Конспект урока по литературе на тему: "Василий Теркин». Идейно-художественное своеобразие поэмы. Анализ главы «Переправа»."
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Данный урок входит в систему уроков по творчеству А.Т. Твардовского. На первом этапе урока учащиеся наизусть читают отрывок из поэмы «Василий Теркин», это позволяет развивать память и воспитывать уважение к друг другу через организацию слушания ответа товарищей. Следующим этапом идет рассказ учителя о жанровом и художественном своеобразии поэмы, это позволяет учащимся понять особенности поэмы. На этапе анализа главы «Переправа» учащиеся развивают мышление и учатся вежливо слушать друг друга и учителя. После чего объясняется домашнее задание и подводится итог урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vasiliy_terkin._ideyno-hudozhestvennoe_svoeobrazie_poemy._analiz_glavy_pereprava.docx | 20.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературе
Предмет: русский язык
Ф.И.О. учителя русского языка и литературы: Газизова Анастасия Ильясовна
Учебник, по которому работает учитель «Литература, 8 класс» Г.И.Беленький
Тема урока: «Василий Теркин». Идейно-художественное своеобразие поэмы. Анализ главы «Переправа».
Цель: познакомить учащихся с жанровым новаторством поэмы, приступить к анализу глав.
Задачи:
Обучающие:
- Познакомить с идейно-художественным своеобразием поэмы;
- Проанализировать главу «Переправа»;
Воспитательные:
- Активизировать интерес учащихся к чтению.
- Выявить и формировать нравственные убеждения школьников.
- Содействовать воспитанию уважения к одноклассникам через организацию слушания ответа товарища.
Развивающие:
- Содействовать развитию разных видов памяти при организации зрительного и слухового восприятия художественного текста.
- Развивать устную озвученную речь учащихся, через устные ответы.
- Развивать навыки озвученного выразительного чтения.
Литература: Литература, 8 класс Г.И.Беленький
План урока:
Этап урока | Хронометраж |
1.Организационный момент. 2. Чтение отрывка из поэмы наизусть 3. Подготовка к первичному восприятию текста 4. Анализ главы «Переправа» 5. Объяснение домашнего задания | 2 минуты 21 минута 7 минут 13 минут 2 минуты |
Методическое обоснование: данный урок входит в систему уроков по творчеству А.Т.Твардовского. На первом этапе урока учащиеся наизусть читают отрывок из поэмы «Василий Теркин», это позволяет развивать память и воспитывать уважение к друг другу через организацию слушания ответа товарищей. Следующим этапом идет рассказ учителя о жанровом и художественном своеобразии поэмы, это позволяет учащимся понять особенности поэмы. На этапе анализа главы «Переправа» учащиеся развивают мышление и учатся вежливо слушать друг друга и учителя. После чего объясняется домашнее задание и подводится итог урока.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Примечания |
Организационный этап | Метод, прием: слово учителя, ведущее слово, инструктирующее слово. Здравствуйте, ребята. Мы с вам продолжаем изучать поэму А.Т.Твардовского «Василий Теркин» Сегодня на уроке мы послушаем ваше чтение отрывков из поэмы наизусть и проанализируем главу «Переправа». А также, я расскажу вам о жанрово-стилевых и сюжетно-композиционных особенностях поэмы. | Слушание (глобальное, нерефлексивное, некритическое, информативное). | |
Чтение наизусть отрывков из поэмы | Метод, прием: слово учителя, ведущее слово, инструктирующее слово. Прежде чем перейти к анализу главы «Переправа», давайте проверим ваше домашнее задание. Дома вы должны были выучить наизусть отрывок из поэмы. Сейчас по очереди будем его рассказывать. Не забывайте, что мы должны рассказывать отрывок выразительно. Если вы расскажете его без ошибок, то получите «5», если несколько раз собьетесь, то получите «4», если будете часто сбиваться и забывать текст поэмы, то я поставлю вам «3», ну а тем, кто вообще не выучил, я поставлю «2». Когда один человек будет читать наизусть отрывок, все остальные должны слушать его внимательно и не создавать шум в классе. Итак, начинаем выразительное чтение отрывков из поэмы. Кто хочет пойти отвечать первым? | Слушание (глобальное, нерефлексивное, некритическое, информативное). Выразительное озвученное чтение. | |
