Литературная игра по сказкам М.Е. Салтыкова-Щедрина
методическая разработка по литературе (6, 7 класс) по теме
Внеклассное мероприятие по сказкам Салтыкова-Щедрина. Игра состоит из нескольких туров, которые содержат вопросы на знание биографии писателя, текстов его произведений. Игра сопровождается инсценировками по сказкам автора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_po_skazkam_saltykova-shchedrina.zip | 1.43 МБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина.
6-7 классы
Материал подготовила - Веселова Анна Александровна
учитель русского языка и литературы город Протвино, Московская область МБОУ «СОШ №1»
Литературная игра с использованием ИКТ.
Описание игры. Игра состоит из отдельных туров, участвуя в которых игроки должны продемонстрировать знание биографических сведений о жизни автора и содержания его сказок. В игре принимают участие 5 команд (по команде от школы). Каждая команда заранее готовила инсценировку из сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина, которую показывает после каждого тура игры. В жюри приглашаются учащиеся и педагоги. За каждый правильный ответ дается жетон. Победитель определяется по наибольшему количеству жетонов. Игру проводит учитель.
Оборудование: зал оформлен портретами автора, иллюстрациями к сказкам. Игра сопровождается презентацией. Для каждой команды подготовлены карточки с фрагментами сказки.
Ход игры
1 тур – разминка.
1. Когда родился М.Е.Салтыков-Щедрин?
2. Где родился писатель?
3. Какова настоящая фамилия писателя? История псевдонима.
4. Кто были родители автора?
5. Кто занимался его образованием?
6. Где учился писатель?
7 .После опубликования какого произведения Салтыков-Щедрин был арестован, а затем сослан в Вятку? (на 7 лет)
8. .Вице-губернатором каких городов был назначен Салтыков-Щедрин?
9. .Назовите фамилию, имя, отчество жены писателя.
10..Где похоронен Салтыков-Щедрин?
11. Какое общее название имеют сказки Салтыкова-Щедрина?
После каждого ответа показывается слайд из презентации.
2 тур - Узнать героя сказки по характеристике. (Характеристика изображена на слайде. ее выразительно зачитывает ведущий)
1. «Весь он, с головы до ног, оброс волосами, словно древний Исав, а ногти у него сделались как железные. Сморкаться уж он давно перестал, ходил же все больше на четвереньках и даже удивлялся, как он прежде не замечал, что такой способ прогулки есть самый приличный и самый удобный. Утратил даже способность произносить членораздельные звуки и усвоил себе какой-то особенный победный клик, среднее между свистом, шипеньем и рявканьем. Но хвоста еще не приобрел.»
2. «Вдруг оба генерала взглянули друг на друга: в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание. Они начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил.»
3. «Надо так прожить, чтоб никто не заметил, – сказал он себе, – а не то как раз пропадешь!» – и стал устраиваться. Первым делом, нору для себя такую придумал, чтоб ему забраться в нее было можно, а никому другому – не влезть! Долбил он носом эту нору целый год, и сколько страху в это время принял, ночуя то в иле, то под водяным лопухом, то в осоке.»
4. «И точно: не успели мужики оглянуться, а Топтыгин уж тут как тут. Прибежал он на воеводство ранним утром, в самый Михайлов день, и сейчас же решил: «Быть назавтра кровопролитию». Что заставило его принять такое решение – неизвестно: ибо он, собственно говоря, не был зол, а так, скотина.»
«И непременно бы он свой план выполнил, если бы лукавый его не попутал.
Дело в том, что, в ожидании кровопролития, задумал Топтыгин именины свои отпраздновать. Купил ведро водки и напился в одиночку пьян. А так как берлоги он для себя еще не выстроил, то пришлось ему, пьяному, среди полянки спать лечь. Улегся и захрапел, а под утро, как на грех, случилось мимо той полянки лететь Чижику.»
5. «Главным образом, он рассчитывал на то, что как приедет на место, так сейчас же разорит типографию: это и Осел ему советовал. Оказалось, однако ж, что во вверенной ему трущобе ни одной типографии нет; хотя же старожилы и припоминали, что существовал некогда - вон под той сосной - казенный ручной станок, который лесные куранты.»
