Интегрированный урок в 6-м классе (география, русский язык, литература, краеведение) "Ветер, ветерок, ветрище"
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему
Данный урок представляет интерес для учителей географии и литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.rar | 25.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Глинновская средняя общеобразовательная школа
Новооскольского района Белгородской области»
Интегрированный урок
в 6-м классе (география, русский язык, литература, краеведение)
"Ветер, ветерок, ветрище"
Подготовили: Комиссарова С П – учитель географии
Денищиц Е. В. – учитель русского языка
С Глинное
Интегрированный урок в 6-м классе (география, русский язык, литература, краеведение) с использованием ИКТ "Ветер, ветерок, ветрище"
Разделы: Преподавание географии, Преподавание русского языка, Преподавание литературы
Презентации к уроку
Эпиграф урока:
Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме Бога одного…
А.С.Пушкин.
Цели:
Метапредметные Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно;
вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, качество и уровень усвоения; ставить оценку результатам своей работы;
определять цели, функции участников для работы в группе, способы взаимодействия; ставить вопросы; сотрудничать с учениками класса в поиске и сборе информации; разрешать конфликты уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами; владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современными средствами коммуникации.
Умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации
Личностные Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, Обучающиеся смогут называть, определять, распознавать, идентифицировать информацию, полученную в процессе обучения. Обучающиеся овладеют умением оценивать с эстетической точки зрения географические объекты и явления.
Оборудование урока: учебники географии и русского языка, сказка Н.Абрамцевой “Сказка о ветре”, запись песни о ветре из к/ф “Дети капитана Гранта”, презентация к уроку, “Музей ветра” (флюгер, барометр, картины художников с изображением ветров, географические карты, диалектизмы Кольского полуострова, фото парусника “Седов”, ветродвигателя), словари.
План урока.
География:
Причины возникновения ветров.
Бризы и муссоны.
Значение ветра.
Определение направления и силы ветра.
Филология:
“Ветер” с точки зрения науки лингвистики.
“Ветер” в русской фразеологии.
“Ветер” в языке поморов.
“Ветер” в художественной литературе.
Ход урока
Звучит песня о ветре из кинофильма “Дети капитана Гранта”.
Учитель географии: Объяснение целей и задач урока.
Учитель литературы: Соединение сегодня в одном уроке разных предметов неслучайно. Ведь каждое явление природы, каждое явление нашей жизни, каждое событие изучается разными науками. Только соединение усилий разных наук даёт целостную картину окружающего мира.
Ветер же – это не только интересное природное явление, но это ещё и излюбленный образ народной поэзии и всей художественной литературы. Образ ветра отразился и в языке русского народа, во многих фразеологизмах. Ветер и будет сегодня героем нашего урока.
Кому не знакомы с детства эти слова:
Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах…
Или в другом варианте:
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна
В царство славного Салтана –
И желанная страна
Вот уж издали видна…
Конечно, это любимая всеми “Сказка о царе Салтане” А.С.Пушина. Но есть о ветре и много других сказок. Одну из них сочинила писательница Наталья Абрамцева.
Мелодекламация сказки Н.Абрамцевой “Сказка о ветре” (Сергунин, Лебедева, Борисова)
Наталья Абрамцева. Сказка о Ветре.
Жил-был Ветер. Хорошо жил. Весело. Время было жаркое, а потому везде и всюду Ветру радовались. Подует Ветер с поля – запах горячих колосьев принесёт. Люди довольны. Ну, а уж если с моря Ветер влажную солёную прохладу принесёт – люди радуются, нарадоваться не могут.
Ветер умел делать множество вещей. Он дружил с мельницей: помогал молоть золотое зерно. Умел надувать парус лодки и гнать её по синему морю. Умел сушить стираное бельё не хуже солнца. И даже страницы книг умел листать Ветер. Правда, не всегда в нужную сторону.
Так было летом. но вот пришла осень. Холодная, сердитая осень. Небо затянулось серыми тучами. Полил сильный дождь. Все по домам попрятались. И люди, и кошки, и собаки, и зайцы, и волки. Вот только Ветер на улице остался. Не было у него дома.
“Попрошу людей пустить меня в дом погреться”, – решил Ветер.
