Методическая разработка внеклассного мероприятия по творчеству М. И. Цветаевой
методическая разработка по литературе (10, 11 класс)
Методическая разработка внеклассного мероприятия по творчеству М. И. Цветаевой\
Ссылка на презентацию: https://cloud.mail.ru/public/LMDV/6iyXwbTDf
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
liter.gostinaya._m.tsvetaeva.docx | 33.46 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ
ПО ЛИРИКЕ М. ЦВЕТАЕВОЙ
Оформление: портрет Марины Цветаевой, сборники её стихотворений, гроздья рябины, свечи, презентация.
Звучит аудиозапись вальса Е. Доги из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь».
Чтец 1 (Зайцев Никита, 1ПКС-116)
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я - поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти
- Нечитанным стихам! -
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
Ведущий 1 (Водяхин Арсений, 1ПКС-216)
Автору стихов Марине Цветаевой - двадцать лет, но она уже начинала осознавать себе цену и предвидела, что её "звездный час" пробьёт не скоро, но пробьёт непременно.
Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве 26 сентября1892 года, с субботы на воскресенье, на Иоанна Богослова, в уютном особняке одного из старинных московских переулков.
Ведущий 2 (Кабанова Александра, 1ИБАС-516)
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья,
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов,
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
Ведущий 1
Отец Марины Цветаевой, Иван Владимирович Цветаев, замечательный ученый-филолог, профессор Московского университета, основатель знаменитого музея изобразительных искусств на Волхонке.
Мать, Мария Александровна Мейн, была талантливой пианисткой, восхищавшей Антона Рубинштейна (выдающегося пианиста и композитора). Натура тонкая и глубокая, она ввела дочь в мир прекрасного. Счастливое детство Марины было связано с рождественскими елками, с первыми книгами и рассказами матери.
Ведущий 2
(Из воспоминаний М. Цветаевой.)
«Когда вместо желанного, предрешенного, почти приказанного сына Александра родилась всего только я, мать сказала: “По крайней мере, будет музыкантша”. Когда же первым, явно бессмысленным... словом оказалось “гамма”, мать только подтвердила: “Я так и знала”, - и тут же принялась учить меня музыке... Могу сказать, что я родилась не в жизнь, а в музыку».
Чтец 2 (Макарова Евгения, 1ПКС-416)
Кто создан из камня, кто создан из глины, -
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело - измена, мне имя - Марина,
Я - бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти -
Тем гроб и надгробные плиты...
- В купели морской крещена - и в полете
Своем - непрестанно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня - видишь кудри беспутные эти? -
Земною не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной - воскресаю!
Да здравствует пена - веселая пена -
Высокая пена морская!
Ведущий 1
После смерти матери интерес к музыке у Марины Цветаевой постепенно угасает, но появляется новое увлечение - книги и стихи. Юная Цветаева пишет стихи как на русском языке, так и на немецком и французском.
Ни у кого ничего не заимствовать, не подражать, не подвергаться влияниям, «быть самой собой» - такою Цветаева вышла из детства и такою осталась навсегда.
Ведущий 2
Восемнадцатилетняя Марина на свои деньги издаёт первый сборник стихов "Вечерний альбом"(1910г.) и посылает его Брюсову с "просьбой посмотреть". Искренние, непосредственные и чистые стихи понравились взыскательному Валерию Яковлевичу, хотя он выразил надежду увидеть впредь в стихах Цветаевой чувства более "острые". Поэт и критик Максимилиан Волошин решительно одобрил вышедший сборник. В Волошине Марина Цветаева нашла друга на всю жизнь.
Чтец 3 ( Мацапура Саша, 1ПКС-116)
Надпись в альбом
Пусть я лишь стих в твоем альбоме,
Едва поющий, как родник;
(Ты стал мне лучшею из книг,
А их не мало в старом доме!)
Пусть я лишь стебель, в светлый миг
Тобой, жалеющим, не смятый;
(Ты для меня цветник богатый,
Благоухающий цветник!)
Пусть так. Но вот в полуистоме
Ты над страничкою поник...
Ты вспомнишь все...
Ты сдержишь крик...
- Пусть я лишь стих в твоем альбоме!
Ведущий 1
Какой была Марина Цветаева?
Небольшого роста со строгой и стройной осанкой. Золотисто-каштановые волосы, бледное лицо, глаза... зеленые, цвета винограда.
Черты лица и его контуры были очень точными и четкими. Ее голос был высоким, звонким и гибким. Стихи читала охотно, по первой просьбе, или предлагала сама: «Хотите я вам прочту стихи?»
