Статья «Стихотворение в прозе И.С. Тургенева "Русский язык". Особенности прочтения». Евдокимов О.В.
статья по литературе (7 класс) по теме
В статье О.В. Евдокимова рассматривается написанное в прозе стихотворение Ивана Сергеевича Тургенева "Русский язык". Предлагаемая точка зрения на на тургеневское стихотворение не ограничивается одним только филологическим изучением произведения, но и предлагает погружение в историческую эпоху Александра Второго, а также в некоторые биографические детали тех, кто, совершив недопустимое в отношении Царя и России, нашел своими безрассудными действиями хотя и слабое, но предосудительное отражение в тургеневских строках. Отталкиваясь от поэтического слова этого "малого произведения" русского писателя, автор статьи осуществляет выходы к биографии писателя, истории России и общественно-политической ситуации того времени. Статья может служить материалом для уроков междисциплинарного характера.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Евдокимов Олег Валерьевич, учитель русского языка и литературы Санкт-Петербургской школы
№ 288 Адмиралтейского района г. Санкт-Петербург
СТАТЬЯ
Стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Русский язык». Особенности прочтения
Русский язык
<<Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!>> Июнь, 1882 г. И.С.Тургенев.
+ + +
К истории возникновения жанра
Стихотворения в прозе – жанр, сложившийся во французской литературе в первой половине XIX века. Историю его появления принято связывать с творчеством «малых» французских романтиков, таких, например, как Жюль Барбе д’ Оревильи (поэма «Амеде», 1833 г.), Морис де Герен (поэмы «Кентавр» и «Вакханка», 1838 г.).
Развитию жанра много послужила книга миниатюр Алоизиюса Бертрана «Гаспар из тьмы. Фантазии в манере Рембрандта и Калло», вышедшая в свет в 1842 г., а также «Книга прогуливающегося» Жюля Лефевр-Демье, напечатанная в 1854 году.
В дальнейшем, полагая эволюцию жанра лирических миниатюр в прозе, французские поэты Малларме, Рембо, Лотреамон и др. в 1860-1880-е гг. создали ряд блестящих прозаических стихотворений, ставших неотъемлемой частью классической французской поэзии второй половины XIX столетия и послуживших образцами для последующих поэтических творений подобного рода.
Помимо французской литературы, жанр стихотворений в прозе с его ритмической организацией речи, стилистическим изяществом, афористичностью усваивает и развивает литература немецкая. Так, из-под пера крупнейшего немецкого поэта и талантливого прозаика конца XIX – начала XX века Детлева Лилиенкрона (Детлев - псевдоним, настоящее имя поэта - Фридрих Адольф Аксел фон Лилиенкрон) выходит сборник стихов «Поездки адъютанта и другие стихотворения», выпущенный в 1883 г. Сборник, составленный из 100 стихотворений, перемежающихся лирической прозой, приносит первую известность автору и в дальнейшем оказывает влияние на творчество австрийского поэта Р.М. Рильке («Песни о любви и смерти корнета Рильке») и прочих известных поэтов Европы XX столетия.
В России образцы жанра лирических миниатюр в прозе встречаются в творчестве Ф. Глинки, Н. Станкевича, И. Анненского. Однако так проникновенно, так задушевно и талантливо, как этот жанр обогатил И.С. Тургенев, пожалуй, никто из русских поэтов и писателей второй половины XIX века обогатить не смог.
Свои стихотворения в прозе И.С. Тургенев создавал на протяжении нескольких лет, с 1878 по 1882 гг. Эти стихи, отразившие интимные переживания, философские размышления, религиозные чувства автора, для печати не предназначались. Однако друг писателя и редактор-издатель журнала «Вестник Европы» М. Стасюлевич убедил Тургенева опубликовать его замечательные «сатирические размышления» в своем журнале - так поначалу называл маленькие лиро-эпические произведения сам писатель. Первые из них в количестве сорока были напечатаны в 12-м номере «Вестника Европы» в 1882 г.
Множество тем, которые автор поднимает в своих стихотворениях, дают яркое представление о диапазоне вопросов, волнующих создателя сборника.
