конспект урока по литературе. 8 класс А.Т. Твардовский Поэма "Василий Теркин"
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме
Конспект урока по литературе. 8 класс А.Т. Твардовский Поэма "Василий Теркин" Цель урока - показать роль поэмы в годы ВОВ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_8_kl_a.t.tvardovskiy_vasiliy_tyorkin_glavy_iz_poemy._ii_urok.zip | 883.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русской литературе.
Учитель Самахужина Фазима Уразаевна
МОУ Метелевская СОШ
Класс – 8
Тема: А.Т.Твардовский «Василий Тёркин» Главы из поэмы. (II урок)
Цели: 1) показать роль поэмы в годы ВОВ;
2) развитие речи, мышления;
3) вызвать интерес к поэме и к другим произведениям А.Т.Твардовского;
Оборудование: мультимедиапроектор, компьютер.
Ход урока: I. Орг. момент. Объявление темы. Слайд № 1
II. Проверка домашнего задания. Слайд № 2
1) На прошлом уроке мы познакомились с главным героем поэмы А.Т.Твардовским.
Дома вы должны были перечитать главы «От автора», «На привале» и «Переправа».
2)Беседа по тексту глав «От автора», «На привале»
- Каков он, Василий Тёркин что вы узнали о его внешности, его биографии и судьбе?
Как автор отвечает на этот вопрос?
3)Вывод:
Тёркин – кто же он такой? Скажем откровенно: Просто парень сам собой Он обыкновенный. |
Образ Тёркина предельно обобщён. Тёркин «большой охотник жить лет до девяноста», гражданский, мирный человек, «из запаса рядовой», солдат по необходимости.
Тёркин – пехотинец. Это обобщённый образ русского солдата, вынесшего на себе всю тяжесть войны. В главе «На привале» бойцы определяют Тёркина так: «Свой». В главе «От автора»:
Словом, Тёркин, тот, который На войне лихой солдат, На гулянке гость не лишний, На работе хоть куда… |
3) )Беседа по тексту главы «Переправа». Слайд № 3,4
- Как изображены в главе «Переправа» молодые советские солдаты?
- Почему поэт сравнивает молодых бойцов с их отцами – героями гражданской войны и с русскими воинами прошлых лет?
- Какие подробности фронтового быта переданы в главе?
- Какими деталями подчёркнута мысль, что война – это не только боевые подвиги. Но и изнурительный труд и тяжёлый быт солдат.
Ответ: Те, кто отправился на подвиг, отнюдь не титаны, не герои от рождения, это простые «ребята» с «вихрастыми висками» и «мальчишьими» глазами»:
Поглядеть – и впрямь – ребята! Как, по правде, желторот, Холостой ли он, женатый, Этот стриженый народ. |
В ратном труде своих современников автор видит славные традиции красноармейцев гражданской войны и традиции русских воинов прошедших столетий. Опасная переправа предстаёт как символ сурового пути к победе, которую всегда добывал в бою русский солдат.
Война изображена Твардовским в крови, труде и лишениях.
Раздумья о солдатах, погибших на переправе, поэт завершает патетическими строками:
Спят бойцы. Своё сказали И уже навек правы. |
Умершие – бессмертны, и земля, где навек «застыли их следы», становится монументом солдатской славы.
Высокое напряжение авторских раздумий разрешается юмористической сценой появления Тёркина. Автор показывает, что на фронте подвиг сливается с бытом, исчезает грань между обыденным и исключительным, героическое превращается в норму жизни и поведения.
III. Слово учителя Слайд № 5
- В главах «О награде», «Гармонь» и «Два солдата» автор показывает Тёркина в иных ситуациях – в редкие минуты отдыха или в часы вынужденного бездействия (по дороге к месту боёв). Какие стороны характера проявились в этих главах?
IV.Чтение главы «О награде». Слайд № 6
- Какова основная мысль главы?
