Урок литературы : работа над выразительным чтением и анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее утро"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Завитаева Елена Владимировна

Конспект урока включает в себя план по развитию выразительного чтения,составление плана для анализа стихотворения и другие методические приемы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Тема урока: « Работа над выразительным чтением и анализ стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро».

  Цель урока: научить анализировать и выразительно читать стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро»

 Задачи:

1.Познакомить с творчеством А.С.Пушкина,расширить знания  о биографии писателя.

2.Учить выразительному чтению по составленному алгоритму.

3.Составить план анализа стихотворения.

4.Повторить средства выразительности художественного текста и найти их в стихотворении.

5.Определить роль природы и мироощущения автора в стихотворении.

 Оборудование: мультимедийный проектор,доска,раздаточный материал.  

                                    Ход урока.

  1. Урок литературы начинается с того,что учитель читает стихотворение «Зимнее утро» и затем спрашивает учащихся,кто автор данного стихотворения.Если ученики не отвечают,то учитель задает наводящие вопросы:

- Какой поэт очень любил зиму и не любил весну?

- Какой поэт дрался на дуэли с Дантесом и был смертельно ранен?

-  Кто написал известные сказки « О попе и работнике Балде», «Золотая рыбка»?                                    

  1. Далее на доске появляется портрет А.С.Пушкина и дается дополнительная биографическая информация.
  2. Ребятам раздаются карточки с отрывками стихотворений А.С.Пушкина.по которым они вспоминают известные им произведения.
  3. Учитель просит учеников прочитать стихотворение про себя.
  4. Учитель задает вопросы:

- Каким настроением наполнено стихотворение? Какова роль знаков препинания. Найдите строчки подтверждающие ваше мнение.

- Сколько строф в данном стихотворении?(5 строф)

- Сколько строчек содержит каждая строфа? (6 строк)

- Какой вид рифмы использует Пушкин? ( парная,кольцевая)

Класс делится на 5 групп.Каждая  группа выписывает в тетрадь из строфы рифмующиеся слова.Проверка.

Далее идет работа с каждой строфой.

Сначала строфа читается выразительно учителем,затем 2-3 учениками.

Затем стрелками вверх и вниз отмечается интонации стихотворения.

Затем расставляются паузы соответствующими обозначениями:

1 вертикальная палочка — короткая пауза(запятые,восклицательные,вопросительные знаки,2 палочки- длинная пауза(двоеточие,тире,точка,многоточие))

(Условные обозначения на экране проектора)

Ученики вместе с учителем подчеркивают слова,на которые падает логическое ударение)

  1. Разобранная полностью строфа с условными обозначениями появляется на доске.Учащиеся читают строфу соответственно разбору.
  2. Далее учитель дает аналогичное  задание по группам разобрать остальные строфы. Каждая группа зачитывает свои строфы.Идет правка совместно с учителем.
  3. Несколько учеников зачитывают все стихотворение с учетом разбора.

Возвращаемся к анализу стихотворения.

  1. О чем данное стихотворение?
  2. К кому обращается поэт в своем стихотворении?
  3. Сколько частей в стихотворении? По какому принципу разделили на части? ( 1 строфа-1 часть,2строфа-вторая часть,3,4,5 строфа-3 часть).

Учитель просит учеников составить вопросы к каждой части.Ответы записываются в виде плана стихотворения.

  1. С помощью каких выразительных средств воссоздается картина зимнего утра в стихотворении и настроение?(Повторяются выразительные средства,составляется таблица) Ученики выписывают примеры выразительных средств по рядам в таблицу.Проверка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 5 классе "С.Есенин.Анализ стихотворения "Береза"

Изучение творчества великого русского поэта С. Есенина начинается в начальной школе и продолжается в среднем звене. С каждым погружением  в биографию и творчество поэта происходит расширени...

Урок литературы "В гостях у Сергея Есенина. Анализ стихотворения Черёмуха"

Открытый урок в 6-ом классе в конкурсе "Учитель года 2013" среди учителей родного языка и литературы...

Урок литературы в 11 классе по теме: Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Молодость»

Урок разработан и проведен в рамках районного конкурса «Инновационные образовательные технологии в современном уроке» учителем русскогоязыка и литературы МОУ «СОШ с. Сальское» Терёхиной В. Н....

Методическая разработка урока литературы в 11 классе «Комплексно-семиотический анализ стихотворений А.А. Блока о Прекрасной Даме»

Методическая разработка урока литературы в 11 классе «Комплексно-семиотический анализ    стихотворений А.А. Блока о Прекрасной Даме»Учитель русского языка и литературы – Мордвинова Наде...

Презентация к уроку литературы в 7 классе по теме "Анализ стихотворения А.С. Пушкина "19 октября" (1825)"

Презентация к уроку литературы в 7 классе по теме "Анализ стихотворения А.С. Пушкина "19 октября"...

Конспект урока литературы в 5 классе по теме «Анализ стихотворения «Бородино»

Конспект урока литературы в 5 классе  по теме «Анализ стихотворения «Бородино»...