Урок по литературе "В. А. Жуковский. Баллада "Светлана"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Урок по литературе в 6 классе на тему: "В.А.Жуковский. Баллада "Светлана"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
list_kontrolya.docx | 12.19 КБ |
v._zhukovskiy_svetlana.docx | 37.1 КБ |
prezentatsiya_zhukovskiy.pptx | 1.53 МБ |
Предварительный просмотр:
ЛИСТ КОНТРОЛЯ
1 ГРУППА
КОМПОЗИЦИЯ БАЛЛАДЫ «СВЕТЛАНА» | |
Экспозиция | |
Завязка | |
Развитие действия | |
Кульминация | |
Развязка | |
Эпилог |
ЛИСТ КОНТРОЛЯ
2 ГРУППА
РАССТАВИТЬ В ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ СОБЫТИЯ, ПРОИСХОДЯЩИЕ В БАЛЛАДЕ «СВЕТЛАНА» | |
А. счастливое пробуждение | 1 - |
Б. страшный сон | 2 - |
В. гадание девушек | 3 - |
Г. Отношение автора к своей героине | 4 - |
ЛИСТ КОНТРОЛЯ
3 ГРУППА
ЗНАЧЕНИЕ ИМЕНИ
СВЕТЛАНА –
ХАРАКТЕР
(выбрать нужное и подчеркнуть)
Влюблена
Эгоистична
Верит в Бога
Не верит в Бога
Терпелива
Верна
ЛИСТ КОНТРОЛЯ
4 ГРУППА
Записать слова, определяющие состояние Светланы
во время гадания
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЛИСТ КОНТРОЛЯ
5 ГРУППА
Выпишите из текста баллады слова с корнем -свет-, -свеч-
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Класс 6
Дата14. 10. 2016 г.
УМК: под редакцией Г. С. Меркина «Литература 6 класс».
Тема:В. А. Жуковский. Баллада «Светлана». Творческая история произведения. Жанровые особенности баллады. Отражение быта русского народа в балладе.
Тип урока: урок комплексного применения УУД при выполнении компетентностно - ориентированных заданий с элементами групповой и проектно-исследовательской деятельности.
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |
|
|
| |
Формируемые УУД | |||
Личностные | Коммуникативные | Познавательные | Регулятивные |
|
|
|
|
Автор: Василий Андреевич Жуковский.
Произведение: Баллада «Светлана».
Вид: урок усвоения нового материала.
Тип урока: урок с использованием активных форм работы.
Тема урока: Раз в крещенский вечерок девушки гадали… (Отражение быта русского народа в балладе «Светлана». Жанровые особенности баллады).
Эпиграф:
Его стихов пленительная сладость
Пройдёт веков завистливую даль…
А.С.Пушкин
Цели урока:
- Обучающая: ознакомление с содержанием и художественными особенностями баллады «Светлана», выявление национального колорита произведения.
- Развивающая: умение анализировать прочитанное.
- Воспитывающая: воспитание уважения к традициям своего народа, интереса к творчеству и личности писателя.
Оборудование: ПК, мультимедийная презентация об истории создания баллады «Светлана», о святочных гаданиях, оформление доски, портрет В.А.Жуковского, картина К.П.Брюллова «Гадающая Светлана», рабочие листы группы.
ХОД УРОКА.
І. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя
Сегодня на уроке мы продолжим разговор о творчестве известного русского поэта и переводчика, названного первым поэтом России. О ком пойдёт речь? (о В.А. Жуковском). В каких жанрах работал поэт? (сказки, элегии, баллады). Назовите известные вам баллады Жуковского? («Кубок», «Людмила», «Светлана»). С какой вы познакомились дома? («Светланой»).
