Урок литературы в 7 классе "Взаимоотношения детей, взаимопомощь и взаимовыручка в рассказе Ю.П.Казакова "Тихое утро"
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме
Авторская разработка интегрированного урока открытия нового знания комбинированного типа с применением технологии проблемного обучения по программе В.Я.Коровиной с презентацией. Урок направлен на отработку умений восприятия новой информации с последующей фиксацией знаний, на совершенствование умений сравнительной характеристики героев и работы с информацией, важной в любой сфере деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_yu.p.kazakovu.pptx | 2.48 МБ |
urok_literatury_bahtina_s.v.docx | 39.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Взаимоотношения детей, взаимопомощь и взаимовыручка в рассказе Ю.П. Казакова «Тихое утро»
. Задачи урока: познакомиться с творчеством Ю.Казакова; совершенствовать навыки анализа текста; воспитать желание помогать друг другу.
Что такое взаимопомощь? Взаимопомощью, или взаимной помощью, принято называть сотрудничество двух и более людей, направленно е на оказание помощи друг другу в какой-то деятельности. С давних времен взаимопомощь была присуща человеческому обществу, так как обеспечивала его выживаемость в суровых условиях.
Что такое взаимовыручка? Взаимовыручка (по Ефремовой)- взаимная, обоюдная помощь, выручка в каком-л. деле.
Казаков Юрий Павлович – русский писатель-прозаик ( 1927-1982 )
В ЭТОМ ДОМЕ НА АРБАТЕ РОДИЛСЯ Ю. П. КАЗАКОВ
Но уже в 1952 Казакова увлекает литературное творчество, он пишет первые произведения и круто меняет свою жизнь.
1953- 1958 – обучение в литературном институте им. М. Горького.
С момента окончания института появляются удивительно музыкальные , точные по словесному рисунку и неповторимые по описаниям природы рассказы Ю.П.Казакова. .
В 1956 г. Казаков впервые поехал на Белое море и с тех пор “заболел” Севером .
В 1969 выходит сборник рассказов «Осень в дубовых лесах», в 1977 – «Во сне ты горько плакал».
29 ноября 1982 в возрасте 55 лет Ю.Казаков скончался. Посмертно была издана его книга "Две ночи" ("Разлучение душ"), в которой были собраны еще не опубликованные произведения, в том числе и незаконченные
На доме, где родился Ю. П. Казаков, установлена мемориальная доска
Верные утверждения. + 1. Юрий Павлович Казаков родился в Москве. 3. Казаков играл на виолончели и контрабасе. 5. Ю.П.Казаков учился в литературном институте им. М.Горького. 6. Ю.П.Казаков написал книги “На полустанке”, “По дороге”, “Легкая жизнь”, “Голубое и зеленое”, “Запах хлеба”, “Арктур – гончий пес”, “Двое в декабре” и др. 9. Любимый жанр Юрия Казакова – рассказ. 10. Юрий Казаков очень любил русский Север. 11. После смерти Юрия Казакова продолжали печатать его книги.
Проблемный вопрос: смогут ли Яшка и Володя, имеющие разное представление о мире, прийти к взаимопониманию ?
Групповая работа. Группа №1. «Прекрасное утро», «Яшка будит Володю». Какое настроение было у Яшки утром, и что его разозлило. Как при этом ведет себя Володя? Найдите слова, передающие состояние героев (стр. 188,189,190).
Группа №2. «У колодца» . Как и почему стало меняться отношение Яшки к Володе? Чему завидовал и чем восхищался Володя, глядя на Яшку? (Стр.190, 191). Найдите слова, передающие состояние героев
Группа №3. « По дороге на рыбалку» . Какими своими знаниями об окружающем мире, о природе поделился деревенский житель Яшка с москвичом Володей и как слушал его Володя? Найдите слова, передающие состояние героев. (Стр.192)
Группа №4. «Омут» . Найдите описание реки и омута (укажите ключевые слова). Какое настроение оно создает у героев? (Стр.193 -194).
И.Левитан «У омута».
Значение слова «омут»: по Ефремовой: Омут - 1. Глубокая яма на дне реки или озера. 2. Быстрина, водоворот, вымывающие на дне реки, озера яму. 3. перен. Обстановка, среда, которая затягивает, засасывает человека, делает безвольным, безличным. по Ожегову: Омут - Глубокая яма на дне реки, озера.
