Интегрированный урок в 6-м классе (география, русский язык, литература, краеведение) "Ветер, ветерок, ветрище"
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Данный урок представляет интерес для учителей географии и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.rar25.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Глинновская средняя общеобразовательная  школа

Новооскольского района  Белгородской области»

Интегрированный урок

 в 6-м классе (география, русский язык, литература, краеведение)

"Ветер, ветерок, ветрище"

Подготовили: Комиссарова С П – учитель географии

                           Денищиц Е. В. – учитель русского языка

С Глинное

Интегрированный урок в 6-м классе (география, русский язык, литература, краеведение) с использованием ИКТ "Ветер, ветерок, ветрище"

Разделы: Преподавание географии, Преподавание русского языка, Преподавание литературы

Презентации к уроку

Эпиграф урока:

Ветер, ветер, ты могуч,

 Ты гоняешь стаи туч,

 Ты волнуешь сине море,

 Всюду веешь на просторе,

 Не боишься никого,

 Кроме Бога одного…

А.С.Пушкин.

Цели:

Метапредметные Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно;

вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

выделять  и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, качество и уровень усвоения;  ставить оценку результатам своей работы;

определять цели, функции участников для работы в группе, способы взаимодействия; ставить вопросы;  сотрудничать с учениками класса в поиске и сборе информации; разрешать  конфликты уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами; владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современными средствами  коммуникации.

Умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации

Личностные Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, Обучающиеся смогут называть, определять, распознавать, идентифицировать информацию, полученную в процессе обучения. Обучающиеся овладеют умением оценивать с эстетической точки зрения географические объекты и явления.

Оборудование урока: учебники географии и русского языка, сказка Н.Абрамцевой “Сказка о ветре”, запись песни о ветре из к/ф “Дети капитана Гранта”, презентация к уроку, “Музей ветра” (флюгер, барометр, картины художников с изображением ветров, географические карты, диалектизмы Кольского полуострова, фото парусника “Седов”, ветродвигателя), словари.

План урока.

География:

Причины возникновения ветров.

Бризы и муссоны.

Значение ветра.

Определение направления и силы ветра.

Филология:

“Ветер” с точки зрения науки лингвистики.

“Ветер” в русской фразеологии.

“Ветер” в языке поморов.

“Ветер” в художественной литературе.

Ход урока

Звучит песня о ветре из кинофильма “Дети капитана Гранта”.

Учитель географии: Объяснение целей и задач урока.

Учитель литературы: Соединение сегодня в одном уроке разных предметов неслучайно. Ведь каждое явление природы, каждое явление нашей жизни, каждое событие изучается разными науками. Только соединение усилий разных наук даёт целостную картину окружающего мира.

Ветер же – это не только интересное природное явление, но это ещё и излюбленный образ народной поэзии и всей художественной литературы. Образ ветра отразился и в языке русского народа, во многих фразеологизмах. Ветер и будет сегодня героем нашего урока.

Кому не знакомы с детства эти слова:

Ветер на море гуляет

 И кораблик подгоняет;

 Он бежит себе в волнах

 На раздутых парусах…

Или в другом варианте:

Ветер весело шумит,

 Судно весело бежит

 Мимо острова Буяна

 В царство славного Салтана –

 И желанная страна

 Вот уж издали видна…

Конечно, это любимая всеми “Сказка о царе Салтане” А.С.Пушина. Но есть о ветре и много других сказок. Одну из них сочинила писательница Наталья Абрамцева.

Мелодекламация сказки Н.Абрамцевой “Сказка о ветре” (Сергунин, Лебедева, Борисова)

Наталья Абрамцева. Сказка о Ветре.

Жил-был Ветер. Хорошо жил. Весело. Время было жаркое, а потому везде и всюду Ветру радовались. Подует Ветер с поля – запах горячих колосьев принесёт. Люди довольны. Ну, а уж если с моря Ветер влажную солёную прохладу принесёт – люди радуются, нарадоваться не могут.

Ветер умел делать множество вещей. Он дружил с мельницей: помогал молоть золотое зерно. Умел надувать парус лодки и гнать её по синему морю. Умел сушить стираное бельё не хуже солнца. И даже страницы книг умел листать Ветер. Правда, не всегда в нужную сторону.

Так было летом. но вот пришла осень. Холодная, сердитая осень. Небо затянулось серыми тучами. Полил сильный дождь. Все по домам попрятались. И люди, и кошки, и собаки, и зайцы, и волки. Вот только Ветер на улице остался. Не было у него дома.

