Урок литературы в 8 классе "Искупить, доказать, оправдаться" по рассказу Бориса Горбатова "Дезертир"
методическая разработка (литература, 8 класс) по теме
Методическая база урока
Цель: разобраться, каким видится писателю феномен «человека дезертира», с помощью каких художественных средств он создается; понять главную мысль рассказа: за свой выбор, за свои поступки человек несет личную ответственность.
Задачи:
Образовательные
- формирование навыков участия в диалоге как одного из интерактивных методов;
- совершенствование умений анализировать литературный текст.
Развивающие
- развитие коммуникативной компетентности учащихся, логического мышления.
- содействие развитию культуры художественного восприятия текста;
Воспитательные
- развитие нравственных качеств, моральных норм, чувства патриотизма;
- содействие ценностному самоопределению школьников;
- воспитание чувства ответственности за свои поступки и умения их оценивать честно и объективно.
Тип урока: диалог..
Форма организации учебной деятельности: фронтальная.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_baza_uroka.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 8 классе по рассказу Бориса Горбатова «Дезертир»
Автор: Ланина Лариса Николаевна, учитель русского языка и литературы МОАУ СОШ №15
города Райчихинска Амурской области
Методическая база урока
Цель: разобраться, каким видится писателю феномен «человека дезертира», с помощью каких художественных средств он создается; понять главную мысль рассказа: за свой выбор, за свои поступки человек несет личную ответственность.
Задачи:
Образовательные
- формирование навыков участия в диалоге как одного из интерактивных методов;
- совершенствование умений анализировать литературный текст.
Развивающие
- развитие коммуникативной компетентности учащихся, логического мышления.
- содействие развитию культуры художественного восприятия текста;
Воспитательные
- развитие нравственных качеств, моральных норм, чувства патриотизма;
- содействие ценностному самоопределению школьников;
- воспитание чувства ответственности за свои поступки и умения их оценивать честно и объективно.
Тип урока: диалог..
Форма организации учебной деятельности: фронтальная.
Методы и приемы обучения, используемые на уроке:
- метод организации и осуществления учебно-воспитательной деятельности
(словесная передача и слуховое восприятие информации: элементы рассказа-
вступления, фронтальная беседа);
- метод содержательного анализа рассказа (создание проблемной ситуации,
наблюдение, расчленение, визуализация);
- метод соучастия ( диалог, элементы дискуссии, моделирование
художественно-творческого процесса);
- метод демонстрации;
- метод практической деятельности.
Общие дидактические принципы, используемые на уроке:
- принцип сознательности и активности учащихся: понимание учащимися
целей предстоящей работы, плана действий и методики работы;
- принцип наглядности;
- принцип систематичности и последовательности: опора на полученные ранее
знания учащихся и их умения;
- принцип доступности: учет возрастных и индивидуальных особенностей
учащихся.
План урока:
- вступительное слово учителя;
- постановка проблемного вопроса;
- фронтальная беседа;
- дискуссия;
- сравнительная характеристика;
- творческая работа.
Оборудование и необходимые материалы для урока: интерактивный комплекс, художественные тексты, старинные часы, презентация, запись фрагмента песни, вожжи, кадры из фильма «Трясина».
Ход урока:
Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Я очень рада, что это зимнее
морозное утро началось со встречи с вами. Пожалуйста, займите свои рабочие
места.
1. Вступительное слово учителя (на фоне музыки из песни «Мамины глаза»)
Каждую минуту на земле происходят важные события: какой-то малыш впервые улыбается матери, кто-то объясняется в любви или мирится после долгой ссоры. И в эту же минуту какой-то человек стоит перед нравственным выбором. Что победит: душевная доблесть и мужество, или малодушие, эгоизм, страх, жажда покоя? Перед проблемой такого нравственного выбора ставит своего героя Борис Горбатов в рассказе «Дезертир», написанном в далеком 1942 году. Во время войны в нечеловеческих условиях человек проверяется на прочность.
Чем оказывается для Кирилла Журбы этот нравственный выбор: большой победой над собой или огромным позором? На этот вопрос мы должны ответить сегодня в ходе диалога. Тема урока «Искупить, доказать, оправдаться».
Вопрос классу: ребята, в каких ситуациях человеку приходится искупать, доказывать, оправдываться? Обратитесь к своему жизненному опыту.
- Как связаны эти ключевые слова с прочитанным вами рассказом Бориса Горбатова? Воспроизведите кратко содержание рассказа.
Итак, Кирилл Журба – дезертир.
- Какое первое желание дезертира? (спрятаться)
- А где? (дома)
- Какой была его дорога к дому? Сколько их было идущих во все стороны,
горбатых, как мосты, дорог? Перечислите эти дороги.
