Рабочая программа по литературе. Ланин 6 класс
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл l_lan._6_kl.docx63.78 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для учащихся 6 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения (2010 г.), Примерной учебной программы основного общего образования по литературе для 5-9 классов (опубликована в сборнике «Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011 (серия «Стандарты второго поколения») и Программе по литературе для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (под ред. Б.А. Ланина – М.: Вентана-Граф, 2013) и обеспечивает реализацию обязательного минимума образования. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, преемственность с примерными программами для начального общего образования.

 Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

• развитие интеллектуальных и творческих способно стей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений

Российской Федерации (вариант № 1) предусматривает обязательное изучение литературы в 6 классе в объёме 102 ч.

Содержание учебного предмета «Литература»

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Курс для 5-9 классов строится на сочетании концентрического, хронологического и жанрового принципов.

Вторая ступень школьного литературного образования (5-9 классы) охватывает три возрастные группы учащихся. В соответствии с их психофизиологическими особенностями определяются три этапа развития основных видов учебной деятельности.

I этап (5 – 6 классы). Этап знакомства с литературой как искусством слова, видом творчества и феноменом духовной культуры, этап накопления читательского опыта учащихся.

II этап (7 – 8 классы). Этап развития литературного вкуса.

III этап (9 класс). Этап формирования представления о нравственно-этических традициях русской литературы, её художественных открытиях.

В каждом классе затронута одна из ведущих тем. В 6 классе ведущая тема – «От истоков литературы – к литературным жанрам».

В программе представлены следующие разделы:

  1. Устное народное творчество.
  2. Древнерусская литература.
  3. Русская литература XVIII в.
  4. Русская литература XIX в.
  5. Русская литература XX в.
  6. Литература народов России.
  7. Зарубежная литература.
  8. Обзоры.
  9. Сведения по теории и истории литературы.

Повторение: лирические и эпические жанры фольклора (былины, сказки, предания, легенды).

Раздел «Устное народное творчество»

Истоки литературы. Фольклор

Героический эпос. Былина

«Илья Муромец и Соловей-Разбойник». Воплощение в образе богатыря национального характера, нравственных достоинств героя. Прославление силы, мужества, справедливости, бескорыстного служения Отечеству. Былинные богатыри как выразители народного идеала, их сила и скромность. Историческая основа былин. Традиционные былинные сюжеты. Образ сказителя в былинах, его оценка происходящих в былинах событий. Роль гиперболы в создании образа героя эпоса.

Героическое сказание.
Сказание о нартах: «Песнь о Бадыноко» (фрагменты). Обобщённое содержание образов героев народного эпоса и национальные черты. Сила, доблесть и мужество богатыря Бадыноко, его честность и благородство. Авторская характеристика героя. Нравственный выбор героя. Воплощение в образе Бадыноко идеальных качеств народа.

Теория литературы. Понятие об эпосе. Былина как жанр фольклора. Гипербола.

Тема для обсуждения. Герои эпоса: национальные и общечеловеческие черты.

Рыцарская героическая поэма.
«Песнь о Роланде» (фрагменты). Обобщённое содержание образов героев народного эпоса и национальные черты. Рыцарский героический эпос. Представление об идеальном герое: образы Роланда и Оливье. Подвиги рыцарей во славу родины и короля.

Теория литературы. Героический эпос и рыцарский роман.

Русские народные песни.
Историческая песня (о Стеньке Разине, Емельяне Пугачёве и других народных героях) — по выбору учителя.
Исторические факты и вымысел в песнях. Образ народного героя. Связь с былинами.
Лирическая песня («Цвели в поле цветики, да споблекли…», «Породила меня маменька…» и др.) — по выбору учителя. Исповедальность лирической песни, её диалогичность. Образы «доброго молодца» и «красной девицы». Напевность и мелодичность песни.

Теория литературы. Лексические повторы и постоянные эпитеты в народных песнях. Звукопись.

Разделы «Из русской литературы XIX в.», «Из русской литературы XX в.»

Развитие фольклорных жанров в литературе

Баллада

В.А. Жуковский. «Лесной царь»

Фантастический сюжет. «Романтика ужасов» в балладе. Диалогичность произведения. «Лесной царь» Жуковского и «Лесной царь» Гёте.

Тема для обсуждения. Два Лесных царя (по одноимённой статье М.И. Цветаевой). Баллада Жуковского — перевод или оригинальное произведение?