Группа №5. "Рыбалка" . Каковы настроения мальчиков во время рыбалки? Как ведет себя Володя, глядя на Яшку, пытавшегося безуспешно вытянуть рыбу. Найдите слова, передающие состояние героев. (Стр. 195-196).
Группа №6. «Володя тонет» . Какие чувства испытывает Яшка, понимая, что Володя тонет, и почему, не пробежав и 10 шагов, Яшка остановился, будто споткнувшись, чувствуя, что, « убежать никак нельзя»? Найдите слова, показывающие, что Яшке страшно. Каково состояние Володи? (Стр. 197-198)
Как помочь утопающему?
Какое главное правило должен знать спасающий? (Никогда не подплывать к утопающему спереди, не давать ему схватиться руками!) - В этой драматической ситуации Володя становится случайной жертвой, а Яша, подчиняясь природному инстинкту самосохранения, сначала бежит с места происшествия. Только лишь страх владеет мальчиком в эти минуты. Но другое безотчетное чувство заставляет его вернуться к гибельному месту. Что это за чувство?
Группа №7. «Спасение Володи». « Истинная любовь». Почему Яшка плачут мальчики? Из-за слабости? (Стр.200)
Возвращаемся к проблемному вопросу! - Теперь смело можно сказать, что, несмотря на все различия мальчиков, оба они добры, сердечны, готовы помочь друг другу. Взаимовыручка, которую проявляет Яша, меняет наше отношение к этому герою. Это, действительно, мерило нравственности человека. - Попробуем заглянуть в будущее героев. Станут ли они друзьями? Почему вы так думаете? (Главное в жизни оставаться Человеком, несмотря ни на какие испытания, быть добрым, милосердным)
Домашнее задание. Продолжите письмо: "Здравствуй, дорогой друг! Знаешь ли ты, что такое взаимопомощь? Встречалась ли тебе такая помощь в жизни? Может быть, ты читал какие-либо произведения, рассказывающие об этом? Из рассказа "Тихое утро" Ю.П.Казакова я понял, что это... Это понятие в произведении раскрывается так..."
Прием «Колесо проблем»
Благодарю за внимание! Желаю чувствовать помощь других и помогать самим!
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 7 классе "Взаимоотношения детей, взаимопомощь и взаимовыручка в рассказе Ю.П. Казакова «Тихое утро» (Урок открытия нового знания). Учитель Бахтина С.В.
Аннотация: карта интегрированного урока открытия нового знания комбинированного типа с применением технологии проблемного обучения по программе В.Я.Коровиной с презентацией. Урок направлен на отработку умений восприятия новой информации с последующей фиксацией знаний, на совершенствование умений сравнительной характеристики героев и работы с информацией, важной в любой сфере деятельности. Содержание урока позволяет формировать важнейшее нравственное качество личности, необходимое в жизни, - способность проявлять взаимопомощь и взаимовыручку. Это качество пригодится в любой профессии. В содержании урока рассмотрена ситуация оказания помощи тонущему и варианты ее решения, что позволяет формировать деятельностный подход в обучении. Предложенная ситуация учит ориентироваться в экстремальной ситуации.
Цели урока: обучение учащихся работе с текстом художественного произведения; вовлечение учащихся в размышления об истинной дружбе и об испытаниях, которые пришлось пройти героям рассказа; воспитание чувств взаимопомощи, доброты.
Задачи урока:
-обучающие: кратко познакомить учащихся с творчеством Ю.Казакова, учиться анализировать сложные жизненные ситуации и реагировать на них действиями;
-развивающие: совершенствовать навыки работы с информацией и анализа текста, составления сравнительных характеристик героев; обратить внимание на роль описаний природы в раскрытии внутреннего мира героев;
-воспитывающие: воспитание любви к родному слову, русской литературе. воспитание на материале художественного текста гуманистических чувств: любви и уважения к человеку, сострадания, сопереживания и способности проявлять взаимовыручку.
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал, речь учителя.
Оборудование и материалы: Учебник. Литература 7 класс, ч.2 (автор-составитель В.Я.Коровина), презентация к уроку , доска для записей, экран, проектор, ролик с притчей.
