Презентация и конспект урока по литературе к теме «В.А.Жуковский «Светлана»
презентация к уроку по литературе (5 класс) по теме
Работа содержит презентацию и конспект урока к теме «В.А.Жуковский «Светлана».
В.А.Жуковский мастер сказочной и исторической тематики. Почти все тридцать девять баллад поэта – переводы. Поэтому его справедливо называть гением перевода. Но переводные произведения Жуковского производили впечатление оригинального творения, потому что они имели свою творческую самостоятельность.
Цели урока: Образовательные: учить анализировать текст, прослеживать основную мысль автора в произведении. Развивающие: способствовать развитию речи, мышления и творческих способностей учащихся; формировать самостоятельную познавательную деятельность. Воспитательные: воспитывать у учащихся чувство прекрасного, умение ценить любовь, верить в светлое, доброе, высокое.
В целом работа вызывает устойчивый интерес к теме и мотивирует учеников к самостоятельной познавательной деятельности. Конспект урока состоит из пяти этапов, на каждом этапе отражена деятельность учителя и ученика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhukovskiy_svetlana.rar | 518.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Исмаилова Наталья Усеиновна
Предмет: русская литература
Класс: 5
Тема урока: В.А.Жуковский «Светлана».
Оборудование урока: компьютер, видеопроектор, экран.
Материалы к уроку, подготовленные учителем:
Презентация к разным этапам урока
Таблица
Методические приемы: беседа с учащимися по вопросам, выразительное чтение, анализ баллады, контроль знаний учащихся, активизация самостоятельной работы.
Ход урока.
1.Организационный момент. (Слайд № 1)
Цель: подготовка класса к восприятию темы и к общению; создание условия для проведения урока.
- Ребята, сегодня мы будем изучать балладу В.А.Жуковского «Светлана».
Запишем тему урока и эпиграф к нему.
«Его стихов пленительная сладость
Пройдет веков завистливую даль…» (Слайд № 2)
2.Проверка домашнего задания.
Цель: проверить знание и понимание баллады «Светлана»; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме; мотивировать учеников к учебной деятельности.
- Ребята, дома вы должны были прочитать балладу «Светлана», определить из скольких частей она состоит, и озаглавить каждую из них. (Выслушать всех учащихся выбрать оптимальный вариант записать ).
1. Составление схемы баллады. (Приложение №1)
3.Изучение новой темы.
Цели:
Образовательные: учить анализировать текст, прослеживать основную мысль автора в произведении. Развивающие: способствовать развитию речи, мышления и творческих способностей учащихся; формировать самостоятельную познавательную деятельность. Воспитательные: воспитывать у учащихся чувство прекрасного, умение ценить любовь, верить в светлое, доброе, высокое.
Слово учителя о великом русском писателе В.А.Жуковском.
Чтение теоретического материала. (стр.87)
- Кому принадлежат строчки из нашего эпиграфа? (Слайд № 2)
«Его стихов пленительная сладость
Пройдет веков завистливую даль…» (А.С.Пушкину)
- Баллада – это… (Слайд № 3)
- Чем отличается баллада от сказки?
- Где впервые появилась баллада?
Докажите, что «Светлана» В.Жуковского - это баллада.
- Что делали девушки в «крещенский вечерок»? (Слайд № 4)
( гадали)
- Кто главная героиня баллады? ( Светлана) (Слайд № 5)
1. Выпишите все прилагательные из баллады, которые характеризуют Светлану.
(молчаливая, грустная, милая, одинокая)
Найдите в тексте её описание.
(«Молчалива и грустна
Милая Светлана»;
«Вот красавица одна»
«Я с тобой, моя краса»)
3. Как автор относится к своей героине?
Найти слова в тексте.
(« Улыбнись, моя краса»
О! Не знай сих страшных снов
Ты, моя Светлана…» прочитать отрывок до конца)
Работа над текстом произведения, используя таблицу, содержащую следующее: 1) части, из которых состоит баллада; 2) звукопись; 3) цветопись; 4) душевное состояние героини на каждом этапе баллады. Комментированное чтение и заполнение таблицы. (Приложение №2) (Слайд № 6)
Схема баллады | Звукопись | Цветопись | Состояние Светланы | ||
звук | источник | цвет | источник | ||
1. Светлана гадает. | |||||
2. Сон Светланы. | |||||
3. Поездка с незнакомцем. | |||||
4. Приезд в «Божий храм». | |||||
5. Дорога к избушке. | |||||
6. В избушке. | |||||
7. Пробуждение от сна. | |||||
8. Обращение автора. |
4.Закрепление темы.
Цель: развитие мышления, воображения школьников, умение применять изученный материал.
1. Подчеркните слова символы: ( Слайд №7)
а) синей чертой, символизирующие смерть;
б) красной чертой, символизирующие жизнь.
Луна, зеркало, кони, гроб, снег, ворон, огонёк, метель, вьюга, крест, свет, голубок, мертвец, петух, колокольчик.
2. Сколько раз в тексте мы встречаем слова? ( Слайд №8)
а) луна (--); (2)
б) ночь (--); (-) (полуночь, впотьмах)
в) степь (--); (1)
г) любовь (--). (1)
3. Найдите в тексте баллады рифмы к словам: ( Слайд №9)
Уголок_ («мирный уголок»)
Круг _ («туманный круг»)
Двор _ («широкий двор»)
Свет _ («свет – судья лукавый», «лунный свет, бледен и унылый»)
Голубок _ («белоснежный голубок», «голубочек белый»)
Храм _ ( «Божий храм»)
4. Вставьте пропущенные слова: ( Слайд №10)
1. Что же твой, Светлана, …,
…муки?
