Проект " Аутентичные произведения Рязанской области "Как бывало в старину" Публикация " «Сохранение и возрождение культурного наследия Рязанского края в работе с детскими фольклорными коллективами»
методическая разработка
Проект "Аутентичные произведения Рязанской области" Как бывало в старину" кратно повествует о специфике музыкальных и игровых моментов в песенном репертуаре Рязанской области. Об особенностях диалекта (говор),о костюмах,об обычиях,традициях Рязанского края.
В публикации я кратко делюсь своим методическим опытом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
autentichnye_proizvedeniya_ryazanskoy_oblasti_-_kak_byvalo_v_starinu_.docx | 28.75 КБ |
statya.docx | 19.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества «Южный»
Мини –проект
«АУТЕНТИЧНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
«КАК БЫВАЛО В СТАРИНУ»
Долгосрочный (октябрь 2021 – май 2022 гг.)
(дети 7-16 лет)
Подготовила:
педагог дополнительного образования
Куропова Е.М.
Рязань, 2022 г.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта | Мини –проект «Аутентичные произведения Рязанской области «Как бывало в старину» |
Сроки реализации | Долгосрочный октябрь 2021 г. – май 2022 г. |
Автор проекта | Куропова Екатерина Муратовна |
Цель проекта | Воспитания учащихся к миру русской традиционной культуры |
Задачи проекта | - Развитие эстетического и нравственного восприятия мира; - Сохранение культурного наследия; - Прививание любви к народной культуре; - Знакомство детей с народными традициями и обычаями родного края. |
Целевая аудитория | Обучающиеся ФЭТ «Русич» и «ДФА «Забава»: Школьники (7 – 18 лет) |
Планируемые результаты и показатели |
|
Ресурсы | Методические ресурсы: пособия, книги, дидактические материалы. Человеческие ресурсы: родители обучающихся ЦДТ «Южный» Информационные ресурсы: компьютер, ноутбук, телевизор. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Введение
Всем нам известно, что 2021-2022 год объявлен годом народного искусства и культурного наследия. И когда в нашем учреждении зашла речь о проекте «Малый город –большая история» я как, и многие педагоги нашего центра, а также как руководитель детских фольклорных коллективов не могла и не имела права остаться в стороне, и поэтому тоже хотела бы поделиться своей интересной работой, в формате мини-проекта, который называется «Аутентичные произведения Рязанской области «Как бывало в старину», таким образом внести свой вклад в развитие культурного наследия.
Русская народная песня –это многовековая душа человека. Именно через песню облегчалась и проживалась, порой такая не легкая судьба человека. С песней человек рождался, с песней работал, воевал, веселился, с песней умирал. Это своего рода лейтмотив, который вносил в жизнь человека особые краски, затронувшие струны души, именно поэтому песня народная, любого абсолютно жанра пелась от души, потому что песня — это как правило рассказ какого-то знакового кусочка прожитой жизни. И я сегодня хочу немного рассказать о таком огромнейшем пласте народного творчества, который называется фольклор, с её ответвлениями в аутентичность и этнографию в музыкальном ее проявлении.
Огромнейший вклад в развитие культуры несомненно внес фольклор, со всеми ее красивейшими обрядами, традициями, костюмами и, конечно песенным материалом, большая часть, которого в работе у руководителей музыкальных коллективов.
Я же сегодня буду говорить о музыкальном фольклоре, этнографии, касающихся именно детей, так как работаю с детскими коллективами. И фольклор будет именно Рязанской области, так как мы живем в этом прекрасном городе березового ситца, бесстрашных и смелых десантников и бородатых Циолковских.
Этот мини –проект конечно имеет цели и свои задачи и сейчас я вам о них коротко расскажу.
Цель: Воспитания учащихся к миру русской традиционной культуры, воспитание
интереса к истории и народному творчеству, развитие эстетического и
нравственного восприятия мира.
Задачи: Сохранение культурного наследия, прививание любви к народной культуре,
знакомство детей с народными традициями, обрядами и обычаями родного края.
