«Родная природа в литературе, живописи, музыке. Весна».
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Виноградова Нина Павловна

 

Интегрированный    урок  «Родная   природа   в  литературе, живописи, музыке. Весна».

5-6 классы.      (2 часа).

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Н.П. Виноградова

Интегрированный    урок

«Родная   природа   в  литературе, живописи, музыке. Весна».

5-6 классы.      (2 часа).

Цели  урока: познакомить   с  изображением   весны  в  поэзии, музыке, живописи,

                        устном народном творчестве;

                        развить    наблюдательность,  воображение;

                        совершенствовать    речевые   умения;

                        привить   чувство   любви   к  природе, Родине.

Оборудование: презентация с репродукциями, аудиозаписи с музыкальными

                            произведениями.

                            Портреты   поэтов, художников, с  произведениями    которых

                            знакомятся   учащиеся;  репродукции  картин   Левитана И. «Весна.

                            Большая  вода», «Март», «Весной   в   лесу»;  Остроухова  И. «Ранняя

                            весна», Башкирцевой  М. «Весна», Щербакова  Б. «Весна»,  Саврасова  А.

                            «Грачи   прилетели»,  музыкальная   техника, г/з.

Эпиграф    к    уроку:

                                                                 Лучший  учитель - природа; нужно предаться ей  

                                                                 всею душой, любить ее всем сердцем, и тогда  

                                                                 сам человек сделается чище, нравственнее, и

                                                                 работа его будет спориться…

                                                                 Я всем обязан природе.

Василий     Андреевич     Тропинин

                                         

Ход       урока:

 Слово   учителя    литературы    и    подготовленных    учащихся.

   Ученик.  Звенит, смеется   как    младенец,

                    И   смотрит   солнышку   вослед,-

                    И   меж   берез, домов,  поленниц,

                    Горит, струясь, небесный    цвет!

                    Как  над   заплаканным   младенцем,

                    Играя  с  нею   после   гроз,

                    Узорным   чистым   полотенцем

                    Свисает   радуга  с  берез.

                    И   сладко, сладко   ночью   звездной

                    Ей  снится  легкий   скрип   телег…

                    И   вдруг  разгневается    грозно,

                    Совсем, как   взрослый   человек!

                    Как   человек    богоподобный,

                    Внушает   в   гибельной   борьбе

                    Пускай   не  ужас   допотопный,

                    Но  поклонение  себе…

                                 Николай   Рубцов    «Природа»

Учитель   литературы:  Ребята,  кто  внушает   поклонение   себе? /Природа /

                                            -Что   значит   поклоняться?

Ученица:  Поклоняться – относиться  к   кому-нибудь  с  почитанием,  благоговейно  

                    чтить.

                   (Словарь русского языка Сергея  Ивановича  Ожегова. М. 1972, стр. 505)

Учитель  литературы: Как   вы   это    понимаете?  Природа – это  то,  что  нас  окружает,

                                          живое. Вспомните строки стихотворения  Федора  Ивановича

                                          Тютчева.

Ученик:   Не   то,  что   мните   вы,  природа:

                  Не   слепок,  не  бездушный   лик –

                  В   ней  есть  душа,  в ней  есть   свобода,

                  В  ней   есть  любовь,  в  ней   есть  язык…

Учитель  литературы: Мир   природы   огромен.  А    человек -  это   «цветок,  который  

                                          … украшает  вершину   его».

                                          - Что  есть   природа   для  человека  и  каковы  те  незримые

                                          нити, которые  их  связывают?   Какие     уроки  может   извлечь

                                          человек, постигая взглядом, слухом, всем своим внутренним  

                                          миром    различные    грани    мира    природы?

Ученица:    О   том, как   хороша    природа,

                     Не    часто   говорит   народ

                     Под  этой   синью   небосвода,

                     Над    этой   бледной    синью   вод.

                     Не   о   закате, не о  зыби,

                     Что   серебрится    вдалеке,-

                     Народ   беседует   о  рыбе,

                     О  сплаве   леса  по   реке.

                     Но, глядя  с  берега    крутого

                     На   розовеющую    гладь,

                     Порой  одно    он  скажет    слово,

                     И   это   слово  -  «Благодать!»

                                 Самуил Яковлевич Маршак

Учитель    литературы: ребята,  объясните   значение   слова  «Благодать»,  как  оно  

                                            связано   с природой?

Ученик:   Благодать – 1.Изобилие   земных  благ, благодатное  место (разг.)

