Урок литературы в 9 классе по теме "А.П.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к «маленькому человеку».."
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Максименко Елена Викторовна

Тема. А.П.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа  «маленького человека» в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к «маленькому человеку».

Цели: на примере рассказа «Смерть чиновника» раскрыть подход писателя к изображению одной из важнейших тем русской литературы – темы «маленького человека».
Учить анализировать произведение, выявлять позицию автора, делать выводы, развивать монологическую речь.
Воспитывать чувство собственного достоинства, нетерпимость к самоунижению, чинопочитанию.

Планируемые результаты:

Личностные: аргументированно оценивать поступки литературных героев, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности; осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор в соотношении с поступками литературных героев.

Познавательные: анализ эпического произведения (обобщать, доказывать, делать выводы, строить логически обоснованные суждения), развитие смыслового чтения текста (с выделением фактуальной, смысловой, подтекстовой информации), представлять учебную информацию в разных формах.

Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, оценивают уровень владения материалом, понимают проблему, выделяют причинно-следственные связи в письменном высказывании, формулируют выводы.

Коммуникативные: излагать своё мнение в учебном монологе, диалоге, полилоге , аргументируя его, подтверждая текстовыми фактами; осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей.

Предметные: понимание литературы как особого способа познания жизни; воспитание читателя, владеющего процедурами смыслового и эстетического анализа текста.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: текст рассказа «Смерть чиновника», портрет писателя, иллюстрации к произведению, ПК, экран, к/ф «Смерть чиновника»; приложение.

Эпиграф:

В любых условиях человек должен остаться человеком, более того: величие человеческой души или, наоборот, ее уничижение не зависит ни от каких обстоятельств. Каким ты станешь: зависимым или независимым, презренным или достойным, обывателем или гражданином – человек определяет сам!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chehov._smert_chinovnika.docx34.99 КБ
Файл chehov._smert_chinovnika.docx34.99 КБ

Предварительный просмотр:

Литература                                9-А, Б классы                                урок № 68

Дата: 18.02.2021

Тема. А.П.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа  «маленького человека» в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к «маленькому человеку».

Цели: на примере рассказа «Смерть чиновника» раскрыть подход писателя к изображению одной из важнейших тем русской литературы – темы «маленького человека».
Учить анализировать произведение, выявлять позицию автора, делать выводы, развивать монологическую речь.
Воспитывать чувство собственного достоинства, нетерпимость к самоунижению, чинопочитанию.

Планируемые результаты:

Личностные: аргументированно оценивать поступки литературных героев, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности; осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор в соотношении с поступками литературных героев.

Познавательные: анализ эпического произведения (обобщать, доказывать, делать выводы, строить логически обоснованные суждения), развитие смыслового чтения текста (с выделением фактуальной, смысловой, подтекстовой информации), представлять учебную информацию в разных формах.

Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, оценивают уровень владения материалом, понимают проблему, выделяют причинно-следственные связи в письменном высказывании, формулируют выводы.

Коммуникативные: излагать своё мнение в учебном монологе, диалоге, полилоге , аргументируя его, подтверждая текстовыми фактами; осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей.

Предметные: понимание литературы как особого способа познания жизни; воспитание читателя, владеющего процедурами смыслового и эстетического анализа текста.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: текст рассказа «Смерть чиновника», портрет писателя, иллюстрации к произведению, ПК, экран, к/ф «Смерть чиновника»; приложение.

Эпиграф:

В любых условиях человек должен остаться человеком, более того: величие человеческой души или, наоборот, ее уничижение не зависит ни от каких обстоятельств. Каким ты станешь: зависимым или независимым, презренным или достойным, обывателем или гражданином – человек определяет сам!

А.П.Чехов

Ход урока

1.Оргмомент. Приветствие. Проверка отсутствующих.

2. Объявление темы урока. Определение целей.

3. Работа по теме урока.

Повторение биографии А.П.Чехова (сообщения учащихся).

- Что запомнилось? Что удивило?

- Какие произведения А.П.Чехова вы читали?

- Какие основные темы поднимал в своем творчестве? (тема «маленького человека»: «Толстый и тонкий», «Унтер Пришибеев»)

4. Слово учителя.

 Тема сегодняшнего урока звучит так: "Эволюция образа " маленького человека" в русской литературе ХIХ века и чеховское отношение к нему" 

- Кто такой "маленький человек"?

