Урок по литературе "В. А. Жуковский. Баллада "Светлана"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Бундюк Яна Михайловна

Урок по литературе в 6 классе на тему: "В.А.Жуковский. Баллада "Светлана"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл list_kontrolya.docx12.19 КБ
Файл v._zhukovskiy_svetlana.docx37.1 КБ
Файл prezentatsiya_zhukovskiy.pptx1.53 МБ

Предварительный просмотр:

ЛИСТ КОНТРОЛЯ

1 ГРУППА

КОМПОЗИЦИЯ БАЛЛАДЫ «СВЕТЛАНА»

Экспозиция

Завязка

Развитие действия

Кульминация

Развязка

Эпилог

ЛИСТ КОНТРОЛЯ

2 ГРУППА

РАССТАВИТЬ В ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ СОБЫТИЯ, ПРОИСХОДЯЩИЕ В БАЛЛАДЕ «СВЕТЛАНА»

А. счастливое пробуждение

1 -

Б. страшный сон

 2 -  

В. гадание девушек

3 -

Г. Отношение автора к своей героине

4 -

ЛИСТ КОНТРОЛЯ

3 ГРУППА

ЗНАЧЕНИЕ ИМЕНИ

СВЕТЛАНА –

ХАРАКТЕР

(выбрать нужное и подчеркнуть)

Влюблена

Эгоистична

Верит в Бога

Не верит в Бога

Терпелива

Верна

ЛИСТ КОНТРОЛЯ

4 ГРУППА

Записать слова, определяющие состояние Светланы

 во время гадания

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЛИСТ КОНТРОЛЯ

5 ГРУППА

Выпишите из текста баллады слова с корнем     -свет-, -свеч-

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Класс  6

Дата14. 10. 2016 г.


УМК: под редакцией Г. С. Меркина «Литература 6 класс».

Тема:В. А. Жуковский. Баллада «Светлана». Творческая история произведения.  Жанровые особенности баллады. Отражение быта русского народа в балладе.

Тип урока:  урок комплексного применения УУД при выполнении  компетентностно - ориентированных заданий с элементами групповой и проектно-исследовательской деятельности.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ
  • Называть отличительные признаки баллады
  • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
  • характеризовать образ поэта, отраженный в посвященных ему стихотворениях и воссозданный на картинах русских художников
  • рассмотреть народность и поэтичность баллады
  • понимать душевное состояние персонажей текста,
  • умение подбирать аргументы при обсуждении произведения, в том числе целесообразное использование цитирования;
  • формирование исследовательских навыков и логического мышления
  • определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями
  • умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному

Формируемые УУД

Личностные

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

  • формирование читательского мастерства:
  • умение дать доказательное суждение о прочитанном,
  • определить собственное отношение к прочитанному
  • адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности
  • – следование в поведении моральным нормам и
  • этическим требованиям
  • Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
  • работать индивидуально и в группе: находить общее решение
  • составление перечня основных признаков баллады в ходе сообщения учащихся, словарная работа
  • Составление ассоциативных рядов
  • осмысленное чтение и адекватное понимание
  • осмысление роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений
  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале
  • планировать пути достижения целей;
  •  устанавливать целевые приоритеты


Автор: Василий Андреевич Жуковский.

Произведение: Баллада «Светлана».

Вид: урок усвоения нового материала.

Тип урока: урок с использованием активных форм работы.

Тема урока: Раз в крещенский вечерок девушки гадали… (Отражение быта русского народа в балладе «Светлана». Жанровые особенности баллады).

Эпиграф: 

Его стихов пленительная сладость
Пройдёт веков завистливую даль…
А.С.Пушкин

Цели урока:

  • Обучающая:      ознакомление с содержанием и художественными особенностями баллады «Светлана», выявление национального колорита произведения.
  • Развивающая: умение анализировать прочитанное.
  • Воспитывающая: воспитание уважения к традициям своего народа, интереса к творчеству и личности писателя.

Оборудование: ПК,    мультимедийная  презентация об истории создания баллады «Светлана», о святочных гаданиях, оформление доски, портрет В.А.Жуковского, картина К.П.Брюллова «Гадающая Светлана», рабочие листы  группы.