                                     (Словарь русского языка С.И.  Ожегова. Москва 1972,стр. 49)

Учитель  литературы: В какое время года мы встречаемся с изобилием земных благ,

                                          благодатными местами в природе?  (весной,  летом,  осенью)

                                          Тема нашего  урока  «Родная  природа в литературе, живописи,

                                          музыке. Весна».

звучит    г/з  «Звуки    птиц»

Ученица:          Я   без    слов  не   могу

                           тебя   видеть,  весна.

                           Вот   стою    на  лугу,

                           Да  и   плачу    навзрыд.

                           А  ты   ходишь   кругом,

                           зеленея,  шурша…

                           Ах, откуда    она

                           эта   жгучая    грусть!

                           Я   и   сам   не    пойму;

                           Только   знаю    одно:

                           если   б  иволга   вдруг

                           зазвенела  в  лесу,

                           если  б   вдруг  мне  в    глаза

                           мокрый    ландыш     блеснул,

                           в   этот  миг,  на  лугу,

                           Я  бы  умер,  весна…

                                        Владимир Владимирович Набоков

Анализ    стихотворения.

Учитель    литературы: Ребята,  какому   времени    года   посвящено   стихотворение?

                                            - Предметы   мира в  стихотворении? (весна  ходит, шуршит;

                                            иволга   звенит, ландыш  блеснет).

                                            -Кто наблюдает эти картины? (автор (человек,  лирический

                                            герой).

                                            -Кто   манит  его  за   собой? (весна).

                                            -Художественный   прием?  (олицетворение).

      3.  Образ   весны   в   устном  народном   творчестве.

Ученик: Давным-давно  был  на  Руси  обычай   звать-кликать  весну. Выходили  люди за

                околицу, распевали   песни-веснянки:

                                     Жаворонки, прилетите,

                                     Студену  зиму  унесите,

                                     Теплу   весну   принесите:

                                     Зима  нам   надоела,

                                     Весь  хлеб  у нас   поела…

Ученица:  …размахивали  ветками, на которые  прикрепляли  испеченные  из  теста

                   фигурки   птичек,  приговаривали:

Все:        Приди  к нам, весна,

                Со   радостью!

                Со   великою   к  нам

                Со   милостью!

Ученик:  А  еще  выпускали   на  волю  пойманных    или   купленных  певчих    птиц;

                             В   чужбине  свято   соблюдаю

                             Родной    обычай   старины:

                             На   волю    птичку    выпускаю

                             При    светлом   празднике    весны.

                                                                А.С. Пушкин

Ученица:  О  приходе  весны  в   народе   судили  по  прилету   птиц:

                   Уж   прилетел  кулик  из   заморья,

                   принес  весну из  неволья.

Ученик:   Увидел  скворца  - весна  у  крыльца.

Ученица: Теплые  и  погожие  дни   приносят  нам   журавли: Журавль прилетел – тепло

                   принес.

Ученик:  Вот  уж  снег   последний   в  поле  тает,

                 Теплый  пар   восходит   от  земли,

                 И  кувшинчик   синий  расцветает,

                 И   зовут   друг   друга   журавли.

                 Юный  лес, в  зеленый  дым  одетый,

                 Теплых  гроз   нетерпеливо    ждет,

               

                 Все   весны   дыханием   согрето,

                 Все   кругом   и  любит, и  поет…

Учитель   литературы: Эти   замечательные   строки  поэта  Алексея   Толстого

                                           помогают  лучше  понять  смысл   народной   поговорки

                                           «Матушка-весна  всем   красна».

Ученица: «Весна  все   покажет»,- говорит   крестьянская  мудрость  и  уточняет: «Март

                   сухой  и  мокрый  май -  будет  каша и  каравай».

Ученик:   Вот почему  радуют  нас  ясные  вешние  деньки  в   марте, дружные  вешние

                  воды   в  апреле, ранние  вешние   грозы  в  начале  мая.

Ученица:    Люблю   грозу  в начале  мая,

                      Когда    весенний, первый   гром,

                      Как  бы   резвяся  и   играя,

                      Грохочет  в  небе   голубом.

               

                      Гремят   раскаты    молодые,

                      Вот   дождик  брызнул, пыль  летит,

                      Повисли   перлы   дождевые,

                      И  солнце   нити   золотит.

Учитель   литературы: эти  удивительные   стихи    Федора  Ивановича   Тютчева, другие

                                          произведения  русских   поэтов  и   россыпи  народного  

                                          творчества, посвященные   весне, говорят  о  любви  человека  к

                                          природе, об  извечной  вере его  в  обновление   жизни.