III. Определение темы и цели урока урока
. А теперь давайте определим тему нашего сегодняшнего урока. Какое произведение вам нужно было прочитать внимательно дома и к какому жанру оно относится? (Это баллада «Светлана». Тема урока звучит так: В.А.Жуковский . Баллада «Светлана»)
( открывается доска, учащиеся записывают
Число
Классная работа
В.А.Жуковский. Баллада «Светлана»
IV. Актуализация прежних знаний.
Прежде чем мы обратимся к теме урока, проведём контрольный срез по изученному на прошлом уроке. Приготовьте листочки , подпишите их.
Вопросы:
1 Родина В.А. Жуковского (с. Мишенское Тульской губернии)
2 Кто был настоящим отцом Жуковского? (русский помещик А.И. Бунин)
3 Какой русский император был воспитанником Жуковского? (Александр II)
4 С каким известным немецким поэтом был знаком Жуковский? ( Гёте)
5 Художник, написавший портрет Жуковского (Карл Брюллов)
6 Кто сказал о В.А. Жуковском следующие слова:
Его стихов пленительная сладость
Пройдёт веков завистливую даль
(Пушкин)
- на экране высвечиваются слова Пушкина и портрет Жуковского
V. Объявление учителем цели урока
Поэзия Жуковского – это поэзия подлинно русская. Она пропитана любовью к бескрайним долинам и шумящим лесам Центральной России, она окружена тайной.
Цель нашего сегодняшнего урока – ознакомление с содержанием и художественными особенностями баллады, выявление национального колорита баллады.
VI .Сообщения учащихся по теме урока
Послушайте сейчас выступления учащихся об истории создания баллады «Светлана», подготовьтесь ответить на их вопросы и решите, что вы должны будете записать в тетради.
(об истории создания баллады рассказывают 3 подготовленных ученика с 67 – 68 методического пособия уроки литературы 6 класс Ф.Е.Соловьёв)
Показ 2-х слайдов (обратить внимание на то, что портрет Маши выполнен самим Жуковским)
Запись в тетрадь:
«Светлана» – самое задушевное произведение Жуковского
«Светлана» - это свадебный подарок племяннице Саше Протасовой
Жуковский был влюблён в Машу Протасову
VII. Работа с иллюстрацией картины К.Брюллова «Гадающая Светлана»
( обращение к слайду с портретом «гадающая Светлана»)
Кто является автором портрета? Недавно на уроке русского языка мы познакомились с текстом, повествующем о художнике К. Брюллове и вы выполняли проектное задание найти другие картины художника. Какие из них вы помните? («Всадница», «Последний день Помпеи» и др.)
Рассмотрим эту картину . Можно смотреть на цветной вклейке учебника. Давайте вместе попробуем восстановить текст.
На картине Брюллова мы видим ( ) девушку, сидящую перед ( ). Девушка в ( ) костюме: ( ) сарафан, на шее ( ) ожерелье, на голове ( ) .По обычаю 19 века незамужние девушки заплетали волосы в ( )косу.
VIII. Анализ текста баллады
1.Определение русского национального в балладе
- Скажите, что русского, национального в балладе? (образ крещенских гаданий)
- Давайте проанализируем описание гаданий в произведении. Для начала послушаем чтение отрывка наизусть из баллады ( уч-ся читает отрывок)
- О каких гаданиях идёт речь? А вот в чём заключался смысл гаданий, вы подготовите это в качестве дом. задания. Подготовить сообщения о гаданиях на Руси)
Русские, национальные традиции в балладе в этой балладе - образ крещенских гаданий, голубь – символ Духа Святого, защитника чистой души, снежные заносы одинокая “хижинка под снегом”, утреннее пенье петуха, тройка с колокольчиком, свадебная песня “Многие Леты”. Все эти детали так отчетливо и живописно рисовали русский мир, что “Светлану” без сомнений провозгласили первой русской балладой
В балладе В.А.Жуковского «Светлана» перечислены самые распространённые гадания и приметы.
«За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали», чтобы узнать, в какой стороне живёт суженый. Направление должен был указать носок обуви.
