Литературный ринг «Гений сатиры» по сказкам Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме
Данное мероприятие было разработано к пямятной дате известного русского писателя-сатирика М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
liter._ring_po_skazkam_saltykova.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературный ринг «Гений сатиры»
по сказкам Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина
для учащихся 6-7 классов
Юбилейная дата: 15 января 2011 года — 185 лет со дня рождения русского
писателя, публициста Михаила Евграфовича
Салтыкова-Щедрина (1826-1889).
Цели мероприятия:
- Познакомить учащихся с творчеством писателя.
- Прививать любовь к чтению.
- Развивать у учащихся художественно-эстетические навыки.
Ход мероприятия.
1. Организационный момент.
Сегодня, 15 января, исполняется 185 лет со дня рождения русского писателя, публициста Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина (1826-1889), который родился в годы крепостного права. Особое место в его творчестве занимают сказки. Но сказки эти необычные. Они являются сатирическими. С помощью своих сказок писатель наносил удар врагу народа — самодержавию, высмеивал пороки и тёмные стороны жизни в России.
Со многими его сказками вы, ребята, познакомились дома. Ваши знания мы проверим в борьбе друг с другом. Для этого вам нужно разделиться на две команды, после чего мы начнём наш литературный ринг «Гений сатиры».
(Учащиеся делятся на команды, придумывают названия и представляют жюри).
2. Перечислите все известные вам сказки Михаила Евграфовича
Салтыкова - Щедрина.
1. Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил.
2. Дикий помещик.
3. Премудрый пискарь.
- Самоотверженный заяц.
- Бедный волк.
- Медведь на воеводстве.
- Вяленая вобла.
- Орел - меценат.
- Карась-идеалист.
- Чижиково горе.
- Верный Трезор.
- Недреманное око.
- Дурак.
- Соседи.
- Здравомысленный заяц.
- Либерал.
- Баран - непомнящий.
- Коняга.
- Кисель.
- Деревенский пожар.
- Путём - дорогою.
- Богатырь.
- Приключение с Крамольниковым.
- Ворон - челобитчик.
- Пропала совесть.
3. Прочитайте отрывки и назовите сказки.
- Бедный волк. 4. Дикий помещик.
- Самоотверженный заяц. 5. Здравомысленный заяц.
- Премудрый пескарь. 6. Карась - идеалист.
4. Викторина по сказкам М. Е. Салтыкова - Щедрина.
Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил
1. Назовите город, в котором жили генералы из произведения? (Петербург)
2. Как называется газета, которую нашёл один из генералов?
(«Московские ведомости»)
3. Продолжите фразу: «Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал,
который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища... и
немедленно проглотил.» (Орден)
4. Продолжите фразу: «Однако и об мужике не забыли - выслали ему рюмку водки да .....: веселись, мужичина!» (Пятак серебра)
5*. Почему так рассеянны и беспомощны генералы среди изобилия «еды»?
(Потому что они не приучены к труду, сами не умеют ничего делать)
Дикий помещик
6. Как называется газета, которую читал помещик? (Весть)
7. Кого из своих крепостных мужиков кричал помещик, забыв о том, что Бог
его владения от крестьян очистил? (Сеньку)
8. Назовите имя и отчество медведя, с которым водил дружбу помещик.
(Михаиле Иваныч)
9. Продолжите фразу: «Раскладывает гранпасьянс, тоскует по прежней своей
жизни в лесах, умывается лишь по принуждению и по временам ...»
(Мычит)
10*. Чем близка сказка «Дикий помещик» к «Повести о том, как один мужик
двух генералов прокормил»?
(Тем, что «дворянское гнездо» без помощи крепостных не могло
существовать, их жизнь полностью зависела от крестьян. В обеих
сказках писатель обличает пороки дворянского сословия - лень,
тунеядство, паразитизм)
Премудрый пескарь
11. Продолжите фразу: «Смотри, сынок, - говорит старый пескарь, умирая, -
коли хочешь жизнью жуировать, так ...» (Гляди в оба)
12. Сколько лет прожил пескарь?
(И прожил ... таким родом с лишком сто лет)
Бедный волк
13. Какому зверю в лапы попался волк? (Медведю)
14. Какие слова Топтыгина припомнились волку?
