Урок литературы. Нравственные ценности в Стихотворениях в прозе И. С. Тургенева «Русский язык», «Два богача».
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Ильченко Елена Михайловна

              Урок литературы по творчесту И. С. Тургенева способствует формированию целостного представления о Стихотворениях в прозе, развивает навыки анализа лирического произведения, способствует обогащению словарного запаса учащихся, развитию их творческого воображения,  литературного вкуса, формированию чувства любви к родине и родному языку, людям. В процессе урока дети должны понять, какие именно нравственные ценности считаются основными для писателя.

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 с. Китаевского Новоселицкого района Ставропольского края

Открытый урок в рамках недели творческого мастерства:

Нравственные ценности в Стихотворениях в прозе

И. С. Тургенева

«Русский язык», «Два богача».

                                      Номинация: литература

                                                      Провела учитель русского языка

                                                и литературы  Ильченко Е. М.

                                                                                      Класс:   7

                                                                         

с. Китаевское

2013 – 2014 гг.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

- способствовать формированию целостного представления об основной теме Стихотворений в прозе  И. С.Тургенева,

- познакомиться с понятием «СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ»,

- развивать навыки анализа лирического произведения,

-способствовать обогащению словарного запаса учащихся, развитию их творческого воображения,  литературного вкуса, формированию чувства любви к родине и родному языку, людям.

ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ:

1. Прочитать произведения «Русский язык»,  «Два богача».

2. Подобрать высказывания  о русском языке, пословицы, поговорки.

3. Подготовить индивидуальные задания  о времени пребывания И.С.Тургенева за границей (1882, 1878)

4. Объяснить значение непонятных слов.

ОБОРУДОВАНИЕ:

портрет писателя, плакаты с высказываниями о русском языке,

тексты  Стихотворений в прозе И. С. Тургенева, аудиозаписи.

Записи музыкальных произведений: Л. Бетховен «Лунная соната», П.Чайковский «Времена года».

.

ЭПИГРАФЫ К УРОКУ:

На тысячу верст, кругом Россия - родной край.

И.С.Тургенев

              Нет счастья вне Родины, каждый пускай корни свои в родную землю.                                                                                                                                                        

И.С.Тургенев

Где родился, там и пригодился.

Пословица

… Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

И.С.Тургенев

ХОД УРОКА

I. Орг.  момент.  

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

               Поэты и писатели  похожи на источники, дающие жизнь, заживляющие раны: ведь они берут на плечи свои и в сердце своё самые тяжелые беды родной страны. И вот сегодня мы ещё раз обратимся к творчеству удивительного человека, чьи произведения  на протяжении многих лет  восхищали  и продолжают восхищать не только русских людей, но и тех, кто живёт за рубежом.

II. Актуализация знаний.  Сообщение темы и цели урока:

 (Обращаем внимание на первый эпиграф. Постановка проблемного вопроса.)

 - Что включает в себя понятие Родина?

         На этот вопрос мы сможем ответить, познакомившись со  Стихотворениями в прозе И. С. Тургенева.

- Что же такое стихи в прозе?         (Запись в тетрадь определения)

      И.С.Тургенев создал совершенно новый литературный жанр, естественно сочетающий в себе раскованное движение прозы с ритмической дисциплиной стиха.

    Он  считается непревзойденным мастером жанра стихотворений в прозе, которые начал писать в 1878 году и создавал в течение пяти лет (с 1878 по 1882 год).  Стихи были написаны, как утверждал писатель, для самого себя и небольшого кружка людей, сочувствующих такого рода вещам.

III.  Основная  часть. Знакомство со Стихотворениями в прозе.

1. Сообщение учащегося:
    «Стихотворения в прозе» состоят из двух разделов
«Старческие» и «Новые стихотворения в прозе».

Первый раздел (51 стихотворение) был напечатан в журнале «Вестник Европы» № 12 за 1882 год.

«Новые стихотворения в прозе» при жизни Тургенева не печатались. 