«Снег полоть» - подбрасывать снег вверх и наблюдать, как он падает. Если ровно, быть девушке скоро замужем. Если при этом лает собака, то тонкий лай говорит о красивом муже, глухой и сердитый – о неказистом.
Загадывая судьбу, ходили подслушивать под окна чужого дома. Если говор слышался весёлый, то и жизнь в замужестве ожидалась нескучной, а муж - ласковым и добрым. А если хозяева приметят, что их подслушивают, и при этом скажут: «Гроб да могила да ободранная кобыла» - быть несчастью.
Кормили счётным курицу зерном» и считали, сколько зёрен склюёт. Чётное число – желание сбудется, нечётное – увы.
«Ярый воск топили», а по образовавшимся фигуркам судили о своём жребии: если похоже на церковь – к венчанию, если напоминает по очертаниям яму или пещеру – жди смерти. Изображение, похожее на дом, предрекает хорошее хозяйство; склонившиеся растения или деревья – грусть, прямые – радость; развалины города – к измене.
Подблюдное гадание было одним из самых распространённых. Девушки, сложив свои кольца в блюдо и накрыв его платком, «пели в лад песенки подблюдны». После каждой такой песни блюдо встряхивали, кольца перемешивались и гадальщица наугад вытаскивала одно из них. К его хозяйке относилось содержание только что исполненной песни, предсказывающей судьбу.
Пожалуй, самым интересным, но и самым страшным было гадание с зеркалом и свечой: девушка смотрела сквозь пламень свечи в зеркало, а в нём должен был появиться суженый…
Все названные детали создают неповторимую картину русского национального быта.
2. Определение особенностей жанра баллады
А теперь давайте обратимся к жанру «Светланы». (это баллада). Дайте определение этому жанру. Назовите особенности баллады. (Учащиеся перечисляют 6 признаков баллады)
(на зкране высвечивается слайд с признаками баллады)
Анализ баллады по признакам
- назовите героев баллады
- что такое сюжет? Назовите события, изображённые в произведении
- что такое диалог? Найдите диалог героини и её подруг (чтение по ролям с. 104-105)
- какие элементы в сюжете реальные? (гадание, сон, встреча с возлюбленным)
- что относится к фантастическому? (события во сне, встреча с суженым, ночное путешествие, мертвец)
- каковы мысли и чувства автора? Как сам он оценивает смысл сказанного? (с.112 …Улыбнись…)
3. Работа в группах
Слово учителя
Хорошо поработали с первыми тремя признаками баллады. А теперь разделимся на группы по 4 человека. Каждая группа получает своё задание. После выполнения задания один из группы читает ответы для всего класса. Класс оценивает работу группы и задаёт дополнительные вопросы по теории литературы.
Запись в тетрадь:
Светлана – светлая
IX. Итоги урока
А теперь подведём итоги урока. Сделаем выводы.
Чего боится Светлана? (наказания Божьего)
Почему Светлана не была наказана?(она награждена за верность и любовь)
В чём, по-вашему, смысл баллады?
Ответ:
Оптимистический, светлый, вера в Бога: в то, что Господь милостив, всё устраивает на благо человеку, пусть все печали и невзгоды остаются во сне, человек достоин радости и счастья, если он верен своему народу, христианской любви, народным обычаям, если он просто хороший человек.
Сон оказывается лишь отражением страхов Светланы. За сном следует пробуждение, и всё сразу меняется. Все страхи влюблённой Светланы развеялись. Вера в провидение означает веру в возможность счастливой жизни. Отступление от веры, живущей в душе, несёт гибель, а преданность ей, несмотря на все испытания и искушения, дарит победу над тёмными, злыми силами. Светлана не потеряла надежды на счастье, и оно пришло к ней.
В образе Светланы отразился образ русской девушки.
Душевный мир героини полон колебаний: она то соглашается присоединиться к гадающим, то отказывается. Девушка и боится, и надеется получить желанную весть.