“Попрошу людей пустить меня в дом погреться”, – решил Ветер.

Подлетел Ветер к самому красивому дому, постучал в окно:

– Пустите меня, пожалуйста! Это я, Ветер! вспомните, как мы дружили летом. сейчас мне холодно…

Но люди плотнее закрывали рамы и отходили от окон.

“Они не узнали меня”, – подумал Ветер. Снова постучал в окно, снова пожаловался на осенний холод и дождь, снова попросил пустить его в дом погреться.

Но люди не понимали слов Ветра. Им казалось, что он просто гудит за окнами.

Вдруг кто-то окликнул Ветер. Слова то звенели, как острые холодные льдинки, то казались мягкими и тёплыми, как снежное одеяло. Конечно, это был голос Зимы

– Ветер! – позвала Зима. – Не плачь, Ветер! Я подарю тебе накидку из снежинок. Лёгкую, красивую…

И Зима бросила Ветру накидку из прекрасных снежинок. Ветер примерил накидку и остался очень доволен.

Когда люди посмотрели в окна, они увидели Ветер в снежной накидке и не узнали его. Таким красивым он был.

– Какая красивая новогодняя метелица, – говорили они.

А Ветер летал по заснеженному лесу, размахивал накидкой из снежинок, и ему было немножко обидно, что не ему радовались люди, а красавице метелице.

Учитель географии: Что же такое ветер? Толковый словарь утверждает, что ветер – это движение, поток воздуха в горизонтальном направлении. Но Толковый словарь знает о ветре не всё. Предоставим слово науке Географии, которая рассказывает о ветре подробнее, точнее…

Проблемный вопрос.

– Представьте, что вы находитесь в загородном доме. Зимний вечер, за окном вьюга. Вы сидите перед камином, в котором горят дрова. Куда девается дым? Почему он не заходит в комнату? (Дым выходит в трубу, вытягивается в трубу).

– Почему дым вытягивается в трубу? (На уровне топки и вершины трубы разное давление воздуха. На уровне топки атмосферное давление больше, а на вершине трубы меньше. ( При подъёме на каждые 10,5 м давление уменьшается приблизительно на 1мм) Дым движется из области высокого давления в область низкого).

Такое явление – движение воздуха из области высокого давления в область низкого проявляется не только в вертикальном, но и в горизонтальном направлении)

– Назовите пример такого явления. (Ветер)

Слайд. Атмосфера Земли Ветры Земли

– Известна шутка “Отчего ветер дует? Оттого, что деревья качаются.” На самом деле главная причина возникновения ветра – неравномерное нагревание земной поверхности, а от неё и воздуха, и разница в атмосферном давлении.

Слайд. Направление и сила ветра.

Задание:

Подчеркните значения пониженного давления одной линией, повышенного – двумя:

1. 765мм 755 мм

 2. 741мм 770 мм

Покажите стрелками, в каком направлении будет дуть ветер в этих двух случаях.

765 > 755

 741< 770 мм

– Где ветер будет сильнее? (Во втором случае).

 – Почему? (Чем больше разность давления, тем сильнее ветер, тем больше его скорость).

Задание: Вставьте в предложение пропущенные слова:

Чем больше … , тем больше сила (скорость) ветра.

Показ слайда с ответом.

Обращение к эпиграфу урока.

Учитель литературы: У Владимира Высоцкого в одной из песен есть такие слова: “Мы говорим не ветры, а ветра…” Скажите, а как надо говорить правильно с точки зрения литературных норм? Ветры или ветра? Оказывается, обе формы допустимы, только “ветра” подчёркивают суровость – о тёплых, ласковых ветрах не скажешь “ветра”.

Итак, если говорить о ветре с точки зрения русского языка, то мы отметим, что от существительного “ветер” можно образовать целый ряд однокоренных слов. Давайте посоревнуемся. Кто за тридцать секунд составит самое большое гнездо однокоренных слов к слову “ветер”.

Учитель географии: – Мы с вами говорили о скорости ветра. Теперь работаем с форзацем учебника, описываем признаки одного из ветров: штиль, слабый ветер, сильный ветер, шторм, ураган.

Нам поможет таблица имён существительных, которые обозначают объекты наблюдения:

шест

 дым

 деревья

 дом

 небо

Задание: Подберите прилагательные и глаголы к данным существительным, чтобы получилось словесное описание из ветров.

