Урок литературы : работа над выразительным чтением и анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее утро"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Конспект урока включает в себя план по развитию выразительного чтения,составление плана для анализа стихотворения и другие методические приемы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема урока: « Работа над выразительным чтением и анализ стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро».
Цель урока: научить анализировать и выразительно читать стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро»
Задачи:
1.Познакомить с творчеством А.С.Пушкина,расширить знания о биографии писателя.
2.Учить выразительному чтению по составленному алгоритму.
3.Составить план анализа стихотворения.
4.Повторить средства выразительности художественного текста и найти их в стихотворении.
5.Определить роль природы и мироощущения автора в стихотворении.
Оборудование: мультимедийный проектор,доска,раздаточный материал.
Ход урока.
- Урок литературы начинается с того,что учитель читает стихотворение «Зимнее утро» и затем спрашивает учащихся,кто автор данного стихотворения.Если ученики не отвечают,то учитель задает наводящие вопросы:
- Какой поэт очень любил зиму и не любил весну?
- Какой поэт дрался на дуэли с Дантесом и был смертельно ранен?
- Кто написал известные сказки « О попе и работнике Балде», «Золотая рыбка»?
- Далее на доске появляется портрет А.С.Пушкина и дается дополнительная биографическая информация.
- Ребятам раздаются карточки с отрывками стихотворений А.С.Пушкина.по которым они вспоминают известные им произведения.
- Учитель просит учеников прочитать стихотворение про себя.
- Учитель задает вопросы:
- Каким настроением наполнено стихотворение? Какова роль знаков препинания. Найдите строчки подтверждающие ваше мнение.
- Сколько строф в данном стихотворении?(5 строф)
- Сколько строчек содержит каждая строфа? (6 строк)
- Какой вид рифмы использует Пушкин? ( парная,кольцевая)
Класс делится на 5 групп.Каждая группа выписывает в тетрадь из строфы рифмующиеся слова.Проверка.
Далее идет работа с каждой строфой.
Сначала строфа читается выразительно учителем,затем 2-3 учениками.
Затем стрелками вверх и вниз отмечается интонации стихотворения.
Затем расставляются паузы соответствующими обозначениями:
1 вертикальная палочка — короткая пауза(запятые,восклицательные,вопросительные знаки,2 палочки- длинная пауза(двоеточие,тире,точка,многоточие))
(Условные обозначения на экране проектора)
Ученики вместе с учителем подчеркивают слова,на которые падает логическое ударение)
- Разобранная полностью строфа с условными обозначениями появляется на доске.Учащиеся читают строфу соответственно разбору.
- Далее учитель дает аналогичное задание по группам разобрать остальные строфы. Каждая группа зачитывает свои строфы.Идет правка совместно с учителем.
- Несколько учеников зачитывают все стихотворение с учетом разбора.
Возвращаемся к анализу стихотворения.
- О чем данное стихотворение?
- К кому обращается поэт в своем стихотворении?
- Сколько частей в стихотворении? По какому принципу разделили на части? ( 1 строфа-1 часть,2строфа-вторая часть,3,4,5 строфа-3 часть).
Учитель просит учеников составить вопросы к каждой части.Ответы записываются в виде плана стихотворения.
- С помощью каких выразительных средств воссоздается картина зимнего утра в стихотворении и настроение?(Повторяются выразительные средства,составляется таблица) Ученики выписывают примеры выразительных средств по рядам в таблицу.Проверка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 5 классе "С.Есенин.Анализ стихотворения "Береза"
Изучение творчества великого русского поэта С. Есенина начинается в начальной школе и продолжается в среднем звене. С каждым погружением в биографию и творчество поэта происходит расширени...
Урок литературы "В гостях у Сергея Есенина. Анализ стихотворения Черёмуха"
Открытый урок в 6-ом классе в конкурсе "Учитель года 2013" среди учителей родного языка и литературы...
Урок литературы в 11 классе по теме: Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Молодость»
Урок разработан и проведен в рамках районного конкурса «Инновационные образовательные технологии в современном уроке» учителем русскогоязыка и литературы МОУ «СОШ с. Сальское» Терёхиной В. Н....
Урок литературы в 12 классе по теме "Анализ стихотворения С.Есенина"Отговорила роща золотая "в слабослышащем классе
Урок литературы в классе для слабослышащих детей...
Методическая разработка урока литературы в 11 классе «Комплексно-семиотический анализ стихотворений А.А. Блока о Прекрасной Даме»
Методическая разработка урока литературы в 11 классе «Комплексно-семиотический анализ стихотворений А.А. Блока о Прекрасной Даме»Учитель русского языка и литературы – Мордвинова Наде...
Презентация к уроку литературы в 7 классе по теме "Анализ стихотворения А.С. Пушкина "19 октября" (1825)"
Презентация к уроку литературы в 7 классе по теме "Анализ стихотворения А.С. Пушкина "19 октября"...
Конспект урока литературы в 5 классе по теме «Анализ стихотворения «Бородино»
Конспект урока литературы в 5 классе по теме «Анализ стихотворения «Бородино»...