Светлана, ожидающая жениха целый год, «молчалива и грустна», но душа её ясна, согрета добрым чувством к сегодняшнему дню, верой в день завтрашний: «Я молюсь и слёзы лью! Утоли печаль мою, ангел-утешитель».
Жуковский не случайно погрузил свою героиню в народный деревенский быт с его праздниками, гаданиями, обычаями. Он подчёркивает эти народные истоки романтических чувств Светланы. Счастье девушки зависит только от неё самой, от её внутреннего мира, от заложенных в нём нравственных ценностей, от способности девушки сопротивляться жизненным невзгодам и верить в благую волю Провиденья
Найдите в тексте баллады вывод самого Жуковского, что он хотел до нас донести.
(с 112) … Вот баллады толк моей…
X . Рефлексия
Продолжите предложение:
Сегодня я повторил(а), (что?)
Сегодня я научился(лась)….
Я не совсем понял(а)…
Как я оцениваю свою работу на уроке?
XI. Домашнее задание.
Подготовить сообщения о гаданиях на Руси. Найти образы символы. Найти признаки баллады по 6 пункту.
Приложение
1 группа: Композиция баллады, (схема строения, основные части). Строение баллады
В. А. Жуковского «Светлана»
Экспозиция – вступительная, исходная часть сюжета, - изображение в произведении среды и обстановки, где складывались и развивались черты характера действующих лиц. (Начало баллады, святочные гадания)
Завязка – событие, с которого начинается действие в художественном произведении, влекущее за собой все последующие существенные события в нем (Светлана гадает перед зеркалом, появление жениха)
Развитие действия – структурный элемент сюжета: система событий, вытекающих из завязки. (Описание сна Светланы, сцена скачки, сцена в избе)
Кульминация – момент наивысшего в развитии действия художественного произведения (Светлана в избушке одна с угрожающим мертвецом.Пробуждение Светланы)
Развязка – положение действующих лиц, которое сложилось в произведении в результате развития изображенных в нем событий, - заключительная сцена (Возвращение жениха)
Эпилог–заключительная часть произведения, может быть не связана с развитием действия. (Обращение к читателю, к героине)
3 группа: Образ главной героини, значение имени, составление ассоциативного ряда слов «свет», «тьма».Выписать из текста баллады слова, относящиеся к понятиям «свет», «тьма»
Светлана – русское имя, обозначает «светлая». Жуковский дарит балладу своей любимой племяннице и любимой ученице Сашеньке Протасовой. Имя Светлана создаёт совсем не мрачное настроение. После опубликования баллады Жуковского это имя стало очень популярным.
Свет – счастье, надежда, молодость, беспечность.
Тьма – горе, несчастье, рок и др.
ЛИСТ КОНТРОЛЯ
1 ГРУППА
КОМПОЗИЦИЯ БАЛЛАДЫ «СВЕТЛАНА» | |
Экспозиция | |
Завязка | |
Развитие действия | |
Кульминация | |
Развязка | |
Эпилог |
ЛИСТ КОНТРОЛЯ
2 ГРУППА
РАССТАВИТЬ В ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ СОБЫТИЯ, ПРОИСХОДЯЩИЕ В БАЛЛАДЕ «СВЕТЛАНА» | |
А. счастливое пробуждение | 1 - |
Б. страшный сон | 2 - |
В. гадание девушек | 3 - |
Г. Отношение автора к своей героине | 4 - |
ЛИСТ КОНТРОЛЯ
3 ГРУППА
ЗНАЧЕНИЕ ИМЕНИ
СВЕТЛАНА –
ХАРАКТЕР
(выбрать нужное и подчеркнуть)
Влюблена
Эгоистична
Верит в Бога
Не верит в Бога
Терпелива
Верна
ЛИСТ КОНТРОЛЯ
4 ГРУППА
Записать слова, определяющие состояние Светланы
во время гадания
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЛИСТ КОНТРОЛЯ
5 ГРУППА
Выпишите из текста баллады слова с корнем -свет-, -свеч-
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В АСИЛИЙ А НДРЕЕВИЧ Ж УКОВСКИЙ Художник О. Кипренский
БАЛЛАДА ЛИРО-ЭПИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ С ФАНТАСТИЧЕСКИМ, СКАЗОЧНЫМ ИЛИ ИСТОРИЧЕСКИМ СЮЖЕТОМ
БАЛЛАДА «СВЕТЛАНА» Александра Андреевна Воейкова
«Сердце ноет, когда подумаешь, чего меня лишили» М.Протасова Рисунок карандашом В.А.Жуковского. 1811 г.
