Методическая разработка литературного вечера на тему: "Поэзия Серебряного века"
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Горбачёва Вера Викторовна

Методическая разработка срдержит рекомендации к проведению вечера, сценарий проведения и подборку стихотворений поэтов Серебряного века.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Саратовской области

ГАПОУ СО

«Балашовский техникум механизации сельского хозяйства»

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА

литературного вечера

«Поэзия Серебряного века»

Автор:

преподаватель Горбачёва В.В.

г. Балашов

2015г.


СОДЕРЖАНИЕ

1. Предисловие                                                       стр. 2

2. Рекомендации к проведению                        стр. 3

3. Используемый материал                                стр. 4

4. План мероприятия                                        стр. 5

5. Ход мероприятия                                        стр. 6

6. Итоги мероприятия                                        стр. 12

7. Приложения

        № 1 /произведения поэтов/                        стр. 13

          

8. Использованная литература                        стр.24

1

Предисловие

     Литературный вечер «Поэзия Серебряного века» был задуман в первую очередь как мероприятие воспитательного характера. Безусловно, в ходе подготовки вечера и при его проведении посредством использованного материала, тех эстетических образцов, что озвучивались при чтении стихотворений, посредством языковой культуры, которой владели ведущие и участники вечера, осуществлялись многие воспитательные и образовательные цели.

Цели мероприятия

методическая: проверить действенность методики комментированного, анализирующего чтения стихотворений в большой аудитории на воспитание эстетического вкуса и мировоззрения студентов:

воспитательные: воспитывать литературный вкус, культуру слова и восприятия;

продолжать формирование мировоззрения студентов в духе гуманистических традиций;

образовательная: познакомить студентов с творчеством выдающихся представителей серебряного века русской поэзии.

     Проведённое мероприятие относится к сфере воспитания «Я и мир», а также к сфере «Я и коллектив» и предполагает углубление восприятия студентами мировой и отечественной культуры, реализацию собственных потенциальных возможностей в качестве чтецов, ведущих, оформителей вечера.

     Проведение литературных вечеров важно и необходимо, так как они дают возможность охвата огромного культуроведческого материала за сравнительно небольшое время.

Задачами мероприятия  являются следующие:

1) во время совместной работы по подготовке и проведению вечера научить  студентов работать слаженно, ответственно в коллективе;

2) вырабатывать культуру общения, умение слушать окружающих;

3) посредством использованного материала вечера закреплять навык выразительного чтения наизусть и умение уверенно держаться в большой аудитории;

4) продолжить изучение темы предмета литература «Серебряный век русской поэзии» с помощью факультативного материала вечера.

2

РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ

     При подготовке и проведении мероприятия следует обратить особое внимание на количество и возрастной состав студентов.

     Наиболее действенны литературные вечера в аудитории, объединяющей до 2-х групп (до 60 человек). Аудитория не может быть более обширной, иначе утрачивается непосредственность восприятия материала, к тому же не все студенты являются заинтересованными слушателями. Аудитория может быть несколько меньше. Но нежелательно проводить вечера внутри одной группы, это сделает их менее интересными, утратится дух соперничества, соревнования, острота ситуации. К тому же большая часть подготовки проходила бы на глазах группы, что тоже будет делать вечер не таким запоминающимся и серьёзным.

      По возрастному составу в мероприятии могут принимать участие студенты I курса /во 2-м семестре/ и II курса, которые ещё не так далеки от предметов общеобразовательного цикла, но в то же время уже достаточно обучены, знающи, самостоятельны, чтобы не подвести в подготовке.

     Большинство материала, сообщаемого на вечере, предлагает студентам для воспроизведения преподаватель, но это не исключает их самостоятельной подготовки; они могут найти интересные случаи из жизни поэтов – героев вечера; наконец, найти описание внешности, привычек, бытового уклада того или иного персонажа вечера. Весь этот материал совместно перерабатывается и дополняет предложенное преподавателем.

       Необходимо вовлечь студентов в оформление кабинета, где будет проводиться вечер, в подбор соответствующей музыки.

    При оформлении кабинета желательно использовать атрибуты поэтического мастерства: гусиные перья, чернильницу, свечи, столик, на котором лежат книги (это может быть выставка произведений тех поэтов, о которых идет речь на вечере). На доске газета; цикл рисунков – ассоциаций по стихам поэтов - героев вечера; изображение крылатого коня поэтов – Пегаса. Газета может быть названа по названию вечера. Обязательны фотографии поэтов, короткие биографические справки. Можно изобразить в газете ключевые образы из стихов ведущих героев вечера.

     Музыка является важной составной обстановки вечера. Поэтому необходимо подготовить правильный подбор классических произведений (можно в современной инструментальной обработке). В первую очередь это будут произведения Скрябина, можно взять также Шостаковича, Прокофьева. Это должны быть композиторы начала 20 в, также,  как и поэты, о которых пойдёт речь на вечере.

     На литературный вечер желательно пригласить преподавателей истории, музыки, литературы. Они смогут подсказать новые методические и фактологические решения для проведения подобных мероприятий в будущем.