Справка: "Маленький человек". Этим понятием в литературе обозначают персонажа, не наделённого героическими качествами, не имеющим каких-то особенных отличий. "Маленький человек" - обычный, заурядный 

- Давайте вспомним авторов, их произведения, в которых основной была тема "маленького человека". (А. С. Пушкин "Станционный смотритель", "Медный всадник", Н. В. Гоголь "Шинель", "Повесть о капитане Копейкине" из поэмы "Мёртвые души").

- Какие чувства вызывали все эти "маленькие люди"? (Жалость, обиду за героя, сочувствие, сострадание, боль за человека, желание помочь).

- Чехов осмысливает этот образ по-своему. А как именно сегодня мы с вами попытаемся разобраться.

Как-то А. П. Чехов признавался в письме к брату: "Извини, что я написал так много. Но у меня не было времени написать коротко". И ещё на память приходит притча, заимствованная из записной книжки французского писателя Альфонса Доде. Эту притчу любил Чехов. "Однажды мудрую певчую птицу спросили: "Ты поёшь так красиво, но почему твои песни так коротки?" На что птица ответила: "У меня так много песен, я должна поведать их миру".

Так и Чехов, познавая мир, его людей, торопился рассказать обо всём нам, своим читателям. В своих коротеньких рассказах он, как врач, пытается излечить людей от таких недугов, как пошлость, угодничество, чинопочитание, невежество, ограниченность кругозора.

Писатель считал: "Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть". Из множества эпизодов Чехов выбирает такие, в которых раскрываются характеры действующих лиц. В юмористических рассказах такой характеристикой является поведение героя в нелепой ситуации. А ситуации предельно просты, например, заболели зубы, проиграл деньги, случайная встреча друзей детства или... чихнул в театре.

5. Обратимся к рассказу А.П.Чехова «Смерть чиновника».

Впервые это произведение было напечатано в журнале "Осколки" в 1883 году в № 27 от 2 июля, с подзаголовком "Случай", за подписью Антоша Чехонте.(Сообщения о псевдонимах А.Чехова)

Просмотр фильма. https://www.youtube.com/watch?v=i4Sa8e3klmU

Задание на просмотр:

а) оцените игру актеров.  Горький говорил о Чехове: "Никто не понимал так ясно и тонко, как он, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать позорную и тоскливую картину их жизни".

б) сосчитайте, сколько раз просил прощения Червяков.

6. Анализ рассказа

- Как можно одной фразой передать содержание рассказа?

(чихнул – испугался – переживал – умер) – казус, анекдот

- Какое чувство вызывали у нас Самсон Вырин и Акакий Акакиевич? (жалость, сострадание)

- Какое чувство вызывает главный герой Червяков? Почему у него такая фамилия?. Фамилия у героя - говорящая: (перенос.) червяк - о жалком, ничтожном человеке (презрит.)  А у генерала?

Разберем элементы сюжета.

- С чего начинается рассказ?

ЗАВЯЗКА (найдите цитату в тексте):

«…Но вдруг лицо его поморщилось, глаза подкатились, дыхание остановилось…он отвел от глаз бинокль, нагнулся и… апхчи…чихнул»

РАЗВИТИЕ (найдите цитату в тексте):

«Червяков сконфузился, глупо улыбнулся и начал глядеть на сцену. Глядел он, но уж блаженства больше не чувствовал»

- Почему он больше не чувствовал блаженства?

-Почему он так переживал? (генерал – вышестоящий чин)

-А какой чин у Червякова? (экзекутор – хозяйственный исполнитель при канцелярии) Сравним его с предыдущими «маленькими»людьми. Он может позволить себе посещать театр (о чем Ак.АК. даже не мечтал), смотреть «Корневильские колокола», сидеть во втором ряду кресел ( партер!) у него есть жена. Значит социальный статус Червякова в норме. Почему же он так боится генерала? Кто из героев, по вашему мнению, ведет себя более естественно и реально: генерал или Червяков?

- Прочитайте ответы генерала.

В отличие от традиционной темы «маленького человека» у Чехова все перевернулось: скромный чиновник превратился в угнетателя, палача, а превосходительство – в угнетенную жертву. Подберем словарь синонимов (чинопочитание - холопство, самоунижение, пресмыкательство)

КУЛЬМИНАЦИЯ (найдите цитату в тексте):

«Пощел вон?- гаркнул вдруг посиневший и затрясшийся генерал.

