Рабочая программа по литературе. Ланин 8 класс
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл l_lan._8_kl.docx71.1 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для учащихся 8 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения (2010 г.), Примерной учебной программы основного общего образования по литературе для 5-9 классов (опубликована в сборнике «Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011 (серия «Стандарты второго поколения») и Программе по литературе для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (под ред. Б.А. Ланина – М.: Вентана-Граф, 2013) и обеспечивает реализацию обязательного минимума образования. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, преемственность с примерными программами для начального общего образования.

 Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений

Российской Федерации (вариант № 1) предусматривает обязательное изучение литературы в 8 классе в объёме 68 ч.

Содержание учебного предмета «Литература»

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Курс для 5-9 классов строится на сочетании концентрического, хронологического и жанрового принципов.

Вторая ступень школьного литературного образования (5-9 классы) охватывает три возрастные группы учащихся. В соответствии с их психофизиологическими особенностями определяются три этапа развития основных видов учебной деятельности.

I этап (5 – 6 классы). Этап знакомства с литературой как искусством слова, видом творчества и феноменом духовной культуры, этап накопления читательского опыта учащихся.

II этап (7 – 8 классы). Этап развития литературного вкуса.

III этап (9 класс). Этап формирования представления о нравственно-этических традициях русской литературы, её художественных открытиях.

В каждом классе затронута одна из ведущих тем. В 7 классе ведущая тема – «Литература и действительность.».

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII В.,

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII В.

Классицизм

М.В. Ломоносов. Жизнь и творчество.

«Ода на день восшествия на всероссийский престол императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Жанр оды в творчестве М.В. Ломоносова: торжественная, философская, духовная ода. Воспевание России в торжественной оде, обращение к императрице с похвалой и поучением. Композиция произведения, метафоричность стиля. Ломоносов и его «теория трех штилей» как основа иерархии жанров классицизма.

Теория литературы. Литературные направления (начальное понятие). Классицизм как литературное направление: идеология и эстетика. Ода. Поэма-трактат Н. Буало «Поэтическое искусство».

Ж-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве». Отражение в пьесе социального противоречия эпохи: богатеющая буржуазия, не имеющая прав и привилегий, и беднеющая аристократия. Комический характер господина Журдена. Высмеивание невежества, тщеславия и глупости главного героя. Комические ситуации, их роль в развитии сюжета комедии. Мастерство драматурга в построении диалогов, создании речевых характеристик персонажей.

Теория литературы. Комедия классицизма.

Д.И. Фонвизин. Жизнь и творчество драматурга.

 «Недоросль» (сцены из комедии). Черты классицизма в пьесе: единство места, времени и действия. Просветительская проблематика: понимание государственной службы как служения Отечеству, изображение бесправия крепостных крестьян. Проблемы воспитания, образования гражданина. Приёмы создания комического эффекта. «Говорящие» фамилии и имена, речь героев как средство их характеристики. Современное звучание произведения. Смысл финала комедии.

Теория литературы. Исторические корни драмы. Комедия как драматический жанр. Классицистическая пьеса.

Творческие задания. «Мещанин во дворянстве» Мольера и «Недоросль» Фонвизина —сходство и различия.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII В.,

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX В

Сентиментализм и его традиции

Н.М. Карамзин. Жизнь и творчество. Н.М. Карамзин — основоположник отечественного сентиментализма, писатель, поэт, переводчик.

«Бедная Лиза». Поэтика сентиментальной повести. Своеобразие проблематики произведения: «естественный человек» и человек цивилизованный в повести. Сюжет и композиция повести, композиционная роль авторских отступлений, способы показа «внутреннего человека» (Н.М. Карамзин): «психологический жест», речь героев, одушевление природы. Конфликт истинных и ложных ценностей. Изображение внутреннего мира и эмоционального состояния человека.

Теория литературы. Сентиментализм как литературное направление. Русский сентиментализм, его основные черты и особенности.

А.И. Куприн. Жизнь и судьба.

«Гранатовый браслет». Тема любви. Трагические чувства Желткова. Роль вставных новелл. Финал как заключительный аккорд музыкальной темы произведения. Роль цветовой детали.

Связь между видами искусства. «Аделаида» Л. ван Бетховена на стихи Фридриха фон Маттиссона.

Тема для обсуждения. «Маленький» ли человек Желтков?

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII В.,

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX В.

Русская литература XIX в. Поэты пушкинской поры. Предшественники и современники А.С. Пушкина. Обзор раздела и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя).

Теория литературы. Элегия, идиллия, баллада, романс как жанры романтической поэзии.

Г.Р. Державин. Жизнь и творчество поэта.

«Памятник», «Фелица» (фрагменты), «Русские девушки», «Снигирь» (по выбору учителя). Многообразие тематики поэзии Державина. Гражданские и философские оды. Новаторство поэта: расширение жанровых рамок, разрушение системы «трёх штилей». Тема поэтического творчества. Анакреонтическая лирика. Цветовые эпитеты в лирической поэзии Державина, пластичность и конкретность образов.

Дополнительная литература. Романы «Державин» В.Ф. Ходасевича и Ю.О. Домбровского.

В.А. Жуковский. Жизнь и творчество поэта.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского. Русская фольклорная традиция в балладе. Изображение внутреннего мира героев. Психологизм в описании переживаний главной героини. Национальные черты в образе героини. Создание романтического характера. Фантастика, народно-поэтические традиции, атмосфера тайны, пейзаж. Мотивы дороги и смерти. Мотив смирения и тема веры как залога торжества света над тьмой. Своеобразие финала баллады.

«Невыразимое», «Море». Центральные темы и образы лирики Жуковского. Лирический герой романтической поэзии и его восприятие мира. Тема поэтического вдохновения. Мотив поэтического молчания: как передать словами «невыразимое»? Параллелизм в описании образа моря и человеческой души. Романтический образ моря. Истовое стремление к недостижимому идеалу. Музыкальность лирики Жуковского. Роль звуковых и лексических повторов.

