"Доктора бывают разные"
план-конспект занятия (5 класс) по теме

Тема занятия "Доктора бывают разные". Возраст: 9 - 10 лет. Форма проведения внеклассного занятия: комбинированная. Данное занятие учащихся знакомит с разными профессиями врачей и какие они болезни лечат (работа по карточкам). Также рассказывается детям о том, куда они могут обратиться за медицинской помощью, если кому то стало плохо или кто - нибудь попал в аварию. Закрепление материала проводится в виде игры, в которой учащиеся должны назвать врача и какую функцию этот врач выполняет при лечении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doktora_byvayut_raznye.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Возраст: 9 – 10 лет.

Тема: "Доктора бывают разные"

Цель:  Познакомить учащихся с разными профессиями врачей. Что каждый из них лечит. Вспомнить, какие болезни бывают, как они проявляются. Коррекция развития речи, мышления путём выполнения задания «назови правильно». Воспитывать уважение к людям данной профессии.

Задачи:

Образовательные: учить анализировать и синтезировать материал для поиска ответов на вопросы и задания педагога.

Коррекционно-развивающие: развивать речь, мышление, внимание воспитанников.

Воспитательные: воспитывать уважение к людям, помогающим в сложных ситуациях; воспитывать потребность расти здоровым, вести ЗОЖ.

Форма проведения: Комбинированная.

Оборудование: мультимедийная презентация, портрет А.П. Чехова, слова А.П. Чехова, карточки для индивидуальной работы, оформление на доске.

Ход занятия

I. Организационный момент: 

 В нашем классе небольшом

Дружно мы всегда живём!

Дети повторяют слова и движения за педагогом. Далее пожимают друг другу руки и улыбаются друг другу. И тихонько занимают свои места.

II. Определение темы занятия. 

1. Логическое упражнение:

Воспитатель:  – Сегодня в семье наших друзей неудачный день. У Сережи, Нади, папы заболело горло, зуб, появились боли в животе. У Сережи заболело горло. У папы не болит живот. Определите, какие болезни начались у каждого члена семьи?

Ответы детей: (у папы заболел зуб, у Нади – живот, у Серёжи - горло).

2. Определение темы занятия.

Воспитатель: - Сформулируйте тему сегодняшнего занятия, указав, людей, которые помогут пережить этот неудачный день.

 -Я думаю, что тема занятия – «Доктора», потому что только эти люди помогут избавиться от недугов.

III. Постановка цели занятия.

 Воспитатель: - Зная тему и используя опорные слова, поставьте цель занятия:

 повторить …

 узнать, какие …

 познакомиться с деятельностью…

Воспитатель: - Итак, цель нашего занятия: повторить название болезней; узнать, какие бывают врачи; узнать, что они лечат.

Воспитатель: - Какие бывают болезни?

 - Сейчас я раздам вам карточки, а вы прочитайте записанные на них названия болезней. Также раздаю  полоски бумаги, на которых написаны признаки болезней. Соотнесите признаки заболеваний с болезнями.

 - Обратите внимание, что у некоторых болезней бывают одинаковые признаки.

 Учащиеся работают в парах.

Составленные детьми карточки выглядят следующим образом:

 Простудные заболевания:                 Грипп:

- насморк и кашель                        - боли в мышцах

-болит горло                                           - высокая температура

- поднимается температура                 - вялость, слабость,            

- краснеют и слезятся глаза                - желание лечь

- сильная головная боль        - кашель и насморк

 Боли в животе:

 - подташнивание

 - болезненные ощущения в животе

 - отказ от пищи

Воспитатель:  – Назовите признаки простудных заболеваний.

Ответы детей: (Кашель, насморк, боль в горле).

Воспитатель:  – Скажите, как человек должен вести себя, чтобы не болеть простудными заболеваниями, гриппом, избежать боли в животе?

Ответы детей: (Одеваться по погоде, не простывать, кушать только полезную пищу).

IV. Изучение нового материала.

 Воспитатель: - Обратите внимание, что у некоторых болезней бывают одинаковые признаки.

 - Как же быть в этом случае. Ведь при ангине нельзя пить таблетки, которые прописывают при гриппе. Кто нам поможет? (Врач, он лечит нас, когда мы болеем).

