Урок-игра по сказкам М. Е. Салтыкова-Щедрина "Как мужик двух генералов прокормил", "Дикий помещик"
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Бегаутова Мария Владимировна

Разработка урока по литературе в форме игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок-игра по литературе38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок - игра по  сказкам

М. Е. Салтыкова – Щедрина

«Как мужик двух генералов прокормил»,

«Дикий помещик»

 Цели игры: оценить степень освоенности сказок М.Е.Салтыкова- Щедрина; обсудить особенности жанра сатирической сказки; обсудить проблематику сказок; выяснить особенности приема аллегории.

 Описание игры: игра построена подобно телешоу «Как стать миллионером» - командам задаются вопросы и даются варианты  ответов. Вопросы и варианты ответов зачитывает ведущий. Команда должна выбрать правильный ответ. У команды есть возможность один раз попросить «помощь зала», при этом игроки других команд «голосуют» т. е. ведущий подсчитывает, сколько игроков, на какую версию высказалось; «позвонить другу», т. е. попросить помощи у игрока другой команды  или попросить «убрать один неверный ответ».

 Оборудование: на каждом столе 3 набора карточек с крупно написанными буквами 1,2,3; таблички для названий команд, которые ребята придумывают сами в соответствии с темой и записывают на табличку, бумага, ручки на столах.

Ход игры

(I, II, III варианты)

Подведение итогов.

Подсчитываются командные очки, и награждаются учащиеся, активно принимавшие участие в игре.

Вариант 1.

1. Как два генерала оказались на необитаемом острове?

1) В результате кораблекрушения.

2) По щучьему велению, по моему хотению.

3) С помощью волшебника.

4) Прилетели на ковре-самолете.

2. В чем мужик варил суп?

I) В котелке.             3) В кокосовой скорлупе.

2) В пригоршне.      4) В чане.

3. Какую газету читали генералы на необитаемом острове?

1) «Московскую правду».

2) «Московские ведомости».

З) «Московское обозрение».

4) «Вестник Москвы»

4. Как генералы отыскали на острове мужика?

1) По следам, оставленным на песке.

2) По звукам балалайки.

3) По запаху мякинного хлеба.

4) По его крикам.

5. Кем этот мужик работал в Петербурге?

1) Поваром.                                3) Маляром.

2) Кузнецом.                               4) Извозчиком.

6. Чем в своей жизни был очень недоволен герой сказки «Дикий помещик»?

1) Маленькой пенсией.                  3) Отсутствием жены.

2) Обилием мужиков.                    4) Отсутствием детей.

7. Кого звал помещик в гости?

1) Медведя.                                 3) Генералов-соседей.

2) Губернатора.                           4) Судью

8. Какой способ прогулки помещик считал самым приличным и удобным?

1) На четвереньках.                     3) Верхом на лошади.

2) В карете.                                   4) В телеге.

Вариант II

1. В каком виде два генерала прибыли на остров?

1) В мундирах.                             3) В шубах и валенках.

2) В ночных рубашках.               4) Раздетые.

2. Какой предмет проглотил один из генералов за неимение ужина?

1) Пуговицу.                                   3) Тапочки.

2) Орден.                                         4) Платок.

3.  Какой выход придумали генералы, чтобы с голоду не умереть?

1) Все время спать.                        3) Найти мужика.

2) Научиться работать.                  4) Поймать зверя.

4. Из чего мужик сделал силки для птиц?

1) Из собственных волос.              3) Из собственных лаптей.

2) Из собственной рубахи.            4) Из лески.

5. Как генералы вернулись домой?

1) Заснули и проснулись дома.

2) Так же как и попали на остров.

3) Их спасли случайно.

4) Мужик построил корабль.

6. С кем помещик охотился на зайцев?

1) С волком.                  3) С лисой                                      

2) С медведем                4) С кабаном

7. Чем дикий помещик угощал всех гостей?

1) Колбасой.                              3) Вареньем.

2) Пряниками.                           4) Ягодами и грибами.

8. Почему осенью помещик даже холода не чувствовал?

1) Надел тулуп.                        3) Оброс волосами.

2) Сидел на печи                      4) Беспробудно пил.

9. Кто побеспокоился вернуть мужика к помещику?

1) Губернское начальство.           3) Соседи.

2) Сам помещик.                           4) Царь.

Вариант III

1. На какой улице в Петербурге жили два генерала?

1) На Подьяческой.                     3) На Литейной.

2) На Фонтанке.                           4) На Невском.

2. Какой из двух генералов был поумнее?

1) Тот, кто был учителем каллиграфии.

2) Тот, кто был учителём географии.

3) Тот, кто был учителем логики.

4) Тот, кто вообще не был учителем.

3. Что сделали в городе Вятке с пойманной рыбой, прежде чем варить уху?

1) Высекли.                            3) Откормили.

2) Напоили.                            4) Отпустили поплавать.

4. Как генералы мужика при себе удерживали?

1) Цепью приковали.

2) Веревочкой привязали.

3) Смирительную рубашку надели.

4) Он остался сам.

5. Чем генералы наградили мужика?

1) Бутылкой пива.               3) Плетьми.

2) Медалью.                         4) Рюмкой вода и пятаком.

6. Где живет главный герой сказки о диком помещике?

1) В некотором царстве.                    3) В приволжских степях.

2) В Орловской губернии.                 4) За границей.

7. Какое золотое слово вычитал помещик в газете «Вести»?

1) Вперед.                            3) Долой.

2) Старайся.                        4) Даешь.

8. Что помещик, одичав, не успел-таки приобрести?

1) Когтей.                         3) Звериной силы.

2) Хвоста.                         4) Шерсти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Глазами художника» (Театральная мастерская). Интегрированное практическое занятие по сказке Салтыкова – Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Интегрированное занятие по сказке  Салтыкова-Щедрина поможет Вам и вашим детям найти новый подход к изучению этого произведения....

Урок литературы в 7 классе Сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»                      ...

Кроссворд по сказкам М.Е.Салтыкова-Щедрина "Дикий помещик" и "Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил". 7 класс

Кроссворд по сказкам Салтыкова-Щедрина поможет усвоить изучаемый материал, можно использовать как вариант контроля....

Тест по произведениям М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик».

Тест.М.Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик»....

Разработка урока творчества- создание фанфика по сказке М. Е. Салтыкова - Щедрина "Сказка о том, как один мужик двух генералов прокормил"

Предложенная разработка урока литературы - пример СОТВОРЧЕСТВА учащихся и учителя. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь  при изменении роли ученика, который должен стать активн...

Тест по сказке Салтыкова-Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил». 7 класс

Материал для проверки изучаемого материала и знания текста сказки. Подобная тестовая работа даёт возможность быстро оценить всех учащихся и определить уровень подготовки к уроку....