Программа элективного курса "Особенности поэтики "Стихотворений в прозе" И.С.Тургенева"
элективный курс (10 класс) по теме
Элективный курс "Особенности поэтики "Стихотворений в прозе" И.С.Тургенева адресован учащимся 10 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektiva_dlya_sertifikatsii.docx | 25.2 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Чернухинская средняя общеобразовательная школа»
Программа элективного курса
«Особенности поэтики «Стихотворений в прозе» И.С. Тургенева»
Автор-разработчик:
Шебалова Ольга Витальевна,
учитель русского языка и литературы
2011 год
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………………...2
Учебно-тематический план………………………………………………………4
Библиография……………………………………………………………………..7
Приложение (методические рекомендации и разработки уроков к планированию)………………………………………………………………….....8
Пояснительная записка.
Элективный курс адресован учащимся 8, 9, 10 классов. Он дополняет содержание базового курса, что позволяет, удовлетворить познавательные потребности старшеклассников, а также способствует формированию у них практических умений и навыков и развивает творческие способности.
Почему выбраны «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева?
Это произведение находится за пределами школьного учебника, лишь в 7 классе даётся понятие «стихотворение в прозе» и читаются три миниатюры.
Творчество И.С. Тургенева – это мир, удивительно богатый, но до сих пор ещё не изведанный. «Стихотворения в прозе» - это своеобразный итог, черта, точка, которую писатель ставит в конце всех своих произведений, в конце жизни. В них отразилось всё то, что «разлито» по всем произведениям автора.
Интересно само название «Стихотворения в прозе», носящее оксюморонный характер: с одной стороны, стихи, с другой – в прозе.
Тематика стихотворений чрезвычайно разнообразна, но в то же время, все они чрезвычайно связаны между собой, связаны в один общий мотив. Этот цикл-противопоставление, противопоставление жизни и смерти, молодости и старости, добра и зла, прошлого и настоящего. Эти мотивы «вступают в борьбу», сталкиваются, переплетаются. В конце концов, автор всё противоречивое стремится слить воедино.
Поразительно красив и светел язык «Стихотворений в прозе». В лингвистическом отношении он до удивления современен. Среди языковых джунглей и новационных изысков и непомерного иноязычия большинства произведений нашей сегодняшней литературы эта современность языка Тургенева не только очень привлекательна, но и своевременна.
«Стихотворения в прозе» имеют воспитательное значение и эстетическую ценность. Они написаны по всем правилам поэтики, отражающим законы художественной выразительности вообще.
Разнообразны и разнолики заглавия миниатюр. Писатель, кажется, использует всю возможную палитру заглавий: от чисто номинативных, указательных до слов-символов, свёрнутых метафор и сравнений.
Не менее своеобразны «Стихотворения в прозе» и в композиционном плане.
«Стихотворениям в прозе» характерно тяготение к символике, переходящей в философскую аллегорию. Структура их отличается повышенной уплотнённостью, многозначностью деталей, а также высокой ассоциативностью.
Произведение богато и в жанровом плане. Это исповедь, видение, диалоги, притча, анекдот, разнообразные очерки (проблемный, зарисовка-портрет, физиологический), повесть о былом, элегия, некролог, дифирамб, гимн и т.п.
Таким образом, «Стихотворения в прозе» представляют особое явление среди жанров русской прозы.
Актуальность выбора темы электива. «Стихотворения в прозе» очень интересны для лингвистического, филологического, лингвопоэтического анализов, На занятиях по подготовке к ЕГЭ (точнее, к сочинению в части С), для бесед о вечных ценностях, о человеческих характерах.
Всё вышеперечисленное обусловило выбор данного произведения для изучения.
Основные задачи курса:
- обогащение содержательного наполнения учебного предмета «Литература»;
- углубление и систематизация знаний по теории литературы;
- совершенствование межпредметных и внутрипредметных связей;
- обучение анализу поэтического текста;
- развитие речевой культуры и филологической памяти;
- расширение культурного кругозора;
- развитие литературно-творческих способностей;
- удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей;
- совершенствование и развитие умений творческого чтения, интерпретации художественного произведения;
- формирование и развитие умение грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
В процессе обучения предлагаются овладение конкретными знаниями:
- определение жанра произведения;
- определение тропов и стилистических фигур;
- знание их функций в поэтической речи;
- освоение литературоведческой терминологии;
Занятия по программе курса призваны сформировать практические умения и навыки:
- узнавание тропов и стилистических фигур в тексте;
- выявление их функций в художественном произведении;
- определение особенностей художественной формы;
- самостоятельная формулировка темы и идеи миниатюры;
- определение ведущих мотивов миниатюры;
- установление литературных параллелей с другими произведениями;
- понимание идейного замысла, настроения и эмоционального состояния лирического героя.
Основными организационными формами вовлечения учащихся в читательскую деятельность являются:
- «медленное чтение»;
- самостоятельная работа (исследование предложенных проблем, составление таблиц, словарей, комплексный, филологический, лингвопоэтический анализ текстов);
- работа в малых группах;
- инсценирование миниатюр;
- полипозиционная дискуссия;
- творческая работа.
Отличительная особенность данного курса заключается в активизации интереса познавательной деятельности учащихся, умении самостоятельно работать с источниками, выявлять и правильно описывать собранный материал. Учащиеся должны получить новые знания, которые не содержатся в базовых школьных программах. А также должны научиться писать и оформлять исследовательские работы, научные статьи по выбранным темам и уметь защищать свои работы, сопровождая карточками, схемами, таблицами, графиками, иллюстрациями и мультимедийными презентациями.
