Программа элективного курса "Особенности поэтики "Стихотворений в прозе" И.С.Тургенева"
элективный курс (10 класс) по теме

Шебалова Ольга Витальевна

Элективный курс "Особенности поэтики "Стихотворений в прозе" И.С.Тургенева адресован учащимся 10 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_elektiva_dlya_sertifikatsii.docx25.2 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Чернухинская средняя общеобразовательная школа»

Программа элективного курса

«Особенности поэтики «Стихотворений в прозе» И.С. Тургенева»

                                                           

                                                            Автор-разработчик:  

                                                            Шебалова Ольга Витальевна,

                                                                     учитель русского языка и литературы

   

2011 год


Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………………...2

Учебно-тематический план………………………………………………………4

Библиография……………………………………………………………………..7

Приложение (методические рекомендации и разработки  уроков  к планированию)………………………………………………………………….....8


Пояснительная записка.

Элективный курс адресован учащимся 8, 9, 10 классов. Он дополняет содержание базового курса, что позволяет, удовлетворить познавательные потребности старшеклассников, а также способствует формированию у них практических умений и навыков и развивает творческие способности.

Почему выбраны «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева?

 Это произведение находится за пределами школьного учебника, лишь в 7 классе даётся понятие «стихотворение в прозе» и читаются  три миниатюры.

 Творчество И.С. Тургенева – это мир, удивительно богатый, но до сих пор ещё не изведанный. «Стихотворения в прозе» - это своеобразный итог, черта, точка, которую писатель ставит в конце всех своих произведений, в конце жизни. В них отразилось всё то, что «разлито» по всем произведениям автора.

Интересно само название «Стихотворения в прозе», носящее оксюморонный характер: с одной стороны, стихи, с другой – в прозе.

Тематика стихотворений чрезвычайно разнообразна, но в то же время, все они чрезвычайно связаны между собой, связаны в один общий мотив. Этот цикл-противопоставление, противопоставление жизни и смерти, молодости и старости, добра и зла, прошлого и настоящего. Эти мотивы «вступают в борьбу», сталкиваются, переплетаются. В конце концов, автор всё противоречивое стремится слить воедино.

Поразительно красив и светел язык «Стихотворений в прозе». В лингвистическом отношении он до удивления современен. Среди языковых джунглей и новационных изысков и непомерного иноязычия большинства произведений нашей сегодняшней литературы эта современность языка Тургенева не только очень привлекательна, но и своевременна.

«Стихотворения в прозе» имеют воспитательное значение и эстетическую ценность. Они написаны по всем правилам поэтики, отражающим законы художественной выразительности вообще.

Разнообразны и разнолики заглавия миниатюр. Писатель, кажется, использует всю возможную палитру заглавий: от чисто номинативных, указательных до слов-символов, свёрнутых метафор и сравнений.

Не менее своеобразны «Стихотворения в прозе» и в композиционном плане.

«Стихотворениям в прозе» характерно тяготение  к символике, переходящей в философскую аллегорию. Структура их отличается повышенной уплотнённостью, многозначностью деталей, а также высокой ассоциативностью.

Произведение богато и в жанровом плане. Это исповедь, видение, диалоги, притча, анекдот, разнообразные очерки (проблемный, зарисовка-портрет, физиологический), повесть о былом, элегия, некролог, дифирамб, гимн и т.п.

Таким образом, «Стихотворения в прозе» представляют особое явление среди жанров русской прозы.

Актуальность выбора темы электива.  «Стихотворения в прозе»  очень интересны для лингвистического, филологического, лингвопоэтического анализов, На занятиях по подготовке к ЕГЭ (точнее, к сочинению в части С), для бесед о вечных ценностях, о человеческих характерах.

Всё вышеперечисленное обусловило выбор данного произведения для изучения.

Основные задачи курса:

- обогащение содержательного наполнения учебного предмета «Литература»;

- углубление и систематизация знаний по теории литературы;

- совершенствование межпредметных и внутрипредметных связей;

- обучение анализу поэтического текста;

- развитие речевой культуры и филологической памяти;

- расширение культурного кругозора;

- развитие литературно-творческих способностей;

- удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей;

- совершенствование и развитие умений творческого чтения, интерпретации художественного произведения;

- формирование и развитие умение грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

В процессе обучения предлагаются овладение конкретными знаниями:

- определение жанра произведения;

- определение тропов и стилистических фигур;

- знание их функций в поэтической речи;

- освоение литературоведческой терминологии;

Занятия по программе курса призваны сформировать практические умения и навыки:

- узнавание тропов и стилистических фигур в тексте;

- выявление их функций в художественном произведении;

- определение особенностей художественной формы;

- самостоятельная формулировка темы и идеи миниатюры;

- определение ведущих мотивов миниатюры;

- установление литературных параллелей с другими произведениями;

- понимание идейного замысла, настроения и эмоционального состояния лирического героя.

Основными организационными формами вовлечения учащихся в читательскую деятельность являются:

- «медленное чтение»;

- самостоятельная работа (исследование предложенных проблем, составление таблиц, словарей, комплексный,  филологический, лингвопоэтический анализ текстов);

- работа в малых группах;

- инсценирование миниатюр;

- полипозиционная дискуссия;

- творческая работа.

Отличительная особенность данного курса заключается в активизации интереса познавательной деятельности учащихся, умении самостоятельно работать с источниками, выявлять и правильно описывать собранный материал. Учащиеся должны получить новые знания, которые не содержатся в базовых школьных программах. А также должны научиться писать и оформлять исследовательские работы, научные статьи по выбранным темам и уметь защищать свои  работы, сопровождая карточками, схемами, таблицами, графиками, иллюстрациями и мультимедийными презентациями.

