Рабочая программа по литературе. Ланин 9 класс
рабочая программа по литературе (9 класс) на тему

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл l_lan._9_kl.docx65.52 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для учащихся 9 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения (2010 г.), Примерной учебной программы основного общего образования по литературе для 5-9 классов (опубликована в сборнике «Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011 (серия «Стандарты второго поколения») и Программе по литературе для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (под ред. Б.А. Ланина – М.: Вентана-Граф, 2013) и обеспечивает реализацию обязательного минимума образования. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, преемственность с примерными программами для начального общего образования.

 Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании

Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений

Российской Федерации (вариант № 1) предусматривает обязательное изучение литературы в 9 классе в объёме 102 ч.

Содержание учебного предмета «Литература»

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Курс для 5-9 классов строится на сочетании концентрического, хронологического и жанрового принципов.

Вторая ступень школьного литературного образования (5-9 классы) охватывает три возрастные группы учащихся. В соответствии с их психофизиологическими особенностями определяются три этапа развития основных видов учебной деятельности.

I этап (5 – 6 классы). Этап знакомства с литературой как искусством слова, видом творчества и феноменом духовной культуры, этап накопления читательского опыта учащихся.

II этап (7 – 8 классы). Этап развития литературного вкуса.

III этап (9 класс). Этап формирования представления о нравственно-этических традициях русской литературы, её художественных открытиях.

В каждом классе затронута одна из ведущих тем. В 7 классе ведущая тема – «Литература и действительность.».

ИЗ РАЗДЕЛА «ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА»

У истоков великой русской литературы. Основные темы и художественные особенности.

Самобытный характер древнерусской литературы. Летописные жанры. Русские летописи. История летописей. Летописцы и их творчество.

«Слово о полку Игореве»

«Слово...» — величайший памятник древнерусской литературы. Историческая основа произведения, история публикаций. Проблема авторства. Художественные переводы «Слова».

Идейно-художественное значение «Слова...». Сюжет, фабула, композиция, особенности художественной образности. Связь с фольклором. Принципы создания образов героев. Образы русских князей. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Образ Русской земли. Авторская позиция в «Слове...». «Золотое слово» Святослава и основная идея произведения. Соединение языческой и христианской образности. Язык произведения. Пейзаж и его роль. Патриотический и героический пафос, лиризм «Слова...». Влияние на развитие отечественной литературы.

Связь между видами искусства. Опера А.П. Бородина «Князь Игорь».

Тема для обсуждения. Споры об авторе. Образ автора в «Слове...».

Творческие задания. Фольклорные традиции «Слова...». «Слово...» в контексте древнерусской литературы.

ИЗ РАЗДЕЛОВ «РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX В.», «ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

КЛАССИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX В.

А.С.Грибоедов. Жизнь и творчество писателя. Повторение.

«Горе от ума». Традиции просветительства и черты классицизма. История создания, публикации и первые постановки комедии. Прототипы. Смысл названия и проблема ума в пьесе. Сюжет и композиция. Особенности развития комедийной интриги. Своеобразие конфликта. Двойной конфликт комедии. Столкновение «века нынешнего» и «века минувшего» в произведении. Система образов. Чацкий как необычный резонёр, предшественник «странного человека» в русской литературе. Своеобразие любовной интриги. Образ фамусовской Москвы. Художественная функция внесценических персонажей. Художественные средства создания характеров. Образность и афористичность языка. Мастерство драматурга в создании речевых характеристик действующих лиц. Конкретно-историческое и общечеловеческое в произведении. Необычность развязки, смысл финала комедии. Сатира в произведении. Критика о пьесе Грибоедова.

Раздел «Теория литературы». Повторение. Классицизм как литературное направление. Просветительский реализм. Романтизм. Драма как род литературы. Трагедия. Комедия классицизма. Понятие о реализме.

Связь между видами искусства. Вальсы Грибоедова. Театральные постановки и экранизации комедии. Телеверсии спектаклей Академического Малого театра: постановки С. Алексеева (1952 г.), М. Царёва (1977 г.), С. Женовача (2003 г.). Телеверсия постановки О. Меньшикова (2001 г.). Современные трактовки пьесы.

Тема для обсуждения. Судьба личности в русском обществе.

Творческое задание. Эссе с использованием критической литературы о комедии (А.А. Григорьев. «По поводу нового издания старой вещи „Горе от ума"»; И.А. Гончаров. «Мильон терзаний»).

Интернет. Написание отзыва о постановке для театрального сайта.

Дж.Г. Байрон. Из биографии (странствия поэта).

«Паломничество Чайльд-Гарольда» (фрагменты).  Романтический герой в поисках смысла жизни. Мотив странствия. Испытание любовью, дружбой. Мотивы тоски и одиночества. Ощущение трагического разлада героя с жизнью, окружающим его обществом. Байронический тип героя. Байрон и русская литература.

А.С. Пушкин. Жизнь и творчество: годы творческого расцвета.