А.С. Пушкин. «Песнь о Вещем Олеге»
Интерес Пушкина к истории России. Исторический сюжет. Летописи и «Песнь…». Образ кудесника, его свободный правдивый дар, равный дару поэта. Своеобразие языка произведения, стилистическая роль высокой поэтической лексики, художественные средства произведения, позволившие воссоздать атмосферу Древней Руси. Признаки жанра баллады.

Теория литературы. Жанровые особенности баллады. Сюжет в балладе. Повторение: былина, песня, баллада, сказка.

Литературная сказка

А.Н. Островский. «Снегурочка»

Фольклорные корни образа Снегурочки. Преданность героини. Тема предательства в сказке.

В.М. Гаршин. «Attalea prinsceps»

Стремление к свободе главной героини. Дружба пальмы и маленькой травки. Нетрадиционность сказочного финала. Средства создания сказочного повествования. Символика сказки.

В.А. Каверин. «Лёгкие шаги»

Две Снегурочки. Сходство Насти с фольклорной Снегурочкой и отличия от неё. Снегурочка среди современных людей. Приёмы создания сказочных ситуаций. Особенности рассказывания.

А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» (фрагменты)

Постановка вечных вопросов в философской сказке. Образы повествователя и Маленького принца. Нравственная проблематика сказки. Мечта о разумно устроенном, красивом и справедливом мире. Непонятный мир взрослых, чуждый ребёнку. Роль метафоры и аллегории в произведении. Символическое значение образа Маленького принца.  Афористичность сказки. Аллегорическая основа произведения.

Теория литературы. Повторение: аллегория, олицетворение.

Тема для обсуждения. Сказки фольклорные и литературные: сходства и различия. Многообразие литературных сказок. С какой целью писатели обращаются к этому жанру?

Литературная песня

А.В. Кольцов. «Косарь», «Кольцо», «Не шуми ты, рожь…», «Разлука», «Русская песня»

Фольклорные традиции в стихотворениях Кольцова. Картины природы, их роль в создании образов главных героев.

Теория литературы. Песня народная и литературная.

Тема для обсуждения. Традиции народной песни в русской литературе.

Разделы «Из зарубежной  литературы»,  «Из русской литературы    XX в.»

Образ мечты в литературе: путешествия, приключения, детектив

Д. Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» (главы по выбору учителя)

Образ путешественника в литературе. Человек на необитаемом острове: его мужество и умение противостоять жизненным невзгодам. Преобразование мира как жизненная потребность человека. Жанровое своеобразие романа.

Теория литературы. Жанр путешествия.

А.С. Грин. «Алые паруса»

Алые паруса как образ мечты. Дружная скромная жизнь Ассоль и Лонгрена. Встреча с «волшебником» — знак судьбы. Детство и юность Грея, его взросление и мужание. Воплощение мечты как сюжетный приём. Утверждение веры в чудо как основы жизненной позиции. Символические образы моря, солнца, корабля, паруса.

Э.А. По. «Золотой жук»

Литературные истоки детективного жанра. Поиски сокровищ капитана Кидда. Логическая загадка и её объяснение Вильямом Леграном. Смена рассказчика. Приключенческий рассказ и детектив.

Теория литературы. Понятие о детективе как о жанре.

Тема для обсуждения. Мечта и приключения в жизни и в литературе.

Связь между видами искусства. Воплощение литературных образов в живописи и музыке, театре и кино: музыка И.-С. Баха, И. Брамса, Э. Грига; художественный фильм «Алые паруса» (режиссёр А. Птушко, 1961), художественный фильм «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» (режиссёр С. Говорухин, 1972).

Разделы «Из русской литературы XIX в.», «Из русской литературы XX в.»

Наедине с поэтом. Стихи о природе и о природе творчества

А.С. Пушкин. «Узник», «Зимняя дорога», «Туча»

Слияние личных, философских и гражданских мотивов в лирике поэта. Единение красоты природы, красоты человека, красота жизни в пейзажной лирике.

Е.А. Боратынский. «Водопад»

М.Ю. Лермонтов. «Три пальмы»

Основные мотивы, образы и настроения поэзии Лермонтова. Размышления о красоте и смерти.

С.А. Есенин. «В зимний вечер по задворкам...», «Сыплет черёмуха снегом...», «Край любимый! Сердцу снятся…», «Топи да болота...»

Б.Л. Пастернак. «Снег идёт». 

Д.С. Самойлов. «Перед снегом».

Е.А. Евтушенко.  «Идут белые снеги…».