Подлетел Ветер к самому красивому дому, постучал в окно:
– Пустите меня, пожалуйста! Это я, Ветер! вспомните, как мы дружили летом. сейчас мне холодно…
Но люди плотнее закрывали рамы и отходили от окон.
“Они не узнали меня”, – подумал Ветер. Снова постучал в окно, снова пожаловался на осенний холод и дождь, снова попросил пустить его в дом погреться.
Но люди не понимали слов Ветра. Им казалось, что он просто гудит за окнами.
Вдруг кто-то окликнул Ветер. Слова то звенели, как острые холодные льдинки, то казались мягкими и тёплыми, как снежное одеяло. Конечно, это был голос Зимы
– Ветер! – позвала Зима. – Не плачь, Ветер! Я подарю тебе накидку из снежинок. Лёгкую, красивую…
И Зима бросила Ветру накидку из прекрасных снежинок. Ветер примерил накидку и остался очень доволен.
Когда люди посмотрели в окна, они увидели Ветер в снежной накидке и не узнали его. Таким красивым он был.
– Какая красивая новогодняя метелица, – говорили они.
А Ветер летал по заснеженному лесу, размахивал накидкой из снежинок, и ему было немножко обидно, что не ему радовались люди, а красавице метелице.
Учитель географии: Что же такое ветер? Толковый словарь утверждает, что ветер – это движение, поток воздуха в горизонтальном направлении. Но Толковый словарь знает о ветре не всё. Предоставим слово науке Географии, которая рассказывает о ветре подробнее, точнее…
Проблемный вопрос.
– Представьте, что вы находитесь в загородном доме. Зимний вечер, за окном вьюга. Вы сидите перед камином, в котором горят дрова. Куда девается дым? Почему он не заходит в комнату? (Дым выходит в трубу, вытягивается в трубу).
– Почему дым вытягивается в трубу? (На уровне топки и вершины трубы разное давление воздуха. На уровне топки атмосферное давление больше, а на вершине трубы меньше. ( При подъёме на каждые 10,5 м давление уменьшается приблизительно на 1мм) Дым движется из области высокого давления в область низкого).
Такое явление – движение воздуха из области высокого давления в область низкого проявляется не только в вертикальном, но и в горизонтальном направлении)
– Назовите пример такого явления. (Ветер)
Слайд. Атмосфера Земли Ветры Земли
– Известна шутка “Отчего ветер дует? Оттого, что деревья качаются.” На самом деле главная причина возникновения ветра – неравномерное нагревание земной поверхности, а от неё и воздуха, и разница в атмосферном давлении.
Слайд. Направление и сила ветра.
Задание:
Подчеркните значения пониженного давления одной линией, повышенного – двумя:
1. 765мм 755 мм
2. 741мм 770 мм
Покажите стрелками, в каком направлении будет дуть ветер в этих двух случаях.
765 > 755
741< 770 мм
– Где ветер будет сильнее? (Во втором случае).
– Почему? (Чем больше разность давления, тем сильнее ветер, тем больше его скорость).
Задание: Вставьте в предложение пропущенные слова:
Чем больше … , тем больше сила (скорость) ветра.
Показ слайда с ответом.
Обращение к эпиграфу урока.
Учитель литературы: У Владимира Высоцкого в одной из песен есть такие слова: “Мы говорим не ветры, а ветра…” Скажите, а как надо говорить правильно с точки зрения литературных норм? Ветры или ветра? Оказывается, обе формы допустимы, только “ветра” подчёркивают суровость – о тёплых, ласковых ветрах не скажешь “ветра”.
Итак, если говорить о ветре с точки зрения русского языка, то мы отметим, что от существительного “ветер” можно образовать целый ряд однокоренных слов. Давайте посоревнуемся. Кто за тридцать секунд составит самое большое гнездо однокоренных слов к слову “ветер”.
Учитель географии: – Мы с вами говорили о скорости ветра. Теперь работаем с форзацем учебника, описываем признаки одного из ветров: штиль, слабый ветер, сильный ветер, шторм, ураган.
Нам поможет таблица имён существительных, которые обозначают объекты наблюдения:
шест
дым
деревья
дом
небо
Задание: Подберите прилагательные и глаголы к данным существительным, чтобы получилось словесное описание из ветров.
Работа по форзацам.