 - А почему именно врач может нам, и детям и взрослым, помочь?  

 - Он, как волшебник, может вылечить любой недуг у детей и взрослых: ведь он знает все лекарства и у него есть множество инструментов, помогающих ему в его интересной и ответственной работе. Но чтобы стать врачом, нужно много знать, ведь от этих знаний зависит жизнь человека. Кроме того, врач должен быть добрым, он должен любить и жалеть своих пациентов.

 - Какой доктор поможет вылечиться детям?

Ответы детей: (педиатр).

 Воспитатель: - Ребята, а взрослые болеют? Кто знает, как называют врача, который лечит взрослых?

 Ответы детей: (терапевт).  

 - Терапевт и педиатр – это врачи, которые лечат легкие болезни.

Терапевты лечат взрослых. А педиатры детей.

 - А если этот врач столкнется со сложной болезнью, что он будет делать?

 - Правильно, посоветует обратиться к врачу-специалисту. Это доктора, которые лечат какую-то одну болезнь, но уже знают они про неё все на свете.

Воспитатель: - А кого вы из врачей-специалистов знаете или к кому ходили на прием?

Ответы детей: лор, хирург, окулист и т.д.

Воспитатель: - Правильно, ребята.

Это врач-окулист, врач-хирург, врач-отоларинголог или ЛОР, врач-стоматолог  и т.д.

Воспитатель:  - Что лечат эти врачи?

Ответы детей: Врач-окулист (офтальмолог)  занимается лечением зрения. Воспитатель:  Ребенка перед поступлением в школу или детский сад обязательно показывают этому врачу. С помощью специальных таблиц врач устанавливает, нет ли у ребенка дефектов зрения. Офтальмологи лечат болезни глаз, проводят операции под микроскопом. Если необходимо, то вживляют искусственный хрусталик. Врачи-офтальмологи совершают поистине чудо – ослепший человек вновь видит.  

Воспитатель:  Врач-хирург – самая героическая из врачебных профессий.

В переводе с греческого «хирургия» означает рукодействие. Хирург в больнице, как на войне должен быть готов к любым неожиданностям, он обладает глубокими знаниями, огромной выдержкой, «золотыми» руками. По многу часов хирург стоит у операционного стола, ему помогает бригада врачей и медицинских сестер – операционная бригада. Смелость, настойчивость, точность – важные свойства хирурга.

Воспитатель:  - А теперь ответьте мне:

 Если заболело ухо,

 Если в горле стало сухо,

 Не волнуйся и не плачь –

 Ведь тебе поможет врач!

 - Кто из врачей поможет?

Ответы детей: (ЛОР)

Воспитатель:   ЛОР лечит наши уши, горло и нос.

Воспитатель:   - А кто из врачей дает следующие рекомендации?

 Зубы чистим пастой мятной,

 Ароматной и приятной.

 Щеткой действуем умело.

 Зубы станут белыми!

Ответы детей: (стоматолог)        

Воспитатель:   - Верно, молодцы, стоматолог лечит наши зубы, десны.

- Случается, что на дороге или на производстве произошла авария, пострадали люди или человеку стало плохо на улице, дома, на работе. Как нужно поступить в этих случаях?

Ответы детей: Вызвать «скорую помощь». 

 - Во всех этих случаях мы вызываем «Скорую помощь».

 - Кто знает, по какому номеру? (03)

 - Чтобы врач всегда везде успевал (ведь больной долго ждать не может), его возят на специальной машине, которая называется «Скорая помощь».

Воспитатель:   Машина скорой помощи – это специальная машина для быстрой и безопасной перевозки пострадавших или заболевших людей. На крыше такой машины установлен специальный мигающий фонарь – маячок, который дает знать другим водителям, что надо освободить путь. Врач должен мгновенно оценить обстановку, быстро поставить диагноз, действовать срочно. Если необходимо, то, оказав первую медицинскую помощь, доставить больного в больницу.

Воспитатель:  – Объясните, как вы понимаете, что такое больница.

 (На доске вывешивается карточка со словом.)

Ответы детей:  Это место, где оказывают всем медицинскую помощь.