3

ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ МАТЕРИАЛ

  1. Биографические справки и литературоведческие комментарии о плеяде поэтов серебряного века (взяты из Детской энциклопедии «Аванта плюс» учебника по литературе для 11кл. под редакцией Агеносова и дополнительной литературы – см. список литературы).

  1. Стихи поэтов серебряного века: В. Иванова, Д. Мережковского, И. Анненского, К. Бальмонта, З.Гиппиус, Н. Гумилёва, А. Блока, А. Ахматовой…

  1. Музыка композитора Скрябина (и других представителей музыкального искусства начала 20 в.)

  1. Литературная газета, посвященная теме вечера, рисунки ребят с образом Пегаса, ключевыми образами стихов поэтов – героев вечера.

4

План мероприятия (развернутый)

  1. Вступительное слово преподавателя о Серебряном веке русской поэзии.
  2. а) Слово ведущего об одном из представителей Серебряного века, поэте и теоретике стиха В. Иванове;

б) Звучит стихотворение В. Иванова «Любовь»;

в) комментарий преподавателя.

  1. а) Слово ведущего о петербургском поэтическом бомонде начала 20 в;

б) Звучит стихотворение И. Анненского «Среди миров»;

в) Звучит стихотворение Н. Гумилёва «Скрипка».

  1. а) Ведущая знакомит участников вечера с личностью А. Блока;

б) Звучит стихотворение А. Блока «Черный ворон в сумраке снежном…»

в) Звучит стихотворение А. Блока «Незнакомка».

  1. а) Преподаватель под музыку Скрябина рассказывает о К. Бальмонте.

б) Звучит стихотворение К. Бальмонта «Мои песнопения», «Лунный свет» и «Музыка».

  1. а) Ведущий рассказывает о Д.С. Мережковском;

б) Звучит стихотворение Д. Мережковского «Молчание».

  1. а) Ведущая знакомит аудиторию с личностью З. Гиппиус;

б) Звучат стихотворения З. Гиппиус «Любовь одна» и «Снег»

  1. а) Слово ведущей о Николае Гумилёве.

б) Звучит стихотворение «Я и вы» Н. Гумилёва.

в) Ведущая продолжает рассказ о биографии Н. Гумилёва.

г) Звучит стихотворение Н.С. Гумилёва «Капитаны» и «Жираф».

д) Преподаватель комментирует стихи.

е) Звучит стихотворение Н.С. Гумилёва «Он поклялся в строгом храме».

  1. а) Слово ведущей об Анне Ахматовой.

б) Звучат стихотворения А. Ахматовой «Песня последней встречи», «Гость» и другие; они комментируются.

  1. Заключительное слово преподавателя.

5

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

     Учитель:  Муза приглашает нас совершить путешествие в Серебряный век русской поэзии. Постараемся воскресить забытую атмосферу блистательного ренессансного русского Серебряного века. Серебряный век не имеет своего поэтического «солнца», подобно пушкинскому. В это время творили ярчайшие индивидуальности, которых объединяло сознание своей эпохи как совершенно исключительной. Поэты не жили обособленно, они встречались, спорили, читали и комментировали стихи.

     «Башня» была значительным явлением в русской культуре начала века. Почему «башня»?  Отчасти потому, что в это время представители культурной интеллигенции стремились к необычности. Но прежде всего потому, что квартира Вячеслава Иванова и в самом деле была в высшей степени оригинальной. В июле 1905 г. Вячеслав Иванов вместе с женой, поэтессой Зиновьевой-Аннибал, возвращается на родину после 18-летнего пребывания за границей. Обосновались они в Петербурге.

     Ведущий: Он был хорошо известен читающей публике не только как поэт, но и как ученый, занимающийся античной историей и культурой. Он поселился в центре города, на последнем этаже углового дома на Таврической, 25, выступ которого нависал над Государственной думой и снаружи поражал воображение прохожих.  Под стать обстановке и общество. По средам собирался весь цвет культурного Петербурга: философы, ученые, художники, актёры, писатели, музыканты. Стихи читали по очереди, и хозяин, Вячеслав Иванов, всегда строго критический, иногда язвительный, давал разбор-приговор стихотворению. Это была первоклассная школа стиха. Поэтому, несмотря на жесткость характеристик, на «башню» стремились поэтическая молодёжь. Из известных поэтов Серебряного века многие тоже бывали      на «башне»: И. Анненский, В. Брюсов, К. Бальмонт, А. Блок,

Д. Мережковский, З. Гиппиус, Ф. Сологуб, А. Белый, Н. Гумилев, А. Ахматова, В. Хлебников и мн. др.

     Учитель: Итак, давайте представим, что мы в первом десятилетии ХХ века и в один из ноябрьских вечеров оказались в квартире Вячеслава Иванова. Познакомимся поближе с хозяином этого необыкновенного дома.

     Ученик – ведущий: Вячеслав Иванович Иванов, «Вячеслав Великолепный», как звали его не только в дружеском кругу, но и в печати, мэтр, парнасец, один из теоретиков символизма, был одним из образованнейших людей своего времени. Учился на историко-философском факультете Московского университета, продолжил образование в Германии, защитил диссертацию на латинском языке по истории Древнего Рима. Писатель Б. Зайцев так описал его: «Сам он высокий, мелко кудрявый, голубые глаза, несколько воспалённый цвет кожи на щеках. Светлая бородка». Соединение светскости с простотой, изощренности с чем-то старомодным. Удивительный собеседник: современники отмечали, что в разговоре его лицо, вся фигура излучали внимание, он словно слушал вашу

6

душу. А когда начинал говорить сам, весь преображался: выпрямляются сутулые плечи, вдохновенно блестят глаза, голос точно поёт на высоких нотах.