Содержание тематического плана позволяет достичь следующих результатов:

- учащиеся научились лучше понимать как личность, так и творчество великого русского писателя;

- попытались проникнуть в философские размышления И.С. Тургенева о жизни и смерти, о вечности природы и ничтожности человеческой жизни, о любви;

-  попытались понять авторскую позицию;

- научились составлять аналитические высказывания об идейно-художественном своеобразии стихотворений в прозе;

- научились выявлять изобразительно-выразительных средств языка в единстве с идейно-композиционной характеристикой миниатюры;

- совмещали эмоциональную реакцию на прочитанное с грамотным изложением своих мыслей и чувств на языке литературоведения;

- обосновано аргументировали  собственную точку зрения;

- интерпретировали произведения в контексте культуры, конкретной эпохи, современности;

- приобрели опыт собственной творческой деятельности.

Учебно-тематический план.

Темы занятий

Кол-во часов

Виды деятельности

Формы контроля

1

Стихотворения в прозе. Особенности жанра.

1

Лекция с элементами эвристической беседы.

Характеристика жанровых особенностей. Составление плана развёрнутого ответа.

2

Основные виды тропов и их роль в стихотворениях в прозе.

1

Практикум. Работа со словарём. Текстуальный анализ стихотворений в прозе «Маша», «Последнее свидание», «Камень».

Узнавание тропов, характеристика и определение их роли в тексте.

3

Интерпретация поэтического произведения. Содержательно-смысловой характер произведения.

2

Интерпретация на языке литературоведения, формулирование темы и идеи произведения. Работа в группах. Переход на уровень обобщения.

Исследовательская работа по текстам миниатюр. Творческая работа.

4

Стихотворения в прозе «Мои деревья».

1

Лингвопоэтический анализ.

Выявление и обоснование ключевого словообраза.

5

Человек и природа в понимании И.С. Тургенева.

2

Практикум. Работа с текстом стихотворений в прозе «Природа», «Разговор».  Диалог – дискуссия. Инсценирование миниатюр.

Составление двойного дневника и лингвокультуролог-

ческого словарика к миниатюрам.

6

Размышления о неотвратимости смерти.

2

Аналитическая беседа по философско-нравственным вопросам

Написать эссе по теме занятия. Составить лингвокультурологический словарик стихотворения «Собака».

7

«Как хороши, как свежи были розы…»

1

Сопоставительный анализ стихотворений И. Мятлева «Розы», И.С. Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…»,  Игоря Северянина «Классические розы».

Выявление и обоснование ключевого словообраза. Выделение времени и истории создания стихотворений. Творческая работа.

8

«Звезда звезду окликнет светом»

1

Мастерская по сопоставительному анализу стихотворений Ш. Бодлера и И.С. Тургенева.

Самостоятельная работа в группах. Обобщение путём сравнения. Сопоставление опыта поколений и собственного жизненного опыта.

9

«Каждый выбирает для себя…» (по стихотворениям в прозе «Порог», «Памяти Юлии Вревской»)

1

Полипозиционная дискуссия. Интегрированный урок: литература и психология.

Написать эссе по теме урока.

10

Стихотворение в прозе «Дурак».

1

Чтение с остановками. Развитие навыков критического мышления в процессе работы с текстом.

Творческая работа. Написать синквейн.

11

«Любовь сильнее смерти!»

1

Урок – модель. Интегрированный урок: литература и музыка.

Написать эссе по теме

12

Контраст – сквозной мотив «Стихотворений в прозе».

2

Урок – исследование. Анализ стихотворений по группам.

Составление таблицы. Обсуждение. Творческая работа – написать даймонд.

Библиография

  1. Геймбух Е.Ю. Из «Стихотворений в прозе» И.С. Тургенева. «Мои деревья» // Русский язык в школе. – 1994 - №4.
  2. Геймбух Е.Ю. Слово, контекст, текст и проблемы экспрессивности «Стихотворений в прозе» И.С. Тургенева («Как хороши, как свежи были розы…») // Русский язык в школе – 1998 - №5.
  3. Жирмунский В. М. Теория литературы: Поэтика. Стилистика. – Л., 1977
  4. Кухаренко В. А. Интерпретация текста. – М., 1988
  5. Лебедев Ю. В. Тургенев. – М., 1990 (Серия ЖЗЛ)
  6. Лотман Ю. М.  Анализ поэтического текста. – Л.,1972
  7. Маслов В. А. Лингвокультурология. – М.: Издат. Центр «Академия», 2001
  8. Пустовойт П.Г. И.С. Тургенев – художник слова. М.: Издательство Московского университета, 1987.
  9. Шестакова Л. Л. Поэтическое наследие И. С. Тургенев И.С. Дым; Новь; Вешние воды; Стихотворения в прозе. / Вступительная статья и примеч. А.Чичерина – М.: Художественная литература. 1981.
  10. Шанский Н.М. «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева // Русский язык в школе – 1988 - №6
  11. Шаталов С.Е. Проблемы поэтики И.С. Тургенева. М.: Просвещение, 1969.
  12. Тургенева. Триптих «Вариации» // Русский язык в школе – 1993 - №2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Проектирование на компьютере в программе Компас 3D» (КЛАССЫ 8-9)

Данный курс – элективный. Входит в состав профиля обучения средней ступени школы. Рекомендуемые профили – естественно-научный, физико-математический, технологический, универсальное обучение. Базируетс...

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Урок по литературе в 7 классе "Стихотворения в прозе И.Тургенева

Презентация к уроку литературы в 7 классе "Стихотворения в прозе И.Тургенева"...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...