3 тур. .Викторина по сказкам. «Поле чудес» (Вопросы на слайдах, их зачитывает ведущий).
1. Как два генерала оказались на необитаемом острове?
1.В результате кораблекрушения
2.По щучьему велению, по моему хотению
3.С помощью волшебника
4.Прилетели на ковре-самолете.
2. В чем мужик варил суп?
1. В котелке
2. В пригоршне
3.В кокосовой скорлупке
4.В чане.
3. Какую газету читали генералы на необитаемом острове?
1. «Московскую правду»
2.«Московские ведомости»
3. «Московское обозрение»
4. «Вестник Москвы».
4. Как генералы отыскали на острове мужика?
1. По следам, оставленным на песке
2. По звукам балалайки
3. По запаху мякинного хлеба
4. По его крикам.
5. Кем этот мужик работал в Петербурге?
1. Поваром
2. Кузнецом
3. Маляром
4 Извозчиком.
6. В каком виде два генерала прибыли на остров?
1. В мундирах
2. В ночных рубашках
3. В шубах и валенках
4. Раздетые.
7. Какой предмет проглотил один из генералов за неимением ужина?
1. Пуговицу
2. Орден
3. Тапочки
4. Платок.
8. Какой выход придумали генералы, чтобы с голоду не умереть?
1. Все время спать
2. Научиться работать
3. Найти мужика
4. Поймать зверя.
9. Из чего мужик сделал силки для птиц?
1. Из собственных волос
2. Из собственной рубахи
3. Из собственных лаптей
4. Из лески.
10. Как генералы вернулись домой?
1. Заснули и проснулись дома
2. Так же как и попали на остров
3. Их спасли случайно
4. Мужик построил корабль.
11..На какой улице в Петербурге жили два генерала?
1. На Подьяческой
2. На Фонтанке
3. На Литейной
4. На Невском.
12. Какой из двух генералов был поумнее?
1. Тот, кто был учителем каллиграфии
2. Тот, кто был учителем географии
3. Тот, кто был учителем логики
4. Тот, кто вообще не был учителем.
13.. Что сделали в городе Вятке с пойманной рыбой, прежде чем варить уху?
1. Высекли
2. Напоили
3. Откормили
4. Отпустили поплавать.
14. Как генералы мужика при себе удерживали?
1. Цепью приковали
2. Веревочкой привязали
3. Смирительную рубашку надели .
4. Он остался сам.
15. Чем генералы наградили мужика?
1. Бутылкой пива
2. Медалью
3. Плетьми
4. Рюмкой водки и пятаком.
«Дикий помещик»
16. Чем в своей жизни был очень недоволен герой сказки «Дикий помещик»?
1. Маленькой пенсией
2. Обилием мужиков
3.Отсутствием жены
4. Отсутствием детей.
17. Кого звал помещик в гости?
1. Медведя
2. Губернатора
3. Генералов-соседей
4. Судью
18.. Какой способ прогулки помещик «считал самым приличным удобным»?
1. На четвереньках
2. В карете
3. Верхом на лошади
4. В телеге
19. С кем помещик охотился на зайцев?
1. С волком
2. С медведем
3. С лисой
4. С кабаном
20. Чем дикий помещик угощал всех гостей?
1. Колбасой
2. Пряниками
3. Вареньем
4. Ягодами и грибами.
21. Почему осенью помещик даже холода не чувствовал?
1. Надел тулуп
2. Сидел на печи
3. Оброс волосами
4. Беспробудно пил.
22. Кто побеспокоился о том, чтобы вернуть мужика к помещику?
1. Губернское начальство
2. Сам помещик
3. Соседи
4. Царь.
23 Где живет главный герой сказки о диком помещике?
1. В некотором царстве
2. В Орловской губернии
3. В приволжских степях
4. За границей.
24. Какое золотое слово вычитал помещик в газете «Весть»?
1. Вперед
2. Старайся
3. Долой
4. Даешь.
25.. Как помещик узнал о том, что пропали мужики?
