Методическая разработка внеклассного мероприятия по творчеству М. И. Цветаевой
методическая разработка по литературе (10, 11 класс)

Юрченкова Ирина Алексеевна

Методическая разработка внеклассного мероприятия по творчеству М. И. Цветаевой\

Ссылка на презентацию: https://cloud.mail.ru/public/LMDV/6iyXwbTDf

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл liter.gostinaya._m.tsvetaeva.docx33.46 КБ

Предварительный просмотр:

                        ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

                                      ПО ЛИРИКЕ М. ЦВЕТАЕВОЙ

Оформление: портрет Марины Цветаевой, сборники  её стихотворений,  гроздья рябины, свечи, презентация.

Звучит аудиозапись вальса Е. Доги из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь».

Чтец 1 (Зайцев Никита, 1ПКС-116)

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я - поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти
- Нечитанным стихам! -
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет),

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

                                        

Ведущий 1 (Водяхин Арсений, 1ПКС-216)

Автору стихов Марине Цветаевой - двадцать лет, но она уже начинала осознавать себе цену и  предвидела, что её "звездный час" пробьёт не скоро, но пробьёт непременно.

Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве 26 сентября1892 года, с субботы на воскресенье, на Иоанна Богослова, в уютном особняке одного из старинных московских переулков.

Ведущий 2 (Кабанова Александра, 1ИБАС-516)

Красною кистью
Рябина зажглась.

Падали листья,

Я родилась.

Спорили сотни
Колоколов,

День был субботний:

Иоанн Богослов.

Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.

                                

Ведущий 1

Отец Марины Цветаевой, Иван Владимирович Цветаев, замечательный ученый-филолог, профессор Московского университета,  основатель знаменитого музея изобразительных искусств на Волхонке.

Мать, Мария Александровна Мейн,  была талантливой пианисткой, восхищавшей Антона Рубинштейна (выдающегося пианиста и композитора). Натура тонкая и глубокая,  она ввела дочь в мир прекрасного. Счастливое детство Марины было связано с рождественскими елками, с первыми книгами и рассказами матери.  

Ведущий 2

(Из воспоминаний М. Цветаевой.)

«Когда вместо желанного, предрешенного, почти приказанного сына Александра родилась всего только я, мать сказала: “По крайней мере, будет музыкантша”. Когда же первым, явно бессмысленным... словом оказалось “гамма”, мать только подтвердила: “Я так и знала”, - и тут же принялась учить меня музыке... Могу сказать, что я родилась не в жизнь, а в музыку».

Чтец 2 (Макарова Евгения, 1ПКС-416)

Кто создан из камня, кто создан из глины, -
А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело - измена, мне имя - Марина,

Я - бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти -
Тем гроб и надгробные плиты...

- В купели морской крещена - и в полете
Своем - непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.

Меня - видишь кудри беспутные эти? -
Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,

Я с каждой волной - воскресаю!

Да здравствует пена - веселая пена -
Высокая пена морская!

                                        

Ведущий 1

После смерти матери интерес к музыке у Марины Цветаевой постепенно угасает, но появляется новое увлечение - книги и стихи. Юная Цветаева пишет стихи как на русском языке, так и на немецком и французском.

Ни у кого ничего не заимствовать, не подражать, не подвергаться влияниям, «быть самой собой» - такою Цветаева вышла из детства и такою осталась навсегда.

Ведущий 2

Восемнадцатилетняя Марина на свои деньги издаёт первый сборник стихов "Вечерний альбом"(1910г.) и посылает его  Брюсову с "просьбой посмотреть". Искренние, непосредственные и чистые стихи понравились взыскательному Валерию Яковлевичу, хотя он выразил надежду увидеть впредь в стихах Цветаевой чувства более "острые".  Поэт и критик Максимилиан Волошин  решительно одобрил вышедший сборник. В Волошине Марина Цветаева нашла друга на всю жизнь.

Чтец 3 ( Мацапура Саша, 1ПКС-116)

              Надпись в альбом

Пусть я лишь стих в твоем альбоме,

Едва поющий, как родник;

(Ты стал мне лучшею из книг,

А их не мало в старом доме!)

Пусть я лишь стебель, в светлый миг
Тобой, жалеющим, не смятый;

(Ты для меня цветник богатый,

Благоухающий цветник!)

Пусть так. Но вот в полуистоме
Ты над страничкою поник...

Ты вспомнишь все...

Ты сдержишь крик...

- Пусть я лишь стих в твоем альбоме!

                                        

Ведущий 1

Какой была Марина Цветаева?

Небольшого роста со строгой и стройной осанкой. Золотисто-каштановые волосы, бледное лицо, глаза... зеленые, цвета винограда.

Черты лица и его контуры были очень точными и четкими. Ее голос был высоким, звонким и гибким. Стихи читала охотно, по первой просьбе, или предлагала сама: «Хотите я вам прочту стихи?»