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

II.   Вступительное слово учителя 

 Сегодня на уроке мы продолжим разговор о творчестве известного русского поэта и переводчика, названного первым поэтом России. О ком пойдёт речь? (о В.А. Жуковском). В каких жанрах работал поэт? (сказки, элегии, баллады). Назовите известные вам баллады Жуковского? («Кубок», «Людмила», «Светлана»). С какой вы познакомились дома? («Светланой»).  

III.         Определение темы и цели урока урока

 . А теперь давайте определим тему нашего сегодняшнего урока. Какое произведение вам нужно было прочитать внимательно дома и к какому жанру оно относится? (Это баллада «Светлана». Тема урока звучит так: В.А.Жуковский . Баллада «Светлана»)

 ( открывается доска, учащиеся записывают

               Число

Классная работа

В.А.Жуковский. Баллада «Светлана»

IV.    Актуализация прежних знаний.

Прежде чем мы обратимся к теме урока, проведём контрольный срез по изученному на прошлом уроке. Приготовьте листочки , подпишите их.

Вопросы:

 1 Родина В.А. Жуковского (с. Мишенское Тульской губернии)

 2 Кто был настоящим отцом Жуковского? (русский помещик А.И. Бунин)

 3 Какой русский император был воспитанником Жуковского? (Александр II)

 4 С каким известным немецким поэтом был знаком Жуковский? ( Гёте)

 5 Художник, написавший портрет Жуковского (Карл Брюллов)

 6 Кто сказал о В.А. Жуковском следующие слова:

           Его стихов пленительная сладость

           Пройдёт веков завистливую даль

                                     (Пушкин)

 - на экране высвечиваются слова Пушкина и портрет Жуковского

 

V.   Объявление учителем цели урока

Поэзия Жуковского – это поэзия подлинно русская. Она пропитана любовью к бескрайним долинам и шумящим лесам Центральной России, она окружена тайной.

Цель нашего сегодняшнего урока – ознакомление с содержанием и художественными особенностями баллады, выявление национального колорита баллады.

VI   .Сообщения учащихся по теме урока

Послушайте сейчас выступления учащихся об истории создания баллады «Светлана», подготовьтесь ответить на их вопросы и решите, что вы должны будете записать  в тетради.

(об истории создания баллады рассказывают 3 подготовленных ученика с 67 – 68 методического пособия уроки литературы 6 класс Ф.Е.Соловьёв)

Показ 2-х слайдов (обратить внимание на то, что портрет Маши выполнен самим Жуковским)

Запись в тетрадь:

«Светлана» – самое задушевное произведение Жуковского

«Светлана» - это свадебный подарок племяннице Саше Протасовой

Жуковский был влюблён в Машу Протасову

VII.     Работа с иллюстрацией картины К.Брюллова «Гадающая Светлана»

( обращение к слайду с портретом «гадающая Светлана»)

Кто является автором портрета? Недавно на уроке русского языка  мы познакомились с текстом, повествующем о художнике К. Брюллове и вы выполняли проектное задание найти другие картины художника. Какие из них вы помните? («Всадница», «Последний день Помпеи» и др.)

Рассмотрим эту картину . Можно смотреть на цветной вклейке учебника. Давайте вместе попробуем восстановить текст.

На картине Брюллова мы видим (    ) девушку, сидящую перед (    ). Девушка в ( ) костюме:  (    ) сарафан, на шее (      ) ожерелье, на голове (         ) .По обычаю 19 века незамужние девушки заплетали волосы в (   )косу.

VIII.      Анализ текста баллады

1.Определение русского национального в балладе

 - Скажите, что русского, национального в балладе? (образ крещенских гаданий)

 - Давайте проанализируем описание гаданий в произведении. Для начала послушаем чтение отрывка наизусть из баллады ( уч-ся читает отрывок)

 - О каких гаданиях идёт речь? А вот в чём заключался смысл гаданий, вы подготовите это в качестве дом. задания. Подготовить сообщения о гаданиях на Руси) 

Русские, национальные традиции в балладе в этой балладе - образ крещенских гаданий, голубь – символ Духа Святого, защитника чистой души, снежные заносы одинокая “хижинка под снегом”, утреннее пенье петуха, тройка с колокольчиком, свадебная песня “Многие Леты”. Все эти детали так отчетливо и живописно рисовали русский мир, что “Светлану” без сомнений провозгласили первой русской балладой

В балладе В.А.Жуковского «Светлана» перечислены самые распространённые гадания и приметы.