К.Н. Батюшков. Жизнь и творчество поэта.

«Вакханка», «Мой гений», «Есть наслаждение и в дикости лесов...» (по выбору учителя) Элегии Батюшкова — основной жанр его творчества. Эмоциональное разнообразие переживаний в батюшковских элегиях: грусть, предчувствие близкой смерти, тоска, радость, счастье от упоения жизнью и молодостью. Мотив мечты. Античные образы в стихотворениях поэта, их пластичность. Гармония звучания и содержания.

Античная лирика и поэзия эпохи Возрождения: Тибулл, Торквато Тассо (на выбор - обзор). Образы и мотивы, повлиявшие на поэзию Батюшкова.

Е.А. Боратынский. Жизнь и творчество поэта.

«Родина», «Разуверение», «К чему невольнику мечтания свободы?..» (по выбору учителя) «Поэзия мысли» Боратынского, её автобиографизм. Тема изгнанничества в лирике. Образ отверженного героя. Тема любви в творчестве Боратынского. Размышления о судьбе как о непреодолимой, высшей силе, довлеющей над человеком. Новеллистичность и психологизм любовной лирики поэта. «Унылая» элегичность поэзии Боратынского, её «холодная гармония». Утверждение поэзии как спасительной силы в бездуховном обществе, забывшем о красоте и гармонии. «Скромность» музы поэта, надежда найти в потомках единомышленника.

Связь между видами искусства. Романсы на стихи В.М. Жуковского, К.Н. Батюшкова, А.А. Дельвига (музыка А.А. Алябьева, М.Л. Яковлева, А.Е. Варламова).

Интернет. Подбор материалов для создания электронного варианта мини-энциклопедии об одном из русских поэтов: Н.И. Гнедич, Ф.Н. Глинка, К.Ф. Рылеев, В.К. Кюхельбекер, Д.В. Давыдов, Н.М. Языков, Д.В. Веневитинов (по выбору).

Для самостоятельного чтения.

Г.Р. Державин. «Памятник», «Властителям и судиям», «Ключ», «Соловей», «Бог», «Осень во время осады Очакова», «Приглашение к обеду», «Соловей во сне», «Лебедь», «Евгению. Жизнь Званская»

В.А. Жуковский. «Цветок», «Теон и Эсхил», «Песня» («Кольцо души-девицы»), «Утешение в слезах», «Листок», «К портрету Гёте», «Ночной смотр», «Царскосельский лебедь»

А.А. Дельвиг. «Пушкину», «Элегия» («Когда, душа, просилась ты...»), «Вдохновение», «Сонет» («Златых кудрей приятная небрежность...»), «Романс» («Прекрасный день, счастливый день...»), «Русская песня» («Соловей мой, соловей...»)

К.Н. Батюшков. «Умирающий Тасс», «Судьба Одиссея», «Разлука», «Весёлый час», «Мои пенаты», «Надежда», «Мечта», «Выздоровление», «Элизий», «Тень друга», «Таврида», «Подражания древним»

Е.А. Боратынский. «Финляндия», «Осень», «Признание», «Старательно мы наблюдаем свет...», «Не подражай...», «На смерть Гёте», «Когда твой голос, о поэт...», «Последний поэт»

А.С. Пушкин. Жизнь и судьба.

«К Чаадаеву», «К морю», «Во глубине сибирских руд…», «Анчар». Тема свободы в лирике А.С. Пушкина. Размышления о смысле жизни в лирике Пушкина. Тема свободы. Романтические образы в пушкинской поэзии 20-х гг.

«К ***», «На холмах Грузии...», «Я вас любил...». Своеобразие любовной лирики поэта. Жертвенность и благородство чувств лирического героя. «Биография души» поэта в интимной лирике. Музыкальность стихотворений, их звуковая инструментовка.

Связь между видами искусства. Романсы на стихи А.С. Пушкина (музыка М.Л. Яковлева, М.И. Глинки, А.А. Алябьева, Б.П. Шереметева).

«Бесы». Особенности инструментовки стихотворения. Приёмы создания таинственной, мистической атмосферы.

 «Осень». Авторское настроение и сюжет в лирическом произведении. Размышления о природе творчества. Особенности лексики стихотворения, его композиции. Жанровые особенности отрывка. Новаторство поэта: создание реалистического стиля.

«Пророк», «Поэту», «Эхо», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина, её эволюция. Образ поэта.

«Капитанская дочка». Историческая тема в творчестве А.С. Пушкина. Историческая основа повести (историческое исследование «История Пугачёва» и роман «Капитанская дочка»). Пугачёв в историческом труде и в романе. Изображение исторических деятелей на страницах романа (Пугачёв, Екатерина II). Гринёв и Пугачёв, их встречи, «обмен дарами». Тема русского бунта. Проблема жанра: повесть или роман? Понятие об историческом романе. Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю. Становление, развитие характера, личности Петра Гринёва.

Значение образа Савельича. Нравственная красота Маши Мироновой. Образ антигероя Швабрина. Проблемы долга, чести, милосердия, нравственного выбора. Портрет и пейзаж в романе. Роль эпиграфа. Автор и рассказчик. Фольклорные жанры в произведении (художественная функция народных песен, сказок, пословиц и поговорок). Название и идейный смысл произведения.

Теория литературы. Система характеров в произведении.

Связь между видами искусства. Экранизация произведения (режиссёр В. Каплуновский, 1958).

Тема для обсуждения. Личное и государственное в понимании героев Пушкина.

Творческое задание. Сопоставление работы Ю.М. Лотмана «Идейная структура «Капитанской дочки» и фрагментов из книги М.И. Цветаевой «Мой Пушкин».