За «Вечерним альбомом» последовали еще два сборника стихов: «Волшебный фонарь» (1912 г.) и «Из двух книг (1913 г.).
Милый читатель! Смеясь, как ребенок,
Весело встреть мой «Волшебный фонарь».
Искренний смех твой, да будет он звонок
И безотчетен, как встарь.
Ведущий 2
В Коктебеле, живя у своего друга Волошина, Цветаева познакомилась с Сергеем Эфроном; он был круглым сиротой, сыном революционных деятелей.
"Они встретились — семнадцатилетний и восемнадцатилетняя — 5 мая 1911 года на пустынном, усеянном мелкой галькой.. берегу. Она собирала камешки, он стал помогать ей — красивый грустной и кроткой красотой юноша, почти мальчик (впрочем, ей он показался веселым, точнее: радостным!) — с поразительными, огромными, в пол-лица, глазами; заглянув в них и все прочтя наперед, Марина загадала: если он найдет и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж! Конечно, сердолик этот он нашел тотчас же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от ее зеленых, — и вложил ей его в ладонь, розовый, изнутри освещенный, крупный камень, который она хранила всю жизнь".
27 января 1912 года влюбленные обвенчались. Эфрон подарил любимой кольцо, на внутренней стороне которого была выгравирована дата свадьбы и имя Марина.
Чтец 4 (Торосян Анна, 1ПКС-416)
С. Э.
Я с вызовом ношу его кольцо!
- Да, в Вечности - жена, не на бумаге! -
Чрезмерно узкое его лицо
Подобно шпаге.
Безмолвен рот его, углами вниз.
Мучительно-великолепны брови.
В его лице трагически слились
Две древних крови.
Он тонок первой тонкостью ветвей.
Его глаза - прекрасно-бесполезны! -
Под крыльями раскинутых бровей -
Две бездны.
В его лице я рыцарству верна,
- Всем вам, кто жил и умирал без страху! -
Такие - в роковые имена -
Слагают стансы - и идут на плаху.
Ведущий 1
В стихах Марины Цветаевой «ощущается стремление к сжатой, краткой и выразительной манере, где все ясно, точно и стремительно в ритме», но вместе с тем глубоко лирично.
Чтец 5 (Леонид Муравьев, 1ПКС-416)
Вы, идущие мимо меня
К не моим и сомнительным чарам, —
Если б знали вы, сколько огня,
Сколько жизни, растраченной даром, -
И какой героический пыл
На случайную тень и на шорох...
И как сердце мне испепелил
Этот даром истраченный порох.
О, летящие в ночь поезда,
Уносящие сон на вокзале...
Впрочем, знаю я, что и тогда
Не узнали бы вы - если б знали, -
Почему мои речи резки
В вечном дыме моей папиросы, -
Сколько темной и грозной тоски
В голове моей светловолосой.
Ведущий 2
Одно из самых проникновенных стихотворений Цветаевой посвящено ее бабушке по материнской линии. Марина Ивановна написала это стихотворение в 1914 году. Поэтессе тогда было двадцать пять лет – почти столько же, сколько её бабушке Марии Бернацкой, когда та умерла. Портрет этой красавицы-польки висел в доме Цветаевых, и, глядя на него, Марина часто размышляла о фамильном сходстве, причём не столько внешнем, сколько внутреннем. Она пыталась разобраться в себе, размышляя, не от бабушки ли ей достался такой сложный характер.
Чтец 6 (Поленова Валерия, 1ПКС-316)
Бабушке
Продолговатый и твердый овал,
Черного платья раструбы...
Юная бабушка! - Кто целовал
Ваши надменные губы?
Руки, которые в залах дворца
Вальсы Шопена играли...
По сторонам ледяного лица -
Локоны, в виде спирали.
Темный, прямой и взыскательный взгляд,
Взгляд, к обороне готовый.
Юные женщины так не глядят.
Юная бабушка, кто вы?
Сколько возможностей вы унесли,
И невозможностей - сколько? -
В ненасытимую прорву земли,
Двадцатилетняя полька!
День был невинен, и ветер был свеж,
Темные звезды погасли.
- Бабушка! - Этот жестокий мятеж
В сердце моем - не от вас ли?..
Ведущий 1
Стихи Марины Цветаевой мелодичны, задушевны и чарующи, к ним постоянно обращаются композиторы, и тогда они превращаются в удивительные по красоте романсы. Предлагаем вашему вниманию фрагмент из кинофильма "Жестокий романс".