     Жизнь он вел странную. Вставал около шести вечера, ночью бодрствовал, вечерами устраивались у него собрания на этой самой «башне», и молодые поэты и писатели смотрели ему в рот и не зря смотрели: от него действительно можно было чему-то научиться.

     Учитель: В истории русской литературы Вячеслав Иванов остался прежде всего как теоретик символизма и в меньшей степени как поэт. Послушаем одно из стихотворений, которое называется «Любовь».

     Студент читает стихотворение Вяч. Иванова «Любовь».

     Преподаватель: Название стихотворения настраивает на трепетное чувство, на особую лирическую интонацию, но при чтении оно отнюдь не производит такого впечатления. Оно поражает монументальностью, стройностью, отточенностью сонетной формы (обратите внимание – два четверостишия и два трехстишия). Каждая строфа – законченное целое. Произведение отличается пылкостью чувства, красочностью, витиеватостью, поражает виртуозным владение техники стиха.

     Ведущая: Около 12 ночи начинают появляться гости. Один из них, старше других по возрасту, высокий, сухой человек, держится необычайно прямо из-за болезни позвоночника, со старомодными, несколько чопорными манерами, строго и безукоризненного одетый, известный педагог, директор Царскосельского лицея, член Учёного комитета Министерства народного просвещения, действительный статский советник Иннокентий Анненский. Главным делом его жизни была поэзия.

     Стихи он начал писать в ранней молодости, но первая и единственная напечатанная при жизни книга «Тихие песни» вышла под псевдонимом «Ник. Т-о» ( то есть «Никто») лишь в 1904 году, когда поэту было около 50 лет. Она прошла почти незамеченной. Только второй сборник стихов «Кипарисовый ларец», вышедший уже после смерти автора, принес ему посмертную славу – и то в узком литературном кругу.

Студент читает стихотворение И. Анненского «Среди миров».

     Анненского высоко чтил ученик Царскосельского лицея Николай Гумилёв. Поэзия, по мнению Анненского, не изображает, а намекает на то, что недоступно выражению: «Мы славим поэта не за то, что он сказал, а за то, что он дал нам почувствовать невысказанное».

Студент читает стихотворение Н. Гумилёва «Скрипка».

     Ведущая:  Зимой 1906-1907 гг самым петербургским из современных

7

 поэтов был А. Блок. Мстислав Добужинский вспоминал: « Сам Блок, как личность, мне казался в полной гармонии с его поэзией. Он был в те годы юн и строен, с гордо поставленной головой, в ореоле вьющихся волос, и с лицом молодого Гёте. Как Вяч. Иванов, Бальмонт, Брюсов, Волошин и др. Блок носил тогда черный сюртук и чёрный шелковый галстук бантом (и в отличие от других, «байроновские» отложные воротнички). Это сделалось как бы формой поэта того времени. Традиция ещё держалась…

     Свои волнующие стихи Блок читал медленно, с полузакрытыми глазами, слегка нараспев и монотонно, и  у него это вовсе не было позой, и действовало его чтение неотразимо, хотя у него был несколько глухой голос, и он чуть шепелявил.

     Студент читает стихотворение А. Блока «Черный ворон в сумраке снежном…»

    Прочтя стихотворение, он точно спускался на землю, иногда говорил «вот» или «всё».

     Преподаватель:  в те годы Блок переходил от «Прекрасной Дамы» к «Незнакомке».

     

     Студенты читают стихотворения А. Блока «Незнакомка» и К. Бальмонта «Мои песнопения».

   

     Преподаватель: Мы слушали стихотворение «Мои песнопения». Действительно, стихи Бальмонта похожи, они очень музыкальны. Бальмонт относился к «музыкальной» группе символистов, как Иванов и Балтрушайтис. Брюсов, Белый и Блок образовали другую группу – маломузыкальную. Особое отношение у Бальмонта было с композитором Скрябиным.

     

     Студент читает стихотворение К. Бальмонта «Лунный свет».

     

     Преподаватель: После одного из скрябинских исполнений поэт сказал Леониду Сабанееву: « Вы знаете, что я считаю себя большим поэтом…Но моё искусство бледнеет перед искусством этого музыканта».

     Студент читает стихотворение К. Бальмонта «Музыка». (Звучит музыка Скрябина)

     Преподаватель: А теперь мы обратим внимание на одну пару, которая производила странное впечатление: внешне они поразительно не подходили друг другу.

     Ведущий: Он маленького роста, с узкой впалой грудью, в допотопном сюртуке. Черные, глубоко посаженные глаза горели огнем библейского пророка. Это сходство подчеркивалось полуседой, вольно растущей бородой

8

и тем легким взвизгиванием, с которым переливались слова, когда он раздражался. Держался с неоспоримым чувством превосходства и сыпал цитатами то из Библии, то из языческих философов. Это Дмитрий Сергеевич Мережковский.

