Методическая разработка интегрированного урока литературы "Особенности образа главного героя в произведении А.И.Куприна "Штабс-капитан Рыбников"
методическая разработка по литературе на тему
Материалы к открытому уроку литературы с использованием мультимедийного оборудования по произведению А.И.Куприна "Штабс-капитан Рыбников".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razrabotka_na_pechat.doc | 27 КБ |
Предварительный просмотр:
Иванова Юлия Владимировна
преподаватель литературы,
ГБОУ СПО «Нижегородский дизелестроительный техникум»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ «ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА ГЛАВНОГО ГЕРОЯ В ПРОИЗВЕДЕНИИ А.И.КУПРИНА «ШТАБС-КАПИТАН РЫБНИКОВ»
Из практики.
Я на своих уроках литературы достаточно часто обращаюсь к урокам с применением мультимедиа. Практически все обучающиеся нашего учебного заведения имеют домашние компьютеры и интернет. Таким образом, у меня есть возможность заинтересовать их не просто чтением определенной литературы, получением каких-либо знаний, а заданиями с привлечением возможностей Интернета и презентаций.
Чаще всего литература пересекается с историей. Это еще один предмет, который на сегодня не очень привлекателен для большей части обучающихся. Но именно сочетание мультимедиа и интеграционных технологий дают интересное сочетание. Возникает более осмысленное понимание учащимися как смысла произведения, так и исторических событий, на фоне которых происходит действие изучаемого произведения.
К уроку литературы были привлечены преподаватели истории и информатики.
Тема урока: «Особенности образа главного героя в произведении А.И.Куприна «Штабс-капитан Рыбников».
Цели урока:
- формирование читательской компетентности;
- приобщение к богатству отечественной литературы;
- формирование выразительности образов с помощью мультимедиа-технологий;
- знакомство с исторической атмосферой начала 19 века.
Межпредметные связи: литература, история, информатика.
Оборудование: текст художественного произведения «Штабс-капитан Рыбников», мультимедиа с презентациями.
Время проведения : 2 урока.
Класс заранее делится на несколько рабочих групп, получающих домашнее задание:
1. «Социологи» определяют с помощью анкетирования, что знают учащиеся об определенной теме.
2. «Библиографы» исследуют творческий путь автора произведения и представляют его в качестве нескольких слайдов.
3. « Литературоведы» занимаются нахождением в Интернете толкований незнакомых понятий.
4. «Художники» подбирают иллюстрации к рассказу.
5. «Военные специалисты» раскрывают особенности военных событий.
Также обучающиеся должны были просчитать рассказ «Штабс-капитан Рыбников» дома.
1. Слово учителя. Сегодня мы с вами проведем интегрированный урок, то есть урок, в котором будут сочетаться несколько предметов. В данном случае - это литература, история и информационные технологии. Такой вид урока даст нам возможность лучше изучить текст, понять события и проблемы произведения, способствует всем вышеперечисленным целевым ориентациям.
2. После объявления темы и целей урока обучающиеся отвечают на вопросы «социологов».
Вопросы к уроку от социологов:
1. Какими событиями знаменателен 1905 год в жизни России?
2. Когда была русско-японская война?
3. На чьей территории она происходила?
4. Какие известные сражения или события этой войны можете назвать?
5. Каких героев этой войны вы знаете?
Правильные ответы систематизируются и делается вывод о знаниях обучающихся по данной теме.
3. Показывается презентация «Исторический экскурс».
4. Слово берет учитель истории.
Во второй половине девятнадцатого века на Дальнем Востоке вблизи границ России стало развиваться и крепнуть государство, которое до тех пор было слабым и не внушало никому опасений. Этим государством была Япония. Япония располагалась на нескольких больших островах в Тихом океане. С численность населения около 46 миллионов человек к началу русско-японской войны (численность России была равна примерно 140 миллионам человек). До 60-х годов девятнадцатого века японцы были мало развиты и вели обособленный образ жизни. Но с этого времени они открыли в свою страну широкий доступ европейцам, сами стали ездить в Европу учиться. В Японии быстро развилась промышленность, стали расти города, открывалось большое количество школ, были проведены железные дороги. Страдая от малоземелья на своих островах, японцы были полны мечтами о приобретении новых земель.
5. Преподаватель истории показывает презентацию «Россия накануне войны» с последующей беседой.
6. Показывается презентация «Япония накануне войны» с последующей беседой.