«Евгений Онегин. Эволюция замысла. Своеобразие жанра произведения: широта охвата действительности («энциклопедия русской жизни», В.Г. Белинский), стихотворная форма, единство эпического и лирического начал. «Зеркальная» композиция романа, испытания героев. Социально-историческое и общечеловеческое значение нравственных проблем романа. Изображение высшего света и поместного дворянства. Образ читателя в романе. Образ Онегина, его развитие. Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Татьяна как «милый идеал» автора. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Автор романа и лирический герой поэзии Пушкина. Сюжетные линии произведения и темы лирических отступлений. Роль лирических отступлений в романе. Особенности стиля: романтические, реалистические черты, отсылки к классицизму. Художественная функция эпиграфов, посвящений, снов и писем героев романа. Картины жизни русского общества: жизнь столиц и мир русской деревни. Картины родной природы. «Онегинская строфа». Особенности языка, органичное сочетание высокой поэтической речи и дружеского разговора, упоминания имён богов и героев античной мифологии и использование просторечной лексики. Споры об Онегине в русской критике: Онегин — «страдающий эгоист», «эгоист поневоле» (В.Г. Белинский) или «отвлечённый человек, беспокойный мечтатель на всю жизнь» (Ф.М. Достоевский), «чужой, нерусский, туманный призрак, рождённый веяниями западной жизни» (Д.С. Мережковский).

Раздел «Теория литературы». Реализм как литературное направление. Романтизм и реализм. Роман в стихах: особенности жанра.

М.Ю. Лермонтов.Жизнь и творчество.

«Герой нашего времени». «Герой нашего времени» как первый психологический роман в русской литературе. Особенности сюжета и композиции: смена рассказчиков, внимание к внутреннему миру героя; смещение временной последовательности действия; «история души человеческой» как развитие действия.

Роль композиции в раскрытии характера Печорина (от описания поступков, их мотивировки — к психологической самохарактеристике). Особое внимание к внутренней жизни человека, его мыслям, чувствам, переживаниям, самоанализу, рефлексии. Композиционная роль «Журнала Печорина». Жанровое своеобразие романа «путевые записки», дневник, повести). Печорин в поисках смысла жизни. Романтические черты героя, его автобиографизм. Нравственно-философская проблематика (индивидуализм, эгоцентризм, социальная активность личности, ответственность человека за свою судьбу и жизнь близких людей, цель и смысл жизни).

Художественные описания природы Кавказа, быта и нравов горцев как средства раскрытия психологии личности. Главный герой и второстепенные персонажи произведения. Любовь и игра в любовь в жизни Печорина. Смысл финала романа. Поэтическая ёмкость, лиризм и выразительность языка романа. Смысл названия романа. Печорин и Онегин. Печорин и лирический герой поэзии Лермонтова. Роман «Герой нашего времени» в русской критике.

Раздел «Теория литературы». Психологический портрет. Психологический пейзаж. Сюжет и фабула.

Связь между видами искусства. Музыка Сен-Санса, акварели М.Ю. Лермонтова. Экранизации романа: «Страницы журнала Печорина» (постановка А. Эфроса, 1975); «Герой нашего времени»: «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань» (режиссёр С. Ростоцкий, 1965-1966); «Княжна Мери» (режиссёр И. Ан-ненский, 1955).

Творческая работа. Споры вокруг романа М.Ю. Лермонтова в русской критике (В.Г. Белинский. «Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова»; Ю.И. Айхенвальд. «Заметка о „Герое нашего времени"»; Д.Н. Овсянико-Куликовский. «Печорин»; Д.С. Мережковский. «Поэт сверхчеловечества»; Б.М. Эйхенбаум. «Роман М.Ю. Лермонтова „Герой нашего времени"»).

Интернет. Современный взгляд на роман Лермонтова: поиск электронных ресурсов по произведению, составление библиографии с краткой аннотацией.

Тема для обсуждения. Чайльд-Гарольд — Онегин — Печорин: трагедия незаурядной личности.

Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество писателя: годы странствий, вехи религиозного поиска.

 «Мёртвые души». Из истории создания. Смысл названия поэмы. Путешествие героя как приём воссоздания широкой панорамы Руси: Русь помещичья, народная. Чичиков как герой нового времени — «приобретатель», его идейно-композиционное значение в поэме. Тема пошлости в произведении: образы помещиков. Групповой портрет чиновников: средства создания. Чичиков в системе образов поэмы. Образы помещиков и чиновников, художественные средства и приёмы их создания, образы крестьян. Образ Руси. Взаимоотношения Чичикова и автора-повествователя в сюжете поэмы. Эволюция образа автора от сатирика к проповеднику и пророку. Жанровое своеобразие произведения, его связь с «Божественной комедией» Данте, плутовским романом, романом-путешествием. Причины незавершённости поэмы. Особенности стиля «Мёртвых душ». Единство сатирического и лирического начал, обусловленное гуманистическим идеалом писателя.

Своеобразие художественной манеры Гоголя: роль подробностей и художественных деталей, портретных зарисовок, речевых и авторских характеристик в раскрытии внутреннего мира героев.

Лирические отступления в «Мёртвых душах», их тематика и идейный смысл. Поэма о России, тема будущего Руси. Своеобразие гоголевского реализма. Поэма «Мёртвые души» в русской критике. Смысл названия поэмы и споры о жанре «Мёртвых душ»: роман или поэма?

