«Духовно-нравственные смыслы стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Два богача». Евдокимов О.В.
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему

Евдокимов Олег Валериевич

Урок по литературе разработан для проведения в 7-х классах, использованы редкие дополнительные материалы, расширяющие смысловое пространство стихотворения в прозе И.С. Тургенева и служащие к развитию кругозора учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Евдокимов Олег Валериевич,

учитель русского языка и литературы.

Лицей № 387 имени Н.В. Белоусова.

Кировский район Санкт-Петербурга

 Тема урока: «Духовно-нравственные смыслы стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Два богача».

(7 класс)

Тип проведенного урока: «Открытие и освоение» нового знания, закрепление материала».

Образовательные технологии: индивидуальная и коллективная деятельность учащихся; дифференцированный подход в обучении; педагогика сотрудничества, исследовательская деятельность теоретического материала; здоровьесбережение. 

Цели урока: 

1) освоение и закрепление теоретических знаний жанра «стихотворения в прозе», а также анализ композиции, языка, духовно-нравственных смыслов лирической миниатюры «Два богача»; установление связей с текстом Священного Писания, содержащего схожие духовные нормативы; осмысление «Притчи о стекле и зеркале».

2) развитие  речевого потенциала учащихся.

Задачи  урока:

 Образовательные задачи: 

  1. Формировать у учащихся навык аналитического прочтения художественного текста.
  2. Развивать у учащихся умение верно формулировать определение понятий.
  3. Продолжить работу по обогащению словарного запаса учащихся.
  4. Совершенствовать у учащихся литературоведческие умения, обобщения, выводы.
  5. Способствовать творческому применению учащимися изучаемого материала через создаваемые ими лирические миниатюры, построение диалогов устной и письменной речи.

  Развивающие задачи:

  1. Осуществление на уроке системно-деятельностного подхода образования.
  2.  Развитие внимания учащихся.
  3. Формирование УУД (познавательных, регулятивных, личностных):

- а) развивать умение использовать полученные знания при изучении нового материала;

- б) развитие способностей анализировать, сравнивать, выделять главное и второстепенное, обобщать, логически и аргументированно излагать;

- в) формирование логических и аналитических умений с опорой на личный опыт учащихся;

- г) развитие творческих, речевых способностей учащихся.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитание интереса и уважения к родному языку, отечественной литературе, духовно-нравственным ценностям  Священного Писания;
  2. Воспитание ценностного отношения к слову;
  3. Развитие коммуникативных УУД:

- а) создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности у учащихся при освоении знаний,

- б) развитие взаимного уважения к мнению собеседника,  видов интеллектуального сотрудничества и доброжелательного оппонирования точке зрения собеседника.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: 

  1. Углубление познавательных мотивов к изучению  родного языка.
  2. Развитие желания к совершенствованию своей речи.
  3. Формирование навыков учащихся, служащих к совершенствованию самооценки и взаимооценки, при поощрении обучающихся к достижению успеха.

Метапредметные: 
1. Развитие у учащихся способности свободно и верно излагать свои мысли в монологической и диалогической форме, устно и письменно.

2. Взаимодействие с товарищами по классу в процессе:

- а) совместного выполнения поставленной задачи;

- б) участия в обсуждении;

- в) формулирования вопросов и ответов при взаимопроверке. 

Предметные: 
1. Продолжение работы по формированию способности учащихся логически и грамматически верно и свободно излагать мысли в формах письменной и устной. 

2. Продолжение работы по развитию навыков владения различными видами речи учащихся.

3. Продолжение работы над умением учащихся строить свою речь при общении с одноклассниками в рамках речевого этикета.

4. Продолжение работы над развитием  творческой самостоятельной деятельности учащихся.

Оборудование: 

- Учебник «Литература. 7 класс» для общеобразовательных учреждений,  часть I; автор-составитель  -  В.Я. Коровина, Издательство: М.: Просвещение, 2017 г. Текст стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Два богача» (стр. 225).

- тетради; карточки с текстом «Притчи и стекле и зеркале».

- доска, на которой будет записана тема урока; портрет И.С. Тургенева.

- проектор, экран для показа слайдов.

