Урок литературы. Нравственные ценности в Стихотворениях в прозе И. С. Тургенева «Русский язык», «Два богача».
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Урок литературы по творчесту И. С. Тургенева способствует формированию целостного представления о Стихотворениях в прозе, развивает навыки анализа лирического произведения, способствует обогащению словарного запаса учащихся, развитию их творческого воображения, литературного вкуса, формированию чувства любви к родине и родному языку, людям. В процессе урока дети должны понять, какие именно нравственные ценности считаются основными для писателя.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 с. Китаевского Новоселицкого района Ставропольского края
Открытый урок в рамках недели творческого мастерства:
Нравственные ценности в Стихотворениях в прозе
И. С. Тургенева
«Русский язык», «Два богача».
Номинация: литература
Провела учитель русского языка
и литературы Ильченко Е. М.
Класс: 7
с. Китаевское
2013 – 2014 гг.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
- способствовать формированию целостного представления об основной теме Стихотворений в прозе И. С.Тургенева,
- познакомиться с понятием «СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ»,
- развивать навыки анализа лирического произведения,
-способствовать обогащению словарного запаса учащихся, развитию их творческого воображения, литературного вкуса, формированию чувства любви к родине и родному языку, людям.
ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ:
1. Прочитать произведения «Русский язык», «Два богача».
2. Подобрать высказывания о русском языке, пословицы, поговорки.
3. Подготовить индивидуальные задания о времени пребывания И.С.Тургенева за границей (1882, 1878)
4. Объяснить значение непонятных слов.
ОБОРУДОВАНИЕ:
портрет писателя, плакаты с высказываниями о русском языке,
тексты Стихотворений в прозе И. С. Тургенева, аудиозаписи.
Записи музыкальных произведений: Л. Бетховен «Лунная соната», П.Чайковский «Времена года».
.
ЭПИГРАФЫ К УРОКУ:
На тысячу верст, кругом Россия - родной край.
И.С.Тургенев
Нет счастья вне Родины, каждый пускай корни свои в родную землю.
И.С.Тургенев
Где родился, там и пригодился.
Пословица
… Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
И.С.Тургенев
ХОД УРОКА
I. Орг. момент.
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ:
Поэты и писатели похожи на источники, дающие жизнь, заживляющие раны: ведь они берут на плечи свои и в сердце своё самые тяжелые беды родной страны. И вот сегодня мы ещё раз обратимся к творчеству удивительного человека, чьи произведения на протяжении многих лет восхищали и продолжают восхищать не только русских людей, но и тех, кто живёт за рубежом.
II. Актуализация знаний. Сообщение темы и цели урока:
(Обращаем внимание на первый эпиграф. Постановка проблемного вопроса.)
- Что включает в себя понятие Родина?
На этот вопрос мы сможем ответить, познакомившись со Стихотворениями в прозе И. С. Тургенева.
- Что же такое стихи в прозе? (Запись в тетрадь определения)
И.С.Тургенев создал совершенно новый литературный жанр, естественно сочетающий в себе раскованное движение прозы с ритмической дисциплиной стиха.
Он считается непревзойденным мастером жанра стихотворений в прозе, которые начал писать в 1878 году и создавал в течение пяти лет (с 1878 по 1882 год). Стихи были написаны, как утверждал писатель, для самого себя и небольшого кружка людей, сочувствующих такого рода вещам.
III. Основная часть. Знакомство со Стихотворениями в прозе.
1. Сообщение учащегося:
«Стихотворения в прозе» состоят из двух разделов «Старческие» и «Новые стихотворения в прозе».
Первый раздел (51 стихотворение) был напечатан в журнале «Вестник Европы» № 12 за 1882 год.
«Новые стихотворения в прозе» при жизни Тургенева не печатались.
