Природа в литературе, живописи, музыке". Урок внеклассного чтения в 5 классе.
методическая разработка (литература, 5 класс) по теме

Ярошенко Галина Павловна

Цели:

Øобучение выразительному чтению;

ØУчить слушать и понимать музыку;

ØУчить видеть картины природы;

Øблагодаря образному слову писателя,  учить чувствовать и понимать прекрасное.

Оформление: на каждом столе букет времени года

Стенд: картины природы;

Выставка: книги о природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priroda_v_literature_zhivopisi_muzyke.docx20.05 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Учитель: Ярошенко Г.П.

ОУ: МОУ СОШ «Перспектива» городского округа Власиха.

Урок внеклассного чтения в 5 классе.

Тема: Природа в поэзии, музыке, живописи.

Цели:

  • обучение выразительному чтению;
  • Учить слушать и понимать музыку;
  • Учить видеть картины природы;
  • благодаря образному слову писателя,  учить чувствовать и понимать прекрасное.

Оформление: на каждом столе букет времени года

Стенд: картины природы;

Выставка: книги о природе.

Ход урока:

  1. Орг. момент.
  2. Сообщение темы урока.

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Ф.И. Тютчев

- Мы с вами не раз на наших уроках обращались к теме природы. И сегодня наш урок внеклассного чтения посвящён теме природы: «Природа в поэзии, музыке, живописи».

Эпиграфом мы взяли строки из стихотворения великого русского поэта Ф.И.Тютчева, напечатанные в журнале «Современник» в 1836 году, когда журнал издавал А.С. Пушкин.

На уроке у нас будут звучать стихи, музыка, мы будем любоваться пейзажами великих мастеров.

  1. Работа над новым материалом.

Современные люди большей частью живут в городах и не встречаются с природой один на один. Но, может быть, вам удастся вступить в круг природы и наполниться её силами.

В русской поэзии природа и отношение к ней поэтов занимает большое место, оно воспитывает в нас глубокое гражданское чувство родства со своей землёй, со своим народом, со своей Родиной, и не случайно в нашем языке природа и Родина слова одного корня.

«Природа явилась нам как родина, и родина – мать обратилась в отечество», - записал в своём дневнике М.Пришвин.

Нельзя любить свою Родину, не любя родную белоствольную берёзку, одинокий дуб и разноцветье трав.

Но каждый поэт, композитор, художник видит мир природы по-своему и по-своему о нем рассказывает, рисует его. Но о природе писали не только поэты, природе посвящали свою музыку и композиторы. Сегодня у нас на уроке будет звучать музыка замечательного русского композитора Петра Ильича Чайковского. Конечно, и до него звучали в русской музыке страницы, посвящённые природе, но никому из русских композиторов не удалось так четко найти мелодию русского пейзажа, как это удалось Чайковскому, особенно в фортепианном цикле «Времена года», 12 пьес которого посвящены 12 месяцам года, поражают своей невероятной простотой и в то же время внутренней живописью.

Сейчас вы услышите 1 пьесу из этого  цикла.

«На тройке»

Содержание этой пьесы – светлая, словно сверкающая на морозном солнце песенная мелодия русского народного склада.

Вслушайтесь в музыку и постарайтесь представить, о чём хотел рассказать композитор.

Звучит музыка.

- Что вы представляете себе, слушая эту музыку?

(Ответы детей)

- Это песенная мелодия. Такую песнь мог петь ямщик , готовящий свою тройку в дальний путь. И вот, наконец, рванулась тройка и понеслась. Беззаботно, весело зазвенели бубенцы, полетел с морозным звоном снег из-под копыт, звонко заскрипели полозья и всю эту звенящую, сверкающую на морозном солнце кутерьму перекрывает раздольная песня.

В каждом времени года свое очарование, и поэты, искатели красоты, конечно, заметили, как удивительна зима, пусть даже обрекающая нас на холод.

А теперь мы с вами послушаем стихи о зиме. Вы должны читать выразительно, соблюдая интонацию, следя за своей речью. Остальные внимательно слушают, а в конце урока подведём итог: кто лучше .

Чтение стихотворений о зиме.

Русские художники тоже не раз признавались в любви к зиме. Посмотрите репродукции И. Грабаря «Зима».

Работа с картинами.

«Зима недаром злится,

Прошла её пора,

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

Звучит музыка.

-Слышали, как зазвенела капель, побежали ручьи, вылез из-под земли первый цветок

- А с чего у вас начинается весна?

-Может быть, с голубых теней на снегу? Или с кряхтенья, с каким лёд оседает под весенним лучом солнца? Или с воды, вдруг открывшейся среди льда и засиявшей светом?

Звучит «Апрель» Чайковского «Времена года».

- Опишите, что вы при этом почувствовали?

- Весна – пора времени, более всего говорящее о бессмертии природы, о буйстве жизненных сил, о вечном её возрождении.

Чтение стихотворений о весне.

- Природа и искусство также неотделимы друг от друга, как неотделимы они от человека.

Удивительный мир природы. Уметь видеть его красоту помогают нам художники – пейзажисты. Картины, в которых они изображают природы. Называются пейзажами.

- Каких русских художников – пейзажистов вы знаете?

- Сегодня мы поговорим о пейзажах Левитана.