План урока:

  1. Организационный этап. Мотивация учебной деятельности учащихся (1-2 минуты).
  2. Проверка домашнего задания (8 минут).
  3. Анализ эпизода из Евангелия «О двух лептах бедной вдовы». Определение темы и задачи урока (6 минут).
  4. Продолжение темы. Изучения нового материала  - стихотворение И.С. Тургенева «Два богача» (15 минут).
  5. Взаимопроверка учащихся по выявлению восприятия основного содержания двух текстов – евангельского и тургеневского (3-4 минуты).
  6. Освоение понятия о милосердии людей на примере анализа  «Притчи о стекле и зеркале» (6-7 минут).
  7. Домашнее задание. (2 минуты).
  8. Подведение итогов урока. Рефлексия. (2 минуты).

1. Организационный этап. Мотивация учебной деятельности учащихся.

       Добрый день, дорогие учащиеся. До сих пор сохраняется хорошее впечатление от предыдущего занятия.  Ваши суждения о тургеневском герое интересны (рассказ «Бирюк»), некоторые спорны, но, тем не менее, радуют тем, что вы смотрите на него самого, его поступки, характер своими собственными глазами. Постараемся сегодня узнать то, что прежде было для нас неведомо. Новый жанр, новые мысли, новые впечатления, новые знания, новые нравственные открытия в судьбах людей, живших во Франции, Германии, Австрии, России прошлого и позапрошлого столетия, древней Иудее… Давайте соберемся с мыслями, сосредоточимся и приступим.  

2. Проверка домашнего задания.

       Учащиеся делают индивидуальные доклады о возникновении жанра «стихотворения в прозе» и о развитии этого жанра в литературе XIX века в России. Во время подготовленных докладов на экране воспроизводятся соответствующие теме доклада слайды.

Первый ученик:

[Слайд № 1. Жюль Амеде Барбе д’Оревильи (2 ноября 1808 – 23 апреля 1889 гг., французский писатель и публицист).]

[Слайд № 2. Жорж-Пьер Морис де Герен (5 августа 1810 – 19 июля 1839 гг., французский поэт).]

       Стихотворения в прозе – жанр, сложившийся во французской литературе в первой половине XIX века. Историю его появления связывают с творчеством «малых» французских романтиков, таких, например, как Жюль Барбе д’ Оревильи (поэма «Амеде», 1833 г.), Морис де Герен (поэмы «Кентавр» и «Вакханка», 1838 г.).

[Слайд № 3. Алоизиюс Бертран, (20 апреля 1807 – 29 апреля 1841 гг., французский писатель, родоначальник жанра стихотворения в прозе).]

       Развитию жанра много послужила книга миниатюр Алоизиюса Бертрана «Гаспар из тьмы. Фантазии в манере Рембрандта и Калло», вышедшая в свет в 1842 г., а также «Книга прогуливающегося» Жюля Лефевр-Демье, напечатанная в 1854 году.

[Слайд № 4. Стефан Малларме (18 марта 1842 – 9 сентября 1898 гг., французский поэт).]

[Слайд № 5. Жан Николя Артюр Рембо́ (1854 – 1891 гг., французский поэт).]

[Слайд № 6. Граф де Лотреамо́н, настоящее имя - Изидор-Люсьен Дюкасс (4 апреля 1846 – 24 ноября 1870 гг., французский прозаик и поэт).]

     В дальнейшем, развивая жанр лирических миниатюр в прозе, французские поэты Малларме, Рембо, Лотреамон и другие в 1860-1880-е годы создают ряд блестящих прозаических стихотворений, которые стали классикой французской поэзии второй половины XIX столетия, а также послужили образцами для последующих авторов, работавших в этом жанре.

       Примером миниатюрного стихотворения в прозе, лаконичного, овеянного романтической восторженностью, может служить стихотворение Артюра Рембо из книги «Озарение». Звучит оно так:

От колокольни к другой натянул я канаты;

гирлянды – от окна к окну;

золотую цепь – от звезды до звезды;

и танцую.[1] 