2. Снег на солнышке…
Пар … тонкий…
3. В тонкий … окна
Светит …денницы;
4. Здесь …- лживый сон;
Счастье - …
5. …весёлость, как была,
Дней её …
5.Дополните слова сравнениями из текста баллады «Светлана»: ( Слайд №11)
а) колокольчик –
б) Светлана –
в) мрак –
г) судьбина –
д) путь –
е) день –
ж) свет –
5.Задание на дом. ( Слайд №12)
Цель: способствовать развитию речевых способностей у учащихся, внимания, мышления, памяти и воображения, побуждение познавательного интереса к произведению и дальнейшей работой над ней.
- Ребята, дома вы должны будете ответить на вопросы:
1. Какой «баллады толк» дает автор? Что является, как утверждает автор, счастьем, а что несчастьем?
2. Почему автор назвал балладу «Светлана»? О чём говорят последние строчки произведения?
Приложение №1
Схема баллады:
1. Светлана гадает.
2. Сон Светланы.
3. Поездка с незнакомцем.
4. Приезд в «Божий храм».
5. Дорога к избушке.
6. В избушке.
7. Пробуждение от сна.
8. Обращение автора.
Приложение №2
Таблица
Схема баллады | Звукопись | Цветопись | Состояние Светланы | ||
звук | источник | цвет | источник | ||
1. Светлана гадает. | 1) «Мертвое молчание»; | 1)«чуть лиет сиянье»; | 1) свечка; | «Робость в ней волнует грудь» | |
2. Сон Светланы. | 1)треск; 2)крикнул жалобно; 3) стук; | 1) огонёк; 2) сверчок; 3)замок (кто-то) | 1) блеск; | 3)глаза (кого-то); | «Страх туманит очи», «Чуть Светлана дышит». «Занялся от страха дух». |
3. Поездка с незнакомцем. | 1)пышут ноздрями; 2) «поднялася»; | 1) кони; 2) вьюга; | 1)чуть «блестят»; 2) бледен и унылый; |
| «Сердце вещее дрожит» |
4. Приезд в «Божий храм». | 1) «двери отворились»; | 1) ветер; | 1)яркий свет; 2) чёрный; 3)«бледен»; | 1)«паникадил»; 2) гроб; 3) «друг»; | «Пуще девица дрожит» |
5. Дорога к избушке. | 1)«метелица»; 2) каркает; | 1)«кругом»; 2) ворон; | 1) чёрный; 2) брезжит; | 1) «вран»; 2)огонёк; | «В страшных девица местах» |
6. В избушке. | 1)всё утихло; 2) «страшное молчанье»; 3) стон; | 1) мертвец; | 1)«слабо тлится»; 2)бело-снежный; 3) мрачнее ночи; | 1) свечка; 2) «голубок»; 3) лик мертвеца; | «Девица дрожит» |
7. Пробуждение от сна. | 1)«шумно бьёт крылами»; 2) гремит; | 1)петух; 2) колокольчик; | 1) светит; 2) блестит; 3) алеет; | 1) луч (денницы); 2)снег; 3) пар; | «Светланин дух смутен сновиденьем» |
8. Обращение автора. | « В ней душа как ясный день; Ах! Да пронесется» | «Будь вся жизнь её светла» | « Улыбнись моя краса» |
Используемая литература:
1.Русская словесность: фольклор и литература. Учебник для 5 класса общеобразовательной школы. Т.П. Чаплышкина, А.М.Садвакасова, Л.В.Сафронова, Н.Н.Ставицкая, С.Я.Ходова. – 3-е изд., - Алматы: Атамура, 2010.
2. Русская словесность. Дидактический материал: Для 5 класса общеобразовательной школы. Т.П. Чаплышкина, А.М.Садвакасова, Л.В.Сафронова, Н.Н.Ставицкая, С.Я.Ходова. Алматы: Атамура, 2001.
3. Русская словесность: фольклор и литература. Методическое руководство: Для 5 класса общеобразовательной школы. Т.П. Чаплышкина, А.М.Садвакасова, Л.В.Сафронова, Н.Н.Ставицкая, С.Я.Ходова. – Алматы: Атамура, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературы по теме "В.А. Жуковский и его творчество"
Материал урока может быть использован для изучения творчества В.А. Жуковского....
План-конспект урока по литературе(6 класс) с презентацией по повести А.С. Пушкина "Барышня-крестьянка"
План-конспект урока по литературе(6 класс) с презентацией по повести А.С. Пушкина "Барышня-крестьянка" , который может вам пригодиться в вашей работе....
Конспект урока по литературе на тему: "Поэтические течения Серебряного века" (с презентацией)
Урок является контрольно-обобщающим. Дает возможность систематизировать и проверить знания по теме: "Серебряный век русской поэзии"....
Презентация и конспект урока по литературе к теме «К.Г.Паустовский «Тёплый хлеб».
Работа содержит презентацию и конспект урока к теме «К.Г.Паустовский «Тёплый хлеб». Иллюстративный материал дает возможность пройтись по страницам сказки. Вопросы и задания дают возможность актив...
Технологическая карта урока по литературе на тему: В. А. Жуковский – родоначальник русского романтизма. Счастье и судьба в балладе «Светлана»
Технологическая карта урока по литературе в 9 классе на тему: В. А. Жуковский – родоначальник русского романтизма. Счастье и судьба в балладе «Светлана»...
Презентация к конспекту урока по литературе в 5 классе "Реальное и фантастическое в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"
Данная презентация предназначена для обучающихся 5 класса общеобразовательной школы. Презентация составлена с использованием ИКТ и состоит из 9 слайдов....
Презентация по литературе на тему "В.А.Жуковский. Жизнь и творчество"
Презентация по литературе на тему "В.А.Жуковский. Жизнь и творчество"...