Календарно-тематическое планирование по литературе в 5 классе (204 часа) Т. Ф. Курдюмова
календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс) на тему
Календарно-тематическое планирование по литературе в 5 классе (204 часа) Т. Ф. Курдюмова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 340 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по литературе в 5 классе (204 часа) Т. Ф. Курдюмова
№ урока с начала учебного года | Дата | факт | № урока в разделе | Тема урока | Параграф учебника | Элементы содержания | Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся | ||||||
ВВЕДЕНИЕ (2 часа) | |||||||||||||
1 | 02.09 | 1 | Литература – искусство слова.
| Стр.3-4 Стр.4-6 | Писатель и читатель. Задачи уроков литературы. Понятие об искусстве. Виды искусств. Художественная литература как искусство слова. Понятие о сюжете. Понятие об изобразительно-выразительных средствах (тропах: эпитеты, сравнения, метафоры). Знакомство с учебником для 5 класса. Структура учебной книги. Правила слушающего, говорящего, читающего. Беседа о прочитанных за лето книгах. | Знать: особенности художественной и учебной книги ; Теоретико-литературные понятия: сюжет, троп, эпитет, сравнение, метафора; правила слушающего, говорящего, читающего. Понимать: чтение как сотворчество, особенности художественной литературы как искусства слова; роль книги в жизни человека и общества; значение изучения литературы. Уметь: разбираться в структуре книги, находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. | |||||||
2 | 04.09 | 2 | Художественные приемы | ||||||||||
МИФЫ (9 часов) | |||||||||||||
3 | 05.09 | 1 | Мифы народов мира | Стр.10-11 | Понятие о мифах и мифологии. Миф как форма познания и эстетического освоения окружающего мира. Мифы разных времен и народов. Общие темы мифов разных народов. Устная форма существования мифов. Виды мифов (о животных, о создании Земли, о конце света, героические, календарные). Выборочное чтение мифов. | Знать: теоретико-литературные понятия миф, мифология, виды мифов. Понимать: роль мифов в развитии представлений человека о мире; эстетическое значение и необходимость изучения мифов. Уметь: разбираться в классификации мифов; видеть общее и различное в мифах разных народов. | |||||||
4 | 07.09 | 2 | Календарные мифы. Масленица | Стр.11-13 | Понятие о календарных мифах. Славянские календарные мифы. Календарная поэзия и календарные праздники. Масленица. Народные обычаи, обряды, связанные с этим праздником. Описание репродукции картины Б. М. Кустодиева «Масленица» | Знать: теоретико-литературные понятия миф, календарный миф; народные обычаи, обряды, связанные с праздником Масленицы. Понимать: роль календарных праздников в жизни народа, их эстетическое значение. Уметь: рассказывать о своем участии в обрядовых праздниках; описывать произведения живописи | |||||||
5 | 09.09 | 3 | Египетский миф «Сотворение мира» | Дополнит. литература | Египетский миф «Сотворение мира». Яркость поэтического изображения природы и Вселенной. Древнегреческие мифы о сотворении мира. Современное восприятие мифов о сотворении мира. | Знать: содержание мифов о сотворении мифов. Понимать: эстетическое значение мифов. Уметь: воспринимать и пересказывать мифы, сопоставлять мифы разных народов о сотворении мира. | |||||||
6 | 11.09 | 4 | Древнегреческие мифы. | Стр.14-15 Дополнит. литература. Стр.15-17 | Героический характер греческой мифологии. Миф «Золотые яблоки Гесперид». Характеристика Геракла. Сопоставление характеристик Геракла и Атланта. Жизнь древнегреческих мифов в мировом искусстве. Мифы как источник крылатых слов и выражений, географических и астрономических названий. | Знать: содержание и героев древнегреческих мифов; различные значения понятия герой. искусства, литературы, языка. Понимать: эстетическое значение древнегреческих мифов, их роль в развитии. Уметь: воспринимать и пересказывать мифы, характеризовать героя мифов – Геракла; давать сравнительную характеристику мифологических героев. | |||||||
7 8 9 10 11 | 12.09 14.09 16.09 18.09 19.09 | 5 6 7 8 9 | Немейский лев и Лернейская гидра. Стимфалийские птицы и Керинейская лань. Битва с кентаврами и Скотный двор царя Авгия. Кони Диомеда и Пояс Ипполиты. Золотые яблоки Гесперид. | ||||||||||
ФОЛЬКЛОР (17 часов) | |||||||||||||
12 | 21.09 | 1 | Русские народные сказки | Стр.20-22 | Сказка как популярный жанр народного творчества. Виды сказок. Рассказчики и слушатели сказок. Нравственная взыскательность и эстетическое совершенство народных сказок. Структурные элементы сказки (зачин, присказки, концовка). Прием троекратного повторения. Особенности сказывания (напевность, ритмичность) | Знать: особенности жанра сказки, виды сказок; теоретико-литературные понятия сюжет, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Понимать: нравственную взыскательность и эстетическое совершенство народных сказок; значение сказки в жизни народа. Уметь: отличать сказки от былин; сказывать сказки; выделять структурные элементы сказки. | |||||||
13 | 23.09 | 2 | Сказка «Царевна-лягушка» | Стр.24-31 | Сюжет и герои сказки «Царевна-лягушка». Народные идеалы в сюжете и образах сказки. Характер отражения реальной жизни в волшебной сказке. Противопоставление в сказке мечты и действительности, добра и зла. Характеристика героев. Истинная красота и мудрость Василисы Премудрой. Доброта Ивана-царевича. Комментированное чтение. | Знать: особенности жанра сказки, виды сказок; сюжет и героев сказки. Понимать: нравственную проблематику сказки. Уметь: выразительно читать сказку; вести беседу по прочитанному произведению; характеризовать героев и их поступки; выделять структурные элементы сказки; определять соотношение реальности и вымысла в сказке. | |||||||
14 | 25.09 | 3 | Сказки народов мира | Cтр.32-34 | Утверждение нравственных идеалов в лучших сказках разных народов. Смелость, трудолюбие, честность, доброта, находчивость, изобретательность как главные достоинства героев сказок народов мира. Своеобразие и колорит сказок «Тысяча и одна ночь». «Путешествие Синдбада-морехода» - характеристика героя сказки. Использование сюжетов арабских сказок в литературных сказках. | Знать: общие черты сказок разных народов; сюжет и герои сказки «Путешествие Синдбада-морехода». Понимать: эстетическое совершенство сказки; отношение народа к героям сказки; роль сюжетов сказок «Тысяча и одна ночь» в создании литературных сказок. Уметь: пересказывать сказку; использовать при сказывании характерные обороты; отмечать особенности арабских сказок; их своеобразный национальный колорит; вести беседу по прочитанному тексту.; характеризовать героев и их поступки; | |||||||
15 | 26.09 | 4 | Рассказ о первом путешествии Синдбада-морехода | Стр.34-44 | |||||||||
16 | 28.09 | 5 | Путешествия Синдбада-морехода | Стр.34-44 | |||||||||
17 | 30.09 | 6 | Пословицы и поговорки. | Стр.46-49 | Разнообразие малых жанров фольклора. Детский фольклор. Активная роль малых жанров фольклора в современной устной и письменной речи. Богатство и разнообразие тематики, форм, способов включения пословиц и поговорок в живую речь и в текст художественных произведений. Отличия пословиц и поговорок по роли в речи и по завершенности. Процесс постоянного обогащения речи пословицами и поговорками. | Знать: виды малых жанров фольклора; отличительные черты пословиц и поговорок. Понимать: роль пословиц и поговорок в устной и письменной речи. Уметь: объяснять смысл пословиц и поговорок, определять их темы; использовать пословицы и поговорки в речи. | |||||||
18 | 02.10 | 7 | Загадки | Стр.50-54 | Загадка как один из видов фольклора и древнейшая форма тестов на сообразительности. Особенности создания загадок. Роль метафор и сравнений в загадках. Загадка и отгадка. Богатство связей различных жанров фольклора. Чтение и обсуждение сказки-загадки. | Знать: признаки загадки (конкретность, иносказательность, метафоричность). Понимать: значение загадок в развитии воображения и сообразительности; эстетическая роль загадок; связь между различными жанрами фольклора. Уметь: загадывать и отгадывать загадки; объяснять процесс создания загадок. | |||||||
