Урок по литературе в 6-ом классе "Баллада В.А.Жуковского "Светлана"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Урок по литературе в 6-ом классе "Баллада В.А.Жуковского "Светлана"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 21.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Тема урока: Баллада В.А. Жуковского «Светлана»
Цели и задачи:
1. Способствовать развитию у учащихся предметных знаний и умений:
- познакомить учащихся с литературой 19 века;
- провести аналитическую работу по произведению В.А. Жуковского «Светлана»;
- продолжить знакомство с теорией литературы, поговорить о родах литературы, о жанре «баллада»;
- сформировать у учащихся навыки исследования литературного произведения.
2.Способствовать развитию у учащихся коммуникативных учебных действий:
- формулировать и аргументировать собственное мнение и позицию;
- воспринимать иные точки зрения, быть готовым корректировать свою;
- выступать перед аудиторией сверстников;
- работать индивидуально и в команде.
3.Способствовать воспитанию у учащихся
чувства любви к своей культуре, литературе и обычаям предков
Ход урока
1.Вступление
Учитель: В качестве эпиграфа к разделу учебника «Пролетая над снами…» служат строчки из произведения Стругацких «Понедельник начинается в субботу». Попытаемся определить, исходя из их содержания, о чем пойдет речь в данном разделе, с какими произведениями мы с вами познакомимся. Послушайте.
– А вы сами-то верите в привидения? – спросил лектора один из слушателей.
– Конечно нет, – ответил лектор и медленно растаял в воздухе.
Итак, что вы можете сказать?
Ученики (предполагаемый ответ): мы будем изучать произведения, связанные с чем-то необычным, потусторонним миром, мистикой.
Учитель: Правильно. Первое произведение, которое мы разберем – это баллада В.А. Жуковского «Светлана» (1808 – 1812). Давайте познакомимся с краткой биографической справкой автора.
2.Презентация ученика
Биографическая справка.
Василий Андреевич Жуковский (1783 – 1852) – русский поэт, академик, переводчик. Родился Василий Жуковский 29 января (9 февраля) 1783 года в селе Мишенском Тульской губернии. Он был незаконнорождённым сыном помещика А. И. Бунина. Получил новую фамилию после усыновления крёстным – бедным белорусским дворянином Андреем Григорьевичем Жуковским.
Первое образование в биографии Жуковского было получено в семье Буниных. Затем он обучался в частном пансионе, Тульском народном училище. С 1805-1806 годах работал в «Вестнике Европы», в 1808-1809 годах был его редактором.
Первые стихотворения были написаны во время учебы в пансионе при университете города Москвы. Творчество Жуковского 1808-1812 г. наполнено сентиментализмом и романтизмом. Это баллады Людмила (1808), «Кассандра» (1809), «Светлана» (1808-1812). После войны 1812 года поэт создает такие произведения, как «Императору Александру» и «Певец во стане русских воинов». Последнее принесло писателю известность.
В 1815 году Жуковский становится участником литературного общества «Арзамас». В это же время начинает придворную службу, которая продлилась 25 лет. Сначала он был чтецом при императрице, вдове Павла I, а потом воспитателем будущего императора Александра II.
1810-1820 гг. – расцвет творчества поэта. Самые известные произведения того времени: «Эолова арфа», «Двенадцать спящих дев» и др. Анализ стихотворений В.А. Жуковского раскрывает большое тематическое разнообразие. Значимым достоянием являются переводы Жуковского. Это «Рустем и Зораб» (1849), «Одиссея» (1849), «Наиль и Дамаянти» (1844).
Умер Василий Андреевич Жуковский 12 (24 апреля) 1852 года в Баден-Бадене, похоронен в Санкт-Петербурге.
3.Словарная работа
Чтобы лучше понять произведение, обратимся к следующим словам:
налой, аналой, перси, Зиждитель (значение в сносках).
А также выясним значение слов «паникадило» и «фимиам»
Паникадило – в православном храме центральная люстра со множеством свечей или лампад.
Фимиам – ароматическая смола, благовоние, вещества, сжигаемые при богослужениях.
4.Содержание произведения.
Пересказ или чтение баллады «Светлана».
Работа по вопросам 1-2 на стр. 13
Предполагаемые ответы:
1)Это момент самого гадания Светланы
Чуть Светлана дышит…
Вот…легохонько замком
Кто-то стукнул, слышит;
Робко в зеркало глядит:
За ее плечами
Кто-то, чудилось, блестит
Яркими глазами…
2)Это проникновение в потусторонний мир, гадание, фантастика.