Тургенев создал целую книгу стихотворений в прозе, выразительно обозначив их характерные черты: в предчувствии приближающейся смерти, вспоминая о прошлом и размышляя о настоящем, он задумывается о том, что оставляет здесь, на земле, и пытается «заглянуть» по ту сторону жизни. Долгие годы И. С. Тургенев записывал на первом попавшемся клочке блеснувшие мысли, поразившие его факты, чтобы потом использовать это в своих произведениях. Это был своеобразный дневник. Но о его публикации Тургенев и не помышлял. Но с 1877 года писатель обращается к этим записям и работает над ними. В 1882 году Тургенев отправляет в журнал «Вестник Европы» 51 стихотворение, строго исключив всё личное. Так появился сборник «Стихотворения в прозе». Ещё 32 стихотворения будут опубликованы через пять лет после его смерти.
2. Сообщение учащегося:
Цикл «Стихотворения в прозе» - это видения, притчи, басни, сказки, легенды, очерки, зарисовки, лирические пейзажи… Здесь всё, что волновало, привлекало, отталкивало Тургенева-человека и писателя.
Смысл человеческой жизни, её кратковременность, приближающаяся смерть («Как хороши, как свежи были розы»), любовь и искусство («Воробей»), молодость и старость – основные темы стихотворений в прозе.
В них
- лиризм, воссоздающий душевное настроение автора,
- автобиографичность и рассказ от первого лица,
- выразительность голоса, передающая то радость, то грусть, то восторг, то смятение, музыкальность слога,
- дневниковость, исповедальный характер произведений,
- философские раздумья о жизни, любви, смерти,
- острая наблюдательность.
Душа писателя всегда стремилась в Россию, на Родину, туда, где родился, на свою малую Родину, Спасское-Лутовиново. Россию Иван Сергеевич любил беззаветно и верил в её великое будущее. Он посвятил ей одну из своих поэм.
Из поэмы, преданной сожжению…
Иван Тургенев
...И понемногу начало назад
Его тянуть: в деревню, в темный сад,
Где липы так огромны, так тенисты,
И ландыши так девственно душисты,
Где круглые ракиты над водой
С плотины наклонились чередой,
Где тучный дуб растет над тучной нивой,
Где пахнет конопелью да крапивой...
Туда, туда, в раздольные поля,
Где бархатом чернеется земля,
Где рожь, куда ни киньте вы глазами,
Струится тихо мягкими волнами
И падает тяжелый, желтый луч
Из-за прозрачных, белых, круглых туч.
Там хорошо; там только — русский дома;
И степь ему, как родина, знакома;
Как по морю, гуляет он по ней —
Живет и дышит, движется вольней;
Идет себе — поет себе беспечно;
Идет... куда? не знает! бесконечно
Бегут, бегут несвязные слова...
Приподнялась уж по следу трава...
Ему другой вы не сулите доли —
Не хочет он другой, разумной воли.
Последние годы жизни Тургенева стали для него вершиной славы как в России, где писатель вновь стал всеобщим любимцем, так и в Европе, где лучшие критики того времени (И. Тэн, Э. Ренан, Г. Брандес) причислили его к первым писателям века. Его приезды в Россию в 1878—1881 годах стали настоящими триумфами. Тем тревожнее в 1882 году были вести о тяжёлом обострении его болезни. Весной первые признаки заболевания оказались для Тургенева смертельными. При временном облегчении болей он продолжал работать и за несколько месяцев до кончины издал первую часть «Стихотворений в прозе» — цикл лирических миниатюр, который стал своеобразным его прощанием с жизнью, родиной и искусством. Книгу открывало стихотворение в прозе «Деревня», а завершал её «Русский язык» — лирический гимн, в который автор вложил свою веру в великое предназначение своей страны.
IY. Анализ стихотворений.
УЧИТЕЛЬ: Слушаем аудиозапись стихотворения «Русский язык» и готовимся отвечать на вопрос: Какова композиция стихотворения? С чего оно начинается?
И. Тургенев. Русский язык.
Во дни сомнений,
во дни тягостных раздумий
о судьбах моей родины,-
ты один мне поддержка и опора,
о великий, могучий,
правдивый и свободный
Русский язык!
Не будь тебя -
как не впасть в отчаяние
при виде всего,
что совершается дома?
Но нельзя верить,
чтобы такой язык
не был дан великому народу!
- Русский язык был помощником и опорой в трудные минуты жизни не только для каждого человека, но и для всего народа.
