Интегрированный урок по литературе в 11 классе
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Урок по литературе в 11 классе "Творчество современных писателей на примере произведения Т.Толстой "Чистый лист" подготовлен согласно новым стандартам ФГОС. На уроке примененяется несколько технологических методов: кластер, поисково-исследовательский приём, творческое дело, презентация,  рефлексия. Применена интеграция предметов: литературы и русского языка. Ребята закрепляют  пройденный материал по русскому языку раздела Лексики, используют НРК. С методической точки зрения наряду с приемами визуализации на уроке используется  такой инновационный прием, как концептуализация и реконцептуализация понятия: от концепта «чистый лист» (работая со значениями, закрепленными в языке, постепенно расширяя смысловое поле через художественный текст) путем реконцептуализации выходим на концептуализацию нового образа «душа» и нового знания. Произведение  не случайно подобрано для 11 класса, так как они сейчас стоят на ступени развития, включающей осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем; выпускники строят жизненные планы, мечты о будущем занимают центральное место в их переживаниях,  также  осознанней подходят к теме «семья».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_literature_v_11_klasse.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по литературе

 Тема: «Творчество современных писателей»

Цели:

1. Знакомство с тематикой современных российских писателей.

2. Работа над языком произведения Т.Толстой «Чистый лист».

Слово учителя: Здравствуйте ребята. Мы с вами знакомы уже с классиками русской литературы. Скажите, в данный момент на дворе у нас какой век?

- Конечно же, мы живем в 21 веке. И в наше время рядом с нами живут удивительные люди, которые пишут о проблемах современного человечества. Взгляните на слайд, кого из этих людей вы знаете, а возможно уже знакомы с их произведениями? (на доске портреты Д.Донцовой, и т.д.)

(звучат ответы ребят)

- Молодцы! Как будет звучать тема  сегодняшнего урока? Конечно, творчество современных писателей. Сегодня мы познакомимся с Татьяной Толстой, которая также относится к современным прозаикам. У нас на слайде ее портрет. Есть желающие прочитать ее биографию?

Текст с биографией.

«Татьяна Николаевна Толстая родилась в 1951 году. Внучка Алексея Николаевича Толстого, выдающегося писателя, автора... (ученики подсказывают СЛАЙД: «Приключения Буратино», Гиперболоид инженера Гарина», «Аэлита», «Хождение по мукам», «Петр I»). Вошла в литературу в 1980-е годы и сразу же стала знаменита своими рассказами, в которых сочетаются точность рисунка с полетом фантазии, психологизм с гротеском, постижение духовных тайн с изощренной писательской техникой. За роман «Кысь» она была удостоена литературного «Оскара» – премии «Триумф» за 2001 год; стала победителем конкурса «Лучшие издания XIV Московской международной книжной выставки-ярмарки в номинации “Проза-2001”».

Учитель показывает чистый лист.

- Ребята, что видите? Правильно, это лист. Какой он? Подберите к нему прилагательные. Действительно, он чистый, белый, безупречный, новый. Именно так называется рассказ Т.Толстой «Чистый лист», который мы с вами сегодня разберем.

- На доске у нас небольшой кластер, который нам раскрывает сюжет рассказа. (Мужчина – женщина с ребенком – любовница – чистый лист). Давайте разберем этот кластер, о чем он, что можно сразу определить в данном рассказе? Да, это главный герой Игнатьев, его жена с больным ребенком, его любовница и чистый лист.

Учитель сминает лист бумаги.

- Ребята, а теперь лист наш чистый? Да, он чист, но измят, как и наш герой, который мечется между семьей и своею страстью. Игнатьев измучен, он болен. Первая группа прочтите, что желает сделать наш герой, о чем мечтает?

1 группа:

герой мечтает вырваться из этого порочного круга: «Каждый день даю себе слово: завтра встану другим человеком, взбодрюсь. Анастасию забуду, заработаю кучу денег, вывезу Валерочку на юг... Квартиру отремонтирую, буду бегать по утрам...»

Учитель: Повторяю вопрос: «лист, который измят, является ли чистым?» Нет. Он уже использован, измят. И мы его зафиксируем на доске.