«За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали», чтобы узнать, в какой стороне живёт суженый. Направление должен был указать носок обуви.

«Снег полоть» - подбрасывать снег вверх и наблюдать, как он падает. Если ровно, быть девушке скоро замужем. Если при этом лает собака, то тонкий лай говорит о красивом муже, глухой и сердитый – о неказистом.

Загадывая судьбу, ходили подслушивать под окна чужого дома. Если говор слышался весёлый, то и жизнь в замужестве ожидалась нескучной, а муж -  ласковым и добрым. А если хозяева приметят, что их подслушивают, и при этом скажут: «Гроб да могила да ободранная кобыла» - быть несчастью.

Кормили счётным курицу зерном» и считали, сколько зёрен склюёт. Чётное число – желание сбудется,  нечётное – увы.

«Ярый воск топили», а по образовавшимся фигуркам судили о своём жребии: если похоже на церковь – к венчанию, если напоминает по очертаниям яму или пещеру – жди смерти. Изображение, похожее на дом, предрекает хорошее хозяйство; склонившиеся растения или деревья – грусть, прямые – радость; развалины города – к измене.

Подблюдное гадание было одним из самых распространённых. Девушки, сложив свои кольца в блюдо и накрыв его платком, «пели в лад песенки подблюдны». После каждой такой песни блюдо встряхивали, кольца перемешивались и гадальщица наугад вытаскивала одно из них. К его хозяйке относилось содержание только что исполненной песни, предсказывающей судьбу.

Пожалуй, самым интересным, но и самым страшным было гадание с зеркалом и свечой: девушка смотрела сквозь пламень свечи в зеркало, а в нём должен был появиться суженый…

Все названные детали создают неповторимую картину русского национального быта.

2. Определение особенностей жанра баллады

А теперь давайте обратимся к жанру «Светланы». (это баллада). Дайте определение этому жанру.  Назовите особенности баллады. (Учащиеся перечисляют 6 признаков баллады)

(на зкране высвечивается слайд с признаками баллады)

Анализ баллады по признакам

 - назовите героев баллады

 - что такое сюжет? Назовите события, изображённые в произведении

 - что такое диалог? Найдите диалог героини и её подруг (чтение по ролям с. 104-105)

 - какие элементы в сюжете реальные? (гадание, сон, встреча с возлюбленным)

 - что относится к фантастическому? (события во сне, встреча с суженым, ночное     путешествие, мертвец)

 - каковы мысли и чувства автора? Как сам он оценивает смысл сказанного? (с.112 …Улыбнись…)

3. Работа в группах

Слово учителя

Хорошо поработали с первыми тремя признаками баллады. А теперь разделимся на группы по 4 человека. Каждая группа получает своё задание. После выполнения задания один из группы читает ответы для всего класса. Класс оценивает работу группы и задаёт дополнительные вопросы по теории литературы.

Запись в тетрадь:

Светлана – светлая

IX. Итоги урока

А теперь подведём итоги урока. Сделаем выводы.

Чего боится Светлана? (наказания Божьего)

Почему Светлана не была наказана?(она награждена за верность и любовь)

 В чём, по-вашему, смысл баллады?

Ответ:

Оптимистический, светлый, вера в Бога: в то, что Господь милостив, всё устраивает на благо человеку, пусть все печали и невзгоды остаются во сне, человек достоин радости и счастья, если он верен своему народу, христианской любви, народным обычаям, если он просто хороший человек.

Сон оказывается лишь отражением страхов Светланы. За сном следует пробуждение, и всё сразу меняется. Все страхи влюблённой Светланы развеялись. Вера в провидение означает веру в возможность счастливой жизни. Отступление от веры, живущей в душе, несёт гибель, а преданность ей, несмотря на все испытания и искушения, дарит победу над тёмными, злыми силами. Светлана не потеряла надежды на счастье, и оно пришло к ней.