19 | 03.10 | 8 | Сказка-загадка | Стр.55-56 | |||||||||
20 | 05.10 | 9 | Сказка-анекдот | Стр.57-60 | Анекдот как один из малых жанров фольклора. Популярность анекдота. Рождение анекдотов. Связь различных жанров фольклора, сказка-анекдот как тип такой связи. Чтение и обсуждение сказки-анекдота. | Знать: историю жанра анекдота; признаки анекдота (краткость, остроумие, наблюдательность, связь с повседневной жизнью). Понимать: причины популярности анекдота; связь между различными жанрами фольклора. Уметь: воспринимать анекдоты; объяснять процесс создания анекдотов. | |||||||
21 | 07.10 | 10 | Песни. Частушки | Стр.61-65 | Понятие о народных песнях и частушках. История развития народной песни. Связь песен и частушек с событиями народной жизни. Виды народной песни (бытовые, календарные, лирические, исторические, городские). Стих и мелодия в песне и частушке. Тематика частушек, причины их популярности. | Знать: особенности жанров народной песни и частушки; виды песен, примеры каждого. Понимать: отличие частушек от песен; причины популярности народных песен и частушек, их значение в жизни народа; связь между различными жанрами фольклора. Уметь: объяснять процесс создания песен и частушек. | |||||||
22 | 09.10 | 11 | Народная драма | Стр.65-67 | Понятие о народном кукольном театре. Народный театр в истории русской культуры. Тесная связь народного театра с другими формами фольклора. Насыщенность народных пьес с малыми жанрами фольклора. Пьесы о Петрушке и их сюжеты. Остроумие Петрушки, изобретательность, озорство и смелость. Поединки Петрушки с врагами, социальная острота этих столкновений. Стремительность развития действия и яркость диалогов. | Знать: теоретико-литературные понятия пьеса, афиша, сцена, акт, диалог, монолог, ремарка, реплика; сюжет и содержание пьес о Петрушке. Понимать: причины популярности пьес о Петрушке; связь народного театра с другими формами фольклора. Уметь: выразительно читать пьесу по ролям, характеризовать героя и его поступки; находить в тесте примеры других жанров фольклора, изобразительно-выразительные средства и определять их роль. | |||||||
23 | 10.10 | 12 | Озорник Петрушка | Стр.67-71 | |||||||||
24 | 12.10 | 13 | Обобщающий урок по теме «Фольклор» | Стр.71-72 | Итоговые задания и вопросы по теме «Фольклор». Игра по малым жанрам фольклора. Викторина. Инсценировка отрывков пьесы о Петрушке. Представление рисунков по произведениям фольклора. | Знать: теоретико-литературные понятия по теме «Фольклор»; примеры фольклорных произведений; особенности разных жанров фольклора; произведения литературы, музыки, живописи на фольклорные мотивы. Понимать: причины популярности фольклорных произведений» связь между различными жанрами фольклора; значение фольклорных произведений в жизни народа. Уметь: исполнять фольклорные произведения; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. | |||||||
25 | 14.10 | 14 | Урок внеклассного чтения. Былины об Илье Муромце | Дополнит. литер. | Былины – русский народный эпос. Циклы былин. Особенности исполнения былин (сказывание). Исполнители былин (сказители). Герои и события былин. Особенности композиции былин (зачин, повторы, диалог, концовка). Комментированное чтение былин. | Знать: теоретико-литературные понятия былина, эпос, гипербола, эпитет, постоянный эпитет, особенности жанра и композиции былин, былинных героев. Понимать: значение былин в развитии русского искусства, сохранение народных традиций, народной памяти. Уметь: воспринимать текст былин. | |||||||
26 | 16.10 | 15 | Былины в анимации | Дополнит. литер. | Характеристика героев: отвага, смекалка, физическая сила, доброта, щедрость, рассудительность. Воплощение в былине нравственных идеалов русского народа. Художественные особенности былины (повторы, гипербола, постоянные эпитеты). Словесное рисование. Словарная работа. | Знать: теоретико-литературные понятия: былина, постоянные эпитеты, гипербола; содержание былины. Понимать: значение образа Ильи Муромца; патриотический пафос былины. Уметь: выразительно читать и пересказывать былину; определять ее тему, особенности композиции; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; создавать словесные иллюстрации; объяснять значение устаревших слов и выражений. | |||||||
27 | 17.10 | 16 | Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник | Дополнит. литер. Дополнит. литер. | Характеристика героев: отвага, смекалка, физическая сила, доброта, щедрость, рассудительность. Воплощение в былине нравственных идеалов русского народа. Художественные особенности былины (повторы, гипербола, постоянные эпитеты). Словесное рисование. Словарная работа. Работа с репродукциями картин Васнецова В.М «Витязь на распутье», «Богатырский скок», «Богатыри» (цветная вклейка в учебнике) | Знать: теоретико-литературные понятия: былина, постоянные эпитеты, гипербола; содержание былин. Понимать: значение образа русских богатырей; патриотический пафос былин. Уметь: выразительно читать и пересказывать былины; определять их тему, особенности композиции; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; создавать словесные иллюстрации; объяснять значение устаревших слов и выражений. | |||||||
28 | 19.10 | 17 | Былина «Илья Муромец и Калин царь» Былина «Три поездки Ильи Муромца.» | ||||||||||
ЛИТЕРАТУРА ХIХ ВЕКА(30 часов) | |||||||||||||
29 | 21.10 | 1 | Русская классическая литература 19 века | Стр.74-75 | Понятие о классике, классических произведениях. Славные имена русских писателей 19 века. Золотой век русской поэзии. Значение изучения классических произведений. Повторение ранее изученного о литературных произведениях 19 века. | Знать: теоретико-литературное понятие классика; классические произведения 19 века, изученные в начальной школе и их авторов. Понимать: значение изучения литературы 19 века. Уметь: пересказывать сюжеты изученных произведения 19 века; характеризовать героев и их поступки; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; выразительно читать произведения. | |||||||
30 | 23.10 | 2 | Жанр басни. И.А.Крылов. | Стр.75-77 | Расцвет русской басни в начале века. Слово о И.А.Крылове. Понятие о жанре басни. Понятие об аллегории. Эзопов язык. Олицетворение. Поучительный характер басни. Осмеяние в баснях людских пороков. Своеобразие басен И.А.Крылова. | Знать: теоретико-литературные понятия басня, мораль, эзопов язык, аллегория, олицетворение; сведения о жизни и творчестве И.А.Крылова (кратко). Понимать: аллегорический смысл и злободневность басен. Уметь: выразительно читать басни, видеть связь басен с произведениями устного народного творчества. | |||||||
31 32 | 24.10 26.10 | 3 4 | Басня «Свинья под дубом» Басня «Осел и мужик» | Стр.77-78 Стр.79-80 | Обличение воинствующего невежества, неблагодарности в басне «Свинья под дубом». Невежа и невежда. Обличение глупости, недальновидности, бестолковости в басне «Осел и мужик». Афористичность басен. Изобразительно-выразительные средства, их роль в бане. Иллюстрации к басням (цветная вклейка учебника). Словарная работа. | Знать: теоретико-литературные понятия басня, мораль, эзопов язык, аллегория, олицетворение, монолог, диалог, полилог; Понимать: аллегорический смысл басен. Уметь: выразительно читать басни; давать развернутые ответы по прочитанному произведении.; характеризовать героев и их поступки; объяснять смысл слов невежа и невежда; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. | |||||||
33 | 28.10 | 5 | Мир басен И.А.Крылова. | Стр.80-81 | Инсценирование басен И.А.Крылова. Викторина по басням. Конкурс чтецов | Знать: содержание басен И.А.Крылова; понятие афоризма. Понимать: аллегоричность басен. Уметь: выразительно читать басню наизусть, оценивать авторское чтение; инсценировать басни. | |||||||
34 | 30.10 | 6 | Внеклассное чтение. Басни И.А.Крылова | Доп. литература | |||||||||