Воспитатель:  - Действительно, больница – это медицинское учреждение, в котором люди лечатся в течение определенного времени (недели, месяца и т.д.), не выходя из него до полного выздоровления.

Воспитатель:   – А какое еще медицинское учреждение вы знаете, в котором люди лечатся?

Ответы детей:   (Поликлиника.) 

 (Карточка со словом поликлиника прикрепляется на доску).

Воспитатель:   – В чем разница между больницей и поликлиникой?

Поликлиника – это медицинское учреждение с врачами разных специальностей для приходящих больных, где устанавливается диагноз и способ лечения заболевания. Врачи поликлиники оказывают помощь и на дому.

 Воспитатель:   «Профессия врача – это подвиг, она требует самоотвержения, чистоты души и чистоты помыслов» говорил врач и писатель А.П. Чехов.

 - Возможно, вы слышали фамилию этого замечательного человека? Антон Павлович Чехов был не только гениальным писателем, но и хорошим профессиональным врачом.

Физминутка

V. Закрепление изученного.

Воспитатель:  - Подскажите, какие врачи работают в больницах, поликлиниках?

терапевт - лечит взрослых.

педиатр – заболевание глаз;

стоматолог – выполняет операции

окулист – заболевание зубов;

отоларинголог (ЛОР) – заболевания уха, горла, носа;

хирург - лечит детей

 - Соедините стрелками название врачей и функции, которые они выполняют.

Воспитатель:    - Хочу добавить, что у врачей, работающих в поликлинике, больнице есть помощники – медицинские сестры и санитарки. Они выхаживают тяжелых больных, делают уколы, своевременно дают больным лекарства, водят их на процедуры. Санитарки следят за порядком и чистотой в палате, помогают сестрам ухаживать за больными.

Воспитатель:   - А кто поможет Рыжику? (песик с перевязанной лапкой)

Ответы детей:   (Ветеринар).

Воспитатель:   - Правильно есть доктора, которые лечат и собак и других животных. Это ветеринары.

Воспитатель:   А кто знает имя самого известного сказочного врача – ветеринара?

Ответы детей:   (Доктор Айболит).

Воспитатель:  - Верно, молодцы, это доктор Айболит - персонаж сказки К.И. Чуковского.

 VI. Итог занятия.

Воспитатель:  – Восстановите запись так, чтобы мы могли обобщить весь материал, изученный на занятии.

Здоровье … . (нужно беречь)

Можно заболеть, если …  (человек не бережет здоровье)

При заболевании … . (надо обратиться к врачу)

Врачи бывают разные … (педиатр, терапевт, ЛОР, окулист, хирург, стоматолог)

Помогают врачам лечить больных … (медицинские сестры, санитарки)

– Молодцы! Вы хорошо усвоили материал на сегодняшнем нашем занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Слова бывают разные..." 7 класс

Этот урок я давала в рамках муниципального конкурса "Учитель года". Урок из раздела "Лексика". Предложила ребятам осмыслить понятие "слово", убедила их с том, что слова бывают разные. Самыми нужными о...

Урок русского языка "Слова бывают разные..." 7 класс

Этот урок я давала в рамках муниципального конкурса "Учитель года". Урок из раздела "Лексика". Предложила ребятам осмыслить понятие "слово", убедила их с том, что слова бывают разные. Самыми нужными о...

Конспект урока в 10 классе "Слова бывают разные..."

обобщающий урок в 10 классе по теме "Лексика и фразеология". Презентация, тренажер-тест (задания ЕГЭ)...

Методическая разработка сценария внеклассного мероприятия «Математика бывает разная!»

Цели:повышение интереса к изучению школьного курса математики,создание условий для развития способностей, заложенных в каждом, помощь ученику осознать себя всесторонне развивающейся личностью, пр...

Методическая разработка урока риторики по теме «Побеседуем? Беседы бывают разными»

Предмет: риторика.Класс: 6а «Школа – 2100».Тема: «Побеседуем? Беседы бывают разными»....

Задачи бывают разные (программа кружка для учащихся, интересующихся химией)

Программа данного кружка, разработана, таким образом, что заниматься могут учащиеся 9 –11 классов.На современном этапе развития нашего общества как никогда возросла потребность в нестандартно мыслящих...