За «Вечерним альбомом» последовали еще два сборника стихов: «Волшебный фонарь» (1912 г.) и «Из двух книг (1913 г.).

Милый читатель! Смеясь, как ребенок,

Весело встреть мой «Волшебный фонарь».

Искренний смех твой, да будет он звонок
И безотчетен, как встарь.

Ведущий 2

В Коктебеле, живя у своего друга Волошина,  Цветаева познакомилась с Сергеем Эфроном; он был круглым сиротой, сыном революционных деятелей.  

"Они встретились — семнадцатилетний и восемнадцатилетняя — 5 мая 1911 года на пустынном, усеянном мелкой галькой.. берегу. Она собирала камешки, он стал помогать ей — красивый грустной и кроткой красотой юноша, почти мальчик (впрочем, ей он показался веселым, точнее: радостным!) — с поразительными, огромными, в пол-лица, глазами; заглянув в них и все прочтя наперед, Марина загадала: если он найдет и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж! Конечно, сердолик этот он нашел тотчас же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от ее зеленых, — и вложил ей его в ладонь, розовый, изнутри освещенный, крупный камень, который она хранила всю жизнь".

 27 января 1912 года влюбленные обвенчались. Эфрон подарил любимой кольцо, на внутренней стороне которого была выгравирована дата свадьбы и имя Марина.

Чтец 4 (Торосян Анна, 1ПКС-416)

С. Э.

Я с вызовом ношу его кольцо!

- Да, в Вечности - жена, не на бумаге! -
Чрезмерно узкое его лицо
Подобно шпаге.

Безмолвен рот его, углами вниз.
Мучительно-великолепны брови.

В его лице трагически слились
Две древних крови.

Он тонок первой тонкостью ветвей.

Его глаза - прекрасно-бесполезны! -
Под крыльями раскинутых бровей -
Две бездны.

В его лице я рыцарству верна,

- Всем вам, кто жил и умирал без страху! -
Такие - в роковые имена -
Слагают стансы - и идут на плаху.

Ведущий 1

В стихах Марины Цветаевой «ощущается стремление к сжатой, краткой и выразительной манере, где все ясно, точно и стремительно в ритме», но вместе с тем глубоко лирично.

Чтец 5 (Леонид Муравьев, 1ПКС-416)

Вы, идущие мимо меня
К не моим и сомнительным чарам, —

Если б знали вы, сколько огня,

Сколько жизни, растраченной даром, -

И какой героический пыл
На случайную тень и на шорох...

И как сердце мне испепелил
Этот даром истраченный порох.

О, летящие в ночь поезда,

Уносящие сон на вокзале...

Впрочем, знаю я, что и тогда
Не узнали бы вы - если б знали, -

Почему мои речи резки
В вечном дыме моей папиросы, -
Сколько темной и грозной тоски
В голове моей светловолосой.

  Ведущий 2

 Одно из самых проникновенных стихотворений Цветаевой посвящено ее бабушке по материнской линии. Марина Ивановна написала это стихотворение в 1914 году. Поэтессе тогда было двадцать пять лет – почти столько же, сколько её бабушке Марии Бернацкой, когда та умерла. Портрет этой красавицы-польки висел в доме Цветаевых, и, глядя на него, Марина часто размышляла о фамильном сходстве, причём не столько внешнем, сколько внутреннем. Она пыталась разобраться в себе, размышляя, не от бабушки ли ей достался такой сложный характер.

Чтец 6 (Поленова Валерия, 1ПКС-316)

Бабушке

Продолговатый и твердый овал,

Черного платья раструбы...

Юная бабушка! - Кто целовал
Ваши надменные губы?

Руки, которые в залах дворца
Вальсы Шопена играли...

По сторонам ледяного лица -
Локоны, в виде спирали.

Темный, прямой и взыскательный взгляд,

Взгляд, к обороне готовый.

Юные женщины так не глядят.

Юная бабушка, кто вы?

Сколько возможностей вы унесли,

И невозможностей - сколько? -
В ненасытимую прорву земли,

Двадцатилетняя полька!

День был невинен, и ветер был свеж,

Темные звезды погасли.

- Бабушка! - Этот жестокий мятеж
В сердце моем - не от вас ли?..

Ведущий 1

Стихи Марины Цветаевой мелодичны, задушевны и чарующи, к ним постоянно обращаются композиторы, и тогда они превращаются в удивительные по красоте романсы. Предлагаем вашему вниманию фрагмент из кинофильма "Жестокий романс".

Ведущий 2

Стремительно и властно в жизнь Марины Цветаевой вошел Пушкин и стал постоянной духовной опорой этой гордой, тонкой и мятежной души. Пушкинскую «Капитанскую дочку» Цветаева перечитывала много раз, а стихотворение «К морю» стало ее любимым.

