Мастер-класс на тему ": «СЛОВА бывают разные…"на основе произведения Л.Петрушевской «Пуськи бятые»
методическая разработка по русскому языку
Тип: исследование
Цели деятельности учителя: способствовать созданию умения рассуждать (с использованием доказательств) на основе полученных знаний; углублять знания о стилистических особенностях текста, о способах словообразования, морфемном составе слова, видах предложений (синтаксис) и постановке знаков препинания (пунктуация), частях речи (морфология).
Планируемые результаты:
Предметные – исследуют художественный текст на несуществующем языке, применяют умения анализировать и доказывать (с литературоведческой и лингвистической точек зрения), что это текст; находят в тексте лексические и грамматические связи; систематизируют и обобщают имеющиеся знания; посредством творческого воображения создают реальные образы персонажей произведения.
Метапредметные:
Личностные УУД: дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания», стремятся к их преодолению.
Познавательные УУД: развивают связную речь, творческое воображение, умение эмоционально откликаться на образное слово; применяют умение устанавливать причинно-следственные связи.
Регулятивные УУД: умеют контролировать, оценивать процесс и результат своей деятельности.
Коммуникативные УУД: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умеют выделять главное, работать в группе; способствуют развитию коммуникативной компетенции учащихся.
Методы обучения:
- практический;
- исследовательский;
- частично-поисковый;
- сравнительный, аналитический.
Форма работы: фронтальная, групповая
Техническое обеспечение:
- компьютер;
- мультимедийный проектор
- Ссылка на видеоролик https://disk.yandex.ru/i/YgeA_6okPzFdcQ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект мастер-класса | 24.62 КБ |
Презентация к мастер-классу | 86.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «СЛОВА бывают разные…"на основе произведения
Л.Петрушевской «Пуськи бятые»
Тип: исследование
Цели деятельности учителя: способствовать созданию умения рассуждать (с использованием доказательств) на основе полученных знаний; углублять знания о стилистических особенностях текста, о способах словообразования, морфемном составе слова, видах предложений (синтаксис) и постановке знаков препинания (пунктуация), частях речи (морфология).
Планируемые результаты:
Предметные – исследуют художественный текст на несуществующем языке, применяют умения анализировать и доказывать (с литературоведческой и лингвистической точек зрения), что это текст; находят в тексте лексические и грамматические связи; систематизируют и обобщают имеющиеся знания; посредством творческого воображения создают реальные образы персонажей произведения.
Метапредметные:
Личностные УУД: дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания», стремятся к их преодолению.
Познавательные УУД: развивают связную речь, творческое воображение, умение эмоционально откликаться на образное слово; применяют умение устанавливать причинно-следственные связи.
Регулятивные УУД: умеют контролировать, оценивать процесс и результат своей деятельности.
Коммуникативные УУД: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умеют выделять главное, работать в группе; способствуют развитию коммуникативной компетенции учащихся.
Методы обучения:
- практический;
- исследовательский;
- частично-поисковый;
- сравнительный, аналитический.
Форма работы: фронтальная, групповая
Техническое обеспечение:
- компьютер;
- мультимедийный проектор
Сценарий
- Организационный момент (1мин)
-Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада сегодня видеть вас на мастер - классе. Надеюсь, что он будет для вас интересным, полезным, а главное принесёт вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны, проведённой работой. Я желаю нам успехов.
РАЗДАЮ ЛИСТЫ. НЕМНОГО ПОИГРАЕМ. Я сейчас раздам Вам буквы, а Вы должны будете в течении 1 минуты выстроиться в соответствии цифр с буквами (буквы П,Е,Т,Р,У,Ш,Е,В,С,К,А,Я )
Из предложенных букв Вы составили фамилию .(Петрушевская).
Скажите, что помогло Вам выполнить это задание быстро? Какие УУД формировали? (Коммуникативные, познавательные)
Кто знает кто это?