     Тургенев создал целую книгу стихотворений в прозе, выразительно обозначив их характерные черты: в предчувствии приближающейся смерти, вспоминая о прошлом и размышляя  о настоящем, он задумывается о том, что оставляет здесь, на земле, и пытается «заглянуть» по ту сторону жизни.  Долгие годы И. С. Тургенев записывал на первом попавшемся клочке блеснувшие мысли, поразившие его факты, чтобы потом использовать это в своих произведениях. Это был своеобразный дневник.  Но о его публикации Тургенев и не помышлял. Но с 1877 года писатель обращается к этим записям и работает над ними. В 1882 году Тургенев отправляет в журнал «Вестник Европы» 51 стихотворение, строго исключив всё личное. Так появился сборник «Стихотворения в прозе». Ещё 32 стихотворения будут опубликованы через пять лет после его смерти.

     2. Сообщение учащегося:

          Цикл «Стихотворения в прозе» - это видения, притчи, басни, сказки, легенды, очерки, зарисовки, лирические пейзажи… Здесь всё, что волновало, привлекало, отталкивало Тургенева-человека и писателя.

       Смысл человеческой жизни,  её кратковременность, приближающаяся смерть («Как хороши, как свежи были розы»), любовь и искусство («Воробей»),  молодость и старость  –  основные темы стихотворений в прозе.

В них
- лиризм,  воссоздающий душевное  настроение  автора,

- автобиографичность и рассказ от первого лица,

- выразительность голоса, передающая то радость, то грусть, то восторг, то смятение, музыкальность слога,

- дневниковость,  исповедальный характер произведений,

 - философские раздумья о жизни, любви, смерти,

 - острая наблюдательность.

       Душа  писателя всегда стремилась в Россию, на Родину, туда, где родился, на  свою малую Родину, Спасское-Лутовиново.  Россию Иван Сергеевич любил беззаветно и верил в её великое будущее.   Он посвятил ей одну  из своих поэм.

                              Из поэмы, преданной сожжению…
Иван Тургенев
...И понемногу начало назад
Его тянуть: в деревню, в темный сад,
Где липы так огромны, так тенисты,
И ландыши так девственно душисты,
Где круглые ракиты над водой
С плотины наклонились чередой,
Где тучный дуб растет над тучной нивой,
Где пахнет конопелью да крапивой...
Туда, туда, в раздольные поля,
Где бархатом чернеется земля,
Где рожь, куда ни киньте вы глазами,
Струится тихо мягкими волнами
И падает тяжелый, желтый луч
Из-за прозрачных, белых, круглых туч.
Там хорошо; там только — русский дома;
И степь ему, как родина, знакома;
Как по морю, гуляет он по ней —
Живет и дышит, движется вольней;
Идет себе — поет себе беспечно;
Идет... куда? не знает! бесконечно
Бегут, бегут несвязные слова...
Приподнялась уж по следу трава...
Ему другой вы не сулите доли —
Не хочет он другой, разумной воли.

     Последние годы жизни Тургенева стали для него вершиной славы как в России,  где писатель вновь стал всеобщим любимцем, так и в Европе, где лучшие критики того времени (И. Тэн, Э. Ренан, Г. Брандес) причислили его к первым писателям века. Его приезды в Россию в 1878—1881 годах стали настоящими триумфами. Тем тревожнее в 1882 году были вести о тяжёлом обострении его  болезни.  Весной первые признаки заболевания оказались для Тургенева смертельными. При временном облегчении болей он продолжал работать и за несколько месяцев до кончины издал первую часть «Стихотворений в прозе» — цикл лирических миниатюр, который стал своеобразным его прощанием с жизнью, родиной и искусством. Книгу открывало стихотворение в прозе  «Деревня», а завершал её «Русский язык» — лирический гимн, в который автор вложил свою веру в великое предназначение своей страны. 

IY.  Анализ стихотворений.

  УЧИТЕЛЬ: Слушаем аудиозапись стихотворения «Русский язык» и готовимся отвечать на вопрос: Какова композиция стихотворения? С чего оно начинается? 

И. Тургенев.  Русский язык.
Во дни сомнений,
во дни тягостных раздумий
о судьбах моей родины,-
ты один мне поддержка и опора,
о великий, могучий,
правдивый и свободный
Русский язык!

Не будь тебя   -
как не впасть в отчаяние
при виде всего,
что совершается дома?
Но нельзя верить,
чтобы такой язык
не был дан великому народу!

- Русский язык был помощником и опорой в трудные минуты жизни не только для каждого человека, но  и для всего народа.