     Великому русскому поэту Цветаева посвятила цикл стихотворений «Стихи к Пушкину». Одно из них начинается так: Нет, бил барабан перед смутным полком... В этой строке Цветаева перефразирует строку из стихотворения ирландского поэта Чарльза Вольфа "На погребение английского генерала Джона Мура":

Не бил барабан перед смутным полком,
Когда мы вождя хоронили...

Чтец 7 (Тельнов Алексей, 1ПКС-216)

Поэт и царь

Нет, бил барабан перед смутным полком,
Когда мы вождя хоронили:

То зубы царёвы над мертвым певцом
Почетную дробь выводили.

Такой уж почет, что ближайшим друзьям -
Нет места. В изглавьи, в изножьи,

И справа, и слева - ручищи по швам -
Жандармские груди и рожи.

Не диво ли - и на тишайшем из лож
Пребыть поднадзорным мальчишкой?

На что-то, на что-то, на что-то похож
Почет сей, почетно - да слишком!

Гляди, мол, страна, как, молве вопреки,

Монарх о поэте печется!

Почетно-почетно-почетно - архи -
Почетно-почетно - до черту!

Кого ж это так — точно воры вора
Пристреленного - выносили?

Изменника? Нет. С проходного двора -
Умнейшего мужа России.

                                                

Ведущий 1

Цветаева обладала удивительным умением восхищаться талантом, быть благодарной художнику, глубоко чувствовать душу в его творениях. Она восхищалась стихами Брюсова и Пастернака, Маяковского и Ахматовой. Ее стихотворения, очерки, воспоминания, статьи, посвященные поэтам, содержат тонкий и точный анализ творческой личности.  Но ее поэтическим кумиром был Александр Блок. Цветаева видела его дважды, во время его выступлений в Москве 9 и 14 мая 1920 г. Свое преклонение перед поэтом, которого она называла «сплошной совестью», Цветаева пронесла через всю свою жизнь.

Чтец 8 (Гивчак Денис, 1ПКС-116)

Стихи к Блоку

Имя твое - птица в руке,

Имя твое - льдинка на языке.
Одно-единственное движенье губ.
Имя твое — пять букв.

Мячик, пойманный на лету,

Серебряный бубенец во рту.

Камень, кинутый в тихий пруд,

Всхлипнет так, как тебя зовут.

В легком щелканье ночных копыт
Громкое имя твое гремит.

И назовет его нам в висок
Звонко щелкающий курок.

Имя твое - ах, нельзя! -
Имя твое — поцелуй в глаза,

В нежную стужу недвижных век.

Имя твое - поцелуй в снег.

Ключевой, ледяной, голубой глоток.

С именем твоим - сон глубок.

                                        

Ведущий 2

1913-1915 годы. Рядом с Мариной Цветаевой ее друзья, любимый человек, дочь Ариадна. Сестра Анастасия рассказывает: «Это было время расцвета Марининой красоты... Ясная зелень ее глаз, затуманенная близоруким взглядом, застенчиво уклоняющимся, имеет в себе что-то колдовское... Она знает себе цену и во внешнем очаровании, как с детства знала ее - во внутреннем».

Романс на музыку Микаэла Таривердиева «Мне нравится, что вы больны не мной...»        (Азисова Динара, 1ПКС-416, Коржавина Анастасия)

Мне нравится, что вы больны не мной,

Мне нравится, что я больна не вами,

Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.

Мне нравится, что можно быть смешной -
Распущенной - и не играть словами,

И не краснеть удушливой волной,

Слегка соприкоснувшись рукавами.

Спасибо вам и сердцем и рукой
За то, что вы меня - не зная сами! -
Так любите: за мой ночной покой,

За редкость встреч закатными часами,

За наши не-гулянья под луной,

За солнце, не у нас над головами, -
За то, что вы больны - увы! - не мной,

За то, что я больна - увы! - не вами!

Ведущий 1

В 1922 году Марина Цветаева вместе с дочерью уезжает заграницу к мужу, Сергею Эфрону, оказавшемуся в рядах белой эмиграции.

Эмиграция встретила Цветаеву как единомышленницу. Но затем все изменилось. Эмигрантские журналы постепенно перестали печатать ее стихи. «... Мой читатель остается в России, куда мои стихи... не доходят...» (Из воспоминаний М. Цветаевой.)

Вокруг Цветаевой все теснее смыкалась глухая стена одиночества.

И не спасут ни стансы, ни созвездья.

А это называется - возмездье
За то, что каждый раз,

Стан разгибая над строкой упорной,

Искала я над лбом своим просторным
Звезд только, а не глаз...