Русский прозаик и поэтесса, драматург, сценарист, переводчица, исполнительница разных музыкальных направлений. 81 год
- Сегодня я хочу познакомить вас с произведением Людмилы Петрушевской.
- Знакомство с текстом, первичное восприятие, постановка учебной задачи (3мин)
-Итак, пришло время познакомиться с самим текстом.
Сяпала Калуша с Калушатами по напушке. И увазила Бутявку, и волит:
– Калушата! Калушаточки! Бутявка!
Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подудонились. А Калуша волит:
– Оее! Оее! Бутявка-то некузявая!
Калушата Бутявку вычучили. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки. А Калуша волит калушатам:
– Калушаточки! Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.
А Бутявка волит за напушкой:
– Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!
- На каком языке прозвучало произведение?
На несуществующем.
-Почему тогда вы улыбались? Вы поняли, о чем идет речь в данном тексте?
Звучали непонятные, смешные слова. Ясно было, что что-то с кем-то происходит.
- ЖАНР?
Проведём ИССЛЕДОВАНИЕ
№2 ИТАК, В русском языке много РАЗНЫХ…. ТЕМА
- Подобные сказки дают возможность не только проверить способность понимать, на первый взгляд, непонятное, но и выступить в роли исследователя, доказывающего гипотезу о том, что текст, в котором лексическое значение слов непонятно, может быть понятен, т.е. иметь свой смысл.
Слайд
Тема исследования «ТИП РЕЧИ» (1 группа)
ОПРЕДЕЛИТЬ ТИП ТЕКСТА
Тема исследования «СТИЛЬ РЕЧИ» ( 2 группа)
ОПРЕДЕЛИТЬ СТИЛЬ ТЕКСТА
Тема исследования «СРЕДСТВА СВЯЗИ» (3 группа)
ОПРЕДЕЛИТЬ СРЕДСТВА СВЯЗИ
- Исследовательская работа в группах, защита работы (5+5 мин)
- Наконец пришло время для серьезной исследовательской работы. Удачи вам!
Работа в группах
Слайд 5 (правила работы в группе)
- Защита работы (5 мин.)
Слайд 6
Защита группы №1:
Тип текста носит повествовательный характер, т.к. описывается последовательность действий. Эти сцены можно сфотографировать серией снимков.
Защита группы №2:
А стиль данного текста-художественный, т.к. этот текст воздействует на нашу эмоционально-волевую сферу, мы смеемся, улыбаемся, волнуемся, переживаем.
Защита группы №3:
Средствами связи предложений выступают повтор слов, однокоренные слова, а также диалог, составляющий основу сказки…
ВМЕСТЕ: НАДИТЕ ключевые слова, определите часть речи, переведите:
Самостоятельные части речи: существительные, прилагательные, глагол, наречие.
бутявку» - предмет, сущ.
Слова «увазила », «вздребенулся» -глагол.
Прилагательные: «любые», «некузявые» - какие;
наречия – «зюмо-зюмо»,
междометия: «оее» Служебные части речи (и, не, а, с, в, за и др.)
ПЕРЕВОД: Шла курица с цыплятами по опушке. Подхватила божью коровку и говорит: - Цыплята! Цыпляточки! Божья коровка! Цыплята присели и божью коровку склевали. И подавились. А курица говорит: - Оее! Оее! Божья коровка-то несъедобная! Цыплята божью коровку выплюнули. Божья коровка поднялась, отряхнулась и улетела с опушки. А курица говорит цыплятам: - Цыпляточки! Не ешьте божьих коровок, божьи коровки добрые и очень-очень невкусные. От божьих коровок давятся. А божья коровка говорит за опушкой: - Цыплята подавились! Очень невкусные! Обманутые птенцы!
СМЫСЛ:
В сказке говорится о том, как мама учит своих детей быть послушными. Смысл рассказа заключен в последней строчке, которая передает главную идею: надо проявлять бдительность, иначе тебя «стрямкают».