УЧИТЕЛЬ: Это подтверждает история, произошедшая в годы Великой Отечественной войны на территории, занятой немцами:
" Шла Великая Отечественная война...
Захватив деревню, немцы зверствовали: люди боялись выходить и днем, и ночью, общаться друг с другом. Казалось, сломили селян. Учительница местной школы пошла к комендант и предложила открыть школу, создать там хорошие условия для обучения детей, чтобы все поверили в "благие намерения" немецких захватчиков. Офицер дал согласие, но потом горько пожалел.
Учительница возобновила работу школьного музея. Каждый день туда приходило огромное количество селян. В их взглядах появилась смелость, уверенность - люди стали выходить из укрытий: то флаг красный вывесят, то испортят немецкий автомобиль. Офицер решил тоже заглянуть в школу. Негодованию его не было предела: над входом в школьный музей висел плакат:
" Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный Русский язык!" Именно эти строки помогли выстоять в годы войны.
- Как поэт характеризует язык?
ВЕЛИКИЙ МОГУЧИЙ ПРАВДИВЫЙ СВОБОДНЫЙ
Это ключевые слова. (Запись в тетрадь).
- Вторая часть стихотворения о чём?
Русский язык помогает не впасть в отчаяние.
- Какой риторический вопрос задаёт автор? Утверждение…
Не будь тебя, как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома?
- Что говорит о народе?
ВЕЛИКИЙ народ
- Каков финал стихотворения?
Но нельзя верить,
чтобы такой язык
не был дан великому народу!
Учитель: Что же значит для Тургенева Родина? (Ученики формулируют его.)
РОДИНА - ВЕЛИКИЙ, ПРАВДИВЫЙ, СВОБОДНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК,
ВЕЛИКИЙ НАРОД,
ТРАДИЦИИ,
ЗЕМЛЯ,
ТРУД НА ЗЕМЛЕ,
СЧАСТЛИВЫЕ ДЕТИ.
Учитель: Какой можно сделать вывод? (Постановка проблемного вопроса) Как должен жить народ, имеющий великий язык?
Вывод:
НЕ может народ, имеющий такую культуру, такой язык, не быть ВЕЛИКИМ. А если народ велик, то и будущее у народа должно быть великим.
Учитель: (внимание переключаем на второй и третий эпиграфы).
"Нет счастья вне Родины, каждый пускай корни свои в родную землю.
«Где родился, там и пригодился».
Актуальны ли строки И. С. Тургенева сегодня? Какую проблему поднимает он?
Релаксационная пауза.
- Послушайте музыку и постарайтесь ответить на эти вопросы.
(ответы-рассуждения учеников)
ВЫВОД: (Запись в тетрадь)
Возрождение России начинается с малого - душой и сердцем сбереженного камня, истории страны: прошлого, настоящего и будущего, традиций народа, языка. Чтобы возродить Россию, надо возродить духовность. Надо только вспомнить, кто мы такие и где наши корни. Нужно научиться гордиться своей страной, своей культурой, языком, как это делали великие мастера слова: А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой.
Прослушивание аудиозаписи стихотворения «Два богача».
- О чём стихотворение?
- Какова композиция?
Стихотворение состоит из трёх частей:
1-ая – рассказ о Ротшильде и описание бедного семейства,
2-ая – диалог крестьянки и её мужа,
3-я – вывод автора.
- Во второй части дважды используется многоточие. Зачем?
Первое отделяет слова жены от слов мужа. Это раздумья о том, как жить; она даёт возможность себе и мужу подумать…
Второе многоточие – в речи мужа.: «А мы её…» Её – кого? Или что? Девочку? Похлёбку?
Он решает и ищет слова. Он главный в семье, и ему решать, как поступить.
И вот его ответ жене, а, может быть, себе: «А мы её и не солёную».
- Кто такой «муж»?
Муж. 1. Мужчина по отношению к женщине, с которой он состоит в официальном браке.
2. Мужчина в зрелом возрасте (устар.) Слышу речь не мальчика, но мужа. (Одобрение по поводу разумных, зрелых суждений; книжн.)