1. Ему никто не принес завтрак.
2. Стал чище воздух.
3. Исчезла вся живность
4. В сенях были гуси и утки.
4 тур - Викторина по сказкам. (Ведущий зачитывает вопросы по порядку каждой команде. Если она затрудняется ответить, ход переходит к другим)
«Медведь на воеводстве».
- Сколько медведей было на воеводстве?
- Кем был 1 Топтыгин по званию?
- Чего он больше всего боялся?
- «Сначала о поступке Топтыгина говорили с негодованием (за родную трущобу стыдно); потом стали дразниться; сначала дразнили окольные, потом начали вторить и дальние; сначала птицы, потом лягушки, комары, мухи. Все болото, весь лес.» . О каком поступке идет речь?
- Кто посоветовал 2 Топтыгину спалить типографию?
- Что случилось с ним?
- «Прибыл он в трущобы на своих на двоих - очень скромно. Ни официальных приемов не назначил, ни докладных дней, а прямо юркнул в берлогу, засунул лапу в хайло и залег.». Какой это Топтыгин?
- Кто дольше всего пробыл на воеводстве?
- При каком медведе жизнь в лесу текла как по маслу? Словом сказать, это был порядок, до такой степени установившийся и прочный, что при виде его даже самому лютому, рьяному воеводе не могла прийти в голову мысль о каких-либо увенчательных злодействах, да еще "под личною вашего степенства ответственностью".
- Почему второму Топтыгину не удалось разорить университет и типографию?
«Премудрый пискарь».
- У какого героя была ума палата?
- От чего предостерегал отец пискаря?
- Как отцу пискаря удалось избежать ухи?
- Закончите фразу «надо так прожить, чтобы тебя никто … (не заметил)
- Какой распорядок дня был у премудрого пискаря?
- Сколько лет прожил премудрый пискарь?
- Почему пискарь загрустил, когда перед его взором мысленно пронеслась вся его жизнь?
- Что снилось пискарю?
- Закончите слова Пискаря "Слава тебе, господи!!" (жив)
- Что случилось с пискарем в конце сказки?
5 тур Собрать текст сказки по отдельным эпизодам . Кто быстрее? (Дается отрывок из любой сказки. Он распечатан на отдельных листах, которые разрезаны на отдельные фрагменты).
6 тур - Творческое задание. (5 минут)
Написать продолжение сказки «История 4-го Топтыгина».
Жюри подводит итоги. ( В это время просмотр мультфильма…»Органчик» из «Истории одного города»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интервью у литературных героев (По сказкам М. Е. Салтыкова-Щедрина для учащихся 7 класса)
Кто из вас хочет побыть генералом? А помещиком? А на должность крестьянина-труженика есть желающие?Ведущий приглашает для участия в конкурсе по одному игроку от каждой команды и предлагает ребятам, ...
Серия уроков по литературе "Игра "Кто хочет стать пятионером" по произведениям А.С.Пушкина "Дубровский" и "Капитанская дочка" и сказкам М.Е. Салтыкова- Щедрина.
данная разработка дает возможность провести интересный урок и проверить знания по произведениям большого количества учащихся....
Литературный ринг «Гений сатиры» по сказкам Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина
Данное мероприятие было разработано к пямятной дате известного русского писателя-сатирика М.Е. Салтыкова-Щедрина....
Урок по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» «Что есть совесть для героев сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и нужна ли совесть сегодня?» (7 класс)
Цели урока:1. Проанализировать сказку М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и проследить за действиями персонажей сказки.2. Обратить особое внимание на мастерское отношение автора к слову.3. В...
Урок-игра по сказкам М. Е. Салтыкова-Щедрина "Как мужик двух генералов прокормил", "Дикий помещик"
Разработка урока по литературе в форме игры...
Литературная игра по творчеству М. Е. Салтыкова- Щедрина
Открытый урок литературы в 7 классе. " В некотором царстве, в сказочном щедринском государстве"...
Презентация к уроку-игре по сказкам М.Е.Салтыкова-Щедрина
Презентацию и кроссворд можно использовать на уроках литературы в качестве одного из этапов урока....