Конспект урока в 6 классе на тему: "Чудо, сотворенное человеком" (на материале произведения А.И.Куприна "Чудесный доктор"
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Старкова Юлия Сергеевна

 

Тип урока:

 Урок-семинар.

 

Оборудование:

Произведение "Чудесный доктор", портреты на слайде.

 

Цели урока:

образовательная –  анализ текста;

развивающая –   давать характеристики героям литературного произведения, развивать речь, обогащать словарный запас обучающихся;

воспитательная – воспитывать такие нравственные качества, как любовь, сострадание, милосердие, доброта.

 

Методы и приемы:

Традиционные:

Объяснительно-иллюстративный (слово учителя, комментированное чтение).

Репродуктивный (выразительное чтение, пересказ, беседа) .

 

Развивающие:

 Эвристический. (вопросы по образам героев, дискуссия).

 Проблемный (проблемная беседа).

 

Виды деятельности учащихся:

Пересказ текста по фрагментам;

Ответы на вопросы по содержанию;

Участие в дискуссиях по проблемным вопросам;

Выразительное чтение фрагментов из текста;

Презентация сообщения о Н.И.Пирогове (1 учащийся).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chudesnyy_doktor.docx19.9 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока в 6 классе на тему: "Чудо, сотворенное человеком" (на материале произведения А.И.Куприна "Чудесный доктор")

Тип урока:

 Урок-семинар.

Оборудование:

Произведение "Чудесный доктор", портреты на слайде.

Цели урока:

образовательная –  анализ текста;

развивающая –   давать характеристики героям литературного произведения, развивать речь, обогащать словарный запас обучающихся;

воспитательная – воспитывать такие нравственные качества, как любовь, сострадание, милосердие, доброта.

Методы и приемы:

Традиционные:

Объяснительно-иллюстративный (слово учителя, комментированное чтение).

Репродуктивный (выразительное чтение, пересказ, беседа) .

Развивающие:

 Эвристический. (вопросы по образам героев, дискуссия).

 Проблемный (проблемная беседа).

Виды деятельности учащихся:

Пересказ текста по фрагментам;

Ответы на вопросы по содержанию;

Участие в дискуссиях по проблемным вопросам;

Выразительное чтение фрагментов из текста;

Презентация сообщения о Н.И.Пирогове (1 учащийся).

ХОД УРОКА

Организационный момент. 

Приветствие, проверка присутствующих, проверка домашнего задания - организация выставки иллюстраций к произведению "Чудесный доктор".

Вступительное слово учителя:

(на слайде портрет А.И.Куприна)

Александр Иванович был чрезвычайно колоритной фигурой. Жадный до впечатлений, он вел страннический образ жизни, пробуя разные профессии — от грузчика до дантиста. Автобиографический жизненный материал лег в основу многих его произведений.

О его бурной жизни ходили легенды. Обладая недюжинной физической силой и взрывным темпераментом, Куприн жадно устремлялся навстречу любому новому жизненному опыту: спускался под воду в водолазном костюме, летал на аэроплане (полет этот закончился катастрофой, едва не стоившей Александру жизни), организовывал атлетическое общество... Во время Первой мировой войны в его гатчинском доме был устроен им и его женой частный лазарет.

Писателя интересовали люди самых разных профессий: инженеры, шарманщики, рыбаки, карточные шулера, нищие, монахи, коммерсанты, шпики... Чтобы достоверней узнать заинтересовавшего его человека, почувствовать воздух, которым тот дышит, он готов был, не щадя себя, пуститься в самую немыслимую авантюру. К жизни он, по свидетельству современников, подходил как настоящий исследователь, добиваясь как можно более полного и подробного знания.

Александр Куприн охотно занимался и журналистикой, публикуя статьи и репортажи в разных газетах, много разъезжал, живя то в Москве, то под Рязанью, то в Балаклаве, то в Гатчине.

Почти все творчество Александра Ивановича Куприна проникнуто традиционным для русской литературы пафосом сочувствия «маленькому» человеку, обреченному влачить жалкую участь в косной, убогой среде. У Куприна это сочувствие выразилось не только в изображении «дна» общества (роман о жизни проституток «Яма», 1909-1915 и др.), но и в образах его интеллигентных, страдающих героев.