Следующий лист учитель рвет пополам. Вопрос повторяется: «А это чистый лист?»

Ответы детей: Нет, он порван.

Учитель: Действительно, лист порван, как и душа нашего героя. Я прошу вторую группу прочитать из произведения, как разрывается наш герой.

2 группа:

«Герой  рвется между женой («она святая») и «зыбкой, уклончивой» Анастасией. С одной стороны, Игнатьев жалеет измученную жену - «озеро, промерзшее до дна», с другой стороны, тоскует, оттого что Анастасия не отвечает на его звонки и Живое «тоненько плачет в груди до утра». Даже в мечтах герой стремится уравновесить обеих: «Он будет сильным... Он приручит уклончивую, ускользающую Анастасию. Он приподнимет землистое, опущенное лицо жены. Противоречия не будут разрывать его. Ясно, справедливо уравновесятся достойные. Вот твое место, жена. Владей. Вот твое место, Анастасия. Цари...»

Учитель: Возвращаемся к понятию «чистый лист»: он должен быть неповрежденный, неразрушенный; лишенный раздвоенности, внутренне единый; целостный, целый.

Учитель вырезает в центре листа круг.

- Ребята, какие детали нам в самом начале рассказа автор преподносит? Смотрим на слайд. Что это? (разорванный плед, которым укрывается жена с ребенком)

Эта деталь - символ прорехи в отношениях персонажей. Вернемся к чистому листу. Чистый лист - это лист сплошной, монолитный, цельный. Человек должен быть цельным во всем - в делах и поступках.

Я попрошу 3 группу прочесть, каким же видит себя в мечтах Игнатьев.

3 группа:

«Мудрым, цельным, совершенным» видит себя Игнатьев в мечтах: «Стеклянный шар уныния разлетится вдребезги, и новый, сияющий, блистательный, звенящий как струна Игнатьев - мудрый, цельный, совершенный - въедет на белом парадном слоне».

Усложняя задачу, учитель демонстрирует чистый коричневый лист: «Но почему мы решили, что чистый лист обязательно белый? Это ведь тоже чистый лист?»

Какие ассоциации с коричневым листом из рассказа у вас возникли? Посмотрите внимательно на слайд (рубашка). Прошу 4 группу дать ответ.

4 группа:

«шелковой чайного цвета рубашки, которую носил еще его папа», в этой рубашке без сносу герой женился, в ней забирал сына из роддома. Эта вещь - связующее звено между тремя поколениями. Сжигая рубашку ради прихоти любовницы, Игнатьев отсекает себя от рода»

Учитель сжигает коричневый лист.

- Ребята, с каким образом связан мотив огня в рассказе?

1 группа:

«красное платье возлюбленной Анастасии горело приворотным цветком», во сне она является как красный цветок, «жаркий цветок», который «плавает», «мигает», «вспыхивает».

Учитель показывает красный лист.

- «Ведь это тоже чистый лист? Можно ли назвать отношения с Анастасией чистыми?»

2 группа:

«для Игнатьева Анастасия стала приворотным цветком, она говорит «бессовестные слова» и улыбается «бесовской улыбкой». Анастасия - символ дьявольского искушения. Отношениями с ней Игнатьев отсекает себя от семьи»

Учитель: Вернемся к понятию «чистый». Согласно одному из своих значений «чистый» -

свободный от скверны, угодный божеству; не греховный. Правильно? (да).

Учитель показывает нежно-розовый лист.

Учитель: С этим цветом у нас связана операция, на которую решается Игнатьев. Вспомним слова героя: «Доставайте же свой скальпель, нож, серп, что там у вас принято, доктор, окажите благодеяние, отсеките ветвь, еще цветущую, но уже неотвратимо гибнущую, и бросьте в очищающий огонь...», «Мое бедное сердце, еще шелестят твои яблоневые сады. Еще пчелы, жужжа, копаются в розовых цветах, отягощенных густой пыльцой. Но уже сгустилось на вечернем небе, уже затихло в воздухе, уже точит блестящий обоюдоострый топор...»

Для чего, ребята, Игнатьев решается на операцию?

3 группа:

«Чтобы излечить свою душу, тем самым он желает отсечь себя от старой жизни»

Учитель достает золотой лист.