7. Слово предоставляется преподавателю литературы. Просматривается презентация «Биография А. И. Куприна». Возможно дополнительное комментирование учащимися с мест.
8. Презентация «Особенности образа главного героя» с последующей беседой по вопросам.
1. Причины поспешного отъезда Рыбникова?
2. Почему Щавинский начинает подозревать в штабс-капитане шпиона?
3. Возникают ли у вас такие же подозрения, как и у Щавинского?
4. Возникает ли у вас, также, как и у Щавинского, чувство уважения к возможному врагу?
9. Подведение итогов по теме «Особенности образа главного героя».
10. Учащимся предлагается домашнее задание: продолжить в письменном виде рассказ о судьбе мнимого штабс-капитана.
Таким образом можно сделать вывод: применение новых информационных технологий в учебном процессе дает возможность творчески работающему учителю повысить качество обучения, мотивацию, активизировать самостоятельную деятельность учащихся, создать положительный настрой.
Список литературы:
1. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ.пед.вузов. — М.: ВЛАДОС, 1999. — Кр. 1: Общие основы. Процесс обучения. — 576 с.: ил.
2. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005.
3. Баженова Е.В. Научно-исследовательская деятельность школьников как один из способов развития познавательной активности. М.:Проспект, 2012
4. Головина Л.М. Активизация познавательной деятельности учащихся.-М. Проспект, 2003
5. Лазаренко Г.П. Приемы активизации и обратной связи на уроке литературы//Литература в школе 1996, № 1
6. Яковлева Е.В. Активизация мышления студентов// СПО 2009
7. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: 1982
8. Алексеева Ю.А. Интеграционные технологии на уроках литературы Сборник материалов 5 международной научно-практической конференции Н.Новгород 2012
9. Степанова Ж.А. Интеграционные технологии на уроках литературы как средство самореализации учащихся// Учитель года Нижегородской области -2011
10. Беляева Н.В. Информационно-образовательная среда школьного литературного образования и её мультимедийный характер//НГПУ 2012
11. Белякова Т.И. Использование информационно-компьютерных технологий на уроках литературы и русского языка// НГПУ 2012
12. Ильченко Т.В., Храброва В.В. Мультимедийные технологии и интеграция классно-урочной и внеклассной работы в преподавании русского языка// НГПУ 2012
13. Качановская О.М., Костюк И.А. Современное представление о мультимедийной технологии в преподавании русского языка и литературы// НГПУ 2012
14. Никишина В.В. Мультимедийные технологии в преподавании филологических дисциплин и их дидактический потенциал// НГПУ 2012
15. Покало А.В. Информационные технологии в преподавании филологических дисциплин как средство развития творческих способностей// НГПУ 2012
16. Медиаскоп. Электронный научный журнал факультета журналистики МГУ имени В.И.Ломоносова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка интегрированного урока литература,история,православие "Я верую..."
Данный урок был создан для областных Пасхальных чтений. Ключевые понятия урока: война и Вера...
Методическая разработка интегрированного урока "Судьба человека -воплощение трагической судьбы народа"
Методическая разработка интегрированного урока (литературы и истории)Тема: «Судьба человека – воплощение трагической судьбы народа» (по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»)Класс...
методическая разработка интегрированного урока "Судьба человека" - воплощение трагической судьбы народа в годы войны"
Методическая разработка интегрированного урока Тема: «Судьба человека» - воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны. Класс: 11 Преподаватель: Бирюкова На...
Тема урока: Методическая разработка интегрированного урока( английский + ОБЖ) по теме "Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни." Здоровое питание) 6 класс
Интегрированный урок Английский+ОБЖ в 6 классе по теме Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни. Здоровое питание)...
Разработка интегрированного урока по теме "Историческая тема в произведениях А.С. Пушкина".
Исторические моменты описанные в произведениях А.С. Пушкина...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА по теме: «ГОРОДА-ГЕРОИ. СТАЛИНГРАД-ВОЛГОГРАД.»
Методическая разработка учебного занятия по дисциплине ОГСЭ 03. Иностранный язык (английский язык), которая является частью учебного плана раздела «Страноведение» специальности 43.02.10 Туризм с...
Методическая разработка интегрированного урока по Английскому языку и ОБЖ по теме: «Здоровый образ жизни».
Данная методическая разработка предназначена для преподавателей английского языка и ОБЖ учреждений СПО. Тема «Здоровый образ жизни» очень актуальна в настоящее время, так как современный т...