Раздел «Теория литературы». Роман и поэма (обобщение).

Для самостоятельного чтения. Рассказ В.М. Шукшина «Забуксовал».

Связь между видами искусства. Экранизации и театральные постановки поэмы. Художественные фильмы режиссёра М. Швейцера (1984) и режиссёра Л. Трауберга (1960).

Тема для обсуждения. Образ Чичикова: сильная, предприимчивая личность или мелкий и пошлый человечек? Стилевые различия в описании Хлестакова и Чичикова.

Творческие задания. Кто же едет в тройке? Кого везёт тройка-Русь? Поэма Гоголя в русской критике (В.Г. Белинский. «Похождения Чичикова, или Мёртвые души. Поэма Н. Гоголя»; К..В. Манн. «Поэтика Гоголя»; В.В. Набоков. «Николай Гоголь»; А. Белый. «Мастерство Гоголя»; В.В. Зеньковский. «Н.В. Гоголь»; В.В. Гиппиус. «Н.В. Гоголь»).

Интернет. Современный взгляд на поэму Гоголя: поиск электронных ресурсов по произведению, составление библиографии с краткой аннотацией.

Раздел «Теория литературы». Обобщающее повторение: романтизм и реализм. Особенности реалистической поэтики.

ИЗ РАЗДЕЛОВ «РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX В.», «РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX В.», «ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА»

Вечные образы в литературе

М. де Сервантес Сааведра. Из биографии.

«Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский. Рыцарские романы во времена Сервантеса. Мечта о Дульсинее Тобосской. Конфликт мечты и реальности в романе. Дон Кихот и Санчо Панса: взаимоотношения героев, роль двойничества в композиции романа. Философская и нравственная проблематика романа.

Авторская позиция и способы её выражения. Конфликт иллюзии и реальной действительности.

У. Шекспир. Из биографии (театр в жизни Шекспира).

«Гамлет». Трагедия мести, перерастающая в трагедию личности. Напряжённая духовная жизнь героя-мыслителя. Противопоставление благородства мыслящей души суетности времени. Трагический разрыв героя с близкими людьми, его одиночество. Гамлет как «вечный» образ. Тема жизни как театра.

И.С. Тургенев. Жизнь и творчество писателя.

«Гамлет и Дон-Кихот». Два типа личности в истории человечества и в творчестве И.С. Тургенева. Пародийность и поэтичность в их обрисовке и восприятии.

«Гамлет Щигровского уезда». История русского Гамлета, его психологические, национальные и исторические особенности.

Связь между видами искусства. Образ Гамлета на сцене и на экране. «Гамлет» (режиссёр Г. Козинцев, 1964). Музыка Д.Д. Шостаковича. Современные постановки пьесы.

Тема для обсуждения. Герой-мыслитель в русской и мировой литературе.

Интернет. Поиск сайта, посвященного Шекспиру; написание и размещение на нём рецензии на одну из интерпретаций «Гамлета» в кино и театре.

А.П. Чехов. Жизнь и творчество.

«Крыжовник», «О любви». Образы «футлярных людей». Психологическая мотивировка образов. Роль художественной детали. Тема любви в рассказах Чехова. Авторская позиция. Смысл финала произведений. Художественная роль пейзажа. Жанрово-композиционные особенности чеховских рассказов. Новаторство Чехова в жанре рассказа. Роль художественной детали. Лаконизм и выразительность языка.

Интернет. Создание презентации «Герои Чехова».

М. Горький. Жизнь и творчество: странствия на рубеже веков.

«Челкаш». Сильный человек вне общества. Широта души, стремление к воле. Противостояние обществу. Отсутствие идеализации героя, реалистическая мотивировка характера. Челкаш и Гаврила: два типа отношения к жизни. Особенности языка и стиля произведения.

Символический образ моря в рассказе.

Творческое задание. Особенности пейзажа в романтических и реалистических рассказах М. Горького.

Интернет. Библиография статей о М. Горьком в электронных журналах за последние годы.

А.А. Блок. Жизнь и творчество.

Цикл «Стихи о Прекрасной Даме» «Вхожу я в тёмные храмы...», «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо...», «Мы встречались с тобой на закате...», «Мне страшно с Тобой встречаться...» (другие — по выбору учителя) Теория «Вечной Женственности» B.C. Соловьёва и её отражение в ранней лирике Блока. Тематическая и композиционная завершённость цикла «Стихи о Прекрасной Даме». Символические и реалистические детали в стихотворениях. Лирический герой поэзии Блока. Символика цвета и реалистические детали. Музыкальность блоковского стиха.

Раздел «Теория литературы». Понятие о символе и символизме. Символизм и реализм.

Связь между видами искусства. Романсы на стихи А.А. Блока (музыка Ю.А. Борисова, А.Н. Вертинского).

С.А. Есенин. Жизнь и творчество.