     Студент читает стихотворение Дм. Мережковского «Молчание» (Звучит музыка Прокофьева).

     Ведущая: А рядом с Мережковским – Зинаида Николаевна Гиппиус. Красивая, нарядная. Высокая, тонкая, как юноша, гибкая. Пышные темно-золотистые волосы спускались на нежно-белый лоб, оттеняли глубину удлинённых зеленых глаз, в которых светился внимательный ум. Улыбка почти не сходила с её лица, но это не красило. Казалось, вот-вот с тонко накрашенных губ сорвётся колючее, недоброе слово. Ей очень хотелось поражать, притягивать, очаровывать, покорять. Зинаида (так её звали за глаза знакомые и незнакомые) румянилась и белилась густо, как это делали актрисы для сцены. Это придавало её лицу вид маски, подчёркивало её искусственность. Высоко откинув острый локоть, она поминутно подносила к близоруким глазам золотой лорнет и прищурясь, через него рассматривала людей, как букашек, не заботясь о том, приятно ли им это или нет.

     Студентка читает стихотворение З. Гиппиус «Любовь одна».

     Держалась она как признанная красавица, к тому же поэтесса, но от блестящей Зинаиды шли холодные сквознячки.

     Студентка читает стихотворение З. Гиппиус «Снег».

     Преподаватель: Время идет. Часы бьют два раза. Два часа ночи. В гостиной появляются новые гости: тоже муж и жена, уже признанный поэт и начинающая поэтесса, которой, однако, суждена необыкновенная слава в русской литературе: Николай Степанович Гумилев и Анна Андреевна Ахматова.

     Ведущая: Вот как описывает Гумилева его ученица – поэтесса Ирина Одоевцева: «Всё в нем особенное и особенно некрасивое. Продолговатая, словно вытянутая вверх голова, с непомерно высоким плоским лбом. Волосы, стриженные под машинку, неопределенного цвета. Жидкие, будто молью траченные брови. Под тяжелыми веками совершенно плоские глаза. Пепельно-серый цвет лица. Узкие бледные губы. Улыбается он тоже совсем особенно. В улыбке его что-то жалкое и в то же время лукавое. Что-то азиатское… Сидит чересчур прямо, высоко подняв голову. Узкие руки с удлиненными пальцами. Одна нога заброшена на другую. Он сохраняет полную неподвижность. Он, кажется, даже не мигает. Только бледные губы шевелятся на его застывшем лице».

9

     Студент читает стихотворение Н.С. Гумилева «Я и вы».

     Поэзия Серебряного века немыслима без имени Н.С. Гумилева. Создатель акмеизма, он завоевал интерес читателей не только талантом, оригинальностью стихов, но необычной судьбой, страстной любовью к путешествиям. Когда-то молодой поэт поставил перед собой цель – стать героем, смельчаком, выбирающим трудные и опасные пути. От природы робкий, физически слабый, он приказал себе стать сильным и решительным, Пришлось ломать свой характер и отправляться в длинные путешествия по джунглям Африки, пескам Сахары, горам Абиссинии.

     Студент читает стихотворение Н.С. Гумилева «Капитаны» (Звучит музыка Шостаковича)

     Добровольцем он уходит на фронт в первую мировую войну, где за храбрость он был удостоен награды, двух Георгиевских крестов.

     Необычной, романтичной, экзотической была и поэзия Гумилева. В ней можно встретить редких животных, не только описанных с глубоким знанием их повадок, но и наделенных внутренним миром.

      Студент читает стихотворение Н.С. Гумилева «Жираф»

     Ведущий: Лирический герой стихотворения – романтик, мечтатель. Ему свойственна праздничность восприятия жизни, нежность. Лирический герой обращается к женщине, хрупкой, нежной. Ей сегодня особенно грустно. И чтобы утешить любимую, отвлечь её  от тяжелых будней повседневности, поэт рассказывает прекрасную сказку про далекую землю. Несмотря на экзотику деталей, стихотворение удивительно русское из-за пронизывающего его чувства грусти.

     Студент читает стихотворение Н.С. Гумилева «Он поклялся в строгом храме…»

     Ведущая: Стихи читаются по кругу. Очередь доходит до молодой дамы, тонкой и смуглой. Это жена Гумилева Анна Ахматова. Она тоже пишет. Непонятно, почему Гумилев так раздражается, когда говорят о его жене, как о поэтессе. Он смотрит не её стихи как на причуду «жены поэта». И причуда эта ему не по вкусу. Когда их хвалят, насмешливо улыбается:

  • Вам нравится? Очень рад. Моя жена и по канве прекрасно вышивает.
  • Анна Андреевна, вы прочтёте?

     Лица присутствующих «настоящих» расплываются в снисходительную улыбку. Гумилев с недовольной гримасой стучит папиросой о портсигар.

  • Я прочту.

     На смуглых щеках появляются два пятна. Глаза смотрят растерянно и гордо. Голос слегка дрожит.

10

  • Я прочту.

     

     Студентка читает стихотворение А. Ахматовой «Песня последней встречи».

     

     После прочтения на лицах – равнодушно-любезная улыбка. Конечно, не серьёзно, но мило, не правда ли?