- Какой композиционный приём использует И.С.Тургенев в этом стихотворении? Докажите.
Антитеза.
Одна часть противопоставлена другой,
один герой – другому:
громадные доходы Ротшильда и убогое крестьянское семейство;
тысячи богача и гроши крестьянина,
богач – разорённый домишко.
Обратим внимание на слово «домишко». Это что-то маленькое, неказистое; усугубляется это впечатление словом «разоренный».
- Что помогает нам понять антитеза?
- Цену и долю настоящего милосердия и заботы о ближнем. Ротшильд отдаёт незнакомым людям не последние деньги, а мужик берёт сироту-племянницу, ему самому теперь не на что будет жить.
Одна из библейских притч рассказывает о бедной вдове, положившей в сокровищницу храма две лепты. Иисус сказал: «…эта вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу;
ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание своё».
И бедняк, как и вдова, отдаёт «всё пропитание своё». Он живёт по законам нравственности: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя».
- Так о чём же стихотворение? Отвечая на этот вопрос, подумайте над его названием. О каком богатстве говорит Тургенев?
О материальном богатстве одного и духовном богатстве другого. Название вроде бы объединяющее, но мы видим двух совершенно разных людей.
Мир человеческих отношений сложен и многообразен. Положительное и отрицательное, добро и зло рядом. Такова жизнь.
Вывод: Писатель утверждает духовную силу и нравственное превосходство простого человека и говорит о любви, о любви к ближнему, к человеку, потому что
Только ею, только любовью
держится и движется жизнь. (Запись в тетрадь).
Y. Итог урока, оценки
Учитель: Вот и закончен наш урок по стихотворениям в прозе И. С. Тургенева.
Возьмите листочки и напишите на них, что сегодня было полезно для вас на уроке:
Сегодня я поняла…
Я узнал, что…
Мне интересно было…
Мне было… (грустно, весело, интересно)
Я ухожу с урока…
Я думаю, что…
YI. Домашнее задание.
1. Прочитать стихотворения в прозе «Воробей», «Щи», «Голуби».
2. Попробуйте написать своё стихотворение в прозе. Стр. 101 – 102 (по учебнику).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку внеклассного чтения по теме "Стихотворения в прозе"
Презентация даёт общее представление о жанре стихотворений в прозе, знакомит с основоположниками этого жанра...
Урок-исследование Литература (7 класс) Тема: «Стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…»
Развить навыки исследовательской работы, сравнительного анализа текста, работы с дополнительной литературой; развить знания учащихся о жанре стихотворения в прозе; углубить знание о мастерстве И.С. Т...
Методическая разработка урока литературы "Историческая широта и масштабность шолоховской прозы. Сборник М. Шолохова «Донские рассказы»"
Урок-процесс по теме: «Историческая широта и масштабность шолоховской прозы. Сборник М. Шолохова «Донские рассказы» проводится на основе самостоятельной работы. Задания для каждой груп...
Урок-исследование И.С. Тургенев Стихотворение в прозе "Русский язык"
Урок-исследование посвящен изучению стихотворения в прозе И.С.Тургенева "Русский язык". Он знакомит с новым жанром, учит анализировать стихотворение в прозе, определять лексические, стилистические и...
Урок по литературе в 7 классе "Стихотворения в прозе И.Тургенева
Презентация к уроку литературы в 7 классе "Стихотворения в прозе И.Тургенева"...
Тема урока: «Доброделание. Нравственные ценности в жизни человека. Подтема: «Возможен ли диалог ценностей?»
Цель: Сохранить через диалог нравственных ценностей историческую память о заступниках земли Русской, причисленных Русской Православной Церковью к лику Святых и пробуждать актуальное желание служить н...
Презентация к уроку - конкурсу "Выразительное чтение наизусть стихотворений в прозе И.С.Тургенева"
Цель урока - конкурса :-продолжить знакомство с жизнью и творчеством И.С.Тургенева;-рассмотреть особенности жанра «стихотворение в прозе»;-познакомиться с историей создания «Ст...
- Мне нравится (1)