Этап урока | Виды работы, формы, методы, приемы | Содержание педагогического взаимодействия | Формируемые УУД | Планируемые результаты | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||
1.Приветствие, мотивация. | Фронтальная. Эмоциональный настрой на урок. | - Здравствуйте, ребята. Ребята, садитесь и проверьте, пожалуйста, готовность к уроку. Мы продолжаем знакомство с творчеством русских писателей второй половины ХХ века. Сегодня на уроке мы узнаем о Казакове Юрии Павловиче и его произведении. Но прежде: Чтоб урок наш стал светлее, Мы поделимся добром. Вы ладони протяните, В них любовь свою вложите, Ей с друзьями поделитесь И друг другу улыбнитесь. | Приветствуют. Протягивают друг другу ладони и улыбаются. | Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Личностные: освоение социальных норм, ролей и форм социальной жизни. |
2.Определение темы урока, постановка цели и задач. | Фронтальная. Метод поисково-исследовательский. | - Послушайте, пожалуйста, притчу С.В.Копыловой "Донор" и скажите, о чем она? Схоже чем-либо это произведение и рассказ, который вы читали дома? Теперь посмотрите, пожалуйста, на слайд. Что вы видите на картинках? (помощь, взаимопомощь в отношениях). Предположите, пожалуйста, тему урока. "Взаимоотношения детей, взаимопомощь и взаимовыручка в рассказе Ю.П. Казакова «Тихое утро». Откройте тетради и запишите ее. Определите, пожалуйста, цель урока. Молодцы! | Смотрят ролик. Озвучивают варианты. Отвечают. Записывают. Определяют. (воспитание гуманистических чувств по отношению к друзьям). Задачи урока: познакомиться с творчеством Ю.Казакова; совершенствовать навыки анализа текста, воспитать желание помогать друг другу. | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; содействие развитию мыслительных операций: сравнение анализ. Личностные УУД: самоопределение. Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения. | Метапредметные: развитие умения создавать обобщения, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи и делать выводы. |
3. Изложение нового материала. | Индивидуальная, парная. Словесный метод. Наглядный метод. | - Ребята, обратите, пожалуйста, внимание на листы самооценки, которые лежат на ваших партах. Прошу вас анализировать свои действия на каждом этапе, занося результаты в листы самооценки. Теперь давайте узнаем некоторые сведения о писателе. Каждому из вас дали карточку с набором утверждений. Вы должны прослушать сообщение о писателе и отметить верные утверждения значком “+”, а неверные значком “–” в течение моей лекции. По окончании лекции: теперь обменяйтесь, пожалуйста, листочками. Взаимопроверка. Верные ответы на слайде. Разбалловка и на слайде, и на листочках. | Делают первичные записи в листы самооценки. Слушают. Работают. Обмениваются. Проверяют и оценивают друг друга. | Познавательные: содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Метапредметные: развитие умения устанавливать аналогии. |
4.Физкультминутка "Рыбалка" | Фронтальная | - А сейчас мы отправляемся на рыбалку. Сначала накопаем червей, затем идем к реке, насаживаем червяка, закидываем удочку, вытаскиваем большущую рыбу. | Наклоняются и делают вид, что копают, идут на месте, наклоняются вперед, делают движение руками, закидывая воображаемую удочку, тянут, прикладывая силы. | ||
4. Восприятие и осознание учащимися нового материала (на основе прочитанного дома рассказа) | Групповая. Частично-поисковый метод. | Автор многих рассказов, Казаков, предстаёт перед читателем как поэт родной природы (наверное, в рассказе вы заметили, взаимосвязь человека и природы ), как писатель, которого волнуют проблемы смысла жизни и счастья, нравственной чистоты. Как правило, в основе его рассказов лежит действительный случай. То же можно сказать и о рассказе “Тихое утро” (1954), о котором мы и поведём речь на сегодняшнем уроке. -Кто главные герои рассказа? -Как вы думаете, наши герои, Яша и Володя, одинаковые? Почему? - Как будет звучать проблемный вопрос урока? В процессе работы на уроке мы должны раскрыть проблему взаимоотношений Яшки и Володи: смогут ли Яшка и Володя, имеющие разное представление о мире, прийти к взаимопониманию? Правила работы в группе: группа выбирает ответственного, который отвечает и следит за теми, кто работает активно, одновременно оценивая и внося результаты на карточки с вопросами в таком порядке: фамилия, оценка. Другие группы слушают и рецензируют выступающего, при необходимости дополняя. Не забывайте, пожалуйста, о листах самоанализа. В процессе групповой работы учитель обращает особенное внимание на слайды, на которых изображено, как следует вести себя в экстремальной ситуации на воде. | Слушают.