     Что скажет Вячеслав Иванов? Вероятно, ничего. Промолчит, отметит какую-нибудь техническую особенность. Ведь свои уничтожающие приговоры он выносит серьёзным стихам настоящих поэтов. Иванов молчит минуту. Потом встает, подходит к Ахматовой, целует ей руку.

  • Анна Андреевна, поздравляю Вас и приветствую. Это стихотворение – событие  в русской поэзии.

     Ведущий:  А потом Анна Ахматова стала знаменитой. Георгий Адамович вспоминает: «Анна Андреевна поразила меня своей внешностью. Теперь, в воспоминаниях о ней, её иногда называют красавицей; нет, красавицей         она не была. Но она была больше, чем красавица, лучше, чем красавица. Никогда не приходилось мне видеть женщину, лицо и весь облик которой повсюду, среди любых красавиц, выделялся бы своей выразительностью, неподдельной одухотворенностью, чем-то сразу приковывающим внимание. Когда она, стоя на эстраде, со своей «ложно-классической», «спадавшей с плеч» шалью, казалось, облагораживала всё, что было вокруг».

    Ведущая: «Книга женской души» - так говорят о стихах Ахматовой. Давайте ещё раз раскроем эту книгу.  

     Звучат стихи: «Гость», «Сердце к сердцу не приковано», «Вечером», и «21. Ночь. Понедельник…»

     Преподаватель: Утро. Гости расходятся. Ещё горит свет в гостиной и кабинете хозяина, «Вячеслава Великолепного». Но вот гаснет и он. До следующей среды, до следующего праздника человеческого общения. Культуры. Поэзии…

11

ИТОГИ       МЕРОПРИЯТИЯ

     Проведённый литературный вечер по поэзии серебряного века стал праздником культуры для первокурсников. Многим из них предоставилась возможность проявить себя. Выученные ими стихи, знакомство с личностью и особенностями творчества поэта серебряного века послужили для них хорошим уроком. Большинство студентов с интересом занимались подготовкой материалов вечера. Даже если этот интерес не перерастет в устойчивую увлеченность, можно утверждать, что он оставит заметный след в их воспитании и обучении, а также в их сознании.

     В целом поставленные цели и задачи достигнуты. Следует отметить большую степень эмоционального воздействия проведенного мероприятия на студентов. Важно, что такая работа обладает эффективным воспитательным воздействием и даёт ощутимый результат при выполнении образовательной программы.

12

                                                                                            ПРИЛОЖЕНИЯ        № 1

Произведения поэтов Серебряного века

ЛЮБОВЬ

Вяч. Иванов

Мы – два грозой зажжённые ствола,

Два пламени полученного бора;

Мы – два в ночи летящих метеора,

Одной судьбы двужалая стрела.

                  Мы – два коня, чьи держит удила

                 Одна рука, - одна язвит их шпора;

                 Два ока мы единственного взора,

                 Мечты одной два трепетных крыла.

Мы – двух теней скорбящая чета

Над мрамором божественного гроба,

Где древняя почиет красота.

                   Единых тайн двугласные уста,

                   Самим себе мы – Сфинкс единый оба.

                    Мы – две руки единого креста.

СРЕДИ МИРОВ

Иннокентий  Анненский

Среди миров, в мерцании светил

Одной Звезды я повторяю имя…

Не потому, чтоб я Её любил,

А потому, что я томлюсь с другими.

                И если мне сомненье тяжело,

                Я у неё одной молю ответа,

                Не потому, что от неё светло,

                А потому, что с ней не надо света.

13

ВОЛШЕБНАЯ СКРИПКА

                                                                Николай Гумилёв

Милый мальчик, ты так весел, так светла твоя улыбка.

Не проси об этом счастье, отравляющем миры,

Ты не знаешь, ты не знаешь, что такое эта скрипка,

Что такое темный ужас начинателя игры!

Тот, кто взял её однажды в повелительные руки,

У того исчез навеки безмятежный свет очей,

Духи ада любят слушать эти царственные звуки,

Бродят бешеные волки по дороге скрипачей.

Надо вечно петь и плакать этим струнам, звонким струнам,

Вечно должен биться, виться обезумевший смычок,

И под солнцем, и под вьюгой, под белеющим буруном,

И когда пылает запад, и когда горит восток.

Ты устанешь, и замедлишь, и на миг прервётся пенье,

И уж ты не сможешь крикнуть, шевельнуться и вздохнуть,

Тотчас бешеные волки в кровожадном исступленье

В горло вцепятся зубами, встанут лапами на грудь.

Ты поймешь тогда, как злобно насмеялось всё, что пело.

В очи глянет запоздалый, но властительный испуг.

И тоскливый смертный холод обовьет, как тканью, тело,

И невеста зарыдает, и задумается друг.

Мальчик, дальше! Здесь не встретишь ни веселья, ни сокровищ!

Но я вижу – ты смеёшься, эти взоры – два луча.

На, владей волшебной скрипкой, посмотри в глаза чудовищ

И погибни славной смертью, страшной смертью скрипача!

14

*   *   *

                                                        А. Блок

Чёрный ворон в сумраке снежном,

Черный бархат на смуглых плечах.

