План-конспект урока внеклассного чтения по литературе в 11 классе «Мир, в котором я живу…» по произведению С.Василенко «Суслик».
методическая разработка по литературе (11 класс)
План-конспект урока внеклассного чтения по литературе в 11 классе «Мир, в котором я живу…» по произведению С.Василенко «Суслик».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №8 городского округа Самара
План-конспект урока внеклассного чтения по литературе в 11 классе «Мир, в котором я живу…» по произведению С.Василенко «Суслик».
Составил:
Ф.И.О. Шишкова Ирина Константиновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Самара- 2018
Тип урока: комбинированный урок
Технология: диалоговые технологии, технология критического мышления
Задачи:
1.Обучающие:
Формирование навыков аналитико-исследовательской работы по тексту в единстве формы и содержания; культуры связной устной речи; навыков выразительного чтения.
2.Развивающие:
Расширение общей культуры учащихся; развитие абстрактного и логического мышления; воображения.
3.Воспитательные:
Формирование эстетического вкуса; этических позиций; повышение познавательной самостоятельности.
Оборудование: портрет С.Василенко,
Цели: осмыслить, разобраться в идейном содержании рассказа С.Василенко «Суслик»; пробудить желание учеников философствовать на темы человек и природа, смысл существования человека; учиться отстаивать свое мнение в дискуссии, приводя веские аргументы из текста и из жизни; создать условия для выражения эмоционально-личностных оценок, поступков и судеб героев, формируя ценностное отношение к поставленной проблеме; подготовить учеников к созданию творческой работы (сочинение-рассуждение на морально-этическую тему).
I Организационно-мотивационная часть.
Сообщение темы и целей урока.
II Вступительная часть
Сообщение, подготовленное учащимися, о жизни и творчестве С. Василенко
Родилась 24 января 1956 г., Астраханская область, Владимировский район, пос. Капустин Яр. Василенко писала в биографической статье «Амазонка»:
«Отец мой был военным, и он мог быть именно тем человеком, который во время Карибского кризиса в 1962 году, во время противостояния Хрущева и Кеннеди, чуть было не приведшего к ядерной войне, нажал бы на кнопку, и мир был бы уничтожен». Чувствовать талант в себе Светлана начала с детства: «Первый рассказ я написала лет в десять о том, как мы ездили в Сочи с мамой. «Я все время свои рассказы куда-то посылала, писала в «Пионерскую правду», в «Костер». В ответ приходили письма: нет, извините, надо лучше описать героев или раскрыть тему». В 17 лет стихотворение Светы Василенко опубликовали в «Комсомольской правде» на странице для молодежи «Алый парус». 8 февраля 1973 года оно было опубликовано. Автора завалили письмами, каждый день приходили целые пачки. Писали со всех концов страны: сверстники, люди старшего поколения, студенты, солдаты, заключенные. Поступать решила в МГУ на факультет психологии. Приемной комиссии объяснила, что хочет стать Достоевским нового времени: он писал о психологии человека, основываясь на своих ощущениях, а она изучит все и опишет, полагаясь на науку. Не взяли, посоветовали отправиться в Литературный. Василенко закончила и отделение прозы Литературного института ( 1983 г.), а потом и высшие сценарные и режиссёрские курсы при Госкино (1989 г.).
Первая публикация – рассказ «За сайгаками» (журнал «Литературная учёба», 1982 г.). Критики отметили тогда этот рассказ как «лучшее произведение года»
Светлана Владимировна Василенко - член Союза российских писателей, член Союза кинематографистов России и Русского ПЕН-центра.
Первая публикация – рассказ «За сайгаками» (журнал «Литературная учёба», 1982 г.) была отмечена критиками как лучшее произведение года.
В 1988 году Светлана Василенко вместе с Ларисой Ванеевой создали группу женщин-писателей «Новые амазонки», вышло несколько сборников женской прозы и поэзии. Произведения Светланы Василенко публиковались в семи коллективных литературных сборниках, шестнадцати журналах (среди них – «Юность», «Знамя», «Новый мир», «Работница» и др.), изданы семью отдельными изданиями. По сценарию Светланы Василенко поставлено семь художественных и документальных фильмов.
Творчество писательницы отмечено международной премией «Лучшая европейская книга года» (Прага, 1991 г.), Высшим призом им. Сергея Эйзенштейна (Германия, 1994 г.). Её рассказы и романы переводились на немецкий, английский, итальянский, французский, исландский, голландский, финский, белорусский, казахский, узбекский, японский, китайский, корейский и хинди. Отдельные издания прозы вышли на немецком (в Германии), польском (в Польше), чешском (Чехии) и на английском языках (в США). По её повести и киносценарию «Шамара» был поставлен
одноимённый фильм на киевской студии имени А. Довженко (получивший в 1994 году престижный международный Приз Ива Монтана).
Вызвавший большой читательский резонанс роман «Дурочка» получил премию журнала «Новый мир» за лучший роман (1998 г.) и премию имени Владимира Набокова (1999 г.).
В 1996 году Светлана Владимировна избрана первым секретарём Союза российских писателей.
III Чтение текста с остановками.
Светлана Василенко.
Суслик.
Весной мы, пионеры военного городка Ярград, выходили в степь выливать сусликов из норок. Тихо за нашим отрядом ползла поливальная машина с хлорированной водой. Крутые бока ее были мокры, как бока зверя.
В нору, чёрно уходящую в глубь земли, мы лили из ведер воду. И та уходила стремительно, беззвучно и насовсем. И снова налили, и снова ушла она, будто по срочному важному делу, быстро и независимо. И снова черно зиял отверстый, по-детски круглый рот земли. И уже забыв про суслика, не веря, что когда-нибудь выскочит он из норы, - мы лили воду просто так, потом весело-бесшабашно, потешаясь над собой и этой дырой, уходящей в никуда. Потом со злостью и отчаяньем к этой глумящейся над нами, пионерами тайне: заливали ей глотку, не давая продыху, - лили и лили. Забыв, зачем льем.