А. Куприн был склонен именно к таким рефлектирующим, нервным до истеричности, не лишенным сентиментальности персонажам. Инженер Бобров (повесть «Молох»,1896), наделенный трепетной, отзывчивой на чужую боль  душой, переживает за растрачивающих свою жизнь в непосильном заводском труде рабочих, в то время как богатые жируют на неправедно нажитые деньги. Даже персонажи из военной среды вроде Ромашова или Назанского (повесть «Поединок», 1905) обладают очень высоким болевым порогом и малым запасом душевной прочности, чтобы противостоять пошлости и цинизму окружающей их среды. Ромашова мучают тупость военной службы, разврат офицерства, забитость солдат. Пожалуй, никто из писателей не бросил такого страстного обвинения армейской среде, как Куприн.

Правда, в изображении простых людей Куприн отличался от склонных к народопоклонству литераторов народнической ориентации (хотя и получил одобрение маститого критика-народника Николая Константиновича Михайловского). Его демократизм не сводился только к слезливой демонстрации их «униженности и оскорбленности». Простой человек у Куприна оказывался не только слабым, но и способным постоять за себя, обладающим завидной внутренней крепостью. Народная жизнь представала в его произведениях в своем вольном, стихийном, естественном течении, со своим кругом обычных забот — не только горестями, но также радостями и утешениями («Листригоны», 1908-1911).

Вместе с тем писатель видел не только ее светлые стороны и здоровые начала, но и выплески агрессивности, жестокости, легко направляемые темными инстинктами (знаменитое описание еврейского погрома в рассказе «Гамбринус», 1907).

Во многих произведениях А. И. Куприна отчетливо ощутимо присутствие идеального, романтического начала: оно и в его тяге к героическим сюжетам, и в его стремлении увидеть высшие проявления человеческого духа — в любви, творчестве, доброте... Не случайно героев он часто выбирал выпадающих, выламывающихся из привычной колеи жизни, ищущих истину и взыскующих какого-то иного, более полного и живого бытия, свободы, красоты, изящества...

Для многих критиков именно такое естественное, органичное восприятие жизни Куприна, здоровая радость бытия были главным отличительным качеством его прозы с ее гармоничным сплавом лирики и романтики, сюжетно-композиционной соразмерности, драматизма действия и точности в описаниях.

Итак, главное для Куприна-Ч Е Л О В Е К.

- Я хотела бы прочитать вам стихотворение, ребята, которое, надеюсь повлияет на наше дальнейшее восприятие не только текста, но и жизни в целом.

А ты?

Входя в дома любые -

И в серые,

И в голубые,

Всходя на лестницы крутые,

В квартиры, светом залитые,

Прислушиваясь к звону клавиш

И на вопрос даря ответ,

Скажи:

Какой ты след оставишь?

След,

Чтобы вытерли паркет

И посмотрели косо вслед,

Или

Незримый прочный след

В чужой душе на много лет?

1945 Л.Н.Мартынов

Работа с текстом:

С чего начинается рассказ(это не вымысел)

– В рассказе «Чудесный доктор» автор-повествователь рассказывает историю, которая действительно произошла в Киеве в одном семействе. О ком идёт речь? (О Мерцаловых)

 У.: Для того, чтобы немного вспомнить фрагменты из произведения, я говорю вам ключевые слова, а вы по содержанию текста рассказываете о чем идет речь: 

1) Огромное окно гастрономического магазина

У.: Как вы думаете, чем их привлекла витрина магазина?

ОТВЕТ.

2) Покосившийся ветхий дом

У.:Опишите, пожалуйста, их жилище.

ОТВЕТ.

3) Машутка больна

ОТВЕТ.

4) Письмо

У.: Как вы думаете, о чем говорилось в письме к бывшему хозяину главы семейства Мерцаловых?

У.: Почему швейцар не передал письмо хозяину?А кто считает по-другому?

ОТВЕТ.

5) Общественный сад

У.: Как ведет себя отец? Какое у него настроение? У всех такое мнение?

ОТВЕТ.

6) Подарочки знакомым ребятишкам

ОТВЕТ.

7) Едемте!

ОТВЕТ.

У.: В какое время происходят действия в рассказе? (Подтвердите словами из текста)

ОТВЕТ УЧ-СЯ.

У.:  Любите ли вы это время?