35 | 31.10 | 7 | А.С.Пушкин. Начало творческого пути. | Стр.81-85 | Слово об А.С.Пушкине. Лицей в жизни поэта. Влияние народного творчества на будущего поэта. Поэма «Руслан и Людмила». Пролог как собирательная картина сюжетов, образов, событий народных сказок. Элементы лингвистического анализа текста. Портрет А.С.Пушкина работы О.А.Кипренского (цветная вклейка учебника). Словарная работа | Знать: сведения о семье и детстве поэта; теоретико-литературные понятия поэма, пролог, сравнение, эпитет, метафора. Понимать: собирательные образы пролога; Уметь: выразительно читать пролог; прослеживать изменение настроения ; в стихотворении; сопоставлять произведения литературы и живописи; описывать портрет; объяснять значение устаревших слов и выражений; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. | |||||||
36 | 02.11 | 8 | Поэма «Руслан и Людмила» | Стр.86-87 Стр.87-98 Стр.98-112 | Сюжет и герои поэмы. Сказочные герои и исторические личности. Фантастические события в поэме. Приемы, свойственные народным сказкам. Сравнительная характеристика рыцарей. Пересказ эпизодов поэмы. Элементы анализа текста. Обучение выразительному чтению. Характер авторской иронии в тексте. Работа с эпизодом. (1.пересказ, прослушивание арии «О поле, поле, кто тебя усеял мертвыми костями» М.И.Глинка; 2.составление плана «Руслан и Голова», пересказ). Словарная работа. Групповая характеристика героев. Разнообразие изобразительно-выразительных средств в поэме. Особенности стиха поэмы. Автор в произведении. Словарная работа. Иллюстрации к поэме (цветная вклейка учебника). | Знать: сюжет и героев поэмы; теоретико-литературные понятия сюжет, поэма, пролог, песнь. Понимать: связь поэмы с народными сказками; роль иронии в изображении персонажей поэмы; отношение автора к героям поэмы; гуманистический пафос поэмы; отличие литературной сказки от народной. Уметь: выразительно читать и пересказывать поэму; характеризовать героев и их поступки; составлять план эпизода; сопоставлять произведения литературы и живописи, литературы и музыки; описывать портрет; объяснять значение устаревших слов; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; | |||||||
37 | 13.11 | 9 | Пролог. | ||||||||||
38 | 14.11 | 10 | Песнь первая. | ||||||||||
39 | 16.11 | 11 | Песнь вторая. | Стр.113-126 | |||||||||
40 | 18.11 | 12 | Песнь третья-пятая | ||||||||||
41 | 20.11 | 13 | Песнь шестая. | Тест | |||||||||
42 | 21.11 | 14 | «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» | Дополнит. литер. | Сравнительная характеристика царевны и царицы. Авторское отношение к героям. | Знать: сюжет и героев сказки. Понимать: отличие народной сказки от авторской. Уметь: выразительно читать отрывок наизусть, характеризовать героев и их поступки. | |||||||
43 | 23.11 | 15 | Образы царевны и царицы. | ||||||||||
44 | 25.11 | 16 | Повествование, описание, рассуждение | Стр.128-131 | Понятие о типах речи (повествование, рассуждение, описание). Понятие о портрете, интерьере, пейзаже. Практическая работа. | Знать: теоретико-литературные понятия повествование, описание, описание, рассуждение, портрет, интерьер, пейзаж Понимать: значение каждого типа речи в литературном произведении. Уметь: практически применять знания о типах речи; находить примеры соединения разных типов речи в одном текстовом фрагменте. | |||||||
45 | 27.11 | 16 | Лирика «Няне», «Зимний вечер». | Стр.131-133 | Родная природа и мир народной фантазии в лирике А.С.Пушкина. Поэтический образ Арины Родионовны в стихотворениях «Няня», «Зимний вечер». Мотивы единства красоты человека и природы, красоты жизни в стихотворении «Зимнее утро». Прием контраста в стихотворениях. Изобразительно-выразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры), их роль в стихотворениях. Мастерство поэта в создании картин пейзажа. Словарная работа. Репродукция картины Н.Н.Ге «Пушкин в Михайловском». Иллюстрации Н.Е.Сверчкова «В метель», «Зимний вечер» (цветная вклейка учебника). | Знать: теоретико-литературные понятия контраст, эпитет, сравнение, метафора, пейзаж. Понимать: роль пейзажа в стихотворениях, настроения и чувства лирического героя. Уметь: выразительно читать стихотворения; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять средства и определять их роль; оценивать выразительность чтения; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в тексте; сопоставлять произведения литературы и живописи. | |||||||
46 | 28.11 | 17 | «Зимнее утро» | Стр.133-134 | |||||||||
47 | 30.11 | 18 | Стихи и проза | Стр.135-137 | Стихотворная и прозаическая речь. Понятие о рифме. Роль ритма в стихотворной речи. Понятие о стопе, строфе. Наблюдения над рифмой и ритмом в поэтических текстах. Понятие о буриме. | Знать: теоретико-литературные понятия ритм, рифма, ритмическое ударение, стопа, строфа. Понимать: разницу между прозаической и стихотворной речью. Уметь: создавать собственные произведения по заданным рифмам (буриме) | |||||||
48 | 02.12 | 19 | М.Ю.Лермонтов. Лирика | Стр.137-138 | Слово о поэте. Контраст как основной прием композиции в стихотворениях поэта. Тема одиночества в произведениях, мотивы странничества. Способы создания динамического образа в стихотворении «Парус». Жанр и композиция стихотворения «Листок». Стремление к гармонии с природой в стихотворении «Из Гете». Обучение анализу поэтического текста. Словесное рисование. Лермонтов-художник. Описание репродукций картин поэта (цветная вклейка). | Знать: сведения о жизни и творчестве поэта (кратко); основные мотивы лирики и содержание стихотворений поэта; теоретико-литературные понятия ритм, рифма, эпитет, строфа, сравнение, метафора, олицетворение. Понимать: чувства и настроение лирического героя. Уметь: выразительно читать стихотворения; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; создавать словесные иллюстрации, описывать репродукции картин. | |||||||
49 | 04.12 | 20 | «Парус», «Листок», «Из Гёте» | Стр.138-141 | |||||||||
50 | 05.12 | 21 | Н.В.Гоголь «Пропавшая грамота» | Стр.142-145 | Слово о писателе. Чтение статьи учебника. Цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки». Истории, близкие народным поверьям, сказкам, как основа сюжетов популярных повестей Н.В.Гоголя. Сюжет и герои повести «Пропавшая грамота». Композиция повести. | Знать: сведения о детских и юношеских годах писателя, его увлечения; история создания сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»; сюжеты и содержание повести «Пропавшая грамота». Уметь: аргументировано отвечать на вопросы по прочитанному тексту; объяснять значение устаревших и диалектных слов и выражений. | |||||||
51 | 07.12 | 22 | Своеобразие повести Н.В.Гоголя. | Стр.145-159 | Национальный колорит повестей Н.В.Гоголя. Фольклорные традиции в создании образов. Рассказчик и его роль в повести. Реальное и фантастическое, трагическое и комическое в повестях. Язык повестей, богатство и разнообразие художественных приемов. Типы речи в повестях. Обучение составлению плана рассказа (рассказ деда). Характеристика героев. Словарная работа. | Знать: сюжет и героев повестей. Уметь: роль юмора в повестях. Понимать: выразительно читать и пересказывать повести; определять соотношение реального и фантастического в произведении; аргументированно отвечать на вопросы по прочитанному произведению; характеризовать героев произведения и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; объяснять значение устаревших слов и выражений; определять типы речи в повести. | |||||||
52 | 09.12 | 23 | Обучение составлению плана рассказа. | ||||||||||
53 | 11.12 | 24 | И.С.Тургенев. | Стр.160-163 | Рассказ о писателе. Заочная экскурсия в Спасское-Лутовиново. Портрет писателя работы К.Е.Маковского (цветная вклейка учебника). Чтение статьи учебника о писателе. История создания рассказа «Муму». Портрет главного героя, его богатырский облик. Словарная работа. | Знать: сведения о семье, детстве и начале литературной деятельности И.С.Тургенева; историю создания, сюжет и героев рассказа. Понимать: характер отношений между людьми в крепостной России; роль портретного описания Герасима. Уметь: выступать с сообщением на литературную тему; описывать портрет, здание, интерьер; объяснять значение устаревших слов и выражений. | |||||||