Ученик:   Вербная   неделя – Праздник  начала   весны.  Учреждены  детские  базары, где

                  торгуют  детскими   игрушками, вербами, цветами, сластями, как бы  в

                  ознаменование  того, что  маленькие  дети  встретили  весну  своей  жизни, а

                  смотря  на  игрушку, изучать  на  ней  суть   своего  будущего,  так как  каждая  

                  игрушка  есть  наглядная   грамота,  наглядное  учение,  сближающее  его с

                  жизнью.

Ученица: В  Вербное  воскресенье, возвращаясь  из   церкви  с  освященными  прутьями

                   вербы,  деревенские  бабы  хлещут  ими  своих   ребят, приговаривая:

                            Верба, верба,

                            Верба хлест,

                            Бьет   до   слез,

                            Верба  синя

                            Бьет   несильно.

                            Верба   красна

                            Бьет   напрасно,

                            Верба   бела

                            Бьет  за   дело,

                            Верба   хлест

                            Бьет    до   слез.

Ученик:   Вербу   берегут   круглый   год   до   Георгиева  дня. Георгиев  день-это первый

                  выгон  скота.  Крестьяне  в этот  день  берут   годовалую  вербу,  мочат ее в

                  святой  воде, окропляют   скот, потом  хлещут  вербою  скотину,  приговаривая:

                  «Господь, благослови   и   здоровьем  награди», и с  вербою в руках   доводят

                  до места  пастбища. Зеленая   ветка, по  старинным  представлениям, обладала

                  магическими  свойствами – она  передавала  тем, кого  касалась, жизненную

                  силу  дерева, растения.

Учитель   литературы: Ребята, чем  может  быть  интересен  мир  природы  для  поэта,

                                           почему многие обращались к нему чаще всего неоднократно?

          Каждое  поэтическое   произведение   неповторимо. Не  может  быть  одинаковых  стихов  о  красоте  природы. Поэты  разные. Художественный   мир  одного  отличается   от  художественного  мира  другого.  Сейчас   мы  это  услышим,  так  как  пойдем  вслед  за   лирическим  героем.

   

4.    Весна   в   литературе.  Путь   прочтения  стихотворений  учащимися: любимое

       стихотворение, почему  оно ваше  любимое?

Чтение  стихотворений  под музыку  П.И.Чайковского «Март. Песнь  жаворонка»:

1.   Некрасов  Н. «Зеленый   шум».

2.   Фет  А. «Весна».

3.   Баратынский Е. «Весна, весна».

4.   Бунин А. «Все  темней  и  кудрявей…».

5.   Тютчев Ф. «Еще  земли  печален  вид».

6.   Плещеев  А. «Весна».

7.   Жуковский В. «Жаворонок».

8.   Волошин  М. «Звучит  в горах, весну  встречая…»

9.   Толстой  А. «Вот  уж  снег  последний  в  поле  тает…»

10. Есенин  С. «Черемуха»  и  другие

Учитель  литературы:

- Ребята, вы услышали  любимые  стихи  каждого. Они  были прочитаны  под  звуками

  «Времен  года» П.И. Чайковского.

  А  теперь  прочитайте  стихотворение  Ф.И. Тютчева  «Весенние  воды».

  Чтение и  анализ   стихотворения:

- Какому  времени   года  посвящено  стихотворение?(весне )

- Предметы  мира  в  стихотворении?  (шумят  воды, будят  берег, бегут, их отправила

   вперед  весна, за  весной – хоровод).

- Кто  наблюдает  эту  картину? (человек – лирический  герой).

- Кто  манит его  за  собой? (весна, румяный, светлый  хоровод).

- Какие   художественные   средства   встречаются   в   стихотворении? (олицетворение:

   весна, воды – живые, эпитет: румяный, светлый).

- Что  ощущаешь, читая  стихотворение? (таинственный  шум вод, волшебные

   превращения в  природе; видишь  картину, которая  меняется  на  глазах /.

-А  сейчас, ребята, вы услышите  замечательный   образец  вокальной  лирики, вошедший  в  золотой  фонд  русского  классического  романса,  концертно-виртуозный   романс  Сергея Рахманинова на слова Федора Ивановича Тютчева «Весенние   воды». (г/з).

           

«Весна   в    живописи   и  музыке».

- Что   такое   пейзаж?

Пейзаж-1.Вид  какой-нибудь  местности. 2.Рисунок, картина, изображающая  природу, вид, а также  описание  природы  в  литературном  произведении.(С.И.Ожегов. Словарь  русского   языка. Изд-тво  «Советская  энциклопедия» М. 1972, стр. 455).

Есть  в  русском  изобразительном  искусстве  пейзажи, полные  великой  скромности  и  тихой  силы. Изображенные  на  них  уголки   России – подчас  самые   привычные  взгляду, но в них-то и выражается  то, что  поэты  и  художники  зовут  душою  природы.