- Просмотр мультфильма «Пуськи бятые»(2мин)
- Предлагаю вам посмотреть мультфильм «Пуськи бятые» и сравнить, совпадают ли наши выводы с ТЕМ, КАК ЭТО ПРЕДСТАВИЛИ профессиональные художники.
Слайд 8. Демонстрация м/ф «Пуськи бятые»
8. Подведение итогов работы, выводы(3 мин)
- Понравилась вам заниматься исследовательской работой?
НЕТ предела человеческим возможностям…
- Домашнее задание:
Переведите текст :
Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве,
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове.
Л.Кэрролл «Бармаглот»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ИССЛЕДОВАНИЕ на основе произведения Л.Петрушевской «Пуськи бятые»
Сяпала Калуша с Калушатами по напушке. И увазила Бутявку, и волит: – Калушата! Калушаточки! Бутявка! Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подудонились. А Калуша волит: – Оее! Оее! Бутявка-то некузявая! Калушата Бутявку вычучили. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки. А Калуша волит калушатам: – Калушаточки! Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся. А Бутявка волит за напушкой: – Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!
СЛОВА БЫВАЮТ РАЗНЫЕ…
ГИПОТЕЗА
Текст, в котором лексическое значение слов непонятно, может быть понятен, т.е. иметь свой смысл.
ТИП РЕЧИ
СТИЛЬ РЕЧИ
СРЕДСТВА СВЯЗИ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Сяпала Калуша с Калушатами по напушке. И увазила Бутявку, и волит: – Калушата! Калушаточки! Бутявка! Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подудонились. А Калуша волит: – Оее! Оее! Бутявка-то некузявая! Калушата Бутявку вычучили. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки. А Калуша волит калушатам: – Калушаточки! Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся. А Бутявка волит за напушкой: – Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!
В сказке говорится о том, как мама учит своих детей быть послушными. Смысл рассказа заключен в последней строчке, которая передает главную идею: надо проявлять бдительность, иначе тебя «стрямкают».
Текст, в котором лексическое значение слов непонятно, может быть понятен, т.е. иметь свой смысл.
Домашнее задание: Переведите текст : Варкалось. Хливкие шорьки Пырялись по наве, И хрюкотали зелюки, Как мюмзики в мове. Л.Кэрролл «Бармаглот»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Слова бывают разные..." 7 класс
Этот урок я давала в рамках муниципального конкурса "Учитель года". Урок из раздела "Лексика". Предложила ребятам осмыслить понятие "слово", убедила их с том, что слова бывают разные. Самыми нужными о...
Урок русского языка "Слова бывают разные..." 7 класс
Этот урок я давала в рамках муниципального конкурса "Учитель года". Урок из раздела "Лексика". Предложила ребятам осмыслить понятие "слово", убедила их с том, что слова бывают разные. Самыми нужными о...
Конспект урока в 10 классе "Слова бывают разные..."
обобщающий урок в 10 классе по теме "Лексика и фразеология". Презентация, тренажер-тест (задания ЕГЭ)...
Конспект урока «Решение лингвистических задач на основе произведения Л.Петрушевской «Пуськи бятые»
Тема урока: «Решение лингвистических задач на основе произведения Л.Петрушевской «Пуськи бятые»Тип урока: урок-исследованиеЦели деятельности учителя: способствовать созданию умения рассуждать (с ...
Презентация к уроку развития речи в 5-6 классе на тему-Письма бывают разные...
Презентация к уроку развития речи в 5-6 классе на тему-Письма бывают разные......
Конспект урока на тему «Дома бывают разные» 1 класс
Конспект урока изобразительного искусства на тему «Дома бывают разные» 1 класс...
Урок-исследование "Слова бывают разные"
Урок-исследование "Слова бывают разные" по теме "Лексика", 10 класс...