54 | 12.12 | 25 | Рассказ «Муму». Знакомство с героями. | Стр.163-198 | |||||||||
55 | 14.12 | 26 | Герасим и его окружение | Отношение Герасима и Татьяны. Герасим и дворня. Контрастное изображение героев. Нравственное превосходство Герасима. Изобразительно-выразительные средства, их роль в характеристике героев. Словарная работа. | Знать: сюжет и героев рассказа. Понимать: отношение автора к героям. Уметь: характеризовать героев и их поступки; объяснять значение устаревших слов и выражений; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. | ||||||||
56 | 16.12 | 27 | Герасим и Татьяна | ||||||||||
57 | 18.12 | 28 | Герасим и Муму | Обсуждение планов рассказа. Значение образа Муму. Счастье Герасима и причина недолговечности этого счастья. Образ барыни и его значение. Авторская позиция: осуждение крепостничества в рассказе. Работа с иллюстрациями П.М.Боклевского и И.И.Пчелко (цветная вклейка учебника) | Знать: сюжет и героев рассказа. Понимать: отношение автора к героям и их поступкам. Уметь: строить развернутые высказывания на основе прочитанного; составлять план текста и пересказывать по плану; прослеживать изменения в характере героя; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в тексте; описывать иллюстрации | ||||||||
58 | 19.12 | 29 | Смысл финала рассказа | Символическое значение образа Герасима. Образы природы в рассказе и их роль. Интерьер как средство характеристики героев. Изобразительно-выразительные средства, их роль в рассказе. Понятие о литературном герое. Обмен мнениями о финале рассказа. | Знать: теоретико-литературные понятия эпитет, метафора, сравнение, гипербола. Понимать: роль пейзажа и интерьера в рассказе; позицию автора, его сочувственное отношение к герою; основную мысль рассказа. Уметь: прослеживать изменения в характере героя; аргументировано доказывать свою точку зрения; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. | ||||||||
59 | 21.12 | 30 | Подготовка к сочинению по рассказу «Муму» | Обучение написанию сочинения. Обсуждение тем сочинения: 1.Как изменила Герасима история с Муму? 2. Как автор относится к своему герою? 3. Значение образов природы в рассказе «Муму». Составление планов, подбор материалов. Устное сочинение. Консультация учителя. | Знать: сюжет и героев рассказа; теоретико-литературные понятия интерьер, пейзаж, портрет, литературный герой. Уметь: составлять план и подбирать материалы по теме сочинения. | ||||||||
ЛИРИКА | |||||||||||||
ПОЭТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ РОДИНЫ(3 часа) | |||||||||||||
60 | 23.12 | 1 | И.С.Никитин,М.Ю.Лермонтов,А.К.Толстой. | .Стр.199-203 | Ширь родной земли в стихотворении И.С.Никитина «Русь». Роль олицетворений в произведениях М.Ю.Лермонтова. Фольклорные образы в стихотворении А.К.Толстого «Край ты мой, родимый край!». Стремление народа к счастью в стихотворении Н.А.Некрасова «Соловьи». Обновление природы и души человека в стихотворениях Ф.И.Тютчева «Весенняя гроза». Роль олицетворения в стихотворениях «Летний вечер», «Листья». Роль эпитетов в стихотворении «Есть в осени первоначальной…». Метафоричность стихотворений А.А.Фета «Весенний дождь», «Учись у них…». Радость жизни в стихотворении «Я пришел к тебе с приветом…». Живописность картин природы в стихотворении «Летний вечер тих и ясен…». | Знать: содержание стихотворений поэтов 19 века о Родине; тексты стихотворений наизусть; сведения о жизни и творчестве поэтов (кратко). Понимать: чувства и настроения авторов стихотворений. Уметь: выразительно читать стихотворения наизусть; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; использовать теоретико-литературные понятия в речи; сопоставлять произведения литературы и живописи. | |||||||
61 | 25.12 | 2 | Ф.И.Тютчев,А.А.Фет | Стр.207-213 | |||||||||
62 | 26.12 | 3 | Стихотворные размеры | Стр.214-216 | Двусложные и трехсложные стихотворные размеры. Ямб и хорей в русском стихосложении. | Знать: теоретико-литературные понятия стих, ритм, рифма, стопа, строфа, стихотворный размер, ямб, хорей. Понимать: разницу между прозаической и стихотворной речью. Уметь: определять стихотворные размеры. | |||||||
ГЕРОИЧЕСКОЕ ПРОШЛОЕ РОССИИ (8 часов) | |||||||||||||
63 | 28.12 | 1 | М.Ю.Лермонтов | Стр.217-218 | Историческая основа стихотворения «Бородино» (сообщения учащихся). Сюжет, композиция, особенности повествования, патриотический пафос произведения. Образ рядового участника сражения. Словарная работа. Изобразительно-выразительные средства (сравнения, метафоры, эпитеты, гиперболы, звукопись), их роль в стихотворении. Репродукции картин В.В.Верещагина «Конец Бородинского боя», П.Е.Заболотского «Ветеран 1812 года» (цветная вклейка учебника) | Знать: содержание стихотворения; теоретико-литературные понятия диалог, монолог, строфа, патетика, авторский голос. Понимать: патриотический пафос и нравственную проблематику стихотворения; отношения автора к событиям и героям. Уметь: выразительно читать стихотворение наизусть; составлять план текста; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в тексте. находить в поэтическом произведении изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять произведения литературы и живописи; | |||||||
64 | 11.01 | 2 | «Бородино», его художественные особенности | Стр.218-222 | |||||||||
65 | 13.01 | 3 | Л.Н.Толстой. Петя Ростов. | Стр.223-242 | Детство Л.Н.Толстого. Роман-эпопея «Война и мир». Историческая справка о партизанском движении 1812 года. Партизанская война на страницах романа-эпопеи и его герои. Петя Ростов в партизанском отряде. Комментированное чтение эпизодов «Приезд Пети в отряд», «Ужин с партизанами». Словарная работа. Обучение анализу эпизода. Речевая характеристика героя. Главные черты Пети Ростова: доброта, открытость, наивность, решительность, душевность, честность, смелость. Значение волшебного сна Пети. Противопоставление эпизодов «Петя в ночь перед боем», «Бой и гибель Пети» | Знать: сведения о жизни и творчестве писателя (кратко); историческую основу, содержание фрагмента романа-эпопеи. Понимать: отношение автора к героям и их поступкам; значение противопоставления эпизодов (контраст гармонии в душе мальчика и его гибели); гуманистический пафос произведения. Уметь: пересказывать фрагмент романа; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в тексте; аргументировать свою точку зрения. | |||||||
66 | 15.01 | 4 | Анализ эпизода из отрывка романа «Война и мир» | ||||||||||
67 | 16.01 | 5 | М.А.Булгаков Петя Ростов. | Стр.242-245 | Слово о М.Булгакове. повторение сведений о драматическом произведении. Сопоставление инсценировки и фрагмента романа. Петя Ростов в партизанском отряде. Эпизоды партизанской войны. Диалог в инсценировке. Эпизоды, вошедшие в инсценировку. Роль диалогов и ремарок в пьесе. Черты Пети, выделенные Булгаковым: доброта, честность, порывистость, открытость, стремление к подвигу. | Знать: сведения и жизни и творчестве М.Булгакова (кратко); сюжет и героев инсценировки «Петя Ростов»; теоретико-литературные понятия пьеса, афиша, сцена, диалог, монолог, реплика, ремарка. Понимать: различия между прозаическим произведением и его инсценировкой; позицию автора и его отношение к герою. Уметь: сопоставлять драматургическое и прозаическое произведении я; характеризовать героев и их поступки; строить развернутое высказывание на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения. | |||||||
68 | 18.01 | 6 | |||||||||||
69 | 20.01 | 7 | |||||||||||
70 | 22.01. | 8 | Повторительно-обобщающий урок Тест. | Тестирование. Устные ответы. Выразительное чтение стихотворений. Просмотр фрагментов видеофильмов по изученным произведениям. | Знать: содержание и героев прочитанных произведений. Понимать: идейное своеобразие и пафос произведений; отношение авторов к изображаемому. Уметь: пересказывать и анализировать произведения и их отдельные фрагменты; характеризовать героев и их поступки; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения; писать небольшие творческие работы. | ||||||||
ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА | |||||||||||||
СВЯЗЬ ВЕКОВ (2 часа) | |||||||||||||
71 72 | 23.01 25.01 | 1 2 | И.А.Бунин. А.А.Ахматова В.А.Рождественский. | Стр.4-5 Стр.6-7 | Богатство литературы 20 века. Авторы, произведения 20 века. Краткий обзор тем для изучения по литературе 20 века. Неразрывная связь русской литературы 19 и 20 веков. Краткие сведения о поэтах. Репродукции картин Н.В.Кузьмина «В садах Лицея», А.Е.Мартынова «Царское село. Вид Садовой улицы ». Литературная композиция «Поэты 20 века об А.С.Пушкине» | Знать: о традициях в литературе, их сохранении и развитии; ключевые исторические события 20 века; теоретико-литературные понятия стихотворный размер, олицетворение, метафора, сравнение. Понимать: связь литературы 20 века с литературой предшествующих веков; отношение к А.С.Пушкину, выраженное в стихотворениях 20 века. Уметь: воспринимать рассказ учителя; выразительно читать стихотворения наизусть; анализировать поэтические тексты; сопоставлять произведения литературы и живописи. | |||||||
ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ ХХ ВЕКА(14 часов) | |||||||||||||
73 | 27.01 | 1 | Х.К.Андерсен. «Снежная королева». | Стр.10-14 | Слово об Х.К.Андерсене. Беседа по прочитанным сказкам. Чтение фрагмента рассказа К.Г.Паустовского «Сказочник». Работа с иллюстрациями А.\В. Кокорина (цветные вклейки учебника). Особенности сюжета и композиции сказки «Снежная королева». Силы добра и зла в сказке. Комментированное чтение истории первой. | Знать: сведения о жизни и творчестве Г.К.Андерсена (кратко); сюжет и героев сказки; признаки сказки. Понимать: отличие литературной сказки от народной; гуманистический пафос произведений Г.К.Андерсена. Уметь: выразительно читать и пересказывать сказки; находить фольклорные мотивы в сказках; описывать репродукции картин. | |||||||
74 | 29.01 | 2 | Кай и Герда. | Стр.14-20 | Выборочный пересказ текста. Мужественное сердце Герды, её самоотверженная любовь. Поиски Кая. Решение проблемного вопроса о том, добро или зло олицетворяет старушка. Работа с иллюстрациями В.Д.Пивоварова, Н.Г.Гольц и Б.А.Диодорова (цветная вклейка учебника) | Знать: сюжет и героев сказки Понимать: отношение автора к героям. Уметь: выразительно пересказывать сказку; сопоставлять сказку с иллюстрациями к ней; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; характеризовать героев и их поступки; прослеживать изменения в характере и поведении героев и объяснять причины этих изменений. | |||||||
75 | 30.01 | 3 | В чем сила Герды. | Стр.21-30 | Испытания, выпавшие на долю Герды. Роль снов в сказке. Твердость Герды в выполнении своих решений. Помощники Герды. Роль природы в сказке. Связь сказки с фольклором. Словесное рисование. Просмотр эпизода фильма «Герда у разбойников», обсуждение | Знать: сюжет и героев сказки Понимать: роль пейзажа в произведении; истоки мужества, решительности и твердости у Герды. Уметь: выразительно пересказывать сказку; характеризовать героев и их поступки; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения; создавать словесные иллюстрации; определять связь сказки с фольклором. | |||||||
76 | 30.01 | 4 | Герда у маленькой разбойницы. | Стр.31-35 | Снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы. Реальное и фантастическое в сказке. Символический смысл фантастических образов и художественных деталей. Смысл старого псалма и его роль в произведении. Выборочный аналитический пересказ сказки. Иллюстрации в разных изданиях сказки. | Знать: сюжет и героев произведения. Понимать: в чем заключается истинная красота и сила; роль псалма, фантастических образов и художественных деталей в сказке; нравственную проблематику сказки. Уметь: выразительно пересказывать сказку; характеризовать героев и их поступки; рассуждать и делать выводы; сопоставлять сказку с иллюстрациями к ней. | |||||||
77 78 | 1.02 03.02 | 5 6 | Герда у лапландки и финки. В чертогах Снежной королевы. | Стр.35-39 Стр.39-42 | |||||||||
79 | 05.02 | 7 | К.Г.Паустовский. Очерк | Стр.8-9 | Слово о К.Г.Паустовском. выразительное чтение очерка. Очерк как объяснение психологических причин постоянного рождения сказок в наши дни. Изобразительно-выразительные средства, их роль в очерке. | Знать: сведения о жизни и творчестве писателя; содержание очерка. Понимать: основную мысль очерка; позицию автора. Уметь: воспринимать произведение; рассуждать и делать выводы; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. | |||||||
80 | 06.02 | 8 | А.П.Платонов «Волшебное кольцо» | Стр.43-58 | Слово о А.П.Платонове. Герои сказки – Семен и его друзья. Победа дружбы и справедливости над жадностью и корыстью. Сохранение примет народной сказки и яркость собственной писательской стилистики автора. Традиционное и новое в сказках. Словесное рисование. | Знать: сведения о жизни и творчестве писателя (кратко); сюжет и героев сказки. Понимать: нравственную проблематику сказки. Уметь: выразительно пересказывать сказку; находить общее и различное в фольклорной и литературной сказках; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. | |||||||
81 | 08.02 | 9 | Дж.Родари. «Сказки по телефону» | Стр.59-66 | Слово о Дж.Родари. Беседа по произведениям писателя. Особенности жанра «Сказок по телефону». Роль вступлений к сказкам. Решение нравственных проблем в сказках. Современный подход к знакомым сюжетам. Активные герои и стремительные сюжеты, их особенности. Лаконизм и афористичность повествования как характерная черт «Сказок по телефону». Общее и различное в фольклорных сказках и сказках Дж.Родари. Юмор в сказках. Словесное рисование. | Знать: сведения о жизни и творчестве писателя; сюжет и содержание сказок. Понимать: смысл названия сказок; юмористический характер и нравственную проблематику сказок. Уметь: выразительно пересказывать сказки; видеть общее и различное в фольклорной и литературной сказках; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; создавать словесные иллюстрации. | |||||||
82 | 10.02 | 10 | В.В.Набоков. «Аня в стране чудес» | Стр.67-68 | Сказки зарубежных писателей и их переводы-переработки русскими писателями. Сказка ученого Л.Кэрролла и её перевод-переработка В.Набоковым. Слово о Л.Кэрролле и В.В.Набокове. Алиса и Аня – героини сказок. Любознательность к необычным решениям и поступкам. Чудесные превращения Ани. Комментированное чтение глав сказки. Словарная работа. | Знать: сведения о жизни и творчестве В.Набокова и Л.Кэролла (кратко); сюжеты и содержание сказок писателей; переводы-переработки русских авторов («Волшебник Изумрудного города» А.М.Волкова, «Винни-Пух и все-все-все» Б.Заходера и др. ) Понимать: связь сказки В.Набокова с фольклором; непривычный взгляд авторов на вещи. Уметь: видеть общее и различное в сказках Л.Кэрролла и В.Набокова; характеризовать героиню и ее поступки; создавать словесные иллюстрации; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в тексте. | |||||||
83 | 12.02 | 11 | Игра слов в сказке В.В.Набокова «Аня в стране чудес» | Стр.69-83 | Понятие о парадоксе. Чудо и парадокс на страницах сказки. Словесная игра в сказке. Роль художественных приемов в сказке. Сказка Л.Кэрролла для детей и взрослых. Представление фигурных записей фрагмента сказки. Словарная работа. Иллюстрации к сказке Дж.Тенниела (цветная вклейка учебника) | Знать: теоретико-литературные понятия парадокс, гипербола, литота. Понимать: роль игры со словами в сказке; новый, необычный взгляд авторов на жизнь. Уметь: выразительно пересказывать сказку; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; описывать иллюстрации к сказке; создавать устные картины. | |||||||
