Урок "Каким бывает счастье?". По произведению А.Куприна "Чудесный доктор"
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Что такое истинное счастье?

Это очень серьезный философский вопрос. Интересно, как ответят на него обучающиеся, прочитав рассказ "Чудесный доктор" А Куприна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_uroka_chto_takoe_schaste.docx30.19 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Пермское суворовское военное училище

Министерства обороны Российской Федерации»

Методическая разработка

урока литературы

«Каким бывает счастье?»

(по произведению А.Куприна «Чудесный доктор»)

для суворовцев 5-х классов

                                                                                          Разработала: Головина А.В.,

                                                                                         преподаватель русского языка

                                                            и литературы

ПГТ Звездный

2017

План-конспект урока

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий учебным отделом

О.А.Барагузина __________

«___»_____________ 2017 г.

1. Урок литературы

Учитель: Головина Анна Вячеславовна

Дата: 03.03.2017

Класс: 5 

Тема: Какое бывает счастье? ( по произведению А.Куприна "Чудесный доктор")

Цель урока: донести для обучающихся мысль о том, что жизнь для других людей, жизнь, посвященная людям, и есть настоящее счастье.

Задачи:

Обучающие:

– научить внимательно, вдумчиво читать текст, обращая внимание на детали;

– продолжаем обучаться  началам анализа текста;

Развивающие:

– развивать умение формулировать высказывание, обосновывать  своё решение;

– способствовать развитию наблюдательности, умения анализировать  речевой  материал (словосочетания, предложения, текст), делать обоснованные выводы

–развивать психические процессы: внимание, зрительную память, логическое мышление

– развивать навыки самоконтроля

Воспитательные:

– создать условия для воспитания чувства милосердия, сострадания, любви к ближнему;

– создать условия для воспитания любознательности, самостоятельности, умения слушать и слышать друг друга.

Результаты обучения

Личностные:

формирование мотивации к обучению; к самосовершенствованию;

Регулятивные:

осознание недостаточности своих знаний; целеполагание;

планирование  деятельности, контроль, самоконтроль;

Познавательные:

умение анализировать информацию; устанавливать причинно-следственные  связи;

умение структурировать текст, умение  делать выводы и умозаключения;

Коммуникативные:

умение кратко и грамотно излагать свои мысли в устной речи;

Умение слушать собеседника.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая

Используемые технологии обучения: здоровьесберегающая технология;  технология  проблемного обучения.

Техническое обеспечение: компьютер, проектор, интерактивная доска.

Наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме урока, отрывок из фильма "Хирург от Бога"

Использование современных образовательных технологий

Урок по теме "Какое бывает счастье? ( по произведению А.Куприна "Чудесный доктор") "

Современные образовательные технологии

Этапы урока, на которых технология применяется

Инновационный прием и методы работы

Проблемное обучение

  • Мотивация
  • Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;
  • Этап локализации индивидуальных затруднений;
  • Включение нового знания в систему знаний.

Создание проблемной ситуации:

столкновение противоречий в практической деятельности.

Здоровьесберегающая технология

  • Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;
  • Динамическая  пауза  

Подвижный режим работы на уроке (зарядка групповая работа)

Организация переключения внимания обучающихся на разные формы работы

Ход урока

Структура урока

Время,

мин

Деятельность

Формируемые УУД

Преподавателя

Обучаемых

1.Организационный момент

0,5

Проверка готовности. Приветствие обучающихся.

Приветствие преподавателя

Регулятивные УУД: самоконтроль

2. Мотивация

Элементы проблемного обучения

4-5

Беседа о том, что такое для ребят счастье.

Предлагает сформулировать тему урока (Что такое счастье?)

Учащиеся отвечают на вопрос: "Что делает вас счастливыми? Вспомните ситуации из жизни."

Познавательные УУД: анализ  информации, оценивание.

Коммуникативные: умение кратко и грамотно излагать свои мысли в устной речи.

2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Элементы проблемного обучения

7-9

Организует высказывание учащихся на тему "Отзыв о произведении".

Предлагает обучающимся проанализировать материал для наблюдения (слайд 1)

Высказываются на заданную тему. Размышляют, объясняют, комментируют, используя слайд 1.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная

Познавательные УУД: анализ, синтез, сравнение

Регулятивные: осознание проблематичности ситуации.

3. Выявление интересов учащихся и планирование дальнейшей работы. Элементы проблемного обучения

2-3

Просит высказаться о том, что важно в этом произведении для ребят и о чем хотели бы поговорить.  Организует беседу:  обсуждение  предложений, фиксация действий на доске.

Думают, отвечают
на вопросы.

Форма работы: фронтальная

Познавательные УУД: установление причинно-следственных связей.

Регулятивные: осознание недостаточности своих знаний

4. Постановка цели урока

2-3

Осуществляет помощь в осознании и формулировании цели урока, в данном случае - разгадать замысел автора - идею.

Формулируют цель учебной и отвечают на вопрос об идее.

Регулятивные УУД: целеполагание

5. Построение проекта выхода из затруднения

Элементы проблемного обучения

10-12

Организует групповую работу с целью определить, как автору удалось донести до читателя идею текста (частичный анализ текста).

В группах выявляют особенности текста, повлиявшие на понимание идеи. (используют раздаточный материал)

Форма работы: фронтальная, индивидуальная

Регулятивные УУД: прогнозирование

Познавательные УУД: умение структурировать знания; установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника

6. «Открытие» нового знания.

Реализация проекта выхода из затруднения

Элементы проблемного обучения

3

Подводит обучающихся к выводу  о  том, что человек может быть счастлив не только тогда, когда он получает то, о чем мечтает, но главное - когда отдает и делает других счастливыми.