- Какие ассоциации у вас возникают, глядя на этот лист? Посмотрите на слайд (золотая авторучка, массивное золотое времяхранилище на дорогом ремешке)

Золотой лист – это визит Игнатьева к значимому человеку, да? То есть и сам Игнатьев мечтает стать значительным человеком.

Учитель показывает медицинские справки.

- «Это чистые листы?» (нет)  это заполненные медицинские бланки с печатями.

- Но парадокс! Они символизируют, что Игнатьев чист! В смысле здоров, цел, невредим, пригоден к операции, т. к. в одном из значений «чистый» - «полностью соответствующий кому-либо, чему-либо по своим свойствам».

Учитель показывает черный лист.

- Ребята, а сейчас какие ассоциации возникают? Смотрим слайд, что мы видим? (врач, сатана)

Это «врач врачей Иванов», у которого на голове  уступчивым конусом сидела шапочка... крахмальный зиккурат... Глаз у него не было». Если заглянем в энциклопедию (слайд), то Зиккурат - многоступенчатое культовое сооружение; он представлял собой нечто большее, чем просто храм, являясь связующим звеном между небом и землей, а также местом, куда являлся якобы сам бог, объявляя людям свою волю через жрецов.

- Ребята, почему у нас такие ассоциации? Пусть ответит 4 группа.

4 группа:

«врач врачей Иванов» - жрец, сатана. А Игнатьев - тот, кто добровольно приносит себя в жертву. До операции герой мечтает о чудесном преображении: «Волшебными ножницами я разрежу заколдованное кольцо и выйду за предел. Оковы падут, сухой бумажный кокон лопнет, и изумленная новизной синего, золотого, чистейшего мира, легчайшая резная бабочка вспорхнет, охорашиваясь».

Учитель берет бумажный ком и растирает его в ладонях, после чего сыпятся конфетти.

Учитель: Чудо произошло? (нет) Ответ очевиден. Бабочка - символ души, бессмертия,

возрождения и воскресения, способности к превращениям, к трансформации, так как это

крылатое небесное существо появляется на свет, преображаясь из мирской гусеницы. В случае с Игнатьевым преображения не случилось.  Хотя операция прошла успешно.

- Так что же удали Игнатьеву? (душу)

Учитель: что значит «душа». Прочитайте в нашей энциклопедии (слайд).

- А что значит «душа Игнатьева»? (внутренний мир, совесть)

Ребята, так какую же тему или темы в своем рассказе поднимает Татьяна Толстая?

Ответы: Тема семьи, тема маленького человека.

- В каких более ранних произведениях мы с вами встречались с этими темами? Смотрим слайды ( «Медный всадник» А.С.Пушкин, и т.д.)

- Мы живем с вами в Республике Калмыкия, которая также славится своими замечательными писателями. И такие темы также одновременно раскрываются в произведении Андрея Джимбеева «Когда человеку трудно». Это тема и семьи, когда за подкидыша отчаянно борется героиня Шиндя, находясь в ссылке, в суровой Сибири. Это тема маленького человека, самой Шинди и других калмыков, которые не в силах бороться с несправедливым Указом о депортации целого калмыцкого народа. И думаю, что вы это произведение обязательно прочтете для собственного кругозора.

- А сейчас каждая группа должна выполнить аппликационный портрет Игнатьева, используя наш материал: красный, коричневый, розовый, белый, черный лист и лист изорванный. У вас всего три минутки. Затем вы должны презентовать его с подобранным фразеологизмом о душе, семье, маленького человека. Совести. То есть озвучивайте тот фразеологизм, который считаете подходит к нашему рассказу.

Презентация аппликаций.

Учитель: И вновь наш проблемный вопрос. «Когда же можно быть таким чистым листом - незапятнанным, безупречным, гармоничным, первозданным, целостным, целым, свободным от скверны, не греховным?» (только при рождении человек совершенно чист)

Закрепительный момент:

Учитель: Вернемся к нашему кластеру. Я попрошу каждую группу подобрать слова, выражающие чувства главного героя к другим участникам произведения. ( на доске в разброс есть слова «жалость, любовь, страсть, надежда» со стрелками, которые они должны определить к каждому персонажу).