- Что – с? - спросил шепотом Червяков, млея от ужаса»

Червяков сам унижает свое достоинство, он чиновник не по рангу, а по своей сущности, он утратил сои личные качества в той системе, где все подчинено неукоснительному преклонению нижестоящих чинов перед вышестоящими.

-Как вы прокомментируете цитату «В животе у Червякова что-то оторвалось..» -Как обычно говорят об испуге? (душа в пятки ушла, заячья душа)

-Какие есть еще фразеологизмы, связанные с этим словом? (жить душа в душу, душа компании, покривить душой, рад всей душой) Получается души-то у него и не было. Был чиновник, винтик бюрократической системы, потому как все закончилось?

РАЗВЯЗКА (найдите цитату в тексте):

«…вышел на улицу и поплелся…Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и …помер»

Это важная деталь - не снимая вицмундира – т.е. как бы умер чиновник, а не человек, поэтому смешно, а не кощунственно.

7. За и против

- Виноват ли Бризжалов в смерти Червякова?

(выступление учащихся: обвинитель и защитник) Как вы думаете, мог ли такой случай быть на самом деле?

По свидетельству М.П.Чехова, бывший управляющий московскими императорскими театрами В.П.Бегичев рассказал Чехову случай, действительно происшедший в Большом театре. Возможно, Чехов также опирался на сообщение одного из таганрогских корреспондентов, писавшего ему в январе 1882г. О самоубийстве мелкого таганрогского чиновника после неудачной попытки попросить извинения у своего начальника за какой-то незначительный проступок.

Текстовый анализ.

- Какие несуществующие действия приписывает генералу не на шутку оробевший, запаниковавший, обеспокоившийся Червяков? (Мстительные намерения: "Забыл, а у самого ехидство в глазах, - подумал Червяков, подозрительно поглядывая на генерала. - И говорить не хочет.... Теперь не подумает, так после подумает!"; "Говорить не хочет! - подумал Червяков, бледнея. - Сердится, значит... Нет, это нельзя оставить". ; "... Генерал, а не может понять... Когда так, не стану же я больше извиняться перед этим фанфароном! Чёрт с ним! Напишу ему письмо, а ходить не стану! Ей-богу, не стану!")

- Как реагирует генерал на назойливость чиновника? Оправданы ли эти действия? (Выборочная работа с текстом, работа с интонацией.) "Ничего... ничего... " "Ах, сидите, пожалуйста! Дайте слушать".

"Ах, полноте. Я уже забыл, а вы всё о том же! - сказал генерал и нетерпеливо шевельнул нижней губой".

"Какие пустяки... Бог знает что! Вам что угодно? - обратился генерал к следующему просителю".

"Генерал состроил плаксивое лицо и махнул рукой".

"Да вы просто смеётесь, милостисдарь! - сказал он, скрываясь за дверью".

"Пошёл вон!! - гаркнул вдруг посиневший и затрясшийся генерал".

"Пошёл вон!! - повторил генерал, затопав ногами".

(Работа в тетради)

Выпишите в тетрадь, последовательно располагая слова и словосочетания, усиливающие гнев генерала:

Сказал и нетерпеливо шевельнул нижней губой; состроил плаксивое лицо; сказал он, скрываясь за дверью; гаркнул; повторил, затопав ногами.

Какой приём использует здесь автор, показывая, как нарастает гнев генерала? (Приём градации - последовательно усиливается гнев генерала из-за назойливости Червякова. Возрастающая градация обычно используется для эмоциональной выразительности и воздействующей силы текста). Тут Чехов использует гиперболу: "... лёг на диван и... помер".

Вы обратили внимание на то, как сразу, стремительно развивается сюжет, концовка должна быть как можно более содержательной, эффектной. Такая яркая, острая и неожиданная концовка - один из признаков новеллы. Поэтому чеховские рассказы называют ещё и новеллами.

Автор использует здесь ядовитую иронию: поведения героя лишено логики, налицо контраст причины и следствия. Именно гипербола подчёркивает весь ужас "футляра" - добровольного холопства.

