рабочая программа по литературе для 8 класса под редакцией Меркина
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему
В помощь молодому специалисту
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
liter_8_trad.doc | 220.5 КБ |
liter.trad_.8_klass.doc | 135.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование 8 класс (Меркин)
№ п.п | Наименование разделов и тем уроков | Часы учебного времени | Элементы содержания | Требования к учащимся | Домашнее задание
| Дата проведения План\факт | |
1. | Введение Художественная литература и история. | 1 | Своеобразие курса литературы 8 класса. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс. | Знать жанры и роды художественной литературы. | Стр.3-4(изучить) | 2.09 | |
Из устного народного творчества-2 | |||||||
2. | Исторические песни : « Возвращение Филарета», «Разин и девка- астраханка», ( по выбору). Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне. | 1 | Отражение жизни народа в исторических песнях. Песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины , песня-плач. | Уметь выразительно читать поэтический текст, определять жанр произведения. | Выразительное чтение песни (по выбору) | 7 | |
3. | «Солдаты освобождают Смоленск», «Иван Грозный молиться по сыне» Средства выразительности, проблематика в исторической песне и песне-плаче. | 1 | Средства выразительности русского языка. Проблематика произведения. | Уметь находить средства выразительности в исторических песнях, формулировать проблему, затронутую в произведении. Уметь выразительно читать поэтический текст. | Стр.10-11(изучить),стр. 18(в.1-7 устно) | 9 | |
Из древнерусской литературы-3 | |||||||
4. | «Сказание о Борисе и Глебе» «Слово о погибели Русской земли». Тема добра и зла в произведениях. | 1 | Тематическое многообразие древнерусской литературы. Житийная литература. Сказание и слово как жанры древнерусской литературы. Летописный свод. Выразительность речи. Тропы и фигуры речи. | Владение различными видами чтения и пересказа. Уметь наблюдать над лексическим составом произведения . Уметь находить средства выразительности в художественном произведении. | Стр.19-20 (изучить) | 14 | |
5. | «Житие Сергия Радонежского». Глубина и сила нравственных представлений о человеке. | 1 | Основные нравственные проблемы житийной литературы. | Уметь различать жанры древнерусской литературы, формулировать проблемы, затронутые в произведении. | Стр.27-28 (в.1,2,6) устно | 16 | |
6. | «Житие Александра Невского». Благочестие, доброта, открытость, святость, служение Богу - основные проблемы житийной литературы. | 1 | Основные нравственные проблемы житийной литературы. | Уметь различать жанры древнерусской литературы, формулировать проблемы, затронутые в произведении. | Стр.38-39 (в.1,2,5)устно | 21 | |
Из литературы 18 века-3 | |||||||
7. | Державин Г.Р. Поэт и государственный чиновник. Тема поэта и поэзии в стихотворении «Памятник» | 1 | Знакомство с творчеством Г.Р.Державина. Отражение в творчестве фактов из биографии поэта. Основные мотивы стихотворений Державина. Теория литературы: традиции классицизма в лирическом тексте, ода. | Уметь выразительно читать лирический текст. Владеть анализом лирического произведения. Находить ключевые слова и словосочетания из текста при ответе на вопрос. | Наизусть стих. «Памятник», стр.47 (в.4 устно) | 23 | |
8. | Карамзин Н.М. Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. «Бедная Лиза»- новая эстетическая реальность. | 1 | Знакомство с творчеством Н.М.Карамзина. Теория литературы: сентиментализм как литературное направление, сентиментализм и классицизм (чувственное направление в противовес рациональному). Жанр сентиментальной повести. | Знать определение сентиментализма и классицизма, их основные признаки. Уметь различать произведения литературы с точки зрения литературного направления. Владеть различными видами чтения и пересказа. | «Бедная Лиза» прочитать | 28 | |
9 | Карамзин Н.М. «Бедная Лиза». Основная проблематика и тематика, новый тип героя . Образ Лизы | 1 | Проблематика, тема, герой литературного произведения. Анализ прозаического произведения. | Владеть анализом прозаического произведения. | Стр.65 (в.1,2,3,4,8 устно) | 30 | |
Из литературы 19 века-31 | |||||||
10 | Основные темы, мотивы лирики В.А.Жуковского. «Лесной царь» | 1 | Краткие сведения о поэтах. Выразительное чтение и анализ стихотворений, баллад и эллегий: Жуковский В.А. «Лесной царь», «Море», «Невыразимое», «Сельское кладбище». Элементы сентиментализма и романтизма в данных стихотворениях. | Владеть анализом лирического произведения. Уметь составлять цитатный или тезисный план, выразительно читать лирическое произведение. | Стр.72-74 (изучить), выразит.чтение стих.Жуковского (по выбору) | 5.10 | |
11 | Поэты круга Пушкина. Основные темы и мотивы лирики К.Ф. Рылеева. Стихотворения «К временщику», «Иван Сусанин» | 1 | Баллада, элегия, дума, песня, «легкая» поэзия. Основные темы и мотивы произведений Рылеева. | Владеть анализом лирического произведения. Уметь составлять цитатный или тезисный план, выразительно читать лирическое произведение. Уметь находить признаки думы в лирическом произведении. | Стр.97,в.1 устно, повторить биографию А.С. Пушкина. | 7 | |
12 | Пушкин А.С. Тематическое богатство поэзии поэта. « И.И. Пущину», « 19 октября 1825 года». | 1 | Творчество А.С.Пушкина. Тематическое богатство поэзии поэта. История написания и основная проблематика произведений, изучаемых на уроке. Анализ стихотворения «19 октября 1825 года» Поэтическая интонация, художественно-выразительная роль частей речи. | Владеть навыками выразительного чтения стихотворения, элементами анализа поэтического текста. Знать основные мотивы лирики А.С. Пушкина. | Стр.115, вопросы 1-5 устно | 12 | |
