Интегрированный урок ИЗО и музыки «ПОЭТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ЗИМЫ В ИСКУССТВЕ»
план-конспект урока на тему

Филиппова Марина Алексеевна

Конспект интегрированного урока музыки и изобразительного искусства в 6 классе коррекционной школы 8 вида по теме: «ПОЭТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ЗИМЫ В ИСКУССТВЕ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_izo._poeticheskiy_obraz_zimy_v_iskusstve.doc48 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного урока музыки и изобразительного искусства по теме:

«ПОЭТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ЗИМЫ В ИСКУССТВЕ»

6 класс

Цель: познакомить учащихся с творчеством композиторов и художников, отражающих в своих произведениях настроение зимы.

Задачи:

  1.  Обучающая: Учить анализировать музыкальные и художественные произведения и использовать цветомузыкальное решение при прослушивании контрастных музыкальных произведений. Познакомить с частичкой творчества художников и композиторов, отображающих зиму в своих произведениях.
  2. Развивающие: Развивать чувство ритма в рисунке и цветомузыкальной гармонии, художественный вкус.

Ъ.Воспитывающие: Воспитывать любовь к искусству, творчеству, природе.

Оборудование:

Для учителя: проектор, музыкальный центр, музыкальный инструмент, презентация. Фонограммы: песня «Три белых коня» (авторы - Евгений Крылатое и Леонид Дербенев), П. И. Чайковский фортепианный цикл «Времена года».

Репродукции картин: И.И. Шишкин «На севере диком», И.Э.Грабарь «Февральская лазурь».

Для детей: заготовки рисунков, гуашь белая, кисти, вода, салфетки.

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент.

Учитель музыки:

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. Посмотрите на экран и прислушайтесь (1 слайд. Звучит песня, смена изображений с зимними видами).

Метель усердно замела Тропинки в перелеске,

Покрыла землю добела,

Снежинки в ярком блеске.

Пришла, красавица, пришла Зима с морозом вместе,

С собою радость принесла,

Здоровьем дышит свежесть.

Щадим Шарипов) (2 слайд)

Как вы думаете, ребята, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Что вы увидели на экране? О чем пелось в песне? (Предполагаемые ответы детей: о зиме, о снеге) Конечно же, о зиме!

Только что вы прослушали известную вам песню «Три белых коня» (авторы - Евгений Крылатое и Леонид Дербенев) и увидели на экране удивительные зимние зарисовки, которые дополняли слова песни. Сегодня мы поговорим о зиме; о цвете и о музыке зимы, о том, как эти два понятия взаимосвязаны.

Мы познакомимся с творчеством композитора П. И. Чайковского, который написал целый цикл «Времена года» и поговорим о художниках, которые изображали на своих картинах зиму.

Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью наполнилось сердце,

Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно!

Мы постараемся увидеть то, что не каждый увидит, и услышать то, что не каждый услышит! Но для этого необходимо ваше желание и внимательность. Мы отправимся в необычное зимнее путешествие, окунемся в мир красок и звуков.

Тема нашего урока «ПОЭТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ЗИМЫ В ИСКУССТВЕ» (3 слайд)

П. Раскрытие темы.

Учитель рисования.

Начинаем путешествие. Зима, ребята, была представлена как художниками, так и композиторами разных времен и народов.

(4 слайд) Всмотритесь в очертанья одинокого дерева на склоне. Каким оно видится вам? (Предполагаемые ответы детей: одиноким, величественным^ А какой образ зимы встает перед вами? (Предполагаемые ответы детей', холодная, властная, суровая/ Перед вами картина великого русского художника И. И. Шишкина «На севере диком». Именно так, суровой, властной, представлял себе этот художник зиму.

А вот другая картина. Художник И.Э.Грабарь на своей картине «Февральская лазурь» тоже изобразил зимнее дерево. Какие чувства вызывает у вас эта картина? (Предполагаемые ответы детей: радостное, веселое, светлое настроение/ Сравните обе картины. Отличаются ли они по настроению? К какой из них подходят стихи, которые я вам прочитаю:

Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой.

И стоит береза В сонной тишине,

И горят снежинки В золотом огне.

А заря, лениво Обходя кругом,

Обсыпает ветки Новым серебром.

Итак, вы, наверное, уже заметили, что разные художники по-разному чувствовали зиму и передавали свое настроение в картинах.

Учитель музыки:

А теперь послушайте, какой представлял себе зиму композитор П.И. Чайковский.

(звучит фонограмма из цикла «Времена года» Слайд 5)

Сядьте удобней, закройте, если хотите, глаза и давайте вместе пофантазируем, помечтаем под музыку «Времена года». Созвучия произведения, которое мы сейчас услышим, благотворно действуют на нервную систему, расслабляют и успокаивают все клеточки нашего организма.

(релаксация) (6 слайд)

Вся земля укутана в теплое покрывало - поля, холмы, берега рек... На каждую веточку дерева, каждый кустик, каждую травинку, нечаянно выглянувших из сугроба, словно накинут пушистый белый платок. Волшебница-зима разбросала вокруг сугробы и осветила все это убранство холодным сказочным светом. Заходящее зимнее солнце осветило ветки березы. Заснеженные веточки, украшенные ритмом изящных сережек, да пылающий закат создали узор, похожий на музыку зимней сказки.

В природе царит покой и сон. Звуки приглушены. Запахи заморожены. Время как- будто остановилось...