Есть здесь темы любви, природы, смерти, нравственной красоты человеческих сердец, разных человеческих добродетелей и недостатков, душевных состояний, философских наблюдений, жизненных итогов и пр. Горькое и радостное, мгновенное и вечное, личное и общественное, философское и религиозное – все это наполняет лирические миниатюры в прозе и открывает читателю мир замечательных тургеневских размышлений и наблюдений над бытием человека и общества.
«Добрый мой читатель, - обращался И.С. Тургенев к тем, кто будет держать в руках сборник его прозаических стихов, - не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно, скучно станет – и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое, - и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу».
«Русский язык» - именно то стихотворение, которое, без сомнения, тревожит многие чувства в душе и к которому мы бы хотели теперь обратиться.
+ + +
Особенности композиции и сюжета
Стихотворение И.С.Тургенева «Русский язык» является одним из самых лаконичных и, на наш взгляд, самых емких, самых масштабных стихоторений цикла лирических миниатюр, с точки зрения тех эпических, судьбоносных смыслов русской истории середины XIX столетия, которые складывались в период царствования Александра II (1856-1881 гг.) и которые на протяжении четверти века своим драматизмом, масштабом перемен в жизни Российской Империи приковывали внимание гениального писателя, долгие периоды находившегося за пределами Отечества.
По сути, перед нами стихотворение-итог, подводящее некую определенную черту долгих и порой неутешительных, нелицеприятных «раздумий» о родине. Создано оно в июне 1882 года. Совсем скоро русского писателя не станет. Однако останутся его произведения, в том числе и небольшая книга «Стихотворения в прозе».
Принято считать, что в рассматриваемом стихотворении в прозе, как и в некоторых других, подобных ему по стилистике, композиционная составляющая и ярко выраженное авторское отношение к происходящему «дома», то есть в России, заменяют отсутствующую в лирической миниатюре сюжетную канву. Действительно, сюжет не является обязательным и определяющим тогда, когда основу составляют рассуждения автора, а дополняют их мелодия и ритм сказанного слова, риторические восклицания и вопрошания, служащие не только украшению, но и организации текста. А как важны тонкие психологические контрасты: грустные мысли о печальных судьбах отечества и оптимистические нотки надежд, которые все-таки становятся доминирующими в конце стихотворения – может быть, потому, что они созвучны чаяниям прогрессивного и благонамеренного русского общества. Дух поэзии, наполняющий стихотворение, не сводится к поэтическим фигурам речи, в нем живут нравственные, философские понятия, душевные состояния и мысли о пережитом, перечувствованном.
Наблюдение об отсутствии сюжета во многих прозаических стихотворениях Тургенева, в том числе и в стихотворении «Русский язык», безусловно, верно, так как авторские рассуждения (или описания) в подобных миниатюрах вполне способны насытить их содержательную часть и, следовательно, заменить в этом образце малого лирико-эпического жанра ту событийную, повествовательную цепь, которая в других малых жанрах обычно служит сюжетообразующей составляющей.
Учитывая сказанное, следует, однако, добавить, что в знаменитом тургеневском стихотворении «Русский язык» при отсутствии сюжета как фабулы (развивающегося действия, сменяющих друг друга событий) нельзя отрицать наличие лирического сюжета. К раскрытию этого сюжета мы и собираемся обратиться, а также к тем смыслам, которые можно обнаружить, вглядываясь в него.
Основными знаковыми словами при рассмотрении стихотворения «Русский язык» являются те смысловые выражения, каждое из которых последовательно лежит в трех прозаически-стихотворных строках: «судьбы…родины» (первое предложение); «что совершается дома» (второе предложение); «великий народ» (третье предложение). Все три составляющих: «судьбы родины» – совершающееся «дома» - «великий народ» - относятся к России, ее состоянию и положению. При этом в каждом из трех предложений параллельно с линией обозначения России, рассуждения о ней следует линия «русский язык»:
- «…ты один мне поддержка и опора…» (первое эмоциональное, восклицательное по интонации предложение, в котором вначале представлено субъективное, личностно оценочное восприятие автором языка: «ты … мне поддержка и опора…», а затем дается его объективное авторское восприятие, обозначающееся рядом последовательно выстроенных жизнеутверждающих эпитетов, характеризующих язык: «великий, могучий, правдивый и свободный»);
- «Не будь тебя…» (второе предложение риторически вопросительное по интонации; в нем содержатся интонации предположения, условности, способные при воображаемой утрате языка ввести автора стихотворения в «отчаяние»);
- «…такой язык…» (третье предложение вновь восклицательно утвердительное, оно содержит итог, вывод о том, что «такой язык» «дан» русскому народу, и этот язык воспринимается автором как символ творческой жизнеспособности и долговечности народа, символ жизнеутверждающей культуры).