13 | Пушкин А.С.Повесть «Капитанская дочка». Творческая история повести, проблематика. | 1 | Историческая повесть. Новый тип исторической прозы. Эпиграф. Словарная работа: прототип, прообраз, мятеж, восстание. | Владение навыками выразительного чтения и навыками сжатого пересказа текста. | Главы 1-5 прочитать | 14 | |
14 | Пушкин А.С. Повесть «Капитанская дочка». Система образов повести. Композиция. Образ рассказчика. | 1 | Жанровые особенности произведения. Жанр, сюжет произведения. Словарная работа: долг, честь, достоинство, ирония. | Знать основных героев повести, уметь давать им характеристику, высказывать свое отношение к ним. | Главы 6-10 прочитать | 19 | |
15 | Пушкин А.С. Повесть «Капитанская дочка». Формирование характера Петра Гринева. | 1 | Характер героя, литературный характер, литературный тип, прототип. | Уметь выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку. Уметь выражать и обосновывать свое мнение о герое. | Образ Гринева (письменно по плану) | 21 | |
16 | Пушкин А.С. Повесть «Капитанская дочка». Падение Белогорской крепости | 1 | Главы 6-9 повести, выразительное чтение отрывков, анализ эпизода «Падение Белогорской крепости» | Уметь пересказывать художественное произведение с использованием цитат из текста, анализировать события, давать им оценку. | Стр.231 вопросы к главам 6,7 устно. | 26 | |
17 | Пушкин А.С.Повесть «Капитанская дочка» Образ Маши Мироновой. | 1 | Характер героя, литературный характер, литературный тип, прототип. | Уметь выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку. Уметь выражать и обосновывать свое мнение о герое. | Образ Маши Мироновой | 28 | |
18 | Пушкин А.С. Повесть «Капитанская дочка». Образ Пугачева. | Характер героя, литературный характер, литературный тип, прототип. Связь литературы и истории. | Уметь выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку. Уметь выражать и обосновывать свое мнение о герое, а также сравнивать с реальным историческим лицом (Пугачев Пушкина и настоящий Пугачев в истории) | Стр.232 вопросы 3,4 устно | 09.11 | ||
19 | Р.Р. Классное сочинение по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» | 1 | Литературное сочинение. Тема сочинения, план сочинения, структура сочинения, эпиграф. | Доработать сочинение | 11 | ||
20 | Лермонтов М.Ю. Кавказ в жизни и в творчестве. | 1 | Военная служба поэта на Кавказе, отражение событий того периода в его творчестве. | Знать биографию поэта, выделять основные периоды его творчества, называть тематику стихотворений. Уметь выразительно читать стихотворение. | Прочитать поэму «Мцыри» | 16 | |
21
| Лермонтов М.Ю. «Мцыри» - романтическая поэма о вольнолюбивом юноше. | 1 | Творческая история поэмы, её тема и идея. Выразительное чтение поэмы с комментариями. Словарная работа: обет, алтарь, ниц, чадра, терновник. | Уметь определять тему и идею лирического произведения, знать средства художественной выразительности. | Стр.269(в.1,2,4,5,6 устно) | 18 | |
22 | Композиция и художественные особенности поэмы Лермонтова М.Ю. «Мцыри» | 1 | Композиция и художественные особенности поэмы, образ-персонаж, образ-пейзаж, экспрессия – как форма выразительности поэтической силы, монолог – важнейшее средство раскрытия характера Мцыри. | Уметь работать с поэтическим текстом, проводить его анализ. | Стр.269 (в.9 письменно), выучить наизусть отрывок из поэмы (по выбору). | 23 | |
23 | «Мцыри – любимый идеал поэта» - В.Белинский. | 1 | Обобщения и выводы по образу главного героя поэмы. Значение поэмы в творчестве М.Ю.Лермонтова. | Уметь выражать свое мнение о произведении и герое, делать выводы, используя знания по теории литературы. | Написать сочинение по одной из тем на стр.271. | 25 | |
24 | Гоголь Н.В. Интерес писателя к театру. Творческая история комедии «Ревизор» | 1 | Основные вехи биографии Н.В.Гоголя. Творческая и сценическая история комедии. Споры вокруг причастности к сюжету комедии А.С.Пушкина. Теория литературы: драма, трагедия, комедия, коллизия, конфликт, сюжет, экспозиция, завязка, кульминация, развязка. | Знать биографию писателя, основные его произведения, уметь определять их жанровое своеобразие. | Прочитать 1 и 2 действия комедии. Инд. задание: подготовить сообщение об образе Хлестакова. | 30 | |
25 | Гоголь Н.В.»Ревизор». Хлестаков и «миражная» интрига. | Анализ 1 и 2 действия комедии | Знать жанровые особенности комедии, уметь анализировать комедию. | Дочитать комедию до конца. Индивид. задания по группам (подготовить сообщения по образам чиновников) | 02.12 | ||
26 | Гоголь Н.В. «Ревизор». Русское чиновничество в сатирическом изображении автора. | 1 | Образы чиновников в комедии. Разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости, авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу. | Уметь давать характеристику образам комедии. | Стр. 378 (в.3,5,6,7 устно). | 7 | |
27 | Гоголь Н.В. «Ревизор». Хлестаковщина как общественное явление. | 1 | Беседа о жизненных целях и характере Хлестакова. | Уметь характеризовать литературного героя с использованием цитат из текста произведения. | Стр. 379 (в. 8-16 устно). | 9 | |
28 | Р.Р. Сочинение по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» | 1 | Литературное сочинение. Тема сочинения, план сочинения, структура сочинения, эпиграф. | Доработать сочинение. | 14 | ||
29 | Тургенев И.С. Любовь в жизни писателя. Повесть «Ася». | 1 | Основные биографические сведения о писателе. Работа по содержанию повести. | Знать, что такое повесть, уметь давать характеристику героям повести, уметь анализировать эпизоды. | Прочитать повесть «Ася» | 16 | |
