Урок литературы «Поэты о Великой Отечественной войне. А. Твардовский «Рассказ танкиста». К. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете…» Учебный предмет, класс: литература, 5 класс.
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Урок литературы в 5 классе направлен на воспитание уважительного отношения к историческому прошлому нашего народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury.docx | 18 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы «Поэты о Великой Отечественной войне. А. Твардовский «Рассказ танкиста». К. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете…»
Учебный предмет, класс: литература, 5 класс.
Учебник: учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной, 5 класс.
Тема урока: Поэты о Великой Отечественной войне. А. Твардовский «Рассказ танкиста». К. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете…»
Цели и задачи урока:
1.Образовательная: познакомить с творчеством А. Твардовского, К. Симонова.
2. Воспитательные (формирование личностных УУД): ценить и принимать нравственные ценности: защита Родины, историческая память, горе; уважать историческое прошлое своего народа.
3.Развивающие (формирование познавательных, коммуникативных, регулятивных УУД):
Познавательные:
- умение выборочно передавать содержание материала;
- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.
Коммуникативные:
- участвовать в диалоге;
- оформлять свои мысли в устной речи;
- читать выразительно поэтические произведения.
Регулятивные:
- использовать при выполнении задания различные средства: ИКТ, художественная литература, учебная литература, фильмы;
- уметь давать самооценку.
Методические приёмы:
Слово учителя, сообщения учеников, эвристическая беседа, прослушивание грамзаписи, выразительное чтение наизусть, творческое задание.
Оборудование: портреты К.Симонова и А.Твардовского, фрагменты песен о войне в формате МР-3, ИКТ.
Ход урока.
1. Организационный момент. Подготовка класса к началу урока.
- Вступительное слово учителя с элементами беседы (проверка знаний учащихся, подготовка к сознательному восприятию материала):
(Звучит песня «Журавли»). Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
«Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!»
А. Твардовский
(Слайд 1)
- О какой войне просит нас помнить Твардовский?
- Чем ужасна война, по вашему мнению?
- Какие чувства может испытывать человек, попавший на войну?
- Постановка целей и задачи урока:
Сегодня мы познакомимся с творчеством двух замечательных поэтов Александра Твардовского и Константина Симонова, которые жили в середине 20 векаи были участниками самой страшной войны в истории человечества.
Читая их произведения, мы узнаем, как поэты показали войну, почувствуем, какие переживания и мысли и пробуждают их произведения.
4. Изучение нового материала.
А) Выступление подготовленных учащихся. (Сообщения о жизни и творчестве А. Твардовского).
Б) Выразительное чтение наизусть стихотворения «Рассказ танкиста» (2-3 учащихся).
Краткая беседа по усвоению произведения: (с учебником)
- Кто, по-вашему, является, главным героем произведения?
- Какой поступок совершил мальчишка? Можно ли его назвать подвигом?
- Какими качествами должен был обладать мальчишка, чтобы помочь советским солдатам?
В) Выступления подготовленных учащихся. (Сообщения о жизни и творчестве К. Симонова).
Г) Объяснение значения слова «лафет».
Д) Выразительное чтение наизусть стихотворения «Майор привёз мальчишку на лафете…» (2-3 учащихся).
Краткая беседа по усвоению произведения:
- Кто герой этого стихотворения?
- Найдите в тексте описание мальчика. Что в нём необычного?
5. Закрепление (Беседа). Так уж случилось, что наша память о войне и все представления о ней мужские. Это и понятно: ведь воевали в основном мужчины. Но с годами люди всё больше и больше начинают постигать подвиг детей на войне, их величайшие страдания. Перед нами предстали детские судьбы, искорёженные войной, потерей близких, утратой детских радостей.
- Удалось ли авторам правдиво изобразить горе и ужас войны?
- Почему картины войны в произведениях поэтов поражают нас своей страшной реальностью?
-Как вы думаете, к кому обращается К. Симонов: «Ты это горе знаешь понаслышке…»
6. Творческое задание.
-Действительно, автор обращается ко всем тем, кто не был на войне. Но мы должны помнить о войне, должны помнить солдат, освободивших мир от страшной беды. Память и благодарность – вот чем мы можем сохранить мир, доставшийся нам от героев войны.
Сегодня мы напишем слова благодарности тем людям, благодаря которым нет в мире седых детей, наши матери и отцы не гибнут под обстрелами. Работать будете в парах. Не забудьте подписать ваши работы. Задание называется: «Спасибо и поклон тебе, солдат!» А накануне праздника Победы ваши работы напечатают в школьной газете и в газете «Приобье – наша газета», где будет выделена специальная рубрика. В течение 4-х минут на приготовленных бумажных звёздах напишите слова благодарности солдатам, победившим в страшной войне. (Проверка: 3-4 человека).
7. Рефлексия. Учащиеся заполняют таблицу:
Плюс | Минус | Интересно |
Записать всё, что понравилось на уроке, информация и формы работы на уроке, которые вызвали положительные эмоции | Записать всё, что не понравилось на уроке, показалось скучным, осталось непонятным. | Записать всё, что ещё хотелось бы узнать по данной теме, вопросы к учителю. |
- Домашнее задание: повторить средства выразительности речи (в тетради), выразительное чтение стихотворений на стр.155-160 (на выбор).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы"Поэзия о Великой Отечественной войне"
Презентация к уроку...
Дети и война. К.М. Симонов "Майор привёз мальчишку на лафете"
Дети и война. К.М. Симонов "Майор привёз мальчишку на лафете" Урок литературы в 5 классе по УМК В.Я.Коровиной....
Технологическая карта урока "К.М.Симонов. "Майор привёз мальчишку на лафете..." Дети и война". 5 класс.
Технологическая карта по литературе....
Дети и война. К. Симонов "Майор привез мальчишку на лафете". А. Твардовский "Рассказ танкиста".
Урок литературы в 5 классе с презентацией, видеороликом, аудиозаписью и с путевым листом для учащихся....
Конспект урока на тему "Поэты о Великой Отечественной войне. А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста».
В конспекте урока содержится материал, рассширяющий знания детей о Великой Отечественной войне. развивающий речь учащихся, логическое мышление и творческие способности....
Урок литературы "Поэзия периода Великой Отечественной войны"
План-конспект урока...
Конспект урока по русскому языку, 5 класс. К. М. Симонов. Рассказ о писателе. «Майор привёз мальчишку на лафете». Дети и война.
ПредметЛитератураКласс: 5А Тема урокаК. М. Симонов. Рассказ о писателе. «Майор привёз мальчишку на лафете». Дети и война. Тип урокаУрок-открытие нового знания ЦелиПознакомит...