Таким образом, стихотворение «Русский язык» выстроено автором на двух смысловых, параллельно движущихся линиях: «Россия» – «русский язык». Эти смысловые линии содержат в себе выражение эмоциональной авторской позиции относительно событийной стороны жизни «родины», ее «великого народа» и одновременно эмоционального авторского отношения к её и его «великому… русскому языку». Движение этих смысловых линий начинается в первом, восклицательном предложении, проходит через второе, риторически вопросительное предложение и завершается риторическим восклицанием в третьем предложении.
С точки зрения композиционной организации текста, стихотворение И.С. Тургенева демонстрирует высокое искусство владения малым лирико-эпическим жанром стихотворения в прозе, а также выявляет классическую безупречность авторского вкуса и меры.
Более того, сопоставляя основные знаковые слова первого и последнего предложения стихотворения, нельзя не отметить и наличие тех этимологически близких слов (вышедших, конечно, из одного корня – -род-), которые заставляют говорить об элементах кольцевой композиции в строении тургеневского стихотворения. Мы имеем в виду слова первого и третьего предложений «родина» - «народ», как бы опоясывающие и композиционно скрепляющие эту лирическую миниатюру (род-ина, на-род род)[1].
Однако кроме безупречной композиционной организации текста, смысловые линии «Россия – русский язык» дают представление и о лирическом сюжете, лежащем в смысловой плоскости тургеневского стихотворения.
Обнаружить черты сюжетности в данном случае помогают те межпредметные связи, которые отсылают нас уже не столько к литературоведческому анализу текста стихотворения, сколько к некоторым известным историческим событиям России и биографии самого писателя.
+ + +
Элементы лирического сюжета и исторический экскурс в историю России середины XIX века
В литературоведении сюжетом принято называть ход событий, включающих в себя такие элементы, как экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, а также, в некоторых произведениях, пролог и эпилог.
В стихотворении И.С. Тургенева «Русский язык» можно обозначить элементы сюжета, присутствующие в каждой его части. Они последовательно отсылают нас то к некоторым фактам биографии писателя, то к тем историческим событиям, которые не один год тревожили художника, заставляли его сомневаться, почти отчаиваться в будущем России, общества, русского народа.
Вот элементы сюжета лирической миниатюры И.С. Тургенева:
- Завязка: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины …».
В начальной строке стихотворения И.С. Тургенев говорит о неясных, смутных временах России, всколыхнувшейся из-за очередного преступления, совершенного против царя в апреле 1879 г. Как и многие русские люди, писатель, находившийся тогда в Париже, узнал о покушении на жизнь Александра II: некий террорист А. Соловьев устроил охоту на самодержца в центре северной столицы. А. Соловьеву 4 раза удалось выстрелить из пистолетов по императору, прежде чем его, А. Соловьева, обезвредили. Не приемля насилия, разделяя страхи и опасения об атмосфере, складывающейся в стране, Тургенев в апрельском письме от 1879 года к Я. Полонскому говорит о своем возмущении произошедшим. «Последнее безобразное известие меня сильно смутило, - в тревоге писал Тургенев Полонскому, - предвижу, как будут иные люди эксплуатировать это безумное покушение во вред той партии, которая, именно вследствие своих либеральных убеждений, больше всего дорожит жизнью государя, так как только от него и ждет спасительных реформ: всякая реформа у нас в России, не сходящая свыше, немыслима. Все это прекрасно… но в результате выйдет то, что именно эта партия и пострадает… Очень я этим взволнован и огорчен… вот две ночи, как не сплю: все думаю, думаю – и ни до чего додуматься не могу»[2]. Лексическая перекличка слов из первой строки стихотворения в прозе («во дни тягостных раздумий») со словами, содержащимися в приведенном отрывке из письма Я. Полонскому («все думаю, думаю – и ни до чего додуматься не могу») говорят о глубине переживаний автора стихотворений в прозе «о судьбах … родины». В этой точке душевных переживаний они соединяют фрагменты художественного текста лирической миниатюры с фрагментами текста эпистолярного жанра, что свидетельствует о реалистической составляющей как жанра тургеневских стихотворений в прозе, так и жанра эпистолярного.