30 | Тургенев И.С. Повесть «Ася». Образ Аси: любовь, нежность, верность – основное в образе героини. | 1 | Образ «тургеневской» девушки. Наблюдения над характером и поведением Аси. Анализ эпизодов «Разговор господина Н.и Аси»(гл.9), «Сцена в домике фрау Луизы» (гл.16).Судьба русской девушки. | Знать, что такое сюжет, экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог, психологизм повести. Владеть разными видами пересказа | Подготовиться к уроку внеклассного чтения (инд. задания по группам). | 21 | |
31 | Вн.чт. Стихи и песни о родине и родной природе поэтов 19 века: Н. Гнедич «Осень»; П.Вяземский « Берёза», «Осень», А.Плещеев « Отчизна», Н.Огарёв «Весною», И.Суриков « После дождя», И.Анненский « Сентябрь», « Зимний романс» | 1 | Краткие сведения биографии данных поэтов, выразительное чтение и анализ стихотворений. | Уметь выразительно читать стихотворения, анализировать их. | Инд.задания по группам (сообщения о биографии Некрасова) | 23 | |
32 | Некрасов Н.А. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. Человек и природа в стихотворениях Некрасова. | 1 | Сведения о биографии писателя. Тематика лирики поэта. Чтение и анализ стихотворений «Зеленый шум», | Уметь выразительно читать стихотворения, анализировать их. | Наизусть выучить стихотворение Некрасова (по выбору). | 11.01 | |
33-34 | Фет А.А. Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии поэта «Учись у них: у дуба, у берёзы», «Целый мир красоты». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность – основные мотивы лирики Фета. | 2 | Сведения о биографии поэта. Мир природы и духовности в поэзии поэта. Чтение и анализ стихотворений «Учись у них: у дуба, у березы», «Целый мир красоты». | Уметь по характерным признакам узнавать поэзию Фета, выразительно читать стихотворения, анализировать их. | Стр.73-74 прочитать, в.1-3 устно. Стр. 75, вопрос 7 устно | 13 18 | |
35 | Островский А.Н. Краткие сведения о писателе. | 1 | Биографические сведения . Основные произведения. Островский и театр. | Знать, какой вклад внес А.Н.Островский в развитие русского театра. | Прочитать пьесу «Снегурочка» | 20 | |
36 | Островский А.Н. Пьеса «Снегурочка». Своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки | 1 | Творческая и сценическая история пьесы. Основные образы. | Определять жанр «Снегурочки» | Стр.97-103 прочитать | 25 | |
37 | Островский А.Н. Пьеса «Снегурочка». Народные обряды, элементы фольклора в сказке | 1 | Связь пьесы с УНТ. | Определять, какие события пьесы составляют ее композицию: экспозицию, завязку, кульминацию, развязку. | Стр. 104, вопрос 5 устно. | 27 | |
38 | Толстой Л.Н. Вехи биографии писателя. «Отрочество». | 1 | Основные биографические сведения о писателе. | Уметь определять проблемы, затронутые в рассказе, знать жанровые признаки рассказа. | Стр.117, вопросы 3,5 устно. | 01.02 | |
39 | Толстой Л.Н. «После бала». Становление личности в борьбе против жестокости и произвола. | 1 | История рассказа. Жанр рассказа. Наблюдения за полковником на балу и после бала. Основные мотивы рассказа. | Уметь определять проблемы, затронутые в рассказе, знать жанровые признаки рассказа. | Стр.127, вопросы 2,6 устно | 3 | |
40 | Толстой Л.Н. «После бала». Приёмы создания образов. | 1 | Главная мысль рассказа. Личная ответственность человека за все, что он совершает в жизни. Прием контраста | Понять главную мысль рассказа, уметь находить художественные детали в тексте, характеризующие образы героев. | Стр.127, вопросы 8,9 устно | 8 | |
41 | Контрольное тестирование по теме «Литература 19 века». | 1 | Контроль знаний | 10 | |||
Из литературы 20 века-22 | |||||||
42 | Горький М. Свобода и сила духа в изображении Горького. Рассказ «Макар Чудра». | 1 | Дополнить представления учащихся о Горьком, как о человеке. Основные мотивы творчества писателя. Романтический рассказ. | Уметь наблюдать над композицией рассказа. | Стр. 152, вопросы 3,4,5 устно | 15 | |
43 | Горький М. «Песня о Соколе». Специфика песни и романтического рассказа | 1 | Идейное своеобразие песни. Образ-символ. Поэтизация гордых и сильных людей. Романтический герой. | Определять, в чем смысл противопоставления Сокола и Ужа. Уметь выявлять авторскую позицию и способы ее выражения. | Прочитать рассказ «Мой спутник» | 17 | |
44 | Художественное своеобразие ранней прозы Горького. Рассказ «Мой спутник» | 1 | Идеал личности в раннем творчестве писателя. | Определять художественные средства, которые использованы в рассказе. Уметь находить черты романтизма в описании природы. | Стр.179, вопросы 9,10 устно. Инд.задание стр.181, в.1-4 по выбору. | 22 | |
45-46 | Маяковский В.В. Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы» , поэт и толпа в стихотворениях поэта. «Хорошее отношение к лошадям» | 2 | Биографические сведения. Рассказ об условиях, в которых формировался характер поэта. Словотворчество и неологизмы как характерный признак творчества Маяковского. Лексика, рифма, ритм, система образов, поэтический синтаксис, интонация в стихотворениях Маяковского. | Уметь находить отличительные признаки поэзии Маяковского, владеть навыками выразительного чтения его стихотворений . | Стр. 190, вопросы 1-5 устно. 1/03 3.03 | 24 01.03 | |
47 | Тэффи Н.А. «Свои и чужие». Большие проблемы «маленьких» людей. | 1 | Биографические сведения. Литературный псевдоним. Тематика рассказов писательницы. Тонкая ирония рассказов Тэффи, система художественных образов, средства художественной выразительности. | Уметь находить авторскую позицию в рассказах Тэффи, видеть за смешным драматизм человеческой жизни. | Стр. 197, вопросы 1-8 устно(по группам) | 3 10 | |
48 | Зощенко М.М. «Обезьяний язык». Человек и государство. Художественное своеобразие рассказа. | 1 | Биографические сведения. Знакомство с рассказами Зощенко, их основная тематика. Словарная работа: юмор, сатира, гипербола, гротеск. | Отличать юмор от сатиры, выявлять средства создания автором сатирического или юмористического произведения. | Стр. 205, вопросы 9, 10,11, 12 устно. | 10 15 | |