       Обратите внимание на мелодичность, музыкальность и особую ритмическую организацию речи этого произведения, которое, не имея ни рифмы, ни привычного для нас стихотворного размера, является, тем не менее, стихотворением, так как каждая его строчка «поет», «переливается» и несет в себе определенный ритм. Четыре ударных слова в первой строке: [От колоко́льни] [к друго́й] [натяну́л я] [кана́ты]. Три ударных слова во второй строке: [гирля́нды] [от окна́] [к окну́]. Опять четыре ударных слова в третьей строке: [золоту́ю] [це́пь] [от звезды́] [до звезды́]. И одно ударное слово в последней строке, звучащей торжественно, словно заключительный аккорд: [и танцу́ю]. Кроме того, повествование в стихотворении ведется от первого лица, и внутренний мир героя стихотворения в прозе – как это нередко бывает в лирических стихах, – судя по содержанию, пронизан психологическим ликованием, радостью бытия и восторгом свободы, раскрепощенности. В этом стихотворении всего лишь одна психологическая линия, объемом стихотворения - одна строка, но какое количество энергии, какую силу  упоения счастьем вмещает она в себя! Слово «танцую» - знаковое, итоговое слово стихотворения, передающее эмоциональное состояние героя и его отношение к окружающему миру – от обыденного, земного до звезд мироздания.

Второй ученик:

[Слайд № 7. Де́тлев фон Лилиенкро́н (3 июня 1844 – 22 июля 1909 гг., немецкий поэт второй половины XIX – начала XX в.).]

       Помимо французской литературы, жанр стихотворений в прозе с его ритмической организацией речи, стилистическим изяществом, афористичностью усваивает и развивает литература немецкая. Так, из-под пера крупнейшего немецкого поэта и талантливого прозаика конца XIX – начала XX века Детлева Лилиенкрона[2] выходит сборник стихов «Поездки адъютанта и другие стихотворения», выпущенный в 1883 году.

[Слайд № 8. Ра́йнер Мари́я Ри́льке (4 декабря 1875 – 29 декабря 1926 гг., австрийский поэт).]

       Сборник этот состоит из 100 стихотворений, которые перемежаются лирической прозой. Именно эти стихи в прозе принесли первую известность Лилиенкрону и в дальнейшем оказали влияние на творчество австрийского поэта Р.М. Рильке («Песни о любви и смерти корнета Рильке»), а также прочих известных поэтов Европы XX столетия.

[Слайд № 9. Фёдор Николаевич Глинка (8 июня 1786 – 11 февраля 1880 гг., русский поэт, публицист, прозаик, офицер, участник декабристских обществ).]

[Слайд № 10. Николай Владимирович Станкевич (9 октября 1813 – 25 июня 1840 гг., русский писатель, поэт, публицист, мыслитель).]

[Слайд № 11. Иннокентий Фёдорович Анненский (20 августа 1855 – 30 ноября 1909 гг., русский поэт, драматург и переводчик, критик).] 

     В России образцы жанра лирических миниатюр в прозе встречаются в творчестве Ф. Глинки, Н. Станкевича, И. Анненского. Однако так проникновенно, так задушевно и талантливо, как этот жанр обогатил И.С. Тургенев, пожалуй, никто из русских поэтов и писателей второй половины XIX века обогатить не смог.

[Слайд № 12. Портрет писателя работы И.Е Репина (1874 г.). Иван Сергеевич Тургенев (28 октября 1818 – 22 августа 1883 гг., русский писатель, поэт, публицист, переводчик, драматург, один из классиков русской литературы второй половины XIX в., член-корреспондент императорской Академии наук по разряду русского языка и литературы (1860 г.), почетный доктор Оксфордского университета (1879 г.), почетный член Московского университета (1880 г.).]

 

       Примером тургеневского стихотворения в прозе может служить стихотворение «Простота»:

Простота! простота! Тебя зовут святою…  Но святость – не человеческое дело. Смирение – вот это так. Оно попирает, оно побеждает гордыню. Но не забывай: в самом чувстве победы уже есть своя гордыня. 

    

Третий ученик:

[Слайд № 13. Фото № 1 – книга И.С. Тургенева «Стихотворения в прозе»; фото № 2 - автограф писателя стихотворения в прозе «Русский язык».] 

       Свои стихотворения в прозе И.С. Тургенев создавал на протяжении нескольких лет, с 1878 по 1882 гг. Эти стихи, отразившие интимные переживания, философские размышления, религиозные чувства автора, для печати, по утверждению автора, не предназначались. Однако друг писателя и редактор-издатель журнала «Вестник Европы» М. Стасюлевич убедил И.С. Тургенева опубликовать его замечательные «сатирические размышления» в своем журнале - так поначалу называл маленькие лиро-эпические произведения сам писатель. Первые из них в количестве сорока были напечатаны в 12-м номере «Вестника Европы» в 1882 году.