Душа Червякова омертвела, он утратил человеческие качества, превратился в добровольного, жалкого, ничтожного раба. В рассказе умирает, по сути, не человек, а носитель чина, винтик бюрократической машины. Эта мысль подчёркивается названием "Смерть чиновника", которое отражает идею произведения.

Сегодня мы говорим об эволюции образа "маленького человека".

- Что такое эволюция? (Зачитать!) Эволюция - процесс постепенного непрерывного количественного изменения, подготавливающий качественный изменения; вообще развитие (процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное, от низшего к высшему).

Мы заявили в начале урока, что Чехов меняет своё отношение к "маленькому человеку".

8. Выводы по уроку.

Заключительное слово учителя.

Писателю в конце 19 века удаётся по-новому взглянуть на своих героев, на их повседневную жизнь. Он сумел показать, как на отношения между людьми влияют господствовавшие в то время нравы, в первую очередь - принцип господства и подчинения. С особой силой Чехов обличает добровольное холопство, холопство по убеждению.

Под пером писателя-реалиста маленькая бытовая сценка превратилась в типичную картину тогдашней жизни. (Е. Tер-Антонянц).

Бытовой рассказ писатель обновляет, пересматривает традиционный подход к теме "маленького человека", сознательно порывает с привычной трактовкой образа "маленького человека" как человека униженного и оскорблённого. Потому что за годы, прошедшие после появления гоголевской "Шинели", жизнь показала, что волчьи законы новых буржуазных отношений, поклонение капиталу и чину, являются достоянием не только сильных мира сего.

Вспомните ещё раз всех литературных "маленьких людей."

Как меняется чеховское отношение к «маленькому человеку»?

От жалости и сострадания                                           к осуждению и осмеянию, обличению.

9. Рефлексия.

Почему рассказ называется «Смерть чиновника», а не «Смерть Червякова»?

10. Домашнее задание

1. Сочинение-миниатюра «Что делать, чтобы не остаться «маленьким человеком»?

2. Прочитать рассказ «Тоска».

"Маленький человек". Этим понятием в литературе обозначают персонаж, не наделённый героическими качествами, не имеющий каких-то особенных отличий. "Маленький человек" -обычный, заурядный. 

Эволюция - процесс постепенного непрерывного количественного изменения, подготавливающий качественный изменения; вообще развитие (процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное, от низшего к высшему).

От жалости и сострадания                                           к осуждению и осмеянию, обличению.



Предварительный просмотр:

Литература                                9-А, Б классы                                урок № 68

Дата: 18.02.2021

Тема. А.П.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа  «маленького человека» в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к «маленькому человеку».

Цели: на примере рассказа «Смерть чиновника» раскрыть подход писателя к изображению одной из важнейших тем русской литературы – темы «маленького человека».
Учить анализировать произведение, выявлять позицию автора, делать выводы, развивать монологическую речь.
Воспитывать чувство собственного достоинства, нетерпимость к самоунижению, чинопочитанию.

Планируемые результаты:

Личностные: аргументированно оценивать поступки литературных героев, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности; осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор в соотношении с поступками литературных героев.

Познавательные: анализ эпического произведения (обобщать, доказывать, делать выводы, строить логически обоснованные суждения), развитие смыслового чтения текста (с выделением фактуальной, смысловой, подтекстовой информации), представлять учебную информацию в разных формах.

Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, оценивают уровень владения материалом, понимают проблему, выделяют причинно-следственные связи в письменном высказывании, формулируют выводы.

Коммуникативные: излагать своё мнение в учебном монологе, диалоге, полилоге , аргументируя его, подтверждая текстовыми фактами; осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей.

Предметные: понимание литературы как особого способа познания жизни; воспитание читателя, владеющего процедурами смыслового и эстетического анализа текста.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: текст рассказа «Смерть чиновника», портрет писателя, иллюстрации к произведению, ПК, экран, к/ф «Смерть чиновника»; приложение.

Эпиграф:

В любых условиях человек должен остаться человеком, более того: величие человеческой души или, наоборот, ее уничижение не зависит ни от каких обстоятельств. Каким ты станешь: зависимым или независимым, презренным или достойным, обывателем или гражданином – человек определяет сам!

А.П.Чехов

Ход урока

1.Оргмомент. Приветствие. Проверка отсутствующих.

2. Объявление темы урока. Определение целей.

3. Работа по теме урока.

