План-конспект урока внеклассного чтения по литературе в 11 классе «Мир, в котором я живу…» по произведению С.Василенко «Суслик».
методическая разработка по литературе (11 класс)

Ирина Константиновна Шишкова

План-конспект урока внеклассного чтения по литературе  в 11 классе «Мир, в котором я живу…» по произведению С.Василенко «Суслик».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №8 городского округа Самара

План-конспект урока внеклассного чтения по литературе          в 11 классе «Мир, в котором я живу…» по произведению С.Василенко «Суслик».

Составил:  

Ф.И.О. Шишкова Ирина Константиновна

Должность: учитель русского языка и литературы

Самара-  2018

Тип урока: комбинированный урок

Технология: диалоговые технологии, технология критического мышления

Задачи:

1.Обучающие:

Формирование навыков аналитико-исследовательской работы по тексту в единстве формы и содержания; культуры связной устной речи; навыков выразительного чтения.

2.Развивающие:

Расширение общей культуры учащихся; развитие абстрактного и логического мышления; воображения.

3.Воспитательные:

Формирование эстетического вкуса; этических позиций; повышение познавательной самостоятельности.

Оборудование: портрет С.Василенко,

Цели: осмыслить, разобраться в идейном содержании рассказа С.Василенко «Суслик»; пробудить желание учеников философствовать на темы  человек и природа, смысл существования человека; учиться отстаивать свое мнение в дискуссии, приводя веские аргументы из текста и из жизни; создать условия для выражения эмоционально-личностных оценок, поступков и судеб героев, формируя ценностное отношение к поставленной проблеме; подготовить учеников к созданию творческой работы (сочинение-рассуждение на морально-этическую тему).

  I   Организационно-мотивационная часть.  

Сообщение темы и целей урока.

 II    Вступительная часть

Сообщение, подготовленное учащимися, о  жизни и творчестве С. Василенко

http://biblioteka.cc/uploads/files/1274338435_21529.jpg 

  Родилась 24 января 1956 г., Астраханская область, Владимировский район, пос. Капустин Яр. Василенко писала  в биографической статье «Амазонка»:

«Отец мой был военным, и он мог быть именно тем человеком, который во время Карибского кризиса в 1962 году, во время противостояния Хрущева и Кеннеди, чуть было не приведшего к ядерной войне, нажал бы на кнопку, и мир был бы уничтожен».  Чувствовать талант в себе Светлана начала с детства: «Первый рассказ я написала лет в десять о том, как мы ездили в Сочи с мамой. «Я все время свои рассказы куда-то посылала, писала в «Пионерскую правду», в «Костер». В ответ приходили письма: нет, извините, надо лучше описать героев или раскрыть тему». В 17 лет стихотворение Светы Василенко опубликовали в «Комсомольской правде» на странице для молодежи «Алый парус». 8 февраля 1973 года оно было опубликовано. Автора завалили письмами, каждый день приходили целые пачки. Писали со всех концов страны: сверстники, люди старшего поколения, студенты, солдаты, заключенные. Поступать решила в МГУ на факультет психологии. Приемной комиссии объяснила, что хочет стать Достоевским нового времени: он писал о психологии человека, основываясь на своих ощущениях, а она изучит все и опишет, полагаясь на науку. Не взяли, посоветовали отправиться в Литературный. Василенко закончила и отделение прозы Литературного института ( 1983 г.), а потом и высшие сценарные и режиссёрские курсы при Госкино (1989 г.).

http://astrakhanpost.ru/images/novosti2/vasilenko/65778.jpg

Первая публикация – рассказ «За сайгаками» (журнал «Литературная учёба», 1982 г.). Критики отметили тогда этот рассказ как «лучшее произведение года»

   Светлана Владимировна Василенко - член Союза российских писателей, член Союза кинематографистов России и Русского ПЕН-центра.

   Первая публикация – рассказ «За сайгаками» (журнал «Литературная учёба», 1982 г.) была отмечена критиками как лучшее произведение года.

   В 1988 году Светлана Василенко вместе с Ларисой Ванеевой создали группу женщин-писателей «Новые амазонки», вышло несколько сборников женской прозы и поэзии. Произведения Светланы Василенко публиковались в семи коллективных литературных сборниках, шестнадцати журналах (среди них – «Юность», «Знамя», «Новый мир», «Работница» и др.), изданы семью отдельными изданиями. По сценарию Светланы Василенко поставлено семь художественных и документальных фильмов.

  Творчество писательницы отмечено международной премией «Лучшая европейская книга года» (Прага, 1991 г.), Высшим призом им. Сергея Эйзенштейна (Германия, 1994 г.).    Её рассказы и романы переводились на немецкий, английский, итальянский, французский, исландский, голландский, финский, белорусский, казахский, узбекский, японский, китайский, корейский и хинди. Отдельные издания прозы вышли на немецком (в Германии), польском (в Польше), чешском (Чехии) и на английском языках (в США). По её повести и киносценарию «Шамара» был поставлен

одноимённый фильм на киевской студии имени А. Довженко (получивший в 1994 году престижный международный Приз Ива Монтана).

    Вызвавший большой читательский резонанс роман «Дурочка» получил премию журнала «Новый мир» за лучший роман (1998 г.) и премию имени Владимира Набокова (1999 г.).

   В 1996 году Светлана Владимировна избрана первым секретарём Союза российских писателей.

III Чтение текста с остановками.

Светлана Василенко.

        Суслик.

          Весной мы, пионеры военного городка Ярград, выходили в степь выливать сусликов из норок. Тихо за нашим отрядом ползла поливальная машина с хлорированной водой. Крутые бока ее были мокры, как бока зверя.