ОТВЕТ.

У.: Какие чувства испытываете вы при приближении этих праздников? ОТВЕТ: Ожидание подарка, чуда, сюрприза.

У.:Чем еще помог Пирогов семье Мерцаловых? Когда это произошло?

ОТВЕТ: В сочельник. Это было похоже на чудо.

У.: Молодцы! А теперь следующее задание. Я читаю описание членов семьи Мерцаловых, вы угадываете и записываете:

1) «Его руки взбухли и посинели от мороза, глаза провалились, щеки облипли вокруг дёсен...» (ОТВЕТ: Емельян Мерцалов)

 2) «Высокая, худая женщина, с измождённым, усталым, точно почерневшим от горя лицом…» (ОТВЕТ: Елизавета Ивановна)

 3) «Теперь он занимает довольно крупный пост в одном из банков, слывя образцом честности и отзывчивости….» (ОТВЕТ: Григорий Мерцалов)

 4) «Старший мальчик… дернул брата за рукав и произнёс сурово: «Ну, …, идем, идем… Нечего тут…» (ОТВЕТ: Володя)

 5) «Дыхание было коротко и затруднительно, широко раскрытые блестящие глаза смотрели пристально..» (ОТВЕТ: Машутка)

 6) «В люльке, привешенной к потолку, кричал, морщась, надрываясь и захлебываясь..»? (ОТВЕТ: Грудной ребёнок)

У..:  А Вася сегодня подготовил нам небольшое сообщение о Н.И.Пирогове. Давайте послушаем его!

 ВЫСТУПЛЕНИЕ УЧЕНИКА.

Рефлексия

- Напишите резюме, его можно начать со слов: "Прочитав это произведение, я понял, что…".

УЧ-СЯ ВЫПОЛНЯЮТ ЗАДАНИЕ.

-Желающие могут поделиться впечатлениями, зачитать свое резюме.

ВЫСТУПЛЕНИЯ УЧ-СЯ.

Заключительное слово

Понять красоту человеческой души, научиться понимать друг друга, вовремя прийти на помощь человеку, подарить радость и самому ощутить людское участи, - что может быть важнее всего на свете? Не это ли делает человека счастливым?

Бесценное это человеческое качество – доброта, милосердие, без них невозможна сама жизнь. Но и этому надо учиться – делать людям добро. А учат нас этому книги. Вот и сегодня мы поговорили о такой, которая преподала нам урок доброты и милосердия.

Мы с вами отлично поработали, поэтому многим из вас я поставила пятерки за этот урок!

Домашнее задание

Подготовьте сочинение-рассуждение на тему "Деятельное сострадание - это чудо".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературе в 7 классе на тему "Чудо - явление реального или сказочного мира"

Урок внеклассного чтения по творчеству М.Горького. "Сказки об Италии". "Симплонский туннель"....

ПЛАН- КОНСПЕКТ УРОКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ. РАЗДЕЛ: «ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ. ТЕХНОЛОГИИ РУЧНОЙ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ И ДРЕВЕСНЫХ МАТЕРИАЛОВ» ТЕМА УРОКА: «ПОНЯТИЯ: ИЗДЕЛИЯ И ДЕТАЛЬ. ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ДЕТА

Автором представлен конспект урока по технологии для 5 класса (мальчики). На данном уроке учитель формирует первоначальные графические навыки,  умения работать с инструментами , изготавливать про...

Конспект урока по технологии по теме: "Чудо-мастерицы"

Конспект урока по технологии по теме: "Чудо-мастерицы"  материал содержит защите проектов разновозрастных групп....

План-конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе по теме "Чудо в жизни христианина"

План - конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе по теме "Чудо в жизни христианина" (модуль "Основы православной культуры")...

КОНСПЕКТ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ ЧУДО ФРУКТЫ

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ .рИСУЕМ НЕТРАДИЦИОННЫМ СПОСОБОМ...

Конспект урока 8 класс. Биология. Урок по теме «Науки о человеке. Становление наук о человеке. Значение знаний для сохранения здоровья. Человек – биосоциальное существо и часть природы».

Конспект вводного урока к курсу биологии 8 класса. Тема " Науки о человеке. Становление наук о человеке. Значение знаний для сохранения здоровья. Человек - биосоциальное существо и часть природы...