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и судьба.

«Смерть поэта», «Кинжал», «Поэт», «Пророк». Драматическая судьба поэта в современном поэту мире. Обречённость поэта, его непонятость людьми. Гражданский пафос и элегичность стихотворений. Романтизм и реализм в лирике поэта. Особенности метафоры. Чистота и красота поэзии как заповедные святыни сердца.

«Дума», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Как часто пёстрою толпою окружён...», «И скучно, и грустно...». Духовный мир лирического героя поэзии Лермонтова. Философская проблематика и психологизм лирики: Лермонтов и Дж. Байрон. Размышления о собственной судьбе и судьбе поколения. Контрастность образов лермонтовской лирики, мир маскарада и мир живых, искренних чувств. Трагическое одиночество лирического героя.

«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «Из Гёте». Лирическая исповедь и элегия в творчестве поэта. Мотивы покоя и одиночества. Антитеза как основной художественный приём в лирике Лермонтова.

«Прощай, немытая Россия...», «Родина». Тема Родины в лирике Лермонтова. Противоречивость отношения к России.  

Теория литературы. Лексическая, композиционная и стилистическая антитеза. Дума как литературный жанр.

«Мцыри». Гуманистический пафос произведения. «Мцыри» как романтическая поэма. Романтический герой.

Герой-бунтарь в поэме Лермонтова. Романтическое двоемирие: прекрасный мир мечты и свободы и монастырь. Пейзаж как отражение души героя. Образы монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления. Трагическое противопоставление человека и обстоятельств.

Особенности композиции поэмы. Эпиграф и сюжет поэмы. Исповедь героя как композиционный центр поэмы. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Особенности языка поэмы: развёрнутые метафоры и олицетворения. Смысл финала поэмы.

Теория литературы. Романтизм как литературное направление. Особенности русского романтизма (начальное понятие). Поэма как литературный жанр. Романтическая поэма.

Тема для обсуждения. Взаимосвязь европейской и отечественной литературы: темы, образы, мотивы.

Творческое задание. Жанр романтической поэмы в творчестве русских поэтов XIX в.

Н.В. Гоголь. Жизнь и судьба писателя.

«Ревизор». История создания комедии и её сценическая судьба. Поворот русской драматургии к социальной теме. Сюжет и композиция «Ревизора», особенности конфликта. Особенности завязки, развития действия, кульминации и развязки. Новизна финала (немая сцена). Образ типичного уездного города. Смысл эпиграфа. Типичность персонажей пьесы: групповой портрет чиновников. Сатирическое разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества и казнокрадства, лживости. Образ Хлестакова. Городничий и чиновники.

Женские образы в комедии. Хлестаковщина как общественное явление. Приёмы создания комического. Сатира, юмор и ирония в произведении. Мастерство драматурга в создании речевых характеристик. Ремарки как форма выражения авторской позиции. Гоголь о комедии.

Связь между видами искусства. Сценические интерпретации комедии: Хлестаков на русской сцене. «Инкогнито из Петербурга» (режиссёр Л. Гайдай, 1977); телеспектакль театра Сатиры «Ревизор» (постановка В. Плучека, 1982); «Ревизор» (режиссёр С. Газаров, 1996). Современные постановки пьесы.

«Шинель». Развитие образа «маленького человека» в русской литературе. Трагическая судьба героя. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном, неуютном мире, тщетность этой мечты. Отношение автора к своему герою. Образ Петербурга в повести (Петербург как символ вечного холода, отчуждённости, бездушия). Роль фантастического финала. Гуманистический пафос повести.

Тема для обсуждения. «Я брат ваш!» (Акакий Акакиевич).

Интернет. Написание отзыва о спектакле для театрального сайта.

Дополнительная литература. Лекция В.В. Набокова о Гоголе «Государственный призрак».

Ф.М. Достоевский. Жизнь и судьба писателя.

«Бедные люди». Название повести как характеристика героев. Тема «маленького человека» в произведении Достоевского. Пространство как завязка конфликта. Герои в поиске выхода из одиночества. Художественные особенности произведения: эпистолярный жанр.

Темы для обсуждения. Все мы вышли из гоголевской «Шинели» (Ф.М. Достоевский): традиции Гоголя в произведении Достоевского. Чем богаты «бедные» люди?

И.С. Тургенев. Жизнь и судьба писателя.

«Записки охотника». Понятие о цикле рассказов. История создания, основные темы- Мастерство Тургенева-рассказчика: сюжеты, герои, язык произведений.

«Бирюк». Роль пейзажа в раскрытии образа героя. Система характеров. Авторское отношение к изображаемому.

«Певцы». Образы Дикого Барина и Якова Турка. Народная песня в рассказе Тургенева. Эмоциональность, взволнованность повествования.

«Ася». История несостоявшегося романа: главный герой и Ася. Романтические черты героини: одухотворённость и мечтательность. Пейзаж в повести, его роль.

Тема для обсуждения. Русская критика о повести: споры о главных героях (Д.И. Писарев. «Женские типы в романах и повестях Писемского, Тургенева и Гончарова»; Н.Г. Чернышевский. «Русский человек на rendez-vous»).

Связь между видами искусства. Экранизация повести (режиссёр И. Хейфиц, 1977).

А.П. Чехов. Жизнь и судьба.

«Дом с мезонином», «Попрыгунья». История человеческой жизни как основа сюжета. Сопоставительный анализ образов главных героинь. Ироническое и лирическое в рассказах.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Данте Алигьери. «Божественная комедия» («Ад»). Данте и его время. Особенности жанра и композиции произведения. Образ поэта, спускающегося по кругам ада. Пороки человечества и наказание за них. Числовая символика. Дантовская модель мироздания. Трёхчастная композиция поэмы. Тема поиска истины и идеала. Изображение пороков человечества в первой части поэмы. Смысл названия.