Ведущий 2
Стремительно и властно в жизнь Марины Цветаевой вошел Пушкин и стал постоянной духовной опорой этой гордой, тонкой и мятежной души. Пушкинскую «Капитанскую дочку» Цветаева перечитывала много раз, а стихотворение «К морю» стало ее любимым.
Великому русскому поэту Цветаева посвятила цикл стихотворений «Стихи к Пушкину». Одно из них начинается так: Нет, бил барабан перед смутным полком... В этой строке Цветаева перефразирует строку из стихотворения ирландского поэта Чарльза Вольфа "На погребение английского генерала Джона Мура":
Не бил барабан перед смутным полком,
Когда мы вождя хоронили...
Чтец 7 (Тельнов Алексей, 1ПКС-216)
Поэт и царь
Нет, бил барабан перед смутным полком,
Когда мы вождя хоронили:
То зубы царёвы над мертвым певцом
Почетную дробь выводили.
Такой уж почет, что ближайшим друзьям -
Нет места. В изглавьи, в изножьи,
И справа, и слева - ручищи по швам -
Жандармские груди и рожи.
Не диво ли - и на тишайшем из лож
Пребыть поднадзорным мальчишкой?
На что-то, на что-то, на что-то похож
Почет сей, почетно - да слишком!
Гляди, мол, страна, как, молве вопреки,
Монарх о поэте печется!
Почетно-почетно-почетно - архи -
Почетно-почетно - до черту!
Кого ж это так — точно воры вора
Пристреленного - выносили?
Изменника? Нет. С проходного двора -
Умнейшего мужа России.
Ведущий 1
Цветаева обладала удивительным умением восхищаться талантом, быть благодарной художнику, глубоко чувствовать душу в его творениях. Она восхищалась стихами Брюсова и Пастернака, Маяковского и Ахматовой. Ее стихотворения, очерки, воспоминания, статьи, посвященные поэтам, содержат тонкий и точный анализ творческой личности. Но ее поэтическим кумиром был Александр Блок. Цветаева видела его дважды, во время его выступлений в Москве 9 и 14 мая 1920 г. Свое преклонение перед поэтом, которого она называла «сплошной совестью», Цветаева пронесла через всю свою жизнь.
Чтец 8 (Гивчак Денис, 1ПКС-116)
Стихи к Блоку
Имя твое - птица в руке,
Имя твое - льдинка на языке.
Одно-единственное движенье губ.
Имя твое — пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту.
Камень, кинутый в тихий пруд,
Всхлипнет так, как тебя зовут.
В легком щелканье ночных копыт
Громкое имя твое гремит.
И назовет его нам в висок
Звонко щелкающий курок.
Имя твое - ах, нельзя! -
Имя твое — поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век.
Имя твое - поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток.
С именем твоим - сон глубок.
Ведущий 2
1913-1915 годы. Рядом с Мариной Цветаевой ее друзья, любимый человек, дочь Ариадна. Сестра Анастасия рассказывает: «Это было время расцвета Марининой красоты... Ясная зелень ее глаз, затуманенная близоруким взглядом, застенчиво уклоняющимся, имеет в себе что-то колдовское... Она знает себе цену и во внешнем очаровании, как с детства знала ее - во внутреннем».
Романс на музыку Микаэла Таривердиева «Мне нравится, что вы больны не мной...» (Азисова Динара, 1ПКС-416, Коржавина Анастасия)
Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной -
Распущенной - и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.
Спасибо вам и сердцем и рукой
За то, что вы меня - не зная сами! -
Так любите: за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами,
За наши не-гулянья под луной,
За солнце, не у нас над головами, -
За то, что вы больны - увы! - не мной,
За то, что я больна - увы! - не вами!
Ведущий 1
В 1922 году Марина Цветаева вместе с дочерью уезжает заграницу к мужу, Сергею Эфрону, оказавшемуся в рядах белой эмиграции.
Эмиграция встретила Цветаеву как единомышленницу. Но затем все изменилось. Эмигрантские журналы постепенно перестали печатать ее стихи. «... Мой читатель остается в России, куда мои стихи... не доходят...» (Из воспоминаний М. Цветаевой.)
Вокруг Цветаевой все теснее смыкалась глухая стена одиночества.
И не спасут ни стансы, ни созвездья.
А это называется - возмездье
За то, что каждый раз,
Стан разгибая над строкой упорной,
Искала я над лбом своим просторным
Звезд только, а не глаз...
Ведущий 2
Находясь 17 лет в эмиграции, Марина Цветаева постоянно думала о Родине. Этот период в жизни поэтессы стал настоящим испытанием. Отвечая в 1925 году на вопросы анкеты, предложенной эмигрантам издававшимся в Праге русским журналом "Своими путями", Цветаева писала: "Родина не есть условность территории, а непреложность памяти и крови. Не быть в России, забыть Россию - может бояться лишь тот, кто Россию мыслит вне себя. В ком она внутри, - тот потеряет её лишь вместе с жизнью."