- Действительно, Игнатьев испытывает жалость к жене. Это характеризуется такими словами: «изможденное лицо», предлагает принести подушку. «Землистая, усталая, дорогая жена спит под рваным пледом». Вот, что Игнатьев говорит другу о жене. («Жена – она святая. Работу бросила, сидит с Валерочкой... Она просто выкладывается. Почернела вся».

- К сыну – любовь. Это показано с использованием ласкательно-уменьшительными суффиксами: «Разметался беленький Валерик – хилый, болезненный росточек, жалкий до спазм – сыпь, железки, темные круги под глазами». Вот, что он говорит о сыне: («Он болен, все время болен. Ножки плохо ходят. Маленький такой огарочек. Чуть теплится. Врачи, уколы, он их боится. Кричит. Я его плача слышать не могу»

- к Анастасии – страсть. А чаще других он видит «неверную, зыбкую, уклончивую Анастасию». Игнатьев понимает, что она не стоит его любви, – и все-таки любит.

- С операцией, с врачом у Игнатьева появляется надежда стать другим человеком и изменить свою жизнь. Ведь он устал разрываться между жалостью, любовью и страстью. И об этой операции он узнает у своего друга. Прочтите пожалуйста про этот момент.

Его особенно убеждает, –  что уже есть оперированные: «...один кореш есть – я с ним в институте учился. Большой человек стал». Значит, удалив этот ненужный орган, можно даже стать «большим человеком». И этот орган – ОНА. Не мозг, не сердце, а она… с которой он станет сильнее. И тогда он «Заарканит... Анастасию. Он приподымет землистое, опущенное лицо дорогой, измученной жены... Улыбнись и ты, маленький Валерик. Твои ножки окрепнут, и железки пройдут, ибо папа любит тебя, бледный городской картофельный росточек. Папа станет богатым, с  авторучками. Он позовет дорогих докторов в золотых очках...».

- Ребята, а помогла ли ему операция? Как он изменился? Прочтите (Слайд: Да, он изменился. Точнее изменились его манеры и лексикон. Если раньше герой выражал свои мысли и чувства правильным, литературным языком, то теперь в основном – словами разговорного стиля. В его лексиконе появились такие слова как «фиг с ней, мотать (вместо идти ), без дураков, офигеть, гляделки, в отпаде, почапал (вместо пошел), е-мое, бабцы, шлендрают (вместо ходят ), клевые, без балды, денюжки, кобениться».

- Какие это слова? Правильно, вульгаризмы, которые часто используют в нашем 21 веке.

- Кроме того, Игнатьев полностью с литературного языка перешел на разговорный стиль. Слайд: по блату, не слабо, схалтурила, денежки вытрясу, шеф (вместо доктор), в отпаде, давай пять, будь, ща (вместо сейчас ), Настька, нишкнула, недоносок, дать на лапу, все хорэ; ну, это – ваще, финиш.

- Канцелярский стиль: написать куда следует, просигнализировать, обеспечить интернат.

- Фамильярность: Док, шеф, борода. «Ты че, шеф, гляделки посеял?»

- Словесные штампы: «Дурак красное любит», «Держи хвост пистолетом», «Будь здоров, не кашляй»

- А значит и планы Игнатьева тоже изменились. Прочтите. Слайд (1. «Ща быстро к Настьке. Штоб  нишкнула!» 2. Написать жалобу, что врач Иванов берет взятки, – хотя, как мы помним, он дал ее сам. 3. Определить в интернат «недоноска» – «антисанитария, понимаешь».)

– В кого же превратился добропорядочный Игнатьев? (В хама, наглеца, нахала, мерзавца, для которого нет ничего святого.)

- Игнатьеву ампутировали душу. Помните, что автор Татьяна Толстая, сама ни разу не упоминала о душе. К этому выводу мы пришли сами. Как растолковывают слова «душа» нам энциклопедические словари?

1 группа:

Словарь Ожегова: Душа. Общесл. Внутренний, психологический мир человека, его сознание.

2группа:

Словарь Даля: Душа. Бессмертное духовное существо, одаренное разумом и волею. Душевные и духовные качества человека, совесть, внутреннее чувство.