«Задымился вечер, дремлет кот на брусе...», «Запели тёсаные дроги...», «Зелёная причёска...» (другие — по выбору учителя) Лирический герой и мир природы. Олицетворение как основной художественный приём. Своеобразие метафор в поэзии Есенина. Особенности поэтики Есенина, напевность стиха. Олицетворение как основной художественный приём. Своеобразие метафор и сравнений в поэзии Есенина. Фольклорные мотивы и образы в поэзии Есенина.

Связь между видами искусства. Романсы на стихи С.А. Есенина.

Тема для обсуждения. Есенин и Блок: цветопись и звукопись.

В.В. Маяковский. Жизнь и творчество.

«Нате!», «Кофта фата», «Дешёвая распродажа», «Хорошее отношение к лошадям» (другие — по выбору учителя) Гуманистический пафос лирики. Противопоставление лирического героя толпе обывателей. Тема назначения поэзии. «Пощёчина общественному вкусу». Вызов общественному вкусу как основа эстетики футуризма. Традиции и новаторство Маяковского в ранней лирике. Словотворчество и яркая метафоричность. Своеобразие ритмики и рифмы в стихотворениях.

Раздел «Теория литературы». Понятие о футуризме.

Тема для обсуждения. Одиночество лирического героя у Лермонтова и Маяковского.

Творческие задания. Поэзия и графика Маяковского. «Над поэтической строкой»: интерпретация стихотворений Блока, Маяковского, Есенина.

Интернет. Разработка и создание веб-страницы, посвященной А.А. Блоку, В.В. Маяковскому или С.А. Есенину.

ИЗ РАЗДЕЛОВ «РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX В.», «ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»,

«ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»

М.А. Булгаков. Жизнь и творчество писателя.

«Собачье сердце» Мифологические и литературные источники сюжета. Идея переделки человеческой природы. Образ «грядущего хама» (ДС- Мережковский): Шариков и Швондер. «Шариковщина» как социальное явление. Образ Шарикова и проблема исторической ответственности интеллигенции. Символика имён, названий, художественных деталей. Сатирическое изображение действительности. Открытый финал произведения. Смысл названия повести.

Раздел «Теория литературы». Виды комического (обобщение).

Связь между видами искусства. Фрагменты фильма «Собачье сердце» (режиссёр В. Бортко, 1988).

Тема для обсуждения. Проблема исторической ответственности интеллигенции.

Творческое задание. Речь персонажей и речь автора в повести МА. Булгакова «Собачье сердце».

А. Камю. Из биографии. Цитаты и афоризмы Камю.

«Посторонний» История создания и проблематика романа. Суд над Мерсо. Загадка Мерсо. Значение романа. Понятие об экзистенциализме.

Дж. Оруэлл. Из биографии. Афоризмы Оруэлла.

«1984» Проблематика романа. Государство Океания, его политические и нравственные принципы. Судьбы главных героев.

Раздел «Теория литературы». Понятие о жанре экзистенциального романа и антиутопии.

Г.Н. Айги. Из биографии.

«Ходьба-прощанье...», «Вершины берёз — с детства...», «Сад — грусть...», «Образ — в праздник». Лирика разных жанров. Традиции жанров восточной поэзии в творчестве русских поэтов.

A.И. Солженицын. Из биографии.

«Матрёнин двор». Историческая и биографическая основа рассказа. Образ Матрёны. Авторская позиция.

Проблема названия: почему первоначальное «Не стоит село без праведника» заменено на «Матрёнин двор». Изображение народной жизни. Судьба Матрёны. Литературные корни образа Матрёны. Образ рассказчика — учителя Игнатича. Портрет и интерьер в рассказе.

Притчевое начало, традиции житийной литературы, сказовой манеры повествования в рассказе. Язык и стиль рассказа. Нравственная проблематика. Принцип «жить не по лжи».

Тема праведничества в рассказе и в русской литературе.

Раздел «Теория литературы». Герой-праведник (повторение и обобщение).

Темы для обсуждения. Образ судьбы в произведениях русских писателей XIX-XX вв. Трагические события в истории России и их отражение в литературе. Литература как воплощение истории народа.

Интернет. Разработка веб-страницы о творчестве писателя (по выбору). Создание электронной мини-библиотеки (размещение текстов с аннотациями). Составление электронной библиографии. Подписка на рассылку электронных новостей по литературе. Создание тематических презентаций. Написание рецензий и отзывов с размещением на литературных сайтах. Участие в виртуальных дискуссиях на тематических чатах. Самостоятельная работа с ресурсами электронных библиотек.

КРУГ ЧТЕНИЯ

Русская литература

В.П.Аксёнов. «Звёздный билет», «На полпути к Луне» В.П. Астафьев. «Последний поклон», «Звездопад», «Где-то гремит война»

К.Н. Батюшков. Стихотворения

Ю.B. Бондарев. «Берег»

И.А. Бунин. Цикл «Тёмные аллеи»

Б.Л. Васильев. «В списках не значился»

К.Д. Воробьёв. «Убиты под Москвой», «Крик»

А.Т. Гладилин. «Бригантина поднимает паруса»

Н.В. Гоголь. «Миргород»

А.C. Гроссман. «Всё течёт»

В.Д. Дудинцев. «Белые одежды»

А.В. Жигулин. «Чёрные камни»

