Сценарий по произведению Куприна "Чудесный доктор" (для учащихся 5-6 классов)
методическая разработка (5 класс) на тему

Саая Саида Хензиг-ооловна

Сценарий для школьной театральной постановки по произведению Куприна "Чудесный доктор"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Александр Куприн «Чудесный доктор»

Главные роли:

  • Мерцалов- отец, 35 лет-
  • Елизавета Ивановна-жена, 30 лет-
  • Гриша- старший сын, 10 лет-
  • Володя-второй сын, 8 лет-
  • Машутка- дочь, 6 лет-
  • Доктор Пирогов- 55 лет-

                                                 I действие

        Уже более года жили Мерцаловы в этом подземелье. В углу, на грязной широкой постели, лежала девочка лет шести; её лицо горело, дыхание было коротко и затруднительно. Высокая, худая женщина, с измождённым, усталым лицом стояла на коленях около больной девочки, поправляя ей подушку.

Е.И.:- Ну? Что же?

        Мальчики молчали. Только Гриша шумно вытер нос рукавом своего пальто.

Е.И.: - Отнесли письмо? Гриша, я тебя спрашиваю?

Г:- Отдал.

Е.И.:- Ну, и что же? Что ты ему сказал?

Г.:- Да всё, как ты учила. Вот, говорю, от Мерцалова письмо, от вашего бывшего управляющего. А он нас обругал: «Убирайтесь  вы, говорит, отсюда…».

Е.И.:- Да кто же с вами разговаривал?.. Говори толком, Гриша!

Г.:- Швейцар разговаривал… Кто же ещё? Я ему говорю: «Возьмите, дяденька,  письмо, передайте, а я здесь ответа подожду». А он говорит: «А- ну, идите отсюда, идите, идите». А Володьку даже по затылку ударил.

В:- А меня он по затылку ударил,- сказал Володя, следивший  за рассказом брата, и почесал затылок.

        Старший мальчик вдруг принялся озабоченно рыться в глубоких карманах своего халата. Вытащив, наконец, оттуда измятый конверт, он положил его на стол и сказал:

Г.:- Вот оно, письмо-то…

        Больше мать не расспрашивала. Вдруг мать сказала, обернувшись назад:

Е.И.:- Там борщ есть, от обеда остался… Может, поели бы? Только холодный- разогреть- то нечем…

        В это время в коридоре послышались чьи-то неуверенные шаги. Вошёл Мерцалов. Он был в летнем пальто, летней войлочной шляпе и без калош. Его руки посинели и взбухли от мороза.

Автор: В этот ужасный роковой год несчастье за несчастьем настойчиво и безжалостно сыпались на Мерцалова и его семью. Сначала он сам заболел, и на его лечение ушли все их скудные сбережения. Потом он узнал, что его место управляющего занято  другим… А тут ещё пошли болеть дети. Три месяца назад умерла одна девочка, теперь другая лежит в жару и без сознания.

        Вдруг Мерцалов быстро поднялся с сундука, на котором он до сих пор сидел, и решительным движением надвинул глубже на лоб свою истрёпанную шляпу.

Е.И.: -Куда ты?

        Мерцалов обернулся.

М:- Всё равно, сидением ничего не поможешь. Пойду ещё… Хоть милостыню попробую просить.

                                                       II действие

Автор: Выйдя на улицу, он пошёл бесцельно вперёд. Он ничего не искал, ни на что не надеялся. Он давно уже пережил то жгучее время бедности. Теперь им овладело неудержимое желание бежать куда попало, бежать без оглядки, чтобы только не видеть молчаливого отчаяния голодной семьи.

        Центр города. Общественный сад. Он свернул в калитку и, пройдя длинную аллею, опустился на низкую садовую скамейку.

М.:- Вот лечь бы и заснуть и забыть о жене, о голодных детях, о больной Машутке.

        Просунув руку под жилет, Мерцалов нащупал довольно толстую верёвку, служившую ему поясом. Мысль о самоубийстве совершенно ясно встала в его голове.

М.:- Чем погибать медленно, так не лучше ли избрать более краткий путь?

        Он уже хотел встать, чтобы исполнить своё страшное намерение, но в это время в конце аллеи послышался скрип шагов.