Делают вывод  о  том, что человек может быть счастлив не только тогда, когда он получает то, о чем мечтает, но главное - когда отдает и делает других счастливыми.

.

Форма работы: фронтальная

Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника

Познавательные УУД: умение структурировать знания; установление причинно-следственных связей.

7. Разговор о теме произведения.

3

Слайд 2. Постановка проблемы - почему же знаменит наш доктор?

Рассуждают, высказывают предположения. Делают вывод о недостаточности своих знаний и формулируют часть домашнего задания - для любопытных и любознательных - узнать информацию о Н.И.Пирогове. Форма работы: фронтальная

Познавательные УУД: анализ, сравнение. Коммуникативные УУД: умение строить речевое высказывание, умение слушать,

Регулятивные УУД: контроль и самооценка

8. Рефлексия

2

Просит  оценить  свою  работу на уроке, ответить устно на вопросы:

Кто сегодня получил "пять"? (поднимите руки, если учитель согласен, то командир взвода запишет)

Кто не успел высказаться в полной мере? (постараюсь выслушать на следующем уроке, тема будет продолжена, не говорили о жанре, о названии)

Отвечают на вопросы учителя

Самооценка выполнения практической работы и занятия в целом.

Регулятивные УУД: контроль и самооценка

9. Объяснение домашнего задания

2

Создайте письменную характеристику героя, образ, так как вы его увидели (5-10 ПЖ)

Запись в дневники

Регулятивные УУД: планирование, самоконтроль.

10. Вдохновляющий элемент

5

Показ отрывка из фильма "Хирург от Бога"

Просмотр.

Конспект урока

1. Организационный момент

Приветствие. Проверка подготовки суворовцев к занятию.

2. Беседа о том, что такое для ребят счастье.

Предлагаю сформулировать тему урока (Что такое счастье?)

 

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Организую высказывание учащихся на тему "Отзыв о произведении".

Предлагаю обучающимся проанализировать и использовать материал для наблюдения (слайд 1). Фронтальный опрос + беседа.

 

3. Выявление интересов учащихся и планирование дальнейшей работы.

Прошу высказаться о том, что важно в этом произведении для ребят и о чем хотели бы поговорить.  Организую беседу:  обсуждение  предложений, фиксация действий на доске.

4. Постановка цели урока

Осуществляю помощь в осознании и формулировании цели урока, в данном случае - разгадать замысел автора - идею.

Разговор о теме произведения. Беседа.

5.Физкультминутка

6. Построение и реализация проекта выхода из затруднения

 Как же автор добился такого понимания текста?

Организую групповую работу с целью определить, как автору удалось донести до читателя идею текста (частичный анализ текста с использованием вспомогательного материала - раздаточный материал). Групповая работа + беседа.

7. Открытие нового знания.

Возвращаясь к началу урока, подвожу обучающихся к выводу  о  том, что человек может быть счастлив не только тогда, когда он получает то, о чем мечтает, но главное - когда отдает и делает других счастливыми. Беседа.

8.  Разговор о теме произведения

Слайд 2. Постановка проблемы - почему же знаменит на доктор? Беседа.

9. Рефлексия

Прошу  оценить  свою  работу на уроке, ответить устно на вопросы:

Кто сегодня получил "пять"? (поднимите руки, если учитель согласен, то командир взвода запишет)

Кто не успел высказаться в полной мере? (постараюсь выслушать на следующем уроке, так как тема будет продолжена, поработайте с распечаткой с карандашом (стихотворение И.С.Тургенева "Памяти Ю.П.Вревской") 

10. Объяснение домашнего задания

Создайте письменную характеристику героя, образ, так как вы его увидели (5-10 ПЖ)

11. Вдохновляющий элемент

Показ отрывка из фильма "Хирург от Бога"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР-КЛАСС: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОГО ДИАЛОГА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ ПО РОМАНУ Б.Л. ПАСТЕРНАКА «ДОКТОР ЖИВАГО»

МАСТЕР-КЛАСС: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОГО ДИАЛОГА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХПО РОМАНУ Б.Л. ПАСТЕРНАКА «ДОКТОР ЖИВАГО»...

"Доктора бывают разные"

Тема занятия "Доктора бывают разные". Возраст: 9 - 10 лет. Форма проведения внеклассного занятия: комбинированная. Данное занятие учащихся знакомит с разными профессиями врачей и какие они болезни леч...

Сценарий по произведению Куприна "Чудесный доктор" (для учащихся 5-6 классов)

Сценарий для школьной театральной постановки по произведению Куприна "Чудесный доктор"...

«Сказки про Слона Хортона» Пьесы для детей по мотивам произведений Доктора Сьюза

Данный материал включает в себя две пьесы на английском языке "Horton Hatches the Egg", "Horton Hears a Who!", которые были поставлены детьми 8-10 лет в театрально-игровой студии изучении английского ...

Конспект урока в 6 классе на тему: "Чудо, сотворенное человеком" (на материале произведения А.И.Куприна "Чудесный доктор"

Тип урока: Урок-семинар. Оборудование:Произведение "Чудесный доктор", портреты на слайде. Цели урока:образовательная –  анализ текста;развивающая &ndash...

Мастер-класс на тему ": «СЛОВА бывают разные…"на основе произведения Л.Петрушевской «Пуськи бятые»

Тип: исследованиеЦели деятельности учителя: способствовать созданию умения рассуждать (с использованием доказательств)  на основе полученных знаний; углублять знания о стилистических особенностях...

Проект " Аутентичные произведения Рязанской области "Как бывало в старину" Публикация " «Сохранение и возрождение культурного наследия Рязанского края в работе с детскими фольклорными коллективами»

Проект "Аутентичные произведения Рязанской области" Как бывало в старину" кратно повествует о специфике музыкальных и игровых моментов в песенном репертуаре Рязанской области. Об особен...