Б.Ш. Окуджава. «Полночный троллейбус»

Авторское мироощущение и читательские впечатления. Автор и пейзаж в лирическом стихотворении, особенности пейзажа в стихотворениях разных авторов. Образы природы как средство раскрытия души лирического героя. Философский смысл пейзажных стихотворений, их символика.

В.В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

М.B. Цветаева. «Моим стихам, написанным так рано...».
В.Ф. Ходасевич. «Поэту»

Образ поэта в лирике. Самоирония и провозглашение ценности поэтического творчества.

Теория литературы. Лирический герой в стихотворении. Пейзаж и его роль в лирике. Тема поэта и творчества.

Интернет. Знакомство с детскими литературными сайтами. Составление списка любимых сайтов.

Раздел «Из русской литературы XIX в.»

Страницы классики

А.С. Пушкин. «Повести Белкина»
Из биографии поэта (к истории создания «Повестей Белкина»).  

        Повествование от лица вымышленного героя как художественный приём. Отношение рассказчика к героям повести и формы его выражения. Образ рассказчика.          «Выстрел»

        Картины офицерского быта. Сильвио и его обидчики. Тайная мысль героя: месть или попытка отстоять своё достоинство? Дуэль как способ разрешения конфликта и как игра человека с собственной судьбой. Сопоставление двух дуэлей. Образ графа. Поведение человека чести перед лицом смерти. Рассказчик в «Выстреле».

        Тема для обсуждения. Человек в противостоянии своей судьбе.

        М.Ю. Лермонтов. «Бородино»

        Из биографии поэта (к истории создания стихотворения).

        Историческая основа стихотворения. Героизм русского народа, патриотический пафос в стихотворении. Образ рядового участника сражения. Сочетание разговорных интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения. Роль эпитета в поэтическом описании действия. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Яркость и выразительность языка Лермонтова.

        Теория литературы. Понятие о пафосе.

        Н.В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки»  

        Из биографии (к истории создания цикла).

        «Ночь перед Рождеством»

        Фольклорные мотивы в повести. Поэтизация казачьей вольности и чувства любви в ранних произведениях Н.В. Гоголя. Картины народной жизни. Герои повести. Кузнец Вакула и его невеста Оксана. Фольклорные традиции в создании образов. Изображение конфликта тёмных и светлых сил. Реальное и фантастическое в произведении. Сказочный характер фантастики. Описания украинского села и Петербурга. Характер повествования. Комическое у Гоголя. Сочетание юмора и лиризма.

        Теория литературы. Смех и чувство юмора. Юмор и сатира.

        И.С. Тургенев. «Муму»

        Из биографии (к истории создания рассказа).

        Реальная основа повести. Изображение быта и нравов крепостной России. Образ Герасима. Герасим и собачка Муму: раскрытие душевных качеств главного героя. Картины крепостного быта. Образ своенравной барыни. Трагическая развязка рассказа. Смысл концовки. Особенности повествования, авторская позиция.

        Теория литературы. Характеристика персонажа. Средства создания образа.

        Тема для обсуждения. Образ положительного героя в русской классической литературе. Автор и рассказчик.

        Связь между видами искусства. Экранизация повести «Выстрел» (режиссёр П. Фоменко, 1981). Фильм «Вечера на хуторе близ Диканьки»  (режиссёр А. Роу, 1961).

Разделы «Из русской литературы XIX в.», «Из русской литературы XX в.»

Среди ровесников

С.Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука»

Из биографии (детские годы писателя). Разбор двух-трёх глав повести (по выбору учителя). Тема становления человеческого характера в повести. Особенности повествования. Автобиографический герой. Внутренний мир мальчика и народная поэзия. Роль пейзажа в раскрытии характера героя. Жизнь, изображённая в восприятии ребёнка.

Теория литературы. Пейзаж в художественном произведении.

Л.Н. Толстой. «Детство» (главы по выбору учителя)

Из биографии (детские годы писателя).

Автобиографичность произведения, автор и рассказчик, особенности повествования. Образ Николеньки Иртеньева: события, увиденные глазами десятилетнего ребёнка и анализируемые взрослым человеком. Система персонажей: семья Иртеньевых — папенька, матушка, Володя, Любочка, отношения в семье. Учитель Карл Иванович и Наталья Саввишна — простые  добрые люди, любящие детей. Тема воспитания и становления характера.

Теория литературы. Автор и рассказчик. Автобиографичность героя-повествователя. Художественная деталь.

М. Горький. «Детство»

Из биографии (детские годы писателя). Кто рассказывает о детстве (голоса героя-рассказчика и автора). Взросление маленького человека, борьба за своё достоинство. Образ бабушки как воплощение народной мудрости и душевного тепла. Картины природы в повести.