49 | Вн. чт.А. Грин «Алые паруса» | 15 17 | |||||
50 | Заболоцкий Н.А. «Я не ищу гармонии в природе». Тема творчества в лирике поэта | 1 | Биографические сведения, тематика лирики. Словарная работа: звукопись, аллитерация, ассонанс, юмор, метонимия, снобизм. | Выразительное чтение стихотворения, уметь выполнять сравнительный анализ стихотворений. | Наизусть стихотворение Заболоцкого по выбору. | 29 | |
51 | Заболоцкий Н.А. «Старая актриса», «Некрасивая девочка». Тема красоты в лирике поэта | 1 | Основная мысль стихотворения, мастерство поэта в создании образа. Разное понимание красоты: внешнее и внутреннее. | Выразительное чтение стихотворения, уметь выполнять сравнительный анализ стихотворений. | Стр. 212, вопросы 1-3 устно. | 31 | |
52 | Р.Р. «Что есть красота?» (подготовка к домашнему сочинению) | 1 | Развитие речи учащихся. | Уметь выражать свое мнение по поводу прочитанного, рассуждать на заданную тему, используя аргументы из читательского или жизненного опыта. | Доработать сочинение. | 05/04 | |
53 | Поэзия М.В.Исаковского. | 1 | Биографические сведения. Связь лирики поэта с УНТ, основные черты поэзии Исаковского. | Выразительное чтение стихотворений. | Стр. 252-253 изучить. | 7 | |
54 | Твардовский А.Т. Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии поэта. «За далью – даль». | 1 | Продолжить знакомство с биографией Твардовского. Автобиографичность произведения. История создания поэмы «За далью-даль» | Знать основные направления творчества поэта, уметь приводить примеры из текстов, подтверждающие автобиографичность произведения. | Стр. 248, вопросы 1,2 устно | 7 12 | |
55 | Твардовский А.Т. Поэма «За далью – даль». Россия на страницах поэмы. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав | 1 | Ответственность художника перед страной – один из основных мотивов поэмы. Особенность поэтического языка поэмы, роль лирических отступлений. | Понимать, какое место занимали в жизни поэта родные места, свое мнение уметь аргументировать примерами из поэмы. Уметь анализировать главы поэмы по плану. | Стр. 248, вопросы 3 устно, 4 письменно. | 12 14 | |
56 | Вн.чт. М. Булгаков «Собачье сердце» | 1 | Расширить знания учеников о судьбе Булгакова, выявить основные проблемы повести; выявить основные проблемы трагедии, учить составлять простой план письменного текста, пересказывать по плану. Развивать в учениках способности размышлять, развивать технику чтения, развивать устную и письменную речь. Воспитать интерес к литературе | 14 | |||
57 | Астафьев В.П. Человек и война, литература и история в творчестве писателя. | 1 | Краткие биографические сведения о писателе, обзор основных произведений. | Уметь объяснять своеобразие произведений Астафьева о детях и детстве в сравнении с произведениями других писателей на эту тему. | Прочитать рассказ «Фотография, на которой нет» | 19 | |
58 | Астафьев В.П. Рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти. | 1 | Художественный пересказ рассказа, чтение ключевых эпизодов, разговор о деревенской жизни 30-х годов 20 века, о человеческих характерах и отношениях между людьми. Образ бабушки и учителя. | Уметь пересказывать эпизоды рассказа, используя цитаты из рассказа. Уметь находить художественные детали при описании образов бабушки и учителя. | Стр. 270, вопросы 6-11 | 21 | |
59 | Вн.чт. «Музы не молчали» ( стихи поэтов 20 века о войне) | 1 | Познакомить учащихся с героическими страницами русской поэзии. Как при помощи силы слова и музыки поэты воздействовали на души людей, изнуренных войной. | Выразительное чтение стихотворений. | Ознакомитель- ное чтение рассказа «Уроки французского» | 26 | |
60 | Распутин В.Г. Основные вехи биографии писателя. 20 век на страницах прозы Распутина | 1 | Биографические сведения. Основные мотивы творчества. | Знать творческую историю рассказа. | Стр. 303, вопросы 1,2 устно | 28 | |
61 | Распутин В.Г. Уроки доброты. Нравственная проблематика повести «Уроки французского». | 1 | Новый поворот темы детей на страницах рассказа. Автобиографичность рассказа. | Уметь находить в тексте произведения детали, подтверждающие автобиографичность рассказа | Стр. 303, вопрос 3 устно. | 3.05 | |
62 | Распутин В.Г. Повесть «Уроки французского». Центральный конфликт и основные образы повести. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости. | 1 | Образ учительницы. Характер главного героя, условия его формирования. | Уметь описывать литературного героя. | Стр.303, вопрос 4 письменно. | 5 | |
63 | Вн.чт. М.А. Шолохов «Судьба человека» | Ответить на вопросы | 10 | ||||
64 | Годовая контрольная работа | 1 | Контроль знаний учащихся. | 12 | |||
Из зарубежной литературы-5 | |||||||
65 | Шекспир У. Краткие сведения о писателе. Пьеса «Ромео и Джульетта». Певец великих чувств и вечных тем. | 1 | Биографические сведения. Искусство и литература эпохи Возрождения. Словарная работа: сонет, трагедия, фабула. | Знать жанры драматургии. | Срт.340-344, изучить. | 17 | |
66 | Д. Селинджер «Над пропастью во ржи» | 1 | Основной конфликт , ключевые эпизоды, характеристика действующих лиц | Уметь находить в тексте художественные средства выразительности. | Стр. 345, вопросы 1,3,6 устно. | 19 | |
67 | Сервантес М. Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика и художественная идея романа. | 1 | Биографические сведения о писателе. Образ Дон Кихота. Черты рыцарского романа. | Какие сюжеты в «Дон Кихоте» напоминают черты рыцарского романа. | Стр.359, вопросы 1,2 устно | 24 | |
68 | Сервантес М. Роман « Дон Кихот». Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство. | 1 | Донкихотство. | Понимать термин «донкихотство». Есть ли оно в нашей жизни и нужно ли оно человечеству? При рассуждении уметь приводить примеры из жизни. | Стр. 360, вопросы 4,6 устно. | 26 | |