Содержание тематического плана позволяет достичь следующих результатов:
- учащиеся научились лучше понимать как личность, так и творчество великого русского писателя;
- попытались проникнуть в философские размышления И.С. Тургенева о жизни и смерти, о вечности природы и ничтожности человеческой жизни, о любви;
- попытались понять авторскую позицию;
- научились составлять аналитические высказывания об идейно-художественном своеобразии стихотворений в прозе;
- научились выявлять изобразительно-выразительных средств языка в единстве с идейно-композиционной характеристикой миниатюры;
- совмещали эмоциональную реакцию на прочитанное с грамотным изложением своих мыслей и чувств на языке литературоведения;
- обосновано аргументировали собственную точку зрения;
- интерпретировали произведения в контексте культуры, конкретной эпохи, современности;
- приобрели опыт собственной творческой деятельности.
Учебно-тематический план.
№ | Темы занятий | Кол-во часов | Виды деятельности | Формы контроля |
1 | Стихотворения в прозе. Особенности жанра. | 1 | Лекция с элементами эвристической беседы. | Характеристика жанровых особенностей. Составление плана развёрнутого ответа. |
2 | Основные виды тропов и их роль в стихотворениях в прозе. | 1 | Практикум. Работа со словарём. Текстуальный анализ стихотворений в прозе «Маша», «Последнее свидание», «Камень». | Узнавание тропов, характеристика и определение их роли в тексте. |
3 | Интерпретация поэтического произведения. Содержательно-смысловой характер произведения. | 2 | Интерпретация на языке литературоведения, формулирование темы и идеи произведения. Работа в группах. Переход на уровень обобщения. | Исследовательская работа по текстам миниатюр. Творческая работа. |
4 | Стихотворения в прозе «Мои деревья». | 1 | Лингвопоэтический анализ. | Выявление и обоснование ключевого словообраза. |
5 | Человек и природа в понимании И.С. Тургенева. | 2 | Практикум. Работа с текстом стихотворений в прозе «Природа», «Разговор». Диалог – дискуссия. Инсценирование миниатюр. | Составление двойного дневника и лингвокультуролог- ческого словарика к миниатюрам. |
6 | Размышления о неотвратимости смерти. | 2 | Аналитическая беседа по философско-нравственным вопросам | Написать эссе по теме занятия. Составить лингвокультурологический словарик стихотворения «Собака». |
7 | «Как хороши, как свежи были розы…» | 1 | Сопоставительный анализ стихотворений И. Мятлева «Розы», И.С. Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…», Игоря Северянина «Классические розы». | Выявление и обоснование ключевого словообраза. Выделение времени и истории создания стихотворений. Творческая работа. |
8 | «Звезда звезду окликнет светом» | 1 | Мастерская по сопоставительному анализу стихотворений Ш. Бодлера и И.С. Тургенева. | Самостоятельная работа в группах. Обобщение путём сравнения. Сопоставление опыта поколений и собственного жизненного опыта. |
9 | «Каждый выбирает для себя…» (по стихотворениям в прозе «Порог», «Памяти Юлии Вревской») | 1 | Полипозиционная дискуссия. Интегрированный урок: литература и психология. | Написать эссе по теме урока. |
10 | Стихотворение в прозе «Дурак». | 1 | Чтение с остановками. Развитие навыков критического мышления в процессе работы с текстом. | Творческая работа. Написать синквейн. |
11 | «Любовь сильнее смерти!» | 1 | Урок – модель. Интегрированный урок: литература и музыка. | Написать эссе по теме |
12 | Контраст – сквозной мотив «Стихотворений в прозе». | 2 | Урок – исследование. Анализ стихотворений по группам. | Составление таблицы. Обсуждение. Творческая работа – написать даймонд. |
Библиография
- Геймбух Е.Ю. Из «Стихотворений в прозе» И.С. Тургенева. «Мои деревья» // Русский язык в школе. – 1994 - №4.
- Геймбух Е.Ю. Слово, контекст, текст и проблемы экспрессивности «Стихотворений в прозе» И.С. Тургенева («Как хороши, как свежи были розы…») // Русский язык в школе – 1998 - №5.
- Жирмунский В. М. Теория литературы: Поэтика. Стилистика. – Л., 1977
- Кухаренко В. А. Интерпретация текста. – М., 1988
- Лебедев Ю. В. Тургенев. – М., 1990 (Серия ЖЗЛ)
- Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. – Л.,1972
- Маслов В. А. Лингвокультурология. – М.: Издат. Центр «Академия», 2001
- Пустовойт П.Г. И.С. Тургенев – художник слова. М.: Издательство Московского университета, 1987.
- Шестакова Л. Л. Поэтическое наследие И. С. Тургенев И.С. Дым; Новь; Вешние воды; Стихотворения в прозе. / Вступительная статья и примеч. А.Чичерина – М.: Художественная литература. 1981.
- Шанский Н.М. «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева // Русский язык в школе – 1988 - №6
- Шаталов С.Е. Проблемы поэтики И.С. Тургенева. М.: Просвещение, 1969.
- Тургенева. Триптих «Вариации» // Русский язык в школе – 1993 - №2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Проектирование на компьютере в программе Компас 3D» (КЛАССЫ 8-9)
Данный курс – элективный. Входит в состав профиля обучения средней ступени школы. Рекомендуемые профили – естественно-научный, физико-математический, технологический, универсальное обучение. Базируетс...
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Урок по литературе в 7 классе "Стихотворения в прозе И.Тургенева
Презентация к уроку литературы в 7 классе "Стихотворения в прозе И.Тургенева"...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)
РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...