Повторение биографии А.П.Чехова (сообщения учащихся).

- Что запомнилось? Что удивило?

- Какие произведения А.П.Чехова вы читали?

- Какие основные темы поднимал в своем творчестве? (тема «маленького человека»: «Толстый и тонкий», «Унтер Пришибеев»)

4. Слово учителя.

 Тема сегодняшнего урока звучит так: "Эволюция образа " маленького человека" в русской литературе ХIХ века и чеховское отношение к нему" 

- Кто такой "маленький человек"?

Справка: "Маленький человек". Этим понятием в литературе обозначают персонажа, не наделённого героическими качествами, не имеющим каких-то особенных отличий. "Маленький человек" - обычный, заурядный 

- Давайте вспомним авторов, их произведения, в которых основной была тема "маленького человека". (А. С. Пушкин "Станционный смотритель", "Медный всадник", Н. В. Гоголь "Шинель", "Повесть о капитане Копейкине" из поэмы "Мёртвые души").

- Какие чувства вызывали все эти "маленькие люди"? (Жалость, обиду за героя, сочувствие, сострадание, боль за человека, желание помочь).

- Чехов осмысливает этот образ по-своему. А как именно сегодня мы с вами попытаемся разобраться.

Как-то А. П. Чехов признавался в письме к брату: "Извини, что я написал так много. Но у меня не было времени написать коротко". И ещё на память приходит притча, заимствованная из записной книжки французского писателя Альфонса Доде. Эту притчу любил Чехов. "Однажды мудрую певчую птицу спросили: "Ты поёшь так красиво, но почему твои песни так коротки?" На что птица ответила: "У меня так много песен, я должна поведать их миру".

Так и Чехов, познавая мир, его людей, торопился рассказать обо всём нам, своим читателям. В своих коротеньких рассказах он, как врач, пытается излечить людей от таких недугов, как пошлость, угодничество, чинопочитание, невежество, ограниченность кругозора.

Писатель считал: "Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть". Из множества эпизодов Чехов выбирает такие, в которых раскрываются характеры действующих лиц. В юмористических рассказах такой характеристикой является поведение героя в нелепой ситуации. А ситуации предельно просты, например, заболели зубы, проиграл деньги, случайная встреча друзей детства или... чихнул в театре.

5. Обратимся к рассказу А.П.Чехова «Смерть чиновника».

Впервые это произведение было напечатано в журнале "Осколки" в 1883 году в № 27 от 2 июля, с подзаголовком "Случай", за подписью Антоша Чехонте.(Сообщения о псевдонимах А.Чехова)

Просмотр фильма. https://www.youtube.com/watch?v=i4Sa8e3klmU

Задание на просмотр:

а) оцените игру актеров.  Горький говорил о Чехове: "Никто не понимал так ясно и тонко, как он, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать позорную и тоскливую картину их жизни".

б) сосчитайте, сколько раз просил прощения Червяков.

6. Анализ рассказа

- Как можно одной фразой передать содержание рассказа?

(чихнул – испугался – переживал – умер) – казус, анекдот

- Какое чувство вызывали у нас Самсон Вырин и Акакий Акакиевич? (жалость, сострадание)

- Какое чувство вызывает главный герой Червяков? Почему у него такая фамилия?. Фамилия у героя - говорящая: (перенос.) червяк - о жалком, ничтожном человеке (презрит.)  А у генерала?

Разберем элементы сюжета.

- С чего начинается рассказ?

ЗАВЯЗКА (найдите цитату в тексте):

«…Но вдруг лицо его поморщилось, глаза подкатились, дыхание остановилось…он отвел от глаз бинокль, нагнулся и… апхчи…чихнул»

РАЗВИТИЕ (найдите цитату в тексте):

«Червяков сконфузился, глупо улыбнулся и начал глядеть на сцену. Глядел он, но уж блаженства больше не чувствовал»

- Почему он больше не чувствовал блаженства?

-Почему он так переживал? (генерал – вышестоящий чин)

-А какой чин у Червякова? (экзекутор – хозяйственный исполнитель при канцелярии) Сравним его с предыдущими «маленькими»людьми. Он может позволить себе посещать театр (о чем Ак.АК. даже не мечтал), смотреть «Корневильские колокола», сидеть во втором ряду кресел ( партер!) у него есть жена. Значит социальный статус Червякова в норме. Почему же он так боится генерала? Кто из героев, по вашему мнению, ведет себя более естественно и реально: генерал или Червяков?