69 | Гофман «Щелкунчик». Тема добра и зла, тьмы и света | 1 | Познакомить учащихся со сказкой; выявить основные проблемы трагедии, учить составлять простой план письменного текста, пересказывать по плану. Развивать в учениках способности размышлять, развивать технику чтения, развивать устную и письменную речь. Воспитать интерес к литературе | 31 | |||
70 | Итоговый урок. Что читать летом. | Внеклассное чтение | Уроки будут сжаты, даты будут проставлены в листе корректировки |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Статус документа
Данная рабочая программа составлена и реализуется в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Закон российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции);
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 г., №1089;
3) Примерная государственная программа по русскому языку, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
4) Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 09.03.2004, №1312;
5) Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2016/2017 учебный год (утверждены приказом Минобрнауки РФ от 31 марта 2014 г. №253; приказ МО и Н РФ №38 от 26.01.2016 г. (с изменениями и дополнениями);
Региональный базисный учебный план для образовательных учреждений РТ на 2016-2017 учебный год, реализующих программы начального общего и основного общего образования, утвержденного приказом МО и Н РТ №4154/12 от12 июля 2012 г.;
- Программа по литературе для 8 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Г. С. Меркина, М.: Русское слово, 2009.
- Учебный план школы;
9) Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в МБОУ «СОШ№24» г. Альметьевск.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Структура документа
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: титульный лист, пояснительную записку; календарно-тематическое планирование, нормы оценки, КИМы для проведения итоговых контрольных работ.
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
На уроках литературы ученики должны решать следующие задачи:
- сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;
- осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;
- освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
- овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;
- воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;
- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
Программа второго концентра рассчитана на 2 часа в неделю.
Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, поэтому особое место в программе отводится теории литературы. Теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений.
Система теоретико-литературного понятия – неотъемлемый компонент интеллектуального багажа культурного читателя. Это не значит, что художественное произведение лишь иллюстрирует то или иное понятие. Главными условиями отбора программных произведений являются их эстетическая ценность, гуманистическая направленность, личностно-значимый потенциал и включённость в сферу читательских интересов учащихся а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
В программе представлены также произведения мировой литературы, что обусловлено концепцией литературного образования. Программа строится на основе историко-литературного принципа: главные явления отечественной и мировой литературы представлены согласно этапам развития (от литературы первой половины 19 века до литературы второй половины 19 века).
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
- Выразительное чтение.
- Различные виды пересказа.
- Заучивание наизусть стихотворных текстов.
- Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
- Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
- Устные и письменные интерпретации художественного произведения.
- Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
- Самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование художественного текста, установление связи литературы с другими видами искусств и историей.
- Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учётом мнения оппонента.
- Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Данный курс предусматривает различные формы учебных занятий; уроки-путешествия, исследования, беседы, кино-уроки, проекты и т.д.
Для работы на уроках используются тексты изучаемых произведений, привлекается учебник: Литература. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. /авт.-сост. Г. С. Меркин.-6-е изд.-М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2010.
Формы обучения: урок объяснения нового материала, комбинированный урок, повторительно-обобщающий урок, урок-исследование, урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи, урок анализа письменных (творческих) работ учащихся, видео-урок.
1.Методы работы:
- словесные;
- наглядные.
- практические;
2. По уровню познавательной деятельности:
-Объяснительно-иллюстративный (беседа, сообщение);
- репродуктивный (анализ речевых единиц, их функционирования в речи, построение предложений по моделям и т.д.);
- проблемное изложение изучаемого материала (создание проблемной ситуации);
- эвристический (продуцирование текстов, устное словесное рисование, творческий пересказ);
- исследовательский.
3. По функциям:
- методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся (объяснение учителя, рассказ, иллюстрирование);
- методы закрепления изучаемого материала (беседа, работа с учебником );
- методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала (выполнение аналитико-синтетических упражнений);
- методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков (трансформация текста, конструирование, моделирование);
- методы проверки и оценки знаний, умений и навыков (творческая, контрольная работа).