     Множество тем, которые автор поднимает в своих стихотворениях, дают яркое представление о диапазоне вопросов, волнующих создателя сборника.

    Есть здесь темы любви, природы, смерти, нравственной красоты человеческих сердец, разных человеческих добродетелей и недостатков, душевных состояний, философских наблюдений, жизненных итогов и прочее. Горькое и радостное, мгновенное и вечное, личное и общественное, философское и религиозное – все это наполняет лирические миниатюры в прозе и открывает читателю мир замечательных тургеневских размышлений и наблюдений над бытием человека и общества.

     «Добрый мой читатель, - обращался И.С. Тургенев к тем, кто будет держать в руках сборник его прозаических стихов, - не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно, скучно станет – и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое, - и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу».

_________________

3. Анализ эпизода из Евангелия о двух лептах бедной вдовы. Определение темы и задачи урока.

[Слайд № 14. Текст эпизода из Евангелия о двух лептах бедной вдовы;  1) фото  – Лепты бедной вдовы; 2) картина - «А.С. Пушкин и Никита Яковлевич Бичурин[3] на прогулке на набережной Невы». 1994-95 гг. Худ. Овчинников Николай Васильевич.]

Учитель: Уважаемые учащиеся, давайте посмотрим на экран и прочитаем эпизод из древней книги - Евангелия, каждое слово которой, по словам А.С. Пушкина, «истолковано, объяснено, проповедано во всех концах земли, применено ко всевозможным обстоятельствам жизни и происшествиям мира; из коей нельзя повторить ни одного выражения, которого не знали бы все наизусть, которое не было бы уже пословицею народов».[4] Во времена гениального поэта знали и любили эту Книгу! Мы же прочитаем и задумаемся над содержанием одного эпизода, одной истории о бедной женщины. Посмотрите на экран.

[Слайд № 15. 1) - текст эпизода из Евангелия о двух лептах бедной вдовы; 2) изображение  – «Лепты бедной вдовы».]

       «И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты,** что составляет кодрант.* Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание свое».

(Евангелие от Марка, гл. 12, стихи 41-44)

_______

*Лепта - по-гречески «лептон», в буквальном смысле означает «тонкая». Это была самая мелкая монета - 1/124 динария.

**Кодрант – медная древнеримская монета в 2 лепты].

______________________

Вопросы учителя:

1)       - Почему бедная вдова, на самом деле пожертвовавшая на Иерусалимский храм всего две лепты, по словам Господа, «больше всех» жертвователей положила в церковную кружку? Как вы можете объяснить такую оценку, данную Богом ее милосердному делу?

[Господь сказал, что пожертвование вдовы было больше всех прочих, потому что другие опустили то, что им было легко отдать, ведь у них еще много оставалось средств, вдова же опустила в ящик все, что у нее было.]

2)       - На какие нравственные качества бедной вдовы, отдающей Богу на храм «все пропитание свое», вы бы могли указать?

 [Доброта, щедрость, богобоязненность.]

3)       - Определив, что такие качества как милосердие и жертвенность являются духовно-нравственной основой добрых человеческих дел, мы, вероятно, можем сформулировать тему нашего урока и определить те задачи, с которыми станем сегодня работать. Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем рассуждать, разбирая стихотворение И.С. Тургенева «Два богача», и как сформулируем название нашего урока, его задачи? Давайте ознакомимся с содержанием тургеневского стихотворения «Два богача» и постараемся ответить на эти вопросы.

4. Продолжение темы. Изучения нового материала  - стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Два богача». Работа с текстом учебника (стр. 225).

«Два богача»

       Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых – я хвалю и умиляюсь. Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко.

       – Возьмем мы Катьку, – говорила баба, – последние наши гроши на нее пойдут, – не на что будет соли добыть, похлебку посолить…

       – А мы ее… и не соленую, – ответил мужик, ее муж.

       Далеко Ротшильду до этого мужика!

(Июль, 1878 г.)