Учитель литературы: Наши “учёные”-географы хорошо поработали, описывая разные ветры. А теперь самое время поработать “учёным”-лингвистам. Давайте выясним значение фразеологизмов, связанных со словом “ветер”. (Игра с использованием слайда: учитель называет фразеологизм, учащиеся дают толкование). Последний фразеологизм в игре:
Попутного ветра!
Учитель географии: Попутного ветра желали тем, кто отправлялся в дальнюю дорогу по морю. Очень важным становится поведение ветра для человека, оказавшегося в море… Особенно зависели от ветра жители нашего края, поморы, ведь их промыслы всегда были связаны с морем.
Сообщение ученика о влиянии ветра на поверхность моря. (Слайд).
Учитель литературы: В нашем уроке ещё одна лирическая страница.
Известно ли вам, ребята, что гимн Кандалакши, созданный Кольским поэтом Николаем Колычевым, начинается с образа ветра? Первая строфа этого стихотворения звучит так:
Словно ветер в дремучей душе лесной,
Словно лёгкой волны поглаживанье…
Ах, как нежно звучит, как шелестно:
Кандалакша моя, Кандалакша моя.
Поэт услышал в названии города шум ветра. Колычеву принадлежит и стихотворение, в котором он утверждает, что ветер имеет цвет. А ведь мы сами убедились, когда описывали разные ветры, что ветер действительно имеет цвет…
Спросил слепой:
– Какого цвета дождь? –
И долго я молчал. И не ответил…
– Не знаешь? – Он задумался. –
Ну что ж,
Скажи тогда, какого цвета ветер?
Не услыхав ответа моего,
Он усмехнулся и заметил:
– Скверно,
Что ты сказать не можешь ничего.
Ты слеп, как я…
К тому же нем, наверно.
Н.Колычев
Ветер – это излюбленный образ многих поэтов. Например, Пушкин пишет о ветре “чуть дышит ветерок, уснувший на листах”, “грустен ветра дальний вой”, а у Колычева находим такие строки “люблю листвой расцвеченные ветры”, “ветер то снег обрывает с небес, то скулит, вцепившись замёрзшими пальцами в мой подоконник”, “ветер с сопок слизывает снег, как сметану кот, как дети сладости”, о Севере поэт говорит “хмурый край на семи ветрах”. В книге Колычева “Гармония противоречий” в разделе “От моря Белого – до моря Баренца” из 45 стихотворений 15 связаны с образом ветра.
А какие эпитеты-прилагательные к слову “ветер” можете добавить вы к названным в слайде?
Слабый – сильный (антонимы), тихий, лёгкий, попутный, перелётный, тёплый, прохладный, жестокий, суровый, порывистый, шквалистый, штормовой, ураганный, страшный, буйный – из народной поэзии ).
Учитель географии:
– Итак, ветер может принести вред человеку. (с.142) Слайд-фильм “Торнадо”.
– Как человек использовал силу ветра в прошлом? Как использует её сейчас?
Ветер по морю гуляет …
А.С.Пушкин.
– Кроме скорости, ветры отличаются по направлению.
Слайд.
– Почему ночной бриз будет дуть с суши на море?
– Что такое бриз?
Слайд.
– Почему зимний муссон дует с суши на море?
– Что такое муссон?
– В чём сходство муссона и бриза? (Периодичность – дважды меняют своё направление, возникают на берегу океана, моря. Ветры, сходные с бризом, наблюдаются и на берегах больших рек)
– В чём различие? (Районы распространения – бризы проникают в глубь суши и моря иногда на несколько километров. Муссонные ветры проникают в сторону суши и океана на сотни и тысячи километров. Типичные муссоны особенно распространены в юго-восточной части материка Евразия. В России – рис.77 с.140)
Слайды.
Розу ветров по данным своих наблюдений вы построите на следующем уроке.
Учитель литературы: Пишем на листочках самый короткий “ветреный” диктант: бриз, муссоны, ураган, флюгер, ветреный день, ветряная мельница, юго-западный ветер, ветролом, ветродвигатель, ветрило. (Объяснить, что такое ветрило – устаревшее слово, обозначающее парус).
В русском языке есть не только устаревшие слова, но и диалектизмы. Что они значат?
Что значило выражение “ветреный человек” у поморов? Представьте, совсем не легкомысленного человека, а человека, приехавшего на лодке, с ветром, то есть приезжего гостя. Об этом рассказывает словарь Ивана Севастьяновича Меркурьева “Живая речь кольских поморов”.