В целях нормализации учебной нагрузки (учащиеся переходят на новые образовательные Стандарты) по-иному распределён учебный материал.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: поиск и выделение значимых функциональных связей т отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей:
- сравнение, сопоставление, классификация;
- самостоятельное выполнение различных творческих работ;
- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
- осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.)
- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем(текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.);
- составление тезисов, плана, конспекта;
- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Методы и формы обучения
Современный урок литературы - это урок с огромным и воспитательным потенциалом, урок, реализующий принципы научности, историзма в подходе к литературным явлениям и, конечно, ориентированный на развитие интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств учащихся, на формирование их мировоззрения, эстетического осознания, вкусов и потребностей.
Типы уроков литературы
- уроки изучения литературного произведения: вступительные уроки, уроки-чтения и анализа произведения, заключительные, обобщающие уроки;
- Уроки изучения истории и теории литературы: изучение обзорных тем, жизненного и творческого пути писателя, крупных теоретико-литературных понятий, изучение литературно – критических статей;
- Уроки развития речи: обучение видам устной речи, различным видам письменной речи, обучение сочинениям;
- Уроки внеклассного чтения.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования. В учебном плане МБОУ «СОШ №24» в 8 классе также выделяется 70 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю).
Содержание программы учебного курса (70 часов)
Введение (1ч.)
Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс.
Теория литературы: литература и история, писатель и его роль в развитии литературного процесса, жанры и роды литературы.
Из устного народного творчества (2ч.)
Исторические песни: «Возвращение Филарета», «Царь требует выдачи Разина», «Разин и девка-астраханка», «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск». Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни-плачи, средства выразительности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.
Теория литературы: песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины, песня-плач.
Развитие речи: различные виды чтения, составление словаря одной из исторических песен.
Связь с другими искусствами: прослушивание музыкальных записей песен.
Краеведение: запись музыкального фольклора региона.
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча с фольклорным коллективом, вечер народной песни.
Из древнерусской литературы (3ч.)
«Слово о погибели Русской земли», из «Жития Александра Невского». Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Глубина и сила нравственных представлений о человеке: благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси — основные нравственные проблемы житийной литературы; тематическое многообразие древнерусской литературы.
Теория литературы: житийная литература; сказание, слово и моление как жанры древнерусской литературы; летописный свод.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировки и запись выводов, наблюдения над лексическим составом произведений.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Краеведение: запись музыкального фольклора региона.
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча с фольклорным коллективом, вечер народной песни.
Из литературы ХVIII века (3 ч.)
Г.Р. Державин
Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений. «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии.
Теория литературы: традиции классицизма в лирическом тексте.
Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос, запись ключевых слов и словосочетаний.
Н.М. Карамзин
Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность. Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.
Теория литературы: сентиментализм как литературное направление, сентиментализм и классицизм (чувственное начало в противовес рациональному), жанр сентиментальной повести.
Из литературы ХIХ века (31 ч.)
Поэты пушкинского круга.
Предшественники и современники
В.А. Жуковский. «Море», «Невыразимое».
К.Н. Батюшков. «Судь6а Одиссея», «Мой гений».
Е.А. Баратынский. «Чудный град порой сольется...»
А.А. Дельвиг. «Русская песня» («Соловей мой, соловей...»).
Н.М. Языков. «Пловец».
Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга).
Теория литературы: баллада (развитие представлений), элегия, жанровое образование — песня, «легкая» поэзия, элементы романтизма, романтизм.
Развитие речи: составление цитатного или тезисного плана, выразительное чтение наизусть, запись тезисного плана.
Связь с другими искусствами: работа с музыкальными произведениями.
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи поэтов начала ХIХ века».
А.С. Пушкин
Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. «И.И. Пущину» , «19 октября 1825 года», «Песня о Стеньке Разине». «Пиковая дама» (обзор). История написания и основная проблематика. «Маленькие трагедии» (обзор, содержание одного произведения по выбору). Самостоятельная характеристика тематики и системы образов по предварительно составленному плану. «Капитанская дочка»: проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература и история). Система образов повести. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исторической прозы.
Теория литературы: послание, песня, художественно-выразительная роль частей речи (местоимение), поэтическая интонация, историческая повесть.
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть, составление планов разных типов, подготовка тезисов, сочинение.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и музыкальными произведениями. «Пиковая дама» и «Маленькие трагедии» в музыке, театре и кино.
Краеведение: дорогами Гринева и Пугачева (по страницам пушкинской повести и географическому атласу).
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной «Адресаты лирики А.С. Пушкина».
М.Ю. Лермонтов
«Родина». Родина в произведениях поэта. Кавказ в жизни и творчестве. «Мцыри»: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа — основные мотивы поэмы; художественная идея и средства ее выражения; образ-персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри — любимый идеал Лермонтова» (В. Белинский).
Теория литературы: сюжет и фабула в поэме; лироэпическая поэма; роль вступления, лирического монолога; романтическое движение; поэтический синтаксис (риторические фигуры). Романтические традиции.
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, составление цитатного плана, устное сочинение.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «М.Ю. Лермонтов на Кавказе».
Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «М.Ю. Лермонтов — художник».
Н.В. Гоголь
Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь.
«Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу. Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.
Теория литературы: драма как род литературы, своеобразие драматических произведений, комедия, развитие понятий о юморе и сатире, «говорящие» фамилии, фантастический элемент как прием создания комической ситуации, комический рассказ.
Развитие речи: различные виды чтения и комментирования, цитатный план, сочинение сопоставительного характера, формулировка тем творческих работ, подготовка вопросов для обсуждения.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, инсценировка, сценическая история пьесы.
Краеведение: Петербург в жизни и судьбе Н.В. Гоголя.
Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной «долго ли смеяться над тем, над чем смеялся еще Н.В. Гоголь?»; час эстетического воспитания «Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин».
И.С. Тургенев
Основные вехи биографии И.С. Тургенева. «Стихотворения в прозе». Тематика, художественное своеобразие. Произведения писателя о любви: «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера — основное в образе героини.
Теория литературы: лирическая повесть, тропы и фигуры в художественной стилистике повести.
Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, дискуссия, письменная характеристика персонажа, отзыв о прочитанном.
Связь с другими искусствами: подбор музыкальных фрагментов для возможной инсценировки, рисунки учащихся.
Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной (тема дискуссии формулируется учащимися).
Н.А. Некрасов
Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны…», «Тройка». Судьба крестьянки – одна из постоянных тем поэта; своеобразие раскрытия лирического переживания героини.
Теория литературы: фольклорные приемы в поэзии; песня; народность (создание первичных представлений); выразительные средства художественной речи: эпитет, бессоюзие, роль глаголов и глагольных форм.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, составление словаря для характеристики лирического персонажа.
Связь с другими искусствами: использование музыкальных записей.
Стихи и песни о родине и родной природе поэтов XIX века
А.А.Фет, П.А.Вяземский, А.Н.Плещеев, И.З.Суриков и др.
Фет А.А.
Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии поэта «Учись у них: у дуба, у берёзы», «Целый мир красоты». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность – основные мотивы лирики Фета.
А.Н.Островский
Краткие сведения о писателе. «Снегурочка»: своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей.
Теория литературы: драма
Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на эпизод, составление цитатного плана к сочинению.
Связь с другими искусствами: прослушивание грамзаписи, музыкальная версия «Снегурочки» А.Н.Островский и Н.А.Римский-Корсаков.
Л.Н. Толстой
Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола — «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.
Теория литературы: автобиографическая проза, композиция и фабула рассказа.
Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, сочинение-рассуждение.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; рисунки учащихся.
Из литературы ХХ века (22 ч.)
М. Горький
Основные вехи биографии писателя. Свобода и сила духа в изображении М. Горького: «Песня о Соколе», «Макар Чудра», «Мой спутник». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. Специфика песни и романтического рассказа. Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького.
Теория литературы: традиции романтизма, жанровое своеобразие (песня, сказка), образ-символ.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, цитатный план, сочинение с элементами рассуждения.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, кинематографические версии ранних рассказов М. Горького.
Краеведение: книжная выставка «От Нижнего Новгорода — по Руси».
В. В. Маяковский
Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворений. Приемы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения.
Теория литературы: неологизмы, конфликт в лирическом стихотворении, рифма и ритм в лирическом стихотворении.
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «В.В. Маяковский — художник и актер».
Краеведение: «Москва В. Маяковского». Литературная викторина по материалам конкурсных работ учащихся.
О серьезном — с улыбкой
(сатира начала ХХ века)
Н.А. Тэффи. «Сон и чужие», М.М. Зощенко. «Счастливый случай», «О6езьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство; художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота — к фельетону, от фельетона — к юмористическому рассказу.
Теория литературы: литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм (расширение представлений о понятиях).
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, составление словаря лексики персонажа.
А. Грин
Основные вехи биографии. Вопросы любви, добра и доброты, человечности в повести «Алые паруса». Язык и стиль произведения.
Теория литературы: романтическое движение в повести.
Развитие речи: сочинение-рассуждение, диспут, дискуссия.
Связь с другими искусствами: «Алые паруса» в кино и на балетной сцене.
Заболоцкий Н.А. «Я не ищу гармонии в природе». Тема творчества в лирике поэта
«Старая актриса», «Некрасивая девочка». Тема красоты в лирике поэта
Поэзия М.В.Исаковского.
В.П. Астафьев
Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева: «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.
Развитие речи: различные виды чтения, сложный план к сочинению, подбор эпиграфа.
Краеведение: выставка «На родине писателя» (по материалам периодики и произведений В.П. Астафьева).
Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Музы не молчали»
А.Т. Твардовский
Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского: А.Т.Твардовского: «За далью-даль». Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной – один из основных мотивов. Образ автора.
Теория литературы: дорога и путешествие в эпосе Твардовского.
Развитие речи: различные виды чтения, цитатный план.
Краеведение: о России — с болью и любовью (выставка произведений А. Твардовского).
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Судьба Отчизны»
В.Г. Распутин
Основные вехи биографии писателя. ХХ век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки французского». Новый поворот темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества.
Теория литературы: развитие представлений о типах рассказчика в художественной прозе.
Развитие речи: составление словаря понятий, характеризующих различные нравственные представления, подготовка тезисов к уроку-диспуту.
Связь с другими искусствами: повесть В. Распутина на киноэкране.
М.А. Шолохов
«Судьба человека»
Из зарубежной литературы (5ч.)
У. Шекспир
Краткие сведения о писателе. Темы и мотивы сонетов. Вечные темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах Шекспира. «Ромео и Джульетта». Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта» на русской сцене.
Теория литературы: сонет, трагедия (основные признаки жанра).
Связь с другими искусствами: история театра.
М. Сервантес
Краткие сведения о писателе. «Дон Кихот»: основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземленное, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ дон Кихота. Позиция писателя. Тема дон Кихота в русской литературе, донкихотство.
Теория литературы: роман, романный герой.
Развитие речи: дискуссия, различные формы пересказа, сообщения учащихся.
Д. Селинджер «Над пропастью во ржи»
Гофман «Щелкунчик». Тема добра и зла, тьмы и света
Для домашнего чтения
Из устного народного творчества
«В темном лесе, темном лесе...», «Уж ты ночка, ты ноченька темная...» , Ивушка, ивушка, зеленая моя!..»