У.Шекспир. «Ромео и Джульетта» (сцены). Тема любви и рока в трагедии. Эволюция образов Ромео и Джульетты. Особенности авторского повествования: сочетание поэзии и прозы, комических, трагических и лирических сцен.

Сонеты (по выбору учителя). Любовь и творчество как основные темы сонетов. Образ возлюбленной в сонетах Шекспира.

Теория литературы. Трагедия. Сонет.

Темы для обсуждения. Поэтичность трагедии «Ромео и Джульетта». Трагедия и сонеты.

Связь между видами искусства. Экранизации трагедии (режиссёр Ф. Дзеффирелли, 1968). Сценические постановки: телеспектакль (режиссёр А. Эфрос, 1982), балет на музыку С.С. Прокофьева.

И.-В. Гёте. «Фауст» (фрагменты). История создания. Герой в поисках смысла жизни. Вмешательство демонических сил в судьбу человека. Народная легенда о докторе Фаусте и её интерпретация в трагедии. Образы Фауста и Мефистофеля как «вечные» образы. История сделки человека с дьяволом как «бродячий» сюжет. Проблема и цена истинного счастья.

Дж.Р.Р. Толкиен (Толкин). «Властелин колец». В поисках добра и справедливости. Гэндальф: идея, ведущая человека по жизни.

 

У. Голдинг. «Повелитель мух». Дети, создающие своё государство: жестокие игры и их жертвы. Дети и власть. Порочный круг насилия в романе. Символический образ «повелителя мух».

Связь между видами искусства. Современные экранизации произведений зарубежных писателей: «Повелитель мух» (режиссёр П. Брукс, 1963); «Властелин колец» (режиссёр П. Джексон, 2002-2004).

Тема для обсуждения. Возможно ли создание идеального общества?

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX В.

К.Г. Паустовский. «Золотая роза» (отрывки). Как рождается художественное произведение? Искусство и художник: муки творчества и счастье художника-творца. Смысл сопоставления творчества с поиском золотых пылинок.

Теория литературы. Жанровые особенности очерка и эссе.

             Творческое задание. К.Г. Паустовский в воспоминаниях современников: портрет писателя.

В.А. Пьецух. «Прометейщина». Переосмысление мифологического персонажа. Авторская ирония. Художественные особенности рассказа.

Тема для обсуждения. Мифологический сюжет в современной литературе.

Интернет. Знакомство с современным писателем (по выбору). Виртуальное интервью. Подписка на литературную рассылку. Первая электронная библиотечка «Мои любимые книги». Дискуссия в чате на литературные темы: умение убеждать виртуальных собеседников.

КРУГ ЧТЕНИЯ

Русская литература

А.Т. Аверченко. Рассказы

И.Ф. Анненский. Из книги стихов «Кипарисовый ларец»

А.А. Ахматова. «Вечер», «Белая стая»

К.Д. Бальмонт. Произведения из книги стихов «Под северным небом»

 Ю.В. Бондарев. «Батальоны просят огня», «Горячий снег»

И.А. Бунин. Стихотворения

Б.Л. Васильев. «А зори здесь тихие...»

М. Горький. «Дед Архип и Лёнька»

А.Н. Житинский. «Параллельный мальчик»

М.М. Ибрагимбеков. «За всё хорошее — смерть»

Н.М. Карамзин. «Предания веков» (сказания, легенды, рассказы из «Истории государства

Российского»), «Наталья, боярская дочь»

М.Ю. Лермонтов. «Маскарад»

И.Л. Андроников. «Загадка Н.Ф.И.»

А.П. Платонов. «Сокровенный человек», «В прекрасном и яростном мире»

A.С. Пушкин. Стихотворения, «Бахчисарайский фонтан», «Домик в Коломне»

B.Г. Распутин. «Живи и помни», «Пожар», «Прощание с Матёрой»

А. и Б. Стругацкие. «Понедельник начинается в субботу»

Л.Н. Толстой. «Юность»

И.С. Тургенев. «Три встречи», «Месяц в деревне», «Накануне»

Н.А. Тэффи. Рассказы

М.И. Цветаева. «Идёшь, на меня похожий...»

A.П. Чехов. Рассказы

Зарубежная литература

Р. Брэдбери. «Вино из одуванчиков»

B. Гюго. «Отверженные», «Человек, который смеётся»

С.Ч. Диккенс. «Домби и сын»

Дж.Р. Киплинг. «Свет погас», «Отважные мореплаватели»

У. Коллинз. «Лунный камень»

А. Конан Дойл. «Рассказы о Шерлоке Холмсе»

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Устное народное творчество

Выпускник научится:

  • осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приемам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и ее интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
  • выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народа, формирования представлений о русском национальном характере;
  • видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;
  • учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
  • целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
  • определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
  • выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок «устного рассказывания»;
  • пересказывать сказки, четко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приемы;
  • выявлять в сказках характерные художественные приемы и на  этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
  • видеть «необычное в обычном», устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.

Выпускник получит возможность научиться:

  • сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
  • рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;
  • сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;
  • сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;
  • выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми
  • установками;
  • устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

Древнерусская литература. Русская литература XVIII в.

Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература

Выпускник научится:

  • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле «читательских ассоциаций», отбирать произведения для чтения;
  • воспринимать художественный текст как произведение искусства, «послание» автора читателю, современнику и потомку;
  • определять актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
  • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя свое к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
  • определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
  • анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя свое отношение к прочитанному;
  • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
  • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
  • работать с разными источниками информации и владеть основными способами ее обработки и презентации;

Выпускник получит возможность научиться:

  • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
  • дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
  • сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
  • оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других видов искусства;
  • сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
  • вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах, в том числе с использованием Интернет-ресурсов.

