Урок развития речи. "Что такое толерантность?" по технологии РКМЧП.
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме
Урок проведен по технологии развитие критического мышления через чтение и письмо. Умение воспринимать, перерабатывать, а потом использовать информацию является основой успешности ребенка и в школе, и в будущей жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_razvitiya_rechi._tolerantnost.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Урок развития речи «Что такое толерантность?» по технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо)
Цели:
Образовательные:
познакомить учащихся с понятием “ толерантность”, уточнить значения слов тематической группы “ толерантность”; обогатить словарный запас учащихся.
Развивающие:
развивать творческие способности учащихся;
развивать умение работать с текстом: выделять новую информацию, формировать новые представления на основе полученных данных;
Воспитательные:
воспитать у учащихся чувство толерантности, самоуважения и уважения окружающих;
формировать самостоятельность.
Наглядность: карточки.
Эпиграф к уроку: «Если я чем-то на тебя не
похож,
я этим вовсе не оскорбляю тебя,
а, напротив, одаряю»
Антуан де Сент-Экзюпери
Ход урока:
1.Стадия вызова.
Задачи:
Пробуждение имеющихся знаний и интереса к получению новой информации; помочь учащимся самим определить направление в изучении темы
- Знакомо ли вам слово толерантность? Как вы понимаете это слово?
- Заполнение первых 2 столбиков таблицы «ЗХУ» (Знаю, хочу узнать, узнал)
Что знаю | Что хотим узнать по теме? | Узнали |
- Озвучим свои записи.
- Вот вы сами определили цели сегодняшнего урока.
- Запись темы.
2.Стадия осмысления.
Задачи:
Помочь активно воспринимать изучаемый материал и соотнести старые знания с новыми.
1.Детские стихи.
- Прочитайте стихи и выпишите ключевые слова, которые помогли бы нам объяснить значение слова толерантность.
Толерантность. Что это такое? -
Если спросит кто-нибудь меня,
Я отвечу: "Это все земное.
То, на чем стоит Планета вся".
Толерантность - это люди света
Разных наций, веры и судьбы
Открывают что-то, где-то,
Радуются вместе. Нет нужды
Опасаться, что тебя обидят
Люди, цвета, крови не твоей.
Опасаться, что тебя унизят
Люди на родной Земле твоей.
Ведь Планета наша дорогая
Любит всех нас: белых и цветных!
Будем жить, друг друга уважая!
Толерантность - слово для живых!
Что ж такое толерантность?
Может к бабушке любовь?
А быть может, это то, что маме
Я на день рождения принес?
Понял я, что это – уважение
К мнению не только своему.
Видеть боль чужую
Я, по-моему, уже могу.
Дам монетку нищему,
Пожилому помогу.
Товарища в беде не брошу,
Злобу в класс я не пущу.
2.Текст. Карточка 2.
Слово толерантность происходит от латинского «tolerantia» – терпение, которое связывается в современном представлении с терпимостью, снисходительностью к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
Толерантность - это осознание того, что все люди разные. У нас могут быть разными не только внешность, возраст, социальный опыт, пол, но и нравственные ценности. Поэтому не удивительно, что мы по-разному воспринимаем одни и те же вещи, явления.
Согласно Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО в 1995 году, «Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности… это гармония в многообразии …»
На сегодняшний день в России толерантность рассматривается в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание. Признание - это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения. Принятие - это положительное отношение к таким отличиям. Понимание - это способность взглянуть на мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и другого человека.
Указом главы Башкортостана Рустэма Хамитова 2011 год объявлен в республике Башкортостан Годом укрепления межнационального согласия.
По словам руководителя республики, Башкортостан является одним из примеров доброжелательного отношения людей разных национальностей друг к другу. Президент Башкортостана выразил уверенность, что у народов, населяющих Башкортостан, межнациональная толерантность закреплена на генном уровне.
Действительно, мир и спокойствие в любой республике зависят от того, насколько уважительно и терпимо относятся люди друг к другу, насколько знакомо им такое понятие, как «культура мира». Ведь именно культура мира прежде всего предполагает умение людей жить в мире и согласии, в уважении друг к другу, к обычаям, традициям, к культуре других людей, в умении слышать и слушать другого человека, независимо от того, какой он национальности, вероисповедования, богат он или беден, физически развит или немощен.
- Чтение методом маркировки (инсерт). По ходу чтения на полях текста ставятся условные знаки.
- Заполнение таблицы «Условные значки».
"v"-знаю, известное | " + " – новое, интересное | " - " – вызывает сомнение, противоречит вашему мнению | " ? " – есть вопросы |
- Устные высказывания по прочитанному, по записям.
3. Рефлексия
Задачи:
Помочь учащимся самостоятельно обобщить изученный материал.
1)Заполнение 3 части таблицы «ЗХУ»
- Итак, обобщим, о чем узнали на уроке.
- Устные ответы.
2)Работа по составлению “солнца” толерантности (кластер)
- Ребята, давайте обобщим сказанное. Слово “толерантность” у нас будет в виде солнца, а ваши ответы - в виде лучиков.
(прощение, сотрудничество, уважение человеческого достоинства, милосердие, принятие другого таким, каков он есть, уважение прав других, терпимость, доверие, гуманизм, снисходительность)
4. Обобщение учителем, используя эпиграф к уроку.
Оценка деятельности учащихся.
5. Домашнее задание: написать сочинение «Что значит быть толерантным?» или «Толерантен ( -а) ли я?».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку развития речи "Что такое текст". 5 класс.
Данная презентация является сопроводительным материалом к уроку развития речи в 5 классе "Что такое текст"...
Конспект урока развития речи "Что такое штамп? Штамп как речевая ошибка." ( 5класс)
Учителя – словесники знают, как трудно учить пятиклассников грамотно использовать средства языка. Общеизвестно и то, что сочинения «помогают» писать своим чадам...
Урок развития речи с использованием новых технологий."Репортаж как газетный жанр"(8 класс)
Плановый урок развития речи. На уроке использованы приёмы технологии РКМЧП: кластер, синквейн, групповая работа.Прослеживается движение от информационной хроники- к заметке, от заметки- к репортажу, ч...
Урок развития речи с использованием предметной технологии "РКМЧП": сочинение-рассуждение о книге.
Урок развития речи по СОТ "РКМЧП", в основе урока использован технологический приём ПОПС-формула....
технологическая карта урока развития речи "Что такое материнская любовь?"
Тип урока: развитие речи.Цели сформировать у школьников навыки написания сочинения - рассуждения на морально-этическую тему сформировать умение учащихся понимать основную мысль ...
Урок развития речи "Кто такие птицы?"
Урок-исследование, в ходе которого выясняется основное отличие птиц от других животных (тело птиц покрыто перьями)....
Методическая разработка. Урок развития речи. ЧТО ТАКОЕ ДОБРОТА?
Урок развития речи в 9 классе. Подготовка к ОГЭ....