А.И. Куприн. Рассказы

А.К. Кюхельбекер. Стихотворения

В.В. Маяковский. «Сергею Есенину»

Ю.М. Поляков. «Работа над ошибками»

A. И. Приставкин. «Ночевала тучка золотая...», «Кукушата»

В.Г. Распутин. «Последний срок»

Л.Н. Толстой. «Люцерн»

И.С. Тургенев. «Дворянское гнездо»

В.Т. Шаламов. «Колымские рассказы»

К.Г. Шахназаров. «Курьер»

Зарубежная литература

Дж. Г. Байрон. «Гяур», «Каин»

О. Бальзак. «Гобсек», «Отец Горио»

Б. Брехт. «Жизнь Галилея»

Ш. Бронте. «Джейн Эйр»

Э.Л. Войнич. «Овод»

К. Гамсун. «Пан», «Виктория»

О. Генри. Новеллы

X. Ибсен. «Нора»

Дж. Лондон. «Мартин Иден», «Маленькая хозяйка большого дома»

П. Мериме. «Кармен»

Э.А. По. Новеллы

Б. Прус. «Фараон»

Э.М. Ремарк. «Три товарища»

А. Стендаль. «Пармская обитель»

Э. Хемингуэй. «По ком звонит колокол».

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Устное народное творчество

Выпускник научится:

  • осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приемам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и ее интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
  • выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народа, формирования представлений о русском национальном характере;
  • видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;
  • учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
  • целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
  • определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
  • выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок «устного рассказывания»;
  • пересказывать сказки, четко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приемы;
  • выявлять в сказках характерные художественные приемы и на  этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
  • видеть «необычное в обычном», устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.

Выпускник получит возможность научиться:

  • сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
  • рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;
  • сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;
  • сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;
  • выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми
  • установками;
  • устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

Древнерусская литература. Русская литература XVIII в.

Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература

Выпускник научится:

  • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле «читательских ассоциаций», отбирать произведения для чтения;
  • воспринимать художественный текст как произведение искусства, «послание» автора читателю, современнику и потомку;
  • определять актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
  • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя свое к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
  • определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
  • анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя свое отношение к прочитанному;
  • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
  • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
  • работать с разными источниками информации и владеть основными способами ее обработки и презентации;

Выпускник получит возможность научиться:

  • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
  • дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
  • сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
  • оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других видов искусства;
  • сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
  • вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах, в том числе с использованием Интернет-ресурсов.

Оценка достижения планируемых результатов изучения предмета «Литература»

Личностные результаты:

  • осознавать значимость чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формировать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
  • понимать значение литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
  • стремиться к саморазвитию, совершенствованию духовно-нравственных качеств, понимать особенности отечественной культуры в контексте мировой;
  • использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы и др.);
  • формулировать горизонт своих интересов;
  • пользоваться справочным аппаратом книги, находить нужную книгу в библиотеке, использовать при самостоятельной работе литературные ресурсы Интернета и в связи с последним – понимать разницу между текстом и гипертекстом.

Метапредметные результаты выделяются следующими умениями:

  • находить и анализировать нужную информацию, использовать при самостоятельной работе литературные ресурсы Интернета и понимать разницу между текстом и гипертекстом;
  • организовывать самостоятельную образовательную деятельность при выполнении индивидуального или коллективного творческого проекта;
  • структурировать материал, формулировать гипотезу, подкреплять собственную позицию соответствующими аргументами, делать выводф;
  • организовывать свою поисковую и исследовательскую деятельность, прогнозировать её результативность и оценку;
  • аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;
  • анализировать текст на основе принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического, воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении,  на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления;
  • работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

в познавательной сфере:

  • уметь воспринимать художественное произведение с учётом специфики языка художественной литературы, истолковывать проблематику и систему образов, особенности композиции и средства создания образов-персонажей; выделять изобразительно-выразительные средства языка и объяснять их роль в художественном тексте, воспроизводить его содержание: знать главных героев, основные сюжетные линии, проблематику, смысл названия;
  • понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
  • рассматривать изученное произведение в связи с литературными направлениями эпохи, раскрывать основные черты этих направлений, определять принадлежность произведения к литературному роду и жанру;
  • использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;

в ценностно-ориентационной сфере:

  • интерпретировать произведение на основе личностного восприятия; анализировать эпизод (сцену) в связи с проблематикой изученного произведения;
  • различать авторский замысел и особенности его воплощения;
  • выделять сквозные линии развития литературы (Д.С. Лихачёв), составляющие её национальную специфику («маленький человек», «лишний человек» и т.п.);

в коммуникативной сфере:

  • осознавать коммуникативно-эстетические возможности родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
  • выразительно читать изученные произведения, в том числе наизусть;
  • анализировать произведения в связи с основными литературно-критическими работами;
  • работать с литературно-критическим материалом;
  • рецензировать изученные произведения;
  • составлять планы и тезисы статей на литературные и публицистические темы, писать рецензию на самостоятельно прочитанное произведение, классные и домашние сочинения разных жанров на литературные и свободные темы;

в эстетической сфере:

  • понимать образную природу литературы, роль изобразительно-выразительных средств; развивать художественный вкус. 


