Работа с научной статьёй в 7 классе по технологии РКМЧП.
план-конспект урока русского языка (7 класс) по теме

Работа с научной статьёй. Учебник Разумовской М.М. Русский язык.7 класс. "Наречие". Технология РКМЧП

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа с научной статьёй в 7 классе по технологии РКМЧП.

Разумовская М.М. Русский язык.7 класс.

§12 «Какие слова являются наречиями».

- Тема нашего сегодняшнего урока – Наречие. Но, прежде, чем вы начнёте читать текст, давайте вспомним, что мы знаем о наречии. Возьмите ручку и в течение двух минут запишите всё, что вы знаете или думаете, что знаете о наречии. Важно писать всё, что приходит в голову, не заботясь о том, соответствуют ли действительности ваши представления.

После того, как вы записали всё, что знаете, или думаете, что знаете, повернитесь к вашему партнёру (или группе) и поделитесь своими соображениями. Даже если у вас возникнут разногласия, запишите все соображения. Причём разногласия отметьте. Возможно, чтение статьи прояснит многие из них.

На экране следующая схема:

                                                                                                                                                                                                                             

        

После обсуждения в парах (или группах) учитель просит поделиться своими знаниями со всем классом. Выслушивая группы по очереди, учитель на экране (мультимедийной доске) записывает все предложенные идеи, заостряя внимание на сходствах и разногласиях. На этом этапе важно записать ВСЁ, что предлагают ученики, независимо от того, насколько это верно. Когда обсуждение иссякнет, наступает время работы с учебником – время чтения научной статьи. (§12 Какие слова являются наречиями).

Перед тем, как приступить к чтению, учитель просит в процессе чтения делать на полях следующие пометки:

 - если то, что вы читаете, было известно вам ещё до чтения текста;

- если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы думали;

+ если вы узнали нечто совсем новое;

? если то, что вы читаете, непонятно или вы хотели бы знать об этом больше.

Необязательно отмечать каждую строчку или идею. У ученика может оказаться две или три пометки на абзац, а иногда две пометки могут стоять рядом.

После того, как все закончат читать, необходимо вернуться к первоначальному «списку знаний».

- Какие из ваших первоначальных представлений подтвердились, а какие оказались ложными?

- Найдите в тексте статьи фрагменты, которые оказались для вас новыми, может быть, даже неожиданными.

- Какие идеи представляют для вас дальнейший интерес?

Часто бывает полезно после такой работы с текстом научной статьи учебника заполнить индивидуальную маркировочную таблицу. Она может выглядеть примерно так:

-

+

?

Самостоятельная часть речи.

изменяется

Обозначает признак признака

Является определением.

Обозначает признак действия

Является определением

 

Теперь можно вернуться к схеме, изображённой на экране, систематизировать вновь полученные знания, оставляя первоначальные идеи, соответствующие тексту научной статьи, дополняя новыми сведениями, изменяя те, которые не подтвердились. Обсуждая статью, мы вновь возвращаемся к тексту. На этом заканчивается эта стадия урока – объяснение нового материала, – которая делится на несколько этапов в соответствии с методикой РКЧМ.

На первом этапе ученики самостоятельно вспоминали, записывали свои мысли, делились с партнёрами по группе и с классом в целом. Учитель внимательно выслушивал ВСЕ мнения, фиксируя их на экране.

Этот первый этап называется СТАДИЕЙ ВЫЗОВА.

 Задачами стадии вызова являются:

- актуализация прежних знаний: ведь то, что мы узнаём, определяется тем, что мы уже знаем;

- активизация учеников: ведь обучение может быть только активным (нельзя знания «вложить», если обучаемый сам их не присваивает);

- мотивация учеников: ведь гораздо интереснее получать ответы на собственные вопросы, чем на те, которые ты не задавал.

Второй этап – это непосредственное взаимодействие с новым знанием (в нашем случае это чтение статьи. §12 Какие слова являются наречиями. Эта стадия называется ОСМЫСЛЕНИЕМ СОДЕРЖАНИЯ, и основной её целью является не только принятие нового знания, но и отслеживание своего понимания. Это происходит благодаря тому, что  дается задание ставить в тексте пометки. Это побуждает ученика в самом процессе чтения останавливаться и обдумывать прочитанное, возвращаться к предыдущим фрагментам.

Третий этап – составление индивидуальной маркировочной таблицы, обсуждение статьи, систематизация вновь полученных знаний. Этот этап называется СТАДИЕЙ РАЗМЫШЛЕНИЯ ИЛИ РЕФЛЕКСИЕЙ.

Его цели:

- выявление нового знания (что нового узнал?);

- включение этого нового знания в уже существующую систему знаний (как это соотносится с тем, что я знал раньше?);

- постановка новых целей (что ещё хотел бы узнать?).

Использование трёх стадий позволяет педагогу стимулировать учеников думать, активно обсуждать предмет. В ходе урока не получается «отсиживаться». Разные точки зрения заставляют учеников спорить. В процессе общения с партнёром возникает собственная цель узнать больше о предмете обсуждения. Учитель предоставляет детям возможность думать, осознавать, что же они действительно знают, признавая, что нормально чего-то не знать и в то ж е время приятно узнавать что-то новое. Ученики получают навыки работы с материалом и учатся анализировать процесс познания и мышления. Обстановка на уроке, когда приветствуется разнообразие идей, защита собственного  мнения и при этом терпимость к иному взгляду, развивает критическое мышление.  Воспитывает человека, демонстрирующего свободное, самостоятельное мышление, не принимающего на веру всё, что услышано и прочитано, ищущего всему доказательства, а при защите своей точки зрения умеющего слушать и слышать другие мнения и приводящего обоснованные аргументы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы работы с текстом в технологии РКМЧП

Данная презентация содержит информацию об основных приемах работы с текстом в технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"...

Конспект урока по немецкому языку в 3 классе в технологии РКМЧП на тему "Что Сабина хотела бы получить ко дню рождения?"

Данный конспект урока разработан в технологии разхвития критического мышления через письмо и чтение. Особенно активно использован здесь приём кластер....

Обобщение опыта работы по теме: " Формирование критического мышления на уроках биологии в 8-11 классах через технологию РКМЧП"

Данная публикация содержит возможные варианты заданий для учащихся, с использованием приемов данной технологии....

Урок математики в 5 классе в технологии РКМЧП

Тема: Сложение и вычитание десятичных дробейЦель:-  создать условия для развития мышления, математической речи;           - умения работать с мат...

Урок математики в 5 классе в технологии РКМЧП «Сложение и вычитание десятичных дробей»

Урок математики в 5 классе в технологии РКМЧП«Сложение и вычитание десятичных дробей»...

Урок литературы в 8 классе ( Применение технологии РКМЧП)

Урок построен в соответствии с технологией Развития критического мышления через чтение и письмо. Состоит из трёх этапов: 1. Вызов (самостоятельная актуализация имеющихся знаний по теме, пробуждение по...