А если взять все дороги, как вожжи, в руки и разобрать, как предлагает автор?
(показываю вожжи и ученики называют каждую дорогу еще раз)
- Какая она дорога домой? (маленькая, тощая дорожка в родные Кошаринцы)
- Почему?
- На что надеялся Кирилл Журба, спеша домой? Зачитайте.
( Вон там, за косогором, начинаются массивы кошаринской озими – прошлой осенью Кирилл сам ее сеял,- рожь его спрячет. (фрагмент фильма)
А дальше, подле реки, село, там родился Кирилл, по тем улицам бегал босоногим хлопчиком,- родное село укроет. (фрагмент фильма)
Там в селе мать, и сестра Женя, и черноокая дивчина Настя,- они его успокоят, приголубят, в теплых мягких подушках спрячут. (фрагмент фильма)
Учитель: да, Кирилл Журба стремится домой, к родным. Там его защита. Так
он думал.
Посмотрите на этот предмет.
- Символом чего являются в рассказе часы? (встречи с матерью. Автор усугубляет ситуацию тем, что мать должна вынести боль, муку, страдание от задуманного сыном).
- Как происходит эта встреча? Давайте сравним поведение и состояние сына и матери.
Мать Сын
1. Засуетилась, заметалась по хате. Сидел молча, глядел в пол,
Стала собирать на стол, угощать неохотно ел, кусок застревал
дорогого гостя. в горле.
2. Часто и беспокойно поглядывала то Почти забылся, отошел
на часы, то на сына. душою… Хорошо…
Не надо никуда идти…
Словно оцепенел, ни о чем
не думал, на часы не глядел.
- Давайте обратим внимание на речь героев, на слова, с которыми они обращаются друг к другу. Найдите диалоги.
Мать Сын
Кирилл? Сыночек! Мама! – закричал он не своим
Сыночек, тебе пора… голосом.
Сыночек, там все наши бьются. Мне, может, только час жить
Как же так, сыночек, иди! Не осталось,- закричал он плаксиво,-
позорь себя! мать!
Собирайся, Кирилл! Пора! Иди! Что же ты меня гонишь?
Вскочил на ноги и хотел крикнуть:
«Сына родного гонишь?»
И тогда он закричал так, что сроду
не кричал. Вскочил, замахнулся…
но не ударил…
- Что сдержало сына от этого шага? (Глаза матери – они были страшны)
(На экране глаза)
- О чем говорят эти глаза? (Подхожу к экрану)
(счастливые, радостные, веселые; печальные, грустные; удивленные, вопросительные; хитрые, бесоватые; сердитые, злые).
- С какими глазами их не спутаешь? (с материнскими)
Звучит отрывок из песни «Мамины глаза» Т. Гвердцетели.
Учитель: эта портретная деталь (глаза) в рассказе символична. Какую роль играет она в развитии сюжета?
(в них осуждение родных, близких, односельчан. Это осуждение дает герою понять, что измена Родине, народу – тот предел, переступив который, человек не может ни искупить, ни доказать, ни оправдаться, ни спастись).
- Что видел Кирилл Журба в глазах родных и односельчан? Обратитесь к тексту.
( шел по колхозной улице и видел, как следит за ним недоверчивым взглядом все село. Из всех окон, из-за каждого тына следили за ним старики, ребятишки, бабы; Настя подняла на него глаза, и Кирилл понял, что она все знает; ни слезинки не было в ее (матери) глазах; страшны были глаза матери – нет ничего страшней).
- Чего больше всего боялся Кирилл Журба, когда объявят приговор?
( Настя не уронит слезинки, мать не вытрет глаза кончиком старенькой шали: «Сухими глазами проводит она Кирилла на позорную смерть»).
- Есть ли описание глаз главного героя? (нет. Он глядит в пол, забивается под лавку; шел, опустив голову).
- Почему? (он – дезертир).
- Какими средствами художественной выразительности рисует портрет дезертира автор рассказа?
Портрет дезертира
1. Глаголы ( струсил, бросил винтовку, бежал, оставил товарищей, забыл честь).
2. Фразеологизмы ( бежал ног не чуя, потерял совесть, тряслись в животном страхе челюсти, екало заячье сердце).
3. Сравнения ( точно вор, хуже вора, хуже конокрада, как окаянный, как проклятый, зарыдал, как ребенок, точно заблудившаяся кошка, забившаяся под лавку).
4. Оксюморон ( зарычал от радости: «Жить буду!»)
Учитель: итак, всем ходом повествования автор убеждает нас, да и, наверное, своего героя, что предательство – непоправимый, смертельный вред жизни. Оно губит самое прекрасное, самое жизненно важное.