Д.:- Вы позволите здесь присесть? Ночка-то какая славная. Морозно… тихо… Что за прелесть- русская зима!

        Голос у него был мягкий, ласковый, старческий. Мерцалов молчал, не оборачиваясь.

Д.:- А я вот ребятишкам знакомым подарочки купил. Да вот по дороге не утерпел, сделал круг, чтобы садом пройти: очень уж здесь хорошо.

М.:- Подарочки!  Подарочки!.. Знакомым ребятишкам подарочки!.. А я… а у меня, милый человек, в настоящую минуту  мои ребятишки с голоду дома подыхают... Подарочки!.. Моя дочь, Машутка, умирает, у неё жар, кашель!.. Подарочки!...

Д.:- Подождите… не волнуйтесь! Где вы живёте? Пойдёмте к вам домой, а по дороге вы мне всё расскажете. Идёмте!...

                                              III действие

Подземелье Мерцаловых. Елизавета Ивановна лежала на постели рядом со своей больной дочерью. Мальчишки хлебали борщ, сидя на тех же местах. Войдя в комнату, доктор скинул с себя пальто и подошёл к Елизавете Ивановне.

Д.:- Уу, как холодно у вас. Почему не топим печку?

Г.:- А у нас угля и дров нет.

В.:- Уже несколько дней папа не топит.

Д.:- А-ну, мальчики, сбегайте к моим знакомым. Они дадут вам немного дров и угля. Сможете?

Мальчики: Да! ,- и убегают.

Д.:- А вы сходите в магазин и купите продукты для детей. Вот вам деньги. А пока я девочку посмотрю.

Доктор подходит к Елизавете Ивановне:

Д.:- Ну, полно, полно, голубушка. Вставайте-ка! Покажите мне вашу больную.

 Пока доктор осматривал больную девочку,  пришли мальчики и начали топить печку. Тем временем возвращается из магазина Мерцалов. Он достаёт из сумки чёрный хлеб, сахар, молоко. Доктор внимательно осмотрел девочку и выписал ей рецепт.

Д.:- Вот с этой бумажкой вы пойдёте в аптеку… давайте через два часа по чайной ложке. Это вызовет у малютки отхаркивание… Делайте согревающий компресс… В комнате теперь будет теплее. И я вам  на столе оставил немного  денег на первое время. Этого должно хватить.

Д.:-Ну-ка, мальчики, подойдите ко мне. Вот вам подарки. С рождеством вас!

Мальчики:- Спасибо. Ух ты, настоящие подарки!

        Пожав руки Мерцалову и Елизавете Ивановне, он торопливо вышел.

М.:- Доктор! Доктор, постойте!... Скажите мне ваше имя, доктор!

Д.:- Вот ещё пустяки. А это совсем неважно.

Автор: В тот же вечер Мерцалов узнал  фамилию своего неожиданного спасителя. На аптечном ярлыке чёткою рукою аптекаря было написано: "«По рецепту профессора Пирогова».

Автор: Роли исполняли:

1). Мерцалов- ученик      класса

2). Его жена, Елизавета Ивановна- ученица      класса

3). Их сыновья, Гриша- ученик       класса

                            Володя- ученик         класса

4). Их дочь, Машутка- ученица        класса

5). Доктор Пирогов- ученик             класса.

6). Слова автора читала ученица     класса.

Автор: С этих пор точно благодетельный ангел снизошёл в их семью. Всё переменилось. В начале января Мерцалов нашёл работу. Машутка встала на ноги, мальчиков удалось пристроить в гимназию на казённый счёт. Просто чудо совершил этот святой человек.

                                                   Конец.



Предварительный просмотр:

Александр Куприн «Чудесный доктор»

Главные роли:

  • Мерцалов- отец, 35 лет-
  • Елизавета Ивановна-жена, 30 лет-
  • Гриша- старший сын, 10 лет-
  • Володя-второй сын, 8 лет-
  • Машутка- дочь, 6 лет-
  • Доктор Пирогов- 55 лет-

                                                 I действие

        Уже более года жили Мерцаловы в этом подземелье. В углу, на грязной широкой постели, лежала девочка лет шести; её лицо горело, дыхание было коротко и затруднительно. Высокая, худая женщина, с измождённым, усталым лицом стояла на коленях около больной девочки, поправляя ей подушку.