3 группа:

Словарь синонимов Александровой:

Душа – сердце, душевный (или внутренний) мир.

- Как видите, Даль считал, что душа – это в первую очередь совесть; Александрова – что душа – это сердце.  Наш герой без сожаления пошел на хирургическое вмешательство. Он разом избавился не только от тоски, но и от противоречий, сомнений, жалости, сострадания, а ведь именно эти качества и делают человека Человеком. Решившись на операцию, он сам подписал себе смертный приговор, превратившись в неодушевленного человека – живого покойника. Вспомним друга Игнатьева, который подтолкнул нашего героя к операции, рассказывая о начальнике Н., тоже ампутировавшего себе «ее» (душу). Да он стал начальником потому, что перестал обращать внимание на нужды людей, на их страдания, их беды. Наш известный тележурналист В.В. Познер сказал однажды замечательную фразу: «Почему-то человек, как только он становится  начальником, сразу перестает быть человеком».

Слайд: Нет, мы не рождаемся с душой:

Жизнью вырабатываем душу.

Этою поправкой небольшой

Вечную иллюзию разрушу, –

Страхам старины и новизны –

Вымыслу о бренности – не верьте:

Смертными на свет мы рождены,

Чтобы зарабатывать бессмертье.

- Сегодня мы с вами не только познакомились с произведением Татьяны Толстой, но и что еще сделали?

4 группа: Поработали со словарями, повторили фразеологизмы, слова-жаргонизмы, вспомнили, словарный стиль и литературный.

1 группа: раскрыли темы «семейные ценности», «тему маленького человека»

- Молодцы! И я вновь держу в руках чистый лист. Чистый лист... Пока чистый. Но на нем обязательно появятся буквы, ноты, цифры. И главное не в том, что написано, а в том, кто писал и как писал: или человек с открытой душой, или существо, уже успевшее загубить душу. И я желаю, чтобы ваши души оставались всегда как этот чистый лист.  Спасибо ребята за урок!

Литература

1. Толстая Татьяна . Река Оккервиль. М., 2002.

2. Александрова З.Е . Словарь синонимов русского языка. М., 1968.

3. Даль В.И . Толковый словарь русского языка. М., 2002.

4. Ожегов С.И . Словарь русского языка. М., 1984.

5. Пословицы русского народа. Сборник Владимира Даля. В 2 тт. Том I. М., 1984.

6. Фразеологический словарь русского языка под редакцией Молоткова. М., 1978.

7 . Шанский Н.М . Краткий этимологический словарь русского языка. М., 1971.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок ИЗО/литература 5 класс "Художественный образ в сказке Х.К.Андерсена "Снежная королева"

Урок представляет интеграцию таких дисциплин как изобразительное искусство и литература. Дети работают над одной целью, но решают задачи по двум направлениям одновременно....

Конспект интегрированного урока (музыка, литература) Тема: Образ зимы в искусстве 6 класс

Цель: Учить детей анализировать музыкальные и литературные произведения, видеть образ зимы.Коррекционная работа с опорой на эмоциональные впечатления.Учить детей работать в коллективе....

Интегрированный урок по литературе и истории "Общая характеристика истории и литературы 20-го века"

План - конспект интегрированного урока по литературе и истории в 11 классе...

Интегрированный урок (ОБЖ, литература, русский язык) по русскому языку в 8 классе по теме: "Обобщающий урок по односоставным предложениям"

Данная разработка представляет собой материал для проведения обобщающего урока по видам односоставных предложений. Основная цель урока - повторение видов односоставных предложений, определение  и...

Урок географии в 7 классе Африка в стихах Н. С. Гумилева Обобщение по теме Африка (интегрированный урок география+литература)

Тема раздела  Южные материкиТема урока  Обобщение знаний о природных зонах АфрикиНомер урока в теме раздела 9Цель урока: обобщение знаний по материку Африка через  литературный образ ма...

Уроки Гражданской войны. Интегрированный урок по литературе и истории в 11 классе.

Тип урока: интегрированный, проблемно-развивающий, с элементами исследовательской деятельности.Цель деятельности учителя: знакомство с биографией М.А. Шолохова, повторение и систематизация знаний по т...