Теория литературы. Портрет литературного героя. Автобиографическая проза.

Тема для обсуждения. Серёжа Багров, Николенька Иртеньев, Алёша Пешков и мои сверстники: общее и различное.

Ю.Я. Яковлев. «Багульник», «Разбуженный соловьём» (по выбору учителя)

Человек в общении с природой. Образ багульника, его роль в рассказе. Природа и воспитание человеческой души.

Раздел «Теория литературы». Пейзаж и раскрытие человеческих качеств героев.

А.Г. Алексин. «Мой брат играет на кларнете»

Проблемы взаимоотношений детей с миром взрослых. Ребёнок в мире взрослых и «взросление» отношений между детьми. Конфликт между различными поколениями в повести. Нравственное изменение героев в ходе развития сюжетного действия. Отстаивание правды, добра и справедливости.

В.К. Железников. «Чучело»

Проблемы взаимоотношений детей с миром взрослых. Человек в коллективе. Личность в противостоянии агрессивной и несправедливой толпе (феномен «белой вороны»). Равнодушные взрослые. Предательство Димки Сомова. Достоинство и самоуважение главной героини повести.

Ю.П. Мориц. «Всадник Алёша» 

Скорое взросление и трудный выбор Алёши. Поездка Алёши к отцу и брату. Возможность возвращения к прежней жизни. Символика названия.

Теория литературы. Нравственный выбор.

Тема для обсуждения. Воспитание и становление характера в детской литературе. Нравственный выбор как основа сюжета.

Круг чтения

Русская литература
А.Г. Алексин. «Очень страшная история», «Домашнее сочинение», «Звоните и приезжайте»
В.О. Богомолов. «Иван»
А.К. Некрасов. «Приключения капитана Врунгеля»

Зарубежная литература
Г. Бичер-Стоу.
 «Хижина дяди Тома»
Ж. Верн. «Пятнадцатилетний капитан»
А. Конан Дойл. «Затерянный мир»
М. Рид. «Отважная охотница», «Оцеола, вождь семинолов»
В. Скотт. «Айвенго»
А. Стендаль. «Ванина Ванини»
О. Уайльд. «День рождения инфанты», «Соловей и роза», «Мальчик-звезда»
Г. Хаггард. «Дочь Монтесумы»

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Устное народное творчество

Выпускник научится:

  • осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приемам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и ее интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
  • выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народа, формирования представлений о русском национальном характере;
  • видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;
  • учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
  • целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
  • определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
  • выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок «устного рассказывания»;
  • пересказывать сказки, четко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приемы;
  • выявлять в сказках характерные художественные приемы и на  этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
  • видеть «необычное в обычном», устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.

Выпускник получит возможность научиться:

  • сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
  • рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;
  • сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;
  • сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;
  • выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми
  • установками;
  • устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

Древнерусская литература. Русская литература XVIII в.

Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература

Выпускник научится:

  • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле «читательских ассоциаций», отбирать произведения для чтения;
  • воспринимать художественный текст как произведение искусства, «послание» автора читателю, современнику и потомку;
  • определять актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
  • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя свое к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
  • определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
  • анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя свое отношение к прочитанному;
  • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
  • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
  • работать с разными источниками информации и владеть основными способами ее обработки и презентации;

Выпускник получит возможность научиться:

  • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
  • дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
  • сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
  • оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других видов искусства;
  • сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
  • вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах, в том числе с использованием Интернет-ресурсов.

Оценка достижения планируемых результатов изучения предмета «Литература»

Личностные результаты:

  • осознавать значимость чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формировать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
  • понимать значение литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
  • стремиться к саморазвитию, совершенствованию духовно-нравственных качеств, понимать особенности отечественной культуры в контексте мировой;
  • использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы и др.);
  • формулировать горизонт своих интересов;
  • пользоваться справочным аппаратом книги, находить нужную книгу в библиотеке, использовать при самостоятельной работе литературные ресурсы Интернета и в связи с последним – понимать разницу между текстом и гипертекстом.