Формы и методы.
Мини-проект «Аутентичные произведения Рязанской области «Как бывало в старину» включает в себя подробный рассказ о особенностях песенного репертуара Рязанской области, о старинных играх, а также краткий рассказ о традиционном костюме Рязанской области с показом видеоролика.
Стратегия и механизм данного проекта:
- Знакомство с опытом работы коллег, методической литературой, Интернет-ресурсами по данной теме.
- Описание и обобщение опыта.
Ожидаемые результаты:
- Реализация данного проекта предполагает пополнение методической копилки и возможностью поделиться своим опытом и знаниями с коллегами для ознакомления.
- Повышение уровня знаний о своем крае и его исторических особенностей культурно-музыкальной направленности.
Этапы реализации проекта:
Iэтап – подготовительный.
- изучение литературы;
- разработка концепции, идеи;
- подбор материалов;
- изучение возможностей, ресурсов, инструментов программ, таких как Adobe Premiere и др.
- мониторинг знаний детей.
II этап - практический.
- работа с детьми;
- работа с родителями.
III этап – заключительный.
- анализ результатов реализации проекта;
- описание и обобщение опыта (выступления, публикация разработок)
Родник добра — рязанское узорочье:
Созвездье кружев, золотая скань...
Творили чудо древние сородичи,
Творит его и новая Рязань.
Гордимся мы своей судьбою солнечной,
Которую корежили и жгли.
Творцы чудес — вот главное узорочье
Рязанской героической земли!
Мини-проект под названием «Аутентичные произведения Рязанской области «Как бывало в старину», также включает в себя еще один цикл под названием музыкальная зарисовка «Над Окою песня льется», в которой затрону тему именно песенной традиции Рязанской области.
И хочется начать рассказ с разъяснения, потому что наверняка многие из вас не знают в чем же отличие «АУТЕНТИЧНОСТИ» от «ЭТНОГРАФИИ»?
Аутентичность – если переводить с греческого, то означает подлинный, происходящий от первоисточника.
Но вот аутентичный фольклор — это понятие вторичное. Объясню почему?
Дело в том, что преемственность, например, музыкального материала, осуществляется искусственным способом. Собирается экспедиция, происходит запись песенного фольклора или, например, танцевального, но от информатов. Затем этот материал расшифровывается и осваивается путем подражания, через диктофон или видеозапись.
Этнографический фольклор – явление первичное. Его носители являются информантами для собирателей, исследователей. Носители первичного, этнографического фольклора – коренные деревенские жители, как правило, преклонного возраста – осваивали его путём естественной преемственности традиций от поколения к поколению, а не специально, как это делают вторичные коллективы.
Итак, как я занимаюсь с детскими коллективами, мы осваиваем местный фольклор, потому что существует ещё, и генетическая память, которая помогает детям осваивать его легко и достоверно. Очень важно не идеализировать понятие «аутентичный», не впадать в крайность. Аутентичный – не значит точная копия. Ведь и этнографические коллективы поют всякий раз по-разному. Но в рамках своей традиции.
Песенная традиция Рязанской области очень насыщенная и разножанровая,
с преобладанием Акающего диалекта. Весь песенный репертуар всегда опирался на календарно –обрядовые этапы жизни человека. Главная особенность песенной традиции Рязанской области, а именно аутентичных произведений, это очень удобная тесситура, проще говоря - диапазон самой песни, что является очень удобным для пения в детских коллективах. Также широкая подача звукоизвлечения, которая является характерной чертой песенной традиции Рязанской области, что упрощает знакомство и активное применение в детских фольклорных коллективах, что мы с детьми с удовольствием и делаем.
Мы с коллективами используем в своем репертуаре этнографию, ну и большую львиную долю песенного материала составляет аутентичный песенный репертуар. Но тут тоже нужно брать в расчет, что детский коллектив не сможет подрожать пению бабушек, так как возрастная категория другая, репертуарный план, жанровость и диапазон песенного материала гораздо сложнее взрослый, тем что он более витиеватый, поэтому не безопасно напрягать, тем самым ломать детский голос. Поэтому в коллективе используется репертуар с учётом возрастных категорий детей, но конечно аутентичный… просто преобразовывается путем аранжировки для детского голосового диапазона. Проще говоря причесываем песню для детей!!!
