«Родная природа в литературе, живописи, музыке. Весна».
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме
Интегрированный урок «Родная природа в литературе, живописи, музыке. Весна».
5-6 классы. (2 часа).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5-6_klass._rodnaya_priroda_v_literature_zhivopisi_muzyke._vesna.doc | 79.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Н.П. Виноградова
Интегрированный урок
«Родная природа в литературе, живописи, музыке. Весна».
5-6 классы. (2 часа).
Цели урока: познакомить с изображением весны в поэзии, музыке, живописи,
устном народном творчестве;
развить наблюдательность, воображение;
совершенствовать речевые умения;
привить чувство любви к природе, Родине.
Оборудование: презентация с репродукциями, аудиозаписи с музыкальными
произведениями.
Портреты поэтов, художников, с произведениями которых
знакомятся учащиеся; репродукции картин Левитана И. «Весна.
Большая вода», «Март», «Весной в лесу»; Остроухова И. «Ранняя
весна», Башкирцевой М. «Весна», Щербакова Б. «Весна», Саврасова А.
«Грачи прилетели», музыкальная техника, г/з.
Эпиграф к уроку:
Лучший учитель - природа; нужно предаться ей
всею душой, любить ее всем сердцем, и тогда
сам человек сделается чище, нравственнее, и
работа его будет спориться…
Я всем обязан природе.
Василий Андреевич Тропинин
Ход урока:
Слово учителя литературы и подготовленных учащихся.
Ученик. Звенит, смеется как младенец,
И смотрит солнышку вослед,-
И меж берез, домов, поленниц,
Горит, струясь, небесный цвет!
Как над заплаканным младенцем,
Играя с нею после гроз,
Узорным чистым полотенцем
Свисает радуга с берез.
И сладко, сладко ночью звездной
Ей снится легкий скрип телег…
И вдруг разгневается грозно,
Совсем, как взрослый человек!
Как человек богоподобный,
Внушает в гибельной борьбе
Пускай не ужас допотопный,
Но поклонение себе…
Николай Рубцов «Природа»
Учитель литературы: Ребята, кто внушает поклонение себе? /Природа /
-Что значит поклоняться?
Ученица: Поклоняться – относиться к кому-нибудь с почитанием, благоговейно
чтить.
(Словарь русского языка Сергея Ивановича Ожегова. М. 1972, стр. 505)
Учитель литературы: Как вы это понимаете? Природа – это то, что нас окружает,
живое. Вспомните строки стихотворения Федора Ивановича
Тютчева.
Ученик: Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Учитель литературы: Мир природы огромен. А человек - это «цветок, который
… украшает вершину его».
- Что есть природа для человека и каковы те незримые
нити, которые их связывают? Какие уроки может извлечь
человек, постигая взглядом, слухом, всем своим внутренним
миром различные грани мира природы?
Ученица: О том, как хороша природа,
Не часто говорит народ
Под этой синью небосвода,
Над этой бледной синью вод.
Не о закате, не о зыби,
Что серебрится вдалеке,-
Народ беседует о рыбе,
О сплаве леса по реке.
Но, глядя с берега крутого
На розовеющую гладь,
Порой одно он скажет слово,
И это слово - «Благодать!»
Самуил Яковлевич Маршак
Учитель литературы: ребята, объясните значение слова «Благодать», как оно
связано с природой?
Ученик: Благодать – 1.Изобилие земных благ, благодатное место (разг.)
(Словарь русского языка С.И. Ожегова. Москва 1972,стр. 49)
Учитель литературы: В какое время года мы встречаемся с изобилием земных благ,
благодатными местами в природе? (весной, летом, осенью)
Тема нашего урока «Родная природа в литературе, живописи,
музыке. Весна».
звучит г/з «Звуки птиц»
Ученица: Я без слов не могу
тебя видеть, весна.
Вот стою на лугу,
Да и плачу навзрыд.
А ты ходишь кругом,
зеленея, шурша…
Ах, откуда она
эта жгучая грусть!
Я и сам не пойму;
Только знаю одно:
если б иволга вдруг
зазвенела в лесу,
если б вдруг мне в глаза
мокрый ландыш блеснул,
в этот миг, на лугу,
Я бы умер, весна…
Владимир Владимирович Набоков
Анализ стихотворения.
Учитель литературы: Ребята, какому времени года посвящено стихотворение?
- Предметы мира в стихотворении? (весна ходит, шуршит;
иволга звенит, ландыш блеснет).