Е.И.:- Ну? Что же?

        Мальчики молчали. Только Гриша шумно вытер нос рукавом своего пальто.

Е.И.: - Отнесли письмо? Гриша, я тебя спрашиваю?

Г:- Отдал.

Е.И.:- Ну, и что же? Что ты ему сказал?

Г.:- Да всё, как ты учила. Вот, говорю, от Мерцалова письмо, от вашего бывшего управляющего. А он нас обругал: «Убирайтесь  вы, говорит, отсюда…».

Е.И.:- Да кто же с вами разговаривал?.. Говори толком, Гриша!

Г.:- Швейцар разговаривал… Кто же ещё? Я ему говорю: «Возьмите, дяденька,  письмо, передайте, а я здесь ответа подожду». А он говорит: «А- ну, идите отсюда, идите, идите». А Володьку даже по затылку ударил.

В:- А меня он по затылку ударил,- сказал Володя, следивший  за рассказом брата, и почесал затылок.

        Старший мальчик вдруг принялся озабоченно рыться в глубоких карманах своего халата. Вытащив, наконец, оттуда измятый конверт, он положил его на стол и сказал:

Г.:- Вот оно, письмо-то…

        Больше мать не расспрашивала. Вдруг мать сказала, обернувшись назад:

Е.И.:- Там борщ есть, от обеда остался… Может, поели бы? Только холодный- разогреть- то нечем…

        В это время в коридоре послышались чьи-то неуверенные шаги. Вошёл Мерцалов. Он был в летнем пальто, летней войлочной шляпе и без калош. Его руки посинели и взбухли от мороза.

Автор: В этот ужасный роковой год несчастье за несчастьем настойчиво и безжалостно сыпались на Мерцалова и его семью. Сначала он сам заболел, и на его лечение ушли все их скудные сбережения. Потом он узнал, что его место управляющего занято  другим… А тут ещё пошли болеть дети. Три месяца назад умерла одна девочка, теперь другая лежит в жару и без сознания.

        Вдруг Мерцалов быстро поднялся с сундука, на котором он до сих пор сидел, и решительным движением надвинул глубже на лоб свою истрёпанную шляпу.

Е.И.: -Куда ты?

        Мерцалов обернулся.

М:- Всё равно, сидением ничего не поможешь. Пойду ещё… Хоть милостыню попробую просить.

                                                       II действие

Автор: Выйдя на улицу, он пошёл бесцельно вперёд. Он ничего не искал, ни на что не надеялся. Он давно уже пережил то жгучее время бедности. Теперь им овладело неудержимое желание бежать куда попало, бежать без оглядки, чтобы только не видеть молчаливого отчаяния голодной семьи.

        Центр города. Общественный сад. Он свернул в калитку и, пройдя длинную аллею, опустился на низкую садовую скамейку.

М.:- Вот лечь бы и заснуть и забыть о жене, о голодных детях, о больной Машутке.

        Просунув руку под жилет, Мерцалов нащупал довольно толстую верёвку, служившую ему поясом. Мысль о самоубийстве совершенно ясно встала в его голове.

М.:- Чем погибать медленно, так не лучше ли избрать более краткий путь?

        Он уже хотел встать, чтобы исполнить своё страшное намерение, но в это время в конце аллеи послышался скрип шагов.

Д.:- Вы позволите здесь присесть? Ночка-то какая славная. Морозно… тихо… Что за прелесть- русская зима!

        Голос у него был мягкий, ласковый, старческий. Мерцалов молчал, не оборачиваясь.

Д.:- А я вот ребятишкам знакомым подарочки купил. Да вот по дороге не утерпел, сделал круг, чтобы садом пройти: очень уж здесь хорошо.

М.:- Подарочки!  Подарочки!.. Знакомым ребятишкам подарочки!.. А я… а у меня, милый человек, в настоящую минуту  мои ребятишки с голоду дома подыхают... Подарочки!.. Моя дочь, Машутка, умирает, у неё жар, кашель!.. Подарочки!...

