конспект урока по литературе. 8 класс А.Т. Твардовский Поэма "Василий Теркин"
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

Самахужина Фазима Уразаевна

Конспект урока по литературе. 8 класс А.Т. Твардовский Поэма "Василий Теркин" Цель урока - показать роль поэмы в годы ВОВ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по русской литературе.

Учитель Самахужина Фазима Уразаевна

МОУ Метелевская СОШ

Класс – 8

Тема: А.Т.Твардовский «Василий Тёркин» Главы из поэмы. (II урок)

Цели: 1) показать роль поэмы в годы ВОВ;

2) развитие речи, мышления;

3) вызвать интерес к поэме и к другим произведениям А.Т.Твардовского;

Оборудование: мультимедиапроектор, компьютер.

Ход урока:   I. Орг. момент. Объявление темы.  Слайд № 1

II. Проверка домашнего задания. Слайд № 2

1) На прошлом уроке мы познакомились с главным героем поэмы А.Т.Твардовским.

Дома вы должны были перечитать главы «От автора», «На привале» и  «Переправа».

2)Беседа по тексту глав «От автора», «На привале» 

- Каков он, Василий Тёркин что вы узнали о его внешности, его биографии и судьбе?

  Как автор отвечает на этот вопрос?

3)Вывод:    

Тёркин – кто же он такой?

Скажем откровенно:                

Просто парень сам собой

Он обыкновенный.

Образ Тёркина предельно обобщён. Тёркин «большой охотник жить лет до девяноста», гражданский, мирный человек, «из запаса рядовой», солдат по необходимости.

Тёркин – пехотинец. Это обобщённый образ русского солдата, вынесшего на себе всю тяжесть войны. В главе «На привале» бойцы определяют Тёркина так: «Свой». В главе «От автора»:

Словом, Тёркин, тот, который

На войне лихой солдат,

На гулянке гость не лишний,

На работе хоть куда…

3) )Беседа по тексту главы «Переправа». Слайд № 3,4

- Как изображены в главе «Переправа» молодые советские солдаты?

- Почему поэт сравнивает молодых бойцов с их отцами – героями гражданской войны и с русскими воинами прошлых лет?

- Какие подробности фронтового быта переданы в главе?

- Какими деталями подчёркнута мысль, что война – это не только боевые подвиги. Но и изнурительный труд и тяжёлый быт солдат.

Ответ: Те, кто отправился на подвиг, отнюдь не титаны, не герои от рождения, это простые «ребята» с «вихрастыми висками» и «мальчишьими»  глазами»:

Поглядеть – и впрямь – ребята!

Как, по правде, желторот,

Холостой ли он, женатый,

Этот стриженый народ.

В ратном труде своих современников автор видит славные традиции красноармейцев гражданской войны и традиции русских воинов прошедших столетий. Опасная переправа предстаёт как символ сурового пути к победе, которую всегда добывал в бою русский солдат.

Война изображена Твардовским в крови, труде и лишениях.

Раздумья о солдатах, погибших на переправе, поэт завершает патетическими строками:

Спят бойцы.

Своё сказали

И уже навек правы.

Умершие – бессмертны, и земля, где навек «застыли их следы», становится монументом солдатской славы.

Высокое напряжение авторских раздумий разрешается юмористической сценой появления Тёркина. Автор показывает, что на фронте подвиг сливается с бытом, исчезает грань между обыденным и исключительным, героическое превращается в норму жизни и поведения.

III. Слово учителя                      Слайд № 5

- В главах «О награде», «Гармонь» и «Два солдата» автор показывает Тёркина в иных ситуациях – в редкие минуты отдыха или в часы вынужденного бездействия (по дороге к месту боёв). Какие стороны характера проявились в этих главах?

IV.Чтение главы «О награде».        Слайд № 6

 - Какова основная мысль главы?

