Использование элементов технологии РКМЧП (технология развития критического мышления через чтение и письмо) на уроке русского языка
статья по русскому языку
Использование элементов технологии РКМЧП (технология развития критического мышления через чтение и письмо) на уроке русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 29.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование элементов технологии РКМЧП (технология развития критического мышления через чтение и письмо) на уроке русского языка
Из опыта работы учителя
русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ №3 г.Чадана
Монгуш Дианы Онер-ооловны
Бедный словарный запас, одинаковые по структуре предложения, отсутствие навыков логического анализа, неумение применять на практике теоретические знания и низкая учебная мотивация – трудности, с которыми сталкиваются сейчас не только учителя-словесники, но и все школьные педагоги. Все это требует пересмотра требований к содержанию и организацию работы с учебной информацией. Поэтому каждый учитель ищет свой путь разрешения этих трудностей. Благо, что в последние годы появилось много инновационных образовательных технологий, методы и приемы которых можно применять, по усмотрению учителя, на уроке.
На мой взгляд, технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) – одна из наиболее эффективных современных образовательных технологий.
«Разнообразие - добрый знак хорошего преподавания»,- утверждал Ф. И. Буслаев. Использование приемов и стратегий технологии РКМЧП помогает учителю сделать урок интересным, вносит в преподавание разнообразие, формирует самостоятельность мышления, вооружает способами и методами самостоятельной работы, дает возможность сознательно управлять образовательным процессом в системе «учитель-ученик», позволяет влиять на цели, способы, методы и результаты образовательного процесса.
С какой целью нужно развивать критическое мышление у детей? И что такое критическое мышление?
По определению Заир-Бека Сергея Измаиловича и Муштавинской Ирины Валентиновны, авторов книги «Развитие критического мышления на уроке»: «Критическое мышление – это процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что – отвергнуть. При этом иногда приходится корректировать собственные убеждения или даже отказаться от них, если они противоречат новому знанию. Критическое мышление учит активно действовать и помогает понять, как надо поступать в соответствии с полученной информацией. Разумеется, при этом нужны не только способности к внутреннему размышлению, но и умение обсуждать, взаимодействовать с другими людьми (причем не только спорить, но и находить точки соприкосновения). Однако процесс и этим не исчерпывается: когда мы мыслим критически, задействованы не только разум, но и эмоции и чувства. И как итог – критическое мышление учит способам активных действий, в том числе социально значимых».
Опираясь на опыты работ С.И. Заир-Бека и И. В. Муштавинской на уроках русского языка и литературы, использую кластеры, инсерт и стратегии работы с художественными текстами.
Например, фрагмент урока-обобщения в 6 классе по русскому языку по теме: «Орфограммы в глаголах» по учебнику «Русский язык. 6 класс» под редакцией Е.А. Быстровой.
Ход урока.
I. Постановка целей и задач урока.
-- Мы заканчиваем изучение глагола. Что же мы сегодня должны сделать на уроке?
(Цель ставят учащиеся: систематизировать, закрепить, повторить изученное по теме «Глагол», научиться правильно употреблять глаголы в речи).
-- Глагол – одна из самых сложных тем курса русского языка. Нужно с этой частью речи уметь ладить. Самое главное – научиться правильно писать глаголы, для этого мы должны вспомнить трудные случаи в написании глагола. Скажите, как это называется одним словом вместо: трудные случаи в написании слова? (Орфограмма) Орфограммы где, в каких словах?
(Тему урока называют учащиеся: Орфограммы в глаголах).
-- Зачем мы должны научиться правильно употреблять глаголы в речи? Для чего это нужно?
(При сдаче ОГЭ, ЕГЭ по русскому языку есть задания, проверяющие знание орфограмм глаголов).
II. Стадия вызова. Составление кластера по теме.
-- Так, значит, мы на этом уроке повторяем орфограммы в глаголах. Что не знаем, записываем себе на тетрадь. Какие орфограммы в глаголах вы знаете? Cоставьте опорную схему на тему. Если каждую часть схемы распространяем примерами, то у нас получится кластер.
III. Осмысление содержания.
1. Фронтальный опрос. Групповая работа.
-- Сегодня на уроке мы тоже будем выбирать правильный ответ, принимать собственное решение, высказывать свое мнение, уметь работать сообща, исправлять ошибки друзей. Поэтому класс разделен на три группы. Карточки с вопросами по теме «Глагол» группы должны были дома подготовить и сейчас их даем другим группам. 1 группа – 2 группе, 2 - 3, 3 – 1. На вопросы сообща отвечаем или один из группы отвечает, а если ответ считаете неполным, можете дополнить.
2. Письменная работа в группах. На карточках выполняем сообща задание и передаем другим группам (им заранее даются ключики заданий) для проверки. (Карточки с заданиями раздаются группам).