84 85 | 13.02 15.02 | 12 13 | Дж.Р.Р.Толкиен. «Хобит, или Туда и обратно»(гл.1-5) Сюжет и герои повести(гл.6) | Стр.84 Дополнит. литер. Стр.85-103 | Дж.Р.Р.Толкиен- один из самых читаемых в мире авторов второй половины 20 века. Сказочная страна Хоббитания и ее обитатели. Характер и взгляды главного героя как причины событий в повести. Нравственные принципы, утверждаемые автором. Комментированное чтение глав повести. Словесное рисование. | Знать: сведения о жизни и творчестве Дж.Р.Р.Толкиена; сюжет и героев повести. Понимать: нравственные принципы автора. Уметь: составлять план эпизодов повести; характеризовать героев и их поступки; создавать словесные иллюстрации; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в тексте. | |||||||
86 | 17.02 | 14 | Особенности жанра повести(гл.7-10) | Дополнительная литер. | Фэнтези как новый жанр в мировой литературе. Многочисленные исследования о выдуманной стране Хоббитании. Связь повести Дж.Р.Р.Толкиена с фольклором. Малые формы фольклора (загадки) на страницах произведения. Реальное и фантастическое в повести. Работа со словарем литературоведческих терминов. Смысл двойного названия повести. | Знать: сюжет и героев повести; теоретико-литературные понятия фэнтези, фантастика. Понимать: смысл двойного названия повести; связь произведения с фольклором; причины популярности повести. Уметь: пересказывать повесть, используя карту волшебной страны; определять жанровые особенности произведения; находить в тексте малые жанры фольклора; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в тексте. | |||||||
ПРОЗА РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ ХХ СТОЛЕТИЯ(3 часа) | |||||||||||||
87 | 19.02 | 1 | И.С.Шмелев. «Как я встречался с Чеховым. За карасями» | Стр.106-113 | Слово об И.С.Шмелеве. Рассказ «Как я встречался с Чеховым. За карасями». Встреча юных рыболовов с «бледнолицым братом» Антоном Чеховым на пруду в Замоскворечье. Облик и поведение писателя в восприятии «коллеги» по рыбной ловле. Двойное название рассказа и его причины. Значение образов природы в рассказе. Изобразительно-выразительные средства в рассказе и их роль. Словарная работа. | Знать: сведения о жизни и творчестве И.С.Шмелева (кратко); сюжет и героев рассказа; теоретико-литературные понятия эпитет, сравнение, метафора. Понимать: смысл двойного названия рассказа; юмористический пафос произведения; роль образов природы в рассказе. Уметь: воспринимать текст рассказа, пересказывать сюжет; определять жанровые особенности произведения; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение слов и выражений; находить изобразительно-выразительные средства | |||||||
88 | 20.02 | 2 | Е.И.Замятин. «Огненное «А»» | Стр.114-116 | Корабел, инженер, писатель Евгений Замятин. «Огненное «А»» - рассказ о мечте подростков начала 20 века (связь с Марсом). Приметы времени в рассказе. Герой Вовочка. | Знать: сведения о жизни и творчестве писателя (кратко); сюжет и герои рассказа, понятие несобственно-прямая речь. Понимать: роль несобственно-прямой речи в рассказе. Уметь: воспринимать текст рассказа, пересказывать его сюжет; определять жанровые особенности произведения; характеризовать героев и их поступки; объяснять значения слов и выражений, встретившихся в тексте. | |||||||
89 | 22.02 | 21.02 | 3 | А.И.Куприн. Очерк «Мой полёт» | Стр.117-121 | А.И.Куприн – один из самых популярных писателей начала 20 века. Автобиографический очерк и его герои – одни из первых русских летчиков Заикин и писатель Куприн. Понятие о жанре очерка. Сюжет и композиция очерка. Поступок героев. Качества летчика Заикина: смелость, хладнокровие, чувство ответственности. Описание чувств и ощущений героев. Комментированное чтение. | Знать: сведения о жизни и творчестве А.И.Куприна (кратко); сюжет и героев очерка; особенности жанра очерка. Понимать: позицию автора, его увлеченность сильными, смелыми, передовыми людьми. Уметь: пересказывать произведение; характеризовать героев и их поступки. | ||||||
ПОЭТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ РОДИНЫ(4 часа) | |||||||||||||
90 | 24.02 | 27.02 | 1 | Поэтический образ Родины | Стр.122-128 Стр.129-133 | Природа в лирике поэтов 20 века. Звуковой образ весны в стихотворениях. Ностальгический сон. Роль олицетворения. Фольклорные и сказочные образы в стихотворениях. Одухотворение природы. Лирическая проза. Живописность стихотворений. Поэтизация вещного мира. Элементы анализа поэтического текста. | Знать: теоретико-литературные понятия лирика, лирическая проза; содержание стихотворений русских поэтов 20 века о родной природе. Понимать: лирический пафос произведений. Уметь: выразительно читать стихотворения; использовать теоретико-литературные понятия в речи; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять поэтические произведения друг с другом. | ||||||
91 | 26.02 | 28.02 | 2 | ||||||||||
92 | 27.02 | 03.03 | 3 | ||||||||||
93 | 01.03 | 04.03 | 4 | Обобщающий урок по теме «Поэтический образ Родины» | Выразительное чтение стихотворений наизусть. Словесное рисование. Описание репродукций картин А.А.Пластова «Первый снег», «Летом» (цветная вклейка учебника). Представление и описание рисунков учащихся к стихотворениям. Прослушивание музыкального фрагмента по стихотворении. Н.М.Рубцова «В горнице» | Знать: содержание стихотворений русских поэтов 20 века о родной природе; наизусть (выборочно) Понимать: лирический пафос произведений. Уметь: выразительно читать стихотворения наизусть; оценивать выразительность чтения; сопоставлять произведения литературы и живописи; создавать словесные иллюстрации. | |||||||
МИР НАШИХ БРАТЬЕВ МЕНЬШИХ(1 час) | |||||||||||||
94 | 03.03 | 06.03 | 1 | С.А.Есенин. В.В.Маяковский. | Стр.134-137 | Слово о поэтах. Уважение, любовь, сочувственное отношение поэтов к живому, к жизни. Противопоставление человечности и бездушия в стихотворениях. Изобразительно-выразительные средства, их роль в создании образов. Смысл названий произведений. Игра слов в стихотворении В.В.Маяковского | Знать: сведения о жизни и творчестве поэтов; содержание стихотворений. Понимать: смысл названий стихотворений; гуманистический пафос произведений; отношение авторов к изображаемому. Уметь: выразительно читать стихотворения; использовать теоретико-литературные понятия в речи; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять литературные произведения друг с другом | ||||||
ГЕРОИЧЕСКОЕ ПРОШЛОЕ РОССИИ(2 часа) | |||||||||||||
95 | 05.03 | 07.03 | 1 | А.И.Фатьянов. А.Т.Твардовский. | Стр.138-141 | События ВОв и их отражение в искусстве. Песни, созданные на стихи русских поэтов, их популярность в годы ВОв и после нее. Противопоставление войны и мирной жизни. Завещание живым в балладе. Ценность русского слова. Память о погибших воинах. Прослушивание песен на стихи поэтов о ВОв, обсуждение. Репродукции картин А.А.Дейнеки «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года», А.И.Лактионова «Письмо с фронта», Ю.М.Непринцева «Вот солдаты идут…», П.А.Кривоногова «Победа» (цветная вклейка учебника) | Знать: содержание стихотворений русских поэтов о ВОв. Понимать: единство слова и музыки в песнях о войне; нравственную проблематику произведений, их антивоенный, гуманистический пафос. Уметь: выразительно читать стихотворения; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять литературные произведения друг с другом и с произведениями музыки и живописи; определять жанровые особенности произведений. | ||||||
96 | 06.03 | 10.03 | 2 | А.А.Ахматова. Р.Г.Гамзатов. | Стр.141-142 | ||||||||
СОВРЕМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА(7 часов) | |||||||||||||
97 | 10.03 | 11.03 | 1 | В.П.Астафьев Рассказ «Васюткино озеро» | Стр.143-145 | Слово о В.П.Астафьеве. Чтение статьи о писателе . Автобиографические произведения писателя о детских годах. Рассказы о формировании характера подростка. Васютка и его путешествие по осенней тайге. Путь от детского сочинения к рассказу писателя. Поведения героя в лесу. Основные черты характера: мужество, бесстрашие, терпение, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Словарная работа. Словесное рисование. Комментированное чтение. | Знать: сведения о жизни и творчестве В.П.Астафьева; историю создания и содержание рассказа; теоретико-литературное понятие автобиография Понимать: как формировался характер героя. Уметь: пересказывать эпизоды рассказа; характеризовать героя и его поступки; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в тесте; создавать словесные иллюстрации | ||||||
