Кровь, ее функции. Клетки крови. Плазма крови.
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме
изучение состава, строения и функций крови
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primernaya_struktura_konspekta_uroka_po_biologii.docx | 30.74 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА КОНСПЕКТА УРОКА ПО БИОЛОГИИ по методике Шадрикова
Ф. И. О. аттестуемого учителя | Алексеева Т. И. |
Место работы (наименование учреждения) | Ижевская средняя общеобразовательная школа |
Класс | 8 |
Предмет | биология |
Тема занятия | Кровь, ее функции. Клетки крови. Плазма крови. |
Используемая образовательная система | ИКТ, работа в группах, слово учителя |
Используемый учебник | Н. И. Сонин, М. Р. Сапин «Биология. Человек» |
Цели и задачи урока | Цель урока: познакомить учащихся с составом, строением, функциями крови. Задачи: - образовательная: способствовать формированию знаний учащихся о составе крови, ее функциях; особенностях крови, плазмы крови; организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению понятий «кровь», «плазма крови». - развивающая: развивать умения учащихся обосновывать свое мнение; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме; умения работать с микроскопом. - воспитательная: воспитывать культуру общения; ; создать условия для развития интереса биологических знаний. |
Оборудование урока | Компьютер, презентация, микроскоп, микропрепараты «Кровь человека», «кровь лягушки» |
Дидактические средства | Рабочая тетрадь к учебнику |
Используемая литература | Стандарт образования по биологии, программа по биологии для общеобразовательных учреждений, интернет - ресурсы |
Этапы работы | Содержание этапа |
Организационный момент, включающий: • постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной) • определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока; • описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса,с которым работает педагог) | Цель: подготовить учащихся к работе на уроке, создать условия для организации внимания всех учащихся. Учитель: Здравствуйте, садитесь! Дежурный по классу доложите об отсутствующих. Отчет дежурного. Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы «Внутренняя среда организма», начатую на прошлом уроке. Я уверена, что сегодняшний урок принесет нам удовлетворение и будет плодотворным. Но прежде, чем приступить к изучению нового материала, нам необходимо узнать, как Вы усвоили пройденный материал. |
Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий: определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися); • определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока; • описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач; • описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока; • определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей; • описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог; • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса; • описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса. | Цель: в ходе проверки домашнего задания проверить умения четко раскрывать понятия: внутренняя среда организма, кровь, лимфа, тканевая жидкость, определять значение постоянства внутренней среды организма для здоровья человека. Тест на знание определений (слайд 1): закончите предложение:
Время выполнения теста 3 мин, взаимопроверка по слайду 2. Критерии оценивания: без ошибок – 5 1-2 ошибки – 4 3 – ошибки – 3 Работа в рабочей тетради: стр. упр. (объясните, почему клетки нашего организма могут существовать только в жидкой среде?) Проверка задания: т.к. все вещества проходят через клеточную мембрану только в виде растворов (Изольда) Учитель: Молодцы! Вы хорошо справились с заданием и можем считать, что готовы к усвоению нового материала. |
Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает: • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока); • определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока; • изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися; • описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала; • описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог; • описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу; • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала | Этап 1. Подготовить учащихся к воспроизведению нового материала. Учитель: Ребята, Вы когда - нибудь сдавали кровь на анализ? Учащиеся: да, конечно! Учитель: как Вы думаете, для чего мы это делаем? Учащиеся: потому что так можно узнать о заболеваниях человека (Лиана). Т. К. при помощи анализов мы можем узнать о содержании клеток крови, гемоглобина, например (Изольда) Учитель: Вы совершенно правы. Это универсальный способ для определения состояния здоровья человека. И сегодня мы должны убедиться, что кровь это зеркало нашего здоровья и для этого изучим строение и функции крови. Какие же мы цели себе поставим для усвоения материала? Учащиеся: познакомимся с клетками, функциями и составом крови (Алия) Учитель корректирует ответы учащихся. Работа со слайдом 3: цели урока:
Работа в тетради: запись числа и темы урока «Кровь ее функции. Клетки крови. Плазма крови» (слайд 4) Этап 2. Цель: изучить функции крови; Учитель: Итак, кровь – это удивительная жидкость. Объем крови взрослого человека 5 л.С древних времен ей приписывали могучую силу. И неслучайно, т.к. кровь выполняет в организме важные функции. Как нельзя представить государство без транспортных путей, так и нельзя понять существование человека или животного без движения крови, когда во все органы и ткани разносится кислород, вода, белки и другие вещества. И из этой транспортной функции вытекают все остальные. Как вы думаете, какие еще функции может выполнять кровь? Учащиеся: - обеспечить клетки питательными веществами (Изольда) - уносить продукты обмена веществ (Алия) - защищать от микроорганизмов (Регина) - поддерживать постоянство внутреннего состава (Айгуля) Учитель: нагреваясь в органах , выделяющих тепло (мышцы, печень), она также охлаждает их, а тепло отдает там, где энергия расходуется (головной мозг, легкие) Делаем вывод по функциям крови: работа со слайдом 5 Кровь в организме выполняет : - транспортную - питательную - гомеостатическую - дыхательную - терморегуляторную функции Как мы убедились, кровь выполняет много функций, значит и строение должно быть сложное. Вспоминаем, из чего состоит кровь? Учащиеся: из плазмы и клеток (Изольда) Учитель: все согласны? Давайте рассмотрим состав крови по порядку начиная с плазмы. Работа с учебником: стр. 118 информация о плазме крови. Фронтальный опрос учащихся, работа со слайдом 6 Плазма (60 %) ⁄ \ Органические вещества Неорганические вещества (8 %) (92%) белки, жиры, углеводы вода (91%), соли
