Математическая игра "По страницам калмыцкого народного эпоса "Джангар"
методическая разработка по геометрии на тему
"Для познания мироздания, надо предварительно изучить ее язык и письмена.
Она написана на языке математики, а письмена ее- числа, треугольники, окружности и другие геометрические фигуры, без знакомства с которыми невозможно понять ни одного слова;
без них можно только бесцельно блуждать в темном лабиринте..."
/ Леонардо да Винчи/
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematicheskaya_igra_po_stranitsam_narodnogo_eposa.docx | 15.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Математическая игра по страницам калмыцкого народного эпоса «Джангар»
«Для познания мироздания, надо предварительно изучить ее язык и письмена.
Она написана на языке математики, а письмена ее- числа, треугольники,
окружности и другие геометрические фигуры, без знакомства с которыми
невозможно понять ни одного слова; без них можно только бесцельно
блуждать в темном лабиринте…»
Леонардо да Винчи
Вступление( информация из цикла «Это интересно»)
Ведущий: «… кочевать следует там, где проведу длинную( прямую) черту, останавливаться там,
где проведу круг»
Как вы думаете, кто и кому мог дать такой наказ?
Участники: излагают свои варианты ответов
Ведущий: Вот такой наказ давался богатырем своей суженой, вынужденному покинуть караван. Покидая караван, богатырь непременно давал наказ жене, как ей передвигаться в пути. Наказ этот отливался в своеобразную формулу, запрещающую нарушать ее. «Формула- наказ» где проведу круг- ночуй» представляет собой запрет ночевать вне круга, выходить за его пределы. Это было своеобразное пиктографическое( ручное) письмо- древний вид письма, при котором предметы, события и действия изображались с помощью условных знаков- пиктограмм.
Вспомните, где в современных культурах, применяется пиктограмма?
Участники: в знаках регулирования движения, указателях, в вывесках…
Ведущий: Ученые отмечают, что сложная схема соотношения понятий в мире первобытного человека передавалась через символы: женскими символом считали треугольник, мужскими- линии, линии с точками, пунктирами, елками, многоножками.
В ряде эпических произведений монгольских народов отражены древние представления, связанные с понятиями квадрат, круг, треугольник, линия, которые служат героям эпоса как символы для «написания формулы пути», передвижения, поведения. Все важные вопросы войны и мира в Джунгарии решались общим собранием, где все богатыри садились в 49 кругов.
Как вы можете объяснить именно такое расположение богатырей?
Участники: может быть тем, что круг не имеет углов…
А теперь проведем игру, в которую включены вопросы числовой символики народного эпоса «Джангар»
Начало игры:
( в игре участвуют 4 команды, которые будут бороться за выход в полуфинал, а затем в финал)
Первый тур- за игровые столы садятся 2 команды
Вопрос 1: Каков возраст эпоса «Джангар»?
( выявление учеными пиктограмм в песнях синьцзянской версии «Джангара» дает основание сделать вывод, что пиктограммы в свое время имели место во всех версиях эпоса, что эпос «Джангар» древнего происхождения)
Вопрос 2: Из каких частей состоит эпос?
( из вступления и 12 песен)
Вопрос 3: В каком возрасте Джангар стал «ханом великодержавным»?
( Когда же седьмого лета достиг
Ханом семидержавным он стал
Зваться великим и славным он стал…)
Вопрос 4: Назовите родителей богатыря Хонгра
( Старший сын Менген Шигширги
Он родился от Ханши Зандан- Герел)
Вопрос 5: «Среди людей великаном он был,
Соколом неустанным он был,
Закаленная в пламени сеч
Не сходила с могучих плеч
Острая секира длиной
В 80 и одну сажень.
Стоила тысячу тысяч юрт
Рыжая кобыла его.
Сбрасывал он с любого коня
Так велика была его сила»
О каком богатыре идет речь в этой песне?( о богатыре Савре)
Второй тур ( за игровые столы садятся следующие 2 команды)
Вопрос 1: Кто автор перевода эпоса на русский язык? (СИ Липкин)
Вопрос 2: Кем проиллюстрирована книга? ( художником В.А. Фаворским)
Вопрос 3: Кроме богатырей, в одной из песен говорится о трех мальчиках, спасших Родину от иноземного ига. Назовите их имена. ( песнь 7-я: Хошун Улан, Хара Джилган и Аля Шонхор)
Вопрос 4: Какой титул носил богатырь Джангар? ( нойон- князь)
Вопрос 5: продолжите мысль : Ясновидец – Алтан Цеджи, Улан Хонгр- Алый Лев, Савар- тяжелорукий, Мингиян- красавец, Джилган- златоуст, Санал - ….)
Третий тур – финал
Вопрос 1: Сколько богатырей было у легендарного хана Джангара?
( Шумные полчища силачей,
Шесть тысяч двенадцать богатырей,
Семь занимали кругов)
Вопрос 2: Каков возраст жителей страны Бумбы?
( Сорокоханная эта страна,
Обетованная эта страна.
После 25 лет
Не прибавлялись там года)
Вопрос 3: Кого в жены взял богатырь Джангар?
( Ном – Тегиса дочь
Шестнадцатилетняя Шавдал)
Вопрос 4: «Первый красавец подлунного мира
Главный певец богатырского пира»
О ком идет речь? ( о богатыре Мингияне)
Подведение итогов игры
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
По страницам английской народной поэзии
внеклассное мероприятие для воспитанников иностранного отделения...
Калмыцкий народный обычаи " Хурмин авъяс - куукня авдр белдлhн".
Калмыцкие народные обычаи и традиции разнообразны. Народ не может существовать без обычаев и традиций. Благодаря предкам мы имеем свои обычаи и придерживаемся их. с постановкой этого обычая учащиеся 7...
Русские и калмыцкие народные сказки.
Русские и калмыцкие народные сказки....
Калмыцкие народные обычаи. Почитание старших.
Жизненный уклад калмыцкого народа формировался веками. Определялся он в основном трудовым ритмом жизни. Существовали в народе и свои нравственные критерии, свой неписаный кодекс вежливости и культурно...
Духовно-нравственное воспитание учащихся на примерах калмыцких народных пословиц и поговорок
Обмен опытом...
Конспект урока музыки "Оркестр калмыцких народных инструментов"
Конспект урока "Оркестр калмыцких народных инструментов" разработан для обучающихся 5 класса...
Презентация к уроку музыки "Калмыцкая народная песня"
Презентация к уроку музыки "Калмыцкая народная песня"...