Оценка достижения планируемых результатов изучения предмета «Литература»

Личностные результаты:

  • осознавать значимость чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формировать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
  • понимать значение литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
  • стремиться к саморазвитию, совершенствованию духовно-нравственных качеств, понимать особенности отечественной культуры в контексте мировой;
  • использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы и др.);
  • формулировать горизонт своих интересов;
  • пользоваться справочным аппаратом книги, находить нужную книгу в библиотеке, использовать при самостоятельной работе литературные ресурсы Интернета и в связи с последним – понимать разницу между текстом и гипертекстом.

Метапредметные результаты выделяются следующими умениями:

  • находить и анализировать нужную информацию, использовать при самостоятельной работе литературные ресурсы Интернета и понимать разницу между текстом и гипертекстом;
  • организовывать самостоятельную образовательную деятельность при выполнении индивидуального или коллективного творческого проекта;
  • структурировать материал, формулировать гипотезу, подкреплять собственную позицию соответствующими аргументами, делать выводф;
  • организовывать свою поисковую и исследовательскую деятельность, прогнозировать её результативность и оценку;
  • аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;
  • анализировать текст на основе принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического, воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении,  на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления;
  • работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

в познавательной сфере:

  • уметь воспринимать художественное произведение с учётом специфики языка художественной литературы, истолковывать проблематику и систему образов, особенности композиции и средства создания образов-персонажей; выделять изобразительно-выразительные средства языка и объяснять их роль в художественном тексте, воспроизводить его содержание: знать главных героев, основные сюжетные линии, проблематику, смысл названия;
  • понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
  • рассматривать изученное произведение в связи с литературными направлениями эпохи, раскрывать основные черты этих направлений, определять принадлежность произведения к литературному роду и жанру;
  • использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;

в ценностно-ориентационной сфере:

  • интерпретировать произведение на основе личностного восприятия; анализировать эпизод (сцену) в связи с проблематикой изученного произведения;
  • различать авторский замысел и особенности его воплощения;
  • выделять сквозные линии развития литературы (Д.С. Лихачёв), составляющие её национальную специфику («маленький человек», «лишний человек» и т.п.);

в коммуникативной сфере:

  • осознавать коммуникативно-эстетические возможности родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
  • выразительно читать изученные произведения, в том числе наизусть;
  • анализировать произведения в связи с основными литературно-критическими работами;
  • работать с литературно-критическим материалом;
  • рецензировать изученные произведения;
  • составлять планы и тезисы статей на литературные и публицистические темы, писать рецензию на самостоятельно прочитанное произведение, классные и домашние сочинения разных жанров на литературные и свободные темы;

в эстетической сфере:

  • понимать образную природу литературы, роль изобразительно-выразительных средств; развивать художественный вкус. 

8 класс   (Б.А. Ланин)

Урок №

Дата

Кол-во часов

Тема урока

Классицизм

04.09

1

В поисках героя

06.09

1

Н. Буало. Поэма – трактат «Поэтическое искусство»

11.09

1

Ж.-Б. Мольер .«Мещанин во дворянстве» - комедия классицизма

13.09

2

М.В.Ломоносов. Жизнь и творчество. «Теория трех штилей»

18.09

«Ода на день восшествия...».

20.09

2

Д.И.Фонвизин. Жизнь и творчество драматурга. Комедия как драматический жанр. «Недоросль» (сцены из комедии).

25.09

Черты классицизма в пьесе. Приемы создания комического. Речь героев

Сентиментализм

27.09

3

Сентиментализм и его традиции.

 Н.М.Карамзин. Жизнь и творчество.

02.10

Черты сентиментализма в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».

04.10

Поэтика сентиментальной повести

09.10

2

А.И.Куприн . Жизнь и творчество. «Гранатовый браслет»

11.10

Сочинение «Маленький ли человек Желтков?»

Русская литература XIX в.

16.10

1

Поэты пушкинской поры.

18.10

1

Г.Р. Державин. Жизнь и творчество поэта. «Памятник», «Фелица» (фрагменты). «Русские девушки», «Снегирь»  ( по выбору учителя).

23.10

1

В.А. Жуковский. Жизнь и творчество поэта. «Светлана», «Невыразимое», «Море»

25.10

1

К.Н. Батюшков. «Вакханка», «Мой гений», «Есть наслаждение и в дикости лесов…» (по выбору учителя)

08.11

1

Е.А. Боратынский. Жизнь и творчество поэта.  «Родина», «Разуверение», «К чему невольнику мечтания свободы?..» (по выбору учителя)

13.11

10

А.С. Пушкин. Жизнь и судьба. Тема свободы в лирике А.С. Пушкина. («К Чаадаеву», «К морю», «Во глубине сибирских руд…», «Анчар»

15.11

Своеобразие любовной лирики поэта. («К ***», «На холмах Грузии…», «Я вас любил...»

20.11

Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина, её эволюция «Пророк», «Поэту», «Эхо», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

22.11

Болдинская осень. «Размышления о природе творчества. («Бесы», «Осень»)

27.11

Контрольная работа № 1 по лирике А.С. Пушкина. Основные темы лирики Пушкина. Анализ произведений.

29.11

Пушкин А.С. Повесть «Капитанская дочка». Тема семейной чести. Гл.1-2

04.12

Порядки в Белогорской крепости. Пётр Гринёв в испытаниях любовью и «дружбой». Гринёв и Швабрин.

06.12

Гринёв и Пугачёв, их встречи, «обмен дарами». Тема русского бунта.

11.12

Образ Маши Мироновой.

13.12

Контрольная работа № 2. Сочинение.

