том, что такое поэзия с суждениями о «Японской поэзии». Они одинаковые или разные? В чем разница.
Ответ:
Учитель: В завершении нашего урока вместе составим синквейн.
Что такое синквейн – стихи состоящие из 5 строк.
Пример:
Трехстишия – простые, лирические стихи. Которые, обладают обманчивой простотой, помогают увидеть мир открытий.
Озарение. Просветление.
Учитель: Что нового мы узнали на уроке?
- Что я теперь (после всех обсуждений) думаю о данной проблеме?
- Как полученная информация увязывается с тем, что я знал раньше?
- Что я могу делать иначе после того, как получил новую информацию?
- Что я могу делать иначе после того, как стал понимать эту проблему по-новому?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока №1 в 8-м классе по УМК "Н.И. Сонина". УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ
Использование современных образовательных технологий. Методическая разработка урока №1 в 8-м классе по УМК "Н.И. Сонина". УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ Тема «Расы человека, их пр...
Методическая разработка урока №1 в 8-м классе по УМК "Н.И. Сонина". УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ
Использование современных образовательных технологий. Методическая разработка урока №1 в 8-м классе по УМК "Н.И. Сонина". УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ Тема «Расы человека, их пр...
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)
Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...
Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».
Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...
Методическая разработка урока английского языка в 7 классе Тема урока «Известные люди России и англоязычных стран». Форма проведения: урок - дискуссия.
Данная методическая разработка может быть использована при проведении уроков английского языка в 7 классе....
Методическая разработка урока математики в 6-м классе по теме «Решение задач с помощью уравнений» Урок математики в 6-м классе по теме «Решение задач с помощью уравнений»
Тип урока: введение новых знаний. Цели:Личностные: способность к эмоциональному восприятию математических объектов, умение ясно и точно излагать свои мысли.Метапредметные: умение понимать и испол...