"Героический народный эпос". Технология РКМЧП
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Героический народный эпос.
Тип урока: формирование новых знаний.
Место в системе: внеклассное чтение в 7 - 10 классах.
Технология: РКМЧП.
Ход урока.
- Вызов.
Учитель: (показывая на видеофрагменте ордена, медали, наградные знаки) Что это? Кому это может принадлежать?
Дети: Это награды героев.
Учитель: Понятия «героизм», «герой» - общечеловеческие или принадлежат какой-либо национальной культуре?
Дети: Общечеловеческие.
Учитель: Как вы думаете, почему мы начали встречу с этих понятий? Какая будет тема нашего занятия?
Дети: (строят возможные предположения, формулируют тему).
Учитель: (объявление темы «Героический народный эпос», постановка задачи) Наша задача – раскрыть понятие героического в литературоведении на материале народного эпоса. С одной стороны, (вы в начале урока об этом сказали) «герой» – понятие общечеловеческое. Значит, вероятно, национальные герои будут типичными, по одному шаблону выстроенными. А если нет?
- Осмысление.
Перед вами отрывки из произведений «Витязь в тигровой шкуре» Руставели Ш., «Олонхо», «Алпамыш», «Кёр-оглы». Распределите отрывки в группе, прочитайте, маркируя текст:
Г – портрет героя, какие качества проявляет.
П – в чём подвиг, какие идеалы защищает, с кем сражается.
К – национальный колорит (предметы быта, одежда, пространство).
О – обряды, верования.
Дети: (после индивидуальной работы с текстом обобщают материал в группе и представляют своего героя всему классу).
Учитель: Все эти песни создавались много веков назад. Каждый эпический герой многое говорит об общем духе народа. Любая национальная культура «взращивает» свой образец национального героя. Понятие героического и героизм по-разному предстают в различных культурах. А в различных эпохах?
- Рефлексия.
Учитель: Понятия «герой» и «героизм» привязаны к исторической эпохе? Откройте учебник, из «содержания» выпишите названия произведений и авторов, которые продолжают тему подвига, героической борьбы. Обратите внимание на разделы учебника.
Дети: (выписывают названия произведений, делают вывод, что литература от народного эпоса до современности развивает понятие героического).
Учитель: Изменился ли народный герой? С кем теперь он призван сражаться? Какие идеалы защищает? Познакомьтесь с фрагментом газетной статьи.
В конце минувшего года в прессе Узбекистана появилось объявление о конкурсе на создание образа «национального героя» или «героя нашего времени» в литературе и публицистике. А две недели назад газета "Народное слово", не желая отставать от руководства страны, придумала свой аналогичный конкурс под названием "Гордость Родины". Газета предложила написать статью или очерк о человеке, которым может гордиться страна. Вознаграждение за самый красноречивый рассказ составляет полмиллиона сумов (около 500 долларов) – довольно значительную для среднего узбекистанца сумму. Так кто же он - герой нашего времени? Неужели его образ до сих пор не создан? Каким требованиям должен он отвечать и нужен ли он нам вообще? С такими вопросами автор этих строк обратился к нескольким представителям ташкентской интеллигенции.
Вячеслав Ахунов, художник, писатель, кинорежиссер:
- Герой своего времени - это, по моему, человек, занимающийся актуальными проблемами той эпохи, в которой он живет. Человек, говорящий правду. Чтобы говорить правду, нужно иметь большое мужество, а герой не может не быть мужественным. Я считаю, Узбекистану на самом деле сегодня герои не нужны, потому что во всех сферах идет замалчивание тех проблем, которые в них накопились за последние 15 лет. А герой, уверен, где-то ходит среди нас, и, в конце концов, его голос прорвется, и мы его услышим. Так, в свое время подобными героями были Солженицын, Айтматов и Сулейменов.
Джура Тешабаев, киновед, доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств:
- Национальный герой - это аксиома. Его образ должен включать в себя национальные черты, присущие только данному народу. Например, когда мы смотрим мексиканские фильмы, то видим мексиканский быт, костюмы, моментально узнаваемые, то есть эти фильмы построены на основе жизни народа. А узбек во все времена в искусстве изображался карикатурно или гротескно. Была попытка у Ишмухамедова в фильме "Влюбленные" создать образ узбека, однако его образы носили полурусские-полуузбекские черты.
Абдурахман Давлятов, предприниматель, продюсер, генеральный директор киностудии "Байрам-синема"
Недавно прошли выборы в двухпалатный парламент, и в него попало много талантливых людей из мира бизнеса и искусства. Может, теперь начнутся изменения в лучшую сторону? Тогда и герои появятся и - немало. Ведь чтобы они себя проявили, им необходимо предоставить для этого все возможности. А с появлением реальных, а не мифических героев у режиссеров или писателей появится почва для создания произведений, рассказывающих об этих людях.
Алишер Хамдамов, кинорежиссер, сценарист:
-Лично для меня героем нашего времени является человек, который несмотря ни на какие тяжелые жизненные условия и нищенскую зарплату, не оставляет ни свою профессию, ни свое призвание. Учитель должен оставаться учителем, а режиссер - режиссером. Таких людей очень мало. Сколько инженеров ушло на рынок торговать, уйма педагогов из Узбекистана в Москву возят фрукты и овощи! А вот те, кто остался верен своему делу, пусть их называют «лохами», идиотами, - вот они и есть подлинные герои.
Учитель: Звание Героя России учреждено указом Бориса Ельцина в 1992 году. Это высшее почётное звание РФ, которое присваивается, как сообщается на сайте правительства РФ, "за заслуги перед государством и народом, связанные с совершением геройского подвига". А каким вы представляете национального героя России? Составьте синквейн.
Дети: Записывают синквейн, представляют в классе.
Учитель: Мы сегодня размышляли о том, как строится образ героя в народном эпосе и как изменился этот образ с ходом времени. Всегда ли героический поступок совершает герой? Посмотрите видео о скромных героях нашего времени.
Дети просматривают ролик.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с научной статьёй в 7 классе по технологии РКМЧП.
Работа с научной статьёй. Учебник Разумовской М.М. Русский язык.7 класс. "Наречие". Технология РКМЧП...
Урок развития речи. "Что такое толерантность?" по технологии РКМЧП.
Урок проведен по технологии развитие критического мышления через чтение и письмо. Умение воспринимать, перерабатывать, а потом использовать информацию является основой успешности ребенка и в школе, и ...
Урок развития речи по технологии РКМЧП "Давайте говорить друг другу комплименты"
Богатый материал по данной теме....
Урок развития речи по технологии РКМЧП "Правила речевого общения"
Урок развития речи....
Урок литературы "Читай, размышляя" в 7 классе с использование методов и приемов технологии группового обучения и технологии РКМЧП (по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка")
Урок литературы в 7 классе использованием приемов разных технологий...
Математическая игра "По страницам калмыцкого народного эпоса "Джангар"
"Для познания мироздания, надо предварительно изучить ее язык и письмена.Она написана на языке математики, а письмена ее- числа, треугольники, окружности и другие геометрические фигуры, без знакомства...
Использование элементов технологии РКМЧП (технология развития критического мышления через чтение и письмо) на уроке русского языка
Использование элементов технологии РКМЧП (технология развития критического мышления через чтение и письмо) на уроке русского языка...