Ответ: Бывалый воин, Василий Тёркин понимает, что достоин награды, но, скромный человек, даже не пытается говорить о своих заслугах: медаль-де нужна ему для того, чтобы произвести неотразимое впечатление на девушек. С тонким юмором он представляет своё возвращение домой. С достоинством и с гордостью он будет держаться с односельчанами, и кто осудит его за маленькое и невинное хвастовство?

Простым, человечным и жизнерадостным выглядит Тёркин в этой сцене. Полные юмора строки резко сменяются грозным напоминанием:

Нет дороги, нету права

Побывать в родном селе.

Страшный бой идёт кровавый,

Смертный бой не ради славы –

Ради жизни на земле.

Путь даже к самому простенькому человеческому счастью проходит через борьбу; судьба каждого человека, судьба его города, посёлка, деревни, «малой родины» слита с судьбой страны, счастье каждого невозможно без счастья народа – вот глубокая мысль, лежащая в основе как будто непритязательной весёлой сценки.

V. Слушание главы «Гармонь»  Аудиозапись        Слайд № 7

- Какая мысль утверждается в главе?

Ответ: В главе «Гармонь», как и во всей поэме, утверждается сила и неистребимость жизни, преемственность и непрерывность высокого подвига.

VI. Слушание главы «От автора».  Аудиозапись        Слайд № 8

- Какой смысл вложен в заключительные строки поэмы?

То серьёзный, то потешный,

Нипочём что дождь, что снег, -

В бой, вперёд, в огонь кромешный

Он идёт, святой и грешный,

Русский чудо – человек.

Ответ: Рисуя образ В.Тёркина, Твардовский имел в виду не одного исключительного героя, а советского героя вообще с его характерными чертами.

VII. Итог урока.   Слайд № 9

-  Война – это прежде всего постоянное, часто предельное напряжение всех физических и моральных качеств человека. А что помогает в трудную минуту? Это юмор, смех, шутка, хорошая песня. Чувство юмора на фронте создавало хорошее настроение, облегчало трудности походов, поднимало дух солдат, смягчало грусть потерь. Юмор рождался вопреки и наперекор опасности. Так появился герой поэмы А.Т.Твардовского – Василий Тёркин.

VII. Домашнее задание.

Ответить письменно на вопросы:

- Какие качества сделали Тёркина любимейшим героем читателей?

- О чём говорит фамилия героя?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл конспектов уроков по литературе для 11 классов. Литература конца XIX - начала XX века.

Конспекты уроков созданы мною в свободной форме. Представляет собой ход урока, слова учителя и т. д.Буду рада, если подготовленные материалы кому-то помогут! Урок №1. Литературный процесс рубежа ...

Конспект урока по литературе в 9 классе. Тема: "Слово о полку Игореве" - величайший памятник древнерусской литературы"

На уроке учащиеся получат обзорную характеристику древнерусской литературы на примере "Слова о полку Игореве". Познакомятся с исслелованиями "Слова", вариантами переводов. На примере этого произведкен...

План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"

План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...

Конспект урока по литературе в 7 классе «Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы. Его влияние на произведение «Задонщина».

Конспект урока по литературе в 7 классе. Задачи урока:Образовательные: систематизировать полученные в течение года сведения об изученных  произведениях;доказать влияние одного произведения н...

Конспект урока по литературе на тему: "Василий Теркин». Идейно-художественное своеобразие поэмы. Анализ главы «Переправа»."

Данный урок входит в систему уроков по творчеству А.Т. Твардовского. На первом этапе урока учащиеся наизусть читают отрывок из поэмы «Василий Теркин», это позволяет развивать память и восп...

Конспект урока по литературе в 5 классе по программе В. Я. Коровиной. Древнерусская литература.

Конспект урока по литературе в 5 классе по программе В.Я. Коровиной. Древнерусская литература....

Конспект урока по литературе (класс общеобразовательный) по рассказу А. П. Чехова «Ионыч»

Цель нашего урока - проанализировать идейно-композиционное содержание рассказа и выяснить, как главный герой Дмитрий Ионыч Старцев превращается в Ионыча. Под влиянием каких жизненных обстоятельств про...