Томный голос пением нежным

Мне поёт о южных ночах.

                        В лёгком сердце – страсть и беспечность.

                        Словно с моря мне подан знак.

                        Над бездонным провалом в вечность,

                        Задыхаясь, летит рысак.

Снежный ветер, твоё дыханье,

Опьяненные губы мои…

Валентина, звезда, мечтанье!

Как поют твои соловьи…

                        Страшный мир! Он для сердца тесен!

В нём – твоих поцелуев бред,

Темный морок цыганских песен,

Торопливый полет комет!

НЕЗНАКОМКА

                                                        А. Блок

По вечерам над ресторанами

Горячий воздух дик и глух,

И правит окриками пьяными

Весенний и тлетворный дух.

                Вдали, над пылью переулочной.

                        Над скукой загородных дач

                        Чуть золотится крендель булочный,

                        И раздаётся детский плач.

И каждый вечер за шлагбаумами,

Заламывая котелки,

Среди канав гуляют с дамами

Испытанные остряки.

                        Над озером скрипят уключины.                

                И раздается женский визг,

                        А в небе ко всему приученный,

                        Бессмысленно кривится диск.

И каждый вечер друг единственный

В моем стакане отражён

И влагой терпкой и таинственной,

Как я, смирён и оглушён.

15

А рядом, у соседних столиков

Лакеи сонные торчат,

И пьяницы с глазами кроликов

«In vino veritas» кричат.

                        И каждый вечер, в час назначенный

                (Иль это только снится мне?)

                        Девичий стан, шелками схваченный,

                        В туманном движется огне.

И медленно, пройдя меж пьяными,

Всегда без спутников, одна,

Дыша духами и туманами,

Она садится у окна.

                И веют древними поверьями

                        Её упругие шелка,

                        И шляпа с траурными перьями,

                        И в кольцах узкая рука.

И странной близостью закованный,

Смотрю за темную вуаль,

И вижу берег очарованный

И очарованную даль.

                Глухие тайны мне поручены,

                        Мне чьё-то сердце вручено,

                        И все души моей излучины

                        Пронзило терпкое вино.

И перья страуса, склонённые,

В моём качаются мозгу,

И очи, синие, бездонные,

Цветут на дальнем берегу.

                В моей душе лежит сокровище,

                        И ключ поручен только мне!

                        Ты право, пьяное чудовище!

                        Я знаю истина в вине.

МОИ ПЕСНОПЕНИЯ

                                                        К. Бальмонт

В моих песнопениях – журчанье ключей,

Что звучат всё звончей и звончей.

В них женственно – страстные шёпоты струй,

И девический в них поцелуй.

                В моих песнопеньях – застывшие льды,

                Беспредельность хрустальной воды.

                В них – белая пышность пушистых снегов,                

                Золотые края облаков.

16

Я звучные песни не сам создавал,

Мне забросил их горный обвал.

И ветер влюбленный, дрожа по струне,

Трепетанья передал мне.

                Воздушные песни с мерцаньем страстей

                Я подслушал у звонких дождей

                Узорно - играющий тающий снег

                Подглядел в сочетаньях планет.

И я в человеческом – нечеловек,

Я захвачен разливами рек.

И в море стремя полногласность свою,

Я стозвучные песни пою.

ЛУННЫЙ СВЕТ

                                                        К. Бальмонт

Когда луна сверкнёт во тьме (мгле) ночной

Своим серпом, блистательным и нежным,

Моя душа стремится в мир иной,

Пленяясь всем далеким, всем безбрежным.

        К лесам, к горам, к вершинам белоснежным

        Я мчусь в мечтах; как будто дух больной,

        Я бодрствую над миром безмятежным,

        И сладко плачу, и дышу – луной.

Впиваю это бледное сиянье,

Как эльф качаюсь в сетке из лучей,

Я слушаю, как говорит молчанье.

        Людей родных мне далеко страданье

        Чужда мне вся земля с борьбой своей,

        Я – облачко, я – ветерка дыханье.

МУЗЫКА

                                                        К. Бальмонт

Мы слышим воздушное пенье чудесной игры,

Не видя поющего нам серафима.

Вздыхаем под тенью гигантской горы,

Вершина которой для нашего духа незрима.

        И чувствуем смутно, что, если б душой мы могли

        Достичь до вершины, далекой и снежной,

Тогда бы – загадки печальной Земли

        Мы поняли лучше, упившись мечтою безбрежной.

17

Но нет, мы бессильны, закрыта звенящая даль,

И звуки живые скорбят, умирая,

И в сердце обманутом плачет печаль,

И гаснут, чуть вспыхнув, лучи недоступного Рая.

МОЛЧАНИЕ

                                                        Дм. Мережковский

Как часто выразить любовь мою хочу,

Но ничего сказать я не умею,

Я только радуюсь, страдаю и молчу:

Как будто стыдно мне – я говорить не смею.

        И в близости ко мне живой души твоей

        Так всё таинственно, так всё необычайно, -

Что слишком страшною божественною тайной

        Мне кажется любовь, чтоб говорить о ней.

В нас чувства лучшие стыдливы и безмолвны,

И всё священное объемлет тишина:

Пока шумят вверху сверкающие волны,

Безмолвствует морская глубина.