                                

Ведущий 2

Находясь 17 лет в эмиграции, Марина Цветаева постоянно думала о Родине. Этот период в жизни поэтессы стал настоящим испытанием. Отвечая в 1925 году на вопросы анкеты, предложенной эмигрантам издававшимся в Праге русским журналом "Своими путями", Цветаева писала: "Родина не есть условность территории, а непреложность памяти и крови. Не быть в России, забыть Россию - может бояться лишь тот, кто Россию мыслит вне себя. В ком она внутри, - тот потеряет её лишь вместе с жизнью."

В 1934 году Марина Цветаева написала   стихотворение «Тоска по родине...».

Чтец 9 (Зяблицев Борис, 1ПСК-216)

Тоска по родине! Давно
Разоблаченная морока!

Мне совершенно все равно -
Где совершенно одинокой
Быть, по каким камням домой
Брести с кошелкою базарной
В дом, и не знающий, что - мой,

Как госпиталь или казарма.

Мне все равно, каких среди
Лиц ощетиниваться пленным
Львом, из какой людской среды
Быть вытесненной — непременно —

В себя, в единоличье чувств.
Камчатским медведем без льдины
Где не ужиться (и не тщусь!),
Где унижаться — мне едино.

Не обольщусь и языком
Родным, его призывом млечным.
Мне безразлично, на каком
Непонимаемой быть встречным!

(Читателем, газетных тонн
Глотателем, доильцем сплетен…)
Двадцатого столетья — он,
А я — до всякого столетья!

Остолбеневши, как бревно,
Оставшееся от аллеи,
Мне все — равны, мне всё — равно;
И, может быть, всего равнее —

Роднее бывшее — всего.
Все признаки с меня, все меты,
Все даты — как рукой сняло:
Душа, родившаяся — где-то.

Так край меня не уберег
Мой, что и самый зоркий сыщик
Вдоль всей души, всей — поперек!
Родимого пятна не сыщет!

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И всё — равно, и всё — едино.
Но если по дороге — куст
Встает, особенно — рябина…

Ведущий  2. В стихотворении, обращенном к поэту Борису Пастернаку, звучат ноты непередаваемой грусти

Чтец 10 (Сиротин Борис, 1ПКС-216)

Русской ржи от меня поклон,

Ниве, где баба застится...

Друг! Дожди за моим окном,

Беды и блажи на сердце...

Ты, в погудке дождей и бед -
То ж, что Гомер в гекзаметре.

Дай мне руку - на весь тот свет!

Здесь - мои обе заняты.

Ведущий 1

В 1939 году Марина Цветаева вернулась наконец на родную землю...

Однако надежды, связанные с возвращением, не оправдались.

Тяжелые удары судьбы... Начало войны. Постоянная тревога за жизнь близких. Эвакуация в Елабугу. Под гнетом личных несчастий, в одиночестве, в состоянии депрессии, она покончила с собой 31 августа 1941 года.

В исполнении Азовцевой Веры Владимировны  звучит реквием «Уж сколько их упало в эту бездну...».

Заключительное слово (ведущий или преподаватель).

Марина Ивановна Цветаева  написала сотни  лирических стихотворений, более 10  поэм,  около полусотни  произведений в прозе: воспоминания о детстве, о семье, о современниках-поэтах, трактаты о поэзии. Поэзия для Цветаевой была не просто призванием или формой самовыражения, поэзия была для нее единственной реальностью, где она могла существовать, единственной возможностью быть в разумном и свободном мире.

Судьба Марины Цветаевой заставляет вспомнить строки М.Ю.Лермонтова: "Что без страданий жизнь поэта? И что без бури океан?" "Великим людям не суждено умирать постепенно: их жизнь, как правило,  обрывается, пресекается - собственной ли их волей, волею ли судьбы... Они являются в мир и уходят из него, согласно законам, ведомым лишь им, озаряя нашу жизнь и придавая ей смысл" (Анна Саакянц).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по изучению творчества Н.Н. Носова (100-летию посвящается)

В разработке внеклассного мероприятия представлена творческая игра для детей младшего школьного возраста "Фантазёры" с использованием креативных тестов...

Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему «Творчество Л.В.Попова. К 140-летию художника…» в рамках общешкольных мероприятий «Оренбург юбилейный»

Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему «Творчество Л.В.Попова. К 140-летию художника…» поможет педагогу познакомить учащихся с творчеством оренбургского художника Луки...

Внеклассное мероприятие по творчеству М.И. Цветаевой

Внеклассное мероприятие по творчеству М.И. Цветаевой...

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного творчеству С.Есенина "Пишу тебе с есенинских лугов"

Литературно-музыкальная композиция для учащихся старших классов, посвященная жизни и творчеству С.Есенина...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Час творчества"

Цель данного мероприятия - развитие творческих способностей и интереса к творческой деятельности у обучающихся. Мероприятие проводится в форме конкурса-аукциона....