Знакомство с писателем на уроках литературы.
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему

Руденко Александра Дмитриевна

Мне бы очень хотелось, чтобы знакомство с писателем на уроках литературы не только не умещалось в урок, но и выходило за рамки рабочей программы. Разве можно осветить творческий путь А.С.Пушкина, рассказать о его наследии, находясь в жёстких временных рамках - 45 минут?! Конечно, никто не говорит, что знакомство должно проходить только на одном уроке, в одной теме, в одном конкретном учебном году. Я прекрасно понимаю, что знания, полученные в ходе уроков, посвящённых личности какого-либо писателя, с каждым учебным годом должны дополняться, закрепляться.

Но мне захотелось помочь своим ученикам и разработать для них документ, который позволит им не потерять эти знания, а действительно их накопить. Документ этот представляет собой таблицу, которую можно заполнять не только в течении одного учебного года. 

Я нахожу в данной работе огромный плюс - самостоятельность выполнения. Ученик учится добывать информацию сам. Можно заполнять таблицу в ходе ответа другого ученика с подготовленным домашним заданием на уроке. Можно же работать и дома. Нынешний век интернета переполнен информацией, и очень сложно не запутаться в её потоке. Для удобства ребят таблица содержит в себе 6 основных категорий, какие необходимы для полного, осознанного знакомства с писателем:

  • Имя писателя, годы жизни и обстоятельства смерти (если есть псевдоним – история его выбора);
  • Жизнь писателя (детство, юность, образование, важные события);
  • Основные сведения о семье писателя (родители, родственники, личная жизнь, потомки);
  • Этапы становления творческого пути (первые публикации, трудности на пути, наследие);
  • Основные произведения (дата написания, название, жанр произведения);
  • Цитаты из произведений (с указанием названия произведения, откуда берётся цитата).

Какие планируются результаты по работе учеников с данным документом:

  • Развитие навыков при выполнении самостоятельной работы;
  • Повышение эрудиции учащихся;
  • Повышение культурного уровня учащихся;
  • Повышение качества знаний в ходе усвоения программы по литературе;
  • Повышение интереса, мотивации к наилучшей успеваемости.

Данная таблица будет входить в папку-помощницу ученика по литературе. 

В прикреплённом файле выкладываю документ, который является образцом заполнения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_pisatelem._chehov._rudenko_a.d.docx115.11 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомство с писателем

Имя писателя, годы жизни и обстоятельства смерти

(если есть, указать псевдоним)

  • Антон Павлович Чехов

17.01.1860 – 2.07.1904

  • Известно более 50 псевдонимов Чехова: Антоша; Антоша Чехонте; Брат моего брата; Врач без пациентов; Вспыльчивый человек; Гайка № 6; Гайка №9; Грач; Дон-Антонио Чехонте; Кисляев; Человек без селезенки и другие.
  • Из-за резкого обострения болезни, с которой ему не удалось справиться, писатель скончался 2 (15) июля 1904 года в Баденвайлере, Германия.

Жизнь писателя

(детство, юность, образование, важные события)

  • Родился в Таганроге.
  • Раннее детство Антона протекало в бесконечных церковных праздниках, именинах. В будние дни после школы братья сторожили лавку отца, а в 5 часов утра каждый день вставали петь в церковном хоре. Как говорил сам Чехов: «В детстве у меня не было детства».
  • Обучение Чехова началось в греческой школе в Таганроге.
  • В 1879 году он окончил гимназию в Таганроге. В том же году он переехал в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета (ныне Первый МГМУ им. И. М. Сеченова).
  • В 1884 году Чехов окончил курс университета и начал работать уездным врачом в Чикинской больнице.
  • Летом 1889 года принял решение поехать на Сахалин. Там он провёл, по собственным словам, полную перепись населения Сахалина, заполнив несколько тысяч карточек на жителей острова.
  • В 1890 году по возвращении в Москву работал над книгой «Остров Сахалин», рассказами «Попрыгунья», «Дуэль», «Палата № 6».
  • С 1892 по 1899 годы Чехов проживал в подмосковном имении Мелихово, где сейчас работает один из главных чеховских музеев.
  • Последние годы Чехов, у которого обострился туберкулёз, для поправления здоровья постоянно живёт в своём доме под Ялтой.