5.Теория литературы
Чтение статьи словарика «Роды литературы», «Эпос» и «Лирика», «Баллада».
Запись в тетради.
Обобщение: существует 4 литературных рода – эпос, лирика, драма, лироэпика.
В эпосе главное – изображение событий, которые происходят с героем.
В лирике – изображение чувств автора, герой изображен в различных состояниях.
Баллада – лироэпический жанр, «рассказ в стихах» с историческим фантастическим или любовно-драматическим сюжетом.
Учитель: Докажите, что произведение В.А. Жуковского является балладой.
Ученики (предполагаемый ответ): Это рассказ в стихах, окрашенный чувствами. Мы наблюдаем события, которые происходят с героиней и ее душевное состояние (грусть, страх).
Учитель: Назовите основные элементы композиция баллады.
Ученики (предполагаемый ответ): зачин (первая строфа), завязка (начало гадания Светланы),развитие действия (сон), кульминация (встреча с другом-мертвецом(сон)), развязка (пробуждение), концовка (последняя строфа).
Учитель: Правильно. Обратите внимание – центральное место в композиции данного произведения занимает сон. Сон – это литературный прием. Он может включаться в произведение, чтобы предсказать будущие события, рассказать о прошлом героя, раскрыть внутреннее состояние героя, объяснить причины его характера, поступков и т.д. Как вы думаете, какова роль сна в балладе «Светлана»?
Ученики (предполагаемый ответ): Скорее, раскрыть внутреннее состояние героини, показать ее страх, переживание по поводу расставания с возлюбленным. А еще сон здесь раскрывает традиции (например, гадание на суженого в крещенские вечера), верования народа, его представления о мире. Икона, свеча и белый голубь выступают как защитники живых перед страшным миром мертвых.
Учитель: Почему баллада не оставляет мрачного впечатления, несмотря на страшный сон, который приснился Светлане?
Ученики (предполагаемый ответ): Финал истории светлый: жених вернулся к Светлане живым. Также обращает на себя внимание и последняя строфа произведения (концовка), в которой автор утверждает: «Лучший друг нам в жизни сей/ Вера в провиденье./ Благ Зиждителя закон:/Здесь несчастье – лживый сон;/Счастье – пробужденье».
Учитель: Верно, именно так отражается в произведении светлый и добрый взгляд поэта на мир.
6.Обобщение.
Ученики говорят о том, что они узнали нового на данном уроке.
7.Домашнее задание.
Прочитать балладу Гёте «Лесной царь» в переводе В.А. Жуковского.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"
План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...
ПЛАН УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 9 КЛАССЕ НА ТЕМУ: "ПОЭТЫ ПУШКИНСКОЙ ПОРЫ",презентация к уроку литературы в 9 классе на тему: Поэты пушкинской поры"
Конспект урока по литературе в 9 классе....
Открытый урок по литературе . Образ "странного" героя в творчестве В.М.Шукшина. Рассказ "Критики"( Подготовка к ВПР на уроке литературы, работа с текстом)
Урок направлен на развитие навыков анализа текста, монологической и диалогической речи, читательской грамотности учащихся. Задания связаны с материалами ВПР по русскому языку в 6 классе (2 часть...
Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литература Класс: 10 Используемый учебно-методический комплекс: ЛИТЕРАТУРА 10 класс Учебник для общеобразовательных учреждений Баз
Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литератураКласс: 10Используемый учебно-методиче...
8 февраля 2022 года. Интегрированный открытый урок по литературе и химии «Два великих имени: Д.И. Менделеев и А. А. Блок». Отделение "Автозаводская" ГБПОУ МТК. Провела открытый урок преподаватель русского языка и литературы Моисеева Т.А.
8 февраля 1834 года родился великий русский ученый Д. И. Менделеев. Казалось бы, этот урок должен был быть посвящен ему и его научной деятельности, но у нас необычное занятие, из которого ...
8 февраля 2024 года. Интегрированный открытый урок по литературе и химии «Две судьбы: Д.И. Менделеев и А. А. Блок». Отделение "Автозаводская" ГБПОУ МТК. Провела открытый урок преподаватель русского языка и литературы Моисеева Т.А.
Ежегодно в Московском технологическом колледже учащимся рассказывают интересную историю о двух великих людях начала 20 века: Д.И. Менделееве и А.А. Блоке, о том, что пересеклись их пути, что их связыв...