ЛЮБОВЬ ОДНА

                                                        З. Гиппиус

Единый раз вскипает пеной

И рассыпается волна.

Не может сердце жить изменой,

Измены нет: любовь одна.

                Мы негодуем иль играем,

                        Иль лжём – но в сердце тишина

                        Мы никогда не изменяем:

                        Душа одна – любовь одна.

Однообразно и пустынно,

Однообразием сильна,

Проходит жизнь… и в жизни длинной

Любовь одна, всегда одна.

                        Лишь в неизменном – бесконечность,

                        Лишь в постоянном – глубина.

                        И дальше путь, и ближе вечность,

                        И всё ясней: любовь одна.        

Любви мы платим нашей кровью,

Но верная душа – верна,

И любим мы одной любовью…

Любовь одна, как смерть одна.

18

Я И ВЫ

                                                        Н. Гумилёв

Да, я знаю, я вам не пара,

Я пришел из другой страны,

И мне нравится не гитара,

Я дикарский напев зурны.

        И по залам и по салонам

                Темным платьям и пиджакам.

                Я читаю стихи драконам

                Водопадам и облакам.

Я люблю, как араб в пустыне, -

Припадает к воде и пьёт,

А не рыцарем на картине,

Что колено преклонит и ждёт.

                И умру я не на постели,

                        При нотариусе и враче.

А в какой-нибудь дикой щели,

                        Утонувшей в густом плюще.

Чтоб войти не во всем открытый,

Протестантский прибранный рай,

А туда, где разбойник, мытарь

И блудница крикнут: «Вставай!»

КАПИТАНЫ

                                                        Н. Гумилев

На полярных морях и на южных,

По изгибам зеленых зыбей,

Меж базальтовых скал и жемчужных

Шелестят паруса кораблей.

                Быстрокрылых ведут капитаны –

                Открыватели новых земель,

Для кого не страшны ураганы,

                Кто изведал мальстремы и мель,

Чья не пылью затерянных хартий –

Солью моря пропитана грудь,

Кто иглой на разорванной карте

Отмечает свой дерзостный путь.

                И, взойдя на трепещущий мостик,

                Вспоминает покинутый порт,

                Отряхая ударами трости

                Клочья пены с высоких ботфорт,

 

19

Или, бунт на борту обнаружив,

Из-за пояса рвёт пистолет,

Так что сыплется золото с кружев,

С розоватых брабантских манжет.

                Пусть безумствует море и хлещет,

                Гребни волн поднялись в небеса –

                Ни один пред грозой не трепещет,

                Ни один не свернет паруса.

Разве трусам даны эти руки,

Этот острый, уверенный взгляд,

Что умеет на вражьи фелуки

Неожиданно бросить фрегат.

                Меткой пулей, острогой железной

                Настигать исполинских китов.

И приметить в ночи многозведзной

Охранительный свет маяков?

ЖИРАФ

                                                        Н. Гумилев

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,

И руки особенно тонки, колени обняв.

Послушай: далёко, далёко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

                Ему грандиозная стройность и нега дана,

                И шкуру его украшает волшебный узор,

                С которым равняться осмелится только луна,

Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,

И бег его плавен, как радостный птичий полёт.

Я знаю, что много чудесного видит земля,

Когда на закате он прячется в мраморный грот.

                Я знаю весёлые сказки таинственных стран

                Про черную деву, про страсть молодого вождя.

                Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,

                Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.

И как я тебе расскажу про тропический сад,

Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав …

Ты плачешь? Послушай… далёко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

20

*  *  *

                                                        Н. Гумилёв

Он поклялся в строгом храме

Перед статуей Мадонны,

Что он будет верен даме,

Той, чьи взоры непреклонны.

                И забыл о тайном браке,

                        Всюду ласки расточая.

                        Ночью был зарезан в драке

                        И пришёл к преддверьям рая.

«Ты ль в Моём не клялся храме, -

Прозвучала речь Мадонны, -

Что ты будешь верен даме,

Той, чьи взоры непреклонны?

                        Отойди, не эти жатвы

                        Собирает Царь Небесный,

                Кто нарушил слово клятвы,

                        Гибнет, Богу неизвестный».

Но, печальный и упрямый,

Он припал к ногам Мадонны:

«Я нигде не встретил дамы,

Той, чьи взоры непреклонны».

ПЕСНЯ ПОСЛЕДНЕЙ ВСТРЕЧИ

                                                                А. Ахматова

Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

                Показалось, что много ступеней,

                        А я знала – их только три!

                        Между клёнов шепот осенний

                        Попросил: «Со мною умри!

Я обманут моей унылой,

Переменчивой, злой судьбой».

Я ответила: «Милый, милый!

И я тоже. Умру с тобой…»

                Это песня последней встречи.

                        Я взглянула на темный дом.

                        Только в спальне горели свечи

                        Равнодушно – желтым огнем.

21

ГОСТЬ

                                                        А. Ахматова

Всё как раньше: в окна столовой

Бьётся мелкий метельный снег,

И сама я не стала новой,

А ко мне приходил человек.

                Я спросила: «Чего ты хочешь?»

                        Он сказал: «Быть с тобой в аду».

