Урок "Каким бывает счастье?". По произведению А.Куприна "Чудесный доктор"
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
Что такое истинное счастье?
Это очень серьезный философский вопрос. Интересно, как ответят на него обучающиеся, прочитав рассказ "Чудесный доктор" А Куприна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uroka_chto_takoe_schaste.docx | 30.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Пермское суворовское военное училище
Министерства обороны Российской Федерации»
Методическая разработка
урока литературы
«Каким бывает счастье?»
(по произведению А.Куприна «Чудесный доктор»)
для суворовцев 5-х классов
Разработала: Головина А.В.,
преподаватель русского языка
и литературы
ПГТ Звездный
2017
План-конспект урока
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий учебным отделом
О.А.Барагузина __________
«___»_____________ 2017 г.
1. Урок литературы
Учитель: Головина Анна Вячеславовна
Дата: 03.03.2017
Класс: 5
Тема: Какое бывает счастье? ( по произведению А.Куприна "Чудесный доктор")
Цель урока: донести для обучающихся мысль о том, что жизнь для других людей, жизнь, посвященная людям, и есть настоящее счастье.
Задачи:
Обучающие:
– научить внимательно, вдумчиво читать текст, обращая внимание на детали;
– продолжаем обучаться началам анализа текста;
Развивающие:
– развивать умение формулировать высказывание, обосновывать своё решение;
– способствовать развитию наблюдательности, умения анализировать речевой материал (словосочетания, предложения, текст), делать обоснованные выводы
–развивать психические процессы: внимание, зрительную память, логическое мышление
– развивать навыки самоконтроля
Воспитательные:
– создать условия для воспитания чувства милосердия, сострадания, любви к ближнему;
– создать условия для воспитания любознательности, самостоятельности, умения слушать и слышать друг друга.
Результаты обучения
Личностные:
формирование мотивации к обучению; к самосовершенствованию;
Регулятивные:
осознание недостаточности своих знаний; целеполагание;
планирование деятельности, контроль, самоконтроль;
Познавательные:
умение анализировать информацию; устанавливать причинно-следственные связи;
умение структурировать текст, умение делать выводы и умозаключения;
Коммуникативные:
умение кратко и грамотно излагать свои мысли в устной речи;
Умение слушать собеседника.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая
Используемые технологии обучения: здоровьесберегающая технология; технология проблемного обучения.
Техническое обеспечение: компьютер, проектор, интерактивная доска.
Наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме урока, отрывок из фильма "Хирург от Бога"
Использование современных образовательных технологий
Урок по теме "Какое бывает счастье? ( по произведению А.Куприна "Чудесный доктор") " | ||
Современные образовательные технологии | Этапы урока, на которых технология применяется | Инновационный прием и методы работы |
Проблемное обучение |
| Создание проблемной ситуации: столкновение противоречий в практической деятельности. |
Здоровьесберегающая технология |
| Подвижный режим работы на уроке (зарядка групповая работа) Организация переключения внимания обучающихся на разные формы работы |
Ход урока
Структура урока | Время, мин | Деятельность | Формируемые УУД | |
Преподавателя | Обучаемых | |||
1.Организационный момент | 0,5 | Проверка готовности. Приветствие обучающихся. | Приветствие преподавателя | Регулятивные УУД: самоконтроль |
2. Мотивация Элементы проблемного обучения | 4-5 | Беседа о том, что такое для ребят счастье. Предлагает сформулировать тему урока (Что такое счастье?) | Учащиеся отвечают на вопрос: "Что делает вас счастливыми? Вспомните ситуации из жизни." | Познавательные УУД: анализ информации, оценивание. Коммуникативные: умение кратко и грамотно излагать свои мысли в устной речи. |
2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии Элементы проблемного обучения | 7-9 | Организует высказывание учащихся на тему "Отзыв о произведении". Предлагает обучающимся проанализировать материал для наблюдения (слайд 1) | Высказываются на заданную тему. Размышляют, объясняют, комментируют, используя слайд 1. Форма работы: фронтальная, индивидуальная | Познавательные УУД: анализ, синтез, сравнение Регулятивные: осознание проблематичности ситуации. |
3. Выявление интересов учащихся и планирование дальнейшей работы. Элементы проблемного обучения | 2-3 | Просит высказаться о том, что важно в этом произведении для ребят и о чем хотели бы поговорить. Организует беседу: обсуждение предложений, фиксация действий на доске. | Думают, отвечают Форма работы: фронтальная | Познавательные УУД: установление причинно-следственных связей. Регулятивные: осознание недостаточности своих знаний |
4. Постановка цели урока | 2-3 | Осуществляет помощь в осознании и формулировании цели урока, в данном случае - разгадать замысел автора - идею. | Формулируют цель учебной и отвечают на вопрос об идее. | Регулятивные УУД: целеполагание |
5. Построение проекта выхода из затруднения Элементы проблемного обучения | 10-12 | Организует групповую работу с целью определить, как автору удалось донести до читателя идею текста (частичный анализ текста). | В группах выявляют особенности текста, повлиявшие на понимание идеи. (используют раздаточный материал) Форма работы: фронтальная, индивидуальная | Регулятивные УУД: прогнозирование Познавательные УУД: умение структурировать знания; установление причинно-следственных связей. Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника |
6. «Открытие» нового знания. Реализация проекта выхода из затруднения Элементы проблемного обучения | 3 | Подводит обучающихся к выводу о том, что человек может быть счастлив не только тогда, когда он получает то, о чем мечтает, но главное - когда отдает и делает других счастливыми. | Делают вывод о том, что человек может быть счастлив не только тогда, когда он получает то, о чем мечтает, но главное - когда отдает и делает других счастливыми. . Форма работы: фронтальная | Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника Познавательные УУД: умение структурировать знания; установление причинно-следственных связей. |
7. Разговор о теме произведения. | 3 | Слайд 2. Постановка проблемы - почему же знаменит наш доктор? | Рассуждают, высказывают предположения. Делают вывод о недостаточности своих знаний и формулируют часть домашнего задания - для любопытных и любознательных - узнать информацию о Н.И.Пирогове. Форма работы: фронтальная | Познавательные УУД: анализ, сравнение. Коммуникативные УУД: умение строить речевое высказывание, умение слушать, Регулятивные УУД: контроль и самооценка |
8. Рефлексия | 2 | Просит оценить свою работу на уроке, ответить устно на вопросы: Кто сегодня получил "пять"? (поднимите руки, если учитель согласен, то командир взвода запишет) Кто не успел высказаться в полной мере? (постараюсь выслушать на следующем уроке, тема будет продолжена, не говорили о жанре, о названии) | Отвечают на вопросы учителя Самооценка выполнения практической работы и занятия в целом. | Регулятивные УУД: контроль и самооценка |
9. Объяснение домашнего задания | 2 | Создайте письменную характеристику героя, образ, так как вы его увидели (5-10 ПЖ) | Запись в дневники | Регулятивные УУД: планирование, самоконтроль. |
10. Вдохновляющий элемент | 5 | Показ отрывка из фильма "Хирург от Бога" | Просмотр. |
Конспект урока
1. Организационный момент
Приветствие. Проверка подготовки суворовцев к занятию.