Д.:- Подождите… не волнуйтесь! Где вы живёте? Пойдёмте к вам домой, а по дороге вы мне всё расскажете. Идёмте!...

                                              III действие

Подземелье Мерцаловых. Елизавета Ивановна лежала на постели рядом со своей больной дочерью. Мальчишки хлебали борщ, сидя на тех же местах. Войдя в комнату, доктор скинул с себя пальто и подошёл к Елизавете Ивановне.

Д.:- Уу, как холодно у вас. Почему не топим печку?

Г.:- А у нас угля и дров нет.

В.:- Уже несколько дней папа не топит.

Д.:- А-ну, мальчики, сбегайте к моим знакомым. Они дадут вам немного дров и угля. Сможете?

Мальчики: Да! ,- и убегают.

Д.:- А вы сходите в магазин и купите продукты для детей. Вот вам деньги. А пока я девочку посмотрю.

Доктор подходит к Елизавете Ивановне:

Д.:- Ну, полно, полно, голубушка. Вставайте-ка! Покажите мне вашу больную.

 Пока доктор осматривал больную девочку,  пришли мальчики и начали топить печку. Тем временем возвращается из магазина Мерцалов. Он достаёт из сумки чёрный хлеб, сахар, молоко. Доктор внимательно осмотрел девочку и выписал ей рецепт.

Д.:- Вот с этой бумажкой вы пойдёте в аптеку… давайте через два часа по чайной ложке. Это вызовет у малютки отхаркивание… Делайте согревающий компресс… В комнате теперь будет теплее. И я вам  на столе оставил немного  денег на первое время. Этого должно хватить.

Д.:-Ну-ка, мальчики, подойдите ко мне. Вот вам подарки. С рождеством вас!

Мальчики:- Спасибо. Ух ты, настоящие подарки!

        Пожав руки Мерцалову и Елизавете Ивановне, он торопливо вышел.

М.:- Доктор! Доктор, постойте!... Скажите мне ваше имя, доктор!

Д.:- Вот ещё пустяки. А это совсем неважно.

Автор: В тот же вечер Мерцалов узнал  фамилию своего неожиданного спасителя. На аптечном ярлыке чёткою рукою аптекаря было написано: "«По рецепту профессора Пирогова».

Автор: Роли исполняли:

1). Мерцалов- ученик      класса

2). Его жена, Елизавета Ивановна- ученица      класса

3). Их сыновья, Гриша- ученик       класса

                            Володя- ученик         класса

4). Их дочь, Машутка- ученица        класса

5). Доктор Пирогов- ученик             класса.

6). Слова автора читала ученица     класса.

Автор: С этих пор точно благодетельный ангел снизошёл в их семью. Всё переменилось. В начале января Мерцалов нашёл работу. Машутка встала на ноги, мальчиков удалось пристроить в гимназию на казённый счёт. Просто чудо совершил этот святой человек.

                                                   Конец.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий к православному празднику Пасхи для учащихся 7-9 классов и слушателей Воскресных школ

Данный сценарий разработан мною к выступлению моих "воскресников" на детском Пасхальном фестивале. В нём использованы стихи поэтов 19-20 веков, а также православные песнопения. Материал может быть исп...

Сценарий представления "Кубань в древности" для учащихся 5-11 классов

Путешествие  по  древней  Кубани  с  хранительницей  времени,  краткий   обзор  периода...

Сценарий открытого школьного Правового урока для учащихся 8-11 классов: "Труди трудовое законодательство"

Данный сценарий, рссчитан на учащихся 8-11 классов базового уровня подготовки. Данный урок является частью создаваемой мною системы правового воспитани школьников....

Сценарий сказки на английском языке для учащихся 4 - 5 классов по мотивам книги Эн Томперт "Little Fox Goes to the End of the World".

Данный сценарий может быть использован во внеклассной работе с учащимися при подготовке школьного вечера на английском языке....

сценарный сборник по произведениям русской литературы для учащихся 9-11 классов

Этот материал нужен тем учителям литературы, кто любит театр и у кого есть театральная студия или кружок. Хотя,может быть, именно такая форма и подтолкнет к  созданию своего театрального коллекти...