Урок N

Дата

Кол-во часов

Тема урока

1

Введение. Литература –история-судьба. Личностный характер художественного творчества

Древнерусская литература. 3 ч.

1

 «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы

1

Идейно-художественное значение «Слова…»

1

Художественные особенности «Слова…»

Классическая литература XIX века.       48 ч.                          

8

А.С.Грибоедов. Жизнь и творчество писателя

Повторение. Классицизм как литературное направление. Просветительский реализм. Романтизм. Драма как род литературы. Трагедия. Комедия классицизма

«Горе от ума». Традиции просветительства и черты классицизма. Сюжет и композиция. Двойной конфликт комедии

Столкновение «века нынешнего» и «века минувшего»

Чацкий в системе образов комедии. Судьба личности в русском обществе.

Художественные средства создания характеров.  Анализ ключевых сцен

Язык комедии. Сатира в комедии

Комедия в русской критике. Подготовка к написанию эссе

1

Р/Р Эссе по комедии «Горе от ума»

1

Вн/чт.  Ю.М.Поляков «Работа над ошибками»

2

Дж.Г.Н.Байрон. Из биографии. «Паломничество Чайльд-Гарольда»

«Мировая скорбь». Байронический тип героя

11

А.С.Пушкин. Жизнь и творчество

Роман «Евгений Онегин». История создания. Композиция. Сюжет. Жанр. Онегинская строфа

Изображение высшего света и поместного дворянства

Евгений Онегин

Онегин и Лениский

 Татьяна

Сравнительный анализ писем: Татьяны к Онегину и Онегина к Татьяне  

Автор романа и лирический герой

Роль лирических отступлений в романе

Особенности стиля романа

Споры об Онегине в русской критике

1

Р/Р  Творческая работа по роману «Евгений Онегин»

10

М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество

«Герой нашего времени» . История создания романа. Своеобразие сюжета и композиции. Сюжет и фабула. Жанр романа

Печорин и другие        

Любовь в жизни Печорина

«История души» Печорина

Печорин и Онегин

Судьба и случайность (гл. «Фаталист»)

Художественное описание природы Кавказа. Поэтичность языка романа

Споры вокруг романа М.Ю.Лермонтова в русской критике

Печорин и лирический герой Лермонтова

1

Р/Р  Творческое задание

1

Вн/чт.  К.Д.Воробьев «Убиты под Москвой»

10

Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество писателя

«Мертвые души». История создания. Замысел и композиция. Жанр.

Чичиков как герой нового времени

Тема пошлости в произведении: образы помещиков

Групповой портрет чиновников

Средства создания портрета. Особенности стиля

Лирические отступления в «Мертвых душах»

Обучение анализу эпизода

Образ автора в поэме.Смысл названия поэмы и споры о жанре «Мертвых душ»

Поэма Гоголя в русской критике

1

Р/Р  Творческое задание

1

Повторение. Романтизм и реализм

Вечные образы в литературе.     8 ч.

2

М. де Севантес Сааведра. Из биографии. Роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» Конфликт мечты и реальности в романе

Дон Кихот и Санчо Панса. Роль двойничества в композиции романа

4

У.Шекспир. Из биографии

Трагедия «Гамлет» как трагедия личности

Напряженная духовная жизнь героя-мыслителя

Одиночество Гамлета. Сравнительный анализ переводов «Гамлета»

2

И.С.Тургенев. Речь «Гамлет и Дон Кихот»

Рассказ «Гамлет Щигровского уезда»

Литература конца XIX века – начала  XX века.   20 ч.

4

А.П.Чехов. Жизнь и творчество писателя

Образы «футлярных людей»

Рассказ «Крыжовник»

Рассказ «О любви»

4

М.Горький. Жизнь и творчество

Рассказы о босяках. «Челкаш».

Челкаш и Гаврила

Символический образ моря в рассказе

1

Р/Р Творческая работа

3

А.А.Блок. Жизнь и творчество. Понятие о символизме.

Цикл «Стихи о Прекрасной Даме». «Вхожу я в темные храмы…», «Предчувствую тебя. Года проходят мимо…»

«Мы встречались с тобой на закате…», «Мне страшно с тобою встречаться…» и др. Теория «Вечной Женственности»

3

С.А.Есенин. Жизнь и творчество

Лирический герой и мир природы. «Задымился вечер, дремлет кот на брусе…», «Запели тесаные дроги…», «Зеленая прическа…» и др.

Особенности поэтики Сергея Есенина

1

Вн/чт.  В.М.Маяковский «Сергею Есенину»

1

Р/Р  Эссе-рассуждение

2

В.В.Маяковский. Жизнь и творчество. «Пощечина общественному вкусу». Эстетика футуризма

Противопоставление лирического героя толпе обывателей. «Нате!», «Кофта фата», «Дешевая распродажа», «Хорошее отношение к лошадям» и др.

1

Р/Р Устное сообщение о модернистских течениях в русской литературе

Из русской и зарубежной литературы XX века. 22 ч.

4

М.А.Булгаков. Жизнь и творчество писателя

«Собачье сердце». Идея переделки человеческой природы

Шариков и Швондер. Образ «грядущего хама» ( Д.С.Мережковский)

Сатирическое изображение действительности

1

Р/Р Аналитическое сочинение

1

Г.Н.Айги. Из биографии. Лирика разных жанров

4

А.И.Солженицын. Из биографии

«Матренин двор». Тема праведничества в рассказе

Образ Матрены

Образ рассказчика. Особенности сказа. Язык и стиль рассказа

1

Р/Р  Эссе «Литературные корни образа Матрены»

3

А.Камю. Из биографии. Цитаты и афоризмы Камю

Роман «Посторонний». История создания и проблематика романа. Понятие об экзистенциализме

Суд над Мерсо. Загадка Мерсо

3

Дж. Оруэл. Из биографии. Афоризмы Оруэлла

Роман «1984». Понятие о жанре антиутопии. Проблематика романа

Государство Океания. Судьбы главных героев

1

Вн/чт.  Э.Хемингуэй. «По ком звонит колокол»

1

Повторение и обрбщение изученного

1

Р/Р Контрольное сочинение

1

Анализ сочинений

1

Итоговый урок. Задания для летнего чтения


Дата

Кол-во

часов

Тема

Основные виды учебной деятельности

Планируемый результат

Результат

Оценка

Повторение

1 ч

Введение

Древнерусская литература— 3 ч

3 ч

«Слово о полку Игореве»

Характеризовать художественную уникальность жанровой системы литературы Древней Руси. Воспринимать древнерусский текст в современном переводе и его фрагменты в оригинале.

Выразительно читать фрагменты произведений древнерусской литературы.

Характеризовать героя древнерусской литературы.

Формулировать вопросы по тексту произведения.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения.

Выпускник научится:

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле «читательских ассоциаций», отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, «послание» автора читателю, современнику и потомку;

• определять актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя свое к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя свое отношение к прочитанному;

• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами ее обработки и презентации;

Выпускник получит возможность научиться:

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других видов искусства;

• сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах, в том числе с использованием Интернет-ресурсов.

Чтение, рассказывание, заучивание наизусть

Классическая литература XIX века. – 48 ч.

9 ч

А.С. Грибоедов.

«Горе от ума»

Выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка писателя и определять их художественную функцию в произведении.

Определять родовую принадлежность литературного произведения, выделяя характерные признаки эпоса, лирики и драмы.

 Конспектировать литературно-критическую статью.

Готовить развёрнутый устный или письменный ответ (составление плана, подбор цитат из текста, необходимых фактов при рассказе о жизни и творчестве писателя, об истории создания произведения, убедительных аргументов при ответе на проблемный вопрос).

 Давать жанровую характеристику изучаемого литературного произведения.

Писать аннотации, отзывы и рецензии на литературные произведения либо на их театральные или кинематографические версии.

Выявлять особенности русской реалистической литературы в сопоставлении с отечественной литературой предшествующих эпох и зарубежной литературой в форме развёрнутых устных или письменных ответов, сочинений литературоведческого характера.

Готовить исследование (коллективное под руководством учителя или индивидуальное по плану, предложенному преподавателем) особенностей реализма одного из программных произведений

Воспринимать форму и содержание литературного произведения в свете общеэстетических характеристик искусства и литературы определённой эпохи.

Анализировать литературное произведение с учётом идейно-эстетических, художественных особенностей основных литературных направлений (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм)

Выпускник научится:

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле «читательских ассоциаций», отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, «послание» автора читателю, современнику и потомку;

• определять актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя свое к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя свое отношение к прочитанному;

• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами ее обработки и презентации;

Выпускник получит возможность научиться:

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других видов искусства;

• сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах, в том числе с использованием Интернет-ресурсов.

Чтение, рассказывание, заучивание наизусть,

эссе

Эссе

3 ч

Дж. Г. Байрон. «Паломничество Чайльд-Гарольда»

Чтение, рассказывание, заучивание наизусть

12 ч

А.С. Пушкин.

«Евгений Онегин»

Чтение, рассказывание, заучивание наизусть,

творческая работа

Творческая работа

11 ч

М.Ю. Лермонтов.

«Герой нашего времени»

Чтение, рассказывание, заучивание наизусть,

творческое задание

Творческое задание

13 ч

Н.В. Гоголь.

«Мертвые души»

Чтение, рассказывание, заучивание наизусть,

творческое задание

Творческое задание

Вечные образы в литературе. – 8 ч.

2 ч

М. де Сервантес Сааведра.  «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»

Выразительно читать фрагменты произведений зарубежной литературы.

Характеризовать героя зарубежной литературы.

Выявлять характерные для произведений зарубежной литературы темы, образы и приёмы изображения человека.

Писать аннотации, отзывы и рецензии на литературные произведения либо на их театральные или кинематографические версии

Выпускник научится:

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле «читательских ассоциаций», отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, «послание» автора читателю, современнику и потомку;

• определять актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя свое к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя свое отношение к прочитанному;

• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами ее обработки и презентации;

Выпускник получит возможность научиться:

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других видов искусства;

• сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах, в том числе с использованием Интернет-ресурсов.