Метапредметные результаты выделяются следующими умениями:

  • находить и анализировать нужную информацию, использовать при самостоятельной работе литературные ресурсы Интернета и понимать разницу между текстом и гипертекстом;
  • организовывать самостоятельную образовательную деятельность при выполнении индивидуального или коллективного творческого проекта;
  • структурировать материал, формулировать гипотезу, подкреплять собственную позицию соответствующими аргументами, делать выводф;
  • организовывать свою поисковую и исследовательскую деятельность, прогнозировать её результативность и оценку;
  • аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;
  • анализировать текст на основе принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического, воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении,  на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления;
  • работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

в познавательной сфере:

  • уметь воспринимать художественное произведение с учётом специфики языка художественной литературы, истолковывать проблематику и систему образов, особенности композиции и средства создания образов-персонажей; выделять изобразительно-выразительные средства языка и объяснять их роль в художественном тексте, воспроизводить его содержание: знать главных героев, основные сюжетные линии, проблематику, смысл названия;
  • понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
  • рассматривать изученное произведение в связи с литературными направлениями эпохи, раскрывать основные черты этих направлений, определять принадлежность произведения к литературному роду и жанру;
  • использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;

в ценностно-ориентационной сфере:

  • интерпретировать произведение на основе личностного восприятия; анализировать эпизод (сцену) в связи с проблематикой изученного произведения;
  • различать авторский замысел и особенности его воплощения;
  • выделять сквозные линии развития литературы (Д.С. Лихачёв), составляющие её национальную специфику («маленький человек», «лишний человек» и т.п.);

в коммуникативной сфере:

  • осознавать коммуникативно-эстетические возможности родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
  • выразительно читать изученные произведения, в том числе наизусть;
  • анализировать произведения в связи с основными литературно-критическими работами;
  • работать с литературно-критическим материалом;
  • рецензировать изученные произведения;
  • составлять планы и тезисы статей на литературные и публицистические темы, писать рецензию на самостоятельно прочитанное произведение, классные и домашние сочинения разных жанров на литературные и свободные темы;

в эстетической сфере:

  • понимать образную природу литературы, роль изобразительно-выразительных средств; развивать художественный вкус. 


Дата

Кол-во

часов

Тема

Повторение. Вводные уроки (2 ч)

1

Повторение: лирические и эпические жанры фольклора (былины, сказки, предания, легенды)

1

Раздел «Истоки литературы. Фольклор» (13 ч)

1

Героический эпос. Былина. «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

1

Сопоставление былины и сказки.

1

Р/р Характеристика богатыря

1

В/ч Былина «Садко»

1

Героическое сказание. Сказание о нартах: «Песнь о Бадыноко» (фрагменты).

1

В/ч Эпос народов России

3

Рыцарский героический эпос. «Песнь о Роланде».

1

Русские народные песни.  Виды песен.

1

Историческая песня

1

Лирическая песня

1

Контрольная работа по теме «Фольклор»

Раздел «Развитие фольклорных жанров

Баллада (5 ч)

1

Жанровые особенности баллады

1

В.А. Жуковский. «Лесной царь»

1

Р/р Выразительное чтение баллады

1

А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге».

1

Р/р Своеобразие языка произведения

Литературная сказка (11ч)

1

А.Н. Островский. «Снегурочка».

1

Проблематика произведения. Образ главной героини.

1

Творческая работа по пьесе-сказке «Снегурочка»

1

В.М. Гаршин. «Attalea prinsceps».

1

Дружба пальмы и маленькой травки

1

В.А. Каверин. О жизни о и творчестве

1

«Лёгкие шаги

1

Творческий проект

1

А. де Сент-Экзюпери. Биография

1

«Маленький принц» (фрагменты).

1

Письменная работа по сказке

Литературная песня (1 ч)

1

А.В. Кольцов. «Косарь», «Кольцо», «Не шуми ты, рожь...», «Разлука», «Русская песня».

1

Контрольная работа

Раздел «Образ мечты в литературе: путешествия, приключения, детектив» (10 ч)

1

Д. Дефо. О жизни и творчестве.

1

«Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» (главы из романа по выбору учителя).

1

Загадка романа Д. Дефо

1

В школьном кинотеатре. Письменная работа

1

А. Грин. О жизни и творчестве

1

Повесть-феерия «Алые паруса».

2

Изобразительно-выразительные средства повести-феерии А. Грина «Алые паруса»

1

Э.А. По – основоположник детективного жанра

1

Рассказ «Золотой жук».

Раздел «Наедине с поэтом» (17 ч)

1

А.С. Пушкин. «Узник»

1

А.С. Пушкин. «Зимняя дорога», «Туча»

2

Е.А. Баратынский. «Водопад»

2

М.Ю. Лермонтов. «Три пальмы»

1

С.А. Есенин. «В зимний вечер по задворкам...»; «Сыплет черёмуха снегом...»; «Край любимый! Сердцу снятся...»; «Топи да болота...»

