Урок литературы в 6 классе по теме: «Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
Второй урок в цикле уроков в 6 классе, посвященных творчеству Тургенева
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок Тургенев Бежин луг | 31.19 КБ |
Презентация к уроку | 787.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературы в 6 классе по теме: «Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».
1.Предмет: литература
2.Класс: 6
3. Автор учебника: В.П.Полухина, В.Я. Коровина
4. Тема урока: «Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».
5. Тип урока: урок решения учебной задачи.
6. Цель урока: показать мастерство И.С.Тургенева в изображении портретов; указать на психологическую и социальную сторону портретов; новое слово Тургенева в литературе.
7. Задачи
Обучающая: проанализировать портретные характеристики мальчиков, повторить понятие портрета; показать портрет как составную часть характеристики героя. выяснить, как автор относится к своим героям; узнать об историях, рассказанных мальчиками, понять, как они характеризуют детей-рассказчиков.
Развивающая: развивать внимание, память, мышление, умение анализировать, делать выводы.
Воспитательная: воспитывать внимание к окружающему миру, любовь и тягу к непознанному.
8. Методы и приёмы: работа в группах, анализ художественного текста, упражнения на развитие логического мышления.
9. Планируемые образовательные результаты:
а) умение выступать перед классом, взаимодействовать с другими учениками во время выполнения общего задания;
б) умение определять цель предстоящей работы, умение оценивать достигнутые результаты;
в) умение создавать устный и письменный текст;
г) умение проводить анализ художественного текста;
д) воспитание уважительного отношения к русскому языку.
10. Карту урока составил учитель: Карпова Е. Ю, учитель русского языка и литературы, ГБОУ гимназия № 330, г. Санкт-Петербург
Ход урока
Деятельность | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
I. Организационный момент Цель: повторение изученного материала | На прошлом уроке мы познакомились с произведением И.С.Тургенева «Бежин луг». И начнем урок с небольшой разминки. - Как называется сборник, в который входит «Бежин луг»? - Когда был создан сборник? - В каком жанре написаны произведения сборника? - Что такое очерк? - О чем рассказывается в сборнике? Его тема? - Какова идея? | Активизация мыслеречевой деятельности учащихся. Фронтальный опрос «Записки охотника» 40е – 50е гг 19в Очерк Очерк – небольшое литературное произведение, содержащее краткое выразительное описание чего-либо Изображение крепостных крестьян Протест против крепостного права | Познавательные УУД:Структурирование знания. Коммуникативные УУД :Умение оформлять свои мысли в устной форме |
II. Актуализация знаний. Цель: включение учащихся в деятельность | Посмотрите на доску (слайд 1). Что это перед вами? Что такое портрет? Для чего нужен портрет, что он нам дает? Теперь посмотрим, как художники в разное время описывали внешность человека. (слайд 2). Это портрет Екатерины 2 художника Левицкого. Жанр портрета – парадный. Что значит «парадный?» Что можно сказать об этом портрете? Как вы думаете, что будет являться главным в подобном портрете? Далее – портрет кон 18 - нач 19 вв.. Боровиковский, портрет князя Куракина (3 слайд). Это портрет в духе классицизма. Что важно здесь показать художнику? Обратите внимание на детали - на кисти и краски. - Кто были героями портретов? Люди какого сословия? - Изображала ли кто-то народ? Посмотрите на 4 слайд – портрет первой половины 19 века. Венецианов, «Жница». Кто изображен? Какими он их изображает? Как вы думаете, такими ли были на самом деле крестьяне? - Как вы думаете, передается ли характер в портретах? - Скажите, только ли в живописи мы встречаемся с портретом? - Верно. Вспомните произведения Тургенева, где встречается портрет. Передается ли там характер героя через портрет? Если сравнить с живописью, к какому бы периоду вы бы отнесли портреты Тургенева? | Просмотр материалов презентации, проблемный диалог (портреты). (описание внешности). (как выглядит человек, т.е. представление о человеке). (показать место человека в государстве, возвеличивание его). (показать принадлежность к профессии, государственной деятельности). (дворяне, монархи) (крестьяне) (облагораживает, приукрашивает) (нет, и в литературе). («Муму» - Герасим, «Бежин луг» - мальчики). (ближе к Венецианову). | Познавательные УУД:активизация мышления при рассматривании портретов; Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Сравнение |