 УЧИТЕЛЬ:   Это подтверждает история, произошедшая в годы Великой Отечественной войны на территории, занятой немцами:

" Шла Великая Отечественная война...

   Захватив деревню, немцы зверствовали: люди боялись выходить и днем, и ночью,  общаться друг с другом. Казалось, сломили селян.  Учительница местной школы пошла к комендант  и предложила открыть школу, создать там хорошие условия для обучения детей, чтобы все поверили в "благие намерения" немецких захватчиков. Офицер дал согласие, но потом горько пожалел.

         Учительница возобновила работу  школьного музея. Каждый день туда  приходило огромное количество селян. В их взглядах появилась смелость, уверенность - люди стали выходить из укрытий: то флаг красный вывесят, то испортят немецкий автомобиль. Офицер решил тоже заглянуть в школу. Негодованию его не было предела:  над входом в школьный музей висел плакат:

" Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий,  правдивый и свободный  Русский язык!"    Именно эти строки помогли выстоять в годы войны.

-   Как поэт характеризует язык?  

ВЕЛИКИЙ    МОГУЧИЙ      ПРАВДИВЫЙ      СВОБОДНЫЙ

                          Это ключевые слова. (Запись в тетрадь).

-  Вторая часть стихотворения о чём?

Русский язык помогает  не впасть в отчаяние.

- Какой риторический вопрос задаёт автор?  Утверждение…  

Не будь тебя, как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома?

- Что говорит о народе?  

ВЕЛИКИЙ народ

-  Каков финал стихотворения?

Но нельзя верить,
чтобы такой язык
не был дан великому народу!

Учитель:   Что же значит для Тургенева Родина?  (Ученики формулируют его.)

РОДИНА - ВЕЛИКИЙ, ПРАВДИВЫЙ, СВОБОДНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК,

ВЕЛИКИЙ НАРОД,

ТРАДИЦИИ,

ЗЕМЛЯ,

 ТРУД НА ЗЕМЛЕ,

СЧАСТЛИВЫЕ ДЕТИ.

Учитель: Какой можно сделать вывод?  (Постановка проблемного вопроса) Как должен жить народ, имеющий великий язык?

Вывод:

НЕ может народ, имеющий такую культуру, такой язык, не быть ВЕЛИКИМ. А если народ велик, то и будущее у народа должно быть великим.

Учитель:  (внимание переключаем на второй и третий эпиграфы). 

"Нет счастья вне Родины, каждый пускай корни свои в родную  землю.

«Где родился, там и пригодился».

Актуальны ли строки И. С. Тургенева сегодня? Какую проблему поднимает он?

Релаксационная пауза.

- Послушайте музыку и постарайтесь ответить на эти вопросы.

(ответы-рассуждения учеников)

ВЫВОД:   (Запись в тетрадь)

      Возрождение России начинается с малого - душой и сердцем сбереженного камня, истории страны: прошлого,  настоящего и будущего, традиций народа, языка. Чтобы возродить Россию, надо возродить духовность. Надо только вспомнить, кто мы такие и где наши корни. Нужно научиться гордиться своей страной, своей культурой, языком, как это делали великие мастера слова: А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой.

   Прослушивание  аудиозаписи  стихотворения «Два богача».

 - О чём стихотворение?

 - Какова композиция?

Стихотворение состоит из трёх частей:

1-ая – рассказ о Ротшильде и описание бедного семейства,

2-ая – диалог крестьянки и её мужа,

3-я – вывод автора.

 -   Во второй части дважды используется многоточие. Зачем?

      Первое отделяет слова жены от слов мужа. Это раздумья о том, как жить; она даёт возможность себе и мужу подумать…

      Второе многоточие  –  в речи мужа.: «А мы её…» Её – кого? Или что? Девочку? Похлёбку?

 Он решает и ищет слова.  Он главный в семье, и ему решать, как поступить.

И вот его ответ жене, а, может быть, себе: «А мы её и не солёную».

 - Кто такой «муж»?

Муж. 1. Мужчина по отношению к женщине, с которой он состоит в  официальном браке.

            2. Мужчина в зрелом возрасте (устар.) Слышу речь не мальчика, но мужа. (Одобрение по поводу разумных, зрелых суждений;  книжн.)