(Следуют ответы учащихся, предлагающих название темы урока и определяющих задачи урока, учитель - при необходимости  - может помочь сформулировать тему и задачи, однако приоритет отдается учащимся)

[Слайд № 16. Семейный герб Ротшильдов: 5 скрещенных стрел (символ единства ветвей семьи в делах бизнеса), на красном щите (знак происхождения фамилии). Герб дополняется девизом: «Согласие, Трудолюбие, Единство».]

       Справка, подготовленная учащимся: Ротшильды – это династия богатейших европейских банкиров, живущих во Франции, Германии, Англии с XVIII столетия по сей день. Так, например, один из Ротшильдов – барон Джеймс (Якоб) Ротшильд (1792-1868 гг.), о котором, вероятно, может идти речь в стихотворении И.С. Тургенева, считался самым богатым человеком Франции после короля. В 30-40 годы XIX столетия он финансировал очень крупные проекты: строительство железнодорожной сети вокруг Парижа и железной дороги на севере Франции. Банк Джеймса Ротшильда помог Национальному банку Франции преодолеть монетарный кризис, предоставив достаточное количество золота для того, чтобы обеспечить покрытие выпускаемых государством денег. Джеймс Ротшильд жертвовал огромные суммы на поддержание еврейских школ, больниц и синагог. Джеймс Ротшильд запустил в стране производство стали, имел тяжелую промышленность, добывал и продавал полезные ископаемые в разных странах Европы: олово, уран, алмазы, ртуть, без которой невозможно было производство золота и серебра – 30 лет Ротшильд был монопольным поставщиком ртути на мировой рынок. В середине 1850-х годов в пригороде Парижа Джеймс Ротшильд построил дворцово-парковый ансамбль – в то время это был самый большой дворец в пригородах французской столицы: во дворце, помимо его владельцев, размещались около 100 слуг и 80-ти лошадей. Недалеко от дворца была построена железная дорога, по которой поставляли горячую пищу в столовую дворца. Однажды король Франции Луи приехал в гости к Джеймсу Ротшильду, где принял участие в блистательном пире и охоте, на которой было убито 900 фазанов. Младшее поколение Ротшильдов называет Джеймса Ротшильда «Великим Бароном». Главное увлечение Джеймса Ротшильда – коллекционирование картин и прочих произведений искусства. И.С. Тургенев с домом Ротшильдов вел переписку по поводу продажи своих картин. После смерти Джеймса Ротшильда главой парижского банка стал барон Альфонс Ротшильд (1827-1905 гг.). В банке Ротшильдов у русского писателя был открыт свой счет. Следует думать, что И.С. Тургенев, проживший во Франции долгие годы, хорошо знал как о коммерческих успехах Ротшильда, так  и о делах его благотворительности.

       Реплика учителя: сюжетом в литературоведении принято называть ход событий, включающих в себя такие элементы, как экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, а также, в некоторых произведениях, пролог (начало) и эпилог (окончание).

       Вопросы учителя:

I.       - На сколько смысловых частей можно разделить стихотворение в прозе «Два богача» И.С. Тургенева? Давайте дадим названия этим частям.

[Это стихотворение в прозе делится на три части:  

                       

                             1) слова автора о Ротшильде;

                             2) рассказ об «убогом семействе», данный в форме повествования автора об «убогом семействе», а также в форме диалога представителей этого «убогого семейства» - «бабы» и ее «мужа»;  

                             3) моральный вывод-автора, говорящего, что в делах милосердия и жертвенности Ротшильду далеко до этого нищего крестьянского семейства.

       Строится тургеневское стихотворение так: слова автора, который является действующим лирическим героем, обрамляют рассказ о бабе и ее муже.]

II.        - Можно ли в стихотворении И.С. Тургенева «Два богача» найти элементы сюжета, присутствующие в каждой его части? 

[1)  Завязка: этой частью сюжета является:

                             а) слово автора о миллионере Ротшильде;

 

                             б) характеристика деятельности богача: помощь детям, больным, старым;

                       

                             в) слова авторского одобрения благотворительной деятельности европейского банкира - «хвалю и умиляюсь», противительный союз «но», служащий в этой части лирической миниатюры исходной точкой для начала контрастного повествования о бедной крестьянской семье и перехода к  развитию действия.

2)  Развитие действия: этой частью сюжета является повествование об «убогом семействе» и сироте-племяннице (слайд №1: дед и бабой, слайд № 2: этимология слова «убогий»).