18.12

7

М.Ю. Лермонтов. Кавказ в жизни и в творчестве. Драматическая судьба поэта в современном ему мире. («Смерть поэта», «Кинжал», «Поэт», «Пророк»)

20.12

Размышления о собственной судьбе и судьбе поколения. («Дума», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Как часто пёстрою толпою окружён…», «И скучно, и грустно…»)

25.12

Мотивы покоя и одиночества «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «Из Гёте»

27.12

«Прощай, немытая Россия…», «Родина» . Тема Родины в лирике Лермонтова.

15.01

«Мцыри». Герой-бунтарь в поэме Лермонтова. Творческая история поэмы, её тема и идея. Выразительное чтение поэмы с комментариями.

17.01

Романтическое двоемирие: прекрасный мир мечты и свободы и монастырь. Особенности языка поэмы: развёрнутые метафоры и олицетворения

22.01

Контрольная работа № 3 по творчеству М.Ю. Лермонтова

24.01

5

Н.В. Гоголь. Жизнь и судьба писателя. «Ревизор». Творческая история комедии «Ревизор». «Сборный город всей тёмной стороны». Анализ 1 действия.

29.01

Хлестаков – «вельможа» и «значительное лицо» (Анализ 2- 3 действия). Русское чиновничество в сатирическом изображении автора

31.01

Хлестаков – ревизор. (Анализ 4 действия). Хлестаковщина как общественное явление.

05.02

«Шинель». «Маленький человек» в русской литературе. Образ Петербурга в повести.

07.02

Контрольная работа № 4 Сочинение - рассуждение «Я брат ваш!» (Акакий Акакиевич)

12.02

2

Ф.М. Достоевский. Жизнь и судьба писателя. «Бедные люди»

Тема «маленького человека» в произведении Достоевского.

14.02

Темы для обсуждения. Все мы вышли из гоголевской «Шинели» (Ф.М. Достоевский): традиции Гоголя в произведении Достоевского. Чем богаты «бедные» люди?

19.02

6

И.С. Тургенев. Жизнь и судьба писателя. «Записки охотника». История создания, основные темы.

21.02

«Бирюк»

26.02

«Певцы»

28.02

Любовь в жизни писателя. Повесть «Ася». История несостоявшегося романа: главный герой и Ася. Господин Н.Н. и Гагин.

05.03

Тургенев И.С. Повесть «Ася». Образ Аси: любовь, нежность, верность – основное в образе героини. Тема рока в повести

07.03

Русская критика о повести: споры о главных героях

12.03

3

А.П. Чехов. Жизнь и судьба. «Дом с мезонином».

14.03

А.П. Чехов. История человеческой жизни как основа сюжета. «Попрыгунья»

19.03

Вн.чт. А.П. Чехов. Рассказы

Из зарубежной литературы

21.03

2

Данте Алигьери. «Божественная комедия» («Ад»)

02.04

Пороки человечества и наказание за них. Числовая символика

04.04

3

У. Шекспир. «Ромео и Джульетта» (сцены). Тема любви и рока в трагедии.

09.04

Эволюция образов Ромео и Джульетты

11.04

Сонеты (по выбору учителя). Любовь и творчество как основные темы сонетов

16.04

2

И.-В. Гёте. «Фауст» (фрагменты). Герой в поисках смысла жизни.

18.04

Вмешательство демонических сил в судьбу человека. Фауст и Мефистофель.

23.04

1

Дж.Р.Р. Толкиен (Толкин). «Властелин колец». В поисках добра и справедливости.

25.04

2

У. Голдинг. «Повелитель мух». . Дети, создающие своё государство: жестокие игры и их жертвы.

30.04

Тема для обсуждения. Возможно ли создание идеального общества

Из русской литературы ХХ в.

07.05

2

К.Г. Паустовский. «Золотая роза» (отрывки). Искусство и художник: муки творчества и счастье художника-творца.

14.05

Творческое задание. К.Г. Паустовский в воспоминаниях современников: портрет писателя

16.05

1

В.А. Пьецух. «Прометейщина»

21.05

1

Вн/чт В.Г.Распутин. Нравственные уроки повести «Пожар»

Повторение и обобщение

-

Творческая работа. Виртуальное интервью с писателем

-

Повторение и обобщение изученного

23.05

Итоговая читательская конференция. «От маленького читателя к большому писателю»

-

Итоговая читательская конференция. «От маленького читателя к большому писателю»


Сроки

Кол-во

часов

Тема

Основные виды учебной деятельности

Планируемый результат

Результат

Оценка

Классицизм – 7ч

04.09

-

25.09

2

Н. Буало.

 Поэма – трактат «Поэтическое искусство»

Знакомиться с канонами классицизма. Выявлять правила комедии классицизма. Читать по ролям отрывки из комедии.

Соотносить содержание произведений зарубежной литературы с принципами изображения жизни и человека, характерными для определённой литературной эпохи, направления.

Характеризовать героя зарубежной литературы.

Выпускник научится:

  • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле «читательских ассоциаций», отбирать произведения для чтения;
  • воспринимать художественный текст как произведение искусства, «послание» автора читателю, современнику и потомку;
  • определять актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
  • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя свое к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
  • определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
  • анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя свое отношение к прочитанному;
  • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
  • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
  • работать с разными источниками информации и владеть основными способами ее обработки и презентации;

Выпускник получит возможность научиться:

  • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
  • дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
  • сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
  • оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других видов искусства;
  • сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах, в том числе с использованием Интернет-ресурсов.

Чтение, рассказывание

1

Ж.Б. Мольер.

«Мещанин во дворянстве» (сцены из комедии).

Выявлять правила комедии классицизма.

Соотносить содержание произведений русской литературы XVIII в. с особенностями русского Просвещения и классицизма.

Описывать опыт читательской интерпретации классического или современного произведения.

Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве писателя (Д.И. Фонвизина)

Чтение, рассказывание

2

М. В Ломоносов.