Работа по форзацам.

Учитель литературы: Наши “учёные”-географы хорошо поработали, описывая разные ветры. А теперь самое время поработать “учёным”-лингвистам. Давайте выясним значение фразеологизмов, связанных со словом “ветер”. (Игра с использованием слайда: учитель называет фразеологизм, учащиеся дают толкование). Последний фразеологизм в игре:

Попутного ветра!

Учитель географии: Попутного ветра желали тем, кто отправлялся в дальнюю дорогу по морю. Очень важным становится поведение ветра для человека, оказавшегося в море… Особенно зависели от ветра жители нашего края, поморы, ведь их промыслы всегда были связаны с морем.

Сообщение ученика о влиянии ветра на поверхность моря. (Слайд).

Учитель литературы: В нашем уроке ещё одна лирическая страница.

Известно ли вам, ребята, что гимн Кандалакши, созданный Кольским поэтом Николаем Колычевым, начинается с образа ветра? Первая строфа этого стихотворения звучит так:

Словно ветер в дремучей душе лесной,

 Словно лёгкой волны поглаживанье…

 Ах, как нежно звучит, как шелестно:

 Кандалакша моя, Кандалакша моя.

Поэт услышал в названии города шум ветра. Колычеву принадлежит и стихотворение, в котором он утверждает, что ветер имеет цвет. А ведь мы сами убедились, когда описывали разные ветры, что ветер действительно имеет цвет…

Спросил слепой:

 – Какого цвета дождь? –

 И долго я молчал. И не ответил…

 – Не знаешь? – Он задумался. –

 Ну что ж,

 Скажи тогда, какого цвета ветер?

 Не услыхав ответа моего,

 Он усмехнулся и заметил:

 – Скверно,

 Что ты сказать не можешь ничего.

 Ты слеп, как я…

 К тому же нем, наверно.

Н.Колычев

Ветер – это излюбленный образ многих поэтов. Например, Пушкин пишет о ветре “чуть дышит ветерок, уснувший на листах”, “грустен ветра дальний вой”, а у Колычева находим такие строки “люблю листвой расцвеченные ветры”, “ветер то снег обрывает с небес, то скулит, вцепившись замёрзшими пальцами в мой подоконник”, “ветер с сопок слизывает снег, как сметану кот, как дети сладости”, о Севере поэт говорит “хмурый край на семи ветрах”. В книге Колычева “Гармония противоречий” в разделе “От моря Белого – до моря Баренца” из 45 стихотворений 15 связаны с образом ветра.

А какие эпитеты-прилагательные к слову “ветер” можете добавить вы к названным в слайде?

Слабый – сильный (антонимы), тихий, лёгкий, попутный, перелётный, тёплый, прохладный, жестокий, суровый, порывистый, шквалистый, штормовой, ураганный, страшный, буйный – из народной поэзии ).

Учитель географии:

– Итак, ветер может принести вред человеку. (с.142) Слайд-фильм “Торнадо”.

 – Как человек использовал силу ветра в прошлом? Как использует её сейчас?

Ветер по морю гуляет …

А.С.Пушкин.

– Кроме скорости, ветры отличаются по направлению.

Слайд.

– Почему ночной бриз будет дуть с суши на море?

 – Что такое бриз?

Слайд.

– Почему зимний муссон дует с суши на море?

 – Что такое муссон?

 – В чём сходство муссона и бриза? (Периодичность – дважды меняют своё направление, возникают на берегу океана, моря. Ветры, сходные с бризом, наблюдаются и на берегах больших рек)

– В чём различие? (Районы распространения – бризы проникают в глубь суши и моря иногда на несколько километров. Муссонные ветры проникают в сторону суши и океана на сотни и тысячи километров. Типичные муссоны особенно распространены в юго-восточной части материка Евразия. В России – рис.77 с.140)

Слайды.

Розу ветров по данным своих наблюдений вы построите на следующем уроке.

Учитель литературы: Пишем на листочках самый короткий “ветреный” диктант: бриз, муссоны, ураган, флюгер, ветреный день, ветряная мельница, юго-западный ветер, ветролом, ветродвигатель, ветрило. (Объяснить, что такое ветрило – устаревшее слово, обозначающее парус).

В русском языке есть не только устаревшие слова, но и диалектизмы. Что они значат?