В образе Светланы отразился образ русской девушки.

Душевный мир героини полон колебаний: она то соглашается присоединиться к гадающим, то отказывается. Девушка и боится, и надеется получить желанную весть.

Светлана, ожидающая жениха целый год, «молчалива и грустна», но душа её ясна, согрета добрым чувством к сегодняшнему дню, верой в день завтрашний: «Я молюсь и слёзы лью! Утоли печаль мою, ангел-утешитель».

Жуковский не случайно погрузил свою героиню в народный деревенский быт с его праздниками, гаданиями, обычаями. Он подчёркивает эти народные истоки романтических чувств Светланы. Счастье девушки зависит только от неё самой, от её внутреннего мира, от заложенных в нём нравственных ценностей, от способности девушки сопротивляться жизненным невзгодам и верить в благую волю Провиденья

Найдите в тексте баллады вывод самого Жуковского, что он хотел до нас донести.

(с 112) … Вот баллады толк моей…

 

X . Рефлексия

Продолжите предложение:

Сегодня я повторил(а), (что?)

Сегодня я научился(лась)….

Я не совсем понял(а)…    

Как я оцениваю свою работу на уроке?

XI. Домашнее задание.  

Подготовить сообщения о  гаданиях на Руси. Найти образы символы. Найти признаки баллады по 6 пункту.

Приложение

  1 группа: Композиция баллады, (схема строения, основные части). Строение баллады

В. А. Жуковского «Светлана»

Экспозиция – вступительная, исходная часть сюжета, - изображение в произведении среды и обстановки, где складывались и развивались черты характера действующих лиц. (Начало баллады, святочные гадания)

Завязка – событие, с которого начинается действие в художественном произведении, влекущее за собой все последующие существенные события в нем (Светлана гадает перед зеркалом, появление жениха)

Развитие действия – структурный элемент сюжета: система событий, вытекающих из завязки. (Описание сна Светланы, сцена скачки, сцена в избе)

Кульминация – момент наивысшего в развитии действия художественного произведения (Светлана в избушке одна с угрожающим мертвецом.Пробуждение Светланы)

Развязка – положение действующих лиц, которое сложилось в произведении в результате развития изображенных в нем событий, - заключительная сцена (Возвращение жениха)

Эпилог–заключительная часть произведения, может быть не связана с развитием действия. (Обращение к читателю, к героине)

3 группа: Образ главной героини, значение имени, составление ассоциативного ряда слов «свет», «тьма».Выписать из текста баллады слова, относящиеся к понятиям «свет», «тьма»

Светлана – русское имя, обозначает «светлая». Жуковский дарит балладу своей любимой племяннице и любимой ученице Сашеньке Протасовой. Имя Светлана создаёт совсем не мрачное настроение. После опубликования баллады Жуковского это имя стало очень популярным.

 

Свет – счастье, надежда, молодость, беспечность.

Тьма – горе, несчастье, рок и др.

 

 

 

 ЛИСТ КОНТРОЛЯ

1 ГРУППА

КОМПОЗИЦИЯ БАЛЛАДЫ «СВЕТЛАНА»

Экспозиция

Завязка

Развитие действия

Кульминация

Развязка

Эпилог

ЛИСТ КОНТРОЛЯ

2 ГРУППА

РАССТАВИТЬ В ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ СОБЫТИЯ, ПРОИСХОДЯЩИЕ В БАЛЛАДЕ «СВЕТЛАНА»

А. счастливое пробуждение

1 -

Б. страшный сон

 2 -  

В. гадание девушек

3 -

Г. Отношение автора к своей героине

4 -

ЛИСТ КОНТРОЛЯ

3 ГРУППА

ЗНАЧЕНИЕ ИМЕНИ

СВЕТЛАНА –

ХАРАКТЕР

(выбрать нужное и подчеркнуть)

Влюблена

Эгоистична

Верит в Бога

Не верит в Бога

Терпелива

Верна

ЛИСТ КОНТРОЛЯ

4 ГРУППА

Записать слова, определяющие состояние Светланы

 во время гадания

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЛИСТ КОНТРОЛЯ

5 ГРУППА

Выпишите из текста баллады слова с корнем     -свет-, -свеч-

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Е го стихов пленительная сладость пройдет веков завистливую даль …»