3)  Кульминация: диалог бабы и ее мужика-мужа, в результате чего стало решение принять в семью племянницу-сироту Катьку.

4)  Развязка: авторский нравоучительный вывод о нравственном превосходстве бедного крестьянского семейства над миллионером. 

       Каждая часть сюжета прозаического стихотворения последовательно отсылает нас  а) то к барону Ротшильду, б) то к некоторым фактам биографии писателя, которые выражаются в отношении к богачу,  в) то к добронравному убогому крестьянскому семейству, г) то к высоким нравственным качествам русского народа, отраженным в облике нищих крестьян.]

 III.      - Как можно объяснить название стихотворения « Два богача»? Кто, по мысли писателя, является первым богачом? Какими словами о его деятельности говорит автор?

[Ротшильд, разумеется, первый богач. Говоря о его благотворительности, автор употребляет такие выражения как «громадные расходы» и «целые тысячи». Эти два слова – «громадные» и «целые» – подчеркивают большое значение помощи бедным, обездоленным и голодным людям, но также говорят и о том, что миллионер Ротшильд является для них не только благотворителем, но и человеком, который живет в мире роскоши, недоступном никому из людей, оказавшихся на дне жизни.]

IV.       - Кто второй богач стихотворения? О каком богатстве идет речь (поясните свой ответ)?

[Второй «богач» - нищий мужик, муж бабы. У этого мужика ничего нет, кроме «разоренного  домишка» да еще, вероятно, небольшого запаса пропитания, которым он собирается делиться с сиротой племянницей. Однако истинное богатство мужика – душевная щедрость, любовь, сострадание к несчастной «Катьке», оставшейся на белом свете без отца и матери.  «Последние … гроши» мужик соглашается потратить на сироту, отдавая все, что у него есть, отказывая себе даже в самом малом, самом необходимом – соленой похлебке].

 

V.       - Желает ли баба убедить мужа не принимать в семью племянницу-сироту, говоря: «Возьмем мы Катьку <…>  – последние наши гроши на нее пойдут, – не на что будет соли добыть, похлебку посолить…»? Или эти слова произнесены лишь для того, чтобы мужу сообщить свои мысли о том, что их ждет, когда они приютят сироту? Аргументируйте свой ответ.

VI.       – Какой репликой убеждает свою жену мужик принять «Катьку»? Дайте нравственную оценку этим словам мужика.  

[«- А мы ее… и не соленую». Мужик показывает красоту своей души, человечность, христианскую доброту. Все его богатство – почти нематериальное, так как ничего, подобно Ротшильду, он не может предложить бедной племяннице. Однако его душевная отзывчивость, теплота – это и есть в ситуации с сиротой настоящее, истинное богатство.]

VII.       - И Ротшильд, и мужик в тургеневском стихотворении являют великодушие относительно бедных, обездоленных людей. Оцените великодушие одного и другого «богача» и ответьте на вопрос: равны ли два этих великодушия относительно друг друга?

[Ротшильд, бесспорно, совершает дела милосердия, однако – и в этом заключается основная мораль  стихотворения – отдает миру бедных, нуждающихся людей лишь малую долю от своего громадного состояния. В то время как мужик, наоборот, жертвует сироте вообще все, что имеет. Поэтому можно сказать, что французский богач отдает нуждающимся всего лишь частицу своего сердца, тогда как нищий русский мужик – все сердце. А если так, то для первого богача отказ от части средств ради благотворения бедным – малозаметная потеря в виду громадного его капитала, тогда как для бедного крестьянина – довольно существенное оскудение. Следовательно, душевное участие в судьбах бедных людей одного и другого героя тургеневского стихотворения  - неравноценны: у мужика участие в милосердии охватывает всю его душу, у Ротшильда – вряд ли.] 

Учитель: Давайте сформулируем вопросы для взаимопроверки, сопоставив два текста – Евангельское повествование о бедной вдове и тургеневское стихотворение о двух богачах.

5. Взаимопроверка учащихся по выявлению восприятия основного содержания двух текстов – евангельского и тургеневского:[5]

(возможные вопросы)

1)       - Похожи ли нравственные мотивы поступков бедной вдовы из Евангелия и мужика-крестьянина из тургеневского стихотворения?

2)       - Дайте развернутый ответ на вопрос: имеется ли нечто общее в оценке поступка бедной вдовы, которую дал Христос, и русского мужика, которую выразил И.С. Тургенев?