- Развитие действия: «Не будь тебя – как не впасть в отчаяние…». Вторая строка стихотворения дает представление о том, в какое сильное волнение приводили писателя мысли и чувства, порожденные всем происходящим на родине, в отечестве. Они угнетали его, не давали Тургеневу покоя. Будучи в Петербурге и узнав о следующем покушении на императора, произошедшем в ноябре 1879 года, - террористы, намереваясь умертвить царя в собственном вагоне, по ошибке взорвали вагон свиты поезда, в котором Александр II возвращался из Крыма в Москву, - Тургенев, обращаясь к Анненкову, в своем письме очень точно передает то напряжение в обществе, которое на время как бы оцепенело от дерзости и бесстрашия новоявленных заговорщиков. «Старые приятели ко мне захаживают, новых лиц не вижу – и вместе с целым миром поражаюсь совершающимся событиям», - писал Тургенев Анненкову о новом, неудавшемся покушении народников-террористов на Александра II»[3].
- Кульминация: «…при виде всего, что совершается дома…». Смысловое богатство второй стихотворной строки заключается не только в развитии той напряженной фигуры авторской речи («как не впасть в отчаяние»), отсылающей нас к трагическим событиям царствования Александра Второго, а современников к драматической действительности, которая им более чем хорошо была известна. Вторая строка стихотворения И.С. Тургенева содержит в себе еще и кульминационную точку, говорящую читателю о катастрофическом завершении периода правления русского самодержца. Об этом свидетельствуют эмоционально акцентированные слова стихотворения «что совершается дома», причем местоимение «что» и существительное «дома», объединенные глаголом высокого стиля «совершается», несут на себе окраску соответствующей змоционально-риторической категории.
Как известно, царствование государя Александра Освободителя окончилось трагически. Террористам из организации «Народная воля» удалось насильственным способом пресечь жизнь русского монарха.
Произошло это кровавое событие в самом центре Петербурга, на набережной Екатерининского канала, 1 марта 1881 года.
Тургенев, опасаясь продолжения террористических актов, направленных против воцарившегося молодого Императора, Александром III, негодовал и предупреждал о грозящей смуте, могущей обернуться катастрофой для традиционного жизненного уклада и сложившегося общественного порядка русского государства.
«Да, несчастная страна – наша родина, - сетовал Тургенев Анненкову. – А вот еще, если и против нового царя вздумают делать попытки – тогда уж точно – как говорится: завязамши глаза, да беги на край света – пока мужицкая петля не затянула твоей цивилизованной глотки. Невольно повторяю за Стасюлевичем: хорошенькое времечко мы переживаем!»[4].
Исторические события эпохи царствования Александра Второго, которые не могли не волновать писателя, помимо прочих наиважнейших событий, можно выразить фактами покушений и убийства царя. Так, с 1866 по 1881 гг. на русского самодержца совершено семь покушений. Злоумышленниками были: Д. Каракозов, стрелявший в императора на выходе из Летнего сада в Санкт-Петербурге в апреле 1866 г.; А. Березовский, стрелявший в царя во Франции в мае 1867 г.; А. Соловьев, стрелявший четыре раза в государя на набережной Мойки в Санкт-Петербурге в апреле 1879 г.; взрыв одного из вагонов поезда свиты императора, совершенный под Москвой членами террористической организацией «Народная воля» в ноябре 1879 г.; взрыв, подготовленный и произведенный С. Халтуриным на первом этаже Зимнего дворца в феврале 1880 г.; и наконец два взрыва, произведенные народовольцами-бомбометателями в Санкт-Петербурге на набережной Екатерининского канала в марте 1881 г., последний из которых стал смертельным для государя.