98 | 12.03 | 13.03 | 2 | Человек и природа в рассказе . | Стр.145-158 Стр.158-176 | Любовь героя к природе и ее понимание. Следование «таежным законам». Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций. Роль деталей в рассказе. Способы создания образа героя (пейзаж, метафора, сравнение). Образ Енисея. Иллюстрации к рассказу. | Знать: содержание рассказа. Понимать: роль природы в произведении; необходимость изучения жизни природы, развития душевных и физических сил. Уметь: пересказывать эпизоды рассказа; прослеживать изменения в поведении и характере героя; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; описывать иллюстрации. | ||||||
99 | 13.03 | 14.03 | 3 | Как мальчик добился своего спасения | |||||||||
100 | 15.03 | 17.03 | 4 | Подготовка к сочинению по рассказу | Обсуждение тем сочинения: 1.Что помогло Васютке выжить в тайге? 2.Законы тайги. 3.Значение образов природы в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро» Составление плана, подбор материалов. Устное сочинение. Консультации учителя. | Знать: знать содержание рассказа; теоретико-литературные понятия пейзаж, литературный герой. Понимать: оптимистический, гуманистический пафос произведения. Уметь: составлять план и подбирать материалы по теме сочинения. | |||||||
101 | 17.03 | 18.03 | 5 | В.П.Астафьев «Белогрудка» | Текст произведения | Любовь к природе и ее понимание. | Знать: знать содержание рассказа; теоретико-литературные понятия пейзаж, литературный герой. Понимать: оптимистический, гуманистический пафос произведения. Уметь: составлять план и подбирать материалы по теме сочинения. | ||||||
102 | 19.03 | 27.03 | 6 | Т.Янсон. «Последний в мире дракон» | Стр.177-185 | Писательница и художник Туве Янссон. Утверждение права современной литературы на сказку. Мир новых сказочных героев, нарисованных и описанных в книгах Т.Янссон (мумии-троли, хемули, снусмумрики). Словесное рисование | Знать: сведения о жизни и творчестве Т.Янссон (кратко); сюжет и герое сказки. Понимать: юмористический характер и гуманистический пафос сказки. Уметь: воспринимать текст произведения; характеризовать героев и их поступки; создавать словесные иллюстрации; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в тексте. | ||||||
103 | 20.03 | 28.03 | 7 | Обобщающий урок по теме «Литература 20 века» Тест. | Беседа о литературе 20 века. Тестирование. Обсуждение прочитанных произведений. | Знать: сведения о поэтах и писателях 20 века; содержание и героев прочитанных произведений. Понимать: нравственную проблематику произведений; отношение авторов к изображаемому. Уметь: кратко пересказывать произведения; выразительно читать стихотворения наизусть; сопоставлять литературные произведении я друг с другом; создавать и обсуждать творческие работы; отвечать на вопросы по прочитанным произведениям. | |||||||
ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ (17 часов) | |||||||||||||
ПОКОРЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ | |||||||||||||
104 | 22.03 | 31.03 | 1 | Д.Дефо. Робинзон Крузо. | .Стр.188-189 | Слово о Д.Дефо. чтение статьи о писателе (с.186-187). Герой книги Робинзон. Особенности повествования в романе. Характер героя: смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами, стойкость, трудолюбие, оптимизм. Вера в разум человека, гимн его неисчерпаемым возможностям. Роль дневника героя. Робинзон как вечный образ литературы. Робинзон как нарицательное имя. Словарная работа. Словесное рисование. Иллюстрации Ж.Гранвиля к роману (цветная вклейка учебника). | Знать: сведения о жизни и творчестве Д.Дефо (кратко); понятие робинзонада. Понимать: нравственную проблематику произведения; позицию автора и его отношение к герою; значение романа для формирования личности; роль природы в произведении. Уметь: выразительно читать и пересказывать текст; характеризовать героя и его поступки; прослеживать изменения в поведении героя; сопоставлять литературные произведения друг с другом (Д.Дефо «Робинзон Крузо», В.П.Астафьев «Васюткино озеро»); создавать устные картины; описывать иллюстрации. | ||||||
105 | 24.03 | 01.04 | 2 | Робинзон попадает на остров. | Стр.190-201 | ||||||||
106 | 02.04 | 03.04 | 3 | Дневник Робинзона. | Дополнительная литер. | ||||||||
107 | 03.04 | 04.04 | 4 | Приручение животных. | |||||||||
108 | 05.04 | 07.04 | 5 | Робинзон и Пятница. | |||||||||
109 | 07.04 | 08.04 | 6 | Р.Э.Распэ. Приключение барона Мюнхгаузена. | Стр.202-204 | Слово о Р.Э.Распэ. История создания произведения. Чтение «Введение» К.И.Чуковского к книге (с.201-202). Барон Мюнхгаузен и придуманные им истории «Конь на крыше», «Волк, запряженный в сани», «Искры из глаз», «Удивительная охота » и др. Ирония и гротеск, гипербола и литота в «подлинных историях» героя. Словесное рисование. Просмотр фрагментов мультфильма «Приключения барона Мюнхгаузена», обсуждение. Иллюстрации М.А.Скобелева к произведению (цветная вклейка учебника). | Знать: сведения о жизни и творчестве писателя (кратко); сюжеты и содержание историй барона Мюнхгаузена; теоретико-литературные понятия гротеск, литота, ирония. Понимать: юмористический характер произведения; отношение автора к герою. Уметь: выразительно читать и пересказывать произведения; характеризовать героя и его поступки; создавать устные картины; описывать иллюстрации; сопоставлять литературные произведения с мультфильмом. | ||||||
110 | 09.04 | 10.04 | 7 | ||||||||||
111 | 10.04 | 11.04 | 8 | Просмотр мультфильма. | |||||||||
112 | 12.04 | 13.04 | 9 | М.Твен. Повесть «Приключения Тома Сойера» | Стр.206-214 | Слово о М.Твене. Беседа о книгах писателя, прочитанных ранее. М.Твен – мастер занимательного и веселого повествования. Автобиографическая повесть «Приключения Тома Сойера» и ее герои. Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы и приключения подростков. Комментированное чтение глав повести. | Знать: сведения о жизни и творчестве М.Твена (кратко); теоретико-литературные понятия прототип героя, автобиографическое произведение; сюжет и героев повести. Понимать: позицию автора и его отношение к героям. Уметь: выразительно читать и пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки. | ||||||
113 | 14.04 | 15.04 | 10 | Том и Гек. | Дополнительная литер. | Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Находчивость, предприимчивость, смелость, авантюризм и неуемная фантазия Тома и Гека. Том и Бэкки, их дружба. Внутренний мир героев М.Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций. Изобретательность в играх – умение сделать окружающий мир интересным. Юмор и ирония в повести. | Знать: сюжет и героев повести; приемы юмористического изображения (повторы, нагнетания, неожиданности, контрасты). Понимать: юмористический пафос произведения; позицию автора и его отношение к героям. Уметь: выразительно читать и пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки; инсценировать эпизоды повести; оценивать исполнительское мастерство; описывать иллюстрации. | ||||||
114 | 16.04 | 17.04 | 11 | Том и Бэкки. | |||||||||
115 | 17.04 | 19.04 | 12 | Том и тетушка Поли. | |||||||||
116 | 19.04 | 21.04 | 13 | Друзья и враги Тома. | |||||||||
117 | 21.04 | 14 | Просмотр фрагментов фильма о Томе Сойере | Викторина по тексту повести. Иллюстрации В.Н.Горяева (цветная вклейка учебника). Просмотр фрагментов фильма о Томе Сойере. | Знать: сюжет и героев повести. Понимать: юмористический пафос произведения. Уметь: обсуждать и оценивать творческие работы; отвечать на вопросы викторины; сопоставлять произведения литературы, живописи и кино. | ||||||||