   

 -  Какой композиционный приём использует И.С.Тургенев в этом стихотворении? Докажите.

 Антитеза. 

Одна часть противопоставлена другой,

один герой – другому:

громадные доходы Ротшильда и убогое крестьянское семейство;

 тысячи богача и гроши крестьянина,

 богач – разорённый домишко.

      Обратим внимание на слово «домишко». Это что-то маленькое, неказистое; усугубляется это впечатление словом «разоренный».

 - Что помогает нам понять антитеза?

   - Цену и долю настоящего милосердия и заботы о ближнем. Ротшильд отдаёт незнакомым людям не последние деньги, а мужик берёт сироту-племянницу, ему самому теперь не на что будет жить.

     Одна из библейских притч рассказывает о бедной вдове, положившей в сокровищницу храма две лепты.  Иисус сказал: «…эта вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу;

ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей   положила всё, что имела, всё пропитание своё».

      И бедняк,  как и  вдова, отдаёт «всё пропитание своё». Он живёт по законам нравственности: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя».

 - Так о чём же стихотворение? Отвечая на этот вопрос, подумайте над его названием. О каком богатстве говорит Тургенев?

      О материальном богатстве одного и духовном  богатстве другого. Название вроде бы объединяющее, но мы видим двух совершенно разных людей.

   Мир человеческих отношений сложен и многообразен. Положительное и отрицательное,  добро и зло рядом. Такова жизнь.

Вывод:   Писатель утверждает духовную  силу и нравственное превосходство простого человека и говорит о любви, о любви к ближнему, к человеку, потому что

Только ею, только любовью

держится и движется жизнь.  (Запись в тетрадь).

Y.   Итог урока,  оценки

Учитель:  Вот и  закончен  наш урок по стихотворениям в прозе И. С. Тургенева.

        Возьмите листочки и напишите на них, что сегодня было полезно для вас на уроке:

Сегодня я поняла…

Я узнал, что…

Мне интересно было…

Мне было… (грустно, весело, интересно)

Я ухожу с урока…

Я думаю, что…

YI.   Домашнее задание. 

1. Прочитать стихотворения в прозе «Воробей», «Щи», «Голуби».

2. Попробуйте написать своё стихотворение в прозе. Стр. 101 – 102 (по учебнику).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку внеклассного чтения по теме "Стихотворения в прозе"

Презентация даёт общее представление о жанре стихотворений в прозе, знакомит с основоположниками этого жанра...

Урок-исследование Литература (7 класс) Тема: «Стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…»

 Развить навыки исследовательской работы, сравнительного анализа текста, работы с дополнительной литературой; развить знания учащихся о жанре стихотворения в прозе; углубить знание о мастерстве И.С. Т...

Методическая разработка урока литературы "Историческая широта и масштабность шолоховской прозы. Сборник М. Шолохова «Донские рассказы»"

Урок-процесс по теме: «Историческая широта и масштабность шоло­ховской прозы. Сборник М. Шолохова «Донские рассказы»  проводится на основе само­стоятельной работы. Задания для каждой груп...

Урок-исследование И.С. Тургенев Стихотворение в прозе "Русский язык"

Урок-исследование посвящен изучению стихотворения в прозе И.С.Тургенева "Русский язык". Он знакомит с новым жанром, учит анализировать стихотворение в прозе, определять лексические, стилистические и...

Урок по литературе в 7 классе "Стихотворения в прозе И.Тургенева

Презентация к уроку литературы в 7 классе "Стихотворения в прозе И.Тургенева"...

Тема урока: «Доброделание. Нравственные ценности в жизни человека. Подтема: «Возможен ли диалог ценностей?»

Цель: Сохранить через диалог нравственных ценностей историческую память о заступниках земли Русской, причисленных Русской Православной Церковью к лику Святых и пробуждать актуальное желание служить н...

Презентация к уроку - конкурсу "Выразительное чтение наизусть стихотворений в прозе И.С.Тургенева"

Цель  урока - конкурса :-продолжить знакомство с жизнью и творчеством И.С.Тургенева;-рассмотреть особенности жанра «стихотворение в прозе»;-познакомиться с историей создания «Ст...