Подготовка к первичному восприятию текста | Метод, прием: слово учителя, ведущее слово. Поэма «Василий Теркин» - произведение новаторское по своим жанрово-стилевым и сюжетно-композиционным особенностям. Поэма Твардовского имеет так называемый «свободный сюжет». «Эта книга про бойца/Без начала и конца» - так характеризует свое произведение Твардовский в стихотворном вступлении «от автора». Первая глава – «На перевале» - начинается с шутливого монолога, насыщенного шутками-прибаутками, показывающего умение героя приспособиться к любой ситуации, расположить к себе окружающих, поднять настроение в трудную минуту. Затем Теркин рисуется в деле других глав. Так рождается структурный принцип внутренней завершённости каждой беседы – главы. Поэма состоит из 25 внутренне законченных глав. Законченность поэме придают объективно-исторические хронологические рамки: все события происходят в период Великой Отечественной войны. Над поэмой Твардовский работал на протяжении всей войны. По мере работы образ героя укрупнялся, типизировался. Содержание и форма поэмы поистине народны. Поэтому и стала поэма значительным произведением не только военной, но и всей русской литературы второй половины XX века. | Слушание (глобальное, нерефлексивное, некритическое, информативное). | |
Анализ главы «Переправа» | Метод, прием: слово учителя, ведущее слово, инструктирующее слово. Ребята, давайте сейчас вслух прочитаем главу «Переправа». Я начну читать, а потом попрошу кого-нибудь из вас продолжить, так что следим все внимательно за текстом, потому что я могу попросить читать любого из вас. Метод, прием: слово учителя, ведущее слово, беседа, эвристическая беседа. Давайте теперь обсудим эту главу. - На какие части разделяют главу слова «Переправа, переправа…» подобные рефрену? - Каким настроением проникнута каждая часть главы? С какой интонацией следует каждый раз читать эти слова? - Как изображены молодые солдаты? Почему поэт сравнивает их с отцами и воинами прошлых веков? - Каким предстает в этой главе перед читателями Василий Теркин? | Слушание (глобальное, нерефлексивное, некритическое, информативное). Чтение. Примерные ответы учеников: - Слова «Переправа, переправа…» звучат как «вздох-возглас». Они делят главу на 3 части. - Первая часть главы связана с драматическими переживаниями, картина окрашена в грустные, скорбные тона. Во второй части поэт передает чувство горечи утраты. В третей – картины гибелей товарищей, незабываемой грусти. - Поэт видит, что в ратном труде его современников воплощены славные традиции красноармейцев гражданской войны, традиции воинов прошедших столетий. - В первой главе Василий Теркин предстает как человек решительных, храбрый и выносливый; уже в этой главе он проявляет свой задорный характер. | |
Объяснение домашнего задания | Метод, прием: слово учителя, ведущее слово, инструктирующее слово. Ребята, ваше задание – дома прочитать главы «О награде», «Гармонь», «Два бойца», «Кто стрелял». Открываем дневники и записываем задание. | Слушание (глобальное, нерефлексивное, некритическое, информативное). | |
Итог урока | Метод, прием: слово учителя, ведущее слово, обобщающее слово. Итак, ребята, сегодня на уроке мы с вами выразительно прочитали наизусть отрывок из главы «Переправа», а также проанализировали ее. Дома вы прочитаете дальше главы из поэмы, и мы продолжим их анализ. Спасибо за урок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературе в 11 классе «Роль библейских глав в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»
Урок ставит своей целью показать, как самостоятельное в определённом смысле произведение, посвящённое ершалаимской истории, самым тесным образом переплетено с главами, рассказывающими о современности....
Урок внеклассного чтения по теме: «Проблематика и идейно-художественное своеобразие повести В.Г.Распутина «Живи и помни» 10 класс
Проблему духовно-нравтсвенного становления современного молодого поколения невозможно изучать и решать в отрыве от православных канонов, на которых держится вся Россия. Валентин Григорьевич Распутин –...
Конспект урока по литературе в 9 классе по теме: Эпоха безвременья в лирике М.Ю. Лермонтова «Дума». Тема России и её своеобразие. «Родина». Характер лирического героя и его поэзия.
Этапы отношения М.Ю. Лермонтова к Родине, ко времени, в котором он жил, к поколению, к государственности; выявить противоречия лирического героя.Формирование любви к русской литературе, русской природ...
конспект урока по литературе. 8 класс А.Т. Твардовский Поэма "Василий Теркин"
Конспект урока по литературе. 8 класс А.Т. Твардовский Поэма "Василий Теркин" Цель урока - показать роль поэмы в годы ВОВ...
План- конспект урока по литературе на тему "Идейно- художественное своеобразие поэмы А.С. Пушкина "Медный всадник".
Данная методическая разработка описывает методику подготовки и проведения урока по литературе на тему "Идейно- художественное своеобразие поэмы А.С. Пушкина "Медный всадник"....
Конспект урока родной литературы "Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Цветок хлеба». Беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире; образы главных героев, своеобразие языка".
Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Цветок хлеба». Беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире; образы главных героев, своеобразие языка....