Мастер-класс на тему ": «СЛОВА бывают разные…"на основе произведения Л.Петрушевской «Пуськи бятые»
методическая разработка по русскому языку

Кудряшова Оксана Леонидовна

Тип: исследование

Цели деятельности учителя: способствовать созданию умения рассуждать (с использованием доказательств)  на основе полученных знаний; углублять знания о стилистических особенностях текста, о способах словообразования, морфемном составе слова, видах предложений (синтаксис)  и постановке знаков препинания  (пунктуация), частях речи (морфология).

Планируемые результаты:

Предметные – исследуют художественный текст на несуществующем языке, применяют умения анализировать и доказывать (с литературоведческой и лингвистической точек зрения), что это текст; находят  в тексте лексические и грамматические связи; систематизируют и обобщают имеющиеся знания; посредством творческого воображения создают реальные образы персонажей произведения.

Метапредметные:

Личностные УУД: дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания», стремятся к их преодолению.

Познавательные УУД: развивают связную речь, творческое воображение, умение эмоционально откликаться  на образное слово; применяют умение устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные УУД: умеют контролировать, оценивать процесс и результат своей деятельности.

Коммуникативные УУДпланируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умеют выделять главное, работать в группе; способствуют развитию коммуникативной компетенции учащихся.

Методы обучения:

  • практический;
  • исследовательский;
  • частично-поисковый;
  • сравнительный, аналитический.

Форма работы: фронтальная, групповая

Техническое  обеспечение:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «СЛОВА бывают разные…"на основе произведения

                                                                   Л.Петрушевской «Пуськи бятые»

Тип: исследование

Цели деятельности учителя: способствовать созданию умения рассуждать (с использованием доказательств)  на основе полученных знаний; углублять знания о стилистических особенностях текста, о способах словообразования, морфемном составе слова, видах предложений (синтаксис)  и постановке знаков препинания  (пунктуация), частях речи (морфология).

Планируемые результаты:

Предметные – исследуют художественный текст на несуществующем языке, применяют умения анализировать и доказывать (с литературоведческой и лингвистической точек зрения), что это текст; находят  в тексте лексические и грамматические связи; систематизируют и обобщают имеющиеся знания; посредством творческого воображения создают реальные образы персонажей произведения.

Метапредметные:

Личностные УУД: дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания», стремятся к их преодолению.

Познавательные УУД: развивают связную речь, творческое воображение, умение эмоционально откликаться  на образное слово; применяют умение устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные УУД: умеют контролировать, оценивать процесс и результат своей деятельности. 

Коммуникативные УУД:  планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умеют выделять главное, работать в группе; способствуют развитию коммуникативной компетенции учащихся.

Методы обучения:

  • практический;
  • исследовательский;
  • частично-поисковый;
  • сравнительный, аналитический.

Форма работы: фронтальная, групповая

Техническое  обеспечение:

  • компьютер;
  • мультимедийный проектор

Сценарий

  1. Организационный момент (1мин)

-Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада сегодня видеть вас на мастер - классе. Надеюсь, что он будет для вас интересным, полезным, а главное принесёт вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны, проведённой работой. Я желаю нам успехов.

РАЗДАЮ ЛИСТЫ. НЕМНОГО  ПОИГРАЕМ. Я сейчас раздам Вам буквы, а Вы должны будете в течении 1 минуты выстроиться в соответствии цифр с буквами (буквы П,Е,Т,Р,У,Ш,Е,В,С,К,А,Я )

Из предложенных букв Вы составили фамилию .(Петрушевская).

Скажите, что помогло Вам выполнить это задание быстро? Какие УУД формировали? (Коммуникативные, познавательные)

Кто знает кто это? 

Русский прозаик и поэтесса, драматург, сценарист, переводчица, исполнительница разных музыкальных направлений. 81 год

- Сегодня я хочу познакомить вас с произведением Людмилы Петрушевской.