Учитель рисования:

Мы продолжаем наше путешествие в страну звуков и красок. Ребята, а вы любите зиму? Почему? Давайте вспомним, как люди радуются «проказам матушки-зимы». Мороз бодрит человека, заставляет его быстрее двигаться. Тут-то и поджидают девчонок и мальчишек любимые зимние забавы. Ну-ка, отвечайте, какие зимние развлечения вы знаете и любите? {Предполагаемые ответы детей: катание на санках, коньках, лыжах, игра в снежки, строительство снежных замков, снеговиков и т.д.). Как много зимних развлечений вы знаете! А нужны ли они нам? Чем они для нас полезны? {Предполагаемые ответы детей: укрепляется здоровье, закаливается организм, развиваются сила, ловкость и т.д.). Правильно, ребята, но не забывайте, что зимние прогулки могут нанести и вред нашему здоровью, если неправильно одеваться, переохлаждаться или долго находиться на улице. Все хорошо в меру.

А вот как художники изображали народные зимние игры и гуляния на своих картинах, {слайд 7).

Одно из зимних развлечений, которое вы назвали - лепка снеговика. Давайте сейчас все вместе попробуем его слепить, но не из настоящего снега и не руками, а с помощью нашего экрана. Мы будем следить глазками за комом снега на экране и таким образом сделаем гимнастику для глаз, {слайд 8-15)

А я знаю еще одного необычного художника. Думаю, что и вам он знаком.

Отгадайте, кто это:

Кто-то к дому Подходил

И нигде не наследил!

Но забавные картины Появились на окне:

Пьют медведи Чай с малиной,

Едут зайцы на коне,

Кто же он,

Что ночь не спал И на стёклах рисовал?

Какой это мастер На стёкла нанёс И листья, и травы,

И заросли роз? (Мороз)

Ш. Практическая часть.

Вы когда-нибудь наблюдали морозные узоры на стеклах окон?

Волшебница-зима превратила их в сказочные картины, на которых можно рассмотреть невиданные цветы, деревья и даже фантастические пейзажи! (16 слайд)

Ну, а теперь мы все вместе попробуем стать немножечко художниками. Перед вами - рисунок, но он не закончен. С помощью кисти и белой краски мы с вами как настоящие Морозы нанесем узор на оконное стекло. Только вместо стекла мы возьмем цветную бумагу.

Учитель музыки. А создать нужное настроение для выполнения этой работы нам поможет музыка, которую мы слушали в начале урока. Ребята, давайте вспомним, музыку какого композитора мы сегодня слушали на уроке? (Предполагаемые ответы детей: музыку П. И. Чайковского «Времена года»)

Правильно, звучала музыка великого русского композитора П.И.Чайковского из музыкального цикла «Времена года». Это произведение он написал, любуясь одним из зимних месяцев.

Вернемся к музыке, с которой мы сегодня познакомились. Сейчас вы будете не просто рисовать, а рисовать под музыку. Итак, вновь звучит музыка Чайковского из «Времен года».

Учитель рисования: Перед тем, как рисовать, давайте вспомним небольшую разминку для пальчиков с помощью обычной кисточки.

Учитель рисования помогает детям выполнить рисунок.

Учитель музыки: Молодцы! Рисунки закончены. Вы хорошо поработали, много старались, предлагаю немного размяться:

(Физкультминутка «Снежинки») (17 слайд)

Мы белые снежинки, на ветках мы сидим.

Дунул ветер - полетели, мы летели, мы летели, и на землю тихо сели...

Ветер снова набежал - и снежинки все поднял Покружились, полетели, и на землю тихо сели...

IV. Итог урока. Обобщение.

Учитель музыки. Художник, вдохновленный красотой природы, изображал эту красоту в своих полотнах. Так и композитор, выражает свои чувства через музыку. Вот и мы с вами сегодня постарались понять, почувствовать вместе с художниками и композиторами зимнее настроение. Что нового вы узнали сегодня на уроке? С какими музыкальными и художественными произведениями познакомились? (18 слайд) А еще мы научились управлять своим здоровьем:        научились разминаться, когда устали,

расслабляться при помощи музыки и овладели очень полезной гимнастикой для глаз.

Посмотрите, какие разные у нас получились зимние узоры. Мы сделали из ваших рисунков одно большое окно с узорами на стеклах и дарим гостям наш разноцветный рисунок и песню, которую предлагаем спеть всем вместе.

Исполнение песни Ю.Забутова «Рисунок в подарок»

Сегодня вы все молодцы. Оценки за урок.

Учитель рисования: До свидания, ребята, до новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока (музыка, литература) Тема: Образ зимы в искусстве 6 класс

Цель: Учить детей анализировать музыкальные и литературные произведения, видеть образ зимы.Коррекционная работа с опорой на эмоциональные впечатления.Учить детей работать в коллективе....

Поэтический образ зимы в творчестве русских поэтов и композиторов

Интегрированный урок (музыка и литература) для 5 класса...

Презентация к интегрированному уроку литературное чтение+ музыка в 3кл "Образ няни в лирике А.С.Пушкина и музыке"

Данная презентация сделает урок интереснее и ярче. Из-за большого размера пришлось разделить её на 2 части :"obraz niani 1"и "obraz niani 2"...

«Смутное время (интегрированный урок истории, литературы музыки, изобразительного искусства)

P { margin-bottom: 0.21cm; } «Смутное время(интегрированный урок истории, литературымузыки, изобразительного искусства)...

Поэтический образ зимы в произведениях литературы.

Цель данного урока:  ввести учащихся в мир поэзии на примере стихотворения Ф.И. Тютчева «Чародейкою Зимою...», А.С.Пушкина «Вот север тучи нагоняя», С.Есенина «Поет зима, аукает…»....

урок по музыке 5 класс "Зима в искусстве"

урок расскрывает время года зима в трёх видах искусства, - поэзия, картины, музыка...