                        Я смеюсь: «Ах напророчишь

                        Нам обоим, пожалуй беду».

Но поднявши руку сухую,

Он слегка потрогал цветы:

«Расскажи, как тебя целуют,

Расскажи, как целуешь ты».

                И глаза, глядевшие тускло,

                        Не сводил с моего кольца,

                        Ни один не двинулся мускул

                        Просветлённо злого лица.

О, я знаю: его отрада –

Напряжённо  и страстно знать,

Что ему ничего не надо,

Что мне не в чем ему отказать.

*  * *

                                                        А. Ахматова

Сердце к сердцу не приковано,

Если хочешь – уходи.

Много счастья уготовано

Тем, кто волен на пути.

                Я не плачу, я не жалуюсь

                Мне счастливой не бывать.

                Не целуй меня, усталую, -

                Смерть придет поцеловать.

Дни томлений острых прожиты

Вместе с белою зимой.

Отчего же, отчего же ты

Лучше, чем избранник мой?

22

ВЕЧЕРОМ

                                                        А. Ахматова

Звенела музыка в саду

Таким невыразимым горем.

Свежо и остро пахли морем

На блюде устрицы во льду.

                        Он мне сказал: «Я верный друг!»

                        И моего коснулся платья.

Как не похожи на объятья

                        Прикосновенья этих рук.

        Так гладят кошек или птиц,

        Так на наездниц смотрят стройных.

        Лишь смех в глазах его спокойных.        

        Под легким золотом ресниц.

                        А скорбных скрипок голоса

                        Поют за стелющимся дымом:

                        «Благослови же небеса –

                        Ты первый раз одна с любимым».

*  *  *

                                                        А. Ахматова

Двадцать первое. Ночь. Понедельник.

Очертанье столицы во мгле.

Сочинил же какой-то бездельник,

Что бывает любовь на земле.

                И от лености или от скуки

                Все поверили, так и живут:

Ждут свиданий, боятся разлуки

И любовные песни поют.

Но иным открывается тайна,

И почиет на них тишина…

Я на это наткнулась случайно

И с тех пор всё как будто больна.

23

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Ахматова А.А. «Я стала песней и судьбой». /сост. Ю.Н. Борисов. – Саратов, 1991 г.
  2. Воспоминания о серебряном веке – М., 1993г.
  3. Гумилёв Н.С. Стихотворения и поэмы. - М., 1990 г.
  4. Каменский В. В кафе поэтов. Мемуары. – М., 1991г.
  5. Серебряный век русской поэзии. – М.: Интерпракс, 1994г.
  6. Серебряный век русской поэзии. – М., Просвещение, 1993г.
  7. Мусатов В.В. «Вячеслав Великолепный» : Жизнь и творчество Вячеслава Великолепного // Литература в школе. № 7, 1998г.
  8. Русская поэзия «серебряного века», 1890-1917: Антология. – М.: Наука, 1993г.
  9. Русская литература ХХ века. Учебное издание в 2-х частях. /Авт. –сост: Чалмаев В.А., Боборыкин В.Г., Павловский А.И. и др. – м. : Просвещение, 1994г.
  10. Русская литература ХХ века. Учебник для образовательных учебных заведений. Под ред. Агеносова В.В. – М., 2001г.
  11. Русская литература ХХ века: Большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы/ Е.М. Белдырева, Н.Ю. Буровцева, Г.Г. Кучина и др.- М., Дрофа, 2000г.
  12. Хромова С.Ю. Поэтический вечер: «Среда» на «башне» Вячеслава Иванова.// Литература в школе. № 2, 2001 г.
  13. Энциклопедия для детей. Т.9. Русская литература. ч.1. ХХ век./  Глав. ред. Аксёнова М.Д. – М.; Аванта +, 2000г.

24


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературный вечер "Природа в поэзии Серебряного века"

Материал можно использовать как для литературного вечера, выбрав из подборки стихотворений самые понравившиеся, можно использовать и как конкурс чтецов. Тема сложная, но интересная....

Методическая разработка литературного вечера, посвященного А. В. Вампилову.

Сценарий вечера о жизни и творчестве Александра Вампилова....

Методическая разработка итогового урока по теме "Поэзия Серебряного века", литература 11 кл.

Данная методическая разработка содержит презентацию, план-конспект урока и аудиозаписи песен Вертинского и "Песни Сольвейг" из оперы Э. Грига " Пер Гюнт"....

Методическая разработка литературного вечера, посвященного творчеству Ф. М. Достоевского

Представленный материал- обзор основных этапов жизни и творчества писателя, оценка роли его произведений в развитии русской и мировой культуры....

Методическая разработка литературного вечера "Русская поэзия в английских переводах"

Основные цели данного вечера:1.     Активизация творческого и духовного потенциала студентов;2.     Более углубленное изучение произведений русской и английской...

Методическая разработка литературного вечера "Его стихов пленительная сладость".

Данная разработка поможет в проведении вечера, посвящённого поэзии С.А. Есенина. Думается, молодые педагоги заинтересуются предлагаемым материалом....

Методическая разработка литературного вечера "Несломленный врагом"

Литературный вечер "Несломленный врагом" посвящен блокаде Ленинграда...