- Что? (любовь, уважение родных, близких, односельчан, самоуважение).
И хотя Борис Горбатов не исследует подробно в рассказе психологию предательства, но он показывает то неизбежное «расчеловечивание», ту духовную смерть, к которым оно приводит.
- Вначале герою вынесли приговор – расстрел. А подписываетесь ли вы под этим приговором? (надо дать человеку шанс искупить, доказать, оправдаться)
- Кто или что, на ваш взгляд, спасают Кирилла Журбу от окончательного падения?
(чувство стыда, ощущение вины предателя, дезертира, разорвавшего связь с людьми, с домом. Вера людей в молодого человека, которые дают ему шанс искупить вину. Любовь матери, невесты, сестры. Жизнь вознаградила его за муки совести).
Чтение монолога учителем.
- Закономерен ли такой финал рассказа?
(он обусловлен логикой характера героя ( не подлец, не подонок Кирилл Журба) и обстоятельств, в которые он попадает).
- Вернемся к проблеме, поставленной в начале урока. Чем оказывается нравственный выбор для Кирилла Журбы?
- Если предположить, удастся ли Кириллу Журбе, на ваш взгляд, искупить,
доказать, оправдаться? Что ему для этого нужно сделать?
- А в наше время встречаются такие люди, как герой рассказа? Уклонисты от армии – можно ли их назвать дезертирами?
Учитель: завершая урок, я хотела бы, чтобы вы, ребята, обратились к своим сверстникам, будущим воинам – защитникам Отечества с самыми главными словами. Что вы можете им сказать? Какими они должны быть воинами?
На партах лежат листы, напишите на них свои слова и повесьте на доску.
Вывод по уроку на фоне музыки
Да! Будьте сильными и мужественными, любите жизнь, людей, родной дом, мать, Родину. Не теряйте в себе человеческое. Именно об этом рассказ Бориса Горбатова «Дезертир».
Помните, человек в беде, в кручине, в самые тяжелые дни и испытания должен быть рядом со своим народом. Всякое отступничество, вызванное слабостью ль, неразумением ли оборачивается еще большим горем для твоих близких, для Родины и народа, а стало быть, и для тебя.
А жизнь сильнее судьбы, и человек больше своего страха. Так должно быть!
Рефлексия:
Ребята, наш урок подошёл к концу. Мне было очень приятно работать с вами. Для меня сегодняшний урок это открытие каждого из вас, ваших чувств, эмоций, переживаний.
- А что для вас сегодняшний урок?
- Почему я предложила такую форму работы, а не иную – разгадайте ход
моих мыслей?
- Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем? Что считаете нужным
сделать дома?
Урок закончен. Спасибо за работу!
Использованные источники:
- Б. Горбатов «Дезертир», Москва, Изд-во «Правда», 1986
- Кадры из фильма «Трясина»
- Песня Т. Гвердцетели «Мамины глаза»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 8 классе "Отрывок из "Бориса Годунова"
Урок литературы в 8 классе "Отрывок из "Бориса Годунова" (презентация на три урока). Программа Т.Ф.Курдюмовой. Музыкальные файлы - приложение к презентации....
Урок литературы в 5 классе по рассказу "Васюткино озеро" В. Астафьева "Человек и природа в рассказе"
Урок знакомит учащихся с биографией В. П. Астафьева, продолжает работу по аналитическому пересказу и составлению комментария произведения. Совершенствует речевые умения путем пересказа художеств...
Разработка урока литературы в 7 классе по теме " Борис Пастернак "Никого не будет в доме...", "Июль"".
Конспект урока литературы в 7 классе по теме "Борис Пастернак "Никого не будет в доме", "Июль""...
Урок литературы в 8 классе по рассказу Л.Н.Толстого " После бала" . Тема: "Контраст как основное средство построения рассказа"
План-конспект урока литературы в 8 классе по рассказу Л.Н. Толстого "После бала"...
Урок литературы. Тема: А.П.Чехов. Рассказ «Хамелеон»: композиционные особенности рассказа.
Урок литературы. Тема: А.П.Чехов. Рассказ «Хамелеон»: композиционные особенности рассказа....
Урок литературы в 7 классе по рассказу Б.Екимова «Говори, мама, говори…» (урок проводится в системе уроков внеклассного чтения)
Тема урока: Как важно вовремя понять....
Презентация к уроку литературы 7 класс А.С. Пушкин "Борис Годунов".
Два чувства дивно близки нам –В них обретает сердце пищу –Любовь к родному пепелищу,Любовь к отеческим гробамА. С. Пушкин....