-Кто наблюдает эти картины? (автор (человек, лирический
герой).
-Кто манит его за собой? (весна).
-Художественный прием? (олицетворение).
3. Образ весны в устном народном творчестве.
Ученик: Давным-давно был на Руси обычай звать-кликать весну. Выходили люди за
околицу, распевали песни-веснянки:
Жаворонки, прилетите,
Студену зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела…
Ученица: …размахивали ветками, на которые прикрепляли испеченные из теста
фигурки птичек, приговаривали:
Все: Приди к нам, весна,
Со радостью!
Со великою к нам
Со милостью!
Ученик: А еще выпускали на волю пойманных или купленных певчих птиц;
В чужбине свято соблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
А.С. Пушкин
Ученица: О приходе весны в народе судили по прилету птиц:
Уж прилетел кулик из заморья,
принес весну из неволья.
Ученик: Увидел скворца - весна у крыльца.
Ученица: Теплые и погожие дни приносят нам журавли: Журавль прилетел – тепло
принес.
Ученик: Вот уж снег последний в поле тает,
Теплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зеленый дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждет,
Все весны дыханием согрето,
Все кругом и любит, и поет…
Учитель литературы: Эти замечательные строки поэта Алексея Толстого
помогают лучше понять смысл народной поговорки
«Матушка-весна всем красна».
Ученица: «Весна все покажет»,- говорит крестьянская мудрость и уточняет: «Март
сухой и мокрый май - будет каша и каравай».
Ученик: Вот почему радуют нас ясные вешние деньки в марте, дружные вешние
воды в апреле, ранние вешние грозы в начале мая.
Ученица: Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
Учитель литературы: эти удивительные стихи Федора Ивановича Тютчева, другие
произведения русских поэтов и россыпи народного
творчества, посвященные весне, говорят о любви человека к
природе, об извечной вере его в обновление жизни.
Ученик: Вербная неделя – Праздник начала весны. Учреждены детские базары, где
торгуют детскими игрушками, вербами, цветами, сластями, как бы в
ознаменование того, что маленькие дети встретили весну своей жизни, а
смотря на игрушку, изучать на ней суть своего будущего, так как каждая
игрушка есть наглядная грамота, наглядное учение, сближающее его с
жизнью.
Ученица: В Вербное воскресенье, возвращаясь из церкви с освященными прутьями
вербы, деревенские бабы хлещут ими своих ребят, приговаривая:
Верба, верба,
Верба хлест,
Бьет до слез,
Верба синя
Бьет несильно.
Верба красна
Бьет напрасно,
Верба бела
Бьет за дело,
Верба хлест
Бьет до слез.
Ученик: Вербу берегут круглый год до Георгиева дня. Георгиев день-это первый
выгон скота. Крестьяне в этот день берут годовалую вербу, мочат ее в
святой воде, окропляют скот, потом хлещут вербою скотину, приговаривая:
«Господь, благослови и здоровьем награди», и с вербою в руках доводят
до места пастбища. Зеленая ветка, по старинным представлениям, обладала
магическими свойствами – она передавала тем, кого касалась, жизненную
силу дерева, растения.
Учитель литературы: Ребята, чем может быть интересен мир природы для поэта,
почему многие обращались к нему чаще всего неоднократно?
Каждое поэтическое произведение неповторимо. Не может быть одинаковых стихов о красоте природы. Поэты разные. Художественный мир одного отличается от художественного мира другого. Сейчас мы это услышим, так как пойдем вслед за лирическим героем.
4. Весна в литературе. Путь прочтения стихотворений учащимися: любимое
стихотворение, почему оно ваше любимое?
Чтение стихотворений под музыку П.И.Чайковского «Март. Песнь жаворонка»:
1. Некрасов Н. «Зеленый шум».
2. Фет А. «Весна».
3. Баратынский Е. «Весна, весна».
4. Бунин А. «Все темней и кудрявей…».
5. Тютчев Ф. «Еще земли печален вид».
6. Плещеев А. «Весна».
7. Жуковский В. «Жаворонок».
8. Волошин М. «Звучит в горах, весну встречая…»
9. Толстой А. «Вот уж снег последний в поле тает…»
10. Есенин С. «Черемуха» и другие
Учитель литературы:
- Ребята, вы услышали любимые стихи каждого. Они были прочитаны под звуками
«Времен года» П.И. Чайковского.
А теперь прочитайте стихотворение Ф.И. Тютчева «Весенние воды».