- Прочитайте ответы генерала.

В отличие от традиционной темы «маленького человека» у Чехова все перевернулось: скромный чиновник превратился в угнетателя, палача, а превосходительство – в угнетенную жертву. Подберем словарь синонимов (чинопочитание - холопство, самоунижение, пресмыкательство)

КУЛЬМИНАЦИЯ (найдите цитату в тексте):

«Пощел вон?- гаркнул вдруг посиневший и затрясшийся генерал.

- Что – с? - спросил шепотом Червяков, млея от ужаса»

Червяков сам унижает свое достоинство, он чиновник не по рангу, а по своей сущности, он утратил сои личные качества в той системе, где все подчинено неукоснительному преклонению нижестоящих чинов перед вышестоящими.

-Как вы прокомментируете цитату «В животе у Червякова что-то оторвалось..» -Как обычно говорят об испуге? (душа в пятки ушла, заячья душа)

-Какие есть еще фразеологизмы, связанные с этим словом? (жить душа в душу, душа компании, покривить душой, рад всей душой) Получается души-то у него и не было. Был чиновник, винтик бюрократической системы, потому как все закончилось?

РАЗВЯЗКА (найдите цитату в тексте):

«…вышел на улицу и поплелся…Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и …помер»

Это важная деталь - не снимая вицмундира – т.е. как бы умер чиновник, а не человек, поэтому смешно, а не кощунственно.

7. За и против

- Виноват ли Бризжалов в смерти Червякова?

(выступление учащихся: обвинитель и защитник) Как вы думаете, мог ли такой случай быть на самом деле?

По свидетельству М.П.Чехова, бывший управляющий московскими императорскими театрами В.П.Бегичев рассказал Чехову случай, действительно происшедший в Большом театре. Возможно, Чехов также опирался на сообщение одного из таганрогских корреспондентов, писавшего ему в январе 1882г. О самоубийстве мелкого таганрогского чиновника после неудачной попытки попросить извинения у своего начальника за какой-то незначительный проступок.

Текстовый анализ.

- Какие несуществующие действия приписывает генералу не на шутку оробевший, запаниковавший, обеспокоившийся Червяков? (Мстительные намерения: "Забыл, а у самого ехидство в глазах, - подумал Червяков, подозрительно поглядывая на генерала. - И говорить не хочет.... Теперь не подумает, так после подумает!"; "Говорить не хочет! - подумал Червяков, бледнея. - Сердится, значит... Нет, это нельзя оставить". ; "... Генерал, а не может понять... Когда так, не стану же я больше извиняться перед этим фанфароном! Чёрт с ним! Напишу ему письмо, а ходить не стану! Ей-богу, не стану!")

- Как реагирует генерал на назойливость чиновника? Оправданы ли эти действия? (Выборочная работа с текстом, работа с интонацией.) "Ничего... ничего... " "Ах, сидите, пожалуйста! Дайте слушать".

"Ах, полноте. Я уже забыл, а вы всё о том же! - сказал генерал и нетерпеливо шевельнул нижней губой".

"Какие пустяки... Бог знает что! Вам что угодно? - обратился генерал к следующему просителю".

"Генерал состроил плаксивое лицо и махнул рукой".

"Да вы просто смеётесь, милостисдарь! - сказал он, скрываясь за дверью".

"Пошёл вон!! - гаркнул вдруг посиневший и затрясшийся генерал".

"Пошёл вон!! - повторил генерал, затопав ногами".

(Работа в тетради)

Выпишите в тетрадь, последовательно располагая слова и словосочетания, усиливающие гнев генерала:

Сказал и нетерпеливо шевельнул нижней губой; состроил плаксивое лицо; сказал он, скрываясь за дверью; гаркнул; повторил, затопав ногами.

Какой приём использует здесь автор, показывая, как нарастает гнев генерала? (Приём градации - последовательно усиливается гнев генерала из-за назойливости Червякова. Возрастающая градация обычно используется для эмоциональной выразительности и воздействующей силы текста). Тут Чехов использует гиперболу: "... лёг на диван и... помер".

Вы обратили внимание на то, как сразу, стремительно развивается сюжет, концовка должна быть как можно более содержательной, эффектной. Такая яркая, острая и неожиданная концовка - один из признаков новеллы. Поэтому чеховские рассказы называют ещё и новеллами.