В 1934 году Марина Цветаева написала стихотворение «Тоска по родине...».
Чтец 9 (Зяблицев Борис, 1ПСК-216)
Тоска по родине! Давно
Разоблаченная морока!
Мне совершенно все равно -
Где совершенно одинокой
Быть, по каким камням домой
Брести с кошелкою базарной
В дом, и не знающий, что - мой,
Как госпиталь или казарма.
Мне все равно, каких среди
Лиц ощетиниваться пленным
Львом, из какой людской среды
Быть вытесненной — непременно —
В себя, в единоличье чувств.
Камчатским медведем без льдины
Где не ужиться (и не тщусь!),
Где унижаться — мне едино.
Не обольщусь и языком
Родным, его призывом млечным.
Мне безразлично, на каком
Непонимаемой быть встречным!
(Читателем, газетных тонн
Глотателем, доильцем сплетен…)
Двадцатого столетья — он,
А я — до всякого столетья!
Остолбеневши, как бревно,
Оставшееся от аллеи,
Мне все — равны, мне всё — равно;
И, может быть, всего равнее —
Роднее бывшее — всего.
Все признаки с меня, все меты,
Все даты — как рукой сняло:
Душа, родившаяся — где-то.
Так край меня не уберег
Мой, что и самый зоркий сыщик
Вдоль всей души, всей — поперек!
Родимого пятна не сыщет!
Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И всё — равно, и всё — едино.
Но если по дороге — куст
Встает, особенно — рябина…
Ведущий 2. В стихотворении, обращенном к поэту Борису Пастернаку, звучат ноты непередаваемой грусти
Чтец 10 (Сиротин Борис, 1ПКС-216)
Русской ржи от меня поклон,
Ниве, где баба застится...
Друг! Дожди за моим окном,
Беды и блажи на сердце...
Ты, в погудке дождей и бед -
То ж, что Гомер в гекзаметре.
Дай мне руку - на весь тот свет!
Здесь - мои обе заняты.
Ведущий 1
В 1939 году Марина Цветаева вернулась наконец на родную землю...
Однако надежды, связанные с возвращением, не оправдались.
Тяжелые удары судьбы... Начало войны. Постоянная тревога за жизнь близких. Эвакуация в Елабугу. Под гнетом личных несчастий, в одиночестве, в состоянии депрессии, она покончила с собой 31 августа 1941 года.
В исполнении Азовцевой Веры Владимировны звучит реквием «Уж сколько их упало в эту бездну...».
Заключительное слово (ведущий или преподаватель).
Марина Ивановна Цветаева написала сотни лирических стихотворений, более 10 поэм, около полусотни произведений в прозе: воспоминания о детстве, о семье, о современниках-поэтах, трактаты о поэзии. Поэзия для Цветаевой была не просто призванием или формой самовыражения, поэзия была для нее единственной реальностью, где она могла существовать, единственной возможностью быть в разумном и свободном мире.
Судьба Марины Цветаевой заставляет вспомнить строки М.Ю.Лермонтова: "Что без страданий жизнь поэта? И что без бури океан?" "Великим людям не суждено умирать постепенно: их жизнь, как правило, обрывается, пресекается - собственной ли их волей, волею ли судьбы... Они являются в мир и уходят из него, согласно законам, ведомым лишь им, озаряя нашу жизнь и придавая ей смысл" (Анна Саакянц).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по изучению творчества Н.Н. Носова (100-летию посвящается)
В разработке внеклассного мероприятия представлена творческая игра для детей младшего школьного возраста "Фантазёры" с использованием креативных тестов...
Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему «Творчество Л.В.Попова. К 140-летию художника…» в рамках общешкольных мероприятий «Оренбург юбилейный»
Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему «Творчество Л.В.Попова. К 140-летию художника…» поможет педагогу познакомить учащихся с творчеством оренбургского художника Луки...
Внеклассное мероприятие по творчеству М.И. Цветаевой
Внеклассное мероприятие по творчеству М.И. Цветаевой...
Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного творчеству С.Есенина "Пишу тебе с есенинских лугов"
Литературно-музыкальная композиция для учащихся старших классов, посвященная жизни и творчеству С.Есенина...
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Час творчества"
Цель данного мероприятия - развитие творческих способностей и интереса к творческой деятельности у обучающихся. Мероприятие проводится в форме конкурса-аукциона....