БАЛЛАДА «СВЕТЛАНА» Это вольный перевод баллады немецкого поэта Г.А.Бюргера « Ленора » Карл Брюллов «Гадающая Светлана»
Вставить подходящие по смыслу слова На картине Брюллова мы видим ( ) девушку, сидящую перед ( ). Девушка в ( ) костюме: ( ) сарафан, на шее ( ) ожерелье, на голове ( ) .По обычаю 19 века незамужние девушки заплетали волосы в ( )косу.
Святки – самый веселый крестьянский праздник
Святки – самый веселый крестьянский праздник
СИМВОЛЫ
ПРИЗНАКИ ЖАНРА БАЛЛАДЫ Как произведение эпическое имеет героев и сюжет Важную роль в раскрытии идеи играет диалог Реальное сочетается с фантастическим Как произведение лирическое выражает мысли и чувства автора, даёт оценку происходящему Имеет композицию Баллада отличается богатством выразительных средств и художественных приёмов (инверсия, повторы, риторические вопросы, восклицания и т.д.
эпилог Улыбнись, моя краса, На мою балладу; В ней большие чудеса, Очень мало складу. Взором счастливым твоим, Не хочу и славы; Слава - нас учили - дым ; Свет - судья лукавый. Вот баллады толк моей: "Лучший друг нам в жизни сей Вера в провиденье. Благ Зиждителя закон: Здесь несчастье - лживый сон; Счастье - пробужденье".
рефлексия - Сегодня я узнал… - Было интересно… - Было трудно… - Меня удивило… - Я понял, что… - Я научился… - Мне захотелось… - У меня получилось… - Я выполнял задания… - Я не знал…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературе для 6 класса по теме "Анализ баллады В.А. Жуковского "Кубок""
Подробный конспект урока литературы для 6 класса по теме "Анализ баллады В.А. Жуковского "Кубок"" по программе Г. Меркина...
Презентация и конспект урока по литературе к теме «В.А.Жуковский «Светлана»
Работа содержит презентацию и конспект урока к теме «В.А.Жуковский «Светлана».В.А.Жуковский мастер сказочной и исторической тематики. Почти все тридцать девять баллад поэта – переводы. Поэтому его спр...
Урок по литературе. Тема " Василий Андреевич Жуковский. Творческий и жизненный путь"
Материалы урока можно использовать для изучения творчества Жуковского В.А в 9 классе....
Методическая разработка урока по литературе в 5 классе "Баллада Жуковского "Кубок"
Методическая разработка урока по литературе в 5 классе "Баллада Жуковского "Кубок"К разработке прилагается авторская презентация...
Урок по литературе в 6-ом классе "Баллада В.А.Жуковского "Светлана"
Урок по литературе в 6-ом классе "Баллада В.А.Жуковского "Светлана"...
Открытый урок по литературе В.А.Жуковский "Спящая царевна"
Урок составлен в соответствии стребованиями нового стандарта....
Технологическая карта урока литературы в 8 классе на тему: Тема страшного и страха в литературе. В. Жуковский «Светлана»
Урок по литературе в 8 классе. Посвящен анализу баллады В.А. Жуковского "Светлана". Разработан в соответствии с требования ФГОС....