Открытый урок по литературе в 7 классе на тему "Жить по законам человечности. Сотвори добро в душе своей…."
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Тема урока: «Жить по законам человечности. Сотвори добро в душе своей…» (По рассказу А. П. Платонова «Юшка»)
Тип урока: урок открытия нового знания
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Малова М.В.
учитель русского языка и литературы МБОУ Гимназия № 22» НМР РТ
Литература
7 класс
Тема урока: «Жить по законам человечности. Сотвори добро в душе своей…» (По рассказу А. П. Платонова «Юшка»)
Тип урока: урок открытия нового знания
Основные предметные цели:
- Создать условия для усвоения темы, развития готовности мышления к осознанию и усвоению новых способов деятельности, обучения индивидуальной рефлексии достижения цели, воплощения ситуации успеха
- Установить связь между произведениями Платонова и его писательской судьбой, развивать потребность у учащихся совершенствовать свои речевые умения; умение формулировать основную мысль текста, соотносить текст и заглавие, учить выражать своё отношение к прочитанному, героям, событиям; достигать понимание текста на уровне содержания, учить эмоциональному переживанию прочитанного.
- Развивать потребность у учащихся совершенствовать свои речевые умения, умение формулировать основную мысль текста, соотносить текст и заглавие.
- Учить выражать своё отношение к прочитанному, героям, событиям.
- Достигать понимание текста на уровне содержания.
- Учить эмоциональному переживанию прочитанного.
Планируемые результаты:
Предметные: ученики научатся осознанному и выразительному чтению, что обеспечит ценностно-смысловую ориентацию обучаемого; смогут соотносить на основе моральных норм свои поступки с этическими чувствами; анализировать нравственный аспект своих поступков;
ученики получат возможность: конструировать разнообразные монологические высказывания с опорой на авторский текст, испытывать интерес и потребность в выявлении авторской позиции, особенностей его образного видения мира, нравственно-оценочных суждений.
Метапредметные ( УУД):
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;
Личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, иллюстрации к произведению, маршрутные листы
Методы работы: учебно -исследовательский; коммуникативная методика; личностно-ориентированный метод; метод креативного мышления; метод критического мышления.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 .Этап мотивации (самоопределения ) к учебной деятельности . | Приглашает детей к сотрудничеству. Создаёт эмоциональный фон урока, (звучит музыка), предлагает отгадать загадку: Это счастья кусочек, Это свежего воздуха, ветра глоточек, Ты его подари, и оно возвернется, У кого-то спокойнее сердце забьется. (доброта) | Отгадывают загадку, включаются в работу. |
2.Этап актуализации знаний | Напоминает слова героя сказки «Волшебное кольцо»: "Добро, мама, из добра явилось” (слайд 2) Спрашивает, кто автор этой сказки и с каким произведением А. Платонова познакомились на прошлом уроке. - Сформулируйте тему урока словами Юшки, которые характеризуют его отношение к жизни.( Сотвори добро в душе своей…) Предлагает выбрать эпиграф к уроку, обосновать своё мнение: 1.До конца, До тихого креста Пусть душа 3.Все возможно — и удается все, но главное — сеять души в людях. А. Платонов 4. Досадно мне, когда невинных бьют. В. Высоцкий | Отвечают на вопросы учителя, вспоминают слова Юшки: «Я тоже всему свету нужен», таким образом формулируют тему урока (Сотвори добро в душе своей…), ставят цели для себя (найти элементы добра в рассказе «Юшка» через образ главного героя), обосновывают выбор эпиграфа к уроку самостоятельно в маршрутном листе(5.Так всякое добро приносит и плоды добрые. Евангелие от Матфея ), далее осуществляется взаимопроверка-обсуждение в паре . |
3. Этап выявления места и причины затруднения | Организует работу над художественной деталью: - Посмотрите на портрет писателя, что можете сказать о его глазах? (слайд 5) - Какую деталь в портрете Юшки он выделяет? ( слайд 6) Что можно сказать о человеке, глаза которого плачут? - Какие эпизоды рассказа вам запомнились? Учитель выслушивает ответы обучающихся, затем предлагает поработать с этими эпизодами