1

Выразительное чтение и анализ стихотворений

2

Б.Л. Пастернак. «Снег идёт». Д. Самойлов. «Перед снегом». Е.А. Евтушенко. «Идут белые снеги...». Б.Ш. Окуджава. «Полночный троллейбус».

2

М.И. Цветаева. «Моим стихам, написанным так рано...». В.Ф. Ходасевич. «Поэту».

2

В.В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

2

Р/Р Интерпретация стихотворения

1

В/ч Представление ученических презентаций, посвящённых поэзии

Раздел «Страницы классики» (19 ч)

1

А.С. Пушкин. Из биографии поэта

1

«Повести Белкина». «Выстрел». 

1

Сильвио и его обидчики.

1

Образ графа.

1

Композиция повести.

1

Письменная работа по повести

1

М.Ю. Лермонтов. Из биографии поэта

1

«Бородино».

1

Герои стихотворения

1

Н.В. Гоголь. Повести «Вечера на хуторе близ Диканьки». Из биографии писателя

1

Есть ли чувство юмора у жителей Диканьки?

1

Вакула и Оксана

1

В поисках черевичек

1

Веселое возвращение домой

1

И.С. Тургенев. Рассказ «Муму». Из биографии писателя

1

«Муму». Картины крепостного быта. Образ своенравной барыни.

1

Замужество Татьяны

1

Образ Герасима.

1

Трагическая развязка рассказа.

Раздел «Среди ровесников» (22 ч)

1

С.Т. Аксаков. Повесть «Детские годы Багрова-внука». Из биографии

1

Л.Н. Толстой. Повесть «Детство». Из биографии

1

Один день из моей жизни

1

Что осталось после отъезда Ивиных

1

Взросление Николеньки Иртеньева

1

М. Горький. Повесть «Детство». Из биографии

1

Взросление маленького человека, борьба за своё достоинство

1

Образ бабушки как воплощение народной мудрости и душевного тепла. Картины природы в повести.

1

Письменная работа по повести

1

Ю.Я. Яковлев. В мире рассказов Ю.Я. Яковлева

1

Рассказ «Багульник».

4

А.Г. Алексин. Повесть «Мой брат играет на кларнете

5

В.К. Железников. Повесть «Чучело».

2

Ю.П. Мориц. Рассказ «Всадник Алёша».

1

Повторение и обобщение изученного в 6 классе


Дата

Кол-во

часов

Тема

Основные виды учебной деятельности

Планируемый результат

Результат

Оценка

Повторение. Вводные уроки (2 ч)

2

Повторение: лирические и эпические жанры фольклора (былины, сказки, предания, легенды)

Различать образы лирического героя и автора в лирике, рассказчика и повествователя в эпическом произведении

Раздел «Истоки литературы. Фольклор» (13 ч)

4

Героический эпос. Былина.

Выразительно читать фрагмент былины. Характеризовать героя былины как воплощение русского национального характера. Объяснять метафорическую природу художественного образа, его обобщающее значение и наличие оценочного значения в словесном образе. Выявлять в тексте разные виды художественных образов (человека, природы, времени года, животного, события, предмета). Выявлять особенности героического эпоса других народов. Учитывать жизненную основу и художественную условность, индивидуальную неповторимость и типическую обобщённость художественного образа. Отличать стихотворную речь от прозаической, находить основные признаки стихотворной речи, характеризовать отличия былинного стиха от песенного, рифмованного от нерифмованного

Выпускник научится:

  • осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приемам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и ее интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
  • выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народа, формирования представлений о русском национальном характере;
  • видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;
  • учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
  • целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
  • определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
  • выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок «устного рассказывания»;
  • пересказывать сказки, четко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приемы;
  • выявлять в сказках характерные художественные приемы и на  этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
  • видеть «необычное в обычном», устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.

Чтение, рассказывание, заучивание наизусть, иллюстрирование Письменная характеристика

Контрольная работа

Письменная характеристика

Контрольная работа

1

Героическое сказание.

4

Эпос народов России

Рыцарский героический эпос.

3

Русские народные песни.  

1

Контрольная работа по теме «Фольклор»

Раздел «Развитие фольклорных жанров

5

Баллада

Отмечать особенности поэзии русского романтизма на уровне языка, композиции, образа времени и пространства, образа романтического героя. Выступать с развёрнутыми сообщениями, обобщающими такие наблюдения. Письменно оформлять результаты выступления. Воспринимать художественную условность как специфическую характеристику искусства в различных формах от правдоподобия до фантастики.