Ребятам   понравились    репродукции   картин, посвященных  весне. По  ним  написаны  сочинения, в  которых  ребята  рассказали  о  возникающей   перед  мысленным   взором  природе.  Послушайте   сочинения, рассмотрите  репродукции  картин,  назовите  понравившиеся, объясните, почему?

Чтение     сочинений   учащимися:

1. Сочинение  по  репродукции  картины  И.Остроухова  «Ранняя  весна».

   Я смотрю  на  картину  И.Остроухова  «Ранняя  весна». Мысленно  я  погружаюсь в нее

и  передаю  свои  чувства на  листе  бумаги.  Ранняя  весна.  Холодный  ветер  дует  в  лицо, покачивает  голые  ветки  деревьев  и  гонит  по  речке  лед. Местами  снег  еще  не   растаял  и  идет  сплошной  полосой, а  местами  вообще нет. Земля  без  снега, как  дырки  на  белом  листе. На  речке  льда  почти  нет, только  попадается   кое-где  тонкий  и  прозрачный. Начало  весны – начало  чудесного  времени  года.  Смотришь  на  картину  и  вспоминаешь  строчки:

                                      Еще  в  полях  белеет  снег,

                                      А  воды  уж  весной    шумят…

Да, действительно, воды  шумят, указывая, что  весна  приближается, она  живая…

Мы  это  видим  на  картине.

2.Сочинение  по  репродукции    картины   Б.Щербакова  «Весна».

   Смотрю   на  картину.  Сердце   замирает  в  груди.  Мне  становится  так  хорошо и тепло. Кажется, что я попала  в  эту  картину. Я  лежу на  зеленой  траве  под  нежными  лучами  солнца.  Лежу  у  белой, как  облако, вишни  и  смотрю  на  голубое  весеннее  небо.  Как  хорошо! Птички  поют, легкий  прохладный  ветерок  колышет  белые  цветы  вишни.  Все  свежее, прекрасное! Весна  в  самом  разгаре. Жаль, что на  самом  деле  это  картина,  но сколько  в ней  чувств, звуков, запахов…  Как  красиво!

3.Сочинение  по  репродукции  картины  А. Саврасова  «Грачи  прилетели».

   Название  говорит само  за  себя, на  картине- грачи. Прилетели  они  ранней  весной  и сели  на голые  ветки  деревьев.  Свили  гнезда  на них  и  отдыхают. Но,  видимо, вернулись  еще не все, вдалеке  видна  еще  стая. Снег  еще  не  растаял, но льда на  озере  нет. С  пригорка видна  деревянная  церквушка  с  колокольней. Видимо   грачей  привлекло  именно  это  полупустынное  место.  Тишина  и  покой. Грачонок  взял  в  клюв  веточку, чтобы  достроить  гнездо. Рядом  с  деревьями  и  озером  хоть  и  безлиственные, но  густые  кусты.  Грачам  нравится  это  место, а  мне – картина.

Учитель   литературы: Ребята, сегодня  не  случайно  рядом со  стихами  вы  услышали

                                          сочинения  по  репродукциям  картин  русских   художников.  Эти

                                          картины  изображают  весну,  пробуждая  настроение  светлой  

                                          радости,  восхищения  перед  немеркнущей  красотой  природы. А

                                          сейчас  посмотрите  на  репродукции  картин  Исаака  Ильича

                                         Левитана.

Ученица:  У Исаака  Ильича  Левитана  много  прекрасных  картин,  посвященных  весне:

                    «Весна. Последний  снег»,

                    «Весна. Большая  сирень»,

                    «Весна»,

                    «Солнечный  день. Весна»,

                    «Весной  в  лесу»,

                    «Стволы  берез. Весна»,

                    «Первая  зелень. Май»,

                    «Март».

Ученик:    Твой  ясный  март  сам  просится  в  стихи:

                    снег  стал  синее  в  это  утро  сразу,        

                    светлее  ветки    серые   ольхи

                    и  солнце  так  блестит,  что  больно  глазу.

                    И  рвется   в  строфы     вешняя   вода,

                    покрывшая   и  рощи,  и  проселки,

                    в  которой,  позабыв  про  холода,

                    Купаются   березки,  как   русалки.

                            Э. Межелайтис  «Левитан» (перевод с литовского)

Учитель:  Ребята, какие  вам  известны  музыкальные  произведения,  посвященные  

                   весне?

Ученица:  «Весенняя  симфония» - 1-я   симфония  Р. Шумана.

Ученик:    «Весенние   голоса» - вальс  для  оркестра  И.Штрауса-сына.