(«На твоём бы месте я не жизнь, а смерть за благо для себя почитал...»)
Самоотверженный заяц
15*. Какой порок высмеивает писатель в этой сказке?
(Покорность — самоотверженная трусость)
Соседи
16. Назовите имена соседей этой сказки.
(Иван Семёныч Богатый, Иван Бедный)
17*. Прослушайте фразу из сказки и ответьте на вопрос. «С тебя рекрут - и с
меня рекрут, с тебя подвода - и с меня подвода, с твоей десятины грош -
и с моей грош». Оба Ивана платили одинаковые подати, но почему один
из них так и оставался бедным, а другой богатым?
Здравомысленный заяц
18. Продолжите фразу: «Едят нас, едят, а мы, зайцы, что год, то ...»
(Больше плодимся)
19. Назовите главных героев сказки. (Заяц и лиса)
20. Как закончилась сказка. (Лиса съела зайца)
Коняга
21. Кто такой Пустоплас. (Конь)
22*. Каков смысл пословицы «Рабочий конь на соломе, пустопляс - на овсе»?
(Речь идёт о голодных тружениках и сытых бездельниках)
23*. Чем сказка «Коняга» перекликается с «Повестью...» и «Дикий помещиком»?
(Во всех сказка мы видим социальное неравенство:
одни эксплуатируют других)
Теория литературы
24*. Что такое сатира?
(Резкое осмеяние отрицательных явлений, общественных
пороков, недостатков)
25*. Что такое юмор?
(Высмеивание частных, несущественных недостатков)
26*. Назови средства художественного изображения, которые использовал
в своих сказках Салтыков-Щедрин.
(Гипербола, гротеск, ирония)
5. Определите, к какой сказке нарисована иллюстрация. Назовите сказку.
Коняга.
Дикий помещик
Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил.
Соседи.
Орел-меценат.
6. Соберите высказывания
о Михаиле Евграфовиче Салтыкове - Щедрине и прочтите их.
1. В каждом порядочном человеке русской земли Щедрин имеет глубокого
почитателя.
(Николай Гаврилович Чернышевский)
2. У Щедрина великолепный, чисто народный, меткий слог.
(Лев Николаевич Толстой)
- Конкурс рисунков.
- Подведение итогов (Слово жюри).
Примечание: в викторине по сказкам вопросы №* оцениваются 2 баллами. Каждой команде даётся лента цифр от 1 до 26. По очереди капитаны команд выбирают номер вопроса. Команда отвечает на вопрос, а его номер зачёркивает в ленте, пока не закончатся все вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интервью у литературных героев (По сказкам М. Е. Салтыкова-Щедрина для учащихся 7 класса)
Кто из вас хочет побыть генералом? А помещиком? А на должность крестьянина-труженика есть желающие?Ведущий приглашает для участия в конкурсе по одному игроку от каждой команды и предлагает ребятам, ...
Урок по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» «Что есть совесть для героев сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и нужна ли совесть сегодня?» (7 класс)
Цели урока:1. Проанализировать сказку М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и проследить за действиями персонажей сказки.2. Обратить особое внимание на мастерское отношение автора к слову.3. В...
Разработка урока творчества- создание фанфика по сказке М. Е. Салтыкова - Щедрина "Сказка о том, как один мужик двух генералов прокормил"
Предложенная разработка урока литературы - пример СОТВОРЧЕСТВА учащихся и учителя. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при изменении роли ученика, который должен стать активн...
Конспект урока литературы в 7 классе по теме: Приёмы и объекты сатиры в рассказе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
1. выявить детали «оружия» сатиры2. нарисовать это «оружие» 3. посмотреть, в кого и...
Литературная игра по сказкам М.Е. Салтыкова-Щедрина
Внеклассное мероприятие по сказкам Салтыкова-Щедрина. Игра состоит из нескольких туров, которые содержат вопросы на знание биографии писателя, текстов его произведений. Игра сопровождается инсценировк...
Сатира в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина
Презентация к уроку "Сатира в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина"...
Презентация к уроку "Сатира" по творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина.
В презентации представлен материал о творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина. Использован иллюстративный материал....