           В нору, чёрно уходящую в глубь земли, мы лили из ведер воду. И та уходила стремительно, беззвучно и насовсем. И снова налили, и снова ушла она, будто по срочному важному делу, быстро  и независимо. И снова черно зиял отверстый, по-детски круглый рот земли. И уже забыв про суслика, не веря, что когда-нибудь выскочит он из норы, - мы лили воду просто так, потом весело-бесшабашно, потешаясь над собой и этой дырой, уходящей в никуда. Потом со злостью и отчаяньем к этой глумящейся над нами, пионерами тайне: заливали ей глотку, не давая продыху, - лили и лили. Забыв, зачем льем.

            И когда наша злоба и ненависть, нависнув над норой, стала огромной, молчаливой и плотной, как льющаяся тяжелой плотной струей вода, когда воздух сгустился от этой общей злобы и стал отчетливо пахнуть хлоркой и потом, - тогда вдруг из соседней норки выполз суслик…

Работа по вопросам:

 

    1.Какой глагол автор выбирает для характеристики движения     машины в самом начале рассказа? Почему использовано именно это     слово? Как называется такой художественный прием?

    2. С каким зверем ассоциируется машина на основе такого ее описания?

    3.  Найдите в первом абзаце рассказа слова, имеющие отношение к теме «вода».                                                                                                                                    4.Какое чувство испытывают школьники, когда они начинают «выливать» сусликов? Для чего автор использует стилистические     фигуры: многосоюзие и ряды однородных членов?

5.Чье поведение напоминают действия школьников в начале рассказа?

6.Проследите, как изменяется поведение детей в процессе того, как они льют воду? Какие слова находит автор для передачи внутреннего состояния детей?

 7.Автор называет норку суслика сначала «по-детски открытым ртом земли», а потом просторечным словом «глотка». Зачем нужен такой контраст?

  8.Как С.Василенко развивает тему воды, характеризуя действия и чувства пионеров?

   9.Попытайтесь продолжить рассказ.     

          Он вылез на свет, мокрый, дрожащий, маленький, будто только родился у нас на глазах из чрева земли, - и застыл очарованный.

            Божий мир был цел и глядел на него.

            Что ему там причудилось, в его извилистой земляной тьме, по которой, воя от ужаса, металась его детская душа, и ее со всех сторон настигала наша человеческая, хлорированная злоба, наша ледяная ненависть, просачиваясь во все закоулки и убежища: всемирный потоп? конец света?

            Но мир был цел. Мир был целехонек. Он был даже лучше того, прежнего. Неуничтоженное солнце светило ярче, чем то, привычное. Неуничтоженное небо было голубее и чище.

             Подняв свою душу на задние лапы, он молитвенно сложил свои ручки на груди и, закинув голову, блаженно, подслеповато щурясь, поглядел на мир.

              Мир был цел.

              Он тихо свершил свой намаз.

              И только тогда поглядел на нас, сгрудившихся над ним людей.

              Он и на нас посмотрел сначала влюбленно, радуясь за нас, что мы живы, что вышли сухими из воды, целы и невредимы после такого потопа.

              И еще раз посмотрел. Но уже не так: деловито огляделся и понял - не вырваться. И обреченно залег: берите. Главное, что мир – цел. И закрыл глаза…

  1. Как описан появившийся из норы суслик? С кем ассоциируется этот «мокрый, дрожащий, маленький» зверек? Какое средство выразительности использует автор?
  2. Какие еще слова характеризуют суслика как человека? Какой смысл, по вашему мнению, имеет в рассказе одушевление зверька?
  3. Кому в рассказе противопоставлен суслик? Для чего?
  4. Какие идиомы использует писательница, развивая тему воды? Какой библейский мотив появляется в связи с этим? Зачем? В чем символический смысл темы воды в рассказе?
  5. Как описан окружающий мир? Почему?                                        

          6.Закончите  рассказ.                                                                                                                          В тот день мы, учащиеся шестого класса «Б», вылили двадцать два суслика и вышли на первое место по заготовке шкурок.

  1. Прочитайте последнее предложение рассказа, которое по стилю напоминает сухой отчет. Почему метафорический рассказ о гибели суслика автор заканчивает строгим языком документа?
  2. Согласны ли вы с мнением литературного критика Н.Шипилова:

«Рассказ «Суслик» можно назвать коротким, но нельзя назвать маленьким». Аргументируйте свой ответ.

3.Напишите сочинение- рассуждение на тему «Мир, котором я живу…»,используя в качестве  одного из аргументов материалы урока.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока внеклассного чтения в 7 классе по теме: "Дети войны"

План-конспект урока внеклассного чтения в 7 классе по теме: "Дети войны"...

"Загляни в СВОЮ душу". Урок внеклассного чтения в 6 классе по рассказу С. Висленко "Суслик"

Только через умение быть неравнодушным, принятие ключевых нравственных ценностей (сострадание, милосердие, гуманность, доверие) можно стать человеком, достойным уважения...

План-конспект урока внеклассного чтения в 5 классе УРОК-ИГРА «Вспоминая сказки Андерсена»

Данныйурок  внеклассногочтения  расширитяет знания детей о сказках Г.Х. Андерсена, развивает  интерес к его творчеству; воспитывает у учащихся чувство коллективизма, сплоченности, умени...

Урок внеклассного чтения по литературе ,7 класс, "Книга, которая изменила жизнь"

Урок внеклассного чтения по литературе по произведению А.Платонова "Юшка"...

Урок внеклассного чтения по литературе 9 класс по произведению Е. Рудашевского Здравствуй, брат мой БЗОУ!

В материале представлена разработка внеклассного мероприятия на уроке про произведению современного писателя Евгения Рудашевского "Здравствуй, брат мой БЗОУ!"...