Как же называются ветры у поморов? (В учебнике русского языка найти упражнение 73: сиверко, летник, всток, глубник, шелоник). Поморы так и говорили: “Ветер шелоник – на море разбойник”. В языке поморов находим и такое замечательное слово, как “поветерь”. Жизнь поморов во многом зависела от того, насколько ласковыми и дружелюбными были ветры.
Учитель географии: Итак, что мы сегодня узнали на уроке? (Слайды).
– Что такое ветер?
– Что называется бризом?
– Что такое муссон?
– Сколько баллов в шкале, по которой измеряют силу ветра?
– Восстановите цепочку причинно-следственных связей, объясняющих образование ветра: образование ветра, разница в нагревании моря и суши, разница в давлении. (Разница в нагревании моря и суши, разница в давлении, образование ветра).
Ветер, ветерок, ветрище…
Ветер – и работник, и проказник,
Надувает в море паруса,
Может делать сотню дел он разных
И творить в природе чудеса.
Ветерок бывает нежен, ласков:
Летом освежает нас прохладой,
Травам и цветам бормочет сказки…
Иногда ж с ним очень трудно сладить!
Разбушуется, рассердится ветрище,
Обернётся страшным ураганом,
Как разбойник, над землёй засвищет,
Нанося ей вред, и боль, и раны…
Ветер, ветерок, ветрище –
Это всяческие бризы и муссоны…
Снова ветер в небе что-то ищет:
Он за облачком отправился в погоню…
В.В.Яроцкая
Учитель географии: Ребята, если вас заинтересовал “Ветер, ветерок, ветрище”, вы можете пополнить свои знания в нашем импровизированном музее, где собраны различные экспонаты, связанные с ветром: картины, карты, приборы… Добро пожаловать в Музей ветра!
Д. З.: Параграф 38, ст. 1-4 до “Способ построения розы ветров…”. Вопросы 1,2.
Экспонаты “Музея ветра”:
Флюгер;
Барометр;
Рисунок ветряного двигателя.
Таблица: Слово “ветер” на карте мира (Витебская область, Белоруссия, Ветрино, Италия, Беневенто – Попутного ветра)
Таблица “Как называли ветер поморы?”
Картинная галерея:
Левитан И.И. “Свежий ветер”
Остроухов И.С. “Сиверко”
Айвазовский И.К. “Девятый вал”
Дубовской Н.Н. “Притихло”
Рылов А.А. “Зелёный шум”
Пословицы, фразеологизмы.
Пейзажи, показывающие разрушительную силу ветра.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
интегрированный урок русского языка и краеведения в 6 классе по теме "Имя числительное"
Урок-обобщение по теме "Имя числительное" (Работа учащихся в группах). Форма урока- урок-экскурсия....
Методическая разработка урока в 5 классе: Интегрированный урок «Золотая Хохлома»: описание предмета (русский язык, литература, изобразительное искусство)
Цели занятия: 1.Образовательные:- учиться художественному видению окружающего мира; расширять кругозор; закрепить знания, полученные на уроках изобразительного искусства;2. Воспитательные...
Программы 5 класс ФГОС русский язык, литература, риторика
Программы и календарно-тематическое планирование 5 класс ФГОС...
Интегрированный урок по русскому языку и краеведению по теме «Какого цвета снег на картинах А.А. Пластова?»
Урок проводится после изучения имени прилагательного в 6 классе. Данный урок поможет развить умения учащихся использовать прилагательные-синонимы с целью более точного выражения мысли, закрепить навык...
«Интегрирование курса «Социокультурные истоки» в преподавание русского языка и литературы» Ярусова Татьяна Геннадьевна учитель русского языка и литературы МБОУ «Цивильская СОШ № 2» Цивильского района Чувашской Республики
В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это так...
Интегрированный урок "Корень" 6 класс (биология+русский язык)
Урок интегрированный для 6 класса.Обобщающий урок по теме "Корень" предмет - биология и русский язык....
Методическая разработка интегрированного урока русского языка, литературы, географии "Гидросфера и глагол"
В данной методической разработке представлены материалы для проведения интегрированного урока русского языка, литературы, географии "Гидросфера и глагол". Разработка включает в себя методиче...