Пример такой - «А я в лесе был» протяжная Рязанской области, переливами и распевами насыщенная. Для детей, когда надо преобразовать, это делается упрощение в партитуре. Убирается все распевы и остается так сказать сам костяк произведения, сейчас вам спою.
Но изначально песенный материал демонстрируется в оригинале, для чего спросите вы? Когда человек слышит русскую, хорошо исполненную, песню-сердце его переполняется радостью, начинает дышать душа, пробуждается историческая память-все то, что заложено, но ушло в " подкорку", а зачастую, вообще глубоко спит.
Как можно проще и результативнее научить детей фольклорному пению?
Конечно палочка – выручалочка это начинать учить любой музыкальный репертуарный блок, через игровой фольклор! Это только на словах кажется, что просто, но на деле музыкальная игра служит многофункциональным помощником для педагога ,особенно с детьми без музыкального образования. Игра помогает путем пропевания музыкальной фразы заменять детям полноценное распеваются ,если проводить игру в начале занятия, а также выполнять упражнение на развитие артикуляционного аппарата, благодаря повторению текста музыкальной игры. Также присутствует элемент театрализации, что помогает детям быть менее зажатыми и максимально снять стеснение, которое мешает и в общении, и в обучении и особенно в концертной деятельности, ну и надо отметить, что музыкальная игра помогает тем, что расслабляет детей, усиливает эффект доверия и социального сближения с коллективом.
И игры, так как мы занимаемся этнографией, то актуальны для нас именно старинные, в которые играли наши бабушки и прабабушки, дедушки и прадедушки, одним словом наши предки!
Для начала еще хочу сказать, что игр было очень много, потому что каждая музыкальная игра, соответствовала календарно -обрядовой традиции и по этой причине игр было великое множество. Но мы сегодня с вами даже поиграем в несколько из них, более простых и легко выполнимых. И так первая игра:
- «Трынцы –брынцы», по более известному в нашем современном мире названию (Жмурки).Все встают в круг, мы его называем хоровод. Выбираем жмурку и выбираем человека, который будет выполнять роль бубенцов, путем считалки. Выбрали.
Далее все, кто находятся в кругу поют музыкальную припевку:
«Трынцы - брынци, бубенцы,
Позолочены –концы,
Кто в бубенчики играет,
Того жмурка не поймает»
У жмурки глаза обязательно повязаны платком, его пока поется музыкальная припевка раскручивают и после этого он должен опираясь на свой слух,
найти, изловчится и поймать бубенчика. После того, как бубенчик будет пойман он становится жмуркой, а по считалке выбирается следующий бубунчик.
- И вторая игра, не менее любимая «Челнок»
Два ряда играющих становятся друг напротив друга и сцепляются меж собой под локти или за руки. Два игрока-челнока пробегают меж этих рядов навстречу друг другу. Ряды при этом постоянно сходятся и расходятся, напевая стишок и постепенно ускоряясь. Проигрывает тот челнок, который не успевает пробежать между рядов до их схождения и оказывается зажат между ними.
«Челнок бежит, земля дрожит,
Шьёт прошивает, узоры вышивает»
Чтобы почувствовать на себе всю эту атмосферу истоков старины, также очень необходимо облачение в старинную одежду, одежду с особенностями в орнаменте и в рамках традиционной одежды, именно Рязанской области.
Так как наши коллективы детские, соответственно и одежды, то есть костюмы для выступлений шились с учетом возрастных особенностей детей.
И немного хочется рассказать в общих чертах о костюме Рязанской области.
Красный — значит красивый, наверное, каждому знакома эта фраза, вероятно, настолько, что уже не и замечается и мимо костюма земли рязанской пройти трудно.
Первое впечатление о нём — сколько тут красного!