III. Постановка учебной задачи. Цель: проговаривание цели урока в виде темы урока. | Итак, мы не зря начали урок с обращения к портретам. Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? А что нам может дать описание внешности? Итак, сформулируйте тему нашего урока. Какие цели поставим? | ( о портретах мальчиков). (достаток, характер). Формулируют тему урока Запись темы урока (слайд 5). | Общеучебные УУД: установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование Личностные УУД: Действие смыслообразования Регулятивные УУД:планирование учебной деятельности, волевая саморегуляция |
IV. Первичное осмысление текста и его анализ. Самостоятельная работа. | - Обратимся непосредственно к тексту произведения. - У каждой группы есть тексты. Раскройте лист, внимательно прочитайте текст. Ваша задача – определить, о ком из героев идёт речь. - Зачитайте ваши отрывки и скажите, о ком идет речь. - Скажите, а сколько всего мальчиков в произведении? Почему мы рассматриваем только четверых? - Теперь давайте посмотрим, КАК Тургенев изображает детей? Как он строит описание внешности, на что старается обратить внимание? Для этого, вам нужно обратиться к заданию 2 и ответить на вопросы. Итак, сделаем выводы. Что нам дает портрет? Что мы можем понять по нему? | Работа в группах Ответы представителей групп. Работа в группах. Ответы представителей групп -Павлуша – смелый, уверенный, умный. Представление о герое, характер | Коммуникативные УУД: Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; Построение монологического высказывания; Познавательные УУД: Осуществление смыслового чтения художественных и познавательных текстов; Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков Личностные УУД: Контроль и самооценка процесса усвоения |
V. Физкультминутка | А теперь закройте глаза. Прикройте их ладошками и мысленно погрузитесь в темноту летней ночи. Представьте, что вы сидите у костра на поляне, кругом тишина, только потрескивают поленья, да сверчки трещат. Перед вами – яркий огонь, а за вами черным-черно. И вот вы начинаете рассказывать друг другу разные истории… | ||
VI. Реализация построенного проекта. Первичное закрепление. Цель: проговаривание нового знания, запись в тетрадях | А теперь вернемся к нашему уроку. Мальчики в рассказе тоже рассказывают разные истории. Что за истории они рассказывают? - Что можно сказать о мальчиках по их рассказам? - Кроме одного мальчика. Какого? Что мы можем сказать о нем? Как он рассказывает истории? - Есть ли связь между портретами мальчиков и их рассказами? Итак, мы видим, что характеристика героя складывается из нескольких составляющих. Во-первых, это … (портрет). Во-вторых, … (рассказ самого героя). В третьих, (слово автора о нем). И на прошлом уроке мы с вами говорили о пейзаже, который также помогает создать характер героя. Но нас интересует сейчас портрет и рассказы - Кто из мальчиков вам больше понравился? - Как вы думаете, а кто больше нравится автору? - Почему? - Но что же происходит с Павлушей в конце рассказа? - Ожидали ли вы такую судьбу Павла? - Есть ли в портрете предвидение его будущей судьбы? - И вот теперь давайте посмотрим, почему Тургенев обращается к образам детей, и именно крестьянских детей. Для начала, почему дети? Если дети в общем – это будущее, то крестьянские дети – это чье будущее? Высказывания о народе В.