Чтение и анализ стихотворения:
- Какому времени года посвящено стихотворение?(весне )
- Предметы мира в стихотворении? (шумят воды, будят берег, бегут, их отправила
вперед весна, за весной – хоровод).
- Кто наблюдает эту картину? (человек – лирический герой).
- Кто манит его за собой? (весна, румяный, светлый хоровод).
- Какие художественные средства встречаются в стихотворении? (олицетворение:
весна, воды – живые, эпитет: румяный, светлый).
- Что ощущаешь, читая стихотворение? (таинственный шум вод, волшебные
превращения в природе; видишь картину, которая меняется на глазах /.
-А сейчас, ребята, вы услышите замечательный образец вокальной лирики, вошедший в золотой фонд русского классического романса, концертно-виртуозный романс Сергея Рахманинова на слова Федора Ивановича Тютчева «Весенние воды». (г/з).
«Весна в живописи и музыке».
- Что такое пейзаж?
Пейзаж-1.Вид какой-нибудь местности. 2.Рисунок, картина, изображающая природу, вид, а также описание природы в литературном произведении.(С.И.Ожегов. Словарь русского языка. Изд-тво «Советская энциклопедия» М. 1972, стр. 455).
Есть в русском изобразительном искусстве пейзажи, полные великой скромности и тихой силы. Изображенные на них уголки России – подчас самые привычные взгляду, но в них-то и выражается то, что поэты и художники зовут душою природы.
Ребятам понравились репродукции картин, посвященных весне. По ним написаны сочинения, в которых ребята рассказали о возникающей перед мысленным взором природе. Послушайте сочинения, рассмотрите репродукции картин, назовите понравившиеся, объясните, почему?
Чтение сочинений учащимися:
1. Сочинение по репродукции картины И.Остроухова «Ранняя весна».
Я смотрю на картину И.Остроухова «Ранняя весна». Мысленно я погружаюсь в нее
и передаю свои чувства на листе бумаги. Ранняя весна. Холодный ветер дует в лицо, покачивает голые ветки деревьев и гонит по речке лед. Местами снег еще не растаял и идет сплошной полосой, а местами вообще нет. Земля без снега, как дырки на белом листе. На речке льда почти нет, только попадается кое-где тонкий и прозрачный. Начало весны – начало чудесного времени года. Смотришь на картину и вспоминаешь строчки:
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят…
Да, действительно, воды шумят, указывая, что весна приближается, она живая…
Мы это видим на картине.
2.Сочинение по репродукции картины Б.Щербакова «Весна».
Смотрю на картину. Сердце замирает в груди. Мне становится так хорошо и тепло. Кажется, что я попала в эту картину. Я лежу на зеленой траве под нежными лучами солнца. Лежу у белой, как облако, вишни и смотрю на голубое весеннее небо. Как хорошо! Птички поют, легкий прохладный ветерок колышет белые цветы вишни. Все свежее, прекрасное! Весна в самом разгаре. Жаль, что на самом деле это картина, но сколько в ней чувств, звуков, запахов… Как красиво!
3.Сочинение по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели».
Название говорит само за себя, на картине- грачи. Прилетели они ранней весной и сели на голые ветки деревьев. Свили гнезда на них и отдыхают. Но, видимо, вернулись еще не все, вдалеке видна еще стая. Снег еще не растаял, но льда на озере нет. С пригорка видна деревянная церквушка с колокольней. Видимо грачей привлекло именно это полупустынное место. Тишина и покой. Грачонок взял в клюв веточку, чтобы достроить гнездо. Рядом с деревьями и озером хоть и безлиственные, но густые кусты. Грачам нравится это место, а мне – картина.
Учитель литературы: Ребята, сегодня не случайно рядом со стихами вы услышали
сочинения по репродукциям картин русских художников. Эти
картины изображают весну, пробуждая настроение светлой
радости, восхищения перед немеркнущей красотой природы. А
сейчас посмотрите на репродукции картин Исаака Ильича
Левитана.
Ученица: У Исаака Ильича Левитана много прекрасных картин, посвященных весне:
«Весна. Последний снег»,
«Весна. Большая сирень»,
«Весна»,
«Солнечный день. Весна»,
«Весной в лесу»,
«Стволы берез. Весна»,
«Первая зелень. Май»,
«Март».
Ученик: Твой ясный март сам просится в стихи:
снег стал синее в это утро сразу,
светлее ветки серые ольхи
и солнце так блестит, что больно глазу.