118 | 23.04 | 15 | А.Линдгрен. Приключение Калле Блюмквиста. | Стр.217-225 | Слово о А.Линдгрен. Девиз писательницы: «Не хочу писать для взрослых!». Знакомые герои произведений: Карлсон, который живет на крыше, Пеппи Длинныйчулок, Эмиль из Леннеберги и др. и др. Три детективные повести о Калле Блюмквисте: «Калле Блюмквист играет», «Калле Блюмквист рискует», «Калле Блюмквист и Расмус». События и приключения повести «Калле Блюмквист играет». Краткий пересказ повести. Находчивость, энергия и изобретательность главного героя. Утверждение положительного идеала и нравственных ценностей в повести. Комментированное чтение. | Знать: сведения и жизни и творчестве А.Линдгрен (кратко); произведения писательницы и их героев; сюжет и героев повести; теоретико-литературные понятия трилогия, детективный сюжет. Понимать: проблематику произведения; нравственную позицию автора и его отношение к героям. Уметь: выразительно читать и пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки. | |||||||
119 | 24.04 | 16 | Сюжет и композиция художественного произведения | Стр.226-228 | Итоги наблюдений над сюжетом и композицией в художественных произведениях. Элементы построения произведения (завязка, кульминация, развязка). Сюжет и герой произведения. Практическая работа «Сюжет и композиция изученных произведений» | Знать: теоретико-литературные понятия композиция, сюжет, экспозиция, завязка, кульминация, развязка. Понимать: значение изучения теории литературы. Уметь: находить элементы сюжета в произведениях. | |||||||
120 | 26.04 | 17 | А.Линдгрен. Приключение Калле Блюмквиста. | Стр.217-225 | Слово о А.Линдгрен. Девиз писательницы: «Не хочу писать для взрослых!». Знакомые герои произведений: Карлсон, который живет на крыше, Пеппи Длинныйчулок, Эмиль из Леннеберги и др. Три детективные повести о Калле Блюмквисте: «Калле Блюмквист играет», «Калле Блюмквист рискует», «Калле Блюмквист и Расмус». События и приключения повести «Калле Блюмквист играет». Краткий пересказ повести. Находчивость, энергия и изобретательность главного героя. Утверждение положительного идеала и нравственных ценностей в повести. Комментированное чтение. | Знать: сведения и жизни и творчестве А.Линдгрен (кратко); произведения писательницы и их героев; сюжет и героев повести; теоретико-литературные понятия трилогия, детективный сюжет. Понимать: проблематику произведения; нравственную позицию автора и его отношение к героям. Уметь: выразительно читать и пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки. | |||||||
НОВАЯ ЖИЗНЬ ЗНАКОМЫХ ГЕРОЕВ(16 часов) | |||||||||||||
121 | 28.04 | 1 | Н.С.Гумилев. Орел Синдбада | Стр.228-229 | Новая жизнь знакомых героев. Слово о Н.Гумилеве. Стихотворение «Орел Синдбада». Образы знакомых сказок в стихотворениях поэтов 20 века. Развитие литературных традиций. Анализ стихотворения. Словесное рисование. | Знать: сведения о жизни и творчестве поэта (кратко); содержание стихотворения «Орел Синдбада»; план анализа поэтического текста; понятие о новой жизни героев художественных произведений. Понимать: лирический пафос стихотворения. Уметь: выразительно читать стихотворение; сопоставлять литературные и фольклорные произведения; создавать словесные иллюстрация. | |||||||
122 123 | 03.05 05.05 | 2 3 | Б.Лесьмян. Новые приключения Синдбада-морехода. Герой на мнимом острове. | Стр.230-235 Стр.236-242 | Слово о Б.Лесьмяне. «Новые приключения Синдбада-морехода» Синдбад 20 века в сказке польского классика. Сюжет и герои произведения. Что принес новый век в облик героя и события его жизни. Общее и различное в арабской сказке о Синдбаде и произведении Б.Лесьмяна. Словесное рисование. Беседа о новой жизни старых героев в прочитанных книгах. | Знать: сведения о жизни и творчестве писателе; сюжет и герои повести. Понимать: жизнеспособность героев фольклора и классических произведений, их новые черты в современной литературе. Уметь: выразительно читать и пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки. | |||||||
124 | 07.05 | 4 | Обобщающий урок по теме «Приключения и путешествия» | Стр.243 | Беседа по книгам о путешествиях и приключениях. Краткий пересказ и характеристика героев прочитанных книг. Чтение и обсуждение творческих работ. | Знать: авторов, содержание и героев произведений о путешествиях и приключениях. Понимать: оптимистический пафос произведений, их значение для формирования личности. Уметь: пересказывать произведения; характеризовать героев и их поступки. | |||||||
125 | 08.05 | 5 | А.И.Куприн «Чудесный доктор» | Доп.литература | Изобразительно-выразительные средства, их роль в характеристике героев. Словарная работа. | Знать: сведения о жизни и творчестве писателей (кратко); сюжет и героев рассказов и повестей Понимать: нравственную проблематику произведения; позицию автора и его отношение к герою; Уметь: выразительно читать и пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки; прослеживать изменения в характере и поведении героев и объяснять причины этих изменений. | |||||||
126 | 10.05 | 6 | Чудо доктора Пирогова | ||||||||||
127 | 12.05 | 7 | А.И.Куприн «Белый пудель | (гл.1-2) (гл.3) (гл.3-4) (гл.5-6) | Изобразительно-выразительные средства, их роль в характеристике героев. Словарная работа. | Знать: сведения о жизни и творчестве писателей (кратко); сюжет и героев рассказов и повестей Понимать: нравственную проблематику произведения; позицию автора и его отношение к герою; Уметь: выразительно читать и пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки; сопоставлять литературные произведения друг с другом; прослеживать изменения в характере и поведении героев и объяснять причины этих изменений. | |||||||
128 | 14.05 | 8 | Обитатели дачи «Дружба» | ||||||||||
129 | 15.05 | 9 | Пропажа собаки. | ||||||||||
130 | 17.05 | 10 | Арто спасен | ||||||||||
131 | 19.05 | 11 | Оскар Уйльд «Мальчик-звезда» | Изобразительно-выразительные средства, их роль в характеристике героев. Словарная работа. | Знать: сведения о жизни и творчестве писателей (кратко); сюжет и героев рассказов и повестей Понимать: нравственную проблематику произведения; позицию автора и его отношение к герою; Уметь: выразительно читать и пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки; сопоставлять литературные произведения друг с другом; прослеживать изменения в характере и поведении героев и объяснять причины этих изменений. | ||||||||
132 | 21.05 | 12 | |||||||||||
133 | 22.05 | 13 | Л.Н.Андреев «Кусака». | ||||||||||
134 | 24.05 | 14 | Сон Кусаки | ||||||||||
135 | 26.05 | 15 | Повторение и обобщение изученного материала в 5 классе. | Авторы, сюжеты и герои произведений, изученных в 5 классе. Проверка знаний и умений учащихся, выявление уровня их литературного развития. | Знать: содержание и героев прочитанных книг. Уметь: пересказывать и анализировать произведения и их отдельные эпизоды; характеризовать героев и их поступки; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения. | ||||||||
136 | 28.05 | 16 | Рекомендация для летнего чтения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по литературе 11 класс – 102 часа
Календарно - тематическое планирование составлено по литературе 11 класса по программе КоровеннойВ.Я. - 102 часа, 3 часа в неделю...

Рабочая программа для индивидуального обучения по литературе, 6 класс, 34 часа (Т.Ф. Курдюмова)
Календарно-тематическое планирование по литературе. 6 класс (34 часа) - индивидуал...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...

Календарно-тематическое планирование по литературе 11 класс 102 часа
Рабочая программа по литературе составлена на основе примерной программы основного общего образования по литературе, а также с учетом авторской программы под редакцией Г.И.Бе...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...
Календарно-тематическое планирование по литературе. 9 класс. 3 часа в неделю.
Календарно-тематическое планирование по литературе. 9 класс. 3 часа в неделю....