Ответ: Бывалый воин, Василий Тёркин понимает, что достоин награды, но, скромный человек, даже не пытается говорить о своих заслугах: медаль-де нужна ему для того, чтобы произвести неотразимое впечатление на девушек. С тонким юмором он представляет своё возвращение домой. С достоинством и с гордостью он будет держаться с односельчанами, и кто осудит его за маленькое и невинное хвастовство?
Простым, человечным и жизнерадостным выглядит Тёркин в этой сцене. Полные юмора строки резко сменяются грозным напоминанием:
Нет дороги, нету права Побывать в родном селе. Страшный бой идёт кровавый, Смертный бой не ради славы – Ради жизни на земле. |
Путь даже к самому простенькому человеческому счастью проходит через борьбу; судьба каждого человека, судьба его города, посёлка, деревни, «малой родины» слита с судьбой страны, счастье каждого невозможно без счастья народа – вот глубокая мысль, лежащая в основе как будто непритязательной весёлой сценки.
V. Слушание главы «Гармонь» Аудиозапись Слайд № 7
- Какая мысль утверждается в главе?
Ответ: В главе «Гармонь», как и во всей поэме, утверждается сила и неистребимость жизни, преемственность и непрерывность высокого подвига.
VI. Слушание главы «От автора». Аудиозапись Слайд № 8
- Какой смысл вложен в заключительные строки поэмы?
То серьёзный, то потешный, Нипочём что дождь, что снег, - В бой, вперёд, в огонь кромешный Он идёт, святой и грешный, Русский чудо – человек. |
Ответ: Рисуя образ В.Тёркина, Твардовский имел в виду не одного исключительного героя, а советского героя вообще с его характерными чертами.
VII. Итог урока. Слайд № 9
- Война – это прежде всего постоянное, часто предельное напряжение всех физических и моральных качеств человека. А что помогает в трудную минуту? Это юмор, смех, шутка, хорошая песня. Чувство юмора на фронте создавало хорошее настроение, облегчало трудности походов, поднимало дух солдат, смягчало грусть потерь. Юмор рождался вопреки и наперекор опасности. Так появился герой поэмы А.Т.Твардовского – Василий Тёркин.
VII. Домашнее задание.
Ответить письменно на вопросы:
- Какие качества сделали Тёркина любимейшим героем читателей?
- О чём говорит фамилия героя?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл конспектов уроков по литературе для 11 классов. Литература конца XIX - начала XX века.
Конспекты уроков созданы мною в свободной форме. Представляет собой ход урока, слова учителя и т. д.Буду рада, если подготовленные материалы кому-то помогут! Урок №1. Литературный процесс рубежа ...
Конспект урока по литературе в 9 классе. Тема: "Слово о полку Игореве" - величайший памятник древнерусской литературы"
На уроке учащиеся получат обзорную характеристику древнерусской литературы на примере "Слова о полку Игореве". Познакомятся с исслелованиями "Слова", вариантами переводов. На примере этого произведкен...
План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"
План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...
Конспект урока по литературе в 7 классе «Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы. Его влияние на произведение «Задонщина».
Конспект урока по литературе в 7 классе. Задачи урока:Образовательные: систематизировать полученные в течение года сведения об изученных произведениях;доказать влияние одного произведения н...
Конспект урока по литературе на тему: "Василий Теркин». Идейно-художественное своеобразие поэмы. Анализ главы «Переправа»."
Данный урок входит в систему уроков по творчеству А.Т. Твардовского. На первом этапе урока учащиеся наизусть читают отрывок из поэмы «Василий Теркин», это позволяет развивать память и восп...
Конспект урока по литературе в 5 классе по программе В. Я. Коровиной. Древнерусская литература.
Конспект урока по литературе в 5 классе по программе В.Я. Коровиной. Древнерусская литература....
Конспект урока по литературе (класс общеобразовательный) по рассказу А. П. Чехова «Ионыч»
Цель нашего урока - проанализировать идейно-композиционное содержание рассказа и выяснить, как главный герой Дмитрий Ионыч Старцев превращается в Ионыча. Под влиянием каких жизненных обстоятельств про...