Методическая разработка занятия по литературе для студентов 2 курса колледжа "Путешествие в страну Поэзии" (Педагогическая мастерская по теме "Лирика")
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему
Данная методическая разработка "Путешествие в страну Поэзии"предназначена для занятий по литературе с применением метода педагогических мастерских.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lirika.docx | 20.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Путешествие в страну Поэзии
Педагогическая мастерская по теме «Лирика»
Цели: расширить представления студентов о лирике как роде литературы; продолжить знакомство с жанрами лирики; развивать способность к аналитической деятельности, речь, ассоциативное мышление, воображение, творческие способности; формировать чувство коллективизма и взаимовыручки при сохранении индивидуальности.
Оборудование: тексты стихотворений и вопросы к ним для работы в подгруппах, дополнительный литературоведческий материал, карточки литературоведческого лото.
Ход занятия.
Сообщение темы и цели.
Индуктор.
Это – круто налившийся свист,
Это – щёлканье сдавленных льдинок,
Это – ночь, леденящая лист,
Это – двух соловьёв поединок.
- Как вы думаете, что такое «это»?
- Чему даёт определение поэт?
Стихотворение Б.Л.Пастернака, из которого взяты эти строки, называется «Определение поэзии».
Подбор ассоциаций.
Поэзия… А какие ассоциации связаны у вас с этим словом? Что вы представляете? Запишите.
Социализация.
Чтение и обсуждение ассоциаций, связанных со словом «поэзия».
Обращение к новой информации и её обработка.
Работа с дополнительным литературоведческим материалом по теме «Лирика». Обсуждение:
- Что нового узнали?
-Что вас удивило?
Литературоведческое лото.
Студенты получают набор терминов и их определений. Намеренно количество определений и терминов разное. Среди определений есть лишнее.
Задание: соотнести определение и термин, наклеив напротив термина соответствующее понятие.
Предлагаются следующие термины и их определения: элегия, мадригал, эклога, стансы, эпитафия, сонет, эпиграмма, акростих.
Углубление представлений о лирике и лирических жанрах.
Анализ стихотворений И.А. Бунина «Вечер» (1 и 2 подгруппы) и К.Д. Бальмонта «Капля» (3 и 4 подгруппы ).
И. А. Бунин
Вечер
О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
В бездонном небе лёгким белым краем
Встаёт, сияет облако… Давно
Слежу за ним… Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.
Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.
День вечереет, небо опустело,
Гул молотилки слышен на гумне…
Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне.
Вопросы и задания.
- Прочитайте выразительно стихотворение.
- Какова его тема?
- Почему оно называется «Вечер»?
- К какому жанру его можно отнести?
- Выберите из стихотворения одну строку и выпишите её отдельно – ту, которая больше других понравилась или удивила.
К.Д.Бальмонт
Капля
В глухой колодец, давно забытый, давно без жизни и без воды,
Упала капля – не дождевая, упала капля ночной звезды.
Она летела слезой падучей и догорела почти дотла,
И только искра, и только капля одна сияла, ещё светла.
Она упала не в многоводье, не в полногласье воды речной,
Не в степь, где воля, не в зелень рощи, не в чащу веток стены лесной.
Спадая с неба, она упала не в пропасть моря, не в водопад,
И не на поле, не в ровность луга, и не в богатый лугами сад.
В колодец мёртвый, давно забытый, где тосковало без влаги дно,
Она упала снежинкой светлой, от выси неба к земле звено.
Когда усталый придёшь случайно к тому колодцу в полночный час,
Воды там много, в колодце – влага, и в сердце – песня, в душе – рассказ,
Но чуть на грани земли и неба зеленоватый мелькнёт рассвет,
Колодец меркнет, и лишь по краю – росистой влаги белеет след.
Вопросы и задания.
- Прочитайте выразительно стихотворение.
- К какому жанру его можно отнести?
- Бальмонт – поэт – символист. Как вы думаете, о чём это стихотворение?
- Выпишите строку или словосочетание, которое понравилось или удивило. Прочитайте её вслух.
Метод незаконченного предложения.
- Продолжите предложение: «Писать стихи – всё равно, что…»
Социализация.
Каждая подгруппа зачитывает свои варианты. Обсуждение :
- Чья фраза показалась наиболее интересной?
После того как студенты прочитают свои варианты, зачитывается фраза: «Писать стихи – всё равно, что ходить по разостланной на полу верёвочке, да ещё на каждом шагу приседая». Так шутил М. Е. Салтыков – Щедрин, убеждённый прозаик.
Рефлексия.
- О чём вы задумались на занятии?
- Какое задание оказалось сложнее других и почему?
- Что понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки: КТД, уроки литературы "Пейзаж и его функции в романе", "САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В КУРСЕ ЛИТЕРАТУРЫ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ - ОСНОВНОЙ МЕТОД ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА", программа УНТ
Вашему вниманию предлагаются методические разработки урока и коллективного творческого дела, проводимые в ГБОУ СПО "Старицкий колледж" и за его пределами;а также в...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»ДЛЯ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА СПЕЦИАЛЬНОСТИ 100801 «ТОВАРОВЕДЕНИЕ И ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ)»НА ТЕМУ: «ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ БЕРЛИНА»
Тип занятия: комбинированное (моноцелевое) Вид занятия: объяснительно-иллюстративное занятие с элементами игры Цели занятия: развивающие - развитие логического мышления, умения выбирать лексически...
Методическая разработка занятия по литературе "ТРИ МИРА В РОМАНЕ М.А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»"
Методическая разработка. Дисциплина: "Литература "....
Урок – мастерская на тему: «Тайная страница дворцовых переворотов». (методическая разработка урока в 7 классе в курсе Отечественной истории)
Урок – мастерская на тему: «Тайная страница дворцовых переворотов».(методическая разработка урока в 7 классе в курсе Отечественной истории)...
Методическая разработка занятия по литературе "Жизнь и поэзия М. Цветаевой"
Занятие посвящено основным этапам биографии и творчества М.И. Цветаевой...
Методическая разработка занятия «British homes» для студентов 1 курса 1 семестр образовательной программы СПО ОУД.03. Иностранный язык для подготовки специалистов среднего звена на базе основного общего образования
Методическая разработка разработана для проведения занятия “British homes” по дисциплине ОУД.03. Иностранный язык по профессии 29.01.05. Закройщик. Данная методическая разработка разработа...
Методическая разработка занятия по английскому языку по теме "British Houses" для студентов 1-ого курса СПО
Данная разработка может быть использована на занятиях по английскому языку в СПО в рамках преподавания предметов общеобразовательного цикла....