2. Беседа о том, что такое для ребят счастье.
Предлагаю сформулировать тему урока (Что такое счастье?)
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Организую высказывание учащихся на тему "Отзыв о произведении".
Предлагаю обучающимся проанализировать и использовать материал для наблюдения (слайд 1). Фронтальный опрос + беседа.
3. Выявление интересов учащихся и планирование дальнейшей работы.
Прошу высказаться о том, что важно в этом произведении для ребят и о чем хотели бы поговорить. Организую беседу: обсуждение предложений, фиксация действий на доске.
4. Постановка цели урока
Осуществляю помощь в осознании и формулировании цели урока, в данном случае - разгадать замысел автора - идею.
Разговор о теме произведения. Беседа.
5.Физкультминутка
6. Построение и реализация проекта выхода из затруднения
Как же автор добился такого понимания текста?
Организую групповую работу с целью определить, как автору удалось донести до читателя идею текста (частичный анализ текста с использованием вспомогательного материала - раздаточный материал). Групповая работа + беседа.
7. Открытие нового знания.
Возвращаясь к началу урока, подвожу обучающихся к выводу о том, что человек может быть счастлив не только тогда, когда он получает то, о чем мечтает, но главное - когда отдает и делает других счастливыми. Беседа.
8. Разговор о теме произведения
Слайд 2. Постановка проблемы - почему же знаменит на доктор? Беседа.
9. Рефлексия
Прошу оценить свою работу на уроке, ответить устно на вопросы:
Кто сегодня получил "пять"? (поднимите руки, если учитель согласен, то командир взвода запишет)
Кто не успел высказаться в полной мере? (постараюсь выслушать на следующем уроке, так как тема будет продолжена, поработайте с распечаткой с карандашом (стихотворение И.С.Тургенева "Памяти Ю.П.Вревской")
10. Объяснение домашнего задания
Создайте письменную характеристику героя, образ, так как вы его увидели (5-10 ПЖ)
11. Вдохновляющий элемент
Показ отрывка из фильма "Хирург от Бога"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МАСТЕР-КЛАСС: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОГО ДИАЛОГА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ ПО РОМАНУ Б.Л. ПАСТЕРНАКА «ДОКТОР ЖИВАГО»
МАСТЕР-КЛАСС: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОГО ДИАЛОГА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХПО РОМАНУ Б.Л. ПАСТЕРНАКА «ДОКТОР ЖИВАГО»...
"Доктора бывают разные"
Тема занятия "Доктора бывают разные". Возраст: 9 - 10 лет. Форма проведения внеклассного занятия: комбинированная. Данное занятие учащихся знакомит с разными профессиями врачей и какие они болезни леч...
Сценарий по произведению Куприна "Чудесный доктор" (для учащихся 5-6 классов)
Сценарий для школьной театральной постановки по произведению Куприна "Чудесный доктор"...
«Сказки про Слона Хортона» Пьесы для детей по мотивам произведений Доктора Сьюза
Данный материал включает в себя две пьесы на английском языке "Horton Hatches the Egg", "Horton Hears a Who!", которые были поставлены детьми 8-10 лет в театрально-игровой студии изучении английского ...
Конспект урока в 6 классе на тему: "Чудо, сотворенное человеком" (на материале произведения А.И.Куприна "Чудесный доктор"
Тип урока: Урок-семинар. Оборудование:Произведение "Чудесный доктор", портреты на слайде. Цели урока:образовательная – анализ текста;развивающая &ndash...
Мастер-класс на тему ": «СЛОВА бывают разные…"на основе произведения Л.Петрушевской «Пуськи бятые»
Тип: исследованиеЦели деятельности учителя: способствовать созданию умения рассуждать (с использованием доказательств) на основе полученных знаний; углублять знания о стилистических особенностях...
Проект " Аутентичные произведения Рязанской области "Как бывало в старину" Публикация " «Сохранение и возрождение культурного наследия Рязанского края в работе с детскими фольклорными коллективами»
Проект "Аутентичные произведения Рязанской области" Как бывало в старину" кратно повествует о специфике музыкальных и игровых моментов в песенном репертуаре Рязанской области. Об особен...