Из древнерусской литературы
Из «Моления Даниила Заточника», «Поход князя Игоря Святославовича Новгородского на половцев».
Из литературы ХIХ века
И.А. Крылов. «Кошка и Соловей»; В.А.Жуковский. «Кубок»; К.Ф. Рылеев. «Державин»; П.А.Вяземский. «Тройка»; Е.А. Баратынский. «Мой дар убог, и голос мой негромок...», «Муза»; А.С. Пушкин. «Муза, 3олото и булат», «Друзьям», «Вновь я посетил…»; М.Ю. Лермонтов. «Дары Терека», «Маскарад», Н.В. Гоголь. «Портрет»; И.С. Тургенев. «Три встречи», «Вешние воды», «Первая любовь»; Н.А. Некрасов. «Коробейники», «Душно! без счастья и воли...», «Ты всегда хороша несравненно...», «Дедушка»; А.А. Фет. «На заре ты ее не буди...», «Буря на небе вечернем...», «Я жду... Соловьиное эхо»; Л.Н. Толстой. «Холстомер».
Из литературы ХХ века
М. Горький. «Сказки об Италии»; А.А. Ахматова. «Вечером», «Вечерние столы, часы перед столом...», «Проводила друга до передней...»; М.И. Цветаева. «Генералам 1812 года»; С.А. Есенин. «Письмо матери»; Б.Л. Пастернак. «Быть знаменитым некрасиво…»; А. Грин. «Бегущая по волнам»; В.П. Астафьев. «Ангел-хранитель»; Я.В. Смеляков. «Хорошая девочка Лида»; В. Шаламов. «Детский сад»; В.М. Шукшин. «Гринька Малюгин», «Волки»; В.Ф. Тендряков. «Весенние перевертыши»; Д.С. Лихачев. «3аметки о русском».
Из зарубежной литературы
В. Гюго. «Девяносто третий год».
График продолжительности и последовательности изучения разделов
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | |||
Примерная программа | Учебный план | Рабочая программа | творческие | контроль ные | ||
1 | Введение | 1 | 1 | 1 | ||
2 | Из устного народного творчества | 2 | 2 | |||
3 | Из древнерусской литературы | 3 | 3 | |||
4 | Из литературы 18 века | 3 | 3 | |||
5 | Из литературы 19 века | 31 | 31 | 2 | 1 | |
6 | Из литературы 20 века | 22 | 22 | 1 | 1 | |
7 | Из зарубежной литературы | 5 | 5 | |||
8 | Итоговый урок | 1 | 1 | |||
Резерв | 2 | 2 | ||||
итого | 70 | 70 | 70 | 3 | 2 |
Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 8 класса
В результате изучения литературы ученик должен знать:
знать/понимать
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творческого пути классиков;
изученные теоретико-литературные понятия.
уметь
воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
определять род и жанр литературного произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Основные виды деятельности по освоению литературных произведений
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение;
- различные виды пересказа;
- заучивание наизусть стихотворных текстов;
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- анализ и интерпретация произведений;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание изложений с элементами сочинения;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Перечень учебно-методического обеспечения
Учебник: Литература. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2-х частях./автор-составитель Г.С. Меркин.- 7-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2011)
Дополнительная литература: «Поурочные разработки по литературе в 8 классе, И. В. Золотарева, Н. В. Егорова, М.: Вако, 2006
Литература для учащихся
Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.
Учебник: Г. С. Меркин «Литература, 8 класс», М.: Русское слово, 2008.
Литература для учителя
Аркин И.И. Уроки литературы в 8 классе: Практическая методика: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008.
Учебник: Г. С. Меркин «Литература, 8 класс», М.: Русское слово, 2008.
Дополнительная литература: «Поурочные разработки по литературе в 8 классе, И. В. Золотарева, Н. В. Егорова, М.: Вако, 2006
Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.
Сборник нормативных документов. Литература . Федеральный компонент государственного стандарта. Москва, Дрофа, 2007
В. Я. Коровина «Методические советы по литературе, 8 класс», Москва, просвещение, 2001 г.
О. В. Касперская «Анализ художественного текста, 5-11 класс», Волгоград, Учитель, 2010
Мультимедийные пособия.
Фонохрестоматия для учебника литературы 8 класс.
Уроки литературы в 8 классе. Издательство Кирилла и Мефодия.
Аудиокнига «5-9 классы: Стихи для разучивания наизусть»
Аудиокнига «Классическая литература»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 7 класс по учебнику Меркина
Рабочая программа составлена в соответствии с образовательными стандартами и программой...
Рабочая программа по литературе 6 класс под редакцией В. Я. Коровиной (Программы общеобразовательных учреждений. ) 1 час в нелелю
Программа предназначена для учителей , работающих с детьми, находящимися на домашнем обучении...
Рабочая программа по литературе. 5 класс (по учебнику Меркина)
Рабочая программа разработана по учебному комплексу под редакцией Меркина из расчета 2 часа в неделю. В программе дана пояснительная записка, краткое содержание курса, календарно-тематическое планиров...
Рабочая программа по литературе 6 класс по учебнику Меркина Г.С.
Данная рабочая программа составлена методически верно. Учебно-тематический план полностью соответствует программе по литературе Г.С.Меркина....
Рабочая программа по литературе 7 класс по учебнику Меркина Г.С.
Данная рабочая программа разработана методически верно и полностью соответствует программе по литературе Г.С.Меркина....
Рабочая программа по литературе 5 класс (Г.С.Меркин)
Рабочая программа по литературе для 5 класса...
Рабочая программа по литературе 7 класс к учебнику Меркин Г.С.
Рабочая программа по литературе 7 класс к учебнику Меркин Г.С. расчитана на 70 часов....