Костюм вовсе не вызывает ощущения легкости, скорее, впечатляет его торжественность, величавость.
Так же надо учесть, что всегда одежды отличались взрослые от детских и мужские от женских.
Одежда была праздничная, повседневная, поминальная.
Праздничная одежда — это конечно буйство красного цвета, оранжевого, желтого, зеленого в одеждах, присутствие орнаментов различных, как можно больше на одеждах, которые имели сакральные значения. Эти различные вышивальные орнаменты как правило служили оберегами и в частности каждый отдельный рисунок нашивался или вышивался с учетов возрастных особенностей и статусного значения.
Головные праздничные уборы у девочек в основном это были ленты на голове или вплетенные в косы, ну а женщин это массивные головные уборы «Сорока с рогатой кичкой и с пушками», кичка и ситцевый платок сверху, а у мужчин и молодых людей был картуз.
Повседневная одежда -одежда в бело-серых тонах и головным убором, к примерам женщин и молодых девушек, и девочек, был плат (то ест платок)
Поминальная -это в основном серо –черные одежды с минимумом орнаментов и рисунков на одежде.
Но во всех этих одеждах непременно были элементы, которые соединяли всех независимо возраста. Это обязательная льняная рубаха и пояс,
в народе его также называют «кушак». И этот элемент был обязателен у всех, так как он очерчивал круг вокруг талии, таким образом служил защитой от злых духов. Конечно многие знают, что наши предки были очень суеверные люди, для этого как раз и создавался народный календарь, наши предки знали, как надо жить с людьми, с природой в ладу! Чтобы быть здоровыми и веселыми.
Вот в таком небольшом формате мини –проекта, мы с вами притронулись к истокам старины. Всеми любимыми, такими душевными! Будем стараться и дальше чтить обычаи, сохранять традиции и культурное наследие нашего родного края!
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1) http://rusfolklor.ru/archives/13661;
2) http://cnt-ryazan.ru/publications/anthology/;
3) http://www.history-ryazan.ru/node/4741.
Предварительный просмотр:
Автор – Куропова Екатерина Муратовна
Организация -Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества «Южный»
Название статьи - «Сохранение и возрождение культурного наследия Рязанского края в работе с детскими фольклорными коллективами»
Аннотация.
В современном мире проблема сохранения и возрождение фольклорных традиций является одной из основных проблем, стоящих перед педагогами по музыкальному фольклору. В наши дни интерес к народной культуре, крестьянству, обычаям и традициям древности вновь возрос, все, что связано со старинными обрядами и обычаями, становится постепенно востребованным и популярным. Городская молодежь прогуливается по улицам в стилизованной одежде и аксессуарах, модельеры и музыканты, визажисты и дизайнеры, организаторы празднеств и режиссеры, а также прочие представители творческих профессий находят вдохновение в культуре, вводят в моду ее мотивы, приукрашивая и осовременивая их.
Author – Ekaterina Muratovna Kuropova
Organization -Municipal budgetary institution of additional education "Children's Creativity Center "Yuzhny"
The title of the article is "Preservation and revival of the cultural heritage of the Ryazan region in working with children's folklore groups"
Abstract.
In the modern world, the problem of preserving and reviving folklore traditions is one of the main problems facing teachers of musical folklore. Nowadays, interest in folk culture, the peasantry, customs and traditions of antiquity has increased again, everything related to ancient rituals and customs is gradually becoming in demand and popular. Urban youth walk the streets in stylized clothes and accessories, fashion designers and musicians, make-up artists and designers, festival organizers and directors.
Сохранение и возрождение культурного наследия Рязанского края в работе с детскими фольклорными коллективами.
Русская народная песня –это многовековая душа человека. Именно через песню облегчалась и проживалась, порой такая не легкая судьба человека. С песней человек рождался, с песней работал, воевал, веселился, с песней умирал. Это своего рода лейтмотив, который вносил в жизнь человека особые краски, затронувшие струны души, именно поэтому песня народная, любого абсолютно жанра пелась от души, потому что песня — это как правило рассказ какого-то знакового кусочка прожитой жизни человека. И речь пойдет в этой статье о музыкальном фольклоре, этнографии, касающихся именно детей, так как работаю с детскими фольклорными коллективами. И фольклор будет именно Рязанской области, так как мы живем в этом прекрасном городе березового ситца, бесстрашных и смелых десантников и бородатых Циолковских.