  1. Знакомство с текстом, первичное восприятие, постановка учебной задачи (3мин)

-Итак, пришло время познакомиться с самим текстом.

Сяпала Калуша с Калушатами по напушке. И увазила Бутявку, и волит:

– Калушата! Калушаточки! Бутявка!

Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подудонились. А Калуша волит:

–  Оее! Оее! Бутявка-то некузявая!

Калушата Бутявку вычучили. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки. А Калуша волит калушатам:

– Калушаточки! Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.

А Бутявка волит за напушкой:

– Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!

- На каком языке прозвучало произведение?

На несуществующем.

-Почему тогда вы улыбались? Вы поняли, о чем идет речь в данном тексте?

Звучали непонятные, смешные слова. Ясно было, что что-то с кем-то происходит.

- ЖАНР?

Проведём ИССЛЕДОВАНИЕ

№2    ИТАК, В русском языке много РАЗНЫХ…. ТЕМА

- Подобные сказки дают возможность не только проверить способность понимать, на первый взгляд, непонятное, но и выступить в роли исследователя, доказывающего гипотезу о том, что текст, в котором лексическое значение слов непонятно, может быть понятен, т.е. иметь свой смысл.

Слайд

Тема исследования «ТИП РЕЧИ» (1 группа)

ОПРЕДЕЛИТЬ ТИП ТЕКСТА

Тема исследования «СТИЛЬ РЕЧИ» ( 2 группа)

ОПРЕДЕЛИТЬ СТИЛЬ ТЕКСТА

Тема исследования «СРЕДСТВА СВЯЗИ» (3 группа)

ОПРЕДЕЛИТЬ СРЕДСТВА СВЯЗИ

  1. Исследовательская работа в группах, защита работы (5+5 мин)

- Наконец пришло время для серьезной исследовательской работы. Удачи вам!

Работа в группах

Слайд 5 (правила работы в группе)

  1. Защита работы (5 мин.)

Слайд 6

Защита группы №1: 

Тип текста носит повествовательный характер, т.к. описывается последовательность действий. Эти сцены можно сфотографировать серией снимков.

 

Защита группы №2:

А стиль данного текста-художественный, т.к. этот текст воздействует на нашу эмоционально-волевую сферу, мы смеемся, улыбаемся, волнуемся, переживаем.

Защита группы №3: 

 Средствами связи предложений выступают повтор слов, однокоренные слова, а также диалог, составляющий основу сказки…

ВМЕСТЕ: НАДИТЕ ключевые слова, определите часть речи, переведите:

Самостоятельные части речи: существительные, прилагательные, глагол, наречие.

бутявку» - предмет, сущ.

Слова «увазила », «вздребенулся» -глагол.

Прилагательные: «любые», «некузявые» - какие;

наречия – «зюмо-зюмо»,

междометия: «оее» Служебные части речи (и, не, а, с, в, за и др.)

ПЕРЕВОД:  Шла курица с цыплятами по опушке. Подхватила божью коровку и говорит: - Цыплята! Цыпляточки! Божья коровка! Цыплята присели и божью коровку склевали. И подавились. А курица говорит: - Оее! Оее! Божья коровка-то несъедобная! Цыплята божью коровку выплюнули. Божья коровка поднялась, отряхнулась и улетела с опушки. А курица говорит цыплятам: - Цыпляточки! Не ешьте божьих коровок, божьи коровки добрые и очень-очень невкусные. От божьих коровок давятся. А божья коровка говорит за опушкой: - Цыплята подавились! Очень невкусные! Обманутые птенцы!

СМЫСЛ:

В сказке говорится о том, как мама учит своих детей быть послушными. Смысл рассказа заключен в последней строчке,  которая передает главную идею: надо проявлять бдительность,  иначе тебя «стрямкают». 

  1. Просмотр мультфильма «Пуськи бятые»(2мин)

- Предлагаю вам посмотреть мультфильм «Пуськи бятые» и сравнить, совпадают ли наши выводы с ТЕМ, КАК ЭТО ПРЕДСТАВИЛИ  профессиональные художники.

