Методическая разработка итогового урока по теме "Поэзия Серебряного века", литература 11 кл.
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме
Данная методическая разработка содержит презентацию, план-конспект урока и аудиозаписи песен Вертинского и "Песни Сольвейг" из оперы Э. Грига " Пер Гюнт".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_plan.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«СУДЕБ СКРЕЩЕНЬЕ»
(Урок-литературное кафе по поэзии Серебряного века)
ЦЕЛЬ: показать необыкновенную проникновенность судеб, поэтических творений;показать, как личные взаимоотношения становятся вдохновением, рождают незабываемые поэтические строки, которые стали неотъемлемой частью русской души; продолжить формирование поэтической культуры старшеклассников.
ОФОРМЛЕНИЕ: горящая свеча- символ жертвенного горения человеческой души,компьтерные видеослайды, аудиозапись, выставка книг,симвовы поэтических кафе»Летучая мышь» и «Домино».
ХОД УРОКА
Звучит мелодия «Песня Сольвейг» Э. Грига - музыкальный символ всех уроков по поэзии Серебряного века.
УЧИТЕЛЬ: Сегодня у нас не совсем обычный урок: сегодня мы попытаемся побывать в кругу родственных поэтических душ, родственных мыслей и переживаний. В кругу поэтов, который от обычного круга, несущего защищенность и покой, всегда трагически распахнут в мир, разорван этим миром. Поэтому символом сегодняшнего урока будет свеча-символ жертвенного горения души, символ земного пути: умереть, чтобы жить в душе, душах.
В те времена поэты собирались либо в литературных салонах, либо литературных кафе. «Летучая мышь» - одно из таких мест. Давайте мысленно перенесемся в ту атмосферу. Полумрак… Голубоватые облачка дыма…Дребезжащие звуки пианино… Извивающиеся фигуры, страстно танцующие модное танго под завораживающий голос Александра Вертинского. ( Звучит танго «Магнолия». в исполнении А. Вертинского).
СМЕЮ ЛИ Я ТАК ВАС НАЗВАТЬ? ВЕДЬ ВЫ- ВОПЛОЩЕН-
ПОЭЗИЯ, ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ, ЧТО УЖЕ САМО ИМЯ ВАШЕ-
СТИХОТВОРЕНИЕ.
М.Цветаева.
УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ: Создать слова из имен и фамилий поэтов: Марина Цветаева, Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Борис Пастернак. ( Например: цвет, Ева, сила, т. д.)
1.чтец: Ты солнце мне в выси затмишь
Все звезды в твоей горсти!
Ах, если бы – двери настежь-
Как ветер к тебе войти!
И затрепетать, и вспыхнуть,
И круто потупить взгляд,
И, всхлипывая, затихнуть,
Как в детстве, когда простят.
(М.Цветаева - А.Ахматовой)
2. чтец: То были годы ее первых стихов и необыкновенных, и неожиданно шумных триумфов. Прошло два - три года, и в ее глазах, и осанке, и в ее обращении с людьми наметилась одна главная черта ее личности: величавость. Не спесивость, не надменность, не заносчивость, а именно величавость: «царственная», монументально важная поступь, нерушимое чувство уважения к себе, к своей высокой писательской миссии.
( К.Чуковский. Воспоминания.)
3. чтец: «Красота страшна»- Вам скажут,-
Вы накинете лениво
Шаль испанскую на плечи,
Красный розан в волосах.
«Красота проста» - Вам скажут,-
Пестрой шалью неумело
Вы укроете ребенка,
Красный розан на полу.
Но рассеянно внимая
Всем словам, кругом звучащим,
Вы задумаетесь грустно
И твердите про себя:
«Не страшна и не проста я
Я не так страшна, чтоб просто
Убивать; не так проста я,
Чтоб не знать, как жизнь страшна…»
( А.Блок – А.Ахматовой )
4. чтец: « Творчество Блока воспринимаю, как высоту поднебесную. Ни о какой сопричастности к этой высоте и помыслить не смею - только коленопреклоняюсь.» М. Цветаева.
5. чтец: Ты проходишь на запад солнца,
Ты увидишь вечерний свет.
Ты проходишь на запад солнца,
И метель заметает след.
Мимо окон моих- бесстрашный-
Ты пройдешь в снеговой тиши,
Боже праведник прекрасный!
Свете тихий моей души!
Я на душу твою – не зарюсь!
Нерушима твоя стезя.
В руку, бедную от лобзаний,
Не вобью своего гвоздя.