И когда наша злоба и ненависть, нависнув над норой, стала огромной, молчаливой и плотной, как льющаяся тяжелой плотной струей вода, когда воздух сгустился от этой общей злобы и стал отчетливо пахнуть хлоркой и потом, - тогда вдруг из соседней норки выполз суслик…
Работа по вопросам:
1.Какой глагол автор выбирает для характеристики движения машины в самом начале рассказа? Почему использовано именно это слово? Как называется такой художественный прием?
2. С каким зверем ассоциируется машина на основе такого ее описания?
3. Найдите в первом абзаце рассказа слова, имеющие отношение к теме «вода». 4.Какое чувство испытывают школьники, когда они начинают «выливать» сусликов? Для чего автор использует стилистические фигуры: многосоюзие и ряды однородных членов?
5.Чье поведение напоминают действия школьников в начале рассказа?
6.Проследите, как изменяется поведение детей в процессе того, как они льют воду? Какие слова находит автор для передачи внутреннего состояния детей?
7.Автор называет норку суслика сначала «по-детски открытым ртом земли», а потом просторечным словом «глотка». Зачем нужен такой контраст?
8.Как С.Василенко развивает тему воды, характеризуя действия и чувства пионеров?
9.Попытайтесь продолжить рассказ.
Он вылез на свет, мокрый, дрожащий, маленький, будто только родился у нас на глазах из чрева земли, - и застыл очарованный.
Божий мир был цел и глядел на него.
Что ему там причудилось, в его извилистой земляной тьме, по которой, воя от ужаса, металась его детская душа, и ее со всех сторон настигала наша человеческая, хлорированная злоба, наша ледяная ненависть, просачиваясь во все закоулки и убежища: всемирный потоп? конец света?
Но мир был цел. Мир был целехонек. Он был даже лучше того, прежнего. Неуничтоженное солнце светило ярче, чем то, привычное. Неуничтоженное небо было голубее и чище.
Подняв свою душу на задние лапы, он молитвенно сложил свои ручки на груди и, закинув голову, блаженно, подслеповато щурясь, поглядел на мир.
Мир был цел.
Он тихо свершил свой намаз.
И только тогда поглядел на нас, сгрудившихся над ним людей.
Он и на нас посмотрел сначала влюбленно, радуясь за нас, что мы живы, что вышли сухими из воды, целы и невредимы после такого потопа.
И еще раз посмотрел. Но уже не так: деловито огляделся и понял - не вырваться. И обреченно залег: берите. Главное, что мир – цел. И закрыл глаза…
- Как описан появившийся из норы суслик? С кем ассоциируется этот «мокрый, дрожащий, маленький» зверек? Какое средство выразительности использует автор?
- Какие еще слова характеризуют суслика как человека? Какой смысл, по вашему мнению, имеет в рассказе одушевление зверька?
- Кому в рассказе противопоставлен суслик? Для чего?
- Какие идиомы использует писательница, развивая тему воды? Какой библейский мотив появляется в связи с этим? Зачем? В чем символический смысл темы воды в рассказе?
- Как описан окружающий мир? Почему?
6.Закончите рассказ. В тот день мы, учащиеся шестого класса «Б», вылили двадцать два суслика и вышли на первое место по заготовке шкурок.
- Прочитайте последнее предложение рассказа, которое по стилю напоминает сухой отчет. Почему метафорический рассказ о гибели суслика автор заканчивает строгим языком документа?
- Согласны ли вы с мнением литературного критика Н.Шипилова:
«Рассказ «Суслик» можно назвать коротким, но нельзя назвать маленьким». Аргументируйте свой ответ.
3.Напишите сочинение- рассуждение на тему «Мир, котором я живу…»,используя в качестве одного из аргументов материалы урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок внеклассного чтения в 8 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы 8 вида Тема урока : «Бессмертные произведения И.А. Крылова. Мы с каждым годом любим всё сильней».
Данный урок позволяет воспитывать любовь к литературе и гордость за великие произведения баснописца И.А.Крылова....
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 8 классе по теме "...грехи, за которые наказала Земля наша" (по повести А .И .Приставкина "Ночевала тучка золотая")
Представлены три урока внеклассного чтения в 8 классе...
План-конспект урока внеклассного чтения в 7 классе по теме: "Дети войны"
План-конспект урока внеклассного чтения в 7 классе по теме: "Дети войны"...
"Загляни в СВОЮ душу". Урок внеклассного чтения в 6 классе по рассказу С. Висленко "Суслик"
Только через умение быть неравнодушным, принятие ключевых нравственных ценностей (сострадание, милосердие, гуманность, доверие) можно стать человеком, достойным уважения...
План-конспект урока внеклассного чтения в 5 классе УРОК-ИГРА «Вспоминая сказки Андерсена»
Данныйурок внеклассногочтения расширитяет знания детей о сказках Г.Х. Андерсена, развивает интерес к его творчеству; воспитывает у учащихся чувство коллективизма, сплоченности, умени...
Урок внеклассного чтения по литературе ,7 класс, "Книга, которая изменила жизнь"
Урок внеклассного чтения по литературе по произведению А.Платонова "Юшка"...
Урок внеклассного чтения по литературе 9 класс по произведению Е. Рудашевского Здравствуй, брат мой БЗОУ!
В материале представлена разработка внеклассного мероприятия на уроке про произведению современного писателя Евгения Рудашевского "Здравствуй, брат мой БЗОУ!"...