И рвется в строфы вешняя вода,
покрывшая и рощи, и проселки,
в которой, позабыв про холода,
Купаются березки, как русалки.
Э. Межелайтис «Левитан» (перевод с литовского)
Учитель: Ребята, какие вам известны музыкальные произведения, посвященные
весне?
Ученица: «Весенняя симфония» - 1-я симфония Р. Шумана.
Ученик: «Весенние голоса» - вальс для оркестра И.Штрауса-сына.
Ученица: «Весенняя соната» - 5-я соната для скрипки и ф-но Л. Бетховена фа мажор.
Ученик: «Весна» - кантаты С. Рахманинова
Учитель: А теперь, ребята, послушайте «Весенние голоса» И.Штрауса - г/з
Обобщающее слово учителя литературы: Ребята, наш урок – праздник. Произведения, которые вы услышали и увидели, удивительны. Чему они учат нас?
Ученица: Чтение стихотворения Михаила Дудина «Весна не за горами»:
Хвойный лес в оконной раме
Стряхивает хлопья сна.
Вот она, не за горами,
Начинается весна.
Третий день свирепый ветер,
Вперемежку – дождь и снег.
Человек за все в ответе,-
Помни это, человек!
Звезды – ласточками ночью
По конькам высоких крыш.
Учит душу средоточью
Настороженная тишь.
Бой идет на всей планете,
Убыстряет время бег.
Человек за все в ответе,-
Помни это, человек!
Может быть, конец обиде,
Все окончится добром.
Мне бы радугу увидеть,
Услыхать весенний гром.
Старики уходят. Дети
Начинают новый век.
Человек за все в ответе,-
Помни это, человек!
Домашнее задание: Выучить наизусть понравившееся стихотворение, подготовить
устный рассказ о весне по понравившейся репродукции картины,
проиллюстрировать любимое стихотворение.
Используемая литература:
Музыкальный энциклопедический словарь. Главный редактор Келдыш Г.В.
Москва «Советская энциклопедия» 1976.
2. Федоров-Давыдов Л.Н. И.И. Левитан. Жизнь и творчество. Москва «Искусство»
1976.
3. Русские живописцы 19в. Тропинин. Ленинград «Художник РСФСР» 1986.
4. Путешествие в страну Поэзия. Книги 1 и 2. Лениздат 1986.
5. Пришвин М. Лесная капель. М. «Современник» 1988.
6. Соколов-Микитов И. От весны до весны. Изд. «Детская литература» 1979.
7. Статья «Пришла весна с радостью» в газете «Голос Родины» №12 1987.
8. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия.
Собр.М.Забилиным. «Книга Принтшоп» 1990.
9. г/з: Штраус И. «Весенние голоса», Глинка М. «Жаворонок», Рахманинов С.
«Весенние воды», Чайковский П. «Времена года», «Голоса птиц».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родная природа в поэзии, музыке и живописи
Урок литературы для учащихся 6 класса., прилагается презентация. Учащиеся читали стихотворения, анализировали. были приготовлены сообщени о художниках - пейзажистах, композитарах....
Бинарный урок по литературе и музыке "Великая сила искусства". Родная природа в поэзии, музыке, живописи
Природа и человек – эта тема, которая волновала и волнует каждого мастера музыки, поэзии, живописи. Природа близка и дорога каждому из нас. Во все времена музыканты, художники и поэты выражали перепол...
Интегрированный урок "В ней есть душа, в ней есть свобода" (родная природа в музыке, живописи, литературе)
Данный урок объединяет такие предметы как ИЗО, музыка, литература, русский язык...
Образ весны в литературе, живописи, музыке
Образ весны в литературе, живописи, музыке в контексте школьной программы Началась весна! Какая прелесть!М.М.Пришвин За окном март. Чудесный весенний день....
"Родная природа в лирике, живописи, музыке". Урок литературы 6 класс.
Интегрированный урок включает в себя анализ стихотворений И. Бунина, С Есенина, А. Блока, сопровождается музыкой П. Чайковского и пейзажами Шишкина, Левитана, Васильева....
Урок по музыке в 5 классе на тему "Весна в живописи, музыке, поэзии"
laquo;Весна в живописи, музыке, поэзии»Дать возможность почувствовать учащимся, что каждый может услышать в мыслях то, что на самом деле не звучит в этот момент, сопоставив разные по настроению...
Русская природа в живописи, музыке и поэзии С.А.Есенина
Русская природа в живописи, музыке и поэзии С.А.Есенина (урок для 11 класса)...