3)      - Какой нравственный вывод можно сделать, рассматривая поступок бедной вдовы из евангельского повествования и поступок мужика из стихотворения Тургенева?

4)       - Каким нравственным жизненным правилам учат нас евангельский рассказ о бедной вдове и стихотворение в прозе И.С. Тургенева?

Творческое задание. Уважаемые учащиеся, вы получили карточки с притчей. Давайте прочитаем про себя этот небольшой рассказ и пофилософствуем на тему отзывчивости людей большого и незначительного достатка, а также о мере отзывчивости их на чужую беду.

6. Освоение понятия о милосердии людей на примере анализа  «Притчи о стекле и зеркале».

[Слайд № 17. Притча  короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость).]

Задание на карточках, которые раздаются для работы в группах:

ПРИТЧА О ЗЕРКАЛЕ И СТЕКЛЕ

Однажды пожилому священнику задали вопрос: «Почему бедные люди отзывчивы на чужую беду, а богатые нет?»  
 Посмотрите в окно,  ответил он,  что вы там видите?  
 Вижу деревья, автомобиль, дети гуляют...  
 А теперь посмотрите в зеркало,  продолжал священник,  что видно там?  
 Там… Вижу себя,  был ответ.  
 Так вот,  сказал священник,  окно из стекла и зеркало из стекла.  
Но стоит в стекло добавить лишь немного серебра
 и уже видишь только себя.

(Ответы на вопросы подготавливаются в группах из 3-4 человек, одни из учащихся озвучивает коллективный ответ.)

Вопросы в карточке:

       1) - Почему, согласно притче, бедные люди более отзывчивые на чужую беду, чем богатые?

       2) - Что, по вашему мнению, может помешать человеку быть отзывчивым? Всегда ли это происходит?

       3) - Согласны ли вы, что быть бедным – это значит обязательно быть отзывчивым на чужую беду? Все ли  бедные люди непременно «добры», и все ли богатые люди непременно «скупы»? Можете ли привести обратный пример?

7. Домашнее задание.

[Слайд № 18. А) Подготовьте выразительное чтение наизусть лирической миниатюры И. С. Тургенева «Русский язык». Постарайтесь сочинить свою лирическую миниатюру по выбранной самостоятельно теме.

                           Б) Составьте композицию стихотворения в прозе «Русский язык» (зачин, развитие действия, кульминация, вывод).

                           В) Индивидуальные задания. Подготовить краткий обзор политического состояния Российской Империи в эпоху царствования императора Александра II: 1) отмена крепостного права в 1861 году, более 3-х тысяч крестьянских возмущений и бунтов; 2) многократные покушения на царя Александра Николаевича, последнее покушение со смертельным исходом для Самодержца.]

                   

8. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Учащиеся дают оценку своей работе на уроке (самооценка), а также оценивают качество работы  своих товарищей (достоинства и недостатки).

- Смогли ли мы выполнить поставленную цель?

- Будьте добры, поделитесь своими впечатлениями о том, чему вы научились на уроке? Какое у вас настроение?

- Мнение учителя о проведенной работе, кто и как из учащихся отвечал на уроке.  

- Выставление оценок с пояснением того или иного балла. При оценивании работы учащихся можно выставить оценки с учетом мотивированного голосования самих учащихся. Например: кто считает, что учащемуся N за работу на уроке можно поставить «4 -»? «3+»? «3»? Почему вы (то есть большинство) так считаете? Кто считает, что учащейся NN можно поставить «5»? «5-»? «4+»? «4»? «4-»? Объясните вашу оценку? И т.д.

- Спасибо, дорогие учащиеся, за ваш труд, всего хорошего, до следующего урока.

______________________

Список литературы:

Асмолов А.Г. и др. Как проектировать универсальные учебные

действия в школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г.

Асмолова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011 – 152 с.3.


[1] Артюр Рембо «Озарение». М., «Наука», гл. XII «Фразы». Перевод В.М. Козового.

[2] Детлев - псевдоним, настоящее имя поэта - Фридрих Адольф Аксел фон Лилиенкрон.