Основные сведения о семье писателя

(родители, родственники, личная жизнь, потомки)

  • Родители: Павел Егорович Чехов и Евгения Яковлевна Чехова.
  • Был третьим ребёнком в семье, в которой всего было 6 детей: 5 сыновей и дочь.
  • В 1901 году женился на артистке Ольге Леонардовне Книппер.

Этапы становления творческого пути

(первые публикации, трудности на пути, наследие)

  • В греческой школе в Таганроге начались его первые литературные и сценические опыты.
  • Первая драма «Безотцовщина» была написана 18-летним Чеховым в период учёбы в гимназии.
  • Гимназический период Чехова был важным этапом созревания и формирования его личности, развития её духовных основ. Гимназические годы дали Чехову огромный материал для писательской работы.
  • 24 декабря 1879 года, будучи студентом первого курса, Чехов поместил в журнал «Стрекоза» рассказ «Письмо к учёному соседу» и юмореску «Что чаще всего встречается в романах, повестях и т. п.». Это был его дебют в печати.
  • В 1882 году Чехов подготовил первый сборник рассказов «Шалость», но он не вышел, возможно, из-за цензурных трудностей. В 1884 году вышел сборник его рассказов — «Сказки Мельпомены».
  • 1885—86 годы — период расцвета Чехова как «беллетриста-миниатюриста» — автора коротких, в основном юмористических рассказов. В то время, по его собственному признанию, он писал по рассказу в день.
  • Чехов был одним из первых писателей-классиков, кто всецело обличал пошлость, нежелание жить полной, насыщенной жизнью. В чеховских произведениях мы видим нравственный призыв к внутренней свободе человека, духовному очищению. Его поздние рассказы насквозь пронизаны внутренним душевным криком: «Так больше жить невозможно!».
  • Один из самых известных драматургов мира. Его произведения переведены более чем на 100 языков. Его пьесы, в особенности «Чайка», «Три сестры» и «Вишнёвый сад», на протяжении более 100 лет ставятся во многих театрах мира.

Основные произведения

(дата написания, название, жанр произведения)

Пьесы:

  • 1887 — Иванов
  • 1896 — Чайка
  • 1896 — Дядя Ваня
  • 1900 — Три сестры
  • 1903 — Вишнёвый сад

Повести:

  • 1888 — Степь
  • 1889 — Скучная история
  • 1891 — Дуэль
  • 1891 — Жена
  • 1892 — Палата № 6

Рассказы:

  • 1884 — Хирургия
  • 1884 — Хамелеон
  • 1885 — Дачники
  • 1885 — Лошадиная фамилия
  • 1885 — Злоумышленник

Цитаты из произведений

(с указанием названия произведения, откуда берётся цитата)

  • В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. «Дядя Ваня»
  • Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой. «Дом с мезонином»
  • Счастлив тот, кто не замечает, лето теперь или зима. «Три сестры»
  • Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро! Счастья нет и не должно его быть, а если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро! «Крыжовник»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание электронных пособий. Приложение к урокам в 10-11 клссах. "Изучение биографии писателя на уроках литературы"

В современных образовательных учреждениях большое внимание уделяется компьютерному сопровождению учебной деятельности. В учебном процессе используются различные обучающие и тестирующие программы практ...

А.П.Чехов. Знакомство с писателем. "Толстый и тонкий"

Данный урок - начало исопровождается презентацией...

Тезисы к докладу «Изучение биографии писателя на уроках литературы с использованием ИКТ»

Тезисы к докладу "Изучение биографии писателя на уроках литературы с использованием ИКТ"...

Работа над стилем писателя на уроке литературы в выпускном классе. Рассказы А. Платонова

Методические рекомендации по изучению рассказов А. Платонова. Предлагаемая работа посвящена художественному миру рассказов А. Платова. В данной статье содержится личный опыт педагога по изучению, худо...

Урок литературы в 9 классе по теме "А.П.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к «маленькому человеку».."

Тема. А.П.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа  «маленького человека» в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к «маленькому челове...

Разработка урока литературы. 5 класс. В.Г.Короленко "В дурном обществе". Слово о писателе. Знакомство с героями повести.

Первый урок по повести В.Г.Короленко "В дурном обществе". Знакомство с писателем, который всегда жил "по совести", героями его повести-Васей и его отцом, городом, в котором происхо...