Начну свой рассказ с разъяснения, так как многие не знают в чем же отличие «Аутентичного фольклора» от «Этнографического фольклора»?
Этнографический фольклор – первичный фольклор и его носителями являются коренные деревенские жители, как правило, преклонного возраста, которые осваивали его путём естественной преемственности традиций от поколения к поколению.
Аутентичный фольклор - — это понятие вторичное. Преемственность музыкального материала осуществляется искусственным способом. Собирается экспедиция, происходит запись песенного фольклора или, например, танцевального, но от информантов. Затем этот материал расшифровывается и осваивается путем подражания, через диктофон или видеозапись.
Итак, как я занимаюсь с детскими коллективами, мы осваиваем местный фольклор, потому что существует ещё, и генетическая память, которая помогает детям осваивать его легко и достоверно.
Песенная традиция Рязанской области очень насыщенная и разножанровая, с преобладанием акающего диалекта. Весь песенный репертуар всегда опирался на календарно –обрядовые этапы жизни человека. Главная особенность песенной традиции Рязанской области, а именно аутентичных произведений, это очень удобная тесситура, проще говоря - диапазон самой песни, что является очень удобным для пения в детских коллективах.
Учить любой музыкальный репертуарный блок, мы с детьми моих коллективов всегда начинаем через игровой фольклор -это своего рода палочка –выручалочка для педагогов! Это только на словах кажется, что просто, но на деле музыкальная игра служит многофункциональным помощником для педагога, особенно с детьми без музыкального образования. Игра для ребенка — это комфортное проживание детства, важнейшего периода в жизни человека. Неотъемлемая помощь в работе с детьми и развитии их творческого воспитания является игра на детских музыкальных инструментах. В своей работе с детьми мы применяем различные «шумелки», ложки, трещотки, бубны, бубенцы, свистульки, кугиклы. А также инструменты-самоделки, например, Константиновская свирель, которую мы изготавливаем совместно с детьми и родителями.
Огромное внимание уделено в учебной программе наших коллективов- изучению различных календарно –обрядовых песен. Так как мы учимся с сентября по май, соответственно самые главные разделы календарных и обрядовых традиций мы не просто учим только, как песенный материал, а стараемся каждый блок собрать, хотя бы во фрагмент какого –то обряда в формате театрализованных постановок. Мы показываем, как в старину наши предки традиционно проживали особые временные периоды и как в этом помогала им песня, которая ярче всего демонстрировала тот или иной проживаемый момент жизни простого крестьянского народа.
Ежегодно мы проводим такие музыкально–театрализованные постановки как: «Осенины», «Посиделки на Покров», «Святочные гуляния», «Масленица», «Красная горка». А, также активно и успешно принимаем участие на различных конкурсных площадках, где искренне и от всей души стараемся показать частичку жизни наших предков, через музыкальный фольклор.
Такие важные календарно –обрядовые постановки очень важны для детей, а также и для взрослого поколения, потому что мы верим и надеемся, что благодаря нашему творчеству, и бережному старанию, сохраняем наши истоки старины, мы взращиваем поколение детей, которые будут всегда помнить и чтить традиции своего народа, сохранять и преумножать, чтобы связующая нить поколений всегда была прочна и незабытая.
Preservation and revival of the cultural heritage of the Ryazan Region in working with children's folklore groups.