Жизнь и творчество. Теория трёх штилей

Знакомиться с национальной самобытностью отечественного классицизма, его гражданским, патриотическим пафосом. Выявлять в тексте произведений особенности поэтики жанра оды. Выразительно читать оды.

Работа с учебником

(конспектирование, цитирование). Выразительное чтение отрывка наизусть

2

Д.И. Фонвизин.

Жизнь и творчество драматурга.

 «Недоросль» (сцены из комедии)

Выявлять правила комедии классицизма.

Соотносить содержание произведений русской литературы XVIII в. с особенностями русского Просвещения и классицизма.

Описывать опыт читательской интерпретации классического или современного произведения.

Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве писателя (Д.И. Фонвизина)

Чтение, рассказывание

Сентиментализм – 5 ч

27.09

-

11.10

3

Н.М. Карамзин. 

Жизнь и творчество.

«Бедная Лиза».

Анализировать литературное произведение с учётом идейно- эстетических, художественных особенностей сентиментализма.

Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве Н.М. Карамзина.

Выпускник научится:

  • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле «читательских ассоциаций», отбирать произведения для чтения;
  • воспринимать художественный текст как произведение искусства, «послание» автора читателю, современнику и потомку;
  • определять актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
  • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя свое к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
  • определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
  • анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя свое отношение к прочитанному;
  • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
  • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
  • работать с разными источниками информации и владеть основными способами ее обработки и презентации;

Выпускник получит возможность научиться:

  • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
  • дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
  • сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
  • оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других видов искусства;
  • сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах, в том числе с использованием Интернет-ресурсов.

Чтение, рассказывание

2

А.И. Куприн.

Жизнь и судьба. «Гранатовый браслет».

Читать осознанно художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное, выражать личное читательское отношение к прочитанному.

Чтение, рассказывание, сочинение

Сочинение

«Маленький»   ли человек  Желтков?

Русская литература XIX в. - 38 ч

16.10

-

19.03

1

Поэты пушкинской поры.

Собирать целенаправленно материал, необходимый для написания сочинения. Писать сочинение на заранее объявленную литературную или публицистическую тему

Выпускник научится:

  • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле «читательских ассоциаций», отбирать произведения для чтения;
  • воспринимать художественный текст как произведение искусства, «послание» автора читателю, современнику и потомку;
  • определять актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
  • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя свое к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
  • определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
  • анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя свое отношение к прочитанному;
  • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
  • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
  • работать с разными источниками информации и владеть основными способами ее обработки и презентации;

Выпускник получит возможность научиться:

  • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
  • дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
  • сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
  • оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других видов искусства;
  • сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах, в том числе с использованием Интернет-ресурсов.

Чтение, рассказывание, заучивание наизусть

1

Г.Р. Державин.

Жизнь и творчество поэта.

 «Памятник», «Фелица» (фрагменты). «Русские девушки», «Снегирь»  ( по выбору учителя).

Анализировать литературное произведение с учётом идейно-эстетических, художественных особенностей классицизма

Чтение, рассказывание, заучивание наизусть,

1

В.А. Жуковский. 

Жизнь и творчество поэта. 

«Светлана»,

«Невыразимое»«Море»

Анализировать литературное произведение с учётом идейно-эстетических, художественных особенностей романтизма. Выявлять черты фольклорной традиции в литературных произведениях различных жанров, определять художественные функции фольклорных мотивов, образов, поэтических средств в литературном произведении. Отмечать особенности поэзии русского романтизма на уровне языка, композиции, образа времени и пространства, образа романтического героя

Чтение, рассказывание, заучивание наизусть

1

К.Н. Батюшков.

«Вакханка», 

«Мой гений»

«Есть наслаждение и в дикости лесов…» (по выбору учителя)

Выразительно читать произведения романтической поэзии. Выявлять различия в характеристике художественного чтения произведений классицизма и романтизма. Узнавать «вечные» образы мифологии и мировой литературы в произведениях писателей, учитывать знание основных характеристик этих образов при анализе художественного произведения

Чтение, рассказывание, заучивание наизусть

1

Е.А. Боратынский.

Жизнь и творчество поэта.

 «Родина»«Разуверение»«К чему невольнику мечтания свободы?..» (по выбору учителя)

Определять характерные признаки лирических и лиро-эпических жанров на примерах изучаемых произведений

Чтение, рассказывание, заучивание наизусть

10

А.С. Пушкин. «К Чаадаеву»«К морю»«Во глубине сибирских руд…»«Анчар»

«К ***»«На холмах Грузии…»«Я вас любил...»

«Бесы», «Осень», «Пророк»«Поэту»«Эхо»«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

«Капитанская дочка»

Анализировать литературное произведение с учётом идейно-эстетических, художественных особенностей основных литературных направлений (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм).

Передавать личное отношение к произведению в процессе выразительного чтения (эмоциональная окраска, интонирование, ритм чтения), характеризовать образ персонажа через чтение его монологов, реплик, описаний внешности, действий, размышлений и т. д. (элементы исполнительской интерпретации произведения). Рецензировать устно выразительное чтение одноклассников, чтение актёров.

Выявлять признаки художественной традиции фольклора и литературы предшествующих эпох в творчестве писателя, его новаторство, проявившееся на разных уровнях (постановки проблемы, языка, жанровой формы произведения и т. п.).

Обосновывать жанровое различие рассказа, повести и романа на конкретных примерах изучаемых произведений. Конспектировать литературно-критическую статью.

Соотносить содержание произведений русской литературы первой половины XIX в. с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека.

Характеризовать героя русской литературы разных периодов (первой половины и второй половины XIX в.).

Выявлять характерные для произведений русской литературы XIX в. темы, образы и приёмы изображения человека.

Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы XIX в.

Выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы XIX в.

Характеризовать героя русской литературы XIX в.