| Размышляют, отвечают на вопросы, погружаются в рассказ, подтверждая ответы цитатами. |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения | Предлагает составить «психологический этюд» поведения (слайд 7) 1 группа – выписать ключевые слова, рисующие поведение детей и сделать вывод; 2группа – ключевые слова, помогающие понять отношение Юшки к людям и проанализировать; 3 группа – найти ключевые слова, характеризующие поведение взрослых и проанализировать ; 4 группа- найти ключевые слова, рисующие жизнь людей после смерти Юшки и проанализировать; 5 группа- найти и проанализировать эпизод «Приезд приемной дочери Юшки в деревню» | Работают самостоятельно, в группах, выписывают в маршрутные листы ключевые слова, составляют «психологический этюд» поведения детей, Юшки, взрослых, приемной дочери, делают выводы. |
5. Этап реализации построенного проекта | Составляют связный рассказ, анализируют поведение разных героев, делают выводы об их душевных качествах |
|
6. Этап первичного закрепления | Предлагает тему для размышления «Отношение к юродивым на Руси» (слайды 8,9) С помощью подготовленных заранее учеников проводит экскурс в историю ( рассказ о картине «Боярыня Морозова» и о юродивом на переднем плане картины, рассказ о Василии Блаженном») Возвращает разговор к Юшке: - Когда Юшка чувствует себя по – настоящему счастливым? (слайд 10) | Слушают одноклассников, обмениваются мнениями, размышляют |
7.Динамическая пауза. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. | Проводит динамическую паузу (слайд 11) Давайте и мы представим себя на природе. Встаньте, закройте глаза и вспомните теплое лето, цветущий луг. Откройте глаза и присядьте, чтобы лучше рассмотреть цветы. А теперь встаньте и протяните руки вперед, вот на них на секунду присела легкая бабочка и вновь вспорхнула. Поднимите руки вверх, чтобы ощутить воздушное прикосновение облачка. Поверните голову направо, чтобы увидеть чудесно поющую птичку, а теперь налево – там краснеет земляника… Предлагает провести мини – исследование последних страниц рассказа и доказать, что Юшка прожил свою жизнь не зря.
| Участвуют в динамической паузе. Проводят мини – исследование, находят ключевые слова, предложения, доказывающие, что Юшка- не лишний человек. |
8 Этап включения в систему и повторения. | Предлагает творческие задания (слайд 12) - Каждый из нас оставит в душе свой образ А. Платонова и его героев. Наш урок – урок - мастерская, каждый из вас – творец. Выберите наиболее близкую вам роль и опишите Юшку с точки зрения ( составляют синквейн) 1) поэта; 2)философа; 3)скульптора; 4)писателя Организует проверку. | Выполняют творческие задания, оценивают работы одноклассников |
9.Рефлексия 10. Итог урока. Домашнее задание. | Организует работу по осмыслению имени героя: Ефим - благочестивый, священный, благодушный, благославный.В просторечии: юшка – кровь. (слайд 13) - Каких целей мы достигли? Читает «Оду юродивым» (слайд 14 - 15) В этот мир одиночества Выставляет отметки за урок, предлагает разноуровневые домашние задания: 1) сочинение – размышление «Что значит сотворить добро в душе своей?» 2) написать отзыв по рассказу 3) подготовить вопросы по рассказу Юшка(8) | Осуществляют самооценку, соотносят цель и результаты, степень усвоения материала, выбирают свой уровень д/з |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по литературе 11 класс «Через бурный разлив времен» Страницы лагерной поэзии
На уроке учащиеся знакомятся с поэтами, несправедливо осужденными в годы сталинских репрессий, с их поэзией, узнают о значении поэтического творчества в трагические минуты жизни человека, ...
Конспект открытого урока по литературе - 7 класс
18 апреля я провела открытый урок по литературе в 7 "А" классе по теме " Путешествие по временам года". В этой статье представлен конспект урока....
План-конспект открытого урока по физике 10 класса по теме: «Газовые законы. Изотермический процесс»
План-конспект открытого урока по физике 10 класса по теме: «Газовые законы. Изотермический процесс»...
План-конспект открытого урока обществознания в 7 классе "Почему важно соблюдать закон?"
На данном уроке, учащийся на примерах из литературы, истории узнает, какую роль в жизни человека, общества и государства играет правовая культура....
Конспект открытого урока по литературев 8 классе по теме "Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".
Данный материал является методической разработкой урока , который проводится с использованием презентации....
Открытый урок по литературе. 11 класс. Средства художественной выразительности.
Средства художественной выразительности (А. К. Толстой. Лирика. Анализ поэтического произведения)....
Открытый урок родной литературы 7 класс
Техническая карта открытого урока родной литературы 7 класс "П.А.Ойуунускай "Сурэх" кэпсээнин аа5ан, бырайыактааьын ньыма5а тахсыы"...