Исаак Левитан - самый великий из тех русских пейзажистов, которые в XIX веке открыли для современников скромную красоту русской природы. Начиная работать под руководством Саврасова и Поленова, Левитан вскоре оставил далеко позади своих учителей, навсегда вписав свое имя в пантеон отечественной культуры. Долгое время считалось, что в России нет природы, способной вызвать восхищение и стать темой для серьезного произведения. Вместо природы была лишь серая, безликая масса, тоскливая и бесконечная, как горе людское. Работы русских пейзажистов того времени больше походили на копии итальянских и французских картин, в которых прежде всего ценилась ясность и эффектность художественного языка. Левитан же избегал изображать внешне эффектные места. Ему это было не нужно. В самом простом деревенском мотиве он, как никто другой, умел найти то родное и бесконечно близкое, что так неотразимо действует на душу русского человека, заставляя его снова и снова возвращаться к картине. Здесь нет "красот природы". Только то, что является одинокому страннику, бредущему от города к городу, от села к селу по бесконечным русским дорогам, влекомому тем "божественным нечто, что разлито во всем, но что не всякий видит, что даже и словом назвать нельзя, так как оно не поддается разуму, анализу, а одной лишь любовью постигается..." Только хмурые перелески, бедные поля и покосившиеся избенки, грустящие под ситцевым небом. Словно в насмешку над всеми националистами, тайна русской природы открылась бедному еврейскому юноше, на котором до конца жизни стояло клеймо его происхождения. Левитан наполнил наш бедный пейзаж чувствами, и теперь уже никто не мог отвернуться от средней полосы России - у нее появилось свое неповторимое лицо и неотразимое очарование, перед которым меркли красоты заморских стран. Около картин Левитана невольно вспоминаются слова Чехова из рассказа "Дом с мезонином": "На миг на меня повеяло очарованием чего-то родного, чего-то знакомого, будто я уже видел эту самую панораму когда-то в детстве..." Творческий путь Левитана длился всего около двадцати лет, но за эти годы он создал больше, чем все остальные пейзажисты России вместе взятые. Можно без преувелечения сказать, что после Левитана русский пейзаж стал другим. Левитан умер в 1900 году, став последней ярчайшей фигурой золотого века русской культуры, словно подытожив искания лучших русских умов того времени.

-Какой период времени изображен на картине? Докажите. (Ранняя весна)

- Какие цвета использует художник?

-Какое настроение вызывает картина?

Удивительный дар был у Левитана. Что рождалось под его кистью, начинало петь. Поет свою светлую, хотя и печальную песню его «Золотая осень»

Осень Левитан изображал на многих картинах, и все его осенние пейзажи  не похожи один на другой. А вот послушайте, какую музыку посвятил осени Чайковский. Мы послушаем одну из его пьес «Осенняя песня»

- Слушайте внимательно и попробуйте представить, о чём хотел рассказать в своей музыке Чайковский.

Звучит «Осенняя песня».

Сквозь низкие, тёмные тучи проглядывает осеннее солнце. Вот-вот выглянет и опять скроется. Но вот вышел первый, второй, третий луч и опять скрылся за осенними тучами. Какой прекрасный музыкальный пейзаж!

- А что чувствовали вы?

- А как поэты отражают в своих стихах осень?

- И ещё одно время года, наверное, самое любимое – лето.

Чтение стихов о лете.

Ребята, давайте, подведём итог, кто лучше прочитал стихотворения.

  1. Итог урока.

Мы сегодня с вами говорили о связи литературы, музыки и искусства в описании природы.

- Что общего в отношении к родной природе поэтов, художников, композиторов?

(любовь, внимательное отношение…)

- Кому раскрывает природа свои тайны?

Все в тающей дымке —
Холмы, перелески…
Здесь краски не ярки
И звуки не резки.
  
Здесь медленны реки,
Туманны озера,
И все ускользает
От беглого взора.
  
Здесь мало увидеть,
Здесь надо всмотреться.
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
 
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
 
Чтоб вдруг отразили
Прозрачные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.

Спасибо за урок



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Джанни Родари. Урок внеклассного чтения. 5 класс

Урок внеклассного чтения в 5 классе после изучения произведения «Сказки по телефону» Джанни Родари. Урок-презентация. Цель данного урока: обобщение знаний о творчестве Джанни Родари, развитие тв...

Разработка урока внеклассного чтения, 4 класс

Урок внеклассного чтения в 4 классе коррекционной школы 8 вида по рассказу Н.Носова "Заплатка"...

«Родная природа в литературе, живописи, музыке. Весна».

Интегрированный    урок  «Родная   природа   в  литературе, живописи, музыке. Весна».5-6 классы.      (2 часа)....

"Родная природа в лирике, живописи, музыке". Урок литературы 6 класс.

Интегрированный урок включает в себя анализ стихотворений  И. Бунина, С Есенина, А. Блока, сопровождается музыкой П. Чайковского и пейзажами Шишкина, Левитана, Васильева....

Методическая разработка урока-конференции по литературе «150 лет со дня рождения М. Горького» (Урок внеклассного чтения 10 класс)

Ознакомление учащихся с жизнью и творчеством Максима Горького, в работе дается представление об особенностях мировосприятия Максима Горького, происходит знакомство с творчеством писателя разных лет....

Урок внеклассного чтения. 6 класс. Литература

Тема урока: «В сердце всё человеческое богатство». По рассказу А. Платонова «Любовь  к  родине, или Путешествие воробья »...