Что значило выражение “ветреный человек” у поморов? Представьте, совсем не легкомысленного человека, а человека, приехавшего на лодке, с ветром, то есть приезжего гостя. Об этом рассказывает словарь Ивана Севастьяновича Меркурьева “Живая речь кольских поморов”.

Как же называются ветры у поморов? (В учебнике русского языка найти упражнение 73: сиверко, летник, всток, глубник, шелоник). Поморы так и говорили: “Ветер шелоник – на море разбойник”. В языке поморов находим и такое замечательное слово, как “поветерь”. Жизнь поморов во многом зависела от того, насколько ласковыми и дружелюбными были ветры.

Учитель географии: Итак, что мы сегодня узнали на уроке? (Слайды).

– Что такое ветер?

 – Что называется бризом?

 – Что такое муссон?

 – Сколько баллов в шкале, по которой измеряют силу ветра?

– Восстановите цепочку причинно-следственных связей, объясняющих образование ветра: образование ветра, разница в нагревании моря и суши, разница в давлении. (Разница в нагревании моря и суши, разница в давлении, образование ветра).

Ветер, ветерок, ветрище…

Ветер – и работник, и проказник,

 Надувает в море паруса,

 Может делать сотню дел он разных

 И творить в природе чудеса.

 Ветерок бывает нежен, ласков:

 Летом освежает нас прохладой,

 Травам и цветам бормочет сказки…

 Иногда ж с ним очень трудно сладить!

 Разбушуется, рассердится ветрище,

 Обернётся страшным ураганом,

 Как разбойник, над землёй засвищет,

 Нанося ей вред, и боль, и раны…

 Ветер, ветерок, ветрище –

 Это всяческие бризы и муссоны…

 Снова ветер в небе что-то ищет:

 Он за облачком отправился в погоню…

В.В.Яроцкая

Учитель географии: Ребята, если вас заинтересовал “Ветер, ветерок, ветрище”, вы можете пополнить свои знания в нашем импровизированном музее, где собраны различные экспонаты, связанные с ветром: картины, карты, приборы… Добро пожаловать в Музей ветра!

Д. З.: Параграф 38, ст. 1-4 до “Способ построения розы ветров…”. Вопросы 1,2.

Экспонаты “Музея ветра”:

Флюгер;

 Барометр;

 Рисунок ветряного двигателя.

Таблица: Слово “ветер” на карте мира (Витебская область, Белоруссия, Ветрино, Италия, Беневенто – Попутного ветра)

Таблица “Как называли ветер поморы?”

Картинная галерея:

Левитан И.И. “Свежий ветер”

 Остроухов И.С. “Сиверко”

 Айвазовский И.К. “Девятый вал”

 Дубовской Н.Н. “Притихло”

 Рылов А.А. “Зелёный шум”

Пословицы, фразеологизмы.

Пейзажи, показывающие разрушительную силу ветра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок русского языка и краеведения в 6 классе по теме "Имя числительное"

Урок-обобщение по теме "Имя числительное" (Работа учащихся в группах). Форма урока- урок-экскурсия....

Методическая разработка урока в 5 классе: Интегрированный урок «Золотая Хохлома»: описание предмета (русский язык, литература, изобразительное искусство)

Цели занятия: 1.Образовательные:- учиться ху­дожественному видению окружающего ми­ра; расширять кругозор; закрепить знания, полученные на уроках изобразительного искусства;2.  Воспитательные...

Программы 5 класс ФГОС русский язык, литература, риторика

Программы и календарно-тематическое планирование 5 класс ФГОС...

Интегрированный урок по русскому языку и краеведению по теме «Какого цвета снег на картинах А.А. Пластова?»

Урок проводится после изучения имени прилагательного в 6 классе. Данный урок поможет развить умения учащихся использовать прилагательные-синонимы с целью более точного выражения мысли, закрепить навык...

«Интегрирование курса «Социокультурные истоки» в преподавание русского языка и литературы» Ярусова Татьяна Геннадьевна учитель русского языка и литературы МБОУ «Цивильская СОШ № 2» Цивильского района Чувашской Республики

В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это так...

Интегрированный урок "Корень" 6 класс (биология+русский язык)

Урок интегрированный для 6 класса.Обобщающий урок по теме "Корень" предмет - биология и русский язык....

Методическая разработка интегрированного урока русского языка, литературы, географии "Гидросфера и глагол"

В данной методической разработке представлены материалы для проведения интегрированного урока русского языка, литературы, географии "Гидросфера и глагол". Разработка включает в себя методиче...