Г. Белинского (слайд) «Народ – дитя, но это дитя растет и обещает сделаться мужем, полным силы и разума... Он еще слаб, но он один хранит в себе огонь национальной жизни» - Как бы связали это высказывание с рассказом? - Что общего у детей в описании, характерах? - Связано ли это как-то с тем, что они крепостные? А как они относятся к природе? | (страшные, о нечисти, потусторонних силах) (суеверные, боязливые, верят в чудеса) (Павлуши). (с иронией относится к таким историям, не верит, смелый). (В каждом рассказе мальчика проявился его характер, его отношение к жизни) Павлушу в рассказе « Бежин луг» мы видим решительным, смелым, умным, он иронично относится к нелепым суевериям. Ильюша, рассказывая свои былички, верит в них, как, впрочем, и все остальные дети у костра. Ответы учащихся Павлуша Сильный, ловкий, смелый он погибает, упав с лошади Предположения учащихся Дети – это будущее будущее крестьян. Предположения учащихся (не очень красивые, тщедушные (хилый, слабый, болезненный), мягкие, робкие). Восхищаются природой, ценят ее красоту. | Познавательные УУД: Сравнение; Установление причинноследственных связей; Осуществление синтеза как составления целого из частей; Коммуникативные УУД: Учет разных мнений; Владение диалогической формой речи Познавательные УУД: Логические УУД:Выдвижение гипотез Обоснование гипотез |
VII. Обобщение | Давайте сделаем выводы. Нам важно было понять, как Тургенев изображает детей. Что мы увидели через портрет и рассказы мальчиков? - Знаете ли вы, какая наука изучает душу человека? Душу человека изучает психология. Исходя из этого, как бы мы назвали портрет Тургенева. - Но нужно помнить тему и идею сборника «Записки охотника». Еще раз – какова тема и идея? - Верно. И это уже социальная сторона. Скажите, что в себе сочетает портрет Тургенева? | Их характеры, их духовный мир Предположения учащихся Психологический Изображение простого народа, Протест против крепостного права Портрет у Тургенева совмещает в себе психологическую и социальную стороны. (запись в тетради) | Познавательные УУД: Структурирование знания Выдвижение гипотез Регулятивные УУД:Выполнение учебных действий в материализованной, громкоречевой и умственной форм |
VII. Рефлексия. | Подведем итоги. Что мы сегодня узнали на уроке? Чему научились? Что вам понравилось на уроке? Как вы оценивает свою работу на уроке? | Регулятивные УУД: Оценка правильности выполнения действия;Адекватное восприятие оценки учителя Коммуникативные УУД: Построение монологического высказывания | |
IX. Домашнее задание. | Записывают ДЗ в дневники |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Д.Г.Левицкий Портрет Екатерины II 1783г
В.Л.Боровиковский Портрет князя Куракина 1801-1802 гг
А.Г. Венецианов Жница 1820-е гг
Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир в рассказе И.С.Тургенева « Бежин луг»
« Народ – дитя, но это дитя растет и обещает сделаться мужем, полным силы и разума... Он еще слаб, но он один хранит в себе огонь национальной жизни» В.Г. Белинский
Портрет у Тургенева совмещает в себе психологическую и социальную стороны
Домашнее задание (на выбор) 1. Творческое задание : Написать короткий потрет друга, родственника. 2. Поразмышлять : Как вы представляете себе в дальнейшем судьбу мальчиков? 3. Кого бы вы взяли из мальчиков к себе в товарищи и почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературы 6 класс по теме "Образ учителя в рассказе В.Г.Распутина "Уроки французского".
Комбинированный уроклитературы с использованием ИКТ...
Урок в 5 классе по теме "ПОРТРЕТ" Н. В. Гоголя
Н. В. Гоголь «Портрет».Странное, причудливое, фантастическое в повести....
План-конспект урока литературы (11 класс) по теме "М.ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН» СВОЕОБРАЗИЕ ЖАНРА РОМАНА-ЭПОПЕИ. ДУХОВНЫЙ МИР ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА"
Это первый урок в теме "М.А.Шолохов. Роман-эпопея "Тихий Дон". Цели урока: познакомить учащихся с особенностями жанра романа-эпопеи; через анализ текста узнать о духовном мире, жизненном укладе донско...
урок литературы 5 класс по теме "Человек и природа в рассказе В.Астафьева "Васюткино озеро"
Урок проводиля в 5 классе,на нём использована компьютерная презентация....
Урок в 9 классе по теме: "Пошив рубашки для мальчика (размер 28) методом пооперационного разделения труда"
Конспект урока....
презентация к уроку для 6 класса по теме "ПОРТРЕТ. Конструкция головы человека и её пропорции"
презентация к уроку для 6 класса по теме "ПОРТРЕТ. Конструкция головы человека и её пропорции"...
Урок литературы 8 класс по теме: ««За добро плати добром, не будь пустельгой». К.Паустовский (по рассказу К.Г.Паустовского « Телеграмма»)
Урок-размышление о значение родителей в жизни человека....