Отвечают. Отвечают. Отвечают. Внимательно слушают. | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Личностные: освоение социальных норм, ролей и форм социальной жизни, развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем. Метапредметные: развитие умения устанавливать аналогии, причинно-следственные связи и делать выводы, определять способы действий в рамках предложенных условий; работать в группе. Предметные: развитие умения участвовать в обсуждении прочитанного, аргументировать свое мнение и создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера. |
5. Закрепление изученного материала. | Фронтальная. | - Итак, какое чувство заставляет Яшку вернуться к гибельному месту. Что это за чувство? (Стыд за то, что ударил в воде Володю, взаимопомощь, взаимовыручка) Теперь смело можно сказать, что, несмотря на все различия мальчиков, оба они добры, сердечны, готовы помочь друг другу. Взаимовыручка, которую проявляет Яша, меняет наше отношение к этому герою. Это, действительно, мерило нравственности человека. (Главное в жизни оставаться Человеком, несмотря ни на какие испытания, быть добрым, милосердным). | Отвечают. | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности прийти на помощь другу в сложной жизненной ситуации. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Метапредметные: развитие умения создавать обобщения, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи и делать выводы. Предметные: развитие умения участвовать в обсуждении прочитанного, аргументировать свое мнение и создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера. |
6. Дом. задание. Оценивание. | - Напишите, пожалуйста, письмо другу, в котором рассказываете, что такое взаимопомощь и в каких ситуациях она должна проявляться. | Участвуют в оценивании. | |||
7. Рефлексия. | Приемы "Микрофон", "Колесо проблем", "Узелок на память". | Учитель подносит ученику микрофон и предлагает продолжить начатое: "Сегодня я понял...", "Сегодня у меня получилось...", "Сегодня я узнал, что взаимопомощь...". - Представьте, что катится "колесо проблем". Какие проблемы из произведения мы выделим? - Прослушайте, пожалуйста, стихотворение Я.Хелемского. В минуты принятий важных решений, вспомните его, пожалуйста. (После чтения наизусть учитель передает каждому ученику открытки со стихотворением). - Благодарю за внимание! | Продолжают предложения. Отвечают. Слушают. | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Метапредметные: развитие умения создавать обобщения, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи и делать выводы. Предметные: развитие умения аргументировать свое мнение и создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера. Личностные: освоение социальных норм, ролей и форм социальной жизни, развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 8 классе "Искупить, доказать, оправдаться" по рассказу Бориса Горбатова "Дезертир"
...
Интегрированный урок литературы и граждановедения в 6 классе «Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». Название: «Жить надо по совести».
Цели урока - формирование умения анализировать текст художественного произведения, воспитание нравственных качеств личности, стремления разобраться в трудных ситуациях, умения найти и принять верное р...
Разработка урока литературы 6 класс по теме "Образ учителя в рассказе В.Г.Распутина "Уроки французского".
Комбинированный уроклитературы с использованием ИКТ...
Урок литературы в 6 классе по теме: «Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».
Второй урок в цикле уроков в 6 классе, посвященных творчеству Тургенева...
Урок литературы : работа над выразительным чтением и анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее утро"
Конспект урока включает в себя план по развитию выразительного чтения,составление плана для анализа стихотворения и другие методические приемы....
Урок литературы «Поэты о Великой Отечественной войне. А. Твардовский «Рассказ танкиста». К. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете…» Учебный предмет, класс: литература, 5 класс.
Урок литературы в 5 классе направлен на воспитание уважительного отношения к историческому прошлому нашего народа....
Литература Технологическая карта урока литературы в 6 классе “Встреча с ангелом…” (по рассказу Л.Н.Андреева “Ангелочек”).
И в созерцании впервыеДитя познало красоту,Лелея грезы золотыеИ чистой радости мечту....