И по имени не окликну,
И руками не потянусь.
Восковому святому лику
Только издали поклонюсь.
И под медленным снегом стоя,
Опущусь на колени в снег-
Там, где поступью величавой
Ты прошел в гробовой тиши,
Свете тихий, святые славы,
Вседержитель моей души.
( М.Цветаева – А.Блоку)
6. чтец: Имя твое – птица в руке,
Имя твое – льдинка на языке.
Одно-единственное движенье губ.
Имя твое – пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту
Камень, кинутый в тихий пуд,
Всхлипнет так, как тебя зовут.
В легком щелканье конных копыт
Громкое имя твое гремит.
И назовет его нам в висок
Звонко щелкающий курок.
Имя твое – ах, нельзя! –
Имя твое – поцелуй в глаза,
В нежную стужу холодных век.
Имя твое – поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной глоток.
С именем твоим – сон глубок.
( М.Цветаева – А.Блоку)
УЧИТЕЛЬ: В триединство цветаевской любви входили Ахматова, Блок, и Мандельштам. Именно Мандельштам стал после приезда в Петербург первым цветаевским увлечением, пленив ее высокой степенью словесного совершенства. «Если существует Бог поэзии,- писала Марина,- то Мандельштам – его гонец.» В своей влюбленности М.Цветаева пишет стихи, которые читаются как пылкие, нежные признания в любви и перекликаются друг с
другом вопреки всем верстам годов и разлук.
7.чтец: Никто ничего не отнял-
Мне сладостно, что мы врозь!
Целую вас через сотни
Разъединяющих верст.
Я знаю: наш дар - неравен
Мой голос впервые – тих.
Что Вам, молодой Державин,
Мой невоспитанный стих!
На страшный полет крещу Вас:
-Лети, молодой орел!
Ты солнце стерпел, не щурясь,-
Юный ли взгляд мой тяжел?
Нежней и бесповоротней
Никто не глядел Вам вслед…
Целую Вас – через сотни
Разъединяющих лет.
( М.Цветаева – О.Мандельштаму)
8 чтец: Целую локоть загорелый
И лба кусочек восковой,
Я знаю: он остался белый
Под смуглой прядью золотой.
Целую кисть, где от браслета
Еще белеет полоса.
Тавриды пламенное лето
Творит такие чудеса.
Как скоро ты смуглянкой стала
И к Спасу бедному пришла!
Не отрываясь целовала,
А гордою в Москве была.
Нам остается только имя:
Чудесный звук на долгий срок.
Прими ладонями моими
Пересыпаемый песок.
( О.Мандельштам – М. Цветаевой)
Звучит песня на стихи М.Цветаевой « Мне нравится, что Вы больны не мной»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка итогового урока по проекту"По зелёной тропе -в глубины истории" в 8 классе
Данный урок является итоговым уроком проекта "По зелёной тропе - в глубины истории" в 8 классе. Целью данного урока является показать результаты работы учащихся над поректом - это экскурсии -пре...
методическая разработка итогового урока истории по теме СССР в 1953-1964 гг.
Содержит задания типа ЕГЭ для самостоятельной работы...
Методическая разработка итогового урока по творчеству Ф. И. Тютчева.
Творческий смотр знаний предполагает выявление общего и индивидуального уровня знаний учащихся жизни и творчества Ф.И. Тютчева . На предшествующих уроках рассматривался круг тем его...
Методическая разработка итогового урока по истории в 11 классе
Повторение, обобщение, систематизация и закрепление знаний, полученных при изучении тем «Советский Союз первые послевоенные десятилетия 1945-1964» как средство подготовки к ЕГЭ...
Методическая разработка итогового урока обществознания в 10 классе. Тема урока: «Парламентаризм в России. Роль политических партий в формировании демократической системы власти».
Развитие способности понимать общественную обусловленность данного политического периода, критически анализировать полученную политико-социальную информацию, определять собственную позицию и соотносит...
Методическая разработка итогового урок литературы в 5 классе по рассказу И.С.Тургенева «Муму»
Заключительный урок по рассказу И.С.Тургенева "Муму" представляет собой урок-исследование. Целью его является выявление главной мысли произведения - о протесте против угнетения человека человеком....
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА.Образ Петербурга в поэзии Серебряного века
закрепить основные знания, умения, навыки анализа художественного произведения, совершить заочную экскурсию по Петербургу, показать учащимся своеобразие изображения этого города Блоком, Ах...