[3] Монах Иаки́нф (в миру Ники́та Я́ковлевич Бичу́рин), 29 августа 1777  — 11 мая 1853 гг.) — архимандрит Русской православной церкви (в 1802—1823 годах); востоковед и путешественник, знаток китайского языка, один из основоположников русской синологии, первый русский китаевед, получивший общеевропейскую известность, поддерживал дружеские отношения с А.С. Пушкиным.

[4] А. С. Пушкин. «Об обязанностях человека». Собр. соч. в 10 тт. / Т. 6, М.: Гос. изд. «Художественная литература». 1962. – C. 191. А.С. Пушкин о Евангелии: «Есть книга, коей каждое слово истолковано, объяснено, проповедано во всех концах земли, применено ко всевозможным обстоятельствам жизни и происшествиям мира; из коей нельзя повторить ни единого выражения, которого не знали бы все наизусть, которое не было бы уже пословицею народов; она не заключает уже для нас ничего неизвестного; но книга сия называется Евангелием, — и такова её вечно новая прелесть, что если мы, пресыщенные миром или удручённые унынием, случайно откроем её, то уже не в силах противиться её сладостному увлечению и погружаемся духом в её божественное красноречие».

[5] Взаимопроверка. Учитель вызывает одного из учащихся, который, обращаясь к классу, формулирует подготовленный в классе (или дома) вопрос и затем произвольно, по своему желанию вызывает того или иного одноклассника или одноклассницу. Умение задать вопрос оценивается учителем плюсом или минусом (пять заработанных при взаимопроверке плюсов – равняется оценке «отлично», четыре плюса – оценке «4» и т.д.; плюсы суммируются). Класс слушает ответ вызванного учащегося. Если ответ недостаточно полный, слабо мотивированный или неверный, следует его дополнение или исправление тем учащимся, которому по своему усмотрению предлагает ответить задававший вопрос ученик/ученица. Если ответ верный, мотивированный, то учащийся, задававший первый вопрос, садится на место, а учащийся, давший правильный ответ, формулирует свой вопрос классу и вызывает, опять-таки, по своему желанию того или иного товарища. Взаимопроверка проводится до тех пор, пока разбираемый вопрос, проблема, материал не будут исчерпаны. В сложных случаях при взаимопроверке предусматривается участие учителя. Обычно времени на взаимопроверку требуется  от 2-х до 5-х минут; во время взаимопроверки выстраивается цепочка из ответов 3-х, 4-х, 5-ти или 6-ти человек. Учитель в качестве промежуточного оценивания может предложить самим учащимся оценить свои собственные ответы и ответы своих одноклассников, принимавших участие во взаимопроверке, предварительно ознакомив их с критериями оценивания ответов одноклассников.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературе "Стихотворения в прозе И.С. Тургенева – "гимн вечной жизни". 10-й класс

Урок литературы в 10-м классе знакомит учащихся с жанровыми особенностями, историей создания, разнообразием тем и поэтичностью языка стихотворений в прозе И.С. Тургенева, а также направлен на воспитан...

Стихотворения в прозе И.С.Тургенева, как средство воспитания толерантного отношения.

Данную тему мы с учениками проходили на основе стихотворений в прозе И.С.Тургенева....

Стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Как хороши, как свежи были розы...», «Старуха». Конспект урока в 10 классе.

Знакомство учащихся с жанром "стихотворение  в прозе". выявление особенностей тургеневского мировосприятия  впоследние годы жизни, Тонкость духовного мира, глубина переживаний, философский н...

Урок-исследование Литература (7 класс) Тема: «Стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…»

 Развить навыки исследовательской работы, сравнительного анализа текста, работы с дополнительной литературой; развить знания учащихся о жанре стихотворения в прозе; углубить знание о мастерстве И.С. Т...

Урок литературы. Нравственные ценности в Стихотворениях в прозе И. С. Тургенева «Русский язык», «Два богача».

            Урок литературы по творчесту И. С. Тургенева способствует формированию целостного представления о Стихотворениях в прозе, развивает навыки анализа...

Статья «Стихотворение в прозе И.С. Тургенева "Русский язык". Особенности прочтения». Евдокимов О.В.

     В статье О.В. Евдокимова рассматривается написанное в прозе стихотворение Ивана Сергеевича Тургенева "Русский язык". Предлагаемая точка зрения на на тургеневское с...

Технологическая карта «Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача»

Материал содержит конспект урока по теме «Стихотворения в прозе» Тургенева....