Группа 1. Орфограмма «Ь знак в глаголах». Вставьте буквы, объясните орфограммы.
Береч… честь, учит…ся хорошо, вернёш… долг, стрич…ся у мастера, надеят…ся на себя, посееш… рожь, зажеч… костер, стучат…ся в дверь, извиниш…ся перед мамой.
Группа 2. Орфограмма «Буквы Е и И в окончаниях глаголов». Вставьте буквы, объясните орфограммы.
Легко дыш…шь, хорошо труд…шься, быстро беж…шь, далеко вид…шь, прекрасно держ..тесь, ты стро…шь дом, чита..шь письмо, рису..шь прекрасно, одева…шься модно.
Группа 3. Орфограмма «Правописание частиц с глаголами» Раскройте скобки, объясните слитное или раздельное написание частиц.
(Не)навидеть зло, (не)знали урока, (не)годовал от злости, никто (не)обижал, посадили(бы), погрузились(бы), участвовали(бы), (не)здоровилось, (не)обидел(бы).
IV. Физкультминутка. Текст физкультминутки показывается на слайде.
-- Встали, встали, подтянулись,
подтянулись еще выше,
повернулись, подышали,
посмотрели друг на друга,
улыбнулись и расселись.
V. Рефлексия.
1. Письмо по памяти.
-- А теперь проверим вашу внимательность, вспомните и напишите глаголы из стиха физкультминутки на своих тетрадях, подчеркните суффиксы. Поставьте их в неопределённой форме и определите их спряжение.
2. Работа над текстом Е. А. Пермяка. Прочитайте и выполните задания. Парная работа
Для чего руки нужны.
Саша с дедушкой были большими друзьями и любили задавать друг другу разные вопросы.
Спросил как-то дедушка внука:
-- А для чего, Сашенька, людям руки нужны?
-- Чтобы в мячик играть, -- ответил Саша.
-- А ещё для чего? – спросил дед.
-- Чтобы ложку держать.
-- А ещё?
-- Чтобы кошку гладить.
-- А ещё?
-- Чтобы камешки в речку бросить.
Саша правильно отвечал. Но он ещё не знал, что руки нужны не только для игры.
Задания:
- Как ты считаешь, еще для чего руки нужны?
- Найдите глаголы, выпишите и укажите орфограммы.
- Придумайте задание на тему «Правописание глаголов» для соседа (по парте) по тексту.
3. Самостоятельная работа по кластеру.
-- Вернемся к нашему кластеру. Еще раз внимательно смотрим на наш кластер по теме «Орфограммы в глаголах». Приведите свои примеры на каждое правило.
Использование технологии РКМЧП решает не только развивающие, познавательные задачи, но и воспитательные, например, воспитание терпения и терпимости, самостоятельности, формирование аккуратности и умения доводить начатое дело до конца; в групповой работе - развитие умения работать сообща, прислушиваясь к мнению других учащихся, терпимо относиться к критике в свой адрес, деликатно отзываясь об ошибках своих одноклассников; приобретаются навыки публичных выступлений, желание и умение добиваться поставленной цели.
Использованная литература.
- С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская «Развитие критического мышления на уроке». М: «Просвещение», 2011г.
- Учебник «Русский язык. 6 класс. Учебник для образовательных учреждений с родным(нерусским) и русским (неродным) языком обучения» под редакцией Е.А.Быстровой, О.М.Александровой, Т.Ф.Сапроновой, И.П.Цыбулько. Москва: Дрофа, 2011г.
- Л.И.Тареева Калейдоскоп (урок-игра по теме «Орфограммы в глаголах», 6 класс) из книги «Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы.Авторы-составители: В.Н.Пташкина, К.Е.Виноградова и др. Волгоград, Издательство «Учитель», 2009г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование приемов технологии Развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы
Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо любым учителем-предметником. Технология универсальная и очень интересная. Защищалась по ней на 1 категорию....
Работа с текстом с использованием элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках русского языка и литературы
Актуальность выбранной темы мы видим в том, что технология «Чтение и письмо для развития критического мышления» позволяет педагогу, используя универсальную модель обучения и систему эффективных ...
«Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы в 5 классе»
В педагогике XXI века в центре стоит личность ученика, развитие которой и является целью образования. Современный педагогический процесс ориентирован на индивидуальный подход к каждому ученику, педаго...
Использование технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" на уроках русского языка и литературы
Статья о применении элементов данной технологии на конкретных примерах....
Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы в старших классах.
Развитие критического мышления учащихся. Методические приёмы, помогающие формировать критическое мышление школьников....
Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы
Технология РКМЧП на уроках русского языка и литературы...
Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы
Как построить урок, чтобы научить ученика размышлять над прочитанным, задавать вопросы и находить ответы, совершать открытия и радоваться процессу поиска? Здесь на помощь мне приходят приемы тех...
Комментарии
спасибо
спасибо