Russian folk song is a centuries–old soul of a person. It was through the song that the fate of a person was relieved and lived, sometimes such a difficult fate. A person was born with a song, worked with a song, fought, had fun, died with a song. This is a kind of leitmotif that brought special colors into a person's life that touched the strings of the soul, which is why a folk song, of any absolutely genre, was sung from the heart, because a song is usually a story of some iconic piece of a person's lived life. And we will talk in this article about musical folklore, ethnography, specifically concerning children, since I work with children's folklore groups. And folklore will be in the Ryazan region, since we live in this beautiful city of birch calico, fearless and brave paratroopers and bearded Tsiolkovsky. I will begin my story with an explanation, since many do not know what is the difference between "Authentic folklore" rom "Ethnographic folklore"? Ethnographic folklore is primary folklore and its bearers are indigenous villagers, usually of advanced age, who mastered it through the natural succession of traditions from generation to generation.
Authentic folklore is a secondary concept. The continuity of musical material is carried out in an artificial way. An expedition is being assembled, song folklore or, for example, dance folklore is being recorded, but from informants. Then this material is deciphered and mastered by imitation, through a dictaphone or video recording.
So, as I do with children's groups, we master local folklore, because there is also a genetic memory that helps children to master it easily and reliably. The song tradition of the Ryazan region is very rich and multi-genre, with a predominance of the prevailing dialect. The entire song repertoire has always been based on the calendar and ritual stages of a person's life. The main feature of the song tradition of the Ryazan region, namely authentic works, is a very convenient tessitura, in other words, the range of the song itself, which is very convenient for singing in children's groups. We always start learning any musical repertoire block with the children of my collectives through game folklore - this is a kind of a lifesaver for teachers! It only seems simple in words, but in fact, a musical game serves as a multifunctional assistant for a teacher, especially with children without musical education. A game for a child is a comfortable living of childhood, the most important period they lived special time periods and how the song helped them in this, which most vividly demonstrated one or another lived moment in the life of ordinary peasant people.
Every year we hold such musical and theatrical productions as: "Autumn", "Gatherings on the Cover", "Yuletide festivities", "Maslenitsa", "Krasnaya Gorka". And, we also actively and successfully participate in various competitive venues, where we sincerely and wholeheartedly try to show a piece of the life of our ancestors through musical folklore.
Such important calendar and ritual performances are very important for children, as well as for the adult generation, because we believe and hope that thanks to our creativity and careful diligence, we preserve our origins of antiquity, we are nurturing a generation of children who will always remember and honor the traditions of their people, preserve and multiply, so that the binding the thread of generations has always been strong and unforgettable.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Библиотечный проект "Читаем сами-читаем с мамой".Школьная библиотека как центр возрождения традиций семейного чтения.
Возрождение традиций семейного чтения – это актуальная проблема сегодняшнего дня. И оно должно быть вдвойне актуальнее, ведь родители и дети перестали слушать и слышать друг друга. Только читая с мамо...
Национальное многоборье как одно из условий сохранения и возрождения традиций коренных малочисленных народов Севера
Представление опыта работы по национальному многоборью...
Деятельность старшей вожатой МБОУ СОШ № 3 (Планирование работы вожатой, Программа ДО, план работы Школы Детского Актива (ШДА), проекты, сценарии общешкольных линеек, агитбригад, тренингов, классных часов)
Краткосрочная программа акции, посвященной Дню памяти жертв ДТП...
Доклад "ШКОЛА КАК ЦЕНТР СОХРАНЕНИЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ"
Доклад, поготовленный на конференцию "Этнокультурное образование: опыт и перспективы"....
Сохранение и укрепление здоровья детей с ОВЗ в условиях детского санатория
Данный материал содержит в себе информацию о значимости санаторно-курортного лечения для детей,описание категорий детей с ОВЗ,основные направления работы всех служб санатория по укреплению здоро...
«Сохранение физического здоровья обучающихся. Организация физкультурно-оздоровительной работы в рамках укрепления и сохранения здоровья участников образовательного процесса.»
laquo;Сохранение физического здоровья обучающихся. Организация физкультурно-оздоровительной работы в рамках укрепления и сохранения здоровья участников образовательного процесса.»...
Методическая разработка. Проект сценария сетевого учебного проекта по произведению В.П. Астафьева "Васюткино озеро".
Веб-квест "Тайга хлипких не любит"...