Ученица:  «Весенняя соната» - 5-я соната для скрипки и ф-но Л. Бетховена фа мажор.

Ученик:    «Весна» - кантаты  С. Рахманинова  

 

Учитель:   А  теперь, ребята, послушайте  «Весенние   голоса»   И.Штрауса  -  г/з

Обобщающее   слово  учителя  литературы: Ребята, наш   урок – праздник. Произведения, которые  вы  услышали  и  увидели, удивительны.  Чему  они  учат  нас?

Ученица:   Чтение  стихотворения  Михаила  Дудина    «Весна  не  за  горами»:

                    Хвойный   лес  в  оконной  раме

                    Стряхивает  хлопья  сна.

                    Вот  она,  не  за  горами,

                    Начинается   весна.

                    Третий  день   свирепый  ветер,

                    Вперемежку – дождь  и  снег.

                    Человек  за все  в  ответе,-

                    Помни  это,  человек!

                    Звезды – ласточками   ночью

                    По  конькам  высоких   крыш.

                    Учит  душу  средоточью

                    Настороженная  тишь.

                    Бой  идет  на  всей   планете,

                    Убыстряет   время  бег.

                    Человек   за все  в  ответе,-

                    Помни   это,  человек!

                    Может  быть,  конец  обиде,

                    Все  окончится    добром.

                    Мне  бы  радугу   увидеть,

                    Услыхать   весенний   гром.

                    Старики   уходят. Дети

                    Начинают    новый   век.

                    Человек   за все  в  ответе,-

                    Помни     это,  человек!

Домашнее задание: Выучить наизусть понравившееся стихотворение, подготовить

                                  устный рассказ о весне по понравившейся  репродукции  картины,

                                  проиллюстрировать  любимое стихотворение.

         

Используемая     литература:

Музыкальный   энциклопедический  словарь. Главный  редактор Келдыш Г.В.

            Москва  «Советская  энциклопедия» 1976.

      2.   Федоров-Давыдов Л.Н.   И.И. Левитан. Жизнь  и  творчество. Москва  «Искусство»

            1976.

      3.   Русские   живописцы  19в. Тропинин. Ленинград «Художник  РСФСР» 1986.

      4.   Путешествие  в  страну  Поэзия. Книги 1 и 2. Лениздат  1986.

      5.   Пришвин М. Лесная  капель. М. «Современник» 1988.

      6.   Соколов-Микитов И. От  весны  до  весны. Изд. «Детская  литература» 1979.

      7.   Статья  «Пришла  весна с  радостью» в газете «Голос  Родины» №12 1987.

      8.   Русский    народ. Его  обычаи, обряды, предания, суеверия  и  поэзия.

            Собр.М.Забилиным. «Книга  Принтшоп»  1990.

      9.   г/з: Штраус И. «Весенние  голоса», Глинка М. «Жаворонок», Рахманинов  С.

            «Весенние воды», Чайковский  П. «Времена  года»,  «Голоса   птиц».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родная природа в поэзии, музыке и живописи

Урок литературы для учащихся 6 класса., прилагается презентация. Учащиеся читали стихотворения, анализировали. были приготовлены сообщени о художниках - пейзажистах, композитарах....

Бинарный урок по литературе и музыке "Великая сила искусства". Родная природа в поэзии, музыке, живописи

Природа и человек – эта тема, которая волновала и волнует каждого мастера музыки, поэзии, живописи. Природа близка и дорога каждому из нас. Во все времена музыканты, художники и поэты выражали перепол...

Интегрированный урок "В ней есть душа, в ней есть свобода" (родная природа в музыке, живописи, литературе)

Данный урок  объединяет такие предметы как ИЗО, музыка, литература, русский язык...

Образ весны в литературе, живописи, музыке

Образ весны в литературе, живописи, музыке в контексте школьной программы  Началась весна! Какая прелесть!М.М.Пришвин За окном март. Чудесный весенний день....

"Родная природа в лирике, живописи, музыке". Урок литературы 6 класс.

Интегрированный урок включает в себя анализ стихотворений  И. Бунина, С Есенина, А. Блока, сопровождается музыкой П. Чайковского и пейзажами Шишкина, Левитана, Васильева....

Урок по музыке в 5 классе на тему "Весна в живописи, музыке, поэзии"

laquo;Весна в живописи, музыке, поэзии»Дать возможность почувствовать учащимся, что каждый может услышать в мыслях то, что на самом деле не звучит в этот момент, сопоставив разные по настроению...

Русская природа в живописи, музыке и поэзии С.А.Есенина

Русская природа в живописи, музыке и поэзии С.А.Есенина (урок для 11 класса)...