Слайд 8. Демонстрация м/ф «Пуськи бятые»

    8.    Подведение итогов работы, выводы(3 мин)

- Понравилась вам заниматься исследовательской работой?

НЕТ предела человеческим возможностям…

  1. Домашнее задание:
    Переведите текст :
    Варкалось. Хливкие шорьки
    Пырялись по наве,
    И хрюкотали зелюки,
    Как мюмзики в мове.
                 Л.Кэрролл «Бармаглот»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАСТЕР-КЛАСС

Слайд 2

ИССЛЕДОВАНИЕ на основе произведения Л.Петрушевской «Пуськи бятые»

Слайд 3

Сяпала Калуша с Калушатами по напушке. И увазила Бутявку, и волит: – Калушата! Калушаточки! Бутявка! Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подудонились. А Калуша волит: – Оее! Оее! Бутявка-то некузявая! Калушата Бутявку вычучили. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки. А Калуша волит калушатам: – Калушаточки! Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся. А Бутявка волит за напушкой: – Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!

Слайд 4

СЛОВА БЫВАЮТ РАЗНЫЕ…

Слайд 5

ГИПОТЕЗА

Слайд 6

Текст, в котором лексическое значение слов непонятно, может быть понятен, т.е. иметь свой смысл.

Слайд 7

ТИП РЕЧИ

Слайд 8

СТИЛЬ РЕЧИ

Слайд 9

СРЕДСТВА СВЯЗИ

Слайд 10

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Слайд 11

Сяпала Калуша с Калушатами по напушке. И увазила Бутявку, и волит: – Калушата! Калушаточки! Бутявка! Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подудонились. А Калуша волит: – Оее! Оее! Бутявка-то некузявая! Калушата Бутявку вычучили. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки. А Калуша волит калушатам: – Калушаточки! Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся. А Бутявка волит за напушкой: – Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!

Слайд 12

В сказке говорится о том, как мама учит своих детей быть послушными. Смысл рассказа заключен в последней строчке, которая передает главную идею: надо проявлять бдительность, иначе тебя «стрямкают».

Слайд 13

Текст, в котором лексическое значение слов непонятно, может быть понятен, т.е. иметь свой смысл.

Слайд 14

Домашнее задание: Переведите текст : Варкалось. Хливкие шорьки Пырялись по наве, И хрюкотали зелюки, Как мюмзики в мове. Л.Кэрролл «Бармаглот»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Слова бывают разные..." 7 класс

Этот урок я давала в рамках муниципального конкурса "Учитель года". Урок из раздела "Лексика". Предложила ребятам осмыслить понятие "слово", убедила их с том, что слова бывают разные. Самыми нужными о...

Урок русского языка "Слова бывают разные..." 7 класс

Этот урок я давала в рамках муниципального конкурса "Учитель года". Урок из раздела "Лексика". Предложила ребятам осмыслить понятие "слово", убедила их с том, что слова бывают разные. Самыми нужными о...

Конспект урока в 10 классе "Слова бывают разные..."

обобщающий урок в 10 классе по теме "Лексика и фразеология". Презентация, тренажер-тест (задания ЕГЭ)...

Конспект урока «Решение лингвистических задач на основе произведения Л.Петрушевской «Пуськи бятые»

Тема урока: «Решение лингвистических задач на основе произведения Л.Петрушевской «Пуськи бятые»Тип урока: урок-исследованиеЦели деятельности учителя: способствовать созданию умения рассуждать (с ...

Презентация к уроку развития речи в 5-6 классе на тему-Письма бывают разные...

Презентация к уроку развития речи в 5-6 классе на тему-Письма бывают разные......

Конспект урока на тему «Дома бывают разные» 1 класс

Конспект урока изобразительного искусства на тему «Дома бывают разные» 1 класс...

Урок-исследование "Слова бывают разные"

Урок-исследование "Слова бывают разные" по теме "Лексика", 10 класс...