Характеризовать отличия былинного стиха от песенного, рифмованного от нерифмованного. Конспектировать и реферировать источники, необходимые для подготовки индивидуальной школьной исследовательской работы

         Выпускник научится:

  • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле «читательских ассоциаций», отбирать произведения для чтения;
  • воспринимать художественный текст как произведение искусства, «послание» автора читателю, современнику и потомку;
  • определять актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
  • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя свое к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
  • определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
  • анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя свое отношение к прочитанному;
  • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
  • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
  • работать с разными источниками информации и владеть основными способами ее обработки и презентации;

Чтение, рассказывание, заучивание наизусть, иллюстрирование

Литературная сказка (11ч)

Чтение, рассказывание, заучивание наизусть, иллюстрирование

Творческая работа

Творческий проект

Письменная работа по сказке

Контрольная работа

Творческая работа

Творческий проект

Письменная работа по сказке

Контрольная работа

3

А.Н. Островский. «Снегурочка». 

Выявлять черты фольклорной традиции в литературных произведениях, определять художественные функции фольклорных мотивов, образов, поэтических средств в литературном произведении.

Учитывать специфику происхождения, форм бытования, жанровое своеобразие двух основных ветвей словесного искусства — фольклорной и литературной

2

В.М. Гаршин.

«Attalea prinsceps». 

3

В.А. Каверин.

О жизни о и творчестве

«Лёгкие шаги».

Творческий проект

3

А. де Сент-Экзюпери. Биография

«Маленький принц» (фрагменты). 

Письменная работа

Литературная песня (1 ч)

Чтение, рассказывание, заучивание наизусть,

иллюстрирование

1

А.В. Кольцов. «Косарь», «Кольцо», «Не шуми ты, рожь...», «Разлука», «Русская песня».

Читать выразительно произведение с учётом его жанровой специфики

1

Контрольная работа

Раздел «Образ мечты в литературе: путешествия, приключения, детектив» (10 ч)

4

Д. Дефо.

О жизни и творчестве. 

«Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» 

Письменная работа

Выявлять признаки художественной традиции фольклора и литературы предшествующих эпох в творчестве писателя, его новаторство, проявившееся на разных уровнях (постановки проблемы, языка, жанровой формы произведения и т. п.). Воспринимать форму и содержание литературного произведения в свете общеэстетических характеристик искусства и литературы определённой эпохи.

Писать сочинение

  • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле «читательских ассоциаций», отбирать произведения для чтения;
  • воспринимать художественный текст как произведение искусства, «послание» автора читателю, современнику и потомку;
  • определять актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
  • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя свое к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
  • определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
  • анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя свое отношение к прочитанному;
  • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
  • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
  • работать с разными источниками информации и владеть основными способами ее обработки и презентации; 

Чтение, рассказывание, заучивание наизусть, иллюстрирование

Письменная работа

4

А. Грин.

О жизни и творчестве

Повесть-феерия «Алые паруса»

2

Э.А. По – основоположник детективного жанра

Рассказ «Золотой жук». 

Раздел «Наедине с поэтом» (17 ч)

2

А.С. Пушкин. «Узник»

«Зимняя дорога», «Туча»

Отличать стихотворную речь от прозаической, находить основные признаки стихотворной речи, характеризовать отличия стиха рифмованного от нерифмованного. Определять виды рифм и способы рифмовки двусложных и трёхсложных размеров стиха на примере изучаемых стихотворных произведений, созданных в рамках силлабо- тонической системы стихосложения. Читать выразительно произведение с учётом его жанровой специфики

  • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле «читательских ассоциаций», отбирать произведения для чтения;
  • воспринимать художественный текст как произведение искусства, «послание» автора читателю, современнику и потомку;
  • определять актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
  • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя свое к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
  • определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
  • анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя свое отношение к прочитанному;
  • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
  • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
  • работать с разными источниками информации и владеть основными способами ее обработки и презентации; 

Чтение, рассказывание, заучивание наизусть, иллюстрирование

Интерпретация стихотворения

Презентация

Интерпретация стихотворения

Презентация

2

Е.А. Баратынский. «Водопад»

2

М.Ю. Лермонтов.

 «Три пальмы»

2

С.А. Есенин. «В зимний вечер по задворкам...»; «Сыплет черёмуха снегом...»; «Край любимый! Сердцу снятся...»; «Топи да болота...»