функции: - транспорт веществ; - свертывание крови; Работа в тетради: запись со слайда состава и функций плазмы. Этап 3. Цель подготовить учащихся к правильному выполнению работы в группах. Учитель: сейчас мы должны узнать о форменных элементах крови, перед нами две задачи:1) самостоятельно разделиться на 3 группы; 2) изучить особенности строения и функции элементов крови; Этап 4. Работа учащихся в группах по учебнику. Цель: воспитывать культуру общения, чувства взаимопомощи. I группа изучает эритроциты; II группа – лейкоциты; III группа – тромбоциты; Учащиеся самостоятельно изучают форменные элементы крови и делают выводы, которые записывают в рабочую тетрадь (таблица стр. упр. ) Этап 5. Цель: проверить правильность выполнения работ, обсуждение результатов. Учащиеся I группы отчитываются по итогам работы, обращая внимание на форму, цвет, место образования, функции эритроцитов. Эритроциты – это безъядерные клетки двояковогнутой формы, красного цвета. Содержат особый белок гемоглобин, который придает эритроцитам красный цвет. Образуются в красном костном мозге, выполняют дыхательную функцию: гемоглобин соединяется с кислородом и так же легко его отдает, принимет участие в удалении углекислого газа из тканей. В 1 мм3 4,5 – 5,5 млн эритроцитов, живут 100-200 суток. Учащиеся II и III групп заполняют таблицу в тетради; Учитель: давайте проверим влияет ли форма и размеры эритроцитов на выполняемые функции. Для этого выполним небольшую лабораторную работу «Микроскопическое строение крови». Итак, целью нашей работы будет знакомство со строением эритроцитов человека и лягушки, сравнить их, ответить на вопросы «Чья кровь больше переносит кислород? Почему?» Работа в тетради: запись темы работы. Изучение инструкции (слайд 7)
Выполнение лабораторной работы. Работа со слайдом 8: строение эритроцита человека и лягушки, подведение итогов. Учащиеся в ходе выполнения работы приходят к выводу, что эритроциты человека, в отличие от эритроцитов лягушки, не имеют ядра и приобрели двояковогнутую форму. Эритроциты человека переносят больше кислорода, чем эритроциты лягушки. Это связано с размерами и формой эритроцитов. Учитель: Молодцы! С эритроцитами мы разобрались. Сейчас вернемся к изучению клеток крови и на очереди у нас лейкоциты. Учащиеся II группы отчитываются по результатам работы, I и III группы заполняют таблицу. Лейкоциты – бесцветные клетки крови, различной формы. Содержат ядро, могут активно передвигаться, Выполняют защитную функцию. Образуются в красном костном мозге, селезенке, лимфатических узлах. В 1 мм3 - 6- 8 тыс лейкоцитов. Учащиеся III группы отчитываются по тромбоцитам, учащиеся I и II заполняют таблицу. Тромбоциты – крвяные пластинки. Имеют небольшие размеры, но не имеют ядра. Образуются в красном костном мозге, живут 5-7 дней. В 1 мм3 – до 400 тыс тромбоцитов, участвуют в свертывании крови. Учитель: остановимся на функциях тромбоцитов по подробнее, т. к. свертывание имеет большое значение , предохраняя организм от потери крови. Вы, наверное, замечали, что при мелких ранениях кровь останавливается через 3-4 мин. Это связано с превращением , находящегося в плазме растворенного белка, фибриногена в нерастворимый белок – фибрин и образованием сгустка, закупоривающего поврежденный сосуд. Сделаем вывод: все форменные элементы крови различны по строению, функциям и продолжительности жизни. Итак, ребята, рассмотрев тему урока, как вы считаете, мы достигли целей, поставленных нами в начале урока? Учащиеся: да, достигли! Учитель: давайте же выясним, насколько хорошо Вы усвоили материал. |
Закрепление учебного материала, предполагающее: • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока); • определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока; • описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог. • описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала; • описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал. | Цель: закрепить полученные в ходе урока знания; опрос учащихся:
Учитель: хорошо, Вы отлично справились с вопросами. Можем считать, что мы достигли целей. Подведение итогов, выставление оценок. |
Задание на дом, включающее: • постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания); • определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом; • определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания. | Цель: закрепить знания учащихся о строении и функциях крови для дальнейшего изучения. Учитель: изучить стр. 117-118 по учебнику, выучить форменные элементы крови и их функции по записям в тетради. Спасибо за урок! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Плазма крови. Её состав. Форменные элементы крови» . урок биологии
Урок позволит изучить состав плазмы крови и её функции, особенности строения клеток крови в связи с их функциями....
урок - Плазма крови, её состав
конспект урока по биологии - 8 класс...
Конспект урока по биологии в 8 классе про теме "Плазма крови, её состав. Форменные элементы крови"
Конспект урока по биологии в 8 классе про теме "Плазма крови, её состав. Форменные элементы крови" по учебнику Н.И.Сонина....
Урок биологии 8 класс "Внутренняя среда организма ее значение. Плазма крови"
Урок биологии с использованием ЭОР по программе Н.И. Сонина....
Плазма крови ,ее состав . Форменные элементы крови : эритроциты , лейкоциты , тромбоциты , их строение и функции .
Урок биологии 8 класс.Тема : Плазма крови ,ее состав . Форменные элементы крови : эритроциты ,...
конспект урока "Клетки крови"
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Предназначен для изучения темы "кровь и остальные компоненты внутренней среды" по учебнику Биология 8 класс.(Колесов Д.В; Маш Р,Д ;Беляев И.Н....
Урок биологии 8 класс " Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), их строение и функции".
Цели урока: познакомить учащихся с составом, строением, функциями крови.Задачи: - образовательная: способствовать формированию знаний учащихся о составе крови, ее функциях; особ...