- Развязка-итог: «… такой язык … дан великому народу!» В этой последней строке стихотворения И.С. Тургенев говорит о русском языке как о верной и прочной опоре, способной помочь во всех трудностях и горестях человеческой жизни. Не только жизни одного, частного человека, но и жизни общества, жизни народа. Оптимистические надежды автора, непоколебимо уверенного в духовной силе русского народа, являющегося носителем, творцом и хранителем тех жизненно важных ценностей, без которых немыслимо будущее ни России, ни самого народа. К таким непреходящим духовно-нравственным, культурным ценностям, согласно краеугольной мысли писателя, относится «великий, могучий, правдивый и свободный русский язык». Подтверждением выше сказанному является стихотворение гениального писателя России «Русский язык».
Подводя итог, хочется еще раз сказать о богатстве рассмотренной лирической миниатюры и сделать некоторые выводы.
Стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Русский язык» вбирает в себя то гениальное мастерство автора, которое при анализе стихотворения легко обнаруживает межпредметные связи литературы и истории, культуры и стилистики общественной мысли как реакции на происходящее. Язык стихотворения сочетает пафос и лирику, поэзию и прозу. Его отличает богатая мелодия, безупречный ритм и изящный стиль. Анализ лирического сюжета стихотворения позволяет увидеть, что оно отражает не только душевный строй автора, но и напряженную общественно-политическую ситуацию России того времени. Элементы кольцевой композиции, лексические повторы и прочие художественные совершенства подчеркивают достоинства этой лиро-эпической миниатюры.
[1] Сравните лексические значения слов «родина», «народ», «род». Современный толковый словарь изд. «Большая Советская Энциклопедия» 1997 г. дает следующее толкование слова «родина»: «1) место, страна, где человек родился; где впервые сложился, возник этнос. <…>». Слово «народ» в том же Современном толковом словаре изд. «Большая Советская Энциклопедия» имеет такое значение: «1) все население определенной страны. <…>». Слово «род» тот же источник толкует как «коллектив кровных родственников, ведущих происхождение от общего предка, носящих общее родовое имя». То есть слова «родина» (общее место рождения и существования) – «народ» (население, живущее в определенном месте) – «род» (родственники по происхождению) подразумевают некое изначально единое смысловое пространство с теми пересекающимися значениями, которые вкупе можно выразить так: место («родина») существования сложившегося этноса («всего населения»), изначально объединенного общим родовым именем («кровные родственники»).
[2]Цит. по: Ю. Лебедев. Тургенев //Жизнь замечательных людей. М., «Молодая гвардия», 1990. Гл. «Возвращение».
[3] Там же. Гл. «Исход».
[4] Там же.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
И.С.Тургенев. "Стихотворение в прозе":"Русский язык", "Два богача", "Воробей"
Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно, скучно станет – и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое, - и которое-нибудь и...
Урок литературы в 7 класс по теме: И. С. Тургенев «Стихотворения в прозе»: «Русский язык», «Два богача», «Воробей». Жанровые особенности.
В 7 классе по литературе изчаются стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Стихотворения в прозе», их жанровые особенности...
Урок-исследование И.С. Тургенев Стихотворение в прозе "Русский язык"
Урок-исследование посвящен изучению стихотворения в прозе И.С.Тургенева "Русский язык". Он знакомит с новым жанром, учит анализировать стихотворение в прозе, определять лексические, стилистические и...
Урок литературы. Нравственные ценности в Стихотворениях в прозе И. С. Тургенева «Русский язык», «Два богача».
Урок литературы по творчесту И. С. Тургенева способствует формированию целостного представления о Стихотворениях в прозе, развивает навыки анализа...
Программа элективного курса "Особенности поэтики "Стихотворений в прозе" И.С.Тургенева"
Элективный курс "Особенности поэтики "Стихотворений в прозе" И.С.Тургенева адресован учащимся 10 класса....
«Духовно-нравственные смыслы стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Два богача». Евдокимов О.В.
Урок по литературе разработан для проведения в 7-х классах, использованы редкие дополнительные материалы, расширяющие смысловое пространство стихотворения в прозе И.С. Тургенева и служащие к развитию ...
Статья "Сложное предложение с вопросительно-отрицательной предикативной частью: особенности структуры и семантики (на материале прозы В. Г. Распутина)"
Особенности структуры и семантики сложных предложений с вопросительно-отрицательной частью....