2

Б.Л. Пастернак. «Снег идёт». Д. Самойлов. «Перед снегом». Е.А. Евтушенко. «Идут белые снеги...». Б.Ш. Окуджава. «Полночный троллейбус».

2

М.И. Цветаева. «Моим стихам, написанным так рано...». В.Ф. Ходасевич. «Поэту».

Соотносить персонаж и прототип, образы автора и биографического автора, лирического героя и поэта

4

В.В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

Характеризовать ритмико-метрические особенности произведений, читать выразительно

1

В/ч Представление ученических презентаций, посвящённых поэзии

Раздел «Страницы классики» (19 ч)

6

А.С. Пушкин.

 Из биографии поэта

«Повести Белкина». «Выстрел». 

Письменная работа по повести

Определять тему и идею произведения, пересказывать сюжет, характеризовать персонажей, давать их сравнительные характеристики, определять основной конфликт, группировку образов, основные этапы развития сюжета, характеризовать своеобразие языка писателя. Писать сочинение с элементами литературоведческого анализа

  • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле «читательских ассоциаций», отбирать произведения для чтения;
  • воспринимать художественный текст как произведение искусства, «послание» автора читателю, современнику и потомку;
  • определять актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
  • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя свое к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
  • определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
  • анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя свое отношение к прочитанному;
  • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
  • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
  • работать с разными источниками информации и владеть основными способами ее обработки и презентации; 

Чтение, рассказывание, заучивание наизусть, иллюстрирование

Письменная работа

Письменная работа

3

М.Ю. Лермонтов.

Из биографии поэта 

«Бородино

Читать выразительно художественный текст, в том числе наизусть, участвовать в инсценировании литературного произведения, чтении по ролям

5

Н.В. Гоголь.

Из биографии писателя

 Повести «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейноэмоциональное содержание. Владеть такими видами пересказа, как сжатый пересказ, пересказ с изменением лица рассказчика и др.

5

И.С. Тургенев.

Из биографии писателя Рассказ «Муму».

Раздел «Среди ровесников» (22 ч)

1

С.Т. Аксаков. Из биографии Повесть «Детские годы Багрова-внука».

Определять общее и индивидуальное, неповторимое в литературном образе родины в творчестве русских писателей. Анализировать различные формы выражения авторской позиции в произведении, характеризовать формы проявления авторской позиции в эпосе.

Писать сочинение (сравнение образа детства у разных писателей)

  • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле «читательских ассоциаций», отбирать произведения для чтения;
  • воспринимать художественный текст как произведение искусства, «послание» автора читателю, современнику и потомку;
  • определять актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
  • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя свое к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
  • определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
  • анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя свое отношение к прочитанному;
  • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
  • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
  • работать с разными источниками информации и владеть основными способами ее обработки и презентации; 

Чтение, рассказывание, заучивание наизусть, иллюстрирование

Письменная

работа

Письменная

работа

4

Л.Н. Толстой. Из биографии Повесть «Детство» 

4

М. Горький. Из биографии Повесть «Детство». Письменная работа по повести

2

Ю.Я. Яковлев.

В мире рассказов

Рассказ «Багульник». 

Воспринимать форму и содержание литературного произведения в свете общеэстетических характеристик искусства и литературы определённой эпохи

4

А.Г. Алексин. Повесть «Мой брат играет на кларнете».

Пересказывать содержание художественного произведения подробно, максимально используя характерные для стиля писателя слова, выражения, синтаксические конструкции.

Писать сочинение на вольную тему

5

В.К. Железников.

Повесть «Чучело». 

2

Ю.П. Мориц.

Рассказ «Всадник Алёша». 

1

Повторение и обобщение изученного в 6 классе

Выступать с развёрнутыми письменными сообщениями, обобщающими сделанные наблюдения. Писать контрольное сочинение

х

В связи с нехваткой календарных дней в период обучения планирование составлено на             часов, прохождение программы обеспечивается за счет уплотнения программного материала или сокращения резервных часов.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по литературе, 5 класс, под редакцией Б.А. Ланина

          Рабочая программа составлена на основе Программы по литературе 5-9 классы общеобразовательных учреждений под редакцией проф. Б.А. Ланина, М.: Вентана-Граф, 20...

Рабочая программа по литературе. 6 класс. По учебнику Ланина

Рабочая программа по литературе по учебнику Ланина : 6 класс...

Рабочая программа по литературе 5 класс Ланин

В работе представлена пояснительная записка и КТП...