Автор использует здесь ядовитую иронию: поведения героя лишено логики, налицо контраст причины и следствия. Именно гипербола подчёркивает весь ужас "футляра" - добровольного холопства.

Душа Червякова омертвела, он утратил человеческие качества, превратился в добровольного, жалкого, ничтожного раба. В рассказе умирает, по сути, не человек, а носитель чина, винтик бюрократической машины. Эта мысль подчёркивается названием "Смерть чиновника", которое отражает идею произведения.

Сегодня мы говорим об эволюции образа "маленького человека".

- Что такое эволюция? (Зачитать!) Эволюция - процесс постепенного непрерывного количественного изменения, подготавливающий качественный изменения; вообще развитие (процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное, от низшего к высшему).

Мы заявили в начале урока, что Чехов меняет своё отношение к "маленькому человеку".

8. Выводы по уроку.

Заключительное слово учителя.

Писателю в конце 19 века удаётся по-новому взглянуть на своих героев, на их повседневную жизнь. Он сумел показать, как на отношения между людьми влияют господствовавшие в то время нравы, в первую очередь - принцип господства и подчинения. С особой силой Чехов обличает добровольное холопство, холопство по убеждению.

Под пером писателя-реалиста маленькая бытовая сценка превратилась в типичную картину тогдашней жизни. (Е. Tер-Антонянц).

Бытовой рассказ писатель обновляет, пересматривает традиционный подход к теме "маленького человека", сознательно порывает с привычной трактовкой образа "маленького человека" как человека униженного и оскорблённого. Потому что за годы, прошедшие после появления гоголевской "Шинели", жизнь показала, что волчьи законы новых буржуазных отношений, поклонение капиталу и чину, являются достоянием не только сильных мира сего.

Вспомните ещё раз всех литературных "маленьких людей."

Как меняется чеховское отношение к «маленькому человеку»?

От жалости и сострадания                                           к осуждению и осмеянию, обличению.

9. Рефлексия.

Почему рассказ называется «Смерть чиновника», а не «Смерть Червякова»?

10. Домашнее задание

1. Сочинение-миниатюра «Что делать, чтобы не остаться «маленьким человеком»?

2. Прочитать рассказ «Тоска».

"Маленький человек". Этим понятием в литературе обозначают персонаж, не наделённый героическими качествами, не имеющий каких-то особенных отличий. "Маленький человек" -обычный, заурядный. 

Эволюция - процесс постепенного непрерывного количественного изменения, подготавливающий качественный изменения; вообще развитие (процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное, от низшего к высшему).

От жалости и сострадания                                           к осуждению и осмеянию, обличению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Блочно- модульная система в изучении темы «Образ «маленького человека» в русской литературе 19 века»

Блочно- модульная система в изучении темы  «Образ «маленького человека» в русской литературе 19 века»...

Образ "маленького человека" в русской литературе ХIХ века

Тема не новая, но её знание необходимо и учащимся, и поступающим в вузы....

Урок-исследование по литературе в 7 классе "Образ "маленького человека" в русской литературе

         Цель данной работы: презентация опыта по применению технологии проектно-исследовательской деятельности на уроке литературы....

Эволюция образа «маленького» человека в русской литературе Х1Х-ХХ веков (на материале произведений А.С.Пушкина «Медный всадник», Н.В.Гоголя «Шинель», Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», Т.Н.Толстой «Соня»)

Данный урок уместно проводить в 10 классе профильного уровня, т.к. изучение литературы  на профильном уровне , сохраняя фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об ист...

А. П. Чехов. Слово о писателе. Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе 19 века и чеховское отношение к нему

Название предмета:  Литература.Класс: 9.УМК: Коровина В.Я, Журавлев В.П., Збарский И.С., Коровин В.И. «Литература. 9 класс». Учеб. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2013.Уровень обучения: базо...

Образ маленького человека в русской литературе 8 класс

В презентации  произведения, связанные с зарождением образа "маленького"человека в русской литературе....

Реализм и образ «маленького человека» в русской литературе

В презентации представлен теоретический материал, необходимый при работе с повестью А.С. Пушкина "Станционный смотритель".Рассматриваются понятия:-реализм-критический реализм-"маленький...