Слайд 2

В АСИЛИЙ А НДРЕЕВИЧ Ж УКОВСКИЙ Художник О. Кипренский

Слайд 3

БАЛЛАДА ЛИРО-ЭПИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ С ФАНТАСТИЧЕСКИМ, СКАЗОЧНЫМ ИЛИ ИСТОРИЧЕСКИМ СЮЖЕТОМ

Слайд 4

БАЛЛАДА «СВЕТЛАНА» Александра Андреевна Воейкова

Слайд 5

«Сердце ноет, когда подумаешь, чего меня лишили» М.Протасова Рисунок карандашом В.А.Жуковского. 1811 г.

Слайд 6

БАЛЛАДА «СВЕТЛАНА» Это вольный перевод баллады немецкого поэта Г.А.Бюргера « Ленора » Карл Брюллов «Гадающая Светлана»

Слайд 7

Вставить подходящие по смыслу слова На картине Брюллова мы видим ( ) девушку, сидящую перед ( ). Девушка в ( ) костюме: ( ) сарафан, на шее ( ) ожерелье, на голове ( ) .По обычаю 19 века незамужние девушки заплетали волосы в ( )косу.

Слайд 8

Святки – самый веселый крестьянский праздник

Слайд 9

Святки – самый веселый крестьянский праздник

Слайд 10

СИМВОЛЫ

Слайд 11

ПРИЗНАКИ ЖАНРА БАЛЛАДЫ Как произведение эпическое имеет героев и сюжет Важную роль в раскрытии идеи играет диалог Реальное сочетается с фантастическим Как произведение лирическое выражает мысли и чувства автора, даёт оценку происходящему Имеет композицию Баллада отличается богатством выразительных средств и художественных приёмов (инверсия, повторы, риторические вопросы, восклицания и т.д.

Слайд 12

эпилог Улыбнись, моя краса, На мою балладу; В ней большие чудеса, Очень мало складу. Взором счастливым твоим, Не хочу и славы; Слава - нас учили - дым ; Свет - судья лукавый. Вот баллады толк моей: "Лучший друг нам в жизни сей Вера в провиденье. Благ Зиждителя закон: Здесь несчастье - лживый сон; Счастье - пробужденье".

Слайд 13

рефлексия - Сегодня я узнал… - Было интересно… - Было трудно… - Меня удивило… - Я понял, что… - Я научился… - Мне захотелось… - У меня получилось… - Я выполнял задания… - Я не знал…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе для 6 класса по теме "Анализ баллады В.А. Жуковского "Кубок""

Подробный конспект урока литературы для 6 класса по теме "Анализ баллады В.А. Жуковского "Кубок"" по программе Г. Меркина...

Презентация и конспект урока по литературе к теме «В.А.Жуковский «Светлана»

Работа содержит презентацию и конспект урока к теме «В.А.Жуковский «Светлана».В.А.Жуковский мастер сказочной и исторической тематики. Почти все тридцать девять баллад поэта – переводы. Поэтому его спр...

Урок по литературе. Тема " Василий Андреевич Жуковский. Творческий и жизненный путь"

Материалы  урока можно использовать для изучения творчества Жуковского В.А в 9  классе....

Методическая разработка урока по литературе в 5 классе "Баллада Жуковского "Кубок"

Методическая разработка урока по литературе в 5 классе "Баллада Жуковского "Кубок"К разработке прилагается авторская презентация...

Урок по литературе в 6-ом классе "Баллада В.А.Жуковского "Светлана"

Урок по литературе в 6-ом классе "Баллада В.А.Жуковского "Светлана"...

Открытый урок по литературе В.А.Жуковский "Спящая царевна"

Урок составлен в соответствии стребованиями нового стандарта....

Технологическая карта урока литературы в 8 классе на тему: Тема страшного и страха в литературе. В. Жуковский «Светлана»

Урок по литературе в 8 классе. Посвящен анализу баллады В.А. Жуковского "Светлана". Разработан в соответствии с требования ФГОС....