Чтение, рассказывание, заучивание наизусть

4 ч

У. Шекспир.

«Гамлет, принц Датский»

Чтение, рассказывание, заучивание наизусть,

2 ч

И.С. Тургенев. 

«Гамлет и Дон-Кихот», «Гамлет Щигровского уезда»

Соотносить содержание произведений зарубежной литературы с принципами изображения жизни и человека, характерными для определённой литературной эпохи и направления.

Узнавать «вечные» образы мифологии и мировой литературы в произведениях писателей, учитывать знание основных характеристик этих образов при анализе художественного произведения

Чтение, рассказывание, заучивание наизусть

Литература конца XIX века – начала XX века.  — 20 ч

4

А.П. Чехов. 

«Крыжовник», «О любви»

Определять тему и идею произведения, пересказывать сюжет, характеризовать персонажей, давать их сравнительные характеристики, определять основной конфликт, группировку образов, основные этапы развития сюжета, характеризовать своеобразие языка писателя.

Характеризовать героя русской литературы первой половины XX в.

 Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве А.П. Чехова.

Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений

Выпускник научится:

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле «читательских ассоциаций», отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, «послание» автора читателю, современнику и потомку;

• определять актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя свое к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя свое отношение к прочитанному;

• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами ее обработки и презентации;

Выпускник получит возможность научиться:

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других видов искусства;

• сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах, в том числе с использованием Интернет-ресурсов.

Чтение, рассказывание, заучивание наизусть

5

М. Горький.

«Челкаш»

Чтение, рассказывание, заучивание наизусть,

творческая работа

Творческая работа

3

А.А. Блок

Характеризовать героя русской литературы первой половины XX в. Выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы первой половины XX в.

Готовить устные сообщения об основных модернистских течениях в русской литературе начала XX в. (символизм, акмеизм, футуризм), проводить индивидуальную работу по подготовке рефератов и докладов по проблемам русской литературы XX в. с последующим рецензированием несколькими учащимися и обсуждением наиболее интересных работ в классе.

Чтение, рассказывание, заучивание наизусть

5

С.А. Есенин

Чтение, рассказывание, заучивание наизусть,

эссе

Эссе

3

В.В. Маяковский

Чтение, рассказывание, заучивание наизусть

Из русской и зарубежной литературы XX века.  — 22 ч

М.А. Булгаков. 

«Собачье сердце»

Давать общую характеристику художественного мира произведения.

Определять тип конфликта в произведении и основные стадии его развития.

Писать аналитическое сочинение литературоведческой направленности

Выпускник научится:

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле «читательских ассоциаций», отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, «послание» автора читателю, современнику и потомку;

• определять актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя свое к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя свое отношение к прочитанному;

• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами ее обработки и презентации;

Выпускник получит возможность научиться:

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других видов искусства;

• сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах, в том числе с использованием Интернет-ресурсов.

Чтение, рассказывание, заучивание наизусть,

аналитическое сочинение

Аналитическое сочинение

1 ч

Г.Н. Айги

Воспринимать текст литературного произведения.

 Выразительно читать фрагменты произведений литературы народов России.

 Характеризовать героя литературы народов России.

Выявлять характерные для произведений литературы народов России темы, образы и приёмы изображения человека

Чтение, рассказывание, заучивание наизусть

5 ч

А.И. Солженицын. «Матренин двор»

Учитывать жизненную основу и художественную условность, индивидуальную неповторимость и типическую обобщённость художественного образа.

Чтение, рассказывание, заучивание наизусть,

эссе

Эссе

3 ч

А. Камю. 

«Посторонний»

Воспринимать форму и содержание литературного произведения в свете общеэстетических характеристик искусства и литературы определённой эпохи

Чтение, рассказывание, заучивание наизусть

4 ч

Дж. Оруэл. 

«1984»

Определять жанровые разновидности эпических произведений (приключенческий рассказ, автобиографическая повесть, исторический роман и т. п.)

Чтение, рассказывание, заучивание наизусть

1 ч

Повторение и обобщение изученного

Ориентироваться в информационном образовательном пространстве, использовать энциклопедии, словари, справочники, специальную литературу.

Пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, поисковыми системами в Интернете.

Писать контрольное сочинение.

Чтение, рассказывание, заучивание наизусть

2 ч

Сочинение и его анализ

Сочинение

Сочинение

1 ч

Итоговый урок.

Задания для летнего чтения

В связи с нехваткой календарных дней в период обучения планирование составлено на             часов, прохождение программы обеспечивается за счет уплотнения программного материала или сокращения резервных часов.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по литературе, 5 класс, под редакцией Б.А. Ланина

          Рабочая программа составлена на основе Программы по литературе 5-9 классы общеобразовательных учреждений под редакцией проф. Б.А. Ланина, М.: Вентана-Граф, 20...

Рабочая программа по литературе. 6 класс. По учебнику Ланина

Рабочая программа по литературе по учебнику Ланина : 6 класс...

Рабочая программа по литературе 5 класс Ланин

В работе представлена пояснительная записка и КТП...