Выявлять характерные для произведений русской литературы второй половины XIX в. темы, образы и приёмы изображения человека.

Соотносить содержание произведений русской литературы XIX в. с романтическим и реалистическим принципами изображения жизни и человека.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

Формулировать вопросы по тексту произведения.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (романтизм, реализм). Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова.

Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта.

Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.

Конспектировать литературно-критическую статью

Чтение, рассказывание, заучивание наизусть, практическая работа, сочинение

Практическая работа,

сочинение

7

М.Ю. Лермонтов. 

Жизнь и судьба. 

«Смерть поэта», «Кинжал»«Поэт»

«Пророк», «Дума», «Нет, я не Байрон, я другой…»«Как часто пёстрою толпою окружён…»«И скучно, и грустно…», «Когда волнуется желтеющая нива…»«Молитва» («В минуту жизни трудную…»)«Из Гёте»

 «Прощай, немытая Россия…»«Родина»

«Мцыри»

Чтение, рассказывание, заучивание наизусть, контрольная работа

Контрольная работа

5

Н.В. Гоголь. 

Жизнь и судьба писателя. 

«Ревизор»

«Шинель»

Чтение, рассказывание, сочинение

Сочинение «Я брат ваш!» (Акакий Акакиевич)

2

Ф.М. Достоевский. 

Жизнь и судьба писателя. 

«Бедные люди»

Чтение, рассказывание

6

И.С. Тургенев. 

Жизнь и судьба писателя.

«Записки охотника», «Бирюк», «Певцы»

«Ася»

Чтение, рассказывание

3

А.П. Чехов. 

Жизнь и судьба. 

«Дом с мезонином»

«Попрыгунья»

Из зарубежной литературы — 10 ч

21.03

-

30.04

2

Данте Алигьери. 

«Божественная комедия» («Ад»)

Выявлять художественные средства создания образов прекрасных, возвышенных и их антиподов — образов безобразных и низменных.

Выявлять характерные черты трагического и комического в литературе, объяснять причины очищающего и возвышающего воздействия на душу читателя трагического и комического в искусстве.

Уметь выделять этапы развития сюжета, определять художественную функцию внесюжетных элементов композиции произведения.

Писать аннотации, отзывы и рецензии на литературные произведения либо на их театральные или кинематографические версии.

Сопоставлять оригинальные тексты произведений зарубежной литературы (фрагменты, заглавия, имена главных действующих лиц) и варианты их переводов на русский язык

Выпускник научится:

  • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;
  •  интерпретировать прочитанное, устанавливать поле «читательских ассоциаций», отбирать произведения для чтения;
  • воспринимать художественный текст как произведение искусства, «послание» автора читателю, современнику и потомку;
  • определять актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
  • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя свое к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
  • определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
  • анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя свое отношение к прочитанному;
  • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
  • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
  • работать с разными источниками информации и владеть основными способами ее обработки и презентации;

Выпускник получит возможность научиться:

  • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
  • дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
  • сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
  • оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других видов искусства;
  • сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа

Чтение, рассказывание

3

У. Шекспир. 

«Ромео и Джульетта» 

(сцены)

Сонеты (по выбору учителя)

Чтение, рассказывание, заучивание наизусть

2

И.-В. Гёте. 

«Фауст» (фрагменты)

Чтение, рассказывание, заучивание наизусть

1

Дж.Р.Р. Толкиен (Толкин). 

«Властелин колец»

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, об истории создания произведения, о прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета

Чтение, рассказывание

2

У. Голдинг.

 «Повелитель мух»

Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений

Чтение, рассказывание, творческая работа

Творческая работа

Из русской литературы ХХ в. — 4 ч

07.05

-

21.05

2

К.Г. Паустовский. 

«Золотая роза» (отрывки)

Выявлять характерные для произведений русской литературы первой половины XX в. темы, образы и приёмы изображения человека.

Соотносить содержание произведений русской литературы первой половины XX в. с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

Формулировать вопросы по тексту произведения

Выпускник научится:

  • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле «читательских ассоциаций», отбирать произведения для чтения;
  • воспринимать художественный текст как произведение искусства, «послание» автора читателю, современнику и потомку;
  • определять актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
  • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя свое к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
  • определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
  • анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя свое отношение к прочитанному;
  • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
  • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
  • работать с разными источниками информации и владеть основными способами ее обработки и презентации;

Выпускник получит возможность научиться:

  • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
  • дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
  • сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
  • оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других видов искусства;
  • сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа.

Чтение, рассказывание, творческая работа

Творческая работа

1

В.А. Пьецух. 

«Прометейщина»

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта

Чтение, рассказывание

1

Вн/чт В.Г.Распутин. Нравственные уроки повести «Пожар»

Чтение, рассказывание

Повторение и обобщение изученного в 8 классе — 4 ч

23.05

4

Повторение и обобщение изученного в 8 классе

Писать контрольное сочинение

Выпускник научится:

  • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
  • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
  • работать с разными источниками информации и владеть основными способами ее обработки и презентации;

Выпускник получит возможность научиться:

  • оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других видов искусства;
  • сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа

Чтение, рассказывание, заучивание наизусть,

творческая работа

Творческая работа

В связи с нехваткой календарных дней в период обучения планирование составлено на     65     часов, прохождение программы обеспечивается за счет уплотнения программного материала или сокращения резервных часов.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по литературе, 5 класс, под редакцией Б.А. Ланина

          Рабочая программа составлена на основе Программы по литературе 5-9 классы общеобразовательных учреждений под редакцией проф. Б.А. Ланина, М.: Вентана-Граф, 20...

Рабочая программа по литературе. 6 класс. По учебнику Ланина

Рабочая программа по литературе по учебнику